Форум » Наше творчество » Портрет » Ответить

Портрет

Стелла: Старый антикварный магазин на улице Риволи издавна привлекал меня. Казалось, сам воздух в глубине его создавал атмосферу прошедших веков. Тонкий запах пыли, хотя за всеми предметами, находившимися на выставке в магазине тщательно следили, проникал в ноздри, создавая вкупе с запахом лака, старых тканей и благородных пород древесины тот аромат ушедших времен, что так будоражит воображение. Я не собирался ничего покупать: цены были мне не по карману в этой сокровищнице, достойной " Сотбиса" Но смотреть никому не возбранялось, и старенький хозяин, мой давнишний знакомый, не без легкой иронии наблюдал, как я украдкой глажу по старинным подлокотникам кресел, провожу пальцем по раме картины, стирая воображаемую пыль или стою перед застекленными шкафами, созерцая старинные бокалы и графины рубинового стекла. Я никогда не задумывался всерьез, как это столько предметов старины помещаются в таком малом пространстве. Стены словно раздвигались, само помещение казалось безразмерным и я терялся в нем, как мальчик-с- пальчик в человеческом доме. Глаза разбегались от всех сокровищ, выставленных на обозрение желающих приобщиться к старине. Мне казалось. что я уже наизусть знаю все, что находится у старого антиквара, но в этот раз меня ждал сюрприз. Сюрприз оказался небольшим, 50 на 70 портретом неизвестного в той тяжелой, резной раме, которая так характерна для середины 17 столетия. Эту раму, ее тусклый блеск позолоты, заметил я раньше, чем разглядел сам портрет, почти скрытый за тяжелой драпировкой в темном углу. А когда сдвинул в сторону занавес, то на меня из полумрака глянули глаза цвета лазури. Какой-то молодой человек, одетый по моде середины 17 века, пристально разглядывал меня из глубины прошлого. Я машинально оглянулся- за мной стоял хозяин магазина. -Разглядываете мою находку, месье? -Да, раньше я его не видел. -Этот портрет у меня всего несколько дней. Нравится? -Тут мало света. -А мы зажжем пару свечей. Так портрет будет смотреться лучше. -Кто это? -Не знаю.- старик хитро улыбнулся.- Но вы рассмотрите портрет повнимательнее, может и у вас возникнут какие-то мысли по поводу того, откуда он и кто мог бы быть художник.- Он пригнулся, поднося спичку к свече. Вспыхнул огонек, потом еще и еще: всего шесть свечей бросали свой трепетный свет на холст, заставляя метаться тени на потолке. Портрет в этом подвижном освещении ожил. Теперь я мог отлично рассмотреть, кто на нем изображен. Портрет задумывался как парадный. Но, то ли из-за скромных размеров, то ли из за некоторой беглости, недосказанности исполнения, приобрел интимный характер. Молодой вельможа, в несколько небрежной позе, подбоченившись левой рукой и опираясь правой на какой-то парапет, внимательно вглядывался в открывшуюся ему даль широко открытыми глазами. Богатый, жемчужно-серый камзол украшал роскошный кружевной воротник, на который свободно падали черные локоны. Тонкие черты лица, надменное выражение и едва приметная гримаска красиво очерченных губ будто говорили: этот любимец дам и баловень судьбы не был доволен либо собой, либо своей жизнью. Обращали на себя внимание богатая перевязь и шпага, эфес которой был украшен драгоценными камнями. Холеные руки аристократа довершали портрет. -Француз? -Скорее всего. Типаж не характерен для англичан, фламандцев и уж точно –не испанец. -И нигде нет имени? -Никаких признаков. Только по костюму и по прическе можно определиться- год 1635- 1640. -Знаете, его внешность мне напоминает кого-то очень знакомого. -У меня тоже возникают какие-то ассоциации. Впрочем, я намерен отдать его на экспертизу: это поможет мне определиться с ценой. -Вы мне позволите побыть с ним наедине? -Вы что, рассчитываете, что он вам расскажет что-то о себе?