Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Психотипы мушкетеров » Ответить

Психотипы мушкетеров

Alex: Нет, не найдете Вы в своих друзьях, живых людях со свойственными им недостатками, прототипов Атоса, Портоса, Арамиса, д'Артаньяна, наконец! Они идеализированы, абсолютны, мифологичны, архитипичны: д'Артаньян - ум, Портос - сила, Атос - благородство, Арамис - хитрость; Вот еще, уже из психолоигии: д'Артаньян - холерик, Арамис - сангвиник, Портос - флегматик, Атос - меланхолик; Хотелось бы процитировать: "Лучшие герои Дюма архетипичны, с ними проще простого отождествиться, что доступно всякому школьнику; тут и в самом деле "не надо никакой подготовки", как незачем готовиться к восприятию сказок и мифов. Великие персонажи Дюма мифологичны и оттого - вне любых оценок, кроме любви и ненависти. Герой не может быть аморальным - это открыл еще Гомер, а в наше время убедительно подтвердил кинематограф. Крупный план убеждает в правоте. Д'Артаньян ничуть не лучше Рошфора, но Рошфора не разглядеть на заднем плане, а д'Артаньян занимает весь экран. Атос - кумир, Ришелье - гад. С этим не справиться ни сотням лет, ни сотням историков. Хотя Ришелье объединил Францию, основал Академию, изобрел майонез. Хотя Атос открыто тиранит верного слугу, избивает его и проигрывает в карты на манер русских крепостников; хотя Атос - холодный убийца, казнивший любимую жену по первому подозрению, не задав ни единого вопроса: "Разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве. " - О Боже, Атос! Да ведь это убийство! - вскричал д'Артаньян. - Да, вcего лишь убийство... - сказал Атос". Жена выжила и превратилась в миледи, но Атос этого не мог знать наперед. Зато знал Дюма - при этом без колебаний сделал Атоса светочем благородства, каковым он и пребывает посейчас. С героя - настоящего, сказочного - и спрашивать нечего: он парит. Кто-то из англичан сказал: "Тому, кто создал д'Артаньяна, можно простить что угодно". Это относится и к создателю, и к созданиям."

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Amiga: Одно время бурно обсуждались соционические типы мушкетеров. Вы это имеете в виду? Нет, именно темпераменты - холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Довольно часто звучит версия, что 4 мушкетера - все 4 типа темперамента. Почитала про них недавно еще раз, хоть убей, не могу никого меланхоликом обозвать...

ЛенинЪ: Ну, кого назвать меланхоликом(по крайней мере, в первой части) я знаю, но при Вас сказать боюсь:) Но в целом - не совсем 4 мушкетера вписываются в рамки 4 темпераментов. То есть можно подогнать, но это будет весьма поверхностно. Скорее, надо комбинировать.

Arabella Blood: ЛенинЪ пишет: Ну, кого назвать меланхоликом(по крайней мере, в первой части) я знаю, но при Вас сказать боюсь:) Ну почему же, я думаю, я соглашусь с вашим мнением, да и Amiga вряд ли будет очень возражать Но вообще, согласна. Надо комбинировать...


Amiga: Ну почему же, я думаю, я соглашусь с вашим мнением, да и Amiga вряд ли будет очень возражать Буду-буду, еще как буду!!! :)))))))))))) Флегматик - да :) Для меланхолика они там, имхо, все слишком сильные люди :)

Кассандра: Мне всегда казалось, что (не категорически, но близко по характеристикам) Дарт - холерик, Портос - сангвиник, Арамис - меланхолик, Атос - флегматик. ИМХО, конечно.

Scally: Кассандра пишет: Дарт - холерик, Портос - сангвиник, Арамис - меланхолик, Атос - флегматик. ИМХО, конечно. С характеристикой Атоса и Арамиса у меня то же самое, но мне кажется, что тут Дарт и Портос меняются местами.

ЛенинЪ: Не, я отказываюсь. Дарт - не холерик. Холерик - это человек неуровновешанный, с мгновенными вспышками разных чувств и с таким же мгновенным потуханием. Дарт же всегда одинаково языкат, дерзок и смел. Арамис - не меланхолик, он напускает на себя грусть, но она - деланная. Портос - не сангвиник, ибо сангвиники - самые уровновешанные и спокойные, рассудительные. О Портосе нелься сказать, что он рассудителен и спокоен. Ну и Атос не флегматик, точнее, не совсем флегматик, ибо когда надо - он далеко не пассивен.

