Форум » Обсуждение книг "Три мушкетёра", "20 лет спустя", "Виконт де Бражелон" » Н.Горский. "Париж. Перечитывая "Трёх мушкетёров" и другие точки на карте мушкетерской трилогии » Ответить

Н.Горский. "Париж. Перечитывая "Трёх мушкетёров" и другие точки на карте мушкетерской трилогии

jennie: Долго думала, куда это поместить, пусть будет здесь. Н.Горский. "Париж. Перечитывая трёх мушкетёров" Краткое содержание темы от модератора: На стр.1 – ссылка и обсуждение эссе Н.Горского «Париж. Перечитывая «Трех мушкетеров», размещенное на портале www.infrance.ru. После этого разговор перешел на другие географические объекты трилогии: здесь можно посмотреть фотографии Рош-Лабейля, Витри, замков в окрестностях Блуа, подходящих под описание замка Атоса Стр.2 - Château de Fère в Пикардии; Пьерфон; фрагмент из книги Е.Чекулаевой «Блистательный Париж». Стр.3 – П.Перец, «Дюма под прицелом»(о Париже); И.Стохман «Маленькая скала» (о Ла-Рошели); ссылка на сайт Тамплемара На стр.4 к нам зашел сам автор «Париж. Перечитывая «Трех мушкетеров», поместил ссылку на продолжение эссе и попытки Умберто Эко провести картографические изыскания Парижа через призму романа Дюма, а также ссылки на свои фотоальбомы Парижа. На стр.5 - ссылки на карты старого Парижа и фотографии Менга; Тамплемарский монастырь бенедектинок; Шантильи; окрестности Ларошели; Eglise de La Fère; Тиктонская улица; Бетюн, Бетюнский монастырь кармелиток и окрестности города, где мушкетеры нашли и казнили миледи (Армантьер, река Лис). На стр.6 - о церкви Сен-Ле на Медвежьей улице, об улице Феру и соборе Св.Евстафия.

Ответов - 235, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Евгения: Вот что нашлось: замок Ла Фер (château de la Fère, или Château de Fère-en-Tardenois - в тексте встречаются оба названия). Правда, к сожалению, это скорее всего не ТОТ Ла Фер - по расположению не подходит. *мечтательно* Но мог бы быть им... http://www.richesheures.net/epoque-6-15/chateau/02fere-general.htm Самые интересные фотографии отсюда: так выглядел замок в старину: А так он выглядит сейчас: Под одной из арок виден герб Монморанси: А рядом с остатками старого замка построен отель "Château de Fère": Можно посмотреть фотографии его интерьеров: http://www.ila-chateau.com/fere/ Ах, как мне вот этот уголок нравится! :)

Юлёк (из клуба): Евгения, спасибо!!! Откуда только вы эти дивные ссылки берете? :))

Евгения: Юлёк (из клуба) Да сами находятся, большей частью случайно. :)) Вот еще Пьерфон нашелся: http://www.casteland.com/puk/castle/picardie/oise/pierrefonds/pierrefonds.htm Домик в самый раз для Портоса :)) Правда, в 1617 году Ришелье приказал разрушить основные башни замка, так что Портосу он должен был достаться в не очень завидном состоянии...


Arabella Blood: Евгения пишет: Домик в самый раз для Портоса Действительно! Внушительное строение

LS: замок Ла Фер Евгения, а где это замок находится? Там, где городок Ла-Фер? Пьерфон... Правда, в 1617 году Ришелье приказал разрушить основные башни замка А помните, в "Двадцать лет", когда д`Артаньян подъезжал к замку Портоса, то увидел невдалеке разрушенные стены и башни?

Евгения: LS пишет: Евгения, а где это замок находится? В Пикардии. Там, где отмечено звездочкой: LS пишет: А помните, в "Двадцать лет", когда д`Артаньян подъезжал к замку Портоса, то увидел невдалеке разрушенные стены и башни? Да, похоже, это были развалины именно этого замка. "Башни, хотя и прочные, как вчера выстроенные, были пробиты и разворочены, точно какой-то великан изрубил их топором". На сайте замка сказано, что в 1617 году Ришелье в рамках своей политики подавления крупных феодалов направил в Пьерфон 500 лошадей, 3000 человек и 4 единицы артиллерии. Менее чем за неделю они сокрушили передовые укрепления и разрушили основные башни. А "... красивый замок, построенный в начале царствования Генриха IV", в котором обитал Портос, возможно, был возведен Антуаном д`Эстре, отцом Габриэли д`Эстре, который приобрел Пьерфон в 1595 году? Интересно, если сейчас старый замок восстановлен, что стало с более молодым?..

