Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Образование мушкетеров » Ответить

Образование мушкетеров

Anetta: Сообщение от модератора. В этой теме собраны все сведения об образовании мушкетеров, упоминаемые в трилогии. На С.1 приведены выдержки из книги Е.Глаголевой и статьи С.Валянского и Д.Калюжного об образовании в XVII веке. На С.2 сведения об игре в мяч (теннисе). Что мы знаем об образовинии Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна? Все они владели испанским языком ( la lengua tan maravillosa) " Друг мой, – вмешался д'Артаньян, – так как я не понимаю по английски, а мы все говорим по испански , то давайте будем говорить на этом языке. Это ваш родной язык, и вы, должно быть, с удовольствием воспользуетесь случаем поговорить на нем. – Да, пожалуйста, – присоединился Арамис. Что касается Портоса, то он, как мы сказали, сосредоточил все свое внимание на свиной котлете, весь поглощенный тем, чтобы очистить косточку от покрывавшего ее жирного мяса. – Так вы спрашивали?.. – сказал хозяин по испански . – Я спрашивал, – продолжал Атос на том же языке, – неужели существуют два парламента – один настоящий, а другой не настоящий? – Вот странность! – заметил Портос, медленно поднимая голову и изумленно глядя на своих друзей. – Оказывается, я знаю английский язык! Я понимаю все, что вы говорите. – Это потому, мой дорогой, что мы говорим по испански , – сказал ему Атос со своим обычным хладнокровием. – Ах, черт возьми! – воскликнул Портос. – Какая досада! А я то думал, что владею еще одним языком." Атос и Арамис-английским. Арамис -латынь, богословие и оборонительную фортификацию, "Портос подвел даАртаньяна к камню, служившему ему столом, на котором был развернут план. Внизу было написано ужасающим почерком Портоса, по- черком, о котором мы уже имели случай упоминать: "Вместо квадрата или прямоугольника, как это делалось до сих пор, придайте площади вид правильного шестиугольника. Этот многоугольник име- ет то преимущество, что в нем больше углов, чем в четырехугольнике. Каж- дую сторону вашего шестиугольника (размер которого вы определите на мес- те) разделите пополам. От средней точки вы проведете перпендикуляр к центру многоугольника; он будет равняться длине шестой части периметра. От крайних точек каждой стороны многоугольника вы проведете две диагона- ли, которые пересекут перпендикуляр. Эти две прямые образуют линии обо- роны..." - Ого! - заметил даАртаньян, дочитав до этого места. - Да это целая система, Портос! .... Хотя даАртаньян продержал его в руках очень недолго, тем не менее под крупным почерком Портоса он разглядел гораздо более мелкие буквы, напо- минавшие ему почерк, который он в молодости видел в письмах к Мари Ми- шон; только над этими буквами так усердно поработала резинка, что для всякого человека, менее проницательного, нежели наш мушкетер, следы стертых строк были бы незаметны." К тому времениу уже учились в Сорбонне — одином из старейших университетов мира, основанного еще в XIII веке, открыт первый профессиональный театр в Париже(Бургундский отель), 1599),театр " Маре",открыт в 1634г., создание Французской академии (1635), появились светские салоны, ставшие важнейшим фактом литературной жизни (маркизы де Рамбуйе (осн. в 1608),мадемуазель Мадлен де Скюдери (1607–1701).и т. д. Я не нашла в трилогии, кроме вышеперечисленного, о полученном образовании мушкетеров. Может дюманцы мне помогут?

Ответов - 76, стр: 1 2 3 All

Arabella Blood: Примечание модератора: этот и следующие посты перенесены из темы "И опять Атос! От него не спрятаться не скрыться (Про Атоса-3)". lennox пишет: Есть еще один момент (правда, не относящийся к Атосу). В "20 лет спустя" выясняется, что Портос понимает по-испански. Тоже интересно - откуда он знает этот язык? Нигде Дюма не говорит, что Портос бывал в Испании. Правда, Пикардия, откуда родом Портос, находится недалеко от Фландрии - испанской провинции... Но ведь никогда мсье дю Валлон не проявлял особой склонности к интеллектуальным занятиям, в т.ч. к изучению языков. Откуда же он знает испанский? Загадка... Насколько я помню, по-испански говорят все четверо мушкетеров. Возможно оттого, что Франции не раз доводилось воевать с Испанией.