Iren: Кассандра пишет: Дарт - холерик, Портос - сангвиник, Арамис - меланхолик, Атос - флегматик. ИМХО тоже. Как только такие разные темпераменты ужились??? Значит, я Портос. Гыгык... Всегда так думала...

Arren: Alex пишет: Вот еще, уже из психолоигии: д'Артаньян - холерик, Арамис - сангвиник, Портос - флегматик, Атос - меланхолик; Извините если ошибаюсь, на мне кажеться, что Атос скорее флегматик (Атос узнал товарища и, несмотря на всю свою флегматичность, разразился хохотом), Портос - 100% сангвиник, а Арамис - меланхолик (исхожу из фраз типа "Мир - это склеп") А что касается популярности "Трех мушкетеров", то я присоединяюсь к всему выше сказанному. Роман бесподобен, способный тронуть души людей любого возраста, пола и т.д.

Alex: Arren пишет: Alex пишет: цитата: Вот еще, уже из психолоигии: д'Артаньян - холерик, Арамис - сангвиник, Портос - флегматик, Атос - меланхолик; Извините если ошибаюсь, на мне кажеться, что Атос скорее флегматик (Атос узнал товарища и, несмотря на всю свою флегматичность, разразился хохотом), Портос - 100% сангвиник, а Арамис - меланхолик (исхожу из фраз типа "Мир - это склеп") Данную формулировку я услышал от препода в институте -надцать лет тому назад... Конечно, запомнил его слова: этот роман в возрасте семи лет мне читал перед сном мой отец. Специально посмотрел определения этих психологических типов в Инете... Выясил, что подобное разделение на типы - всего лишь попытка классификации (как я понял еще античная попытка). Но, все же учитывая, что данная классификация весьма условна, приведу свои доводы: 1. Арамис-меланхолик, говоря, что "мир - это склеп" - на мой взгляд лукавит и весьма деятелен: - плетет интриги и заговоры, - является любовником обворожительных молодых герцогинь, - весьма честолюбив: ваннский епископ, генерал ордена иезуитов, герцог д'Аламеда и испанский гранд! Поверьте мне на слово - меланхолики таких успехов не добиваются... 2. Портос-сангвиник... Образ Портоса, ИМХО, раскрывается в трилогии по замыслу автора постепенно, сначала Дюма представляет его задирой и смешным честолюбцем ("Перевязь Портоса"), а поздее жажда получить баронство, корыстолюбцем - его роман с престарелой кокеткой г-жой Кокнар, далее верным бескорыстным другом, простодушие которого граничит с глупостью (наверное, "мудрой" глупостью)... и окончательное раскрытие образа героя автор прописывает уже посмертно (е.м.н.и.м. "Завещание Портоса" и "Эпитафия Портосу") - и здесь вдруг оказывается, что Портос вмещал в своем сердце столько же благородства - как у Атоса, хитростью он не уступал Арамису, а умом - д'Артаньяну. Этот образ, как мне кажется, самый нераскрытый и, кажется, Портос был самым любимым героем Дюма. Поэтому, проанализировать писхотип Портоса сложно: флегматик или все же сангвиник? 3. Атос-флегматик. Ну не-е-т, как нажрется вина (водки, пива) и начнет о женшинах - меланхолик типический. Помните его слова вроде: "Тот кто выиграл женщину - тот выиграл смерть" - обреченность меланхолика. Пусть Дюма и назвал его флегматиком... Arren, конечно, воспринимать всерьез подобную классификацию литературных героев, я думаю, не стоит ;-) P.S. Цитаты были взяты (скорее вырваны) из: Петр Вайль "Гений места".

Arren: Alex пишет: Arren, конечно, воспринимать всерьез подобную классификацию литературных героев, я думаю, не стоит ;-) Я просто высказала свое предположение. Кроме того психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов: Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство. Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Alex: Arren пишет: Я просто высказала свое предположение. Кроме того психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов: Arren, полностью с Вами согласен. Об этом написал постом ранее: "Выясил, что подобное разделение на типы - всего лишь попытка классификации"

