Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Школьная программа и мушкетерская трилогия » Ответить

Школьная программа и мушкетерская трилогия

Юлёк (из клуба): Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса (под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) преподнес мне приятный сюрприз. Дамы и господа, «Три мушкетера» у нас есть в школьной программе! Правда, предлагаются они для самостоятельного прочтения. Тема – «Героическая личность». Для обсуждения в классе предлагаются вопросы. Полагаю, что наши с вами ответы на них повергли бы любого педагога в состояние глубокой задумчивости. Если, конечно, педагог не принадлежит к дюманам. Завтра – первое сентября. Ну что, поиграем в школу? :))) 1. Согласны ли вы, что роман считается авантюрно-историческим? 2. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое. 3. Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он? Докажите, что именно он в центре всех событий романа. 4. Какие события представляются вам наиболее яркими, организующими сюжет произведения? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие? 5. Каков кодекс чести героев романа? Насколько он кажется вам применимым в наше время? 6. Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас? 7. Связаны ли подвиги героев романа со служением даме или у этих подвигов нет вдохновительницы? 8. Как вы представляете себе характер и облик Миледи? Это романтическая фигура или в том, как она описана, вы видите черты реального характера? 9. Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом времени? 10. Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в романе? 11. Какую роль играет пейзаж в романе? 12. Какие интерьеры вам особенно запомнились? 13. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, характерами и поступками героев, мастерством повествования, близостью позиций автора к вашим взглядом на жизнь? 14. Попробуйте охарактеризовать особенности мастерства автора. 15. Какие мысли и чувства возникают при чтении этого романа? 16. Чем можно объяснить появление бесконечного количества инсценировок и киновариантов сюжета романа?

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 5 All

Вольер: Орхидея пишет: Что касается мнения из учебника, личного впечатления и пятерок, тут многое зависит от учителя, его знаний и любви к преподаваемому предмету. Одни даже поощряет такой подход, но это тоже довольно редко. Заступлюсь за учителей литературы. Какой смысл метать бисер перед свиньями ради пяти человек (максимум), которым это интересно, и в то же время держать в узде остальных, которым начихать (мягко говоря) не только на литературу, но и на школу. Учителя рады, что вообще из школы живыми домой доходят, там не до заинтересованности детей. )) Есть, конечно сильные классы, но они попадаются один-два раза за всю карьеру учителя, которому продохнуть некогда от бумажной загрузки (сейчас жуткая бюрократизация, плюс власти не брезгуют включать админресурс по любому поводу: праздники, выборы, демонстрации и т.п.). Если ребёнку что-то интересно, он сам найдёт возможность подойти и спросить, так что умные дети не пропадут и так. А распинаться перед идиотами, которые в большинстве своём на учёте состоят кто где – увольте... Школа сейчас играет скорее роль некоего концлагеря, в котором родители передерживают детей, чтобы не шлялись по улицам. Так что, к сожалению, многое изменилось за последние 10-20 лет и не в лучшую сторону. Но это выходит за рамки темы. Лично я стараюсь, чтобы мои дети как можно меньше времени проводили в школе, благо имею такую возможность. Чего и всем желаю. P. S. Речь о стандартной школе в России, разумеется, за другие страны не знаю.

Стелла: Вольер , кажется это не только России касается)))

jude: У меня в школе "Трех мушкетеров" изучали классе в пятом, и мы даже в них играли на переменах. Причем, у нас из четверки почему-то были только двое - Атос (Оля) и Арамис (Алина). Мальчики мушкетерами не увлекались. На третьем курсе филологического факультета мы должны были читать Дюма - "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо". Перед контрольной прибежала одногруппница: "Девочки, перескажите мне в двух словах "Трех мушкетеров"!" Реакция всей группы была: "Ты что не читала? И даже фильм не смотрела?" Мы зашли в аудиторию, приготовились писать, а Ксения Александровна сказала: "Дюма не будет. Это беллетристика". Я к такому, честно говоря, была не готова. Наша Ксюша - один из тех преподавателей, которых слушаешь с отктрытым ртом, и с лекций которых не хочется уходить. А тут -"беллетристика". Потом оказалось, что "Трех мушкетеров" она никогда не читала. Ей их в детстве пересказывала двоюродная сестра-дюманка. И Ксюше они после этого всегда казались скучной книгой.


