Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Школьная программа и мушкетерская трилогия » Ответить

Школьная программа и мушкетерская трилогия

Юлёк (из клуба): Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса (под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) преподнес мне приятный сюрприз. Дамы и господа, «Три мушкетера» у нас есть в школьной программе! Правда, предлагаются они для самостоятельного прочтения. Тема – «Героическая личность». Для обсуждения в классе предлагаются вопросы. Полагаю, что наши с вами ответы на них повергли бы любого педагога в состояние глубокой задумчивости. Если, конечно, педагог не принадлежит к дюманам. Завтра – первое сентября. Ну что, поиграем в школу? :))) 1. Согласны ли вы, что роман считается авантюрно-историческим? 2. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое. 3. Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он? Докажите, что именно он в центре всех событий романа. 4. Какие события представляются вам наиболее яркими, организующими сюжет произведения? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие? 5. Каков кодекс чести героев романа? Насколько он кажется вам применимым в наше время? 6. Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас? 7. Связаны ли подвиги героев романа со служением даме или у этих подвигов нет вдохновительницы? 8. Как вы представляете себе характер и облик Миледи? Это романтическая фигура или в том, как она описана, вы видите черты реального характера? 9. Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом времени? 10. Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в романе? 11. Какую роль играет пейзаж в романе? 12. Какие интерьеры вам особенно запомнились? 13. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, характерами и поступками героев, мастерством повествования, близостью позиций автора к вашим взглядом на жизнь? 14. Попробуйте охарактеризовать особенности мастерства автора. 15. Какие мысли и чувства возникают при чтении этого романа? 16. Чем можно объяснить появление бесконечного количества инсценировок и киновариантов сюжета романа?

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 5 All

Стелла: Меня восхищает даже не то, что они дружили когда были молоды: тогда была общая жизнь. одни привычки. одни цели. Вот как им удалось сохранить эту привязанность в старости, когда кроме воспоминаний и привязанности, и верности клятве нет ничего общего? Теперь, с годами, вижу. что у меня не осталось с моими друзьями ничего общего. А раньше готова была за них в огонь и в воду. Остались взаимное непонимание и раздражение. И -абсолютное не желание видеться: мы стали не интересны друг другу. Друзей надо любить- это правда! И быть к ним терпимой. А это в старости- труднее всего.

Стелла: Насчет денег , все, что было сказано- очень справедливо. А вот ты эти деньги отдал день в день, как и обязался, а спустя несколько лет, когда наступило непонимание, тебя этим долгом попрекают? Как это понять? только как отсутствие великодушия? Или обидой, что ты не доказываешь всякий раз свою благодарность? А ведь у четверки денежные расчеты , хоть это тоже было частью их жизни, не становились главным. Когда были вместе- все было поровну. В обычной жизни- каждому свое. хотя к старости они (Атос и Портос) всегда были готовы помочь друзьям деньгами.

Nataly: Atenae пишет: Тема не помешала бы. Так откройте же ее, кто же против Janna пишет: Однако, дискуссия затягивается... Однако, это форум


Элен де Винтер: Простите, а чтение "Трёх мушкетёров" будут после 8 класса задавать? А то я как раз 7 закончила, но у меня Дюма в списке летнего чтения нет...

Луиза Водемон: Элен де Винтер , насколько мне известно, в официальную школьную программу в РФ, это не входит.

Шарлотта: Странно, восьмой класс закончила год назад, а Дюма даже в помине не было.

Луиза Водемон: Шарлотта пишет: Странно, восьмой класс закончила год назад, а Дюма даже в помине не было. А что странного, если роман не входит в школьную программу?

LS: Шарлотта, Элен де Винтер Дюма у нас всегда был для внеклассного чтения. И по литературе, и по истории. Загляните в конец учебников, там должен быть такой список.

Helder: А у нас Дюма, вообще, не читали. Ибо другие доминанты были у школьников моей школы. Но и вводить в списки для чтения Дюма насильно - тоже не выход. У каждого свой вкус...

Та что под маской: Да... такое чувство что в школьной программе только одна тягомотина или русская классика не для детского ума..Тут кто-то мне шепнул , что мол школьники родную литературу не разумеют в купе с историей.А уж про зарубежную не много ли вы хотите голубушка?!И чем Дюма не угодил, может правдой жизни? Или любовными сценами ?

