Форум » История » Судебная система Англии в средние века. » Ответить

Судебная система Англии в средние века.

Samsaranna: После штудирования судебной системы Франции очень захотелось сравнить ее с судебной системой туманного Альбиона! При первом рассмотрении сразу стало понятно - насколько совершенным было английское законодательство даже в те далекие средние века! Франции стоило брать пример с английских законодателей !

Ответов - 18

Samsaranna: Сначала несколько картин английских художников - подписание Великой Хартии Вольностей в 1215 году королём Иоанном Безземельным - одно из основных, судьбоносных событий английской истории. Почему на всех картинах у короля столь унылый вид? Подписывает под угрозой лишения трона! Пока всего лишь трона - не головы. Возможно, голову помогла сохранить способность к компромиссам?

Samsaranna: Прекрасная Мод и Великая Хартия Вольностей Иоанн I Безземельный был третьим английским королем из анжуйской династии Плантагенетов. Его предшественники – Генрих II и Ричард I Львиное Сердце – большую часть своей деятельности посвятили устройству дел Анжуйского дома на континенте. Эту политику продолжил и Иоанн I. Но с потерей в 1204 году Нормандии, отошедшей к домену французского короля, Иоанн должен был обосноваться в Англии. С этих пор Англия постепенно становится родиной своих государей, которым приходится управлять ею самим, никуда не уезжая. Однако для Иоанна, как и для его брата, Ричарда Львиное Сердце, посетившего Англию всего два раза, островное королевство все еще было чужой страной, чье золото покупало ему наемников для расширения французских владений Анжуйского дома. При таких взглядах борьба короля со своим народом оказалась неизбежной. «Сам ад, как он ни грязен, покраснел бы от присутствия Иоанна», – гласил единодушный приговор современников об этом короле. Им казалось, что эгоистичность, необузданная похотливость, жестокость и тирания, бесстыдство, циничное равнодушие к чести и истине сплелись в Иоанне в один мерзкий клубок пороков. Действительно, даже по нормам своего времени Иоанн был "очень дурной человек, жестокий ко всем мужчинам и слишком падкий на прекрасных дам", как замечает хронист. Еще будучи ребенком, он в порыве раздражения вырывал бороды у ирландских вождей, приехавших признать его своим повелителем. Его неблагодарность и коварство в конце концов свели в могилу его отца, Генриха II. По отношению к старшему брату, Ричарду Львиное Сердце, он был самым подлым из изменников. Весь христианский мир считал Иоанна убийцей его племянника, Артура Бретонского. Он бросил одну жену и был неверен другой. Налагаемые им наказания доходили до отвратительной жестокости: он морил своих жертв голодом и давил их свинцовыми бабами. Его двор был домом распутства, где ни одна женщина не была свободна от королевских домогательств. В своем суеверии Иоанн был настолько же труслив, насколько бесстыдно нагл в кощунстве. Он смеялся над священниками и поворачивался задом к алтарю – даже во время собственной коронации, но никогда не отправлялся в дорогу, не повесив на шею частицы святых мощей. Впрочем, этот заочный обитатель ада временами обнаруживал и совсем другие задатки – живой ум, проницательность, любезность в обращении. Злейшие его враги признавали, что он усердно занимается делами управления. Он был смелым, хотя и не очень удачливым полководцем, а по широте политических комбинаций превосходил всех современных ему государственных деятелей. История его царствования показывает, что король, потерявший Нормандию, сделавшийся вассалом Папы и погибший в отчаянной борьбе против английской свободы, был не только самый бессовестный, но, пожалуй, и самый способный из Плантагенетов. В Англии Иоанн был одинок. Церковь выступала против него. Баронов он оскорблял с самого начала царствования, захватывая их земли и беря в заложники их детей. Народ стонал от невыносимых поборов, которыми король стремился покрыть немыслимые военные издержки. Но незаконные вымогательства, захват замков, предпочтение, оказываемое при дворе иностранцам, казались английским баронам пустяками по сравнению с покушениями короля на честь их жен и дочерей. В царствование Иоанна Безземельного красивейшей девушкой Англии считалась Мод Фитц-Уолтер, которую трубадуры называли Прекрасная Мод. Ее отец, лорд Роберт Фитц-Уолтер, владелец замка Бейнард на Темзе, был одним из могущественнейших баронов королевства. Но это обстоятельство не помешало Иоанну во время очередной ссоры со своей супругой, королевой Изабеллой Ангулемской, положить глаз на прекрасную дщерь своего вассала. Ни Мод, ни ее отец и слышать не хотели о позорных предложениях короля. Тогда Иоанн, словно злой карлик из сказки, похитил красавицу и заключил ее в Тауэр, надеясь, что там девушка сделается уступчивее. Лорд Фитц-Уолтер поднял крик на все королевство, а Иоанн в ответ двинул войска на Бейнард. Фитц-Уолтер должен был бежать из Англии вместе с женой и другими детьми, оставив Мод томиться в заточении. Ее поместили в одну из круглых башенок на крыше Белой башни – самую высокую и холодную клеть в Тауэре. Но прекрасная узница оставалась непреклонна – ни холод, ни голод, ни одиночество не могли одолеть ее гордости. Вне себя от злобы и неудовлетворенной похоти, король отравил пленницу. Между тем Роберт Фитц-Уолтер возвратился в Англию с призывом обуздать тирана. Бароны и духовенство примкнули к нему, провозгласив обесчещенного лорда «маршалом армии Бога и святой церкви». Восставшие поклялись не класть оружие до тех пор, пока Иоанн не подтвердит их привилегий хартией, скрепленной королевской печатью. Верность Иоанну сохранили всего семь рыцарей. Королю пришлось вступить в переговоры с мятежниками. В середине июня 1215 года король и предводители баронов сошлись на одном из островков Темзы, близ болотистого луга Раннимед. В первый же день переговоров была подписана Великая хартия вольностей – законодательная основа английской свободы. Впервые со времен Вильгельма Завоевателя Англия проявила себя единой нацией. В хартии не было ни слова о разделении населения на англичан и нормандцев – все жители королевства были признаны англичанами, на всех распространялись английские законы. Епископы и бароны добились прав не только для себя, но и для простых людей – фригольдеров (свободных земледельцев), купцов, горожан и даже вилланов (зависимых крестьян). Списки Великой хартии вольностей были разосланы для хранения во все соборы и церкви. Лондонцы открыли ворота армии лорда Фитц-Уолтера. Мод была похоронена в аббатстве Дунмо, а ее безутешный отец овладел Тауэром как залогом верности короля данному слову. Впоследствии лорд отправился в крестовый поход и умер, сражаясь за Гроб Господень. А Иоанну нарушить хартию помешала смерть, настигшая его в следующем году.

