Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Школьная программа и мушкетерская трилогия » Ответить

Школьная программа и мушкетерская трилогия

Юлёк (из клуба): Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса (под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) преподнес мне приятный сюрприз. Дамы и господа, «Три мушкетера» у нас есть в школьной программе! Правда, предлагаются они для самостоятельного прочтения. Тема – «Героическая личность». Для обсуждения в классе предлагаются вопросы. Полагаю, что наши с вами ответы на них повергли бы любого педагога в состояние глубокой задумчивости. Если, конечно, педагог не принадлежит к дюманам. Завтра – первое сентября. Ну что, поиграем в школу? :))) 1. Согласны ли вы, что роман считается авантюрно-историческим? 2. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое. 3. Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он? Докажите, что именно он в центре всех событий романа. 4. Какие события представляются вам наиболее яркими, организующими сюжет произведения? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие? 5. Каков кодекс чести героев романа? Насколько он кажется вам применимым в наше время? 6. Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас? 7. Связаны ли подвиги героев романа со служением даме или у этих подвигов нет вдохновительницы? 8. Как вы представляете себе характер и облик Миледи? Это романтическая фигура или в том, как она описана, вы видите черты реального характера? 9. Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом времени? 10. Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в романе? 11. Какую роль играет пейзаж в романе? 12. Какие интерьеры вам особенно запомнились? 13. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, характерами и поступками героев, мастерством повествования, близостью позиций автора к вашим взглядом на жизнь? 14. Попробуйте охарактеризовать особенности мастерства автора. 15. Какие мысли и чувства возникают при чтении этого романа? 16. Чем можно объяснить появление бесконечного количества инсценировок и киновариантов сюжета романа?

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 5 All

Armande: С нашей французской особая история - школа находилась на Лубянке, вокруг практически не было жилой застройки (в силу специфики места). Поэтому брали детей со всего города. Денег не стоило, и денег не вымогали. Правда, все, кроме французского, было в довольно печальном состоянии (по крайней мере, в математической школе у сына русский, литературу, историю, не говоря уж про физику и математику, преподавали на порядок лучше, а денег тоже не брали). Но для поступления в приличный ВУЗ без репетиторов хватило. Учились, надо сказать, весело: фестивали французской песни, кулинарии, театральные постановки, дружба с лицеем при французском посольстве.

Стелла: В Киеве была на бывшей ул. Артема 138-я школа. В царские времена - гимназия. Там еще было несколько преподавателей высокого уровня .Если кто помнит такого композитора - Шамо, то у нас преподавала французский его дочь. Блестяще преподавала и устраивала и концерты и вечера и песни. Я потом многие годы жалела, что мама, из соображений безопасности, не отдала меня к ней в класс. Сунула к англичанам и я до самой зрелости возненавидела английский. Учитель может очень многое, в особенности, если ученик не открыл для себя интерес к предмету до вмешательства учителя.

Стелла: Меня в этот раз во Франции поразили детишки лет 6-7, которых, как цыплят, привели ( кажется, это был Шенонсо)в замок, рассадили прямо на полу в кружок и, явно актер, переодетый францисканцем, рассказывал им историю замка. Это надо было видеть! И реакцию детей - тоже: он им задавал по ходу повествования вопросы и детвора очень живо реагировала. А монах, длинный, худой, с тонзурой на пол головы, в сандалиях на босу ногу, вкладывал в свой рассказ столько темперамента! Я подумала тогда: как это здорово, что детям сызмальства уже дают представление об истории. Кажется, у нас этим тоже занимаются, но образование в Израиле - отдельная песня. У нас все превращают в игру, а в классе 7-ом вдруг вспоминают про учебу.


