Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Отцы и дети (2) » Ответить

Отцы и дети (2)

LS: Переношу сюда разговор, отпочковавшийся в другой ветке.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 All

Эускера: Lumineux пишет: И ещё в догонку: распределение наследства внутри семьи было семейным делом во Франции? Или туда строго вмешивалось законодательство (и каким образом это контролировалось)? Вот на это могу ответить не шарясь в учебниках: да. Во Франции в отличие от Англии семейный совет имел юридическую силу. Так что да, во Франции это было семейным делом. Законодательство вмешивалось, но тем не менее решение семейного совета имело юридическую силу в том числе и в распределении наследства. Все прочие источники предоставлю когда вспомню авторов и найду интернет версии изданий.

Эускера: Кстати, откуда такая информация что признать внебрачного ребенка мужчина мог только после 50 лет? Насколько мне известно возрастным ограничением был только возраст совершеннолетия. А до 18-го века в европейском праве он был 16 лет. Так что в романе это исключительно авторский произвол.

Стелла: Эускера , я вычитала а "Парижских могиканах" Выше есть цитата оттуда. Дюма имел процесс со своей любовницей, когда должен быдл узаконить сына от любовницы.


Эускера: Стелла И у Дюма были проблемы с возрастным ограничением? Ничего не утверждаю. Но не встречала в законах об усыновлении возрастных ограничений да ещё аж до 50 дет. Пошла искать, это интересно)

Эускера: 5. Французское обычное право Древнегерманский взгляд на вне брака рожденного как на человека, чуждого семье, вначале имел силу и во французском обычном праве. Господствующим воззрением было правило: внебрачные дети не наследуют своим родителям, но зато во Франции рано усвоен был взгляд канонического права об алиментарной обязанности родителей по отношению к своим незаконным детям (и притом всех видов), а отсюда и право розыска отца. Но и здесь внебрачные дети считались людьми морально униженными, а потому они не могли быть избираемы в мэры и другие почетные должности, даже свидетельство на суде им не дозволялось. Узаконение через последующий брак на началах канонического права, т. е. ex soluto et soluta (т. е. для детей от холостого и незамужней), имело полную силу; узаконение через рескрипт могло дать наследственные права узаконенным при согласии на это родителей и законных родственников. Французское законодательство в своей истории представляет единственный пример приравнения незаконных детей к законным: это было постановление революционного закона (12 Брюмера II года), имевшего, впрочем, силу недолго. Вот в немногих словах и в главных чертах история судьбы внебрачных детей до появления действующих западноевропейских гражданских кодексов*(56).

Эускера: 21. 3. Каноническое право Каноническое право продолжает гуманную деятельность римского права по отношению к внебрачным детям. Исходная мысль первого была: внебрачное дитя, как не происшедшее от законного брака - этого единственного источника семьи - семейными правами не может пользоваться; но средства к жизни должны быть ему даны его родителями, как и родившемуся в браке. Все незаконные дети, в том числе и происшедшие от преступной связи - прелюбодеяния, кровосмешения - имели право требовать содержания не только от родителей, но и от наследников последних. Но, наделяя внебрачных детей некоторыми гражданскими правами, церковь считала из запятнанными для получения священнического сана и допущения к церковным должностям. Замечательно, что внебрачнорожденным было воспрещено приобретение степени доктора богословия. Каноническое право сохранило два способа узаконения от римского права - через последующий брак для детей, родившихся от родителей, могших заключить такой брак, и через рескрипт для родившихся от преступных связей. Но при этом, что касается первого вида узаконения, замечается разница в воззрениях римского и канонического права. Римское право, по юридической фикции, переносило действие узаконения с момента брака к моменту рождения дитяти; каноническое право видело в узаконении обнародование уже существующего раньше тайного брака (matrimonium clandestinum). Отсюда требование, чтобы родители способны были ко вступлению в брак уже в момент зачатия узаконяемого.