Samsaranna: Тест Великой Хартии Вольностей 1215г. Magna Carta - Великая Хартия Вольностей 1215 г.. Иоанн, Божьей милостью король Англии, сеньер Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании, и граф Анжу, apxиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим привет. Знайте, что мы по Божьему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего, по совету достопочтенных отцов наших Стефана, кентерберийскаго архиепископа, примаса всей Англии и святой римской церкви кардинала, Генриха, дублинскаго архиепископа, Уилльяма лондонскаго, Петра уинчестерскаго, Жослена базскаго и гластонберийскаго, Гугона линкольнскаго, Уолтера устерскаго, Уилльямса ковентрийскаго и Бенедикта рочестерскаго епископов; магистра Пандульфа, сеньера папы субдиакона и члена его двора, брата Эймерика, магистра храмового воинства в Англии, и благородных мужей: Уилльяма Маршалла графа Пемброка, Уильяма графа Солсбери, Уильяма графа Уоррена, Уильяма графа Аронделла, Алана де-Галлоуэй конетабля Шотландии, Уорена, сына Джеролда, Петра, сына Гереберта, Губерта de-Burgo, сенешала Пуату, Гугона де-Невилль, Матвея, сына Гереберта, Томаса Бассета, Алана Бассета, Филиппа д'Обиньи, Роберта де-Ропсли, Джона Маршала, Джона, сына Гугона, и других верных наших. 1. Во-первых, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей xapтией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечныя времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшаго между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили и получили подтверждение ея от сеньера папы Иннокентия Третьяго, которую и мы будем соблюдать, и желаем, чтобы ее добросовестно на вечныя времена соблюдали и наследники наши. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших. 2. Если кто из графов или баронов или других держателей, держащих от нас непосредственно (in capite) за военную повинность, умрет, и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетен и обязан будет платить рельеф, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты стариннаго рельефа, т.е. наследник или наследники графа (должен уплатить) за целую графскую баронию сто фунтов (стерлингов), наследник или наследники барона за целую баронию сто фунтов, наследник или наследники рыцаря, владеющаго целым рыцарским фьефом, сто шиллингов самое большее; а кто меньше должен платить, пусть и дает меньше, согласно древнему обычаю фьефов. 3. Если же наследник кого-либо из таких (держателей) окажется несовершеннолетним и находящимся под опекой, то, достигнув совершеннолетия, пусть получает свое наследство без уплаты рельефа и пошлины. 4. Опекун земли этого наследника, который несовершеннолетен, должен брать с земли наследника только умеренные доходы и умеренные обычные платежи и умеренные повинности, и при этом не нанося ущерба и разорения ни людям, ни вещам; и если мы поручим опеку какой-либо из таких земель шерифу или кому-либо другому, который должен будет давать нам отчет о доходах ея, и он разорит и опустошит эту находящуюся под его опекой землю, то мы возьмем с него штраф, и земля пусть будет поручена двум полноправным и честным людям из этого фьефа, которые и будут давать отчет о доходах нам или тому, кому мы назначим; и если мы подарим или продадим кому-либо опеку над какой-нибудь из таких земель, и он произведет на ней разорение или опустошение, то он лишится этой опеки, и она будет передана двум полноправным и честным людям из этого фьефа, которые таким же образом, как сказано выше, будут давать нам отчет. 5. Опекун же, пока будет держать в опеке землю, будет поддерживать дома, парки, помещения для скота, пруды, мельницы и прочее, относящееся к этой земле, из доходов этой земли и обязан будет передать наследнику, когда тот достигнет совершеннолетия, всю его землю снабженной плугами и другим сельскохозяйственным инвентарем, сколько требуется его в рабочее время и сколько можно иметь его, сообразуясь разумно с доходами с земли. 6. Наследники будут вступать в брак так, чтобы не было неравнаго брака, и таким при том образом, чтобы до заключения брака об этом доводилось до сведения близких из кровных родственников самого наследника. 7. Вдова после смерти мужа своего немедленно же и без всяких затруднений пусть получает приданое и свое наследство и пусть ничего не платит за свою вдовью часть или за свое приданое, или за свое наследство, каковым наследством муж ея и сама она владели в день смерти мужа, и пусть остается в доме своего мужа в течение сорока дней после смерти его, в течение которых ей будет выделена ея вдовья часть. 8. Никакая вдова не должна быть принуждаема к браку, пока желает жить без мужа, так, однако, чтобы представила ручательство, что не выйдет замуж без нашего соглаея, если она от нас держит, или без согласия своего сеньера, от котораго она держит, если она от кого-либо другого (а не от нас) держит. 9. Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать ни земли, ни дохода с нея за долг, пока движимости должника достаточно для уплаты долга; и поручители самого должника не будут принуждаемы (к уплате его долга), пока сам главный должник будет в состоянии уплатить долг; и если главный должник окажется не в состоянии уплатить долг, не имея откуда заплатить, поручители отвечают за долг и, если пожелают, могут получить земли и доходы должника и владеть ими до тех пор, пока не получат возмещения долга, который они перед этим за него уплатили, если только главный должник не докажет, что он уже разсчитался с этими поручителями. 10. Если кто возьмет что-нибудь, больше или меньше, взаймы у евреев и умрет раньше, чем этот долг будет уплачен, долг этот не будет давать процентов, пока паследник (умершаго) будет несовершеннолетен, от кого бы он ни держал (свою землю), и если долг этот попадет в наши руки, мы взыщем только то имущество, которое значится в долговом обязательстве. 11. Если кто умрет, оставшись должным евреям, жена его должна получить свою вдовью часть и ничего не обязана давать в уплату этого долга; и если у умершаго остались дети несовершеннолетния, им должно быть обезпечено необходимое соответственно держанию умершаго, а из остатка должен быть уплачен долг, но так, чтобы повинности, следуемыя сеньерам (умершаго), не потерпели при этом никакого ущерба; таким же образом надлежит поступать и с долгами другим, не евреям. 12. Ни щитовыя деньги, ни nocобиe (auxilium) не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего (nisi per commune consilium regni nostri), если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первороднаго сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона. 13. И город Лондон должен иметь все древния вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другиe города и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи. 14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов (majores barones) нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бэйлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно (in capite); (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились. 15. Мы не позволим впредь никому брать пособие с своих свободных людей, кроме как для выкупа его из плена и для возведения в рыцари его первороднаго сына и для выдачи замуж первым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать лишь умеренное пособие. 16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держаше, чем та, какая следует с него. 17. Общия тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте. 18. Разследования о новом захвате, о смерти предшественника и о последнем представлении на приход должны производиться только в своих графствах и таким образом: мы или, если мы будем находиться за пределами королевства, наш верховный юстициарий, будем досылать двух судей в каждое графство четыре раза в год, которые вместе с четырьмя рыцарями каждаго графства, избранными графством, должны будут разбирать в графстве в определенный день и в определенном месте графства вышеназванныя ассизы. 19. И если в день, определенный для собрания графства, вышеназванныя ассизы не могут быть разсмотрены, то должно остаться столько рыцарей и свободных держателей из тех, которые присутствовали в этот день в собрании графства, чтобы с их помощью могли быть составлены надлежащим образом судебные приговоры, соответственно тому, более важное или менее важное будет каждое из дел (подлежащих их решению). 20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, при чем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество (salvo contenemento suo); таким же образом (будет штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основаны клятвенных показаний честных людей из соседей (обвиняемых). 21. Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве своих пэров, и не иначе, как сообразно роду проступка. 