Armande: Да, точно! Столько детей в музеях, дворцах. Все очень эмоциональны, активно выполняют задания на листочках, внимательно слушают. Сидят, где придется. В России почему-то принято (Ну, понятно, почему...) поставить всех по стойке "смирно", слушая экскурсовода. А ребенок в таком положении просто "плывет" через 15 минут, а то и раньше. Не дай бог, кто-то на пол посмеет сесть - скандал! Мне очень нравится атмосфера в европейских музеях - дети просто замечательно на все реагируют!

Ульрика: Armande пишет: В России почему-то принято (Ну, понятно, почему...) поставить всех по стойке "смирно", слушая экскурсовода. Неправда! Зависит от музея и от программы, по которой работают. Два раза в неделю вожу племянницу (шесть лет) и племянника (четыре года) в детские группы центра музейной педагогики при Русском музее, а в воскресенье у нас Эрмитажные уроки. Всегда сидим на полу, всегда интерактив, всегда квесты, всегда интересно и детям, и взрослым. Мне иногда даже бывает обидно, что взрослым часто запрещают вмешиваться в детские задания, подсказывать. На осенних каникулах в Петербурге проходят "Детские дни": множество музеев с особыми программами, на разный возраст, примерно с трёхлетнего. В прошлом году я была волотнёром, потому знаю, насколько это притягательно для детей. Может быть, где-то и работают "по старинке", но у нас - нет. Так что говорите, пожалуйста, про конкретные города и музеи России. Возвращая разговор к теме: в этом году объявлен год российского кино, как минимум в нескольких культурных центрах и библиотеках Петербурга будут лекции про экранизации "Трёх мушкетёров". Могу поинтересоваться у знакомых, которые работают в детских и взрослых библиотеках, как у них дело обстоит с книгами Дюма. Дети 13-15 лет, которые ездят с родителями (и без родителей тоже) на военно-исторические реконструкции по наполеонике, "Трёх мушкетёров" читали все без исключения, многократно перечитывали и любят. Я понимаю, что это "целевая аудитория" и вовсе не показатель. Те же дети, которые обсуждают со мной тонкости строевой подготовки пехоты Старого порядка, признаются, что не находят у одноклассников понимания. Но они нашли друг друга в военно-исторических клубах, их никто не считает "салагами", и им комфортно.

Стелла: У нас все сидят на песке, на траве и на полу. Меня это шокирует только в том случае, если холодно.))) Но холодно у нас не долго, а в жару это детям в кайф. Ульрика , кажется я догадываюсь, кто вплотную занимается мушкетерской тематикой.

Armande: Неправда! Зависит от музея и от программы, по которой работают Здесь соглашусь. Когда водила сына на занятия в Оружейной палате и в Историческом музее - да, было интересно, детям давали свободно себя вести. Но когда он там же был с классом - стоять по стойке "смирно" по 10 минут у какого-нибудь потира! По крайней мере, у нас в музеях чаще попадается второй вариант, а в спец.группы еще попасть надо. Абонементы туда моментально разлетались. Даже за деньги. Не знаю, может, у Вас в Питере и по-другому.

Ульрика: Armande пишет: По крайней мере, у нас в музеях чаще попадается второй вариант, а в спец.группы еще попасть надо. Абонементы туда моментально разлетались. Никаких спецгрупп, как минимум два раза в год свободный доступ всем желающим. Для детей практически все музеи работают по специальным программам. Не спорю, что есть те, кто предпочитает действовать "по старинке". Но не у нас, правда. В Костроме в Музее льна экспонаты трогать не разрешали (и это правильно), зато был интерактив, когда наши малявки учились технологическим операциям по превращению льна-растения в лён-ниточки. Стелла пишет: Ульрика , кажется я догадываюсь, кто вплотную занимается мушкетерской тематикой. Не уверена, что это правильная догадка. Про "Дюманию" как источник сведений знают многие, и активно пользуются. А тема "наша" потому, что у нас же Боярский, и советские/российские фильмы про мушкетёров снимались в Петербурге. Это очень разные люди готовят. PS: Про музеи и про образование давайте дискутировать в соответствующей теме. Здесь, как понимаю, про школьное чтение и Дюма в школьном чтении.

