Форум » История » Повседневная жизнь героев Дюма » Ответить

Повседневная жизнь героев Дюма

Евгения: Что мы знаем о повседневной жизни во времена героев Дюма? Что они ели, что пили? Во что одевались? Что делали в свободное время? Как рождались, как воспитывались, как жили и умирали? Если у кого-то есть ссылки или информация, предлагаю поделиться.

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Евгения: К созданию этой темы меня подтолкнуло вчерашнее приобретение - книга Элины Драйтовой "Повседневная жизнь Дюма и его героев". Буду читать, найду что-нибудь интересное - выложу. Пока же вот ссылка - Эмиль Мань "Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII" (к сожалению, только 1-я глава). http://evrasiabooks.narod.ru/Clio/Louis_XIII_text.htm

Жан : А что им было делать? Телевизора там не было.

Евгения: Филипп Эрланже "Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558-1715гг." "Француз 1600-1660 годов разочаровал бы нас своим маленьким ростом, но поразил бы ранним развитием, физической и психологической выносливостью, любовью к сражениям, непомерным аппетитом и неколебимыми убеждениями. ... Хотя рождение ребенка происходило в большинстве семей почти ежегодно, праздновалось это событие очень пышно. В своей надушенной роскошной "комнате с колыбелью" знатная мать лежала на украшенной росписью кровати в античном стиле, наряженная в пеньюар, вышитый золотом и подбитый мехом соболя. Каждое воскресенье до посещения церкви она его меняла на другой, не менее роскошный. Визитеров было множество, и сборища "сплетниц в комнате с колыбелью" вошли в поговорку. В это время нянька качала колыбель новорожденного и пела ему песенки, нередко весьма непристойные. Если ребенок капризничал, когда у него резались зубы, она пальцем смазывала ему десны смесью меда, масла, мозга зайца и змеиного яда. Средство от мокроты в постели было еще более пугающим: мясо дикобраза. Выжившие в раннем детстве дети были действительно крепкими."


Кассандра: Евгения, спасибо! Да... змеиный яд и мясо дикобраза. Выжившие дети дейтсвительно герои.

Евгения: Всегда пожалуйста! Оттуда же - про питание: "Забудем о несчастной хлебной похлебке сельских жителей, отвратительном рыбьем жире с горохом, основной еде бедняков в то время. Богатые отдавали предпочтение густым супам из мяса или рыбы, сваренными с овощами (при Генрихе II их было четыре вида, а во времена Фронды сто двадцать три); разнообразные рагу были не менее многочисленны. Если гурманы большей частью предпочитали не есть павлинов, лебедей и цапель, перешедших в разряд декоративных элеменов, зато они объедались цесарками, индейками (завезены в Европу в XVI в.), курами, воронами с капустой (это блюдо ценилось очень высоко), бесчисленными видами птиц; а примерно с 1560 года стали готовить и молодую дичь, которой до того времени пренебрегали (куропатки, зайцы и т.д.). В пищу употреблялось множество видов рыбы: лосось, камбала, форель, скат, сельдь (которая пользовалась очень большим спросом) и креветки. Ели также улиток, которых жарили, варили и насаживали на вертел; лакомились лягушками, змеями и ежами, реже устрицами. Овощами, грибами и корнеплодами пренебрегали, за исключением возбуждающих чувственность трюфелей и артишоков, репы и капусты, которые, как считалось, были верным средством от облысения, вызывали приток молока у кормилиц, лечили от астмы, бешенства, подагры и паралича. Сыры - среди них бри удерживал главенство - ценились очень высоко. На протяжении всего XVII века приобретали популярность сливы и абрикосы.Вишни, клубника, персики, груши и яблоки использовались также для ароматизации белья. ... Насчитывалось множество разных видов пирожных, но не пудингов, кроме "снежков", предка взбитых яиц с сахаром. Сахар оставался роскошью. Когда он оказывался на столе, им посыпали всё, даже мясо. Беднякам был известен только мёд."