Эускера: а) Внебрачные дети по Французскому и Итальянскому кодексам Согласно вышесказанному сначала должна быть речь о способах установления незаконного сыновства. Таких способов два: добровольное признание внебрачного дитяти его родителями и судебное удостоверение происхождения его от данных лиц, или розыск родителей. Таким образом, сначала должны быть рассмотрены постановления о добровольном признании. _ 25. 1. Признание (la reconnaissance, il riconoscimento) В учении о признании первый вопрос, подлежащий разрешению, есть вопрос о том., кто имеет право делать признание. Ответ должен быть дан такой - конечно, родители; и именно так, что признание, сделанное каждым из них, и порождает юридические последствия только в отношении его; так что признание, сделанное отцом, устанавливает отцовство, а признание, сделанное матерью, устанавливает материнство (Франц. код., ст. 336; Итал., ст. 182). Акт добровольного признания есть акт личный и притом не отменяемый и не допускающий ни срочности, ни условий. Сверх того, он должен быть результатом воли свободной и не заблуждающейся; он не должен быть вызван ни ошибкой, ни обманом. Не будучи актом договора, (отчего и не требуется согласие признаваемого), он может быть совершаем теми лицами, которые и не располагают общедоговорной дееспособностью, а именно: замужней женщиной без авторизации мужа или суда, малолетним (неэмансипированным) - без согласия опекуна, малолетним эмансипированным - без участия попечителя, лицом, находящимся под надзором семейного совета, - без согласия этого совета. Каких незаконных детей можно признать своими? Всех, кроме происшедших от прелюбодеяния и кровосмешения (Франц., ст. 335; Итал., ст. 180). Это privilegium odiosum двух последних видов незаконнорожденных оправдывается французскими юристами следующими соображениями. Рождение дитяти, составляющего плод прелюбодеяния или кровосмешения, есть чистое несчастье для нравов. Поэтому не только не следует сохранять какой бы то ни было след существования такого рождения, но было бы желательно изгладить даже всякую память о нем*(57). Признание может быть сделано даже до рождения ребенка, а по мнению французской судебной практики, и по смерти его, если у умершего осталось потомство. Это мнение основывается на том постановлении закона (ст. 332), которое дозволяет узаконение предполагать наличность признания их (ст. 331). Такое же мнение и итальянских юристов (Prof. D. Gianturco. Istituzioni di diritto civile italiano. 4 ed. Р. 72). Для действительности признания требуется соблюдение особой предписанной законом формы; именно, по ст. 334 Франц. кодекса и ст. 186 Итальянского признание должно быть сделано посредством публичного акта (acte authentique), если оно не сделано в акте о рождении. Этим требованием закон желает, с одной стороны, обеспечить свободу и искренность признания, а с другой - сообщить ему достоверную дату и дать свойство неотменяемости. Всякое признание может быть оспорено заинтересованными в том лицами (Франц., ст. 339; Итал., ст. 188). Такими заинтересованными лицами будут: само признанное дитя, его законные родители, лицо, признавшее раньше то же дитя, сам признавший или его родители, или его наследники, наконец, все прочие лица, имущественно заинтересованные (Франц., ст. 339; Итал., ст. 188). Возможно, что совершенно законное и действительное признание не произведет всего своего действия. Это именно признание, сделанное женатым или замужней, дитяти, родившегося до брака от другого лица, а не от супруга. Такое дитя не будет считаться происшедшим от прелюбодеяния, потому что оно родилось прежде заключения брака; но супруг, чужой по отношению к этому дитяти, мог быть обманут, вступая в брак и полагая, что его супруг не имел добрачных детей. Нельзя допустить, чтобы он, благодаря этой ошибке, терпел лично или его законные дети. Эта цель достигается тем, что такое признание не может причинить вреда ни супругу, ни его детям от брака, т. е. что такое дитя не может пользоваться наследственными правами во вред законным детям. Но это признание оказывает свое действие после прекращения брака, если от него не останется законных детей (Франц., ст. 337; Ср. Итал., ст. 183). _