LS: château de la Fère, или Château de Fère-en-Tardenois Удалось перевести, что вход в замок - свободный. Уже не плохо! ;)

adel: Я вернулась!! Фотографий много, впечатлений еще больше, поэтому как только систематизирую вторые и проявлю и отсканирую первые - непременно расскажу. Если вкратце, то за неделю пребывания удалось пробежаться только по мушкетерским местам - на Монте-Кристо и самого Дюма времени уже не хватило. Огромное спасибо за статью, с которого Женя начала эту тему - очень помогла. Кстати, была в Консьержери и в списке казненных узников нашла фамилию Бражелон (если правильно передаю по памяти написание - Bragelogne - то есть с отличием от написания в романе, где на конце - nne). Аналогично фамилия пишется, судя по-всему, на мемориальной доске на ратуше, но ее мне найти не удалось - французы имеют свойство вешать мемориальные доски куда попало, и в труднодоступные места.

Antoinette: adel Будем ждать с нетерпением!

LS: Ждем! adel пишет: если правильно передаю по памяти написание - Bragelogne - то есть с отличием от написания в романе, где на конце - nne). В XVII веке, например, когда грамматика еще не устоялалсь, фамилия д`Артаньяна (одного и того же человека) имела штук пять вариантов написания.

Iren: adel О! Ждем с нетерпением!

adel: Я не могла не дойти до отеля "Арамис", а дойдя до него - не сфотографировать. По-моему, мечта арамисомана - любимое имя на каждом окне. (фотографии загрузила уже в свой альбом, а вот как поделиться с вами - не знаю. Подскажите, как поставить ссылку или разместить их тут).

jennie: adel Если не получится дать ссылку на альбом, разместите здесь: http://www.imageshack.us/

Iren: adel А у вас альбом где?

adel: Попробуйте ссылку http://foto.mail.ru/mail/kadella/

Antoinette: adel, система сперва просит пароль, а потом говорит, что данный альбом не предназначен для публичного просмотра. Якобы нужно попросить у Вас доступ.

adel: Фльбом по неразумию сделала закрытым, поэтому входите пожалуйста, по логину adel2780@mail.ru, пароль 100100. Первые 2 фотографии - обещанный отель, затем - ворота Венсенского замка (новые укрепления, донжон еще не напечатался. Потом - Королевская площадь в разных ее видах (6 фотографий), Фонтенбло - вид со стороны пруда, а потом собственно пруд-лужайка-лес, где беседовали известные нам нимфы; церковь Сен-Эсташ, где нищенствовал г-н Майяр, последняя - Люксембургский сад. Когда компьютер и инет перестанут "глючить", сделаю доступ по-человечески...

Diana: adel Я тоже посмотрела фото,вы не сердитесь?Очень красиво!!!Сама в марте была в Париже,впечатлений море.Конечно за семь дней не посмотришь всего,к тому же ездила с семьей.Их интересы тоже нужно учитывать.И вот сейчас просмотрев заглавную статью,фото Евгении и ваши,поняла,что видела тысячную долю всего чего хотелось бы.Теперь есть планы на будущее.

Алси: http://www.francetour.ru/zamki.htm Здесь вы можете посмотреть фото и описание некоторых замков Франции

Diana: Как только второй раз собирусь в Париж обязательно у всех проконсультируюсь,куда заехать.В этот раз была в Версале,Лувре.Конечно же у дома Д`Артаньяна,была на кладбище Монмартр,где похоронен Дюма-сын.К сожалению у Дюма-отца в Пантеоне побывать не удалось.Если кому-то интересны мои фото могу прислать.На сайте поместить не могу,т.к.просто напросто не умею этого делать.

