Форум » История » Этот день в мировой истории-2 » Ответить

Этот день в мировой истории-2

Anetta: Продолжаем тему исторических событий

Ответов - 254, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Лея: 9 марта 1661 года скончался кардинал, дипломат и политик Джулио Раймондо Мазарини (родился в Италии 14 июля 1602 года). "Тень Ришелье", кардинал Мазарини сменил Армана дю Плесси на посту первого министра Франции после кончины последнего, 4 декабря 1642 года. Мазарини считается вполне успешным государственным деятелем: в первые годы его правления Франция одержала ряд важных военных побед, а в последние - ряд побед дипломатических. Интересно, что во французском фильме "Дочь д'Артаньяна", или "Месть мушкетеров" (1994 год), Атос, убежденный оппонент Мазарини в ДЛС, преподнесен как... тайный агент кардинала. Впрочем, фильм - пародийный и полный отсылок, - не претендует на верность канону или, тем более, на историческую достоверность.

Лея: 14 марта 1804 года в Вене родился известный композитор Иоганн Штраус-старший - отец знаменитого творца вальсов, Иоганна Штрауса младшего 14 марта 1879 года в Ульме (Германия) родился легендарный физик Альберт Эйнштейн. Интересно, что во время Тридцатилетней войны, 14 марта 1647 года, в том же Ульме был пописан мирный договор между Францией, Швецией и Баварией

Лея: 15 марта 270 г. считается днем рождения Святого Николая Чудотворца, который стал "прототипом" Санта-Клауса А 15 марта 44 г. до н.э. на заседании Сената был убит Гай Юлий Цезарь. Кесарю кесарево, а Святому...


Лея: 16 марта 1839 года в Париже родился Сюлли Прюдом (Рене Франсуа Арман Прюдом), известный французский поэт и эссеист, первый лауреат Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена Сюлли Прюдому в 1901 году «в знак особого признания его поэтического творчества, которое свидетельствует о возвышенном идеализме, художественном совершенстве и редком сочетании душевных и интеллектуальных достоинств». 16 марта 1941 года в Парме (Италия) родился знаменитый режиссер Бернардо Бертолуччи, известный широкой публике в первую очередь благодаря фильмам "Конформист" (1970) и "Последнее танго в Париже" (1972)

Лея: 18 марта 1634 года в Париже родилась легендарная писательница Мари-Мадлен де Лафайет (Мари-Мадлен Пиош де ла Вернь). Творчество мадам де Лафайет оказало огромное влияние на французскую литературу, а роман "Принцесса Клевская", которым восхищался Стендаль, вообще считается одним из ее столпов и предвестником любовно-психологического романа. Александр Дюма, бесспорно, опирался на произведения мадам де Лафайет, когда работал над Трилогией о мушкетерах. Интересно, что Мари-Мадлен - ровесница Рауля, виконта де Бражелона, который, в соответствии с Трилогией, родился в том же, 1634 году, но на пару месяцев позже. И именно в "Истории Генриетты Английской" мадам де Лафайет можно найти информацию (или легенду) о злосчастном поклоннике Луизы де Лавальер. Роман "Принцесса Клевская" был несколько раз экранизирован. В 1961 году на экраны вышел одноименный франко-итальянский фильм, снятый режиссером Жаном Деланнуа по сценарию Жака Кокто. Роль принцессы Клевской сыграла Марина Влади, роль ее супруга - Жан Маре

Лея: 20 марта 43 года до н.э. родился великий древнеримский поэт Овидий (Публий Овидий Назон), автор "Метаморфоз" и "Науки любви". Овидий, вместе с Вергилием и Горацием составляет тройку канонических поэтов, писавших на латинском языке. 20 марта 1915 года в Житомире родился выдающийся советский пианист Святослав Рихтер. По мнению многих критиков, он был одним из величайших пианистов всех времен и народов - наряду с Францем Листом и Ферруччо Бузони. Интересно, что в 1952 году Рихтер сыграл роль Листа в фильме Г. Александрова "Композитор Глинка".