Atenae: Французский детишек наверху Страсбургского собора, мирно рисующими сидя на попе, видела сама. А вот в Питере было всякое. В царскосельском лицее такая тётенька-детоненавистница попалась, что едва не вызвала своей агрессией неприязнь к своим пернонажам. Мне её, честно, хотелось стукнуть, чтобы лежала тихая и безынициативная в уголке и не мешала. Я сама рассказала бы лучше. Есть такая порода музейных бабушек, способных убить материал одним касанием. Увы!

Armande: Цитирую сама себя Учились, надо сказать, весело: фестивали французской песни, кулинарии, театральные постановки, дружба с лицеем при французском посольстве. Вспомнилось. Французский лицей в Москве, тот, что при посольстве, носит имя Александра Дюма.

Талестра: Моя в 8 классе, у них в учебнике тоже есть тема по "Трём мушкетёрам" с теми же вопросами, что вынесены в заглавный пост. Она уже подготовила целый спич по поводу миледи ) Но они "Мушкетёров" пропустили, к её разочарованию. Я говорю - да ты ж всё равно не читала. Но она считает, что по моим рассказам и отрывкам из разных фильмов всё знает ) Зато они читали "Айвенго" в начале года. Роман, как известно, начинается с грандиозного рыцарского турнира. Учительница просит рассказать историю главного героя. Дочкин одноклассник: - И вот Айвенго выехал на турнир, сразился с рыцарем. Упал и умер. - Как... умер? - В книжке так и написано: "упал замертво". После чего, очевидно, юный читатель с лёгким сердцем закрыл толстый роман )

Стелла: Талестра , а дочка собралась защищать миледи? Насколько я вспоминаю время, когда вновь поднялась буря увлечений "Мушкетерами"( у нас это был 63 год) и мы были в 8-ом классе, никого миледи вообще не трогала.)) О ней если и говорили, то как о злодейке, которой и полагалась смерть. Может, тогда так открыто не стоял вопрос об эмансипации женщины? И потом, она же не была представителем трудящихся .

Орхидея: Весело, него сказать, парки книши читают. У нас и "Три мушкетера", и "Айвенго" шли как вне классное чтение, первый после 6, вто рой после 7 класса. В 7 классе на вопрос учителя (эх, хорошая была литераторша), кто прочёл "Трех мушкетеров" я чуть до потолка не подскочила с воплем: "Я! Я читала!!!" )) Ещё одна девочка вяло подняла руку. (Позже на мои расспросить, ответила что осталась к книге равнодушна. Но она не из чтецов, странно, что вообще что-то читала). - А мальчишки? - удивилась учительница. Один парень из класса неуверенно поднял руку. - Ну, - замялся он, - я немного не дочитал. - Хоть половину то прочёл? - Ну... нет. Меньше... - Глав пять будет? - Ну... - Хорошо. Сколько страниц? - Ну... двадцать. Это, конечно, была сцена. Я, неудержавшись, расхохоталась прям на уроке, с издевочкой на до признать. Выходит его д'Артаньян и до Парижа то не доехал. Но там многие веселились.) А учительница только грустно смотрела на класс.

Стелла: Бедная учительница: впору бросить преподавать. Орхидея, вам не хочется сменить школу? Вы себя, наверное, чувствуете "белой вороной" в этом классе?

Орхидея: Стелла, нет, не хочется.) Класс наш и учителей я люблю. И школа эта из лучших в округе. В других школах лучше не будет, а теперь уже и поздно, полтора года осталось. А ребята в целом у нас толковые, есть с кем поговорить. Только увлечений моих не разделяют, вот и всё. Но они и не обязаны. Жертв то я себе и так нахожу.))