22. Клирик будет штрафоваться в качестве держателя своего светскаго держания не иначе, чем другие (держатели), названные выше, а не сообразно величине своей церковной бенефиции. 23. Ни община, ни отдельный человек не должны быть принуждаемы сооружать мосты на реках, кроме тех, которые издревле обязаны делать это по праву. 24. Ни шериф, ни констебль, ни коронеры, ни другие чиновники наши не должны разбирать дел, подсудных нашей короне. 25. Все графства, сотни, уэпентеки и трети должны отдаваться на откуп за плату, какая установлена издревле, без всякой надбавки, за исключением наших домениальных поместий. (Англия делилась на графства, а графства на сотни; Иоркское же графство - Иоркшир - делилось на трети - trethingi, иначе ridings, - а трети на wapentakes. - Прим. пер.) 26. Если кто-либо, держащий от нас светский лен, умрет, и шериф или бэйлиф наш предъявит наш приказ об уплате долга, который умерший должен был нам, то пусть шериф или бэйлиф наш наложит запрещение на движимое имущество умершаго, найденное на светском лене, и составит ему опись в размере суммы этого долга, в присутствии полноправных людей, так, однако, чтобы ничего не было отчуждено из этого имущества, пока не будет уплачен нам долг, вполне выяснившийся; а остаток пусть будет оставлен душеприказчикам, чтобы они могли выполнить завещание умершаго; а если ничего нам он не был должен, то вся движимость пусть будет оставлена за умершим, при чем должны быть обезнечены жене его и детям следуемыя им части. 27. Если какой-либо свободный человек умрет без завещания, движимость его пусть будет распределена руками близких родственников его и друзей под наблюдением церкви, при чем должна быть обезпечена уплата долгов каждому, кому умерппй был должен. 28. Ни констебль, ни другой какой-либо наш чиновник не должен брать ни у кого хлеб или другое имущество иначе, как немедленно же уплатив за него деньги или же получив от продавца добровольное согласие на отсрочку (уплаты). 29. Никакой констебль не должен принуждать рыцаря платить деньги взамен охраны замка, если тот желает лично охранять его или через другого честнаго человека, если сам он не может сделать этого по уважительной причине; а если мы поведем или пошлем его в поход, он будет свободен от обязанности охраны замка соразмерно времени, в течение какого он был в походе по нашему повелению. 30. Никакой шериф или бэйлиф наш или кто-либо другой не должен брать лошадей или повозки у какого-либо свободнаго человека для перевозки иначе, как с согласия этого свободнаго человека. 31. Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укрепления или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит. 32. Мы не будем удерживать у себя земель тех, кто обвинен в тяжких преступлениях, дольше года и дня, а затем земли эти должны быть возвращены сеньерам этих ленов. 33. Все запруды на будущее время должны быть совсем сняты с Темзы и с Медуэя и по всей Англии, кроме берега моря. 34. Приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании и, вследствие чего свободный человек мог бы потерять свою курию. 35. Одна мера вина пусть будет по всему нашему королевству, и одна мера пива, и одна мера хлеба, именно лондонская четверть, и одна ширина крашеных сукон и некрашеных и сукон для панцырей, именно два локтя между краями; то же, что о мерах, пусть относится и к весам. 36. Ничего впредь не следует давать и брать за приказ о разследовании о жизни или членах, но он должен выдаваться даром, и в нем не должно быть отказа. 37. Если кто держит от нас per feodifirmam или per socagium или per burgagium, а от кого-либо другого держит землю за военную повинность (рыцарскую службу), мы не будем иметь опеки над наследником и над землею его, которую он держит от другого, на основании этой feodifirmae, или socagii, или burgagii; не будем мы иметь опеки и над этой feodifirma, или над socagium, или над burgagium, если сама эта feodifirma не обязывает нести военную повинность. Мы не будем иметь опеки над наследником или над какой-либо землею, которую он держит от другого за рыцарскую службу, на том основании, что он (в то же время) и от нас держит землю на праве parvae sergenteriae, обязанный давать нам ножи или стрелы или что-либо подобное. (Feodifirma, socagium и bargagium - разные виды свободнаго, но не военнаго, не рыцарскаго держания, именно: денежное держание, простое свободное держание и городское держание, т.е. держание по городскому праву. - Прим. пер.) 38. Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего собственнаго устнаго заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей. 39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или обявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны. 40. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их. 41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии, как на суше, так и по воде, для того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинныя и справедливыя, обычаем установленныя пошлины, за исключением военнаго времени и если они будут из земли, воюющей против нас; и если также окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий наш не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в земле, воюющей против нас; и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в безопасности в нашей земле. 42. Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности, по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъятие делается, в интересах общей пользы королевства, только для некотораго короткаго времени в военное время; исключаются сидящие в заключении и поставленные, согласно закону королевства, вне закона, а также люди из земли, воюющей с нами, и купцы, с которыми надлежит поступать так, как сказано выше. 43. Если кто держал землю, принадлежащую к какому-нибудь выморочному лену, как барония Уоллингфорд, Нотингэм, Булонь, Лэнкастер или друпе выморочные лены, которые находятся в нашей руке и представлют собою баронии, и умер, то наследник его даст не какой-либо иной рельеф и будет нести не какую-либо иную службу, а лишь тот рельеф, какой он давал бы барону, и ту службу, какую он нес бы барону, если бы барония находилась в руках (самого) барона; и мы таким же образом будем держать ее, каким держал ее (сам) барон. 44. Люди, которые живут за пределами лесного округа, впредь не должны являться перед нашими лесными судьями в силу общих приглашений, если они не являются стороною в деле или поручителями кого-либо из тех, которые привлечены к суду по лесным делам. 45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять. 46. Все бароны, которые основали аббатства и имеют грамоты английских королей или старинныя держательския права в отношении к ним, должны иметь опеку над ними на время вакансий, как им надлежит иметь. 47. Все леса, которые стали заповедными королевскими лесами при нас, немедленно же должны перестать быть ими; так же надлежит поступать и с реками, которыя были объявлены нами заповедными. 48. Все дурные обычаи, существующие относительно заповедных королевских лесов и выделенных в них для охоты заповедных мест, а также должностных лиц, заведующих этими лесами и местами, шерифов и их слуг, рек и их охранителей, немедленно же должны быть подвергнуты разследованию в каждом графстве через посредство двенадцати присяжных рыцарей из того же графства, которые должны быть избраны честными людьми того же графства, и в течение сорока дней после того, как будет произведено разследование, должны быть ими совершенно уничтожены, чтобы больше никогда не возобновляться, так, однако, чтобы мы предварительно об этом были уведомлены или наш юстициарий, если мы не будем находиться в Англии. 49. Всех заложников и (все) грамоты, которые были выданы нам англичанами в обезпечение мира или верной службы, мы немедленно возвратим. 50. Мы совсем отстраним от должностей родственников Жерара de Athyes, чтобы впредь они не занимали никакой должности в Англии, Анжелара de Cygony, Петра и Жиона и Андрея de Cancellis, Жиона de Cygony, Жофруа de Martyny и его братьев, Филиппа Марка и братьев его и Жофруа, племянника его, и все потомство их. 51. И немедленно же после возстановления мира удалим из королевства всех иноземных рыцарей, стрелков, сержантов, наемников, которые прибыли с лошадьми и оружием во вред королевству. 52. Если кто был лишен нами, без законнаго приговора своих пэров, (своих) земель, (своих) замков, (своих) вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если об этом возникла тяжба, пусть будет решена она по приговору двадцати пяти баронов, о которых сделано упоминание ниже, где идет речь о гарантии мира; относительно же всего того, чего кто-либо был лишен без законнаго приговора своих пэров королем Генрихом, отцом нашим, или королем Ричардом, братом нашим, и что находится в наших руках или чем другие владеют под нашим обезпечением, мы получим отсрочку до конца обычнаго срока принявших крест; исключение составляет то, о чем уже начата тяжба или уже произведено разследование по нашему повелению перед принятием нами креста; когда же мы вернемся из нашего паломничества или, если случится, что воздержимся от нашего паломничества, мы немедленно же окажем относительно этого полную справедливость. 