Форум » История » Генрих III » Ответить

Генрих III

Карл IX Валуа: Нашлось в Интернете в разделе историческо-документальной литературе. Написано французским писателем и историком Ги Бретоном. Серия: Истории любви в истории Франции. Есть кой-чего про Генри III. Привожу: СЕРДЕЧНОЕ ГОРЕ ОТВРАЩАЕТ ГЕНРИХА III ОТ ЖЕНЩИН ….. «Ничто не имело для него значения. Предоставив Екатерине Медичи заправлять государственными делами, король занялся вырезыванием силуэтов из бумаги и нашиванием жемчуга на куски ткани. Он шил платья для своей сестры Маргариты, одевал девиц из летучего эскадрона, иногда вышивал… Видя все это, королева мать решила поскорее женить сына, полагая, что женщина в постели, возможно, пробудит в нем потребность в более мужских занятиях.»…. …. «Все, как один, красавцы, капризные, возбудимые, неглупые, но поверхностные, злые, они кичились своей постыдной роскошью, наряжались, подобно молодым женщинам, и расхаживали по улицам, демонстративно вихляя задом, чем вызывали отвращение у добропорядочных граждан,— Нет, вы только посмотрите на них, на этих милашек, — восклицал простой народ с презрением. Это прозвище так за ними и осталось. Мне известны несколько современных защитников Генриха III, которые пытаются всех нас убедить, что в данном случае речь идет просто о слугах, исключительно преданных королю. И тут, я думаю, достаточно процитировать отрывок из записей современника тех событий, Пьера де л'Этуаля, чтобы доказать, что эти защитники или слишком простодушны, или злоупотребляют нашей доверчивостью. «Это прозвище, „милашка“, говорит мемуарист, именно тогда появилось на устах простолюдинов, у которых вся эта компания вызывала отвращение как своим легкомысленным и спесивым поведением, так и пристрастием раскрашивать себя и наряжаться, подобно бесстыдным женщинам, а пуще всего за те огромные дары и щедроты, которыми их осыпал король и которые, как догадывался народ, были причиной его разорения. Эти очаровательные милашки носили довольно длинные волосы, которые они постоянно завивали с помощью разных приспособлений. Из под бархатных шапочек завитые локоны ниспадали на плечи, как это делают обычно шлюхи в борделе. Им также нравились полотняные «рубашки с сильно накрахмаленными гофрированными, шириной в полфута, воротниками, из которых выглядывавшая голова казалась лежащей на блюде головой Иоанна Крестителя. И вся остальная их одежда была в том же духе. Занимались они в основном тем, что играли, богохульствовали, резвились, танцевали, кувыркались, спорили, распутничали и всей компанией неотступно следовали за королем, куда бы он ни направлялся. Что бы они ни делали и ни говорили, было рассчитано исключительно на то, чтобы понравиться королю; не помышляя ни о Боге, ни о добродетели, они довольствовались лишь возможностью оставаться в милости у своего господина, которого боялись и почитали больше Бога». И ничего удивительного, что очень скоро все эти напудренные, женоподобные, болтливые молодые люди стали оказывать сильное воздействие на явно свихнувшегося короля. Сначала они уговорили Генриха Ш выработать некий комплекс шутовских ритуалов, превращавших обычный день в нечто вроде комедии балета, где у каждого была своя строго определенная роль. Было решено, что утреннее вставание короля, отход ко сну, трапезы, одевание и туалет, прогулки должны сопровождаться сложным церемониалом, «позаимствованным, по словам Леньяна, из традиций Восточно Римской империи, продолжавших позже существовать при дворах итальянских князьков, и представлявшим целую программу издевательски торжественных обрядов», о которых ни один король Франции ни до, ни после не имел понятия. Все это, конечно, служило лишь предлогом для двусмысленного шутовства. Обращаясь с королем, как с куртизанкой, они являлись в покои короля с ужимками и прыжками, чтобы надеть на него чулки, рубашку, поправить камзол, смазать перед сном лицо его кремом, надеть ему на руки перчатки, смазанные миндальным маслом, смягчающим кожу, нарумянить лицо, подрисовать карандашом брови, зашнуровать панталоны… Вот из таких извращенных забав и родился придворный Этикет… После того как король был наконец одет, накрашен, напудрен, увешан драгоценностями и перстнями, милашки принимались восклицать: — О, Ваше Величество, как вы красивы! Для того чтобы иметь возможность продолжать эту гнусную игру, Генрих III взял себе титул, позволявший обращаться к нему как к женщине. Теперь ему говорили: «Ее Величество восхитительна», «Ее Величество так нежна», «Ее Величество — плутишка»… Это обращение, некогда принятое при дворе последних римских императоров, вызывало насмешки у простых людей. А король тем временем подумывал, что надо бы и ему найти способ обращаться к милашкам в женском роде: — Какая вы милая, какая обаятельная… Вот тогда его эфебы и взяли себе титулы «Ее Светлость», «Ее Превосходительство».»…… Неужли все это было так.. Хочется верить, что это полный бред…Выскажите, пожалуйста, свои мнения…. Кому интересно, вот ссылка h

Ответов - 139, стр: 1 2 3 4 5 All

Chicot: La Louvre пишет: Просто, если что-то было, то женщины мстят помимо того, что за сам проступок мужчины, так еще и за потраченное на этого кАзла время :))) Это уже какие-то ваши проекции, сударыня:) Куда Монпансье-то было время девать? Да еще в глубоком "замуже", куда ее быстренько спровадили после постели принца? Женщина мстит, когда оскорблена отношением мужчины. Назвать женщину некрасивой - заиметь себе в ее лице если не врага, то недоброжелателя уж точно. А уж если у Валуа хватило "ума" растрезвонить про ее физические изъяны - то... ну в общем, было за что ей мстить королю, ой, было... Луиза Водемон пишет: Ну, а потом, когда она разделась, не хватать же ему свои шмотки в кучу, и бежать, как от огня?)) Во-во! И он мужественно сделал свое чОрное дело:)

Луиза Водемон: Chicot пишет: И он мужественно сделал свое чОрное дело:) Бедняга, Анрике, на каие жертвы ему приходилось идти)

La Louvre: Chicot пишет: Это уже какие-то ваши проекции, сударыня:) Куда Монпансье-то было время девать? Да еще в глубоком "замуже", куда ее быстренько спровадили после постели принца? Никакие не проекции, а просто наблюдения. И про время я говорила не в том смысле, что "5 лет встречались, а он так замуж и не позвал" или "потратила на него лучшие годы". Ей-то может торопиться было некуда и не за