Эускера: Позвольте все же поверить в вопросах брачно-семейного права юристу правоведу написавшему учебник до реформы канонического права, а не романисту. Нигде так подробно изложив семейное право он не указал на возрастные ограничения при признании отцовства. И да, как указывает Загоровский признание отцовства не делает ребенка законнорожденным. Это дает ему право немайоратного наследования отцовского имущества. Я поискав могу привести других правоведов. Но нигде у них нет возрастных ограничений. Да и это было бы нелогично - ребенок не мог бы получить статус и наследственное право до 50-летия отца.

Стелла: Я обратила внимание на эту фразу в романе, потому что она весьма связана и с фразой в " 20 лет спустя" - Et moi, dit Athos, je retourne à Bragelonne. Vous le savez, mon cher d'Artagnan, je ne suis plus qu'un bon et brave campagnard. Raoul n'a d'autre fortune que ma fortune, pauvre enfant ! et il faut que je veille sur elle puisque je ne suis en quelque sorte qu'un prête-nom. А я, -сказал Атос, - я возвращаюсь в Бражелон. Вы же знаете, дорогой д'Артаньян, что я, всего-навсего, добрый храбрый сельский житель. У бедняги Рауля нет другого состояния, кроме моего, и я должен позаботиться о нем, поскольку в конечном итоге я всего лишь подставное лицо. Не опекун, обратите внимание, а именно подставное лицо. Возрастная ассоциация возникла потому, что графу как раз 50 лет. И да, у Дюма была эпопея с этим процессом, в конце-концов он фактически выкрал сына и поместил его в пансион. Сколько Дюма было на тот момент я не помню, но не думаю, что больше 32-33 лет. Поскольку правовед писал до революции - это достаточно веский аргумент. Но если я еще где-то у Дюма наткнусь на это возрастное ограничение, это будет означать, что вопрос не с потолка у него возник.

Lumineux: Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Раулю не суждено было стать наследником Ла-Фера. Этому подтверждение и в том, что он не зовется виконтом де Ла Фер, а только виконтом де Бражелон, даже в последней части трилогии, когда является уже признанным сыном графа. И единственным выходом у Атоса продолжить свой род был бы брак и рождение законного изначально сына. И причина того, что граф этого так и не сделал заключается не в нежелании лишать Рауля его прав, а только в том, что... граф - Атос (Athos).

Lumineux: А я, -сказал Атос, - я возвращаюсь в Бражелон. Вы же знаете, дорогой д'Артаньян, что я, всего-навсего, добрый храбрый сельский житель. У бедняги Рауля нет другого состояния, кроме моего, и я должен позаботиться о нем, поскольку в конечном итоге я всего лишь подставное лицо. Не опекун, обратите внимание, а именно подставное лицо. Тут речь и идет о Бражелоне - о том самом немайоратном наследстве, которое и полагалось признанному внебрачному сыну.

Эускера: Lumineux пишет: Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Раулю не суждено было стать наследником Ла-Фера. Этому подтверждение и в том, что он не зовется виконтом де Ла Фер, а только виконтом де Бражелон, даже в последней части трилогии, когда является уже признанным сыном графа. Отчего же? Монарший рескрипт. Порывшись могу предъявить прецеденты узаконивания внебрачных детей аристократов указом Людовика XIV.