53. Такую же отсрочку мы будем иметь и таким же образом и в оказании справедливости относительно лесов, которые должны перестать быть заповедными королевскими лесами, и тех, которые останутся заповедными королевскими лесами, которые Генрих, отец наш, или Ричард, брат наш, объявили заповедными королевскими лесами, и относительно опеки земель, входящих в состав чужого феода, каковую (опеку) мы до сих пор имели на том основании, что кто-либо (держащий землю от другого сеньера) в то же время держал феод и от нас за рыцарскую службу, и относительно аббатств, которыя основаны были на чужом феоде, а не на нашем, относительно которых сеньер феода заявил свое право; и когда вернемся или если воздержимся от нашего паломничества, относительно этого тотчас же окажем полную справедливость. 54. Никто не должен подвергаться аресту и заключению в тюрьму по жалобе женщины, если она жалуется по случаю смерти кого-либо иного, а не своего мужа. 55. Все пошлины, которыя были уплачены нам несправедливо и против закона страны, и все штрафы, уплаченные несправедливо и против закона страны, пусть будут преданы полному забвению или пусть с ними будет поступлено по приговору двадцати пяти баронов, о которых упоминается ниже, где идет речь о гарантии мира, или по приговору большинства их совместно с вышеназванным Стефаном, кентерберийским архиепископом, если он будет иметь возможность присутствовать, и с другими, которых он пожелает для этого позвать с собою; а если он не будет иметь возможности присутствовать, дело тем не менее и без него пусть идет так (при этом), что если в подобной тяжбе будет выступать какой-либо или какие-либо из вышеназванных двадцати пяти баронов, то они устраняются, поскольку дело идет о решении этой тяжбы, а на их место и только для этого назначаются другие остальными из этих двадцати пяти и дают присягу. 56. Если мы лишили Уэлсцев земель, или вольностей, или чего-либо иного без законнаго приговора их пэров в Англии или в Уэлсе, пусть оне будут им немедленно возвращены; и если об этом возникла (уже) тяжба, в таком случае пусть разбирается она в (Уэлсской) марке их пэрами, о держаниях английских по английскому праву, о Уэлсских держаниях по Уэлсскому праву, о держаниях в пределах марки по праву марки. Так же пусть поступают Уэлсцы с нами и с нашими. 57. Относительно же того, чего был лишен кто-либо из Уэлсцев без законнаго приговора своих пэров королем Генрихом, нашим отцом, и королем Ричардом, братом нашим, что мы держим в нашей руке или что другие держат за нашим поручительством, мы будем иметь отсрочку до конца обычнаго срока принявших крест, за исключением того, относительно чего уже возбуждена тяжба или произведено разследование по нашему повелению перед принятием нами креста; когда же мы вернемся, или если случится, что не отправимся в наше паломничество, мы немедленно же окажем им относительно этого полную справедливость по законам Уэлсцев и сообразно с указанными выше местностями. 58. Мы возвратим сына Левелина немедленно же, а также всех Уэлсских заложников и грамоты, которыя были выданы нам в обезнечение мира. 59. Мы поступим с Александром, королем шотландцев, относительно возвращения его сестер и заложников и относительно вольностей их и их права в согласии с тем способом, каким мы поступим с другими нашими Английскими баронами, если только не должно быть поступлено (с ним) иначе в силу грамот, которыя мы имеем от его отца Вильгельма, некогда короля шотландцев; и это будет сделано по приговору их пэров в курии нашей. 60. Все же те вышеназванные обычаи и вольности, какие только мы соблаговолили признать подлежащими соблюдению в нашем королевстве, насколько это касается нас в отношении к нашим (вассалам), все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, насколько это касается их в отношении к их вассалам. 61. После же того, как мы, для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешнаго умиротворения раздора, родившагося между нами и баронами нашими, все это вышеназванное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечныя времена, создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какия мы им пожаловали и этой настоящей xapтией нашей подтвердили, таким именно образом, чтобы, если мы или наш юстициарий, или бэйлифы наши, или кто-либо из слуг наших, в чем-либо против кого-либо погрешим или какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, и нарушение это будет указано четырем баронам из вышеназванных двадцати пяти баронов, эти четыре барона явятся к нам или к юстициарию нашему, если мы будем находиться за пределами королевства, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его. И если мы не исправим нарушения или, если мы будем за пределами королевства, юстициарий наш не исправить (его) в течение времени сорока дней, считая с того времени, когда было указано это нарушение нам или юстициарию нашему, если мы находились за пределами королевства, то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным из двадцати пяти баронов, и те двадцать пять баронов совместно с общиною всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено (нарушение) согласно их решению; неприкосновенной остается (при этом) наша личность и личность королевы нашей и детей наших; а когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде. И кто в стране захочет, принесет клятву, что для исполнения всего вышеназваннаго будет повиноваться приказаниям вышеназванных двадцати пяти баронов и что будет теснить нас по мере сил своих вместе с ними, и мы открыто и свободно даем разрешение каждому давать присягу, кто пожелает дать ее, и никому никогда не воспрепятствуем дать присягу. Всех же в стране, которые сами добровольно не пожелают давать присягу двадцати пяти баронам относительно принуждения и теснения нас совместно с ними, мы заставим дать присягу нашим приказом, как сказано выше. И если кто-либо из двадцати пяти баронов умрет или удалится из страны или каким-либо иным образом лишится возможности выполнить вышеназванное, остальные из вышеназванных двадцати пяти баронов должны избрать по собственному решению другого на его место, который подобным же образом принесет присягу, как и прочие. Во всем же, что поручается исполнять тем двадпати пяти баронам, если случится, что сами двадцать пять будут присутствовать, и между ними о чем-либо возникнет несогласие, или если некоторые из них, получив приглашение явиться, не пожелают или не будут в состоянии явиться, пусть считается решенным и твердым то, что большая часть тех, которые присутствовали, постановила или повелела, так, как будто бы согласились на этом все двадцать пять; и вышеназванные двадцать пять должны принести присягу, что все вышесказанное будут соблюдать верно и заставлять (других) соблюдать всеми зависящими от них способами. И мы ничего ни от кого не будем домогаться, как сами, так и через кого-либо другого, благодаря чему какая-либо из этих уступок и вольностей могла бы быть отменена или уменьшена; и если бы что-либо такое было достигнуто, пусть оно считается недействительным и не имеющим значения, и мы никогда не воспользуемся им ни сами, ни через посредство кого-либо другого. 62. И всякое зложелательство, ненависть и злобу, возникшия между нами и вассалами (homines) нашими, клириками и мирянами, со времени раздора, мы всем отпускаем и прощаем. Кроме того, все правонарушения, совершонныя по поводу этого раздора от Пасхи года царствования нашего шестнадцатаго до возстановления мира, мы вполне всем отпускаем, клирикам и мирянам, и, сколько нас это касается, вполне прощаем. И кроме того мы повелели написать для них открытыя удостоверения от имени сеньера Стефана, архиепископа кентерберийскаго, сеньера Генриха, apxиепископа дублинскаго, и вышеназванных епископов и магистра Пандульфа об этой гарантии и вышеназванных пожалованиях. 63. Поэтому мы желаем и крепко наказываем, чтобы английская церковь была свободна, и чтобы люди в королевстве нашем имели и держали все названныя выше вольности, права, уступки и пожалования надлежаще и в мире, свободно и спокойно, в полноте и в целости для себя и для наследников своих от нас и от паследников наших во всем и везде на вечныя времена, как сказано выше. Была принесена клятва как с нашей стороны, так и со стороны баронов, что все это вышеназванное добросовестно и без злого умысла будет соблюдаться. Свидетелями были вышеназванные и многие другие. Дано рукою нашею на лугу, который называется Рэннимид, между Уиндзором и Стэнзом, в пятнадцатый день июня, в год царствования нашего семнадцатый.