Юлёк (из клуба): Так называемые "языки врагов" - испанский, английский и немецкий - учили на разговорном уровне многие дворяне. Большинство, конечно, знали только испанский.

Arabella Blood: К тому же, испанский и французский похожи, так что человеку, говорящему на французском, выучить испанский легко.


Алси: Мне кажется, если Атос старше своих друзей, у него гораздо большее стремление к знаниям.

LS: Ну, наверное, не совсем так... Образование Атос получил в юности (а не в тридцать лет), в ту самую пору, когда д`Артаньян по деревьям лазал и сводил с ума учителей своим невежеством.

Arabella Blood: А Атос в "ТМ" на самом деле образованнее остальных. Он даже несколько раз ставит латинский глагол в правильную форму, что не удается Арамису. Насчет стремления - не знаю, нигде не сказано, что Атос очень много уделял времени своему образованию, но он, несомненно, получил хорошее образование для дворянина своего времени. А дальше - жизненный опыт и прочее.

Iren: Атос выше по положению всех своих друзей, поэтому ему в детстве предоставлялись лучшие учителя (да и родители заставляли учиться!). Это я так думаю.

Arabella Blood: Iren пишет: Атос выше по положению всех своих друзей, поэтому ему в детстве предоставлялись лучшие учителя Согласна. Граф по рождению, он должен был быть образованным дворянином. А притом, что его мать была светской дамой, предполагалось, что ему надлежит появляться в свете. а это тоже требует соответствующих знаний.

LS: Arabella Blood пишет: предполагалось, что ему надлежит появляться в свете. а это тоже требует соответствующих знаний Напоминаю. Атос получил образование в то время, когда образованность дворянина, избравшего светскую, а не духовную карьеру, не была чем-то необходимым. Напротив, ученость могла показаться подозрительной. Маршал Бирон тщательно скрывал знание греческого языка.

Arabella Blood: LS пишет: Атос получил образование в то время, когда образованность дворянина, избравшего светскую, а не духовную карьеру, не была чем-то необходимым. Полагаю, все же его родители придерживались мнения, что дворянин должен был быть образованным. Или вы считаете, что Атоса родители готовили к духовной карьере?

Iren: LS пишет: Атос получил образование в то время, когда образованность дворянина, избравшего светскую, а не духовную карьеру, не была чем-то необходимым. Не факт, что его родители придерживались этого мнения (а ведь именно родители, думаю, и оказали влияние на то, чтобы он учился). Впереди планеты всей, как говорится!

Евгения: Arabella Blood пишет: Или вы считаете, что Атоса родители готовили к духовной карьере? А это идея! Жили-были три брата де Ла Фер. Старшего готовили к управлению поместьем, среднего - к военной службе, а младшего - Атоса - к роли священника. Всё, как полагается по традиции. Но со старшим что-то случилось, и вся очередь сдвинулась на один шаг. То бишь военный брат стал наследником, а Атоса переориентировали на изучение морского дела. Потом со средним братом тоже что-то случилось, и единственный оставшийся в живых Атос стал "полновластным господином". А потом с ним тоже... что-то случилось... Может, еще и четвертый брат был?.. Что-то меня понесло...

LS: Я говорю о том, что высокая образованность дворянина в конце XVI - начале XVII века не была общей нормой. Пример Атоса свидетельствует лишь о том, что его родители не придерживались противоположной точки зрения. Далеко не все французские родители отправляли своих отпрысков в Наваррский коллеж. Екатерина Медичи, например, отправляла.

Arabella Blood: LS Какой точки зрения придерживались родители Атоса мы не знаем, хотя и можем догадываться. Но мне, во всяком случае, конечный результат очень нравится. Примечание модератора: это последний пост, перенесенный из темы "И опять Атос! От него не спрятаться не скрыться (Про Атоса-3)". Дальнейшее обсуждение происходило непосредственно в данной теме.