Лея: 21 марта 1685 года в Эйзенахе родился великий немецкий композитор, органист, капельмейстер и педагог Иоганн Себастьян Бах. Бах, один из величайших композиторов всех времен и народов, создал более 1000 музыкальных произведений в разных жанрах, и многие из них признаны шедеврами мировой музыкальной классики. Между прочим, одним из популяризаторов и исполнителей музыки Баха в России стал Александр Грибоедов, который был не только поэтом и драматургом, но также композитором и пианистом. 21 марта (9 марта по старому стилю) 1839 года в Карево (Псковская губерния) родился знаменитый русский композитор Модест Петрович Мусоргский, член "Могучей кучки", создавший, в числе других произведений, такие шедевры, как оперу "Борис Годунов", вокальный цикл "Песни и пляски смерти" и фортепианный цикл "Картинки с выставки".

Лея: Сегодня – день рождения выдающегося фламандского художника Антониса Ван Дейка (22 марта 1599 – 9 декабря 1641), который в течение почти 10 лет был придворным живописцем английского короля Карла (Чарльза) I и оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в Великобритании. Именно кисти Ван Дейка принадлежат прекрасные портреты английских аристократов, многие из которых погибли в годы гражданской войны, а также - королевской четы, малолетних принцев и принцесс, королевы Генриетты-Марии. И, конечно, портреты самого Карла I, которые, ИМХО, сыграли определенную роль в создании «образа короля» после его казни. Символично, что Ван Дейк стал придворным живописцем Карла в 1632 году, когда начался период его «единоличного правления», а скончался в 1641 года – почти за год до начала гражданской войны.

Лея: 24 марта 1603 года скончалась королева Англии и Ирландии Елизавета I - дочь Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн, окончившей жизнь на плахе. Елизавета, ставшая королевой в ноябре 1558 года, была последним представителем династии Тюдоров на английском престоле. Бездетную правительницу сменил на троне король Шотландии Яков (Джеймс) VI Стюарт, который в тот же день, 24 марта 1603 года, был провозглашен королем Англии и Ирландии Яковом I Джеймс - сын злосчастной королевы Шотландии Марии Стюарт, кузины и идеологической противницы Елизаветы I, был также отцом Карла I и "покровителем" Джорджа Вильерса, герцога Бекингэма.

Лея: 27 марта 1625 года Карл (Чарльз) Стюарт стал королем Англии, Шотландии и Ирландии Карлом I. Он сменил на троне своего отца Якова (Джеймса) I. Тогда же Карл был коронован в Англии, но, так как Стюарты были родом из Шотландии, земляки Карла настаивали на отдельной коронации в "Северном царстве", как тогда называли Шотландию. Коронация состоялась спустя несколько лет, 18 июня 1633 года в Эдинбурге, во дворце Холирудхаус, который известен также, как Замок Холируд и для многих знатоков истории и литературы ассоциируется с бабушкой Карла, Марией Стюарт, чью трагическую участь он разделил. Спустя еще много лет, как известно, "Шотландец клятву преступил, за грош он короля сгубил"...

Лея: 30 марта 1746 года, в городке Фуэндетодос близ Сарагосы родился выдающийся испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (скончался 16 апреля 1828 года в Бордо). Гойя - образец "человека искусства", противоречивого и многогранного: придворный художник и бунтарь, реалист и "сюрреалист", безумец и провидец, автор парадных полотен, жанровых произведений и "Черных картин", создатель "Портрета семьи Карла IV", "Обнаженной махи", "Бедствий войны" и "Капричос" Кстати, именно Гойе мы обязаны легендарным изречением: "Сон разума порождает чудовищ", которое актуально в любое время, в любой стране

Лея: Три года назад в этот день горел Норт Дам. Но, к счастью, устоял Не сбылось (пока) пессимистичное или просто философское предсказание Виктора Гюго: "Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор..." .