Samsaranna: Великая хартия вольностей 1215г. Центральное место в Великой хартии вольностей 1215г. занимают статьи, выражающие интересы баронов:их феоды объявлялись свободнонаследуемыми владениями, ограничивались размеры рельфа, выплачиваемого при передаче феодна по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при следующих обстоятельствах: 1. Выкуп короля из плена; 2. Посвящение в рыцари старшего сына короля; 3. Выдача замуж старшейц дочери короля от первого брака. Великая хартия вольностей подтверждала существующие привелегии церкви и духовенства, в частности свободу выборов церковных иерархов. В отношении рыцарей Хартия не позволяла баронам брать со своих вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также принуждать к выполнению повинностей больших,чем предусматривает обычай. Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, право купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких либло стеснений. В Хартии король обещал не обременять свободное крестьянство непосильными налогами и штрафами. Исключительно важным для экономики Англии было установление в Хартии единства мер и весов. В целом содержание Великой хартии вольностей не выходило за рамки феодальной эпохи. Тем не менее, ряд ее статей стал основой для дальнейшей эволюции политического строя Англии. Прежде всего, это ст.12, в которой утверждалось право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, и ст.14, определившая состав этого совета- непосредственные вассалы короля (бароны, графы,епископы и пр.) и представители простого рыцарства в лице шерифов и бейлифов. Здесь просматривается будущий средневековый английский парламент. В ст.39 и 40 говорилось об аресте, заключению в тюрьму,лишении владения, объявлении вне закона и или изгании лишь на основании суда равных и согласно законом страны. И хотя эти статьи были обращены к господствующему классу, налицо первые попытки утвердить неприкосновенность личности. Иоанн Безземельный, подписавший Великую Хартию вольностей, тем не менее, не собирался ее выполнять. Конфликт между королевской властью и ее подданными продолжался при преемниках Иоанна. В результате этой борьбы в Англии во второй половине XIIIв. возникла сословно-представительная монархия. Надо отметить, что до сегодняшнего дня Великая хартия вольностей рассматривается как один из основополагающих конституционных актов Англии. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