Señorita: Anetta пишет: Все они владели испанским языком ( la lengua tan maravillosa) ... Атос и Арамис-английским. А Рауль так ваще прям полиглот какой-то:)), потому как в плюс к испанскому и английскому знал еще немецкий и итальянский! К 15-ти годам. А тут...учишь, учишь - чуть не с 1 класса, и один английский-то, дай бог осилить:))))

Евгения: Атос прекрасно знал геральдику, этикет, как минимум немного - право. Латынь, по крайней мере в "Трех мушкетерах", он знал лучше Арамиса. Кроме того, он имел познания в морском деле, поскольку в юности его готовили к морской службе. Портос неплохо знал историю (вспомним, как в начале "Трех мушкетеров" он убеждает Тревиля, что не каждую битву можно выиграть, приводя исторические примеры). Но вообще-то образование Портоса вряд ли было основательным ("Он говорил решительно обо всем, за исключением наук, ссылаясь на глубокое отвращение, которое, по его словам, ему с детства внушали ученые".)

adel: Из книги Е. Глаголевой "Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII" - … Представители привилегированных слоев общества могли получить среднее образование в коллегиях (коллежах), которые основывали монашеские ордены иезуитов и ораторианцев, а также церковные деятели в своих епархиях. Иезуиты обучали юношей; воспитание девушек было доверено монашескому ордену Святой Урсулы, начавшему основывать свои монастыри во Франции с конца XVI века. В коллежах преподавали латынь, грамматику, риторику, философию, математику (механику, оптику, навигацию). Французским нововведением, распространившимся затем по Европе, были «хозяйственные коллежи» (где обучали, например, межеванию) — аналог современных ПТУ. Доктор богословия Ришелье (получивший это звание, как мы увидим ниже, не от хорошей жизни) отдавал предпочтение «полезным» знаниям перед «бесполезными» — гуманитарными, считая, что слишком много молодых людей тратят время, изучая право, философию и литературу, вместо того, чтобы готовить себя к занятиям торговлей. «В хорошо устроенном государстве, — писал он, — наставники технических дисциплин должны преобладать над учителями свободных профессий». Но силу-инерции преодолеть было сложно, к тому же занятие торговлей не представлялось дворянам почтенным. Винсент де Поль, бывший одним из шести детей в скромной гасконской семье и пасший в детстве семейное стадо, получил хорошее образование в коллеже кордельеров в Даксе, а шестнадцати лет поступил в Тулузский университет, где в течение семи лет изучал богословие, после чего был рукоположен в священники. Уже упоминавшийся нами Королевский коллеж был основан еще в 1530 году по инициативе Гильома Бюде и назывался Коллежем королевских лекторов. В нем преподавали дисциплины, отсутствовавшие в программе Сорбонны: греческий и древнееврейский язык, а также математику; его девизом было Docet omnia («учит всему»). Ныне это Коллеж де Франс — одно из престижнейших образовательных учреждений в мире. Кстати, сама Сорбонна изначально была одним из коллежей — наряду с Кальви и Наваррским. Высшее образование и ученую степень бакалавра, лиценциата, магистра и доктора наук можно было получить в университетах, где преподавали богословие, медицину и право — гражданское и каноническое. В университетах, имевшихся в двух десятках французских городов, было самоуправление, королевская власть на них практически не распространялась, и ученые доктора даже позволяли себе «уходить в оппозицию». Например, доктор богословия и синдик парижского Университета Эдмон Рише (1631) заявил в одной из своих работ, что у недостойных государей власть можно отнять. В 1б11 году он опубликовал сочинение «De ecclesiastica et politica potestate» (О власти церковной и политической), в котором излагал доктрину старой парижской школы о вольностях галликанской церкви. За это он подвергся преследованиям и даже был похищен по приказу герцога д'Эпернона, сторонника иезуитов, и заключен в тюрьму Сен-Виктор, откуда его вызволил парижский Парламент. Но вернемся к коллежам. Арман дю Плесси девяти лет поступил в знаменитый Наваррский коллеж, где в свое время учились Генрих III и Генрих IV. Там изучали грамматику и искусства (в общей сложности четыре года) и философию, курс которой