LS: adel Спасибо! Замечательные фотографии. Как бы мне хотелось пожить в отеле ARAMIS на улице Вожирар!..

adel: Вокруг отеля "Арамис" я, конечно, обежала, а вот интерьеры посмотреть не удалось. Поэтому даю ссылку на их сайт - http://www.paris-aramis-hotel.com/ Почему бы там не собрать компанию дюманов?

Diana: Хорошая мысль!Вот если бы министерство культуры Франции оплатило нам проживание,было бы вообще замечательно!!:)))))

adel: Я наконец начала описание поездки. выложила его в "Путевых заметках". Фотографии в альбоме тоже обновила, добавила особняк Гизов, улицу де Шом. Такчто заходите, не стесняйтесь, и не очень ругайте меня, идиотку, которая теперь даже пароль с альбома снять не может. Ауж вывесить фотографии на форум - и подавно.

Евгения: Елена Чекулаева "Блистательный Париж". М.: Вече, 2006. Глава "По следам д`Артаньяна" (из-за которой, собственно, и куплена книга :) ). Говорят, что историю Франции лучше всего изучать по произведениям Александра Дюма-отца, самое известное из которых — роман «Три мушкетера». ...Апрельским днем 1625 года шевалье д'Артаньян вступает в Париж через восточную, Сен-Антуанскую, заставу и в надежде узнать адрес капитана мушкетеров де Тревиля, направляется в Лувр. Спустя несколько недель он попадает не в Лувр, а в Пале-Кардиналь — дворец кардинала Ришелье, ставший потом королевской резиденцией Пале-Роялем, откуда повезут в тюремной карете господина Бонасье. Церковь Сен-Поль и сегодня стоит на улице Сен-Антуан; на Гревской площади (ныне — Ратушной) также было место публичных казней. Рядом с монастырем Святого Якова Компостельского, где преступников предавали земле, от монастыря осталась лишь 52-метровая башня Сен-Жак. Пройдет время, и во дворце Пале-Рояль окажется д'Артаньян: его пригласит на аудиенцию сам всесильный кардинал, ныне взирающий на Париж с высоты городской Ратуши: статуя «Красного Герцога» — одно из 136 изображений великих французов, украшающих фасад Отеля-де-Виль. Впрочем, в нынешние времена Ришелье вряд ли узнал бы Ратушу, в которой состоялся бал, завершивший историю с алмазными подвесками: здание, разбомбленное войсками Бисмарка во время осады Парижа пруссаками в 1870 году и сожженное Парижской коммуной в 1871, навсегда утратило облик 1620-х годов. (Про Ратушу – см. ниже. – Е.) Александр Дюма писал «Трех мушкетеров» в 1844 году. «Десять лет спустя» — при Наполеоне Третьем, в то время, когда префект департамента Сенн (мэр Парижа) барон Жорж Эжен Османн приступит к осуществлению грандиозной программы реконструкции столицы. Будут расширены Большие бульвары, расчищена площадь перед собором Парижской Богоматери, сформирован ансамбль площади Звезды, возведено здание Оперы. Новые площади и магистрали поглотят огромное количество старых улиц и домов, кварталы, в которых испокон веков квартировали королевские мушкетеры, более-менее сохранятся. Их территориально очертил сам Дюма в седьмой главе первой части романа: «От Люксембурга до площади Сен-Сюльпис или от улицы Старой Голубятни до Люксембурга». ...В 1615 году королева Мария Медичи, вдова убитого 14 мая 1610 года католическим фанатиком Равальяком Генриха IV и мать Людовика XIII, начинает строительство к югу от левого берега Сены новой резиденции — Люксембургского дворца. К середине 1620-х годов —времени действия «Трех мушкетеров» — королева-мать уже жила в своем дворце, однако нынешний роскошный Люксембургский сад с цветочными партерами, декоративной и мемориальной скульптурой, прудом еще только разбивали. Пустырь позади Люксембургского дворца стал местом дуэли «англичан и французов», с которой начинается вторая часть романа Дюма. Вдоль Люксембургских сада и дворца пролегает улица Вожирар; как утверждают парижане — самая длинная улица города. На улице Вожирар, между улицами Кассет и Сервандони (первая сохранила свое название до наших дней; во втором же случае А. Дюма почему-то употребил «послемушкетерское» наименование улицы Могильщиков), в уютном флигеле жил Арамис. С улицы Вожирар сворачиваем направо. И оказываемся в узеньком и коротком (по 13 домов с каждой стороны) переулке, носящем имя итальянского архитектора Жана-Жерома Сервандони, построившего в 1745 году совсем рядом собор Сен-Сюльпис. Это и есть старая улица Могильщиков, на которой, приехав в Париж, снял квартиру д'Артаньян! Здание под номером 11 ничуть не похоже на двухэтажный с мансардой домик Бонасье, но брусчатка мостовой, несомненно, помнит и звон шпаги д'Артаньяна, и нежный шелест платья госпожи Бонасье, и стук башмаков лакея Планше. Параллельно улице Могильщиков (Сервандони) к площади Сен-Сюльпис выходит улица Феру, также сохранившая историческую планировку: здесь жил Атос. А вот улица Вье Коломбье (Старой Голубятни), с автобусами и относительно широкими проезжей частью и тротуарами, явно проложена заново и застроена домами XIX века. Значит, нет уже не только большой и на вид роскошной квартиры Портоса, но и особняка господина де Тревиля, капитана мушкетеров. Зато на улице Вожирар, 72, существуют и по сей день постройки монастыря кармелиток Дешо (собственно, монастырь был основан в честь святого Иосифа; «Дешоссе» — «разутый» — его стали называть потому, что монахини должны были снимать обувь при входе в храм). Мемориальная доска на стене гласит, что 2 сентября 1792 года в превращенном революцией в тюрьму монастыре были казнены 114 священников. Пустырь же возле монастыря, ставший по воле автора романа ареной знаменитого побоища мушкетеров и гвардейцев кардинала, сейчас весь застроен...