Евгения: "Как проходил ужин у состоятельных людей? Перед приходом гостей на стол ставили блюда, закрытые крышками (не для того, чтобы они не остыли, а из-за живучести страха перед ядами). Отсюда выражение "накрыть стол". Едва ли соблюдался обычай мыть руки, разве что по случаю торжественных застолий. Тогда по кругу передавалась душистая вода. Если таковой не было, то ее заменяли вином. ... Серебряные тарелки совсем недавно сменили деревянные блюда. Для каждого имелась ложка, но двух-трех ножей хватало на всю компанию. Вилок не было, а стаканы размещались на боковом столике. Каждый, кто хотел выпить, звал слугу, который наполнял стакан, подавал его и забирал, когда стакан опустошался. Полотенца для рук еще долны были появиться в будущем, но столовыми салфетками пользовались постоянно... Салфетки менялись с каждой переменой блюд. Перед десертом меняли также и скатерть. Такой обычай очень понятен, если иметь в виду, что люди ели руками. ... Определенного порядка в подаче блюд не существовало. В принципе, начинали с супов, фрикасе, мелко нарубленного мяса с овощами и салатов. Потом следовало жареное и вареное мясо. Если это был праздник, то подавалось так называемое "промежуточное блюдо", то есть большая птица, украшенная ее собственными перьями, с позолоченным клювом и когтями. Затем подавали десерт, фрукты, сыры и "сладкое мясо".

д'Аратос: Вот бы вымыть руки в вине! Интересно, какой вкус у вороны?))

jennie: Переношу в "историю".

Scally: Ух, ты, как интересно! Но ума не приложу, как можно есть столько мяса!

Athenais: Мясо, мясо... Я б не отказалась. Вместо гречки и овсянки. И побольше огурцов и редиски.

Евгения: Еще Ф.Эрланже. Теперь про интерьеры. "И в замке, и в жилище, состоящем из одной комнаты, кровать являлась главным предметом в доме. Эти монументы, поднятые на две ступеньки, с балдахином на четырех столбиках, с пологом, украшались высоким изголовьем и были рассчитаны на большую компанию. Принимая почетного гостя, хозяин с готовностью просил его прилечь с ним на кровать, даже если в ней уже лежала его жена. ... Однако спальня и кровать, в первую очередь и прежде всего, находились во владении жены. Именно здесь женщины проводили большую часть времени, потому что салон, как и столовая, еще не вошли в обиход. С высоты ложа дама правила своим царством. Она принимала гостей и выслушивала комплименты по случаю свершения ее брака, рождения детей и соболезнования о смерти супруга... Большая часть комнаты, где дамы принимали посетителей, отличалась от меньшей, предназначенной для интимных бесед и для слуг. ... Стулья были очень высокими и жесткими и использовались главным образом для декоративных целей. Они стояли вдоль стены и почти никогда не отодвигались. Кресло являлось величественным исключением. Люди пользовались табуретками и ножными скамеечками, без спинок и подлокотников. При дворе только герцогини пользовались привилегией сидеть на табурете. Остальные дамы на восточный манер располагались на подушках и подушечках. Комод являлся не последним предметом элегантной меблировки. Иногда он украшался и оформлялся богатыми материалами. ... Известны также обитые бархатом и украшенные гербом "дырявые табуреты" и "стульчаки" герцога де Лорена и его жены. В этом нет ничего удивительного, но знатные люди без стеснения принимали посетителей, восседая на этом сиденье. Именно при таких обстоятельствах происходило роковое свидание Генриха III с Жаком Клеманом. Этот обычай сохранился до эпохи Людовика XIV. Ночные горшки были редкостью. Ими не пользовались ни в гостиницах, ни в колледжах, ни в большинстве замков, а для сооветствующих целей использовали камин. Обладание своим собственным "средством уединения" считалось роскошью и его не полагалось скрывать. "

Жан : Евгения пишет: цитатаПока же вот ссылка - Эмиль Мань "Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII" (к сожалению, только 1-я глава). ">click here А картинки там есть?