ирина: Великая хартия вольностей- это важный правовой памятник конституционной истории Англии до сего дня признается в качестве одного из основополагающих законов Великобритании и Соединенных Штатов Америки. ст 39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен. и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны. ст. 40. Никому не будем продавть права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их. В то время время свободный человек означало феодал. Однако в дальнейшем под свободным человеком стали понимать каждого свободного жителя Англии. Содержание ст. 39 Хартии было впоследствии развито в Петиции о праве 1628 г. и в Хабеас Корпус Акте 1679г. Статья 40 "Никому не будем продавать права и справедливости , никому не будем отказывать в них или замдлять их" тесно связаны по своей сути со ст. 39. Звучит почти современно. Основа закона о правх человека! И когда! Хрестоматия по истории государста и права зарубежных стран. Том I Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. изательство "Проспект" Москва. 2011.

Samsaranna: Образование сословно-представительной монархии. Особенностью сословно-представительной монархии в Англии было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословия над королем. Начавшаяся еще при Иоанне Безземельном борьба монархии и сословий особой остроты достигла в середина XIII в. В 1258г. баронам удалось навязать королю Генриху III принятие так называемых "Оксфордских провизий", по которым контроль за королевской властью переходил в руки баронов. Устанавливается режим баронской олигархии. Недовольные этим рыцари предъявили в1259г. королю так называемые "Вестминстерские провизии", где содержались требования, защищавшие рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. Рыцарей поддержали горожане и часть баронов. Отказ короля от соблюдения "Оксфордских провизий" привел к столкновению с силами оппозиции. Между королем и баронами началась гражданская война (1258-1267). Лагерь противников короля возглавил Симон де Монфор. В 1264г. королевская армия потерпела поражение,а сам монарх попал в плен. В 1265г. был созван парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В парламенте зачедало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Раскол в лагере сторонников Симона де Монфора позволил королевской власти укрепить свои позиции.Однако как средство достижения копромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в1295г Эдуард I созвал парламент, получивший название "образцового". Кроме крупных светских и духовных феодалов,приглашенных королем лично, в него вошло по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов. В первой половине XIV в. парламент стал делиться на верхнюю палату лордов,где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин,где заседали представители графств и городов. Таким образом,в Англии был осуществлен переход к новой, более централизованной форме монархии- сословно-представительной. Парламент Англии периода сословно-представительной монархии постепенно закрепил за собой полномочия на утверждение порядка и размеров налогообложения. Так, еще в 1297г король Эдуард I подписал статут "О неразрешении налогов", где говорилось о необходимости согласия представителей церкви,рыцарства,горожан и других свободных людей на взимание новых налогов. Статут 1340г. утвердил обязательность согласия парламента на взимание прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг.распространили это правило и на косвенные налоги. Важнейшей прерогативой парламента было право законодательной инициативы, которое оформлялось в виде подачи петицей королю, так называемых "биллей". Постановления, принятые обеими палатами парламента и утвержденные королем (статуты), становились высшими законодательными актами государства. Парламент давал согласие на объявление войны или заключение мира. С конца XIV в. парламент ввел процедуру "импичмента",т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями. В определенных случаях парламент мог лишить короля власти. Так, в 1327г. был смещен король Эдуард II, а в 1399г.- Ричард II. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Особенности английского абсолютизма. С начала XVв. роль и значение английского парламента сокращались. В 1455г. началась война двух соперничающих династий (Ланкастеров и Йорков), более известная как война Алой и Белой роз. Это было время феодальных клик за власть, разгула беззакония феодальной аристократии. Большинство населения, включая горожан, мелкое и среднее дворянство, было заинтересовано в установлении сильной королевской власти, способной навести порядок в стране и положить конец междоусобице. В войне, которая продолжалась до 1485г., погибли обе династии и почти вся старая аристократия. Королевский престол заняли представители новой династии Тюдоров. В Англии, как и в других государствах Европы, начала складываться абсолютная монархия. Однако в отличие от континентальной Европы английсккий абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный". Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью функционировал парламент. Во-вторых, продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было крупной постоянной армии. Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали "джентри" (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил парламенту и местному самоуправлению сохранить свое значение. Однако реальная власть в это период сосредоточилась в руках монарха, который осуществлял ее через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда- адмирала и других,осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы- "Звездная палата" и Высокая комиссия. В 1539г. указы короля в совете были приравнены к законам парламента и, хотя эта норма была отменена в 1547г., преобладание королевской власти сохранилось. Для контроля зв деятельностью местных властей была учреждена должность лорда-лейтенанта, которые назначался в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение и руководил деятельностью мировых судей. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Источники права. В раннефеодальных государствах, возникших на территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых из этих государств были изданы сборники обычаев с включение норм, законодательно закрепленных государственной властью (Правда Этельберта,Правда Инэ,законы Кнута). После нормандского завоевания действие местных правовых обычаев для англосаксонского населения было сохранено. Статут 1275г. установил четкие критерии к местным обычаям как источникам права. Со становлением системы "общего права" ведущее место в источниках права занимает судебный прецедент. Особый характер развития прецендентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые стали выполнять роль гидов в лабиринтах английского права. В практике английских судов постепенно установилось обыкновение ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, тем самым их труды приобрели характер своебразного источника английского права. Первый правовой трактат был написан Гленвиллнем, юстициарием Генриха II еще в XII в. Это произведение представляло собой комментарий к приказам королевских судов. В 1250г. Брактон, судья Суда королевской скамьи, выпустил трактат "О законах и обычаях Англии". Следуя за Гленвиллем, он попытался систематизировать и прокомментировать нормы "общего права".В XV в. появились ученые трактаты по наиболее важным и сложным вопросам права, такие, как работа Литтльтона "О поземельных держаниях", трактат Фортескью "Похвала английским законам". В начале XVII в. Э.Коком были составлены "Институции законов Англии", которые состояли из четырех книг: первая книга содержала комментарий на трактат Литтльтона, вторая излагала наиболее значимые статуты, третья была посвящена нормам уголовного права и четвертая- судоустройству и судопроизводству. Источником английского феодаольного права являлись статуты- законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательских актов короля и актов,принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права. Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. До возникновения парламента различий между статутом и королевским ордонансом не проводилось. Постепенно название "статут" закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке. Кроме того,изменить содержание ранее принятого статута мог только статут. К источника средневекового права Англии относились также нормы торгового и канонического права. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год.