Евгения: Можно подумать, что мушкетеры жили, любили, дрались на дуэлях лишь на небольшом пятачке, ныне зажатом между просторными и оживленными бульваром Сен-Мишель и улицей де-Рен, ведущей к 56-этажной Монпарнасской башне, самому высокому зданию Парижа. На самом деле действие «Трех мушкетеров» разворачивается во всем Париже. Вот Лувр — резиденция королей Франции, ныне — всемирно известный художественный музей. Недалеко от Отеля-де-Виль (Ратуши) — площадь Вогезов, называющаяся в эпоху трех мушкетеров Королевской. В 1559 году в стоявшем здесь дворце Турнель умер король Генрих Второй, раненный на турнире графом Габриэлем де Монтгомери, но это уже — из романа А. Дюма «Две Дианы». К 1612 году же квадратная в плане площадь была застроена тридцатью семью практически одинаковыми домами с аркадами. В доме под номером 6, где сейчас находится музей Виктора Гюго, жила... миледи. Стало быть, из этих дверей, через которые сегодня входят в музей посетители, ранним весенним утром 1627 года выбежал полуодетый д'Артаньян, потрясенный тем, что увидел на левом плече миледи. Александр Дюма пишет, что, торопясь к Атосу, д'Артаньян пробежал в смятении пол-Парижа. Выбежав из квартала Маре, д'Артаньян бросился в лабиринт улочек и домов, на месте которых пролегает сейчас фешенебельная улица Риволи, манящая витринами роскошных магазинов. В спину тогда еще не мушкетеру, а гвардейцу роты Дезассара мрачно глядели серые стены Бастилии. Через сто шестьдесят с лишним лет, 14 июля 1789 года, восставшие парижане возьмут Бастилию штурмом и вскоре разрушат ее до основания; в Отеле Карнавале — музее истории Парижа — будут демонстрировать макет крепости, сложенный из ее подлинных камней, а на площади Бастилии установят колонну в память жертв Июльской революции 1830 года. Д'Артаньяну хорошо знакомо здание Шатле — место допросов и пыток. В 1850-х годах площадь Шатле была согласно программе барона Османна реконструирована; крепость, снесенную еще в начале XIX века, заменили два театра. Едва ли д'Артаньян рискнул появиться перед охраняемым днем и ночью Лувром, скорее всего, он пересек Сену по мосту Менял, как раз у площади Шатле. Дальнейший путь его лежал через остров Сите, мимо Нотр-Дама в Латинский квартал. Вот д'Артаньян оставил позади Сорбонну и оказался перед Люксембургским дворцом. Улица Феру — рядом. А вот Портос, в отличие от своего юного друга, не убегал с любовного свидания, а торопился на него — к немолодой, но пылкой прокурорше. Супруги Кокнар жили на Медвежьей улице вблизи знаменитого рынка — «Чрева Парижа». От «Чрева» осталась лишь старинная церковь Сен-Эсташ (сразу же вспоминается нищий с паперти Святого Евстафия из романа «Двадцать лет спустя»). (Про церковь Сен-Эсташ тоже см. ниже – Е.) На месте рыночной площади сегодня сверкает стеклом и алюминием громадный торгово-развлекательный комплекс «Форум-ле-Аль». Медвежья улица сохранилась, только теперь она упирается в Севастопольский бульвар, проложенный все тем же бароном Османном и названный в честь Крымской войны 1854—1856 годов. При переходе через бульвар хорошо виден в перспективе купол префектуры полиции на острове Сите рядом с Дворцом Правосудия. На площади Вогезов (Королевской) установлена мраморная конная статуя короля Людовика XIII, в правление которого происходили события, описанные в «Трех мушкетерах». Есть в Париже и скульптурное изображение д'Артаньяна. Молодой мушкетер гордо восседает на постаменте памятника Александру Дюма-отцу на площади Мальзерб (Кретьен-Гийом Мальзерб — французский ученый и политический деятель, казненный на эшафоте 21 апреля 1794 года) на северо-западе от исторического центра Парижа. В противоположном углу той же площади — памятник Александру Дюма-сыну. Увековечение в Париже имени д'Артаньяна скульптурой не ограничивается. Относительно недалеко от моста Ла-Турнель к левой набережной Сены подходит длинная, но узкая улица дю Бак. На угловом доме № 1 мемориальная доска: здесь жил Шарль-де-Батц-Кастельмор д'Артаньян, капитан королевских мушкетеров, убитый в 1673 году под Маастрихтом во время франко-голландской войны...