Scally: Все мы, наверное, хоть раз мечтали оказаться в этой эпохе, но как подумаешь про камин...

Сесилия: Это точно, ужас какой-то, самое большее, что смущает меня в прошлых эпохах, это полная антисанитария и зачаточное состояние медицины

д'Аратос: Да... камин мне со-овсем не улыбается!

Евгения: Жан пишет: цитатаА картинки там есть? Нету, за исключением одного рисунка мушкетера. В самой книге - не знаю. А какие картинки вам нужны? Кому интересно - вот несколько рецептов XVII века, плюс краткий словарик и таблица мер веса, длины и объема. http://www.kuking.net/8_1028.htm Из предисловия: "Лучший способ понять, как ели французы XVII века, - это самим приготовить их любимые блюда и насладиться ими вместе с гостями. Однако рецепты той эпохи отличаются туманностью изложения: порой из них трудно понять, сколько нужно брать тех или иных продуктов и сколько времени готовится блюдо. Поэтому мы обратились Патрику Рамбуру, историку по образованию, шеф-повару, преподающему кулинарное искусство в специализированном лицее. Патрик Рамбур помог нам отобрать и адаптировать некоторые рецепты."

Жан : Так они ж рецепты за семью печатями зранили!

Евгения: http://afield.org.ua/mod3/mod31_1.html - идеал красоты в разные эпохи. Наиболее интересным мне показалось вот что: "Один из хронистов XVI столетия приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три. По его мнению, у красивой женщины должны быть: Три белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги."

jennie: Евгения пишет: цитатаТри белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги. Видела эту формулу в статье, посвящённой Диане де Пуатье, которая, как говорили, этой формуле полностью соотвествовала и считалась в своё время идеалом красоты:

д'Аратос: Мания величия берет верх, кажется, я соответствую.

Евгения: Повседневная жизнь короля Генриха III: (Из книги В.В. Шишкина "Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках"): "Работа придворных служб начиналась задолго до пробуждения короля. В 4 часа утра слуги убирали все залы королевского дворца (Лувра) от мусора и нечистот, которые оставались с предыдущего дня. Генрих III заложил традицию регулярной ночной уборки всех помещений, где жила семья короля. Между четырьмя и пятью часами камердинеры короля растапливали камин и зажигали факелы в королевских апартаментах. В пять утра, разбуженный одним из них, король отдавал приказ об открытии дверей своих апартаментов и дворцовых ворот. К этому времени придворные собирались в зале для аудиенций, палате для государственных заседаний и передней. Один из камердинеров приносил воду, король умывался; начиналась церемония утреннего туалета короля. Из рук первого по знатности и положению при дворе (принца крови, первого барона Франции, главного распорядителя и т. д.) король брал свою сорочку. Здесь же присутствовали дежурный цирюльник и камер-юнкеры, двое из которых подносили королю легкий завтрак, носивший сакральное значение, - хлеб и вино, двое других по завершению туалета вручали шпагу и плащ (если предстоял публичный выход), остальные ожидали королевских приказаний. После завершения утреннего туалета и приветствия придворных король удалялся в свой кабинет, где заканчивал завтрак и начинал работать с государственными секретарями. В это время (или чуть позже) сменные камер-юнкеры убирали королевскую кровать. Около 9 часов утра короля предупреждали о том, что всё готово для мессы, и в сопровождении камер-юнкеров, лиц высших достоинств и гвардейцев король следовал в дворцовую церковь. Служба, длившаяся временами до полудня, шла под руководством главного раздатчика милостыни Франции, который был главой церковного двора короля. В полдень первый гофмейстер сообщал королю, что обед готов. Как правило, пять дней в неделю на обеде присутствовали королева и члены королевской фамилии, в остальные дни король обедал один. За королевским столом распоряжался первый гофмейстер: рассаживал приглашенных королем согласно их достоинству, по его команде менялись блюда специальным штатом дворян при королевском столе. Он же руководил церемонией вручения салфетки королю, передавая ее для этой цели королеве или самым знатным дворянам, приглашенным на обед. Королевский обед обычно заканчивался после двух часов дня разносом фруктов, сладостей и вина. После этого, в зависимости от дня недели, король давал аудиенции (дважды или трижды в неделю), наносил визит кородеве-матери или своей жене, прогуливался, работал в королевских советах (до четырех раз в неделю). В 4 часа дня он отправлялся к вечерне, которая, как и месса, могла проходить с участием королевы и придворных дам или без них. Вечерня продолжалась до шести часов, после чего следовал ужин, и дважды в неделю устраивались балы. Активная жизнь затихала к вечеру, когда гофмейстеры зажигали факелы в коридорах и залах дворца. В 10 часов вечера, когда король ложился спать, дежурный капитан королевских гвардейцев после троекратного предупреждения криком приказывал закрыть ворота."