прсточитатель: Вольер пишет: Заступлюсь за учителей литературы. Какой смысл метать бисер перед свиньями ради пяти человек (максимум), которым это интересно и держать в узде остальных, которым начихать (мягко говоря) не только на литературу но и на школу. Учителя рады, что вообще из школы живыми домой доходят, там не до заинтересованности детей. )) Есть, конечно сильные классы, но они попадаются один-два раза за всю карьеру учителя, которому продохнуть некогда от бумажной загрузки (сейчас жуткая бюрократизация плюс власти не брезгуют включать админресурс по любому поводу: праздники, выборы, демонстрации и т.п.). Если ребёнку что-то интересно, он сам найдёт возможность подойти и спросить, так что умные дети не пропадут и так. А распинаться перед идиотами, которые в большинстве своём на учёте состоят кто где – увольте... Школа сейчас играет скорее роль некоего концлагеря, в котором родители передерживают детей, чтобы не шлялись по улицам. Так что, к сожалению, многое изменилось за последние 10-20 лет и не в лучшую сторону. Но это выходит за рамки темы. Лично я стараюсь, чтобы мои дети как можно меньше времени проводили в школе, благо имею такую возможность. Чего и всем желаю. P. S. Речь о стандартной школе в России, разумеется, за другие страны не знаю. А если ученик на уроке литературы во время изучения Анны Каренины скажет ,что в общем то из всех женских персонажей она единственная поступила правильно и лишь авторский произвол ее убил? Это кстати именно мое мнение.

Вольер: прсточитатель пишет: Извините если не в ту тему. Мне вот интересно во Франции был Дюма. А кого Вы можете назвать русским Дюма? Стиль Дюма, как мне кажется, во многом – квинтэссенция многих черт французского менталитета. Благородный, изящный, немного фанфаронский, неунывающий, с прекрасным чувством юмора – таков условный средний Француз, таковы большинство героев Дюма, таков он сам и стиль его книг. В русской культуре такие черты не приветствуются. )) Нам Достоевского подавай, Шолохова, Платонова... Салтыкова-Щедрина, Чехова или Хармса в лучшем случае. Проблем побольше и поменьше вариантов их решения. Если смех – то сквозь слёзы, если улыбка, то – кривая. С тем и живём. ))

Вольер: прсточитатель пишет: А если ученик на уроке литературы во время изучения Анны Каренины скажет ,что в общем то из всех женских персонажей она единственная поступила правильно и лишь авторский произвол ее убил? Это кстати именно мое мнение. Не переживайте, никто сейчас из школьников не читает то, что им задали, а уж тем более вопросов не задают. )) Если такое случится, учитель будет приятно удивлён (если только это не подростковый троллинг, такое случается). Главное, чтобы остальные головы друг другу не проломили, пока двое увлечённых литературой будут обсуждать предмет.

прсточитатель: Вольер пишет: Не переживайте, никто сейчас из школьников не читает то, что им задали, а уж тем более вопросов не задают. )) Если такое случится, учитель будет приятно удивлён (если только это не подростковый троллинг, такое случается). Главное, чтобы остальные головы друг другу не проломили, пока двое увлечённых литературой будут обсуждать предмет. Ну почему не задают ,на одном форуме обсудили с школьницей Евгения Онегина. Сначала она называла Татьяну дурой , что не ушла с Онегиным ,но я ее убедил, что это не так. Дело не в соблюдении дурацких брачных клятв , а в том, что Онегин нехороший человек. Во первых он убил Ленского. А во вторых он уже отверг ее любовь ,и может бросить и теперь.

Вольер: прсточитатель, если посчитать школьников, которые интересуются литературой на форумах, то получится как раз по одному человеку на класс. В лучшем случае. ) К тому же поговорить на форуме – это одно, а с учителем на уроке, при всех – совсем другое. Обычно имеет место банальный троллинг из серии "смотрите все, сейчас я докажу, что белое – это чёрное". Когда приходит время писать сочинения, эти "любители литературы" странным образом списывают, как и все. Впрочем, мы с Вами уже ушли в оффтоп.