Талестра: Стелла пишет: а дочка собралась защищать миледи? не то что бы прям защищать, но не однозначно обвинять ) мы с ней дискутировали по этому поводу. Насколько я вспоминаю время, когда вновь поднялась буря увлечений "Мушкетерами"( у нас это был 63 год) и мы были в 8-ом классе, никого миледи вообще не трогала. у нас в классе Мушкетёрами никто особенно не увлекался. А первую статью в защиту миледи я прочла тоже в школьные годы, в какой-то газете, за авторством кого-то вроде писателя Юрия Полякова. Была шокирована )

Рысь: А я очень рада, что у нас в школе не изучали Дюма. Потому что все книги, которыми пичкали в школе, я до сих пор не выношу. Например, меня ужасно раздражает "Анна Каренина" и вообще все произведения Достоевского. Хорошо, что хотя бы удовольствие от Дюма не испортили. В нашем классе, насколько я помню, Дюма никто не увлекался, но и другими книгами тоже.

Стелла: Рысь , а я прочитала Анну Каренину( у нас это было просто рекомендованным чтением), в классе 9-ом. Поняла, что далеко не все поняла))) и решила перечитать , когда выйду замуж, но если только изменю мужу. так и не перечитала за 40 лет супружеской жизни. Но фильм с Самойловой смотрела не раз. И все же, кроме Гриценко и Плисецкой и Яковлева меня никто не впечатлил. Западные экранизации - вообще бред, кроме названия, ничего не имеющий общего по духу с книгой. Но вот что закономерно: в каждом новом поколении все меньше читающих людей. Закономерность, диктуемая гаджетами... Письменный ряд заменяется визуальным и воображение будят не строчки текста, а готовый видеоряд. Где уж тут говорить о Дюма книжном...

Рысь: А меня лично раздражали вопросы для обсуждения текста в конце, составленные, точно для альтернативно одаренных. Да, изможденная Кира Найтли в роли Анны была весьма забавна... Но слыхала, что в России опять снимают очередную Анну, думаю, что выйдет куда позорнее. Но вот что закономерно: в каждом новом поколении все меньше читающих людей. Закономерность, диктуемая гаджетами... Письменный ряд заменяется визуальным и воображение будят не строчки текста, а готовый видеоряд. Где уж тут говорить о Дюма книжном... Думаю, вы преувеличиваете: если бы это было так, то оказалось бы, что самыми начитанными были первобытные люди. Мне, напротив, кажется, что сейчас опять стали много читать, по крайней мере взрослые, и как раз гаджеты тут помогают, а не мешают: появились электронные книги. Только читают другую литературу. Вот например, в большую моду почему-то вошел "Улисс", все мои знакомые читают его. А вот я, скажем, в последнее время очень мало читаю художественной литературы, зато перечитываю специальную...

Стелла: Я просто не вижу, что происходит на территории России и ее бывших )))) Зато в Израиле с книгами ( и электронными в том числе) сидят русскоязычные, франкоязычные и молодежь местная после 20-25. Зато все, практически поголовно, не взирая на возраст, едва зайдя в транспорт, утыкаются носом в планшетники или мобильники. принимая и отправляя сообщения. Детвору ни разу не видела в транспорте с книгой. Разве что - религиозных с молитвенником. Я читать тоже стала мало: больше перечитываю старое.