Annie: Недавно помогала сестре готовить доклад и в детской энциклопедии из серии «Я познаю мир» наткнулась на статью о XVIIвеке Книга называется «Этикет во все времена» Автор-составитель А.А. Яковлев. Энциклопедия – детская. Но всё же в ней можно найти интересные моменты. Я перепечатала лишь то, что показалось мне интересным. Галантный век Знаменитый французский государственный деятель Талейран однажды сказал: «Кто не жил до 1789 года, тот вообще не жил». И с ним согласились тысячи его современников. Так высоко оценили эпоху абсолютизма. Эта эпоха расцвела в Европе в XVII – XVIII Никогда женщины не были столь прекрасны, а мужчины так элегантны. В речах людей искрились истина и остроумие. Повсюду царили острота и блеск. Радость и счастье одухотворяли лица людей. Люди той эпохи не признавали ни старости, ни увядания. Они шутили даже на смертном одре. Для них существовало только «сегодня». О «завтра» не думали. Вот о каком рае грустил Талейран. Но в этом рае обитало лишь меньшинство. Большинство же трудилось без отдыха, чтобы обеспечить блаженство для кучки избранных. Глава I Слепящий блеск Эпоха абсолютизма уверенно заявляла: только начиная с барона человек имеет право называться человеком. Все остальное – чернь. И поэтому любой государь той эпохи окружал себя только дворянами, и только дворянство имело права. Государство превращалось в собственность короля. Впрочем, доходы принадлежали дворянству. Государь становился в своих глазах, а также в глазах всего мира высшим земным существом, владыкой «Божьей милостью», и отвечал он за своё правление только перед Богом. А единственным и высшим законом для страны признавалось благо государя. Этот принцип получил всеобщее признание. Наука искусство прославляли короля, история превращалась в описание героизма самого короля и его предков. «Король-Солнце» Министром финансов Франции с 1665 года был один из гениальнейших людей своего времени – Жан Батист Кольбер. Вот с какими словами обращался он к своему монарху, Людовику XIV: “Сир, наша обязанность – благоговейно молчать и ежедневно благодарить Бога за то, что Он позволил нам родиться под скипетром государя, не признающего иных границ, кроме собственной воли». И хоть Людовик XIV не умел ни читать, ни писать, в словах министра не было иронии. Именно так и выражались придворные в эпоху абсолютизма. Абсолютизм создал особый художественный стиль – барокко. Дворец уже не выглядел крепостью, в которой можно было отсидеться в безопасности. Нет, теперь посетителю открывалась обитель богов. Обширная передняя, огромные залы и галереи. Стены сверху донизу покрыты зеркалами. Всё открыто – даже сон государя. Величие и помпезность – наиболее яркие признаки и искусства. Всё посвящено государю. Выше его на земле нет никого. Вот почему дворец в стиле барокко одноэтажный – никто не смеет ходить над головой государя. Золото и драгоценные камни – его одежда. Золотом и блеском сверкают ливреи его слуг. Из золота сделаны стул, на котором он сидит; тарелки, из которых он ест; столовые приборы, которыми он пользуется. Вся его жизнь облечена в золото. Сам воздух – золотой. Перед нами – «король-солнце», как льстиво прозвали его придворные. Это он сказал: «Государство – это я». До мельчайших подробностей расписан церемониал, которым обставлена каждая услуга, оказываемая ему с момента пробуждения до минуты отхода ко сну. Самое мелкое действие превращается в акт государственной важности. Настоящий герцог присматривает за уборной короля. Вход в огромные парки и сады, окружающие дворец государя, строжайше запрещён. Для их посещения требуется особое разрешение. Когда монарх совершает прогулку по городу, пустеют целые улицы. Смертный не в состоянии смотреть прямо на солнце. К государю подходят не иначе, как склонив голову и колени. В своём дворце герцог де Фейард воздвиг золочёную статую Людовику XIV и устраивал перед ней по ночам при свете факелов поклонения. Когда по дороге мчится королевская карета, дамы и кавалеры бросаются в кювет и ждут на коленях, когда она проедет. Даже если в карете никого нет. Эпоха абсолютизма – своего рода грандиозная пьеса, где каждый позирует, играет роль. Вот почему стены дворцов и домов знати выложены зеркалами. Все рассматривали себя со всех сторон. Даже в спальне на потолке помещали зеркало, чтобы заснуть в наиболее выгодной позе. И письма, которые писали друзьям, напоминали зеркала. В этих письмах человек пишущий продолжал позировать перед другим. Мужчина совершал героический поступок только в присутствии посторонних глаз. Глаз зрителей. Говорили лишь тогда, когда рассчитывали быть услышанными. Именно поэтому в таком ходу было остроумие – желание блеснуть выделиться.