Samsaranna: "Общее право" (Common law) После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер. Однако в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи, которые при рассмотрении дел на местах руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию,они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так, постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое "общее право". Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы (writ),содержавшие требование к обидчику или шерифу устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику- явиться в короевский суд и дать ответ на жалобу, т.е. опровергнуть или признать нарушение прав другого лица. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска. Приказы начали классифицироваться по определенным видам правонарушений. С XIII в. стали издаваться реестры, где приказы фиксировались в строгой юридической форме, в виде образцов исков. С этого времени стороны не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на указанные образцы. Для истца было важно,чтобы нарушение находило выражение в соответствующем приказе (иске). Это неизбежно привело к окостенению системы приказов,к сокращению притока новых формул исковых требований. Увеличению числа формул противились и бароны Англии, полкольку в этом случае рассмотрение дела переносилось из манориальных судов в королевский суд. Требования об ограничениях издания новых приказов нашли отражение в "Оксфордских провизиях" в 1258г., в период обострения борьбы баронов с королем. В 1285г. был введен универсальный иск "применительно к данному случаю" (action in the case). С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа,она писалась самостоятельно исцом, который только обращался за печатью короля. Начиная с XIII в. в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, которые публиковались в "Свитках тяжб",сменившихся потом сборниками судебных отчетов, которые подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. С середины XIII в. сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных "Ежегодников",на смену которым в 1535г. пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "Свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестояшим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: "Право справедливости"(Law of equity) В Англии начиная с XV в. формируется так называемое "право справедливости". В случае если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дело "по совести". С увеличением количества таких дел был учрежден суд канцлера (суд справедливости).Лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа(sub poena)обидчика в канцелярский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме.Формально канцлер не был связан никакими нормами права, а руководствовался лишь внутренним убеждением;вместе с тем,при венесении решений он использовал принципы канонического,римсого, а иногда и "общего права" С 1557г. началась публикация судебных отчетов. По мере того как накапливались решения "судов справедливости", происходило формирование принципов их деятельности. Главные из этих принципов заключаются в следующем. "Право справедливости"-это милость короля, а не исконное право потерпевшего. "Право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий,вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах. В случае коллизии между нормами "права справедливости" действует норма "общего права". В случае коллизии прав по "праву справедливости" следуеит защищать те права, которые возникли раньше по времени. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо. "Право справедливости" признает приоритет закона,но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр. Основные принципы "Права справедливости", сведенные в определенную систему норм в XVIIв., сохранили свои значения до наших дней. "Право справедливости" должно было дать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права". Однако если сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то со временем, оно стало приходить в прямое противоречие с последним. Конфликтную ситуацию вызвали приказы суда канцлера (injunction) запрещающие исполнение некоторых судов "общего права". В 1616г. Э.Кок, главный судья Суда общих тяжб, поставил вопрос: "Может ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" иои вместо него?" Король Яков I решил это конфликт в пользу "Суда справедливости". Королем был издан указ, согласно которому в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение. Одновременно было установлено, что суд лорда-канцлера должен осуществлять правосудие в соответствии с прецедентами права справедливости, а король не должен использовать свою власть для создания новых судов, независимых от "общего права". С 1621г. был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Таким образом, в Англии сложилась дуалистическая структура права, которая сохранилась до наших дней. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Регулирование имущественных отношений. В английском праве исторически сложилось деление вещей на реальную (real property) и персональную собственность (personal property). Это деление было связано с различными формами исков, которыми защищалась реальная или персональная собственность.Реальными исками (real action) защищались права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда, и права на титул. По реальным искам утраченная вещь возвращалась владельцу. Эти иски носили абсолютный характер и могли быть предъявлены любому лицу. Все другие вещи защищались персональными исками, по которым можно было тербовать возмещения ущерба.Земельная собственность, защищаемая "общим правом" именовалась "legal ownership". А английском праве земельные права определялись двумя главными понятиями: "tenancy" (владение, держание) и "estate" (объем владельческих прав). Владение (tenancy) в свою очередь было свободным и несвободным. Свободное владение ( freehold)-это земля, полученная на условиях несения или рыцарской, или личной службы, а также землевладения свободного крестьянина, который уплоасивал лорду фиксированную сумму денег и подпадал под его юрисдикцию. Понятие "estate" охватывает права лиц в отношении владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью. В Англии с XIв. утвердился принцип, в соответствии с которым верховным собственником земли является король, а землевладельцы обладают лишь определенными правами по отношению к земле (estate in lend). "Общее право", регулировавшее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей: 1. непосредственно от короля баронии, которые предоставлялись "головным держателям". 2. свободные рыцарские держания от "головных держателей". И бароны, и рыцари в равной мере были вассалами короля. С точки зрения правомочий собственника общее право выделяло три следующие категории держаний: 1. Держание "estate in fee simple", которым можно было свободно владеть и рапспоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество. В 1290г.лорды получили право продажи земли при условии,что к новому ее держателю переходят все служебные повинности прежднего. 2. Заповедные держания " estate in fee tail"- держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые могли переходить по наследству только кровным родственникам владельца, как правило старшему сыну (по принципу майората). На эту собствнность не могли обращать взыскания кредиторы. Возможность создания заповедных прав на землю была предусмотрена статутом 1285г. 3. Условные земельные держания, которые могли находиться в пожизненном владении (estate for life) и во владении на определенный срок ( for years). Права for life могли устанавливаться как на срок жизни лица, владеющего собственностью, та ки на срок жизни третьего лица, например его жены. Держатель земли for life имел права не только на поверхность земли, но и как владелец in fee simple на ее недра,но, подобно арендатору недвижимости на срок (for years), он отвечал за вред,причиненный земле. Лицо, установившее на свою землю, недвижимость пожизненное владение, сохраняло право так называемой "выжидательной собственности" (remainder), и после прекращения пожизненного владения востанавливало свои права в полном объеме. Средневековые юристы не признавали аренду реальной собственностью, каким бы длительным не был ее строк. В Англии существовали свободные крестьянские держания-фригольды. Общими признаками такого держания была свобода ухода из поместья,свобода отчуждения или раздела участка, переход выморочных участков к короне, рассмотрение королевскими, а не манориальными судами споров о таких держаниях. Лично зависимы крестьяне (вилланы) не могли иметь никакого имущества , которое не принадлежало господину. За право пользования наделом вилланы должны были нести различные повинности. Различались полные вилланы, чьи повинности были не определены и устанавливались феодалом произвольно, и неполные вилланы, чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их увеличить или согнать вилланов с земли. Вилланы имели право судиться со своим господином. Со временем возникла новая форма крестьянского землевладения -копигольд (copyhold)- кроестьянское владение землей на основе обычая феодального поместья (манора), предоставляемое крестьянину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер наследственной аренды. Копигольдеры имели право лишь на поверхность участка, но не на лес и недра земли. С XV в. иски, связанные с копигольдом, стали рассматриваться в суде канцлера, а с XVI в.- и в судах "общего права". В XII-XIII и. возникает институт доверительной собственности (trust), по которому одно лицо (учредитель доверительной собственности "settlor jf trust") передает свое имущество другому лицу (trustee) с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственика или по его указанию. Лицо, в чьих интересах извлекался доход,называли выгодоприобретателем (beneficiary). Практика передачи земли в целевое пользование зародилась еще в период крестовых походов, когда земля отдавалась на основе доверия родственникам или друзьям до достижения совершеннолетия сыновей или до возвращения прежденго владельца. Ее использовала и церковь, которая, передавая мирянам землю, не только обходила правовые и религиозные запреты, но и накакпливала огромные богатства. В конце XIV в. доверительная собственность стала защищаться в суде канцлера, поскольку речь шла о нарушении доверия, справедливости. С этого времени доверительная собственность стала называться "equitable ownership". В 1375г. институт доверительной собственности был закреплен законом. В XVв. значительные массивы земель и недвижимости перешли в доверительную собственность. В XVI в. при секуляризации (огосударствлении) церковных земель король Генрих VIII столкнулся с тем, что церковь и монастыри формально не являлись собственниками своих земель,хотя и были крупными землевладельцами. В 1535г. был принят так называемый "статут о пользовании" (statute оf uses), который постановил, что в тех случаях, когда одно лицо владеет имуществом в интересах другого лица, фактически собственником земли признается тот, в чьих интересах земля используется. В 1601г. был принят статут о благотворительном пользовании (statute of charitable uses), который закрепил понятие благотворительного траста и перечислил основные виды благотворительной деятельности: помощь бедным, престарелым,больным и увечным, школам, университетам,поддержка исправительных учреждений, выкуп военнопленных и т.п. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Семейное и наследственное право. Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом. Брак носил моногамный характер. Так статут 1606г. квалифицировал двоеженство как тяжкое преступление (фелонию). Каноническое право, как известно, не допускало развода. Разрешалось лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов, "отлучение от стола и ложа". Внебрачные дети не признавались. Робкие попытки церкви допустить узаконение внебрачных детей последующим браком родителей встретили упорное сопротивление баронов. Мертонский статут 1235г. прямо запретил узаконения внебрачных детей. Наследование могло быть по закону или завещанию. "Общее право" не знало завещательного распоряжения. Наследование феодальных держаний происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: 1/3 шла жене,1/3-детям и 1/3 церкви. Право первоначального притязание на движимое имущество лица, не оставившего завещательного распоряжения, принадлежало пережившему супругу. Этот институт получил в английском праве название "Любезность"(curtesy). Завещание фактически вводилось вместе с институтом доверительной собственности. В 1540г. было впервые разрешено на основе завещания беспрепятственно распоряжаться недвижимостью, если она не была "заповедной", но на наследников возлагалась обязанность материального обеспечения детей, не получивших наследство. Споры по завещаниям рассматривались судом канцлера по праву справедливости. Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Имущественные отношения в семье регулировались нормами "общего права". Приданое, приносимое женой,поступало в распоряжение мужа, который мог владеть и пользоваться недвиджимым имуществом жены после ее смерти, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела право заключать договора, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Уголовное право. С XIII в. в Англии закрепилось деление преступлений на три группы: измена (treason), фелония (felony) и мисдиминор (misdimeanour). Раньше всего выработалось понятие "фелонии"- тяжкого уголовного преступления, которое каралось смертной казнью с конфискацией имущетва. К категории фелонии относились убиства, поджог, изнасилование, разбой, кража. Среди имущественных преступлений очень рано в качестве фелоний были признаны поджог и насильственно проникновенние в чужой дом. Это было связано с сакральным отношением к дому как замку, охраняющему от вреда. Отсюда поговорка: "Мой дом- моя крепость". В связи с этим поджог даже самого ветхого жилища карался сожжением самого преступника. Первоначально всякая кража рассматривалась в качестве фелонии и каралась смертной казнью, но с XIV в. кража на сумму менее 12 пенсов стала относиться не к фелонии, а к мисдиминору. Суровые наказания предусматривались за бродяжничество. Самым тяжелым преступлением стала измена (тризн). В 1351г. статут Эдуарда III дал толкование измены. Тризн стал разделяться на "великую измену" и "малую измену". Понятие "великой измены" включала покушение или убийство короля или членов его семьи, изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля, восстание против короля, подделку королевской печати, монет, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея, королевского судьи. Позже это перечень дополнился такими преступлениями, как призыв к мятежу (sedition), незаконное сборище в целях организации беспорядков (riot), а также сговор (conspiracy) соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями. "Малой изменой" считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата. За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Обвинение в "великой измене" лишало представителей церкви "привилегии духовного звания",т.е права рассмотрения их дел в церковных судах, которые исключали применение смертной казни. Все остальные преступления относились к категории "мисдиминор", наказание за них не предусматривало смертную казнь. Мисдиминор сформировался их правонарушений, по которым ранее полагалась лишь компенсация причиненнгого ущерба. Со временем в эту группу стали включать такие и такие серьезные преступления, как мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог, чему способствовала и возможность выбора той или иной формы иска при совершении преступлений. В случае вчинения иска о фелонии, например при причинении увечья, преступнику грозила смертная казнь; если же потерпевший предъявлял иск "о нарушении прав", то это преступление относилось к мисдиминору и каралось тюремным заключением и штрафом. В праве господствовало представление об объективной ответственности. Совершение преступных действий (убийства, разбоя,похищения детей, насилия над женщиной, ночной кражи со взломом) предполагало наличие злого умысла (maluce). Человек, даже случайно убивший другого, нуждался в помиловании короля. Орудие убийства конфисковывалось и продавалось, а деньги от продажи шли на благотворительные цели "для спасения "души убитого, умершего без покаяния. Лишь со временем начала развиваться концепция учета вины преступника, формировалось разделение простого случая и преступной неосторожности. С начала XIV в. английское право уже твердо исходит из следующего принципа: "слабоумный или безумный не отвечает за преступление". Исключалась ответственость лица в случае самообороны. Было создано учение " о разной степени преступности", направленное на определение вины соучастников: "главного участника преступления I степени", "совершившего преступление","главного участника преступления II степени", не принимавшего непосредственного участия, но присутствовавшего на месте совершения преступления; "дополнительного участника", до совершения преступления помогавшего советом преступнику и не препятствовашего совершению преступления. Соучастие до совершения преступления в форме подстрекательства влекло, как правило,ответственность, равную ответственности "главного исполнителя", после совершения преступления-более мягкое наказание. Основной целью наказания было устрашение. Основными видами были смертная казнь, телесные и членовредительсике наказания, тюремное заключение, штрафы. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: "Судебный процесс" Процесс носил обвинительный и состязательный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. В судах "общего права" стороны имели право сбора доказательств. В судах канцлера и церковных судах следствие вел непосредственно судья. Важнейшими видами доказательств считались собственное признание обвиняемого, показания свидетелей, присяга.Если обвиняемый признавал себя виновным, он немедленно присуждался к наказаниям; если " стоял молча", выяснялось, что молчал ли он "по злобе" или "его поразил господь". По обвинению в измене и мисдиминоре "общее право" рассматривало молчание как признание вины. При обвинении в Фелонии, молчавшего подвергали пытке. Многие предпочитали умереть под пыткой, так как, умирая неосужденным, человек спасал свое имущество от конфискации. В 1540г. был установлен штраф за подкуп свидетеля, а в 1562г. штрафом стало называться лжесвидетельство в гражданском порядке. "Звездная палата" признавала наказуемым лжесвидетельство как преступление в форме " ложных показаний на суде". Нарушение присяги влекло уголовное наказание. С XII в. как в уголовном,так и в гражданском судопроизводстве участвовало жюри присяжных из 12 человек. В конце XV в. стало созываться специальное "большое жюри" так называемых "обвинительных присяжных" с целью проверки достоверности материала обвинения. Если присяжные признавали достаточными доводы в пользу обвинения,то составляли документ об обвинении и, не выслушивая доводы защиты, перендавали дело в суд "малого жюри". Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того, как стороны полностью предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно. Судебный процесс носил открытый характер, за исключением процесса в "Звездной палате". С XIIIв. появились профессиональные правозаступники, которые делились на две категории: баристеры и солиситоры. Первые выступали в суде и участвовали в процессе, а вторые занимались главным образом подготовкой дел к судебному рассмотрению. Первоначально баристеры получали возможность выступать в суде лишь после разрешения судей. С конца XV в. суды "общего права" стали записывать в своих реестрах имена тех лиц, которых они признавали представителями сторон, тем самым придавая им своеобразный статус должностных лиц при суде. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ. Издательство "Юрайт" Москва 2013 год

