Форум » История » Повседневная жизнь героев Дюма » Ответить

Повседневная жизнь героев Дюма

Евгения: Что мы знаем о повседневной жизни во времена героев Дюма? Что они ели, что пили? Во что одевались? Что делали в свободное время? Как рождались, как воспитывались, как жили и умирали? Если у кого-то есть ссылки или информация, предлагаю поделиться.

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 5 6 All

LS: Мне кажется, это были самостоятельные блюда... Паштеты подавали на отдельных тарелках, их и сейчас принято украшать зеленью, овощами и проч. Бутерброд - это наше изобретение. *шопотом* Признаться, я хомячу паштет и сыр без хлеба... Может, поэтому приписываю эту традицию Средневековью? ;) А кто-нибудь пробовал паштет из гусиной печени?

Snorri: LS Спасибо! Почему-то замучил меня этот вопрос :-)) Я, кстати, тоже люблю сыр без хлеба есть. Гусиный паштет пробовала, вернее, т.н. фуа-гра. Жирный очень, но в маленьких порциях даже вкусно.

Antoinette: LS пишет: Хотя точно помню, что король подарил Анне Австрийской подвески именно на день рождения. Кстати, не обязательно на день рождения, а скорее на именины. Во французском тексте это слово fête, что означает праздник или именины.


LS: Тогда осталось снова залезть в католические "святцы" и посмотреть, когда в сентябре день ангела Анны Австрийской. Это может помочь подкорректировать хронологию романа. Кажется, именно в этом месте была неясность?

Antoinette: Посмотрела, оказался 26 июля. 11 сентября Ришелье в первый раз упоминает подвески и говорит, что они поднесены королеве недавно. Мне кажется, "недавно" вполне может быть конец июля. Если все же подвески Анна Австрийская получила на день рождения, который у нее 22 сентября, то могли ли они быть подарены заранее? А каким образом можно подкорректировать хронологию? Я в ней совсем запуталась, там сам черт ногу сломит.

LS: Antoinette Посмотрите вот здесь - в нашей теме "Три мушкетера. Хронометраж событий" Судя по всему, в ночь с десятого на одиннадцатое сентября королева подарила Бекингему подвески, "недавно преподнесенные" королем на день рождения, который у нее 22 сентября Мы мучились вопросом: может быть, король подарил ей на прошлый день рождения? Значит, не недавно... Но если речь с равным успехом может идти об именинах - 26 июля, всего за полтора месяца до описываемых событий, - получается, нам снова удалось все аккуратненько разложить по полочкам. *довольно* И не так уж много ляпов у Дюма!

Snorri: LS Анна Австрийская родилась 22 сентября. По православному календарю это день Св.Анны (святых с этим именем в святцах чтят не единожды в год). Вполне возможно, что именины и день рождения совпадали.

LS: Но тогда у нас проблемы с подвесками, с "недавним подарком на день рождения/именины"... 26 июля так все хорошо объясняло. И потом, вряд ли Габсбургскую принцессу в XVII веке стали бы называть по православным святцам?

Antoinette: LS пишет: Но тогда у нас проблемы с подвесками, с "недавним подарком на день рождения/именины"... 26 июля так все хорошо объясняло. Мне тоже не хотелось бы приписывать Дюма очередной ляп. Версия с июлькими именинами кажется мне наиболее правдоподобной.

Antoinette: LS пишет: И потом, вряд ли Габсбургскую принцессу в XVII веке стали бы называть по православным святцам? Кстати! 22 сентября в католических святцах( у меня это просто длиннющий список) значатся именины Маурисии, а полное имя Анны Австрийской — Ana Maria Mauricia.

LS: Вот, ё-моё, не долго дали порадоваться... Вы меня этой Маурисией... как шестерку тузом. :(((

Antoinette: LS пишет: Вот, ё-моё, не долго дали порадоваться... Вы меня этой Маурисией... как шестерку тузом. :((( Почему же? Это я сказала к тому, что испанская принцесса не была названа именем из православных святцев, а нормальным испанским именем. Ее первое имя Ana — то же самое, что Anne, и именины в один день, 26 июля. Я продолжаю придерживаться мнения, что подвески королева получила на день Анны.

Snorri: Честно говоря, я пребывала в заблуждении, что католические святцы, действовавшие до 1969 года, совпадали с православными по большей части :-/

Nataly: Католических святцев как таковых вообще нет. Святцы -- принадлежность православной церкви. У католиков это называется мартиролог. При первой возможности вывешу ссылки на некоторые сайты, содержащие инфу

Snorri: Nataly Хмм... Но суть-то, в принципе, одинаковая? Католиков называли ведь именами не только мученников...