Эускера: Стелла пишет: И да, у Дюма была эпопея с этим процессом, в конце-концов он фактически выкрал сына и поместил его в пансион. Сколько Дюма было на тот момент я не помню, но не думаю, что больше 32-33 лет. А не было проблемой несогласие матери? ЕМНП к этому моменту Александр -младший был признан отцом. Стелла пишет: Поскольку правовед писал до революции - это достаточно веский аргумент. Но если я еще где-то у Дюма наткнусь на это возрастное ограничение, это будет означать, что вопрос не с потолка у него возник. Не с потолка. Вопросом было не согласие матери отдать ребенка отцу. Но в те времена закон был на стороне отца. И оспаривать право на ребенка отец мог только после того как признал свое отцовство. Да, где-то в возрасте 32-33 лет он судился или около того. Я очень уважаю авантюрные романы, но законы все же кодифицируют правовые кодексы. Я не настаиваю на своем мнении. Просто подобного утверждения о возрасте признания не меньше 50 лет я не встречала ни в одном правовом документе. Из этого не следует что его нет, но все же я поверю закону гражданского права если найду его в правовой литературе. Или указанием на закон в биографической литературе любимого автора о том что его сын был узаконен после достижения отцом 50 лет и носил фамилию своей матери. Этак лет до 25-27, так примерно? Хотя законы и менялись после революции, но все же.

Эускера: Lumineux пишет: Тут речь и идет о Бражелоне - о том самом немайоратном наследстве, которое и полагалось признанному внебрачному сыну. Бражелон майоратное наследство поскольку принадлежало старшему родственнику графа де Ла Фер. Если только это не родственник по материнской линии.

Lumineux: Внебрачный сын даже при признании отцом не имеет право на майорат. Только на долю трети не майоратного среди прочих наследников. Внебрачные майорат не наследуют. Отчего же? Монарший рескрипт. Порывшись могу предъявить прецеденты узаконивания внебрачных детей аристократов указом Людовика xiv да. Во Франции в отличие от Англии семейный совет имел юридическую силу. Так что да, во Франции это было семейным делом. Законодательство вмешивалось, но тем не менее решение семейного совета имело юридическую силу в том числе и в распределении наследства. Тогда другой вывод. Если старший внебрачный сын был признан законным росчерком короля, а потом у отца родился младший сын. но в законном браке, то сам отец може принять решение, кого же из них считать самым-самым законным, огласить это решение на семейном совете и поступить по своему усмотрению?

Эускера: Lumineux пишет: Тогда другой вывод. Если старший внебрачный сын был признан законным росчерком короля, а потом у отца родился младший сын. но в законном браке, то сам отец може принять решение, кого же из них считать самым-самым законным, огласить это решение на семейном совете и поступить по своему усмотрению? Самый законный это росчерк короля. Королевский суд во Франции имел высшую неоспоримую силу. Одним росчерком король вывел из уголовного суда актера королевской труппы совершившего убийство. Ну это так, для примера. Король во Франции имел право извлечь из следствия любое дело и решить его как пожелает. Так что признанный законным королевским рескриптом бастард уже не бастард. А если он старший по первородству, то он наследник майората.

Lumineux: Эускера пишет: Самый законный это росчерк короля. Королевский суд во Франции имел высшую неоспоримую силу. Одним росчерком король вывел из уголовного суда актера королевской труппы совершившего убийство. Ну это так, для примера. Король во Франции имел право извлечь из следствия любое дело и решить его как пожелает. Так что признанный законным королевским рескриптом бастард уже не бастард. А если он старший по первородству, то он наследник майората. Отлично! Возвращаемся к вопросу Стеллы. Если этот законный старший сын не захочет быть наследником майората, может он отказаться в пользу младшего брата? Может отец это сам решить?

Эускера: Lumineux пишет: Тогда другой вывод. Если старший внебрачный сын был признан законным росчерком короля, а потом у отца родился младший сын. но в законном браке, то сам отец може принять решение, кого же из них считать самым-самым законным, огласить это решение на семейном совете и поступить по своему усмотрению? Нет конечно, отец узаконенного бастарде не король ведь? Стало быть никакой семейный совет не может быть выше королевского суда. Кстати, и майорат семейный совет не мог менять и делить. Майорат вещь неделимая и неизменная. Семейный совет мог избрать опекуна осиротевшему несовершеннолетнему по своему усмотрению и делить немайоратное.

Lumineux: Эускера, то есть, в таком случае отец должен обратиться непосредственно к королю? Или Парламент?