Samsaranna: Дополнение к "Праву справедливости"(Law of equity) После 1340г. сохранявшиеся пробелы в обычном и общем праве начали исправляться существующей параллельно системой "права справедливости", основанного на понятии добра и справедливости и чем-то напоминающего римское преторское право и требования христианских заповедей: Суд справедливости вершился канцлерами королевства. Первыми в этой должности были лица духовного звания (епископы), среди которых следует упомянуть Томаса Мора, великого английского мыслителя утопической ориентации. Другим не менее известным канцлером и главой суда справедливости был Ф.Бэкон, современник Шекспира и Елизаветы I. Со временем, помимо обычного общего права и права справедливости, все большее значение стало приобретать статутное право- парламентские законы (акты), сменившие королевские конституции и ассизы (постановления). Однако поначалу сохранялось представление, что общее право может расширять сферу своего воздействия путем решений по аналогии, а также в силу того, что не все назревающие проблемы могут решаться новыми законами, поскольку всегда существуют некие нормы "в сердцах людей"( по словам апостола Павла, истинный закон живет в сердцах людей). Одним из первых официальных толкований такой позиции в вопросе об источниках права стал статут 1285г.,который призывал самих людей искать новые решения. По мнению историка права прошлого века В.Нечаева, английское право, подобно римскому, имеет все основания называться всемирным, и это подтверждалось обширной географией пространства общего права - от Лондона до Канберры и от Канберры до Вашингтона и Оттавы. Сами английские историки обращают внимание на самобытные черты общего права. По мению А.Дженкса, английское право такое же самобытное в наборе правовых систем стран мира, как и римское. Источник: "Всеобщая история права и государства" Автор: Графский В.Г. -доктор юридических наук, профессор истории государства и права, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.Предлагаемое учебное издание написано на основе курсов лекций, прочитанных автором в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН, на юридическом факультете им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и на юридическом факультете Московского государственного университета. Издательство "НОРМА" Москва 2008г.

ирина: Ох, какое оно красивое и величественное - английское право. Как торжественно оно вступило при полном молчании. Да здравствует Великая Хартия Вольностей! Конституционная основа Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Декларации о Правах Человека! Овсянка, сэр!

Samsaranna: ирина У Свободы, Равенства, Братства - те же корни!

Samsaranna: Небольшой оффтоп: Где-то в Лондоне дождь поливает с утра Постовые, изношенных кэбами стрит В пабах мест не найдёшь и на биржах игра Переходит в привычный британский гамбит. Здесь порядок вещей неизменен и прост Как парламентский трон королевы И влиятельный фунт продолжает прирост Буржуазно-имперского древа. (автор Сергей Трофимов) Лучше и сказать нельзя- все незыблемо, неизменно и монолитно!



полная версия страницы