Andree: Позвольте поделиться свежеприобретенными знаниями из лекции по истории искусства (история мировой культуры). О культуре Средневековья. Темные века - время после распада Римской империи, образуются другие государства. Все старое разрушено. Дороманский период. Западная Европа в отношении быта, культуры, технологий отставала от стран Востока. Но европейцы считали себя высшими существами, так как у них - истинная вера. Церковь являлась единственным очагом сохранения культуры, знания, грамотности. Только в ней можно было заниматься наукой и искусствами. Например, врачами могли быть только монахи. Они же занимались переписыванием и переводами манускриптов древних авторов (в том числе и авторов Востока - они черпали массу знаний по медицине и т.д.). Монахи были самыми грамотными и образованными людьми своего времени, остальные слои населения обычно читать не умели. Но в то же время Церковь ограничивала тот процесс, который она поддерживала - наука. Не допустить крамолы. Знания были разрешены только в Церкви. Выносить знания за ее пределы запрещалось. Знание было доступно лишь ограниченному кругу посвященных, чтобы не вызывать лишних брожений в умах. (Именно такие брожения и произошли, когда Лютер перевел Библию на немецкий язык - в результате войны, распри, раскол, и протестанты-еретики). Феодалы не учавствовали в культурном процессе. Связанные вассальной зависимостью, феодалы быои должны часто участвовать в войнах и междоусобных спорах. Жизнь феодала протекала в его замке, в донжоне, башне, с которой очень удобно осуществлять надзор за своими землями - не посягнул ли кто из соседей на них. Таким образом, границы под контролем - с одного донжона виден соседний. Сам донжон представлял собой каменный мешок с лестницей (наверно, винтовой), ведущей на верх башни. Там ничего не было. Только ветер гулял - маленькие окошечки нельзя было закрыть, так как не была налажена система отопления, и если окошечки закрыть, то можно задохнуться от дыма, которому в таком случае некуда будет выходить. Столов не было - вместо них столешницы на козлах, а на полу - солома. После пира (предполагаю, это были обильные застолья с большим количеством народа) столешницы опрокидывались, и все объедки падали в эту самую солому. Иногда это безобразие убирали. В комнатах - сквозняки. Кровати представляли собой нары, полные вредных кровососущих насекомых. Уровень производства текстиля упал до невозможности - ткани грубые, некрашеные, неаккуратные. невыделанные шкуры. Чтобы украсить свой внешний вид, дамы покупали кусок византийскойткани, которую резали на ленточки и обшивали этими ленточками ворот и рукава. В католической общине дамы носили двойные платья - сюрко, слегка обрисовывающие фигуру. Они ткали, вышивали, следили за домом и полевыми работами, т.е. поддерживали порядок. Что касается крестьян, то в Англии они были свободней. Во Франции же они жили подобно современным бомжам - вечно голодные, холодные, и трудятся до изнеможения, живут в лачугах. Феодалы на охоте и на войне топтали их посевы, а после этого могли потребовать урожая. А если голодный год - тогда ужас. Еще эпидемии. Таковы были условия жизни - жестокие, суровые, лишенные всех удобств. Все слои общества, живущие такой разной жизнью - и феодалы, и крестьяне - все встречались в церкви. Храмы имели форму базилики (здание суда в Риме), их внутреннее пространство было разделено нефами. Стены в храмах были очень толстые, с маленькими окошечками, вследствие этого было очень темно. Такова романская архитектура. Храм мог служить убежищем - во время осады города жители могли укрываться там. Храмовая архитектура бурно развивалась. Там было множество произведений искусства. Портал оформлялся скульптурой, первое, что попадалось на глаза - изображение Страшного суда. Человек сразу погружался в атмосферу романской ментальности. По стенам храма шел рассказ о евангельских событиях в картинах - витражах. Люди не умели читать, и таким образом они зрительно воспринимали события, описанные в Библии. Это было безумно красиво. Сквозь цветные витражи проникает свет, идет богослужение, поет хор - и люди чувствовали,что они попали в другой мир. Рассках о христианской истории шел последовательно и оказывал эмоциональное воздействие. В церковь ходили 1-2 раза в день, по воскркскньям обязательно. Все взаимно следили друг за другом - чтобы все посещали. Они нарушали заповеди, грешили, но при этом атеистов не было - верили абсолютно все. Началась эпоха крестовых походов. Огромное количество воинов сложило там свои головы. Осуществлялся массовый грабеж. Рыцари увидели роскошную жизнь знати, их дворцы - и потащтили их содержимое в свои бедные замки. Но миссия походов была действительно важная - и тысячи детей устремились туда. Конечно, они не вернулись домой. Они надеялись освободить Гроб Господень исключительно силой своей веры. Это свидетельствует о том, что средневековая культура погружена в веру. Бог - грозный Судия. Люди жили в трепете. Постепенно теологи пришли к выводу, что путем нравственного совершенствования - поста, молитв, чтения духовных книг -человек может приблизиться к пониманию Божества, к ощущению духовной красоты. Человечество устремилось на небеса. Этот новый теологический посыл вызвал к жизни новый архитектурный стиль в Западной Европе - готику.