Alex: В завершение темы о темпераментах мушкетеров. Да уж... эти психологи как всегда все напутали..., вот три ссылки: [url]http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/temper1.htm[/url] Классическим примером различных типов темперамента являются герои Александра Дюма "Три мушкетера": Атос (сангвиник), Партос (флегматик), Арамис (флегматик), Д'Артаньян (холерик). [url]http://psi.webzone.ru/intro/intro14.htm[/url] Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как: — сангвиник, — холерик, — флегматик, — меланхолик. Сангвиник. Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. [url]http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200700103[/url] Вопросы и задания Всем вам хорошо знаком роман А.Дюма «Три мушкетера». В «Энциклопедии для детей», т.18 «Человек». Ч. 2 в качестве иллюстрации к статье «Измерения темперамента» на с. 275 помещен рисунок, на котором мушкетеров расположили в соответствии со шкалой Айзенка. На рисунке д’Артаньян представлен сангвиником, Арамис – холериком, Атос – меланхоликом, Портос – флегматиком. (Возможно, авторы «Энциклопедии...» сделали это произвольно). Прочитайте описание четырех мушкетеров (Приложение 8) и попробуйте определить, соответствует ли это истине. (Для быстроты работы класс делится на 4 группы, каждая работает над описанием одного мушкетера.) (Ответы. Д’Артаньян. По телосложению: согласно Сиго дыхательный (респираторный) тип, а значит, согласно Кречмеру, шизотимик. По характеру и личностным качествам: умный, смелый, великодушный, остроумный с задорным нравом, беспокойный, нетерпеливый, вспыльчивый и в то же время осторожный, любопытный интриган. Вывод: в целом, соответствует сангвинику. Атос. Внешне: безукоризненно одетый, всегда подтянутый, с твердой поступью, благороден телом и душой, строгое лицо и благородная осанка, вид величественный. По характеру и личностным качествам: изысканно учтив, всегда спокойный, полный благородного достоинства, независим, терпелив, молчалив, никогда не смеется, говорит кратко и точно, сдержан, нелюдим и неразговорчив, морально превосходит всех. Вывод: некоторые черты меланхолика (мрачность, неразговорчивость, никогда не веселится) присутствуют. Однако отсутствуют нелюдимость (есть друзья, и он им предан), сильный тип нервной системы (а не слабый, по Павлову) и др. Арамис. Внешне: простодушен, скромен, очень красив и тщательно ухаживает за своей внешностью, сама кротость и олицетворенное изящество. Характер: говорит мало и медленно слащавым, ласковым тоном, изысканно вежлив, смеется бесшумно, двуличен (служит в мушкетерах, а готовится стать священником), осторожен, весь окутан таинственностью, скрытен, не азартен, не любит гостей и общество, даже жилище у него окутано тайной. Вывод: абсолютное несоответствие холерическому темпераменту. Скорее флегматик, но и здесь присутствуют не все черты. Портос. Внешне: рослый, даже гигантского роста. По телосложению: согласно Сиго – пищеварительный (дигестивный) тип, по Кречмеру – пикник, а значит циклотимик. Характер: высокомерный, любит пустить пыль в глаза, разговаривает много и громко ради собственного удовольствия; самовлюбленный, не любит науку. Одевается вызывающе богато, любит хвастать успехами у женщин, и хвастаться вообще, тщеславный и болтливый, виден насквозь. Вывод: абсолютно не соответствует флегматику. Скорее присущи холерические черты, но не полностью. Общий вывод: невозможно отнести человека только к одному из четырех предложенных типов темперамента.)

Arren: Alex пишет: В завершение темы о темпераментах мушкетеров. Да уж... эти психологи как всегда все напутали Сколько людей, столько и мнений)))

Sota: Но с тем, что Портос флегматик не соглашусь никогда...

Леди Анро: Кассандра пишет: Мне всегда казалось, что (не категорически, но близко по характеристикам) Дарт - холерик дАртаньян не может быть холериком. разве что в самом начале "Трёх мушкетёров". Он для холерика, ИМХО, имеет слишком холодную голову. Придумывать такие блестящие планы через радугу эмоций холерика сложно. К тому же, в "Виконте де Бражелоне" сказано, что дАртаньян выходил из себя всего пять раз за всю его жизнь. Холерик же выходит из себя по пять раз в неделю.

Пиратка: Alex пишет: Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма. Если Атос - холерик, то я африканская принцесса... И д'Арт такой же сангвиник, как Атос-холерик... Мне больше импонирует характеристика Alex, данная в самой первом посте...