Стелла: Я закончила школу в 1966 году. На аттестат зрелости надо было сдавать украинскую литературу. Очень много отрывков надо было знать наизусть. Мне выпал билет по какому-то роману Олеся Гончара. ( не помню, какому))) Я ответила по правилам соцреализма и когда мне уже хотели пятерку ставить, заявила:" Это ответ, какой положен по-программе. А можно , я выскажу свое мнение?" У экзаменаторов поползли глаза на лоб, но и им стало любопытно. А я разошлась, потому что мнение у меня было прямо противоположное и я раздробила сей роман в пух и прах.( как мне казалось) Кара последовала незамедлительно: мне еле "4" поставили, хотя по-литературе у меня всегда пятерки были. так что и раньше на пятерку нужна была официальная версия. Маму не вызвали только потому, что школа от меня избавлялась,))))

Орхидея: А если ученик на уроке литературы во время изучения Анны Каренины скажет ,что в общем то из всех женских персонажей она единственная поступила правильно и лишь авторский произвол ее убил? Это кстати именно мое мнение. Не переживайте, никто сейчас из школьников не читает то, что им задали, а уж тем более вопросов не задают. )) Если такое случится, учитель будет приятно удивлён (если только это не подростковый троллинг, такое случается). Главное, чтобы остальные головы друг другу не проломили, пока двое увлечённых литературой будут обсуждать предмет. Знаете, если читали могут и высказать своё мнение, без последствий. ))) Другое дело, наскольцо серьёзно и понимающе отнесется к этому учитель. У нас на уроке бывали любопытные высказавания от учеников. Всё обычно перетекало в интереснейшую дискуссию с участием хорошо если пяти человек, включа учителя. Остальной класс помалкивает с отсутствующим видом. А вопросы, так не дай бог заметят.))) Но литераторше у нас сейчас хорошая.) Жаль и она уходит, шестая за шесть лет. Ужас! ( Мне иногда бывает жаль, что не встречала форумов вреде Дюмании по русской классике. А ведь и там бесспорно есть из-за чего преломить копья. Но это будет явно новый взгляд, отличный от бщераспространненно принятого мнения.

Стелла: Орхидея , вы меня поразили: неужто нет форумов по Толстому, по Достоевскому, по Тургеневу? Не может быть, чтобы Пушкин, Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева никого не интересовали? Неужто все, кого интересует русская классика уже далече? Или в моем возрасте?

Atenae: Эк вы про школу-то! Ну, не все в ней дебилы, не все. Как сейчас помню, ждем мы первую серию "Мастера и Маргариты" Бортко. И внезапно обнаруживается, что 11-А ее ждет с ричуть не меньшим нетерпением. Другой пример: несколько десятиклассниц на перемене уткнулись в книги. В целом, довольно привычная картина. Но обычно уткнувшиеся читают то, что по программе. Либо "Сумерки" какие-нибудь, боже сохрани! Одна из уткнувшихся продолжает чтение у меня на уроке, причем на первой парте. Ловлю глазом знакомую иллюстрацию Лелуара. Не знаю, кто начал, но у детей была эпидемия Дюма. Все читали "Трех мушкетеров". Пример третий, с прошлой недели. Традиционный для нашей школы фестиваль искусств, номинация "Золотое перо". На фестивале все самовыражаются, как хотят. 1 место в прозе - фанфик по Гаршину. Так что, "не все так однозначно", как говорят "дочери офицеров"..