Annie: Не существовало никаких тайн. Ни в своей, ни в чужой жизни. все трубили во все трубы о своих горестях и радостях. Не существовало личных страданий, личного счастья. Каждый спешил покаяться в собственных грехах. Вот что писал великий Гете: «Нельзя было говорить или писать без того, чтобы не быть убеждённым, что это делается не для одного, а для многих. Собственное и чужое сердце становилось предметом выслеживания», Личная жизнь протекала на виду у всех. И поэтому характерная черта того времени – поверхностность во всём. Люди воспринимают друг друга чисто внешне и этим довольствуются. все жаждут немедленного успеха и к тому прилагают все силы. Чтобы угнаться за всем возможным, никто не вглядывается вглубь. И поэтому все вокруг - обман, ложь, подделка. А искренность и непосредственность становятся неудобными. В самом деле, их нельзя месить как тесто, придавая удобную форму. И поэтому истина – величайший враг эпохи.

Annie: Глава II Эра одетого человека Каждая эпоха, создавая свой тип мужчины и женщины, создаёт и новый костюм. И в эпоху абсолютизма вновь начинается эра одетого человека. Ведь в эпоху Ренессанса с го любовью к телу костюм лишь просто прикрывал наготу. Теперь же при помощи костюма осуществляется сам идеал красоты. отделить человека от костюма уже невозможно, одно целое. В эпоху абсолютизма люди, кажется, вообще «состоят» только из платья. И частенько платье и есть сам человек. Именно с XVII века в Европе начинают появляться рисунки посвященные модам. Моду, как правило, всегда создают господствующие классы. Они всеми средствами стремятся отличаться по внешнему виду от низших классов. Для изготовления разнообразной одежды требовались не только самые причудливые украшения и ткани. Наиболее ходовым товаром у тех, кто шил платья в начале XVIII века был…китовый ус. Ещё бы! ведь на корсет только одного платья уходило до килограмма китового уса. А ведь подобных платьев требовался не один десяток. Величественность Поскольку вся жизнь общества крутится вокруг монарха, а он – особа величественная и недоступная, то и мода признаёт только величественные формы и линии. Появился кринолин – широкая юбка в виде колокола, которую надевали под платье. Стали носить воротники-гофре – неохватные, со множеством складок. Женщины нацепили на костюмы оттопыривающиеся банты. В таком наряде человек и в самом деле становился недоступным, и невольно приходилось соблюдать почтительное расстояние. Идея абсолютизма первоначально