ДартаниАнна: Alex пишет: "...приведу свои доводы..." Ваши доводы кажутся мне очень убедительными, в самую точку! Только вот насчет Арамиса чуточку не уверена - Дюма несколько раз назвал его нервным. Интересно, бывают нервные флегматики? Конечно, он и Атоса назвал флегматичным, но, возможно, он имел в виду манеру поведения. А душа у Атоса ранимая, задумчивая... ИХМО. В целом с Вашим распределением психотипов я согласна. А положительные герои у Дюма (тоже ИМХО, конечно ) отличаются от отрицательных, на мой взгляд, способностью к самопожертвованию. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".  

Диамант: ИХМО, Дартаньян - никак не холерик. Он как раз сангвиник. А холерик - Арамис. Атос не меланхолик. Он от природы сангвиник. Темперамент и черная полоса жизни - это разные понятия. Меланхолик был Рауль.

Констанс1: Диамант Причем виконт не просто меланхолик-а черный меланхолик.А Портос -флегматик. И Ла Вальер-меланхолик. Помните то внушение, которое делает Луизе Ора обьясняя про 4 темперамента и как опасно может быть для человека разлитие черной желчи-т.е. меланхолия.

ДартаниАнна: Ну Рауль - это точно! Меланхолик.

Флёр: А Миледи кто по темпераменту? Вот, Констанция - сангвиник, по моему... Королева - меланхолик, как и её супруг король. Г-жа Кокнар, наверно, тоже сангвиник, как и Констанция, они такие предприимчивые... А Ришелье?

Орхидея: Холерик. неусидчивы; невыдержанны, вспыльчивы; нетерпеливы; резки и прямолинейны в отношениях с людьми; решительны и инициативны; некоторые считают вас упрямым; находчивы в споре; работаете рывками; склонны к риску; незлопамятны и необидчивы; обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; неуравновешенны и склонны к горячности; агрессивный забияка; нетерпимы к недостаткам; обладаете выразительной мимикой; склонны быстро действовать и решать; неустанно стремитесь к новому; обладаете резкими, порывистыми движениями; настойчивы в достижении поставленной цели; склонны к резким сменам настроения. Сангвиник веселы и жизнерадостны; энергичны и деловиты; часто не доводите начатое дело до конца; склонны переоценивать себя; способны быстро охватывать новое; неустойчивы в интересах и склонностях; легко переживаете неудачи и неприятности; легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; с увлечением беретесь за любое новое дело; быстро остываете, если оно перестает вас интересовать; быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую; тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой; общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; выносливы и работоспособны; обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой; сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке; обладаете всегда бодрым настроением; быстро засыпаете и пробуждаетесь; часто не собранны, проявляете поспешность в решениях; склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь. Флегматик спокойны и хладнокровны; последовательны и обстоятельны в делах; осторожны и рассудительны; умеете ждать; не любите попусту болтать; обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; сдержанны и терпеливы; доводите начатое дело до конца; не растрачиваете попусту сил; строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе; легко сдерживаете порывы; маловосприимчивы к одобрению и порицанию; незлобны, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; постоянны в своих отношениях и интересах; медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое; ровны в отношениях со всеми; любите пунктуальность во всем; с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; обладаете выдержкой. Меланхолик стеснительны и застенчивы; теряетесь в новой обстановке; затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми; не верите в свои силы; легко переносите одиночество; чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; склонны уходить в себя; быстро утомляетесь; обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота; невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; впечатлительны до слезливости; чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; предъявляете высокие требования к себе и к окружающим; склонны к подозрительности, мнительности; болезненно чувствительны и легко ранимы; чрезвычайно обидчивы; скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; малоактивны и робки; безропотно покорны; стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих. Судя по этому тесту у меня получились следующие результаты о мушкетёрах, которые, вопреки стереотипу, не являются представителями какого-либо одного типа темперамента. Они как все нормальные люди сочетают в себе насколько темпераментов. Собственно, само слово "темперамент" в переводе означает "смесь", но один, как правило, доминирует, хотя далеко не всегда. Так вот, что у меня вышло: Меланхоликов среди них нет. К тому же это слабый тип, а мушкетёры очень сильные люди. У Атоса преобладает флегматик, остальные типы выражены приблизительно в равной не особо значительной степени. Портос довольно ярко выраженный сангвиник с лёгкой примесью холерика, остальное незначительно. У Арамиса преобладает холерический тип, довольно выражены флегматик(впрочем это скорее результат самовоспитания, действие характера, а смешивать темперамент и характер будет неправильно) и сангвиника, также имеются некоторые меланхолические черты. Д'Артаньян - сангвиник, с яркой примесью холерика. Также наблюдаются некоторые флегматические черты, меланхолические, похоже, вовсе отсутствуют. Ну, собственно, как-то так. Если кому интересно, предоставлю процентное соотношение темпераментов героев по этому тесту. Хотя для более точных результатов лучше использовать и сравнивать результаты разных тестов. Да, и мнения о чертах характера персонажах у разных людей могут не сходится.