Эускера: Lumineux пишет: Отлично! Возвращаемся к вопросу Стеллы. Если этот законный старший сын не захочет быть наследником майората, может он отказаться в пользу младшего брата? Может отец это сам решить? Да где же такие дураки водятся чтобы отказываться от наследства, да ещё дающего право на титул? Мог отказаться. Например, старший брат кардинала Ришелье принял схиму и отказался от майората в пользу следующего по старшинству брата. Ну это схима. А так...на что он жить будет без титула, земли и денег? В наемники подаваться? Но мог, если дурак.

Эускера: Lumineux пишет: Эускера, то есть, в таком случае отец должен обратиться непосредственно к королю? Или Парламент? К королю. Парламент в королевской Франции это далеко не парламент Англии.

Lumineux: Да где же такие дураки водятся чтобы отказываться от наследства, да ещё дающего право на титул? Мог отказаться. Например, старший брат кардинала Ришелье принял схиму и отказался от майората в пользу следующего по старшинству брата. Ну это схима. А так...на что он жить будет без титула, земли и денег? В наемники подаваться? Но мог, если дурак. Замечательно. Значит, для того, чтобы отказаться от наследства разрешение короля не требуется, и этот вопрос решается внутри семьи. Тогда, наверно, пока последний момент. Права наследников где-то прописывались документально? Если на семейном совете было решено, что один наследник отказывается от своих прав в пользу другого, отец каким образом должен это решение зафиксировать?

Эускера: Lumineux пишет: Тогда, наверно, пока последний момент. Права наследников где-то прописывались документально? Если на семейном совете было решено, что один наследник отказывается от своих прав в пользу другого, отец каким образом должен это решение зафиксировать? Конечно)) Уложение о законах, там права прописывались. Фиксировалось так же как и сейчас -нотариально. Все участники процедуры: старший, младший братья и отец как владелец имущества приходили к нотариусу, удостоверяли свои личности -лица христианского вероисповедания свидетельствами о крещении, лица не христианского вероисповедания выписками окружного регистратора и составляли документ передачи права наследования.

Стелла: Lumineux , сцена отказа от прав - это уже сцена для пьесы Корнеля.))

Стелла: Эускера , спасибо большое за консультацию. И вы правы, потому что Дюма судился со своей возлюбленной из-за сына. Но буду читать дальше Дюма, в надежде нарыть еще что-то по своду законов. За сухими наворотами юридических наворотов скрываются судьбы и драмы. Жаль, но книга у меня не открылась - а там одно оглавление многообещающее!

Констанс1: Вопрос: Сумел ли все же Атос добиться того заветного росчерка монаршего пера, делавшего виконта не только хозяином Бражелона, но и наследником Ла Фера и графского титула? В его упреках Раулю, когда тот решительно хочет жениться на Ла Вальер, как бы проскальзывает намек, что девушка ему не совсем ровня. И граф хочет для него блестящей партии. Но " блестяшая партия" ни за что не пойдет просто за признанного бастарда, владеющего немайоратным имением и второстепенным титулом. А вот за узаконенного королевским рескриптом наследника древнего и знатного рода и имени вполне себе пойдет замуж. Но тогда почему де Вард в лицо бросает виконту обвинение в полубастардстве и незнании имени матери, да еще и при таких свидетелях как де Гиш и Бэкингем. Неужели этот пржженный придворный не знал, что Рауль признан наследником рода и титула графов де Ла Фер королевским рескриптом. Он что посмел сомневаться в законности действий короля? Только чтобы оскорбить виконта? Он что самоубийца? Ведь это преступление: оскорбление королевской власти. Или все же не было заветной королевской подписи и тогда Рауль узаконенный наследник, без имени матери, имеющий право только на не майоратную собственность.И законная дочь дворянских родителей Луиза де Ла Вальер- прекрасная партия доя полубастарда,признанного лишь отцом. Могли ее родные и покочевряжиться еще. Что то у Мэтра намек с намеком не сходиться.