включал логику и основы естественных наук (еще два года). Воспитанники овладевали основами стихосложения и прозы, развивали способности к полемике и ученому спору. В 1638 году бывший выпускник, теперь уже кардинал Ришелье, открыл в Наваррском коллеже кафедру теологических диспутов. К моменту окончания коллежа Арман блестяще владел латынью, прилично говорил по-итальянски и по-испански, во всех деталях знал античную историю, а также сформировал свой характер, подчинив себя строгой внутренней дисциплине. В пятнадцать лет он получил титул маркиза де Шиллу и поступил в академию Антуана дю Плювинеля, готовя себя к военной карьере. Плювинель, дворянин из Дофине, бывший военный, непревзойденный наездник и прекрасный фехтовальщик, открыл свою академию, чтобы готовить кавалерийских офицеров для королевской армии. Король доверил ему военное воспитание дофина — будущего Людовика XIII. Королевская казна выделяла от 800 до 1000 экю на каждого студента в год. В академии обучали не только военному делу: Плювинель, талантливый рассказчик, говорил со слушателями о событиях из недавней истории Франции, воспитывая в них патриотизм, а также занимался их светским воспитанием, прививая им хороший вкус. Но в 17 лет жизнь Армана круто изменилась: его брат Альфонс отказался от епископской митры и постригся в монахи; мать уговорила Армана избрать карьеру священника, чтобы семья не лишилась доходов от епископства Люсонского. Маркиз де Шиллу вернулся в Наваррский коллеж и стал аббатом де Ришелье. Параллельно с занятиями в коллеже он брал уроки богословия у Жака Эннекена, преподававшего в коллеже Кальви. В двадцать лет он получил первую ученую степень — магистра богословия, а через год, добившись разрешения на досрочное завершение учебы, защитил в Сорбонне диссертацию на степень доктора богословия. Диссертация называлась «Вопросы теологии» и была посвящена Генриху IV. Два дня спустя епископ Люсонский был официально принят в сообщество докторов Сорбонны, завершив полный курс обучения на четыре года раньше установленного срока. Франсуа Леклерк дю Трамбле (1577—1638), более известный как «серый кардинал» отец Жозеф, был настоящим вундеркиндом. В четыре года он уже знал латынь, а затем быстро овладел древнегреческим. Восьми лет мальчика, получившего титул барона де Мафлиера, отдали в один из лучших парижских коллежей, где он сразу же стал первым учеником. По окончании коллежа он тоже прошел полный курс в академии Плювинеля, а затем отправился путешествовать по Италии и Германии. Вернувшись в Париж, он был приближен ко двору (фаворитка Генриха IV Габриэль д'Эстре называла его «французским Цицероном») и выполнил дипломатическую миссию в Лондоне, после чего вдруг решил постричься в монахи, причем остановил свой выбор на ордене капуцинов. За два года он одолел четырехлетний курс обучения в семинарии капуцинов в Руане, а также в учебных заведениях Орлеана и Парижа. С 1603 года отец Жозеф уже сам преподавал богословие и философию монахам в монастыре Сент-Оноре в Париже, а затем в Медоне и Бурже. Таким образом, мы видим, что у желающих получить образование был широкий выбор. И все же на протяжении двух веков безусловное лидерство в этой области захватили иезуиты. Управление учебными заведениями ордена иезуитов осуществлялось независимо от государства. В иезуитских коллегиях могли учиться представители всех сословий — дети дворян, горожан и крестьян. Программа обучения подразделялась на две части: среднее образование и университетский курс. Сначала следовало пройти обучение в трех грамматических классах. В первом преподавали основные правила латинского синтаксиса на основе самых легких писем Цицерона. Ученики учились читать и писать, постигали начала греческого языка и катехизиса (древнегреческий язык вошел в моду благодаря популярным литераторам — Бюде, Рамю и Ронсару). Во втором классе штудировали латинскую грамматику на основе работ Цицерона и Овидия. В третьем изучение латинской и греческой грамматики заканчивалось: к Цицерону и Овидию добавлялись Катулл, Проперций, Вергилий, Иоанн Златоуст и Эзоп. В классе филологии преподавали иностранные языки и правила риторики, греческий синтаксис, чтение и письмо. В классе риторики — красноречие, ораторское искусство, поэзию, историю, законы риторики на материале произведений Цицерона, Аристотеля, Демосфена, Платона, Фукидида и Гомера, а также основы христианского вероучения. В первом высшем классе, рассчитанном на три года — философском, изучали философию Аристотеля, логику, физику и метафизику, нравственную философию по «Этике» Аристотеля, курс метафизики по Евклиду и географию. Во втором высшем классе — богословском, четырехлетнем — штудировали Святое Писание, древнееврейский язык, схоластическое богословие, основанное на учении Фомы Аквинского, казуистику, греческий, халдейский, сирийский, арабский, индийский языки. Наиболее талантливые ученики учились еще два года, после чего, с разрешения генерала ордена, могли стать учителями или получить докторскую степень. На высших курсах все лекции читали на латыни. Переход из класса в класс осуществлялся на основании экзаменов. Ученики подразделялись на три категории: схоластики, готовившиеся ко вступлению в орден, жили в коллегиях вместе с учителями; дети богатых горожан и аристократов проживали в пансионах, внося умеренную плату; были и приходящие ученики. Учеба продолжалась 190 дней в году. Ученикам запрещалось заниматься больше двух часов без перерыва, а также во время, предназначенное для отдыха и сна. «Работая умеренно, с соблюдением равновесия сил, человек будет в состоянии трудиться более долгое время во славу Божию», — утверждали наставники. Каникулы воспитанники проводили на принадлежащих ордену «дачах», где занимались фехтованием, верховой ездой, музыкой, плаванием, катанием в санях и на коньках, игрой на бильярде (любимой игрой основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы). Карты и кости были строжайше запрещены. «Наука преподается людям для того, чтобы научить их любви к Творцу и Спасителю», — твердили ученикам учителя, побуждая их к частой исповеди, причастию и регулярному присутствию на мессе, внушая отвращение к пороку и любовь к добродетели. Диспуты и театральные представления поощрялись: это было полезно для воспитанников, многие из которых готовили себя к политической карьере. Монахи занимались не только преподавательской, но и научной деятельностью. В 1616 году было официально утверждено общество мавриниан, основанное ученым монахом Дидье де Ванном (святой Мавр был одним из учеников святого Бенедикта). Новиции, вступавшие в конгрегацию, должны были пять лет изучать богословие и философию, затем поступали в одну из академий ордена в качестве преподавателей или для кабинетных ученых работ, по назначению приора. Часто применялся принцип разделения труда: один собирал материал, другой систематизировал, третий обрабатывал, четвертый готовил к печати, пятый наблюдал за печатанием и корректировал издание. На первых порах конгрегация занялась историей ордена бенедиктинцев, его монастырей и великих деятелей, затем расширила круг своих интересов и внесла большой вклад в историю и археологию, собирая и издавая рукописи по древней литературе, в особенности христианской. Кропотливую работу, связанную с собирательством научных знаний, во Франции стали называть «трудом бенедиктинцев». Мавриниане часто были вынуждены вступать в полемику с траппистами, считавшими научные занятия несовместимыми с монашеским званием, и иезуитами, которые видели в издании памятников внецерковной литературы опасность для церкви и «шаг к безусловной свободе разума». В иезуитских коллегиях получили образование принц Конде, герцоги Булъонский, де Роган и де Монморанси, а также Декарт и многие другие. Герцог Энгьенский, будущий Великий Конде (1621 —1686), получил образование в иезуитской коллегии Святой Марии в Бурже. В одиннадцать лет он свободно говорил на латыни, через два года освоил философию и естественные науки (в существовавших тогда пределах), после чего обучался праву и истории (чтобы возвыситься над окружавшими его молодыми дворянами), попутно занимаясь игрой в мяч, фехтованием и верховой ездой. В пятнадцать лет он поступил в Военную академию в Париже, на улице Тампль, а завсегдатаи светского салона его матери Шарлотты де Монморанси (Корнель, Вуатюр, мадемуазель де Скюдери и маркиза де Рамбуйе) довершили его образование.