Стелла: Судя по этому тесту у меня получились следующие результаты о мушкетёрах, которые, вопреки стереотипу, не являются представителями какого-либо одного типа темперамента. Они как все нормальные люди сочетают в себе насколько темпераментов. Орхидея - именно что - живые люди. И втиснуть их в какие-то догмы и рамки - нереально.

Орхидея: Луиза де Лавальер действительно типичный меланхолик. Виконт де Бражелон похоже тоже, но с некоторой примесью флегматика.

Стелла: Орхидея , а Миледи- параноидальная личность?

nadia1976@ukr.net: Стелла пишет: Миледи- параноидальная личность? Ну, к психиатру ей не помешало бы обратиться... Когда я оцениваю Миледи, то ловлю себя на мысли, что мое отношение к ней отрицательное, но не безоговорочно отрицательное. Есть в ней что-то притягательное... Я бы хотела видеть ее в исполнении Николь Кидман))) Мне кажется, что сам Дюма писал сцену ее казни с таким учетом, чтобы читатель содрогнулся, и ему стало ее немножечко жаль. Как ДАртаньяну. Нужен тайм-аут...

Орхидея: Да вроде явной паранои у миледи не наблюдается. Хотя есть в ней что-то такое, если не вникать глубоко в психологию. Скорее она сама вызывает параною у окружающих. Но нервишки у леди Кларик точно пошаливают. А то темпераменту, думаю, она холерик (естественно с примесями).

Флёр: Гиперактивна наша миледи. Проще говоря: шило в одном месте. Как-то не складывается впечатление, что 25-летняя миледи наделена "умом поэта", как судил о ней Атос несколькими годами раньше. Поэт - скорее, созерцатель, а не деятель. А миледи весьма деятельная особа. Вообще, не очень понятно, что он имел в виду, давая ей такую характеристику, что именно могло внушить ему такое мнение? О чем они беседовали, что он так думал о ней?

Viksa Vita: У миледи антисоциальное расстройство личнности. Человек, попирающий социальныe нормы, присущие его среде, аморальный, манипулятивный, но невероятно обаятельный, чуткий интуит к другим, но лишь для того, чтобы использовать их в своих целях, тогда как по настоящему окружающих не принимает в расчет, не способный к чувствам раскаяния и вины, при этом ранимый и агрессивный, постоянно лжет, увиливает, изворачивается и приносит вред и ущерб окружающим - Дюма описал все симптомы по справочнику, даже сомнений никаких не возникает :) Подобными обаятельными, вызывающими противоречивую симпатию антисоциалами литература и кино полны до краев. Навскидку вспоминаются Ганнибал Лектор, "Парфюмер" Гренуй, "Коллекционер" Фаулза, профессор Мориарти. И, конечно, Волдеморт :) Чем ближе они к нашим современникам, тем биография, оправдывающая этих героев богаче, тем явственнее выходят они на передений план повествования, тем больше позволяют авторы отождествлятся с ними. В современной же культуре телевидения последнего десятилетия, если вы заметите, явление "плохой чувак" обаяшка в главной роли - скорее норма, чем отклинение от нее. Начнем пересчитывать? все тот же Лектор, Тони Сопрано, Декстер, Уолтер Уайт, ну и даже немножко Хаус. На самом деле это явление предоставляет зрителям и читателям ничто иное, как моральную лакмусовую бумажку, моральную задачу, дилемму, в которой выбор стоит за тем, кто "прочел" текст. С кем отождествитесь? Насколько сможете оправдать аморальное поведение? Чем оно оправдывается? Где проходят границы вашей толерантности? Эти тексты не дают ответов, а задают вопросы, и каждый решает сам для себя, что можно простить, а что -нет, прочерчивая границы там, где лежит его собственная совесть.



полная версия страницы