Евгения: И еще из этой же книги: Отель де Виль, или Ратуша Парижа К середине XIV века парижским купцам надоело «кормить весь Париж» и находиться при этом в полном бесправии. Их облагали огромной данью, но власти они никакой не имели. Купцы взбунтовались. Опасаясь кровавых побоищ, король пошел на уступки. В 1357 году глава купеческого сословия Этьен Марсель обрел статус городского старейшины. Необходимо было подыскать помещение, подходящее для нового института власти. Раньше все торговцы, за чей счет и процветала столица, собирались в небольшом здании на левом берегу Сены. Теперь Этьен Марсель купил в самом центре делового Парижа, то есть на правом берегу, престижный дом, известный парижанам под названием «Дом на сваях». Здание это занимает почти всю западную часть Гревской площади. К тому времени дому исполнилось уже более ста лет, построен он был одним монахом, продавшим его впоследствии королю Филиппу-Августу. Постройка, несмотря на возраст, хорошо сохранилась. Она представляла из себя каменное (не из дерева, как было принято у горожан) здание с двумя островерхими крышами, с выступающим вторым этажом, который поддерживали не просто деревянные сваи, а каменные столбы. У этого дома уже была своя история. В 1317 году он служил резиденцией вдове Людовика X, королеве Климентине Венгерской. А через несколько лет строение оказалось во владении французского дофина, будущего Карла V, который продал его собирателю солевых налогов, а тот чуть ли не сразу же перепродал здание гильдии купцов. Из «Дома на сваях» оно превратилось во «Дворец города» (так дословно с французского переводится «Ратуша»). С тех пор Парижская ратуша располагается на том же месте. В 1529 г. «Дом на сваях» было решено заменить настоящим дворцом, достойным парижан. Франциск I, известный европейцам как завоеватель Италии, а французам как меценат и пропагандист искусств, заказал проект двум архитекторам. Это были итальянец Доменик де Кортоне, получивший из-за своей огненно-рыжей бороды прозвище Боккадор (красный рот), и француз Пьер Шамбиж. С проектом архитекторы справились быстро, первый камень был заложен уже 15 июля 1533 года. Но такого долгостроя не видел никто: за время строительства сменилось четыре короля, страна успела пережить Варфоломеевскую ночь, дворцовые заговоры и гражданские войны. К 1549 году стало очевидно, что здание получается слишком тесным, и недостроенный дворец стали перестраивать. Окончательно все работы были завершены только век спустя — при Людовике XIII, в 1628 году. (То есть получается, что знаменитый Мерлезонский балет происходил в недостроенной ратуше?? – Е.) В итоге парижане получили изысканный дворец в стиле итальянского Возрождения, просторный, светлый и богато украшенный. В таком виде, без малейшего изменения, он оставался до 1835 года, когда префект Рамбюто, сочтя, что дворец стал тесноват, приказал соединить галереей два боковых крыла с основным зданием. После его преобразований общая площадь дворца утроилась, появился