- старый антиквар пристально, на этот раз без тени улыбки, всматривался в меня. -Конечно, это все чепуха, но этот портрет притягивает к себе. Мне даже голос чудится. Знаете, такой мягкий, звучный баритон. Как вы думаете, сколько ему лет было, когда писался портрет. -Я думаю, -старик прикрыл глаза,- он только выглядит молодо. На самом деле, ему здесь намного больше тридцати. Взгляд выдает человека, знающего жизнь. -А вот мне показалось, что он кого-то или что-то ждет. Чуда или возмездия…- я попытался улыбнуться в свою очередь, но улыбка вышла неуверенной. -Я оставлю вас, побеседуйте . Может, вы и выпытаете у него какой-нибудь секрет. Я остался с портретом наедине. Не знаю, испытывали ли вы когда-нибудь, стоя перед старинным портретом, ощущение, что изображенный на нем человек неотрывно следит за вами? Это чувство особенно сильно, когда разглядываешь портреты Левицкого, русского художника восемнадцатого века или портреты Ван Дейка. Людей этих уже давно нет, кости их истлели, а удивительная аура живого присутствия не покидает того, кто стоит перед картиной. Так было и со мной. Я стоял, боясь пошевелиться, боясь вздохом, движением, спугнуть это чувство. Неизвестный чуть насмешливо кривил уголки губ, разглядывая меня, но моментами взгляд его ускользал поверх моей головы куда-то в доступные только ему дали. Он хотел отрешиться от своих мыслей, поговорить со мной, но, не в силах сосредоточиться только на общении, оказывался во власти своих потаенных дум. Интересно, что не так могло быть у этого, далеко не бедного аристократа? Застарелая тоска светилась во взоре редких по красоте лазурных глазах. " И чего тебе не хватает?"- пробормотал я мимо воли.- " Женщины, богатство, красота , доступность всех радостей жизни. Ты пресытился всем и во всем разочаровался? Или, может быть, тебя преследуют укоры совести? Ну, это вряд ли!" – возмутился я своим же предположением.- " Такой походя сотворит что-нибудь и даже не задумается: по праву рождения ему дозволено все." -Не судите опрометчиво, месье!- явственно звучит насмешливый баритон. -Человек остается человеком только тогда, когда помнит о другом. -Ну, Ваше Сиятельство, ( почему-то мне хочется считать его графом), - не думаю, что вы вспоминаете о тех несчастных, чье жалкое существование обеспечивает вам хотя бы возможность щеголять в таком камзоле? -Жаль, что вы не можете побывать в моих поместьях. Там бы вы убедились, что, думая о своих вассалах в подвластных мне землях, я даю им возможность жить пристойно. Господин обязан думать о своих людях. -Значит, вы исключение из правил. -Человек, прежде всего, создание божие. Он обязан думать о себе подобных и заботиться о них в меру своих возможностей. Мои возможности достаточно велики. Его взгляд опять убежал в пустоту за моей спиной. Что он там видит? Свое прошлое или будущее? -Вот вы заказали этот портрет для своей семьи?- бестактный вопрос, но мне так любопытно, зачем ему еще и такой портрет. Ведь, наверняка, не первый и , если он жил долго, не последний. -Ну, вот вы же любите фотографироваться по поводу и без!- улыбается мой собеседник.- В мое время принято было заказывать портреты. -Да, у прошлого не отнимешь этой неторопливости, запечатленной на холстах. Мы хватаем сюиминутность, вам свойственно было не спешить с выводами. -Каждому времени- свое восприятие реальности. Мы снова молчим, каждый о своем. Я разглядываю его лицо- чуть трепещущие ноздри, четко очерченный овал лица, лоб без единой морщинки. Но все равно не оставляет ощущение, что он вот-вот нахмурится в такт своим мыслям. -Жаль, что портрет не закончен, что-то помешало художнику? -Да. Смерть. Эпидемия лихорадки. -А вы? -А я уцелел!- он, кажется, сожалеет, что смерть в тот раз обошла его. -Имя художника не известно. Но это был мастер! - Голландская школа. -А вы, Ваше Сиятельство? Вы тоже желаете остаться неузнанным? -Зачем вам мое имя? Вы видите перед собой человека, который имея все, сумел все потерять из-за одного, не вовремя сказанного " да".После этого уже не имело значение ни его происхождение, ни его положение в обществе, ничего! Оставим лучше этот разговор… Какое интересное признание! За условностью позы, за спокойной холодностью парадного спокойствия, вдруг выглянуло живое страдание. Как же он мне кого-то напоминает! Я уже знаю кого, но боюсь себе признаться, что почти уверен, что знаю, кто этот человек. Живший когда-то , воскрешенный на страницах книги и оказавшийся неожиданно реальным благодаря портрету передо мной. Здравствуйте, господин де Ла Фер!

