Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Ну, за дружбу! » Ответить

Ну, за дружбу!

Atenae: Дискуссия спонтанно возникла при обсуждении некоего пособия для детей школьного возраста. И плавно перетекла в плоскость вечных вопросов. Возможна ли в наши дни дружба, описанная Дюма? Или это недостижимый идеал? Какие обязанности дружба налагает на друзей? И вообще всё на эту тему. Ну, за дружбу, господа?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

LS: Стелла У меня несколько иной взгляд на эту сцену. Я определяю поведение Атоса близкое к истерическому от собственного бессилия изменить что-то в судьбе Рауля.

Amiga: Неужели Атос продолжал бы хранить теплые чувства к Арамису, если б он был совершенным ничтожеством? Ну ничтожеством, его, согласитесь, и в третьей книге назвать сложно. Что вы, такой крутой мэн, королевский флот разворачивает одним мановением руки. Но я вот сейчас пытаюсь вспомнить, что он хорошего сделал в третьем романе... Ну то есть не денег дать Фуке, чтоб он ему потом был по гроб жизни благодарен, а вот прямо чтобы хорошего, бескорыстного такого... Задумалась, что было в трех романах у него вообще бескорыстного, кроме поездки в Англию в "Трех мушкетерах"... Хотя в истории с Карлом он, конечно, молодец, чего уж там. Атос рядом вообще на него прекрасно влияет, я всегда это говорила. Я повторю - меня не очень удивляет отношение Атоса к Арамису в третьем романе, потому что их многое связывало за прошедшие 30 лет - и особенно в такой сложной Атосовой молодости. И как Арамис умеет притворяться, в том числе и перед друзьями, мы все знаем. И прямо такого уж особо теплого отношения в "Виконте де Бражелоне" я у Атоса к Арамису не вижу - память о дружбе, это да.

Atenae: Стелла, но из Ваших сообщений об Атосе следует, что плевать на условности он стал только с возрастом. А остальные участники форума доказывают, что под влиянием обстоятельств, которые не согласуются с его кодексом чести. Последняя трактовка моему пониманию не противоречит. Но я уверена, что когда бы те обстоятельства сложились раньше, он вёл бы себя точно так же. Рабом условностей Атос не был, неотёсанным болваном тоже. Я вообще не вижу здесь предмета для дискуссий. Если мы признаем, что его поведение всегда соответствует рамкам общепринятого, то получим "типического героя в типических обстоятельствах". Атоса, ага.


Atenae: Lys пишет: цитата: Господа, признайтесь, в жизни нам попадались люди до мозга костей фальшивые Нет, не попадались. А мне вот, верите ли, несказанно повезло. Причём, работать под началом такого человека. Удовольствие, скажу я Вам! Так вот, человек очень умело говорит красивые слова. Но при этом всё сопротивляется, когда его слушаешь. Почти физическая боль в области ценностей. Думаю, если Вам встретится такой лицемер, Вы тоже распознаете его с первого взгляда. И едва ли предложите ему свою дружбу. Что касается противопоставления "романтичности" и "рассудочности", не знаю, откуда у Вас взялось впечатление, будто я кого-то осуждаю. Я вообще намеренно избегаю оценочных суждений, ограничиваясь констатацией. А если говорить о понятиях, то Атос - человек, который руководствуется в жизни кодексом чести - мне конечно ближе. Я по жизни не слишком люблю людей, которые в любую щель пролезут, достигая собственного благополучия за счёт других. Но в данном случае я склонна доверять мнению об Арамисе его друзей. Ежели они его недостойным дружбы не считали, то с какой стати я должна это делать?

Стелла: LS- прояснить все для себя- это вы рассматриваете как истерику? После этого для Атоса все ясно. Он , практически уже и не сопротивляется.Это видно не только когда он умирает, но и в его признании дАртаньяну на Сен-Маргерит. Последняя попытка пойти против течения была, когда он хотел навестить могилу Портоса. После этого- никакого сопротивления вообще!