Констанс1: Я попала в Париж первый раз в 1999г. Времени в обрез, 8 дней. В первый же день добралась до Комеди Франсез, в кассу, спросить какие будут спектакли. Мне ответили , что в этот вечер«» Проделки Скапена«» Мольера, потом выходной , а потом целую неделю «» Ревизор «» Гоголя на французском. Смотреть Гоголя в Комеди мне не хотелось, на Мольера билетов не было, ну я стала упрашивать, обьяснять , что я издалека, кассирша была впечатлена, видимо, она не поняла , что французский для меня не родной, помялась и говорит. «»Есть один билетик в ложе, на сегодня, брать будете?«» Я взвизгнула от радости,купила билет и вечером отправилась в Комеди.После длительой прогулки по притеатральному магазину и самому театру, понимаю же , что я в бывшем Пале-Кардинал, захожу в ложу и теряю дар речи. В ложе всего 5 мест. 4 как-бы первый ряд и мое 5-ое за ними на возвышении.Передо мной расположилось семейство, родители и двое сыновей, один лет 9, другой 7 ( примерно). Они визжали , толкались, прыгали. Я обреченно заняла свое место, поняв что я не услышу НИЧЕГО. Сижу в этом гаме и вздыхаю. Тут погас свет, на сцену вышел актер и мальчишки без всякого шиканья уселись на свои стулья, они все были погружены в действие, потом я обратила внимание , что некоторве монологи Скапена они декламируют вместе с актером, наизусть. Был великолепный спектакль, но эти французские мальчишки потрясли меня больше всего.

Орхидея: Да нет, всё нормально с нынешним поколением. Маштаб бедствия не так велик. В метро часто стала замечать народ, сидящий с электронными книжки или читающий на планшете. Чаще это взрослые люди, но и не старые. А к культуре тоже преобщаются. Ходили всей семьей на выставку художника Серова, так там видела несколько кампаний старшеклассиков сами по себе, без педагогов. А по новостям передавали, что слушатели чуть ли не штурмом брали в феларманию. Я сильно удивилась, когда услышала. Точно пресытившихся попсой и полуфабрикатами, людей потянуло на настоящее искусство.

Стелла: Мы были в Париже последний раз год назад. Я обратила внимание, сколько людей, причем самого разного возраста, выходили из " Комеди" с дневного спектакля. Представляли " На дне". Видимо, зал был битком. Старики, молодежь, дети( правда, подростки, скорее).

LS: Констанс1 Удивительная история!

прсточитатель: Знаете. Насчет включения Трех мушкетеров в школьную программу... Не дай бог. Ведь включение в школьную программу это трагедия для книги... У нас так преподают литературу ,что дети НЕНАВИДЯТ ее. Вот недавно включили Мастера и Маргариту. И я читал мнения, Если бы я не прочитал(а) книгу ДО прохождения я бы ее точно возненавидел(а)А еще уроки литературы учат врать, ведь чтобы получить пятерку, надо оценить поступки героев как написано в учебнике.

Стелла: прсточитатель , так , оказывается, ничего не изменилось за полвека? Мне точно так же отбивали охоту к книге, если я не успевала ее прочитать до изучения в школе.

Орхидея: Да, в программу не надо. Совсем не надо. Сомастоятельно трилогию так изучишь, что никакой литераторше не снилось.)) Точно отдельный предмет - дюмаведение. Школьное читать никого обычно не тянет. Однако, далеко не о всех книгах школа, лично мне, сумела испортить впечатление, да же если читалось по программе, а не до. Но это скорее исключение. Что касается мнения из учебника, личного впечатления и пятерок, тут многое зависит от учителя, его знаний и любви к преподаваемому предмету. Одни даже поощряет такой подход, но это тоже довольно редко. Поэтому не дай бог мушкетёра оказаться в школьной программе. Как их могут извратить при приподнесении. Да и скажите, разве такие личности в программу или схему вписаться?

прсточитатель: Извините если не в ту тему. Мне вот интересно во Франции был Дюма. А кого Вы можете назвать русским Дюма? Только Толстого с Войной и миром не предлагать.

Талестра: ну так Дюма совсем знать не будут ) в школьной программе на "Трёх мушкетёров" один урок отведён, как и на "Айвенго". Обсуждение с теми, кто читал ) но не думаю, что современные школьники их читают.

Талестра: прсточитатель в России нет беллетристики XIX века, которую мы читали бы и сегодня. Разве что Бестужева-Марлинского вспомнить или Крестовского с его "Петербургскими трущобами". В 90-х был забытый ныне Валентин Пикуль. Из современных можно Акунина назвать, но он больше автор детективов, чем исторического романа.



полная версия страницы