Andree: Устремление к Богу вызвало к жизни архитектурную форму, устремленную ввысь.Вера в Бога справедливого - этой верой окрашена готика. Огромное простанство наполнено воздухом, дух устремляется ввысь. Появились новые конструкции для воплощения этого замысла. Стала активно применяться стрельчатая арка. Тяжесть перекрытий падает на опрные столбы, заключенные в стене, которая перестала быть несущей конструкцией. Пространство между столбами заполняли огромными окнами с витражами, сквозь который проникал свет. Цветное стекло - символ красоты духовного мира. С точки зрения средневекового человека, мир - всего лишь бренное существование, иллюзия. Истинная реальность - на небесах. Христианин живет вместе с временем, которое он воспринимает циклически. Человек участвует жизни Христа. Символичность очень характерна для средневекового искусства. Используется яркий цвет, который символизирует совершенство небесного мира, пред которым меркнет все земное, красоты которого недоступны человеческому восприятию. Символика цвета - каждый цвет что-то обозначает (кстати, это использовалось не только в церковной живописи, но и в изображениях дворянских гербов - там была целая система различных символов). Церковь должна восприниматься как путь к небесному, вечному. Почему в церкви, в которой проповедуется нестяжание, столько золота и блеска? Золото символизирует вечное сияние небесное, вечный свет, золото - тот металл, который не подвержен коррозии, не портится и сохраняет символически небесные совершенные свойства. Так же в изображениях людей в средневековой живописи наблюдается отсутствие внимания к пропорции - все телесное бренно и неважно. Главное - глаза -зеркало души (со средневековья повелось считать глаза зеркалом души). Для искусства так же характерна экстатичность. напряженность -ожидание апокалипсиса, это давило на человека и приводило к силе духа.Все это отражалось в художественных проихведениях.

Andree: Книги переписывались монахами. На это уходили годы. Они не жалели времени - это был богоугодный труд. Работали они, тщательно, аккуратно, вырисовывая тончайшие детали - они чувствовали свою миссию, зная, что их жизнь идет не зря. В целом, искусство готическое всегда было безавторским. Художник никогда не ощущал себя творцом. Он чувствовал себя проводником Божественной энергии. Поэтому неизвестны авторы произведений этого периода. Зачем жалкая человеческая личностьбудет ставить свое имя под божественными картинами? Кроме того, надо заметить, что художник - это ремесленник в понимании средневековья. То же и с музыкантом. Его ремесло считалось ничуть не лучше ремесла плотника. Но художники существовали в ином континууме. Они чувствовали себя сотворцами - что они создают нечто лучшее, что-то божественное. Поэтомусвою работу они делают с любовью, декорируют со всем старанием, на 100 процентов - здесь участвует душа и все божественные представления, которые она имеет. (в эпоху Возрождения. когда активно утверждается человеческое достоинство "Человек - венец тволрения", становятся известными авторы художественных произведений. ) Под влиянием крестовых походов (рыцари увидели другую жизнь) стал изменяться уклад жизни западно-европейских феодалов. Появилась различная мебель. Очаг получил вытяжку.Под влиянием восточных ковров налаживается производство шпалер - гобеленов, которые защищают от сквозняков, которые при уровне строительной техники средних веков были неизбежны. Появляются надстройки, стены с башнями. Но по-прежнему большинство феодалов продолжали оставаться неграмотными. Культура быта поднялась,а культура интеллекта - нет. Когда растет уровень культуры, появляется свободное время и человек думает, чем же ему заняться. Альтернативой главной церковной культуре в средневековье была смеховая культура, жонглеры, акробаты. которые не считались членами церкви. Это была культураабсурда,смеха. она служила для увеселений простонародья, не для аристократии, для которой альтернатвой стал культ Прекрасной Дамы.

Snorri: Попались на глаза упоминания о следующих фактах: - со Средних веков брак считался действительным, если были произнесены клятвы обеих сторон в присутствии свидетелей. Церковная церемония более законным этот союз не делала; - Ленотр в "Версале при королях" пишет, что до XVIII века включительно подарки на Рождество и Новый Год не делались (или это были единичные случаи). Рождество носило сугубо религиозный характер, а Новый Год был просто очередной точкой отсчета.

Nataly: Snorri пишет: со Средних веков брак считался действительным, если были произнесены клятвы обеих сторон в присутствии свидетелей А какие клятвы и как это происходило? Можно было поклясться просто "на улице"?