LS: Стелла А что нужно было прояснять неглупому много повидавшему человеку в этой истории? И даже если что-то прояснилось бы (например, точная дата, когда Людовик сошелся с Лавальер), каким образом это повлияло бы на самое важное для Атоса, - на судьбу Бражелона? Мне кажется, что для Атоса низость короля - далеко не самая болезненная рана. Для меня ключом, объясняющим поведение Атоса, являются слова д'Артаньяна: "Вы отдали на заклание его сына, вы отдали на заклание его самого". Без такого понимания глубины его трагадии, толкнувшей его на бестактный и бессмысленный разговор с королем, эта аудиенция смахивает на выступление какой-нибудь горничной, которая решилась перед увольнением высказать хозяйке всё, что накипело.

Стелла: Без сомнения вы правы, что это - не самая болезненная рана.Атос знал достаточно человеческой подлости. Но вот Рауль ждал его ответа, он не хотел никому и ничему верить, пока отец не принес ему ответ. Атос пошел на это, чтобы доказать самому себе, что нет вариантов. Он ведь продумал, что будет говорить. Так что не такой -то уж и бессмысленный это был разговор. Он же понимал, что за этим последует. Если бы не вера Рауля, что отец может что -то изменит, он, мне кажется, на такое никогда бы не пошел. Это уже родительский героизм. И , потом, он же еще и потомок Куси- а они считали себя вправе задавать вопросы королю. И вы же не станете отрицать, что Людовик, провернув эту всю историю с отсылкой мешающего жениха, сам низвел себя в глазах Атоса до уровня простого смертного( Атос сам упрекает его в этом) так что было ли это в глазах самого Атоса бестактностью и бессмысленностью- это еще с какой стороны посмотреть.

Lys: Atenae пишет: А мне вот, верите ли, несказанно повезло. Причём, работать под началом такого человека. Удовольствие, скажу я Вам! Так вот, человек очень умело говорит красивые слова. Но при этом всё сопротивляется, когда его слушаешь. Почти физическая боль в области ценностей. Думаю, если Вам встретится такой лицемер, Вы тоже распознаете его с первого взгляда. И едва ли предложите ему свою дружбу. ...Я вообще намеренно избегаю оценочных суждений, ограничиваясь констатацией. Ну, например, в вышеприведенном абзаце есть и оценка и осуждение, нет? Если желать видеть в человеке только плохое, то именно это и будете встречать всегда и везде. А если человек прекрасен, то это еще не значит, что ему обязательно навязывать свою дружбу. Прекрасных людей на свете всяко больше, чем друзей у Вас и у меня вместе взятых. Для дружбы надо что-то большее, чем просто двое/трое прекрасных людей. (Кстати, некто, прекрасный для одних, у других может вызывать "почти физическую боль в области ценностей". Разве кто-то может считать свое мировоззрение эталонным?) Atenae пишет: Но в данном случае я склонна доверять мнению об Арамисе его друзей. К сожалению, встречи Атоса и Арамиса после смерти Портоса мы не увидели... Вот тогда можно было бы точно сказать, каково было это мнение.

Atenae: Lys пишет: Если желать видеть в человеке только плохое, то именно это и будете встречать всегда и везде. Я не склонна видеть в человеке только плохое или только хорошее. Моё мнение о директоре, увы, не только моё. Оно подтвеждено психологическим обследованием ученического, родительского и учительского коллективов. И вот именно завтра мне предстоит каким-то образом довести до директора эти результаты. Чтобы заставить одуматься и изменить управленческий стиль. Если бы мне было на всё наплевать, и я была бы человеком, склонным видеть лишь одну сторону, я бы вместо этого поискала иное место работы. Или пошла бы на открытый скандал. Но мне надо, чтобы работала моя школа, и чтобы всем по возможности было хорошо. Lys, почему бы не допустить на миг, что я не совсем та дура, которую Вы себе придумали, и хотя бы иногда и хотя бы в своей профессии знаю, что делаю? Кстати, господа, а Вам не кажется, что демарш Атоса преследовал и эту цель? Болезненная правда, высказанная в лицо юному королю, должна была заставить его задуматься. Для Рауля и самого Атоса это уже ничего не меняло. Но для принципа, о котором говорилось в Сен-Дени, - возможно. Атос всегда выше эгоистических побуждений. В противном случае ему проще было бы не устраивать это объяснение. Но Людовик оказался недостойным принципа, который воплощает. Для графа это важно.