оформилась в Испании. Отсюда же пошла и мода эпохи. В 1690 году немецкий автор писал: «Лет тридцать тому назад каждый, кто хотел производить величественное впечатление, одевался по-испански. И вся Германия кишела испанцами. Теперь же все одеваются по-французски. А что последует за этой модой, ведомо одному Богу: даже умнейшие люди не смогут этого предсказать». Ничто так хорошо не позволяет казаться простым, скромным, сдержанным, задумчивым или смелым дерзким, развязанным, как специальная причёска. Дабы придать мужчине позу могущественного земного бога, придумали особый парик под названием аллонж. В нём голова мужчины становилась величественной головой Юпитера. Лицо выглядывало из рамки густых светлых локонов, как тогда выражались, как «солнце из-за утренних облаков». С воцарением парика исчезла борода. Снова она появилась только с исчезновением парика. В женском костюме идея величия осуществлялась по-своему. Во-первых, с помощью длинных шлейфов, а во-вторых – с помощью фонтанжа. этот чудовищный головной убор появился не случайно. Он дополнял аллонж и служил как бы противовесом огромному шлейфу на платье. Ведь длина шлейфа колебалась от двух до тринадцати метров! и чем длиннее был шлейф, тем выше и фонтанж. Женская юбка превращалась в настоящее чудовище. В официальном придворном костюме дама походила на движущуюся огромную бочку. Только вытянув руку, она могла коснуться другого человека. Причёска же становилась настоящей маленькой театральной сценой, которой разыгрывались всевозможные пьесы. В буквальном смысле слова. Любое событие или явление, ставшее сенсацией, воспроизводилось на голове женщины. Даже казнь могла стать сюжетом причёски. Мода века – грандиозное средство позировать. На глазах публики каждый стремиться создать свою позу. Никого не пугали самые смелые средства. Галантная дама, желая похвастаться своими успехами, изображала на голове дерущихся из-за неё на дуэли поклонников. Когда эту моду сменила мода на перья, то вскоре и из них стали сооружать немыслимые конструкции. Постоянная смена моды являлась высшим законом и в области причёски. Придумать в это области что-то новое горячо мечтало большинство светских дам. Ну а если такая причёска ещё и в моду входила хотя бы на несколько дней, то дама торжествовала. Английский герцог Бекингем в 1625 году имел не менее 27 костюмов, состоявших из атласа, золотой и серебряной парчи, жемчуга и драгоценных камней, а вместо пуговиц на них нашили бриллианты в золотой оправе.