фасад, выходящий на набережную. Жан Огюст Доминик Энгр и Эжен Делакруа выполнили внутреннее оформление. Именно этот дворец стал свидетелем, участником и, в конце концов, жертвой всех исторических потрясений XVIII-XIX веков. В течение пяти столетий площадь перед старинным и величественным Отель-де-Вилем служила местом казни. Церковь Сен-Эсташ. К началу XIII века у всё разрастающегося вокруг рынка населения возникла необходимость в приходской церкви. В это время некто по имени Жан Але, руководитель труппы, представляющей мистерии, одолжил королю Филиппу Августу довольно крупную сумму денег, которую король возвратил необычным образом. Он дал Жану Але право на взимание подати по одной мелкой монете с каждой корзины с рыбой, привезенной на базар. В средние века во Франции, соблюдающей постные дни, рыба была чуть ли не основным продуктом питания. Доход был настолько велик, что на эти деньги Жан Але решил построить небольшую церковь во имя святой Агнессы, тринадцатилетней христианки из Палермо, замученной в Риме в III веке. Через десять лет, по всей вероятности из-за того, что в эту церковь были перевезены мощи святого Евстафия, церковь посвящается этому христианскому мученику, изжаренному заживо вместе с женой и двумя детьми в медном быке при императоре Адриане. К XVI веку небольшая церковь Святого Евстафия уже не вмещала всех прихожан, и на ее месте был воздвигнут готический храм, украшенный в стиле эпохи Возрождения. Архитектор его неизвестен. Предполагают, что им был или итальянец Доменико ди Кортоне Боккадор, или француз Пьер Лемерсье. Церковь Сент-Эсташ стала не только приходским храмом квартала, но и церковью многочисленных торговых корпораций. Внутри храма находятся часовня святой Вероники, покровительницы торговок полотном и прачек, часовни святых Кристофа и Леонарда, покровителей торговцев фруктами, сырами, маслом. Торговцы солью и свежей морской рыбой избрали своей покровительницей Деву Марию. В церкви Сент-Эсташ были крещены: 5 мая 1586 года — кардинал Ришелье, 15 января 1622 года — Жан-Батист Поклен, будущий актер и драматург Мольер. 21 февраля 1673 на приходском кладбище по специальному разрешению короля состоялось захоронение «королевского обойщика» Поклена, а не драматурга Мольера. Композитор Жан Батист Люлли венчался в этой церкви в 1662 году. Композитор Жан Филипп Рамо похоронен в ней в 1764 году. В 1695 году в церкви Святого Евстафия отпевали писателя Жана де Лафонтена, в 1778 году— мать Моцарта, умершую в Париже. В 1778 году в ней прощались с деятелем Французской революции Оноре Габриелем Мирабо. После произнесенных траурных речей прямо внутри церкви был сделан залп из двух тысяч ружей одновременно. Стены ее выдержали, но разбились стекла витражей.

LS: Спасибо!

Arabella Blood: Спасибо огромное!!! Было любопытно почитать...

Diana: Спасибо,очень интересно!И благодаря вашей,если можно так сказать рекомендации,я пошла,нашла и купила эту книгу!В ней действительно много интересного!!!



полная версия страницы