Форум » История » Каноническое право » Ответить

Каноническое право

Samsaranna: Каноническое право Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах). Каноническое право регулировала внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. "Папская революция"сделала возможным более ясные пределы "личной" юрисдикции; церковная юрисдикция распространялась на духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также,дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении "обездоленных"- нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков.Кроме того,существовала "предметная" компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства,связанные с так называемыми "духовными" делами. Сюда относили осуществление таинств ( прежде всего таинства брака), завещания, клятвы,управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогооблажение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь,вероотступничество, колдовство, святотатство,нарушение супружеской верности, кровосмешение,двоеженство,лжесвидетельство, клевета,подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церквью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных кака божественные наставления. В течении VI-X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов ( убийство,нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В это период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов(собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь "живет по римскому закону"(Eccelesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл,энциклик,а также решения церковных судов. С конца X до начала XII вв. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности. Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов "Собрание 74 титулов" 1050г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, "Собрание всех норм"(Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В1075-1122гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом (ius novum). В 1140г. появился трактат монаха Грациана "Согласование несогласованных канонов"( Concordantia discordantium canonum), после чего стали различать "старое право" и "новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды. Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап. В 1582г. был составлен обширный Свод канонического права ( Corpus iuris canonici). Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Ответов - 4

Samsaranna: Каноническое право Каноническое право в отличии от свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственнное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епархия,сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило: то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Должностные лица корпорации сами несли ответственность за противоправные действия. Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица (должности) в совокупности. Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписаниями, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельностью церковных учреждений и подразделялись на следующие области: церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть ( власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирования распространялся на взаимоотношениямежду церковной и светской властью. Преступления также входили в область церковной юрисдикции ( в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых на разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство). Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений: определение препятствий к заключению брака, определение законнорожденности детей,расторжение брачных уз. На протяжении XII-XIII вв. из юрисдикции церкви над таинствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещениями- наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями- имущественное право, из юрисдикции над клятвами- договорное право, их юрисдикции над грехами- карательное каноническое право. Источник: "Всеобщая история права и государства" Автор: Графский В.Г., доктор юридических наук, профессор истории государства и права, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, автор многих публикаций по истории права, государства и политических теорий. Предлагаемое учебное издание написано на основе курсов лекций, прочитанных в Академическом правовом университетет при Институте государства и права РАН, на юридическом факультете им М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и на юридическом факультетет Московского государственного университета. Издательство "НОРМА" Москва 2008г.

Samsaranna: Специфическим и важным объектом канонического права являются брачно-семейные отношения. Брак в каноническом праве понимается как соглашение между супругами и как главное таинство священного содержания. Брачный союз посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порждению и воспитанию потомства. К XII веку была утверждена политика церкви относительно брака и семьи и ей была придана обязывающая сила. Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся. Ими могли быть мужчины с 16 лет , женщины с 14 лет. все остальные рассматривались как ассистенты, их могла не быть. До XYI века присутствие священника было не обязательным. В особых случаях возможно заключение брака без священника, только при свидетелях. Вступать в брак могли все, кому это не запрещено. Ступени брака. 1 Обмен обещаниями вступить в брак в дальнейшем. На этом этапе помолвка может быть расторгнута в определенных случаях и одной из сторон и обязательно расторгнута обеими сторонами. 2 Обмен обещаниями вступить в брак сейчас, т. е. по договору брака. 3 Согласие на половые отношения- завершение брака. Обязательные условия брака: 1 Возрастные ограничения, о них сказано выше. 2 Принадлежность к христианской конфессии. 3 Согласие на брак. Препятствия к браку: 1 Возрастные ограничения. 2 Заблуждение относительно личности и звания супруга. 3 Брачующийся состоит в браке. 4 Степень родства или свойства предусмотренная каноном. 5 Сан клирика. 6 Публичный обет ( монашество). 7 Принадлежность к нехристианской конфессии. 8 Импотенция. 9 Похищение. 10 Преступление. 11 Психическое заболевание ( но браки уже заключенные с психически больными не расторгаются). 12 Нарушение публичной благопристойности. Не подлежали аннулированию браки при : прелюбодеянии, болезни, увечье, психзаболевании, бесплодии. Католический канонический брак не знает разводов. В случае обнаружения препятствий к браку такой брак объявляется аннулированным ( Мнимым, недействительным, несуществующим) . Такое решение выносит церковный суд. Подать иск на признание брака недействительным может только очень узкая групп лиц ближайших родственников. Если при вступлении в брак хотя бы одна из строн добросовестно считает свой брак действительным , то такой брак считается предполагаемым. До аннулирования брака церковным судом брак считается законным со всеми следующими из него юридическими и имущественными отношениями супругов. Дети рожденные в таком браке законнорожденные. Законнорожденными считаются дети рожденные или зачатые в действительных или предполагаемых браках. Предполагаемы брак - это такой брак , при вступлении в который хотя бы одна из сторон добросовестно считала свой брак законным. Канон 1137 канонического права. Источник : "Каноническое право католической церкви", " Сборник Грациана", "Церковное право" автор-Цыпин, "Каноническое право в католической церкви" - автор Либеро Джероза.

ирина: Ох, какое оно торжественное, каноническое право! Союз нерасторгаемый любви, Отмеченный соединеньем рук, Запечатленный поцелуем уст, И спаянный обменом ваших колец. В. Шекспир. Да здравствует великое каноническое право, освятившее союз мужчины и женщины и с XVI века защитившее права ребенка!


Samsaranna: Хронология. Каноническое право (КП)-совокупность норм, соданных церковными властями и содержащимися в церковных канонах, т.е. в правилах,относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениями церкви и государства, а так же жизни членов церкви. Исторически КП базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. После раскола церквей на Западную и Восточную сложилось две ветви КП. Западная ветвь- Римское Каноническое право ( Западная и Центральная Европа) и восточная - (Юго-Восточная и Восточная Европа) оформившаяся греко-православный центр, действовавший в Византии. Этапы развития. 1. VI-X вв. Оформляется общая доктрина христианской церкви, общая служба, общий набор морально-этических и правовых норм. Источники восходят к раннехристианским авторам : Священное Писание, Деяния Апостолов и т.д. После эдикта императора Константина 313г н.э. нормы церковного прав закрепляются в императорских законах и писаниях отцов церкви ( Августин). КП развивается в решениях римских пап, получивших название декреталии и собранные в сборники . 2. XI-XII - период " папской революции" 1075-1122 КП складывается в качестве самостоятельной правовой системы, обретает юридическую силу и отделяется от теологии. 1140-1141г созданы кодификации Грациана систематизированы и собраны в сборник канонические тексты. 1234 г.- сборник папы Григория I систематизированы разделы судопроизводства и законов, в сборник вошло брачно-семейное право. 1500 г. систематизация сборника Грациана. 1580г-официальное утверждение свода ( сборника КП) . 1917г Бенедикт XV утвердил "Кодекс 1917г." 1983 г.отдельный кодекс только для Восточной Католической Церкви (КВЦ). Источник : "Каноническое право католической церкви", " Сборник Грациана", "Церковное право" автор-Цыпин, "Каноническое право в католической церкви" - автор Либеро Джероза.



полная версия страницы