Стелла: Та что под маской - если учительница будет проводить урок так же нудно, как предписано в этих вопросах, грош цена этому изучению. Вспоминаю свои уроки литературы в 7-8 классе: ничего тошнотворнее у меня не было. Ощущение того, что ты попал в мир, где отсутствуют нормальные, яркие краски.

Helder: Та что под маской пишет: И чем Дюма не угодил, может правдой жизни? Или любовными сценами ? Видите ли, герои Дюма, вообще, сотрясатели основ. Такой пример для школьников пагубен. Такая версия.Стелла пишет: Та что под маской - если учительница будет проводить урок так же нудно, как предписано в этих вопросах, грош цена этому изучению. А вот это поможет отбить охоту читать, в соответствии с программой дебилизации населения России.

Стелла: Знаете, меня во Франции поразило, что люди читают сплошь и рядом в транспорте. И не популярное чтиво- а французскую классику. Прямо душу погрели. И читает- молодежь, не только старшее поколение. Прямо как в Советском метро.

Helder: "Так это ж в Турции! Там тепло". У нас тоже читают. Читают-читают. Не только бумажные книги, с экранов мобил - тоже. Качество чтива разное, это да. Но ведь у каждого свой вкус, да и, опять же, привить любовь к классической литературе - вопрос государственного образования, повторюсь - государственный вопрос. Важнейшим из искусств является кино. Я бы не взял книгу Дюма без удачной экранизации Хилькевича. Вы бы стали читать книгу, по которой сняли "Возвращение мушкетеров"? Одно к одному. Фильм - книга - изучение истории. Кому это сейчас нужно? Президент сказал, что нашему народу - 20лет. Патриарх - что до Крещения русичи были дикими зверьми. Школьная программа сводится к поверхностному "прохождению" предмета. Ох, да разубедите же меня!

Стелла: Helder -не имею права разубеждать, потому что потерялась в трех культурах. Я думаю, что классическое воспитание все же существует, но только в платных или очень престижных учебных заведениях. Чаво там говорят в России президенты и патриархи- так это все люди сюиминутные! Важно, какой продукт хотят получить из молодежи не вообще, а на ближайший исторический момент. Мне с Мушкетерами повезло- я прочитала первую книгу и на следующий день посмотрела первую серию Бордери. Хилькевич тогда помладше меня был, наверное. Ошеломление было таково, что я не знала, за что раньше хвататься: история Франции, Греции и Рима, история костюма... Русская история и литература стали не интересны, пресны( школа!). Потом появилась история театра, драматургия Франции. И поехало. Безусловно, Дюма сильнейший инициатор в расширении интереса к истории. Уже за это ему земной поклон!

ирина: Helder пишет: Я бы не взял книгу Дюма без удачной экранизации Хилькевича. Вы бы стали читать книгу, по которой сняли Я да,таки читала,а потом уже смотрела,экранизация Хилькевича мне совсем не нравится.Первую экранизацию я видела Бордери,считаю её лучшей.По поводу преподавания литературы в наших школах: Когда под забором в крапиве Несчастные кости сгниют, Какой-нибудь поздний историк Напишет внушительный труд, Да только замучит,проклятый, Ни в чем не повинных ребят, Годами рождения даты И ворохом скверных цитат. Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите,проклятые книги, Я вас не писал никогда! А.Блок

Helder: Стелла пишет: Безусловно, Дюма сильнейший инициатор в расширении интереса к истории. Уже за это ему земной поклон! ...От всех истфаков мира. Полностью согласен.

Вольер: Попробую в эту тему написать. ) Одна моя родственница (как говорил в своё время Арамис про небезызвестную белошвейку из Тура) не без моего подзуживания взялась провести урок внеклассного чтения по роману Дюма "Три мушкетёра" в восьмом классе обычной российской школы. Естественно, о теме было объявлено заранее. Из трёх докладов, которые должны были сделать ученики (биография Дюма, история прототипов, реальные исторические персонажи), не было готово ни одного. Роман Дюма удосужились прочесть три ученика, фильм Хилькевича (я не говорю уже про другие постановки) видел один ученик и ещё полтора вспомнили про мультик "Пёс в сапогах". Вот такая невесёлая картина. Так что обсуждать было особо нечего. Кстати класс был из категории "сильных".