LS: Nataly Наверное, что-то сакраментальное: "В здоровье и в болезни, в горе и в радости... и т.п. жить долго и счастливо и умереть в один день" :)))) Nataly пишет: Можно было поклясться просто "на улице"? Лучше у нотариуса. :))))

Snorri: Nataly пишет: Можно было поклясться просто "на улице"? Не знаю насчет улицы, но в домашней обстановке это происходило сплошь и рядом. И церковная церемония тоже нередко проводилась дома.

Snorri: И еще о браке. В Средние Века и ранее Новое время брак считался действительным, если он был осуществлен физически, в противном случае, он аннулировался, а приданое возвращалось.

LS: Наверное, поэтому так много всяких анекдотов, связанных в заключением браков по доверенности, что случалось часто в королевских семьях. Вот описание одной из свадеб, где невестой была восьми или девятилетняя девочка, а жених находился за сотни километров. Помнится, что малышку-невесту клали в кровать. В комнату входило доверенное лицо жениха и в присутствии большого числа свидетелей засовывало под оделяло... ногу. Таким образом, брак считался осуществленным физически. А жена отправлялась к мужу по прошествии некоторого времени.

Snorri: LS Это все-таки королевские семьи, здесь расчет немного другой :-)) Принцесс можно лишь пожалеть.

Nataly: Snorri пишет: Принцесс можно лишь пожалеть. Женихов, по-моему тоже:))))

Snorri: Nataly У мужчин жизнь была попривольнее ;-)

Евгения: *сомневаясь* Наверно, это сюда?.. Стихотворение неизвестного автора XVII века "Крики Парижа" (из сборника "Жилище славных муз: Париж в литературных произведениях XIV-XX веков"). Вот доподлинные крики Всех парижских выкликал: «Кто желает ежевики?» «А кому кремней, кресал?» — Дрова вязанками! — Сводим пятна! — Старье берем! — Ко мне за добрым белым винцом! — Сапоги начищу — глянуть приятно! — Ленты, тесьма! — Чернила для письма! — Копченые селедки! — Хорошенькие четки! — Острый сыр! — Не угодно ли водицы? — Апельсин — лимон — гранат! — Кто забыл купить горчицы? — Вот салат, кому салат? — Чищу трубы, печи, дымоходы! — А вот воронки, коловороты! — Продаю подержанное снаряженье И вооруженье! — Фарфор — стекло! — Груши «серто»! — Белая капуста! — Молоко! — Все ко мне за спелой вишней! — Вот кудель, кому кудель! — Хлеб румяный, мягкий, пышный! — Дыни, дыни! — Лучший хмель! — Колодцы чистить! чистить колодцы! — Деревянная утварь, грабли, светцы! — Покупаю обувь, сколько найдется! — Огурцы! — Точить ножи — ножницы! — Рассада и саженцы! — Живые устрицы — отменная еда: Отведайте, добрые господа! — Уксус! — Уголь, Три соля мешок — почитай задарма! — Мелкий песок для храненья вина! — Крышки к стиральным чанам! — Виноградный сок! — Чернильный порошок! — Винный камень! — А вот и я, продавец радостей: Розыгрыш сладостей! — Смерть мышам, погибель крысам! — Старые монеты, серебряный лом! — Колосистая пшеница! — Метлы с длинным черенком! — Живые карпы, свежая рыба! — Всем тыквам тыква, скажете спасибо! — Кому зелени в пучках? — Кому новый альманах? Предсказанья не хуже, чем у метра Жана Тибо! — Шампанское вино! — Цветики-букетики, ах, хороши! — Сладкие пряники для души! — Королевская корона! — Спаржа свежая! — Лук-порей! — Жареный филей! — Чистая солома! — Свекла! — Фиги из Марселя! — Починяю ведра и меха! — Сельди, свежие макрели, Вяленая требуха! — Хворост, хворост, сухой, как трут! — Персики румяные! — Свежее яйцо! — Всего за тридцать экю изумруд И дорогое кольцо! — Лук зеленый! — Молодой орех! — Жир топленый! — Кроличий мех! — Два лиарда за куплеты! — Сыр! — Морковь! — Айва! — Шпинат! Полновесные монеты! — Иглы! — Сладкий виноград! — Фасоль горячая, фасоль вареная! — Репа сладкая, репа ядреная! — Лудить, паять! — Есть бобы, зеленый горошек! — Кому улиток самых хороших? — Кто желает дамасских слив? — Турский чернослив! — Самшитовый гребень, к вашим услугам: не улизнет ни вошь, ни блоха! Вот так крича, проходят друг за другом По улицам Парижа все цеха.

LS: Прекрасно! *мечтательно* Как будто удалось побывать в Париже XVII века...

Snorri: LS Для полного впечатления не хватает ароматов города...



полная версия страницы