Эускера: Констанс1 Росчерк монаршьего пера делает ребенка не бастардом, а законным ребенком. Признание ребенка отцом оставляет его в статусе бастарда, но признанного сына с правом наследование немайоратной доли. А какова там часть это зависит от числа наследников. Треть немайората вдове, треть церкви и третья доля немайората всем остальным поровну. Майорат старшему мужчине рода если нет детей мужского пола у умершего. Или старшему сыну при его наличии. Тем более что у него нет детей, – сказал д’Артаньян. – Гм, я слыхал, что он усыновил одного молодого человека, который очень похож на него лицом. Усыновил -значит признал и нотариально оформил признание отцовства. Про монаршью грамоту вообще ни слова, отцом не называет и не носит фамилию отца. Хотя вообще-то признанные отцами бастарды носили фамилии отцов. И отцами отцов называли и в свете их не скрывали, это не Россия. Констанс1 пишет: Или все же не было заветной королевской подписи и тогда Рауль узаконенный наследник, без имени матери, имеющий право только на не майоратную собственность. Не было. В период абсолютизма при наличии Lettre de cachet ([леттр де каше́]; с фр. — «письмо с печатью») — в абсолютистской Франции приказ о внесудебном аресте того или иного человека в виде письма с королевской печатью тысячи людей во Франции сгинули в тюрьмах без суда и следствия. Включая несчастного Железную маску. Размер королевской власти и широта полномочий шокирует. Идиотов не было. Вернее они были, но расплачивались за это. По поводу убийства Генриха IV 12-летний ребенок ляпнул глупость. Его приговорили к четвертованию, но к счастью для него он умер в тюрьме от пыток. Исходя из аксиомы что де Вард не идиот, такое ляпать против королевской власти было нельзя. Преступление против короны это преступление первой степени и казнь за него была ужасна.

Эускера: Вообще дарование статуса законнорожденного бастарду это чрезвычайная и редкая монаршеская милость. Одним прошением любого желающего её не получить. Хотя хронологически это была кажется регентша королева-мать? Если бы граф де Ла Фер обращался с прошением.

Стелла: Эускера пишет: Хотя хронологически это была кажется регентша королева-мать? Если бы граф де Ла Фер обращался с прошением. Безусловно, это была регентша. Но, опять же вопрос: необходима ли была еще и подпись юного короля, или было достаточно подписи регентши? В любом случае, это было возможно, если бы просил(вынужденно) )) Мазарини, или кто-нибудь из бывших подруг попросил Анну. Подпись короля была бы не проблема, а вот мадам Конде дружила с королевой. А ее доченька дружила с Арамисом.

Эускера: Стелла пишет: Но, опять же вопрос: необходима ли была еще и подпись юного короля, или было достаточно подписи регентши? Стелла пишет: Смотря сколько лет было королю -прошел ли он процедуру коронации или нет. Короновали во Франции ЕМНП с в 14 лет. В этом случае подпись была бы формальностью, но тем не менее. Стелла пишет: Подпись короля была бы не проблема, а вот мадам Конде дружила с королевой. А ее доченька дружила с Арамисом. Хорошая логичная цепочка)) Но в общем и по личным качествам королева была доброй женщиной, любила детей вообще подобно Генриху IV и была хорошей матерью. Я думаю в этом случае с учетом личности регентши это было нетрудно. Но в этом случае виконт носил бы фамилию отца и свете был позиционирован как законный сын графа и носитель титула и фамилии. И отрицать свою отцовство и не называть сына сыном и не давать ему возможности называть себя отцом было бы жестоко, нелогично и психотравматично для ребенка а затем юноши и крайне неприлично в обществе и по отношению к регентше и юному королю некорректно и неблагодарно. Оно и признав свое отцовство юридически, оформив его двум юридическими актами -при крещении где в метрике указан отец и нотариальным актом тоже выглядит странно, неприлично и ставит сына в неловкое положение. Так себя отцы не вели.



полная версия страницы