Стелла: Atenae пишет Кстати, господа, а Вам не кажется, что демарш Атоса преследовал и эту цель? Болезненная правда, высказанная в лицо юному королю, должна была заставить его задуматься Вот тут- согласна. Достучаться- пока не поздно.

Amiga: Господи, я уверена, в тот момент Атоса вопрос воспитания короля уже нисколько не интересовал. Ему тогда было откровенно плевать на то, чтобы "все работало".

LS: Стелла Бестактность, на мой взгляд, это выяснять у постороннего человека подробности его интимной биографии. И реакция Людовика на вопрос графа показывает, что не только я считаю это бестакностью. А бессмысленным я считаю любой разговор (да еще на повышенных тонах), который ничего не изменит. Особенно в самых важных для тебя вещах. То, что Атос совершенно спокойно допускает в абстрактном короле такие качества как низость, мелочность, слабость и (продолжу ряд) подлость, по-моему, недвусмысленно прозвучало в его монологе в Сен-Дени. И такие качества никак не могли поколебать его принцип верности королевской власти (по его же собственным словам). Так зачем было устраивать эту сцену? Возможно Людовик бы и задумался (хотя лично я не верю в то, что болезненная правда, высказанная в лицо да еще в таких обстоятельствах, способна как-то изменить человека). Но отчего Вы считаете это настолько важным для Атоса, что он озаботился моральным обликом короля, пока погибал его собственный сын? Ведь в Сен-Дени он дал понять, что личные качества короля не очень-то должны влиять на отношения короля и дворянства? А раз это не задевало его принципов, значит и не задевало его самого? Рауль, побывавший на экскурсии, устроенной принцессой, напомнал человека, мечущегося в болевом шоке: то он вызывает Сент-Эньяна, то собирается перерезать весь белый свет, то умереть сам. И его согласие на разговор отца с Людовиком - поступок из этой же серии. Атос, сам переживший нечто подобное, должен был хорошо понимать, что происходит с сыном. И просить аудиенции у короля значило потворствовать решениям, принятым в затуманенном сознании.

Atenae: А может ему просто было "за державу обидно"? Раулю совершенно не нужно было, чтобы папа с такой настойчивостью лез в тюрьму. Однако лезет. И недвусмысленно объясняет свои мотивы д'Артаньяну: пусть королю будет стыдно! То, что вести переговоры в таких тонах, - не лучшая политика, согласна. Такая политика вынуждает любого человека занимать оборонительную позицию и "держать лицо". А короля - более, чем кого-либо другого. Положительный эффект (насколько это было возможно) дало сочетание демаршей "уважаемого человека" (Атоса) и "необходимого человека" (д'Артаньяна). Но каков гасконец? Умница! Нашёл единственно возможный ход, чтобы нейтрализовать гнев короля.

Стелла: Видимо, Атос обращался к человеку-принципу, а дАртаньян- к королю- человеку! Рассудочность - отличная вещь в отношениях с чужими. и очень плоха, когда действуешь в обстоятельствах с близкими людьми. Проверено на личном опыте! Благодаря реплике Atenae и дАртаньяне, мы вернемся все-же к вопросу о дружбе, а не извечной теме " Атос не прав!"?

Стелла: Я вот хочу предложить поговорить об отношениях Арамиса и Портоса в Виконте не только в аспекте отрицательном для Портоса. Арамис ведь и много сделал, для того, чтобы "образовывать" его в плане культурном!

Amiga: Я вот хочу предложить поговорить об отношениях Арамиса и Портоса в Виконте не только в аспекте отрицательном для Портоса. Арамис ведь и много сделал, для того, чтобы образовывать его в плане культурном! Ааа, я прямо и представить себе боюсь продолжение этого зачина :)))

Nataly: Стелла пишет: Арамис ведь и много сделал, для того, чтобы образовывать его в плане культурном! А можно поподробнее?

