Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Les deux Gaspards » Ответить

Les deux Gaspards

Стелла: Она же "Два хитреца"

Ответов - 18

Стелла: Воистину, полезно перечитывать с карандашом.(в данном случае, перепечатывая и подгоняя под призрачный сценарий) Очень многое начинает звучать не так умилительно, а порой и неприятно. Итак: два хитреца, два друга, уже почти ставшие бывшими. Как они прощупывают друг друга, как шажок за шажком продвигаются в этом диалоге. Словесная дуэль началась. Д'Артаньян: Итак, мой милый Арамис, вы спрашивали, для чего я вас разыскивал? Арамис: (лукаво) Нет я этого не спрашивал, но я ждал, когда вы сами мне скажете. Первый шаг к умалчиваниям и неоткровенности сделан, и сделал его д'Артаньян своим провокационным вопросом. Дальше удары следуют один за другим , друзья попеременно уходят в защиту, оказываясь от уже сделанного полупризнания. Выясняют, кто с какой стороны стоит, кто чего ждет. Они совсем не бескорыстны - и не скрывают этого: Д'Артаньян хочет повышения, Арамис - влиятельных покровителей. Он, пожалуй впервые, говорит о том, что хотел бы тех, кто даст ему будущее, а пока ему хватает и своих шалостей и своих гонораров. То, как друзья за глаза пристраивают короля каждый в свой лагерь - достаточно неприятное зрелище. По сути, Дюма тут выставил напоказ, как разыгрывают карту власти, играя именем ребенка. Вечная история! Арамис играя, ясно дает понять гасконцу, с кем он. Яснее ясного. Д'Артаньян это понимает отлично, так за каким же чертом еще подглядывать за другом? И так все понятно: партия принцев и любовник какой-то герцогини. Даже точно ясно, что уже это другая, а по Марсильяку ясно какая. И почему нужно требовать от друга откровенности, когда прошло 20 лет, а он и в молодости не "сдавал" любовницу? Ну, и что меня вообще царапало всегда, а сейчас просто обидно стало за Портоса и его половину. Шуточка про "баронессу Портос" , сказанная Арамисом, звучит зло. Тут и дворянский апломб, и еще что-то, затаенное: то ли зависть, то ли издевка. Портос такого от друзей не заслужил. А из объяснений Арамиса и следует, что он о покупках и именах друга в курсе дела. Скорее всего, были и отношения и визиты, но не позднее 1646 : Арамис не знает, что Портос тогда овдовел.

Констанс1: Стелла , интересные наблюдения. Во многом обьяснимо поведение двух хитрецов. Они не виделись близко и почти не общались 20 лет. Они и в разгаре дружбы в некотором роде- соперники. До прявления Д Арта любимцем Атоса был Арамис. Так что некая ревность имела место быть еще со времен молодости. Отсюда и соперничество. Но самое то главное, что они сумели через все это переступить, во имя дружбы и той привязанности друг к другу, которая тоже возникла в молодости.

Стелла: Констанс1 , Арамис вообще ревнив. По юношески, невзирая на возраст. Но тут в поведении Арамиса уже прошло, за внешней беззаботностью, и уловимое беспокойство. Время жертвенности прошло. Он словно осознал, (а слова д'Артаньяна о возрасте царапнули больно) что у него, по сути, нет ни дома, ни карьеры, ни перспективы. Именно с этой Фронды и начинается Арамис-епископ Ваннский.


Констанс1: Стелла , ты имеешь в виду , что с той встречи с Д Артом в Нуази Ле Сек начинается путь от Арамиса к Генералу Ордена, во имя своих амбиций подставившего под удар, слепо доверяющего ему друга Портоса, что и привело к гибели последнего?

Стелла: Путь этот начался с избранием ордена иезуитов. По своей ли воле, или в силу обстоятельств, но Арамис вступил не в лазаристы, а в орден Иисуса. А что было на этой дороге, можно представить по некоторым словам и намекам.

Констанс1: Стелла , как на мое ИМХО, Арамис ничего не делал против своей воли. И если оказалсч у иезуитов, то , значит, именно туда и хотел. А емли решил стать Генералом Ордена, то принял теневое участие в устранении предшественника.

Стелла: Арамис мог попасть к иезуитам по ходатайству Шевретты, для которой он остался хранителем непростых тайн. Самое место спрятать и предоставить возможность вести впоследствии полусветский образ жизни. Генералом за свою тайну он все равно бы стал: так или иначе, но Генерал ехал, чтобы назначить себе преемника. Лезть без очереди Арамису пришлось именно из-за того, что он начал что-то подозревать, зная методы своих собратьев по Ордену.

anemonic: Стелла пишет: Арамис мог попасть к иезуитам по ходатайству Шевретты Не мог. Она сама об этом не знала, исходя из ее разговора с Кольбером, только догадывалась.

Стелла: anemonic , она догадывалась, что он избран Генералом, но что он иезуит, должна была знать - они встречались после ее ссылки (Арамис сам говорил, и виделись). Советы он ей давал благие, так почему бы не признаться бывшей любовнице, что ты иезуит. К тому же, это не был секрет, ей бы все равно рассказали общие знакомые, как рассказали ему же о приключении со священником в Рош-Ля Бейле.