Юлёк (из клуба): От себя добавлю, что по всему тексту выходит, что Арамис получал образование в самом Париже: "Я отправился к лучшему учителю фехтования в Париже, и условился ежедневно брать у него уроки..." - не учись он в столице, ему было бы невозможно ездить на уроки каждый день. Он учился именно в классической семинарии. Таковая в нужный нам период была только одна - семинария на улице Сент-Оноре, открытая в 1610 году по указу Генриха IV. Учебное заведение, в котором еще не сложилось в начале XVII века особых традиций, но были весьма недурные учителя, и применялись прогрессивные по тем временам методики обучения священнослужителей.

Anetta: Меня смущает одна статья Сергея Валянского и Дмитрий Калюжного из жунала «Энергия» 2006, № 5. С. 73-79. "Из истории образования. Образование в Европе XI-XVI веков" Один раздел из нее: "Европейские школы и университеты в XV-XVII веках" Учебные заведения XV-XVII веков приобрели уже четкую классификацию: элементарного, общего и высшего образования. Школы элементарного (начального) обучения оказались одной из арен соперничества между католиками и протестантами. И это соревнование, в общем, двинуло дело образования вперед. Крупнейшие представители Реформации понимали важность начальных школ как средства влияния протестантизма на население. Лютер (1524), а затем и Кальвин (1533) провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей Катехизису на родном языке. Чтобы облегчить задачу учителей-пасторов, Лютер в 1529 году составил «Малый Катехизис»; аналогичные пособия на французском языке подготовили де Вез и Кальвин. Во второй половине XVI века протестантские начальные школы пользовались особыми школьными катехизисами на английском, французском и немецком языках. Протестантские низшие городские школы предназначались для детей горожан, реже крестьян в возрасте от 5 до 11-12 лет. Отдельно обучались мальчики и девочки. Деятельность учебных заведений была регламентирована рядом документов: уставами, учебными планами. Предусматривалось обучение религии по протестантскому «Школьному Катехизису» и латыни (чтение, письмо, грамматика), ежедневные занятия церковным пением. Курс делился на три класса. Планом И. Бугенгагена (1528) в программу дополнительно включалось изучение древнегреческого языка. Католики — выходцы из первого и второго сословий, дети состоятельных представителей третьего сословия получали начальное образование в особых учебных заведениях либо в школах полного общего образования, программа которых включала как минимум чтение, письмо, счет, церковное пение. Но в организации элементарного обучения широких масс римскокатолическая церковь уступала протестантам. Чтобы выправить положение, Тридентский вселенский собор принял «Катехизис собора» и предложил повсеместное открытие католических воскресных школ для низов. В католических приходских воскресных школах обучали чтению Библии. Этим же занимались в своих «школах для бедных», «благочестивых школах» и прочих подобных заведениях католические конгрегации: пиаристы, лазариты, урсулинки,елизаветянки. И в католических, и в протестантских странах множилось число городских школ начального обучения, учреждавшихся властями и общинами: в них учили читать и петь псалмы. Особые помещения у таких школ имелись крайне редко и только в городах. В сельской местности учитель с учениками кочевал из дома в дом. Обычно все ученики занимались вместе. В первой половине XVII века появились школьные классы, где учеников