Annie: Что наделал каблук Век – абсолютизма – прежде всего век галантности. Женщина – объект поклонения. Вот как характеризовали этот период французские писатели братья Гонкуры: «В эпоху между 1700 и 1789 гг. женщина не только единственная в своём роде пружина, которая всё приводит в движение. Она кажется силой высшего порядка, королевой в области мысли…Она – идол, перед которым люди склоняют колени, икона, на которую молятся». Идеал женской красоты того времени рассматривал женщину по частям. И средств моды явно не хватало, чтобы подчёркивать отдельные детали женской фигуры. Требовалось что-то новое, и его нашли. Придумали каблук. На первый взгляд роль его в костюме невелика. Но изобретение каблука на самом деле произвело своего рода революцию. Он открыл эру, в которой и мы ещё живём. Каблук меняет саму манеру держаться. Живот втягивается, грудь выступает вперёд. Чтобы сохранить равновесие, надо выпрямить спину. Походка становиться более упругой и молодой В эпоху своего изобретения каблук был вышиной в 15 см. Дамы на таком каблуке могли передвигаться только очень осторожно, чтобы не упасть. Первоначально такие каблуки носили и мужчины. Однако для дам каблук играл более существенную роль. Любимые цвета Разные эпохи отдавали предпочтение разным цветам в костюме. В период абсолютизма краски теряют блеск и сияние. В почёте холодная пышность. Правда, цвета тёмно-голубой и ярко-красный ещё частенько встречаются. Но уже в сочетании с золотом – эмблемой величия. Сверкающий огонь Ренессанса заменён золотом. Холодным золотом затканы одежды. Золотом усеяны стены дворцов и внутренности церквей. Золото на чёрном или белом фоне – вот суть абсолютизма во время его расцвета. На более позднем этапе развития моду диктовал стиль рококо – уходящий от жизни в мир фантазий. В моду вошли нежные краски. Светло-голубой и нежно-розовый вытеснили пурпурный и фиолетовый. На месте ярко-оранжевого появился бледно-жёлтый. Зелень изумруда уступила место матово-зелёному цвету. Исчезли и резкие цветовые контрасты. Шкала оттенков насчитывала сотни делений. Одно время в ходу был даже блошиный цвет! И все одевались в костюмы этого цвета. К тому же он имел несколько оттенков. Существовали цвета блохи: блошиной головки, блошиной спины, блошиного брюшка, блошиных ног и даже цвет блохи в период родильной горячки. Все старались перещеголять друг друга. Путь для этого выбирали такой: чрезмерная роскошь платья и постоянная его смена. Костюмы сверкали драгоценностями. Но порой даже очень дорогие костюмы носили лишь один раз. Платье меняли так же часто, как и причёску. Голову герцогини Мен украшало столько драгоценностей, что они превышали вес тела самой герцогини. Мужской костюм в те времена стоил подчас дороже женского.

Annie: Глава III В гостиницах и салонах В эпоху абсолютизма люди развлекались очень примитивно. Очень часто развлечения принимали вид вспышек дикого веселья и сопровождались разгульным пьянством. Человек просто старался уйти от действительности в мир грёз. Местом сборищ различных групп людей, желавших общаться, служили, как правило, рестораны и гостиницы. Они вытеснили популярные в эпоху Ренессанса баню и прядильню. Главным занятием посетителей оставались кокетство и флирт. Простым людям, которые трудились по 15 часов в сутки, оставалось лишь пьянство. Никого не удивляло, что в кабаки всё чаще наряду с мужчинами заглядывали и женщины Есть небольшие статьи о театре, танцах, праздниках… если кому-то это будет интересно - обращайтесь

Annie: И ещё интересная статья из журнала "Всемирный следопыт" №23.2005 В XVII веке появился домашний костюм: шлафрок - свободный кафтан или халат, колпак, заменяющий парик, пантуфли - мягкие туфли без каблуков. В старости Людовик стал часто появляться перед придворными в таком наряде. И, конечно, сделал его очень модным: подражая монарху, дворяне тоже начали носить шлафроки. В мужскую моду вошли и... муфты, поскольку в них стареющий король прятал от посторонних взглядов свои руки. Внутрь клали флакончики с нюхательной солью на случай дурноты, которая в ту пору полного игнорирования личной гигиены была очень распространенным явлением. Сорок пять видов париков существовало в правление Людовика XIV, который, облысев, издал указ об их обязательном ношении. Неудивительно, что при дворе Короля-Солнца работали 5000 парикмахеров: дамы и кавалеры должны были менять парики как минимум трижды в день. По утрам они надевали черные, днем - каштановые, а вечером - светлые. Причем специальный королевский указ запрещал носить парики из светло-русых женских волос всем, кроме особ королевской крови, поэтому если невозможно было добыть парик белого цвета, то каштановый посыпали пудрой или мукой.