Лея: 30 апреля - Международный День Джаза. Он учрежден ЮНЕСКО в 2011 году для того, чтобы отдать должное прекрасной джазовой музыке и подчеркнуть ее роль в объединении людей из самых разных уголков нашей планеты. 30 апреля (по другой версии - 13 апреля) 1598 года по инициативе французского короля Генриха IV был издан Нантский эдикт, который даровал свободу вероисповедания гугенотам. Нантский эдикт был отменен королем Людовиком XIV в 1685 году. В перерыве между этими двумя датами царил относительный мир между католиками и протестантами, последовавший за кошмарными Религиозными войнами, и этот мирный период вошел в историю под названием "Великий век"

Лея: 2 мая 1695 года во Флоренции родился видный архитектор, живописец и сценограф Джованни Никколо Сервандони (скончался в январе 1766 года в Париже). В стиле архитектуры и театральных декораций Сервандони смешивались барокко и классицизм. Среди многих достижений Сервандони -проект западного фасада знаменитой парижской церкви Сен-Сюльпис, недалеко от которой жили герои "Трех мушкетеров". Более того, улица Могильщиков, на которой жил д'Артаньян, была позже переименована в улицу Сервандони.

Лея: 14 мая 1610 года был убит король Франции Генрих IV, и его 9-летний сын Луи был объявлен королем Людовиком XIII. По иронии судьбы, сам Луи XIII тоже скончался 14 мая 1643 года.

Лея: Сегодня - день Реставрации монархии в Англии, а также - день рождения короля Карла II Стюарта. Карлу было ровно 30 лет, когда он взошел на трон предков в 1660 году. День Реставрации называют также Oak Apple Day и Royal Oak Day - Днем дубового яблока, или Днем королевского дуба. По преданию, после битвы в Вустере (1651 год) Карл, армия которого была разбита армией Кромвеля, бежал и спасся от преcледователей, спрятавшись в кроне гигантского дуба в поместье Boscobel.

david: 349 лет со дня смерти д'Артаньяна....

Констанс1: Эх, надо бы выпить и помянуть Полевого Маршала Д Артаньяна.