делили по уровню подготовки. В школах не было и намека на физическое воспитание, зато продолжали свирепствовать физические наказания. Секли всех без исключения. Из дневника воспитателя малолетнего французского короля Людовика XIII можно, к примеру, узнать, что юный монарх 15 мая 1610 года был коронован, а 17 сентября высечен наставником. Долго продолжалось господство метода словесного немонического обучения, но в XVI веке при обучении родному языку все же отказались от автоматического запоминания отдельных слов и стали обучать по звукам и буквам. Появилась школьная доска. В XVII веке повсюду вместо угля начали писать перьями. При обучении счету в середине XV века перешли от римских цифр к арабским; в XVII веке, наряду с абакой, появились счетные кубики и жетоны, которые применяли вплоть до конца XVIII века. Учебных пособий, приспособленных для детей, фактически не существовало вплоть до XVI века, когда появились особые учебники для школьников (те же «Малые катехизисы»). Они были доступнее и меньше по объему, чем те, которыми пользовались учителя. Но результаты все же были плачевными: в сельской местности царило поголовное невежество, в городах было немногим лучше. Заставляли зазубривать Писание, но, как следует из документов начала XVII века, большинство учащихся «не могли сколько-нибудь удовлетворительно читать». Масштабы и качество элементарного обучения в Западной Европе этого времени были столь удручающими, что французский ученый Летурно, оценивая их, пишет: «Если Европа не оглупела окончательно, то только потому, что вследствие малого числа особенно низших школ масса населения вовсе не училась и жила в относительно здоровом невежестве». Заведения общего образования — городские (латинские) школы в XV веке были уже во всех крупных городах Западной Европы, и сеть их продолжала расти в XVI-XVII веках. Они имели более светский характер и постепенно вышли из-под церковного управления, стали подчиняться местным и общегосударственным властям. Церковь, впрочем, оставила за собой особое влияние, что выражалось в построении школьного воспитания на религиозных основах. В Центральной Европе особую роль в учреждении и реформировании городских школ сыграли педагоги Реформации. Мартин Лютер учредил в Эйслебене низшую и высшую латинские школы (1527); спустя два десятилетия в Германии появились еще шестьдесят протестантских городских школ. Первую крупную протестантскую городскую школу в Эйслебене возглавлял И. Агрикола. Программа высшего отделения включала изучение «Школьного катехизиса» на немецком языке, церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение древнегреческих авторов, беседы на «мирские темы». Для последних использовалась «Педология» Мозеллана (1518). В пособии предлагались, например, примерные образцы бесед о сборе винограда, птицеводстве, супружестве, личной гигиене, этикете, театре и т.п. Программа постепенно усложнялась и обогащалась. Меланхтон, развивая идеи И. Агриколы, дополнил программу преподаванием древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса было поставлено изучение латинского языка и литературы. Были определены три этапа пяти-шестилетнего изучения грамматики, чтения произведений Теренция, Плавта, Эзопа и других греко-римских классиков, сочинений на латинском языке П. Моселана, Эразма Роттердамского и других авторов." Если верить статье, то наши мушкетеры были высокообразованными людьми, а с Людовиком XIII мне не верится. Все ж таки королевских кровей :sm2