Стелла: Я попозже просто цитаты подберу- сейчас времени нет. А может - их и дюманы сами приведут.

Nataly: Стелла пишет: Я попозже просто цитаты подберу- сейчас времени нет Так Вы хотя бы скажите, что имеется в виду, а то дюманы пока что не знают, что и думать:)))

Стелла: Ну, с конца: текст завещания Портоса, когда он упомянул, что Арамис ему объяснял про недвижимость. Таких мелочей хватает. Тех, что нет в русском варианте, я потом добавлю.

Nataly: Стелла пишет: текст завещания Портоса, когда он упомянул, что Арамис ему объяснял про недвижимость. Таких мелочей хватает Тогда очень жду когда у Вас будет время, потому что разъяснение юридических тонкостей это все же не повышение культурного уровня:)

Стелла: Вот, пока, кусочек, которого нет в русском тексте - Dame ; il fait chaud. Ah ! ah ! voyez-vous Vannes maintenant ? - Oui, très bien. C’est une fort belle ville, à ce qu’il paraît ? - Charmante, selon Aramis, du moins ; moi, je la trouve noire ; mais il paraît que c’est beau, le noir, pour les artistes. J’en suis fâché. - Pourquoi cela, Porthos ? - Parce que j’ai précisément fait badigeonner en blanc mon château de Pierrefonds, qui était gris de vieillesse. - Hum ! fit d’Artagnan ; en effet, le blanc est plus gai. - Oui, mais c’est moins auguste, à ce que m’a dit Aramis. Heureusement qu’il y a des marchands de noir : je ferai rebadigeonner Pierrefonds en noir, voilà tout. Si le gris est beau, vous comprenez, mon ami, le noir doit être superbe. - Dame ! fit d’Artagnan, cela me paraît logique. Черт! Очень жарко!А-а ! Вы видите ,наконец ,Ванн? -Да ,и очень хорошо,Это действительно такой красивый город ,или это так только кажется? -Очаровательный,по словам Арамиса,приходской;как по мне-я нахожу его черным.Но когда он появляется ,черный ,это красиво-для художников. меня это раздражает. -Почему же ,Портос? -Потому что я, накануне, перекрасил в белый мой замок в Пьрфоне,который посерел от старости. -М-да !-заметил дАртаньян ,-белый смотрится веселее. - Да ,но это не так величественно,как сказал мне Арамис.К счастью ,имеются торговцы черной краской.Я велю перекрасить Пьерфон в черный цвет ,вот и все:вы понимаете ,мой друг -черный это будет бесподобно. -Дьявол!-сказал дАртаньян ,-мне это кажется логичным.

LS: Стелла Наверное еще экинокс надо вспомнить? :))))))))))

Стелла: Не сомневайтесь, наберется!

Amiga: LS Я вот все тоже как-то за эквинокс сразу вспомнила :))))))))) Сижу и не понимаю - то ли это шутка юмора до меня не доходит, то ли мы правда все разные романы читали :) Не, ну Дюма, конечно, молодец в том, что, оживляя образ Портоса своим мягким юмором, даже в завещание его добавил эту нотку, но говорить о культурном образовании Портоса Арамисом??? :))))))))))

Стелла: Amiga- культурно " образовывать" можно в рамках того высшего учебного заведения , которое вы закончили, а можно и всякими мелочами, которые Портосу не привелось узнать. Вы так горите желанием оставить за собой последнюю реплику, что забываете о чувстве юмора. Доверьтесь Дюма! Но , видимо, и его каждый понимает в меру своего чувства юмора и расположения к героям.

Nataly: Стелла пишет: культурно " образовывать" можно в рамках того высшего учебного заведения , которое вы закончили, а можно и всякими мелочами, которые Портосу не привелось узнать. Мне как-то всегда казалось, что культура и эрудиция это две разные вещи, нет?

Стелла: А кавычки для чего?

Nataly: Стелла пишет: Арамис ведь и много сделал, для того, чтобы образовывать его в плане культурном! Стелла пишет: А кавычки для чего? * с интересом* какие кавычки?

Стелла: Уф! на слове " образовывать"



полная версия страницы