Рошешуар: 450 лет назад, в ночь с 23 на 24 августа, в Париже произошло событие, вошедшее в историю как резня Святого Варфоломея. Тут, как говориться, без комментариев. Тема давно изучена, обглодана до кости и в некотором роде стыдливо прикопана на заднем дворе современного толерантного общества. Во французской Википедии, в статье, посвященной Варфоломеевской ночи, мне сегодня попалась отсылка на историка Тьерри Ванегфелена (Thierry Wanegffelen), к сожалению, уже покойного, с одной о-о-очень интересной теорией, слегка освежающей эту неблаговидную историю. Итак, по его словам (далее цитата wiki), "одним из главных лиц, ответственных за действия королевской семьи в этом деле (резня в ночь Святого Варфоломея), является герцог Анжуйский, брат короля. После неудавшегося покушения на адмирала де Колиньи, которое Ванегфелен приписывает Гизам и Испании, итальянские советники Екатерины Медичи, несомненно, выступили в королевском совете за то, чтобы воспользоваться случаем и убить пятьдесят протестантских вождей, чтобы устранить опасность гугенотов. Но королева-мать и король очень решительно выступили против этого. Однако Генрих Анжуйский, генерал-лейтенант королевства, присутствовавший на этом заседании Совета, увидел в совершении этого государственного преступления хорошую возможность утвердиться в правительстве. Он вступил в контакт с другим амбициозным молодым человеком, которому не хватало авторитета и власти, герцогом Генрихом де Гизом, а также с парижскими властями. Парижская ночь Святого Варфоломея возникла из этого сочетания интересов, и это тем более объяснимо, что люди герцога Анжуйского действовали от имени генерал-лейтенанта королевства, следовательно, в менталитете того времени, от имени короля. Понятно, почему на следующий день после начала резни Екатерина Медичи заставила Карла IX осудить эти преступления королевской декларацией и пригрозила королевским правосудием. Но когда Карл IX и его мать узнали о причастности герцога Анжуйского, они оказались связаны с его предприятием настолько, что второе королевское заявление, в котором содержался призыв к прекращению массовых убийств, передало инициативу начала бойни Карлу IX, для предотвращения протестантского заговора. Государственное преступление Генриха Анжуйского увенчалось успехом, но Екатерина Медичи сумела отстранить его от власти во Франции: сначала она отправила его с королевской армией к Ла-Рошели, где он надолго увяз, а затем отослала его в Польшу, где он был избран королем." Ну, и чтоб два раза не вставать, приведу еще отрывок из интервью с профессором Сорбонны Дени Крузе (вот ссылка на него полностью, очень интересный дядька, с очень интересным взглядом на историю, думаю, вы не пожалеете ознакомившись с ним - https://medieval.hse.ru/Crouzetinterview ) ... изучая одно событие – Варфоломеевскую ночь, мне пришлось признать, что мы можем не знать, что произошло, так как действующие лица, или предполагаемые действующие лица, не сообщили о том, что натворили, они ли устроили резню, кто среди них принял решение или же преступление было совершено против их воли. И я сказал себе: раз никто не может поведать нам о произошедшем, источников нет, придется напрячься и найти то, что могло произойти. Что могло произойти в ту ночь, когда откуда ни возьмись появились вооруженные люди и сначала убили адмирала де Колиньи, а потом разбежались по Парижу и стали уничтожать и грабить протестантов? Тут можно разбираться только с помощью интуиции. Я обнаружил историографический парадокс: монархия Валуа, Карл IX и Екатерина Медичи, не подходят под карикатурный образ, созданный литературой романтизма, то есть, образ преступной монархии. Они, прежде всего, были христианами-неоплатониками, мечтавшими о согласии, преодолевающем догматические распри, которые нарушают религиозное равновесие в королевстве, думающими, что возможно жить в своей вере в ожидании того, что всемогущий Бог вернет христианам единство, ибо простит им их грех. Я нашел проявление этой мечты монархии в браке между Маргаритой де Валуа и Генрихом Наваррским. Выдать католическую принцессу за протестантского принца, показать, что согласие возможно в самом сердце королевства, в королевской паре, чтобы вдруг магическим способом все королевство было вовлечено в это согласие. Но почему все вышло из-под контроля? Начиная с этого момента я стал размышлять, почему королевская мечта превратилась в кошмар, как эта монархия превратилась в преступную – я постарался найти объяснение. Но я же первый и признался, что предлагаю лишь интеллектуальную конструкцию, цель которой – восполнить молчание источников. Другие построения имеют свой, не меньший смысл, но так же и свои слабости. Именно тогда можно говорить об истории в сослагательном наклонении, когда у нас нет других возможностей, кроме как построить модель... И вот, в свете этих двух цитат, мне пришла в голову мысль Уж не в заговор ли против короля и матери вляпался третий сын мадам Екатерины в августе 1572 года? Католический заговор, естественно. Что-то мне такого варианта развития событий ранее не попадалось.

Armida: Очень интересно, спасибо. Таким образом, Патрис Шеро в своей "Королеве Марго" был прав, дав Генриху Анжуйскому много больше экранного времени, чем тому было положено по роману-первоисточнику. Скорее всего это объясняется вовсе не приверженностью режиссёра подобной версии исторических событий, но тем не менее.

Armida: Недавно, кстати, слушала аудиокнигу "Королева Марго" - наверно, это в преддверии даты меня опять потянуло в 16-й век ) Восхитилась в очередной раз талантом мэтра. И рассказчик был под стать - Алексей Багдасаров. Рекомендую.

Armida: Рошешуар пишет: Государственное преступление Генриха Анжуйского увенчалось успехом Я тут ещё один романчик на тему прочитала - "Дьявольская королева" Джинн Калогридис, и там как раз виновником резни является Анжу. Он убедил королеву-мать, короля и остальных в необходимости убийства протестантов с помощью поддельной записки Генриха Наваррского, в которой тот призывал на Париж протестантскую армию. Якобы намеревался убить королевскую семью, "сам захотел царствовать и всем владети". А по итогу вышло, что главный злодей - Генрих Анжуйский: и резня на его совести, и сестру Маргариту соблазнил. И часовню тоже он развалил, да

Рошешуар: Armida пишет: И часовню тоже он развалил, да Ну, это да, это классика, если уж малевать злодея, так уж валить на Серого все вселенские грехи. Как без этого. Против Анжу в той ситуации играли его (толи официальные, толи подковерные) игры с испанским двором. А там где испанцы на французской земле, там непременно надо ждать какую-нибудь бяку. Уж как испанцы пели Генриху в уши, как они его нахваливали, просто зубы сводит от сиропа. Может и не выдержал мальчик, захотелось очередную звезду поймать, ибо слава Монкотура и Жарнака уже подувяла к тому времени.