LS: Позволю себе напомнить про: а) схоластические и отвлеченные науки, познаниями в которых Атос иногда изумлял окружающих (т.е. теология и философия, тогда включавшая в себя и физику, и геометрию, и много чего еще). То что он владел таким обширным багажом знаний (даже латынь знал лучше семинариста-Арамиса, весьма прилежного молодого человека) и позволило мне однажды вообразить, что Атос получил образование не дома, в замке, а в Коллеж де Наварр. Там, где учился будущий Генрих III и Ришелье. б) учителей д`Артаньяна, которых балбес-ученик приводил в отчаяние, и которые так и не смогли вбить в него начатки латыни. Именно такие замечания Дюма дают богатую пищу для представления всевозможных комичных сцен между будущим маршалом Франции и его учителями. (домашними?)

Юлёк (из клуба): LS пишет: б) учителей д`Артаньяна, которых балбес-ученик приводил в отчаяние, и которые так и не смогли вбить в него начатки латыни. Именно такие замечания Дюма дают богатую пищу для представления всевозможных комичных сцен между будущим маршалом Франции и его учителями. (домашними?) Этот факт меня всегда удивляет, когда я сопоставляю текст Дюма и "Молодые годы Генриха IV". Судя по тексту, Генрих Наваррский - земляк д`Артаньяна, говорит на диалекте, который весьма напоминает латынь. И принцу-протестанту не составляет труда понимать классическую латынь. Кто-нибудь в состоянии объяснить, почему один понимает, а другой - нет?

Anetta: Может, Генрих Наваррский лучше знал латынь? :)) Из статьи Сергея Махуна: "Образование Генрих Наваррский получил в College de Navarre в Париже, прекрасно знал латинских классиков и сносно древнегреческий язык . За образованием сына внимательно следила мать — Жанна д’Альбре, привившая ему уважение к идеям Реформации. С отцом Генриха Жанна д’Альбре фактически разорвала отношения — она не могла простить ему перехода в католицизм"

LS: Юлёк (из клуба) Наверное, потому, что а) Генрих IV учился в Наваррском Коллеже; б) имел лучших, чем у д`Артаньяна, учителей; в) потому же, почему русские и украинцы не понимают старославянский.

Кассандра: LS, разве русские и украинцы не понимают старослав? Я училась на филфаке, мы изучали этот язык год. Какие-то тонкости, возможно непонятны (образование времён глаголов, например) но в целом при чтении текст можно понять, даже не вдаваясь в дебри. Его смысл, содержание... это не трудно, ИМХО.

LS: Кассандра пишет: LS, разве русские и украинцы не понимают старослав? Русские не понимают украинский. Больше того, люди говорящие на одном и том же языке не всегда могут понять другой акцент (не диалект, а акцент). Напр., южно- и северо- русский.

Anetta: LS Русские не понимают украинский Испанцы, итальянцы и португальцы не могут понять друг друга. Разве что некоторые слова. Про французов не говорю. А это одна романская группа.

Snorri: Юлёк (из клуба) Судя по тексту, Генрих Наваррский - земляк д`Артаньяна, говорит на диалекте, который весьма напоминает латынь. И принцу-протестанту не составляет труда понимать классическую латынь. Кто-нибудь в состоянии объяснить, почему один понимает, а другой - нет Ответ может быть лишь тот, который приводит LS - Генрих более образован, нежели д'Артаньян :-) Народная латынь, легшая в основу романских языков, весьма отличалась от классической латыни, на которой писали римские классики, а уж тем более гасконское наречие, которое представляло собой смесь французского, окситанского и баскского говоров.

LS: Snorri Ваша реплика напомнила мне, что Франция издревле делилась на две части: ЛангедОК и ЛангедОЙЛЬ (ОЙ), то есть "земля ОК" и "земля ОЙЛЬ(ОЙ)". Север и юг страны по разному произносят ДА. Это различие и отражено в названиях частей Франции.

Эшли: LS пишет: Север и юг страны по разному произносят ДА. Это различие и отражено в названиях частей Франции. На юге очень сильно смягчают звуки, что для меня создавало большую проблему - у нас, естественно, при обучении за образец берут парижское произношение, а оно твердое (была очень удивлена, когда у меня за столом попросили расческу - на самом деле просили хлеба. То есть твердое "пэн" (хлеб) произнесли как мягкое "пэнь" (расческа). Дело было в Тарбе :)) Кассандра пишет: LS, разве русские и украинцы не понимают старослав? Я училась на филфаке, мы изучали этот язык год. Какие-то тонкости, возможно непонятны (образование времён глаголов, например) но в целом при чтении текст можно понять, даже не вдаваясь в дебри. Его смысл, содержание... это не Для меня это тоже было несложно - текст на церковнославянском я понимаю с листа, за исключением очень немногих слов, где не совпадают корни с русскими. Но для многих людей это почему-то очень большая проблема.

LS: Эшли пишет: текст на церковнославянском я понимаю с листа, Я имею ввиду восприятие на слух речь. См. приведенным Вами же пример с хлебом и расческой по-французски. :)



полная версия страницы