Орхидея: Это герцогиня де Шеврез не знала, что Арамис - иезуит?! Уж ей-то его биография была известна получше, чем прочим. "Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси." Шевретта отлично знала и в каком городе он укрылся в монастыре, а также, по-видимому, по какой причине и в каком именно. А поскольку люди с того ни с сего не пропадают, логично предположить, что на это были свои основания. Например, Арамису могла грозить серьезная опасность после участия в какой-нибудь из интриг возлюбленной. А поскольку Лотарингия - оплот оппозиции к Ришелье... Я склоняюсь к версии, что уход Арамиса от мира был связан с Днём Одураченных. А иезуиты, сами занимающие происпанскую позицию, согласились его укрыть, вполне возможно не без участия герцогини, взявшейся спасать своего рыцаря. Сам Арамис изначально вполне серьезно собирается к лазаристам. Тем более, что основателя этого ордена Венсана де Поля он хорошо знает. Общество иезуитов скорей всего было мерой вынужненной, но которая вполне устроила и Арамиса, и иезуитов. Им такие прыткие кадры нужны. При подобном расскладе герцогиня с самого начала была в курсе орденской принадлежности Арамиса. К тому же, как выше заметила Стелла, из этого не делалось никакого секрета. Д'Артаньяну, например, в "ДЛС" достаточно было узнать, к каком монастыре живёт его друг. Тема избрания Арамиса генералом ордена и его непричастности к отравлению на форуме перемывалась много раз. В глазах францисканца у Арамиса конкурентов просто не было, и епископ об этом знал. Зачем путаться в сомнительные предприятия, если можно получить желаемое вполне легально? Это тот случай, когда честность выгоднее. Своим приходом к власти он обязан только себе, и в незаконности тоже не упрекнешь, чего не скажешь про заговорщиков. А сама афера, проведенная в "Красивом павлина", была направлена и против Арамиса тоже. Судя по разговору в доме на Гревской площади, мадам де Шеврез знает, что Арамис был близко знаком с умершим генералом ордена, и подозревает, что тот сделал епископа своим приемником. По ходу объяснений подозрение герцогини превращается в уверенность, и в разговоре с Кольбером у неё уже нет сомнений, что Арамис - новый генерал ордена, она знает это наверняка.

Стелла: "День одураченных" - это ноябрь 1630 года. Вполне подходит. Конец осады Ла Рошели - это 1628 год. За это время помер господин Кокнар и Портос, женившись на своей даме где-то к началу 1629 года, подал в отставку. Атос ушел в 1631 году, как можно судить по тональности Эпилога, последним. Видимо, Арамис и принял послушничество где-то к началу 1631 года.

Констанс1: Вот насчет участия герцогини де Шеврез в послемушкетерской судьбе Арамиса, трудно что что-то говорить.С одной стороны вроде обязана и имеются общие тайны, с другой с ее легендарным легкомыслием и эгоцентризмом * С глаз долой, из сердца вон*, как бы сам собой напрашивается. А то что встретились в Испании случайно, во время ее очередной ссылки, и советы он ей давал, которым она, конечно же, не прислушалась еще не говорит о глубокой внедренности герцогини в жизнь Арамиса и ее интересе к его жизни.

Стелла: Констанс1 ,ей важнее была собственная безопасность. Но воспоминания молодости на нее все же действовали: тому доказательство ее реакция на слова Атоса, когда он напомнил ей об Арамисе. Но только советы он ей давал не в Испании, а в ее возвращение после ссылки из Брюсселя. Non, je parlais de la duchesse de Chevreuse. L'avez-vous vue à son retour de Bruxelles, après la mort du roi ? - Oui, certes, et elle était fort belle encore. - Oui, dit Aramis. Aussi l'ai-je quelque peu revue à cette époque ; je lui avais donné d'excellents conseils dont elle n'a point profité ; je me suis tué de lui dire que Mazarin était l'amant de la reine ; elle n'a pas voulu me croire, disant qu'elle connaissait Anne d'Autriche, et qu'elle était trop fière pour aimer un pareil faquin. Puis, en attendant, elle s'est jetée dans la cabale du duc de Beaufort, et le faquin a fait arrêter M. le duc de Beaufort et exilé madame de Chevreuse.

Орхидея: Советы были, когда Арамис отговаривал Шевретту от участия в заговоре Важных, после которого её снова сослали. В 1643 году у них ещё близкие доверительные отношения, потом они всё больше стали переходить в союзнические. Вспоминая о той встрече, Арамис в Нуази говорит д'Артаньяну, что герцогиня сильно изменилась. Наверно тогда аббат понял, что любовь к ней у него прогорела, и герцогиня потеряла над ним власть.

Стелла: Орхидея , именно это и есть в цитате, которую я привела, но, не исключено, что у Арамиса тоже завелась какая-то новая дама сердца, ничего серьезного, но он видел, что Шевретта уже ему чужая, разлука сделала их ненужными друг другу. (Хотя, насколько он ей был нужен - тоже вопрос: верный рыцарь - это льстит.)

Орхидея: У него уже завелась герцогиня де Лонгвиль. Подтвердением этому служит рвение Арамиса прикончить Шатильона, потому что тот брат Колиньи. Мадам де Монбазон тогда спровоцировала неприятную интригу, компрометирующая Анну-Женевьеву, связанную с ненастоящими любовными письмами Колиньи. Было дело как раз в 1643 году. А Шевретте Арамис бы, похоже, очень даже нужен. Иметь верного рыцаря, готового ради неё на всё, оказалось очень удобно. Мне кажется, что тайна о рождении близнецов, была средством его удержать, привязать к себе. И верно, тайна эта связала их даже сильнее, чем любовь, и уж точно до конца жизни. 

Стелла: Орхидея , в "НЕсвятом Рене" все эти варианты очень подробно проработаны.

Орхидея: "НЕсвятого Рене" я читала и в целом согласна с представленной там трактовкой.



полная версия страницы