Ответов - 28

Nataly: А хорошо:)

Луиза Водемон: Стелла , понравилось:)

jude: Очень красиво. Спасибо


Стелла: Ну, а вот и портрет, правда немного не такой, как описан. Это уже вторая попытка нарисовать графа.

Немо: Стелла! Рассказ хорош, потому что, черт возьми, правдив! В Эрмитаже, в дальнем уголке одной из дальних зал, куда не доходят уставшие туристы, тоже есть такой "Портрет неизвестного". Так что ваши чувства именно те, понятные... Но не казалось ли вам, что за изысканной холодностью, насмешливой учтивостью героя портрета таится просьба о помощи? Или... о любви?

Стелла: Немо , вот чем у нас Атоса не обделили, так это любовью и помощью. В особенности этим дамы грешат.)))) не хотелось хотя бы в этом фике становиться в общую очередь. Я и так грешна перед графом. А вообще я написала себе такой портрет, повесила в коридоре и каждый раз, проходя в комнату, встречаюсь с ним глазами.

Диамант: Немо пишет: Но не казалось ли вам, что за изысканной холодностью, насмешливой учтивостью героя портрета таится просьба о помощи? Или... о любви? Обычно так бывает у женщин. Но не у мужчин. Если это мужчины.

Немо: Точно! Ни один мужчина не станет молить о любви, если это мужчина. Но он может посмотреть и "взглядом попросить о поддержке". Или вы не согласны?

Стелла: Немо , я этому господину очень много внимания уделяю.

Немо: Стелла, прощу прощения за вопрос, который может показаться вам некорректным, но - можно ли в этот раздел мне когда-нибудь выложить крошечную зарисовку про г-на Атоса? Просто вы меня так вдохновили своим творчеством ... Или это не приветствуется (я у вас недавно, хотя нужно было давно быть здесь! Эх, сколько времени потеряно!)?

Стелла: Немо , я не администратор, но ответить вам на такой вопрос могу. Любой участник имеет право выложить свой фик. Желательно - грамотно написанный.

Диамант: Немо пишет: "взглядом попросить о поддержке". в другой ситуации и человека с оружием, а не даму

Орхидея: Красиво написано. И портрет графа изумительный. Может вы и остальных мушкетёров попробуете так изобразить, как парадном портрете? Любителей этих героев порадуете?

Стелла: Не порадую. У меня стен на них не хватит в доме.

Немо: Стелла, это редко встречается, умение одинаково хорошо владеть пером и кистью! Дюмане - уникальные люди! И это прекрасно!

Констанс1: Так и любимый автор у нас - Уникум! Есть на кого равняться. А Портрет написан замечательно и в литературном и в художническом смысле.

Стелла: Немо , просто мы все немного с сумасшедшинкой.)))

Nadine.de: Как красиво написано! Браво! А вот иллюстрация у меня не открывается, пишет что файл не найден. А было бы очень интересно посмотреть!

Стелла: Nadine.de , она и не откроется - файл не сохранился. Тот портрет я подарила, а у меня написан другой, тот, с которым глазами встречаюсь.

Nadine.de: Стелла Ясно.Так жалко, что он не сохранился. Но может все-таки есть возможность увидеть другой вариант? Так интересно, как вы увидели графа! Так здорово, когда рисуешь от души, тот образ который возник после прочтения книги, и не ориентируешься на артистов, сыгравших эту роль!

Стелла: Смехова я не терплю по жизни, поэтому не представляю его Атосом никак. Декриер - хоть он по многим параметрам подходит, но все же он Атос скорее в других ролях. (Бордери не дал роли развития). Стриженов - хорош был, это правда. Остальные - для меня просто насмешка над образом. Если удастся сфотографировать под лаком - выложу.

Nadine.de: А я не видела экранизации со Стриженовым, или это был спектакль? Да, под лаком тяжело, сфоткать, это правда... Но я верю, что у вас получиться! Буду очень ждать.

Стелла: Ну, вот так его себе представляла лет пять назад. Сегодня бы писала иначе. Натуры не было, я использовала портрет неизвестного, только оставив позу и ракурс.

Стелла: О телеспектакле "20 лет спустя" есть на Дюмании тема.

Nadine.de: Стелла спасибо!! Очень здорово! Мне очень нравиться лицо! Я тоже представляла себе похожее лицо, чуть падающий разрез глаз, изящные брови, волосы темные, но не черные и подбородок как "у Брута". Вы вдохновлялись Брутом Микеланжело? ( Я видела во Флоренции этой бюст в живую и сразу вспомнила строчки про "неуловимый отпечаток властности и приветливости".) Мне очень нравиться ваш граф! Я тоже периодически пытаюсь нарисовать Атоса. Но никогда не побывала рисовать его парадный портрет маслом. ( Я вообще с 2012 года маслом не рисую, как закончила Строгановку). Атоса я рисовала в графике и маркерами. В графике пыталась стилизовать под "старинный рисунок" . Тоже рисовала по воображению и описаниям Дюма без какой-то конкретной модели. Поэтому мне вдвойне было интересно посмотреть на ваше виденье. И у нас оно оказывается похоже! Но у моего Атоса нос ,прямой как, говорил Дюма, но более доминирующий, чем у вас. У вас он очень- очень аккуратненикий) А дальше, черты и овал лица, брови, бородка очень схожи. Но я бы сказала, что у вас получился уже немного "расслабленный" граф, отец Рауля. А у меня он более "напряженный", скорее Атос, времен первой книги. Неуверенна, что я подобрала правильный слова про "расслабленность и напряжение", но надеюсь, что вы сможите понять мою мысль. )))

Стелла: Nadine.de , еще как поняла! Да, Атос периода мушкетеров нервный, сквозь его меланхолию все равно прорывается натура страстная, зарывающаяся, когда он увлечен. Потому я и говорю, что сейчас писала его бы иначе. А об остальном, пошли в личку, коллега.))

Констанс1: Стелла , ну мое отношение к портрету ты знаешь. Единственное, что хочу добавить ,для тех кто не видел вживую, взгляд этих чуть на выкате ярко голубых глаз, смотрит прямо на тебя и не отпускает пока ты находишься в " поле его зрения".

Стелла: Констанс1 , на фотографии он, почему-то, получился какой-то плоский. Скорее всего, я не умею фотографировать.



полная версия страницы