Annie: Женщины при дворе Людовика XIV носили сложные высокие (до 50-60 см) прически, державшиеся на проволочном каркасе. Один из самых модных вариантов того времени назывался "а ля Фонтанж", в честь фаворитки Короля-Солнца. Однажды на охоте Мария Анжелика де Скорайль де Рувиль-Фонтанж, скакавшая на коне, растрепала волосы и, чтобы прическа окончательно не испортилась, обвязала голову... подвязкой от чулок. Людовику ее идея пришлась по душе. На следующий день в надежде заслужить благосклонность короля ее примеру последовали другие придворные дамы, и "а ля Фонтанж" вошла в моду на 30 лет. Женский костюм дополнялся роскошными поясами, на которые на цепочке или шнурке подвешивались расшитые кошельки, маленькие зеркала, а также впервые появившиеся в эту эпоху часы (в форме луковицы). Еще одним необходимым элементом являлась "блохоловка", иногда имевшая вид изящной драгоценной коробочки с небольшим отверстием. Туда капали мед, и блохи, привлеченные его запахом, забирались внутрь, а выбраться обратно уже не могли Иногда случайность становилась модной закономерностью. Как-то в 1676 году принцесса Елизавета Шарлотта Палатинская, супруга герцога Филиппа Орлеанского, страдая от холода в королевском дворце, накинула на плечи шкурку соболя. Неожиданное и эффектное сочетание меха и нежной женской кожи так понравилось придворным дамам, что мода на прямые полоски из шкурок, украшавшие плечи (они получили название палантин), быстро распространилась по Франции, а затем и по другим европейским странам.

Annie: Дворяне обычно носили обувь белого либо черного цвета на высоких (до 7 см) красных каблуках и толстых пробковых подошвах, обтянутых красной кожей (позднее - красные туфли с желтыми каблуками). Предполагают, что моду на нее ввел Людовик XIV, отличавшийся небольшим ростом. Обувь украшали узким бантом на подъеме и шелковой розеткой на носке. Дамы носили узкие туфли на высоком выгнутом ("французском") каблуке. Ходить в них приходилось осторожно, что делало походку изящной и плавной

Annie: О вредных привычках XVII века Вредные привычки наших детей кажутся нам значительнее грехов предков, причем речи об утерянной морали звучали во все времена. Век XVII не был, разумеется, исключением. И сегодня, спустя четыре столетия, мы проследим, в чем этот век остается для нас примером: в нравственности или пороках. Король-Солнце не выносил малоежек. Герцогиня Беррийская под его зорким оком однажды ела до обморока. Обычная трапеза самого Людовика XIV состояла более чем из 30 блюд: две большие и четыре малые тарелки разных супов, восемь антре, четыре блюда жаркого, несколько салатов, шесть антреме, а также фрукты, конфитюры, компоты и печенье. Но преемник короля его все-таки переел: обжорству Людовика XV поистине не было предела. Полемика о пользе табака, захватившая Европу в XVII веке, принимала порой комические формы. "Дон Жуан" Мольера, например, начинается с пламенной защитной речи Сганареля, который называет табак страстью честных людей и добавляет: "Кто живет без табака, не достоин жизни". А в 1650 году в Турине, при дворе короля Пьемонта, состоялось представление под названием "Балет табака". В финальной сцене были представлены все народы земли, распухшие от дыма, которые танцевали, непрерывно кашляя, а хор в это время пел: "Трубки трубят о славе!" Герцог Луи де Сен-Симон - знаменитый мемуарист эпохи Людовика XIV - рассказывает об инциденте, произошедшем в Марли в 1695 году. Дочери Короля-Солнца, позаимствовав трубки у солдат швейцарской гвардии, наслаждались курением в своих апартаментах. Почувствовав запах дыма, отец учинил грандиозный скандал, так как всегда испытывал фобию в отношении нюхания и курения табака. Поселившись в Версале, Людовик XIV приказал отчеканить медаль с надписью: "Королевский дворец открыт для всеобщих увеселений". В зимние месяцы три раза в неделю в салонах Марса, Меркурия и Аполлона разгорались азартные игры: ландскнехт, реверси, ломбер, фараон и портика. "На зеленом столе рассыпались тысячи луидоров, - писала г-жа Севинье, - ставки бывали не меньше пяти, шести или семи сотен луидоров". В 1676 году Людовик XIV, любивший высокие ставки, проиграл 600 тысяч ливров, после чего отказался от игры по-крупному.



полная версия страницы