прсточитатель: Atenae пишет: Эк вы про школу-то! Ну, не все в ней дебилы, не все. Как сейчас помню, ждем мы первую серию "Мастера и Маргариты" Бортко. И внезапно обнаруживается, что 11-А ее ждет с ричуть не меньшим нетерпением. Другой пример: несколько десятиклассниц на перемене уткнулись в книги. В целом, довольно привычная картина. Но обычно уткнувшиеся читают то, что по программе. Либо "Сумерки" какие-нибудь, боже сохрани! Одна из уткнувшихся продолжает чтение у меня на уроке, причем на первой парте. Ловлю глазом знакомую иллюстрацию Лелуара. Не знаю, кто начал, но у детей была эпидемия Дюма. Все читали "Трех мушкетеров". Пример третий, с прошлой недели. Традиционный для нашей школы фестиваль искусств, номинация "Золотое перо". На фестивале все самовыражаются, как хотят. 1 место в прозе - фанфик по Гаршину. Так что, "не все так однозначно", как говорят "дочери офицеров".. А фантастику школьники читают? Саймака там , Нортон , Андерсона и прочих?

Орхидея: У нас в классе точно читают Стругатских и Бредбедбери.

Орхидея: Стелла, вы совсем не пугайтесь. Кой-какие форумы конечно есть. Возможно я недостаточно упорно искала. Можете и вы попытать удачу на просторах интернета.)) Но мне, действительно, не попадалось форумов с въедливыми участниками, которые упивались бы каждым словом.)) Хоть самостоятельно создавай, жаль пока не умею.)) Чем меня привлекла Дюмания, это глубокопательством и увлечённостью участников вплоть до легкого съезда крыши. Есть ещё Дюмасфера. И тоже очень интересный форум Эспада, посвещенный исторической литературе. А чтоб по по русской классике... Таких не знаю, хотя с радостью подискутировала бы.)) Но русская классика вполне себе интересует молодёж. На выходных обсуждать с пока мало знакомой приятельницей особенности стиля Тургенева. Ещё она Достоевского с интересом читает, а я не его не перевариваю.)

прсточитатель: Орхидея пишет: Есть ещё Дюмасфера. И тоже очень интересный форум Эспада, посвещенный исторической литературе А можно ссылку?

Орхидея: прсточитатель, http://espada.forum24.ru/ http://dumasfera.forum24.ru/

прсточитатель: Орхидея пишет: http://espada.forum24.ru/ http://dumasfera.forum24.ru/ Спасибо.

Непотопляемый Сэм: У меня в школьной программе не было Дюма.

Констанс1: Непотопляемый Сэм , у меня, к сожалению ( или радости) тоже. Хоть я закончила спец.французскую школу и уроки французской литературы у нас были. Но это были небольшие кусочки из СентЭкзюпери, Мопассана,Бальзака. Адвптированное чтение. А может и хорошо ,что не было на уроках литературы Дюма. Он много потерял бы в своей привлекательности в "интертрепанации" советских учителей.😉

Непотопляемый Сэм: Констанс1, у меня в школьной программе был Мериме.

Стелла: А нам с девятого класса учитель литературы давал свой список внеклассного чтения. И там был не только Дюма (которого я к тому времени уже прочитала все, что могла), но даже классицисты. Правда, Корнеля и Расина кроме нас с подругой никто и не читал, да и взять было негде.

Черубина де Габрияк: Стелла , нам на лето много чего давали. И Вальтер Скотт был, и Фенимор Купер.. Дюма не помню, может и был.

Непотопляемый Сэм: https://www.youtube.com/watch?v=TiE7NvjMOu8. Этот ролик посвящён мультфильму "Пёс в сапогах".

de Cabardes: Юлёк (из клуба) пишет: 6. Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас? - ЗОЖ и отказ от алкоголя. - Зависит от настроения, времени года и наличия антибиотиков в организме.

de Cabardes: Капито пишет: И Том Сойер, и три мушкетера, и даже деревянная кукла Пиноккио живут и действуют в правильной вере. "Дай мне немного хлеба, ради Аллаха", - говорит Пиноккио своему папе Карло. А чуть позже, когда, видимо, он получает желаемый хлеб, "Буратино" говорит: "Слава Аллаху". Погуглил немного: все ссылаются на одну статью в одном издании 2006 г и приводят в доказательство цитаты, которые, откровенно говоря, ничего не значат: «Передай мне хлеб ради Аллаха» это просто «ради Бога». Пока не смог найти описания переводов с главами типа «Намаз в бастионе Сен-Жерве»



полная версия страницы