Лея: Сегодня - день рождения Адольфа де Левена, графа Риббинга - ровесника, ближайшего друга, советчика и соавтора Дюма Адольф Де Левен, известный театральный режиссер и либреттист, по мнению некоторых биографов, был одним из прототипов Атоса. Он родился 30 сентября 1802 года, на два месяца и шесть дней позже самого Дюма Де Левен был незаконным сыном шведского графа Адольфа Риббинга, который участвовал в убийстве короля Густава III в 1792 году, поэтому молодой человек взял имя своей бабушки по отцовской линии, Евы Лёвен. Он был директором Комической оперы в течение пятидесяти лет, поставил более 170 опер. Де Левен подал в отставку в знак протеста против сценического убийства в опере "Кармен".

Armida: Рошешуар пишет: Ну, это да, это классика, если уж малевать злодея, так уж валить на Серого все вселенские грехи. Как без этого Насчёт "малевать злодея" - как вам такой портрет Анжу? Необычная цветовая гамма, во-первых. На картинах 19 века Генрих III иногда одет в кирпичную/бурую одежду, но орденская лента там всегда голубая, а тут даже она красная. (Дата на портрете, кстати, не может быть верной - Орден Святого Духа будет учреждён только через 4 года.) Во-вторых, он тут настоящий коварный итальянец. Очень похож на маминого кузена Ипполито Медичи. Хуже того - на Дракулу! Не романно/киношного, конечно, а исторического.

Armande: Armida, и откуда же взялась сия красота? Очень похоже на какую-нибудь доморощенную галерею типа Борегара (хотя, вроде, не он, и даже для него чересчур). Качество совершенно отвратное. Крест на груди на красной ленте вообще не понятен. Надпись внизу никак нельзя сделать читабельнее?

Рошешуар: Armande пишет: Крест на груди на красной ленте вообще не понятен. Это не крест ордена Святого Лазаря?

Рошешуар: Мои незатейливые поиски, навскидку, так сказать, привели меня к выводу, что сей портрет нарисовали поляки для какой-то очередной картинной галереи польских правителей. Вот из этой же коллекции Стефан Баторий (вообще одной рукой с Генрихом писаный) и Ян Собеский (а это уже вторая половина XVII века). Поэтому удивляться этому Генриху не будем)))) главное, что "дорого-богато", а цвета ленты - кого они волнуют. Под портретом у него написано "Hienryk Valezy... король Польский и т.д." Именно так он у меня сохранен в папке. И еще, не исключено, что при рисовании поглядывали на вот эту миниатюру Хиллирада А вот Яна II Казимира вообще можно только под кастом смотреть. Только спокойствие! Кстати, вот это тоже Генрих III (нашла пока искала ) А что делать, художник так видит. Хотя от Генриха тут, по-моему, только серьга в ухе и крашеные губы.

Armande: Вот да, Рошешуар, мне как-то тоже подумалось про Польшу. Где уже и лицо правителя-беглеца не сильно помнилось, и во французских орденах-крестах не особо разбирались. Правда, в отличие от Вас, я решила дождаться ответа Армиды по поводу происхождения шедевра. Польские галереи портретов правителей я искать не стала. Французские Борегар и Шато-де-Бюсси не подошли, а уж Уффици и подавно. Да, у Стефана Батория и подпись внизу в том же стиле, что у Генриха. А у Яна Собеского похоже на орден Св.Михаила; он с черной лентой. Мне было интересно, где этот портрет находится, но не настолько, чтобы перерыть весь интернет)))

Armida: Armande, Рошешуар, какие красавцы "Красного Анжу" взяла с сайта https://www.altesses.eu, но он куда-то пропал внезапно :| Там просто галереи портретов европейских королевских/княжеских династий. Сам портрет без каких-либо выходных данных, в таком вот качестве.



полная версия страницы