Стелла: Вольер , а и в других странах- не лучше. В большинстве случаев кто-то слышал от родителей, что есть еще и книга, не только шедевр Андерсона. У нас полно французов в городе. За редкими исключениями, те из них, кому в районе тридцати - сорока и кому повезло окончить школу во Франции, что-то где-то слышали, может, даже читали. Те, кому в районе 50-60- ти знают, о ком идет речь и вообще: знают историю и литературу.

Орхидея: Господа дюмане, возник вопрос. Что проходят по литературе во Франции, кто нибудь знает? Наверняка туда входят их отечесвенные произведения. И как обстоят дела во французских школах с Дюма? Или опять, якобы, белее серьёзные Гюго, Бальзаки и т.п.? ) Меня это уже вторую неделю терзает.))

Стелла: Орхидея , а вы расспросите Delfiniya. Она на месте может узнать. Я знаю, что в Бельгии, даже в хороших ультраортодоксальных школах учат классическую французскую литературу. Судя по тому, как во Франции трепетно относятся к своему историческому наследию, должны учить. По крайней мере, в школах, где гуманитарный уклон. мама мне говорила, что учили, но поверхностно. Правда, это было начало тридцатых прошлого века и Дюма еще не покоился в Пантеоне.

Рошешуар: Орхидея пишет: Господа дюмане, возник вопрос. Что проходят по литературе во Франции, кто нибудь знает? Наверняка туда входят их отечесвенные произведения. И как обстоят дела во французских школах с Дюма? Или опять, якобы, белее серьёзные Гюго, Бальзаки и т.п.? Орхидея, задала я своей близкой подруге, которая уже лет 20 живет в Париже, этот вопрос. У нее двое ребятишек, старшая из которых, примерно 8-9 класс. Детки ходят в самую обычную городскую школу. В общем, подруга моя говорит, что она в шоке от того, как во французской школе изучают литературу. Читают очень мало, в начальной школе вообще не читают. Примерно раз в месяц учат какое-нибудь стихотворение на усмотрение учителя (иногда это бывает белый стих, и иногда стоящие стихи, например, Гюго или Поль Элюар). В "коллеже" (это школа среднего звена, лет с 11) по школьной программе читают максимум три книжки в год, из которых одна - это классическая литература, а две другие - книги никому неизвестных авторов-однодневок, не более 50 страниц. Так, в один год из классиков был Мольер, а в другой - сказки Мопассана. Про Дюма, к сожалению, ничего не слышно. А в наших школах, да, Дюма присутствует для самостоятельного чтения, в программе 8 класса (там же рядом и "Гаргантюа" Рабле был). Сын после 7-го класса, летом, одолел "Три мушкетера", но читал так, что меня просто корежило не по-детски, читал так, как добрые люди принимают лекарство, в строгой дозировке: "Мама сказала 50 страниц в день, значит 50!" И пусть там хоть на середине предложения закончится страница, он спокойно закрывал книгу и шел заниматься своими делами. Потом я ему "сменила дозировку" - читать три главы в день. А, та же песня)))) Не тронули его ни Атос, ни Портос, ни Арамис с д'Артаньяном, ни миледи, ни ее казнь, ни прочие примочки. Хорошо, хоть дочитал и запомнил имена основных персонажей.

Стелла: Я шью внуку на карнавал костюм мушкетера. Для начала решила ему дать посмотреть фильм Бордери( мальчику 7 лет), чтобы он хоть понял, что оденет. ( Это его мама выразила такое желание).Так вот, его хватило максимум на 10 минут. Потом он не захотел смотреть даже драки. Зато на компе с этими дурацкими играми-сражениями сидит часами. Не нужно большинству детей это все, как не печально.

Armande: Моя дочь, которая много читать вообще начала после окончания школы, осилила только "Королеву Марго". "Мушкетеры" у нее не пошли. А сын, всегда имевший склонность к чтению, прочитал и Мушкетерскую трилогию, и "Королеву Марго". Добровольно. Но вот моя любимая "Графиня де Монсоро" не вдохновила ни одного из них.

Рошешуар: О гугенотской трилогии я своему отпрыску даже побоялась заикнуться))))

Орхидея: Рошешуар, ну и образование! Я теперь буйно радуюсь, что учусь именно в России.)) Лучше уж чахнуть над Некрасовым, Достоевским (которого в целом не перевариваю), Толстым, но с уверенность, что буду образованным человеком. А Пушкин, Лермонтов, Тургенев, это даже не чахнуть, это иногда в кайф.)) А от стихов Тютчева, Фета вообще млею. Стелла, а вы не побывали предложить внуку ещё какие-нибудь экранизации, советский фильм Хилькевича (песни прекрасные) или другие более менее адекватные? Может что-то да проймёт.))

Стелла: Орхидея , мальчик ни слова не знает по-русски и не хочет знать. А его папочку от русской речи корежит, как меня - от немецкого языка. Я думаю, все дело в том, что это другая культура. начинала она формироваться именно русскими, польскими, немецкими переселенцами, а в 50-60 хлынули с Марокко, Йемена и прочего Мальгриба. За 70 лет существования государства единого народа, с единой культурой еще не сложилось. Для этого Америке потребовалось 200 лет. Меня поражает, как деградировала в этом плане муниципальная школа во Франции. Я помню, что мне мама рассказывала( она училась там в 20-30 годы). То, что она выучила тогда, она помнила и в 70 лет. Географию, историю, литературу, языки. А еще меня поразило то, что рассказывает знакомая Рошешуар, потому что пять лет назад я говорила с москвичкой, которая живет и работает в Париже. Когда я спросила, надолго ли они застряли во Франции, она мне ответила просто: " Пока сын не получит хорошее образование". Видимо, на Москву она не рассчитывала. Я не думаю, что в бывшем Союзе плохо учат сейчас. Я думаю, просто каждая из бывших республик страдает тенденциозностью в преподавании именно истории, литературы и географии, умаляя чужие страны и превознося свою культуру, как независимую и основополагающую. Это - издержки независимости.))))

Armande: Моя дочь заканчивала французскую спецшколу в Москве (отсюда у меня некоторые познания в языке). И в классе 8-м она ездила по обмену в Дижон. Жила в французской семье, а потом девочка из тамошнего лицея жила у нас (они и сейчас переписываются). Я не очень вдавалась в тонкости их школьной программы (дочка ходила к ним на уроки). Но у меня не сложилось впечатление, что у них что-то не так с подготовкой. Два языка (русский, английский), базовые предметы. Вроде нормально все. А через год у них начиналась следующая ступень со специализацией. Может, дело в уровне школы? По крайней мере у нас от этого много зависит.

Рошешуар: Стелла пишет: А еще меня поразило то, что рассказывает знакомая Рошешуар, потому что пять лет назад я говорила с москвичкой, которая живет и работает в Париже. Когда я спросила, надолго ли они застряли во Франции, она мне ответила просто: " Пока сын не получит хорошее образование". Стелла, полагаю, что просто у каждого человека свои представления о "хорошем образовании". Для кого-то это "не наше, и уже хорошо". А может быть ее ребенок учился в каком-нибудь платном лицее, где им было обещано это хорошее образование. Не знаю. Дети подруги учатся в самой обычной школе в центре Парижа, в классах три четверти детей арабского и африканского происхождения, может быть специфика преподавания зависит от этого. Armande пишет: Может, дело в уровне школы? По крайней мере у нас от этого много зависит. Скорее всего, если я правильно понимаю, то во Франции лицей - это уже более высокий уровень, чем школа.

Стелла: Хорошая школа стоит денег. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Элитные школы были и в советское время. А во многих школах- элитные классы.( как правило, это были классы с углубленным изучением математики, языков, литературы). В основном туда попадали не столько те, у кого успеваемость была отличная, а у кого родители из себя что-то представляли на ниве иерархии, медицины или торговли. Но учили там - на славу. Я, разумеется, о своем времени и о времени, когда дети учились. Когда дети пошли в школу как раз начали создаваться гимназии и, соответственно, связанные с обучением по обмену. У меня дети учились именно в такой( мама же школу за бесплатно оформляла.)))) Это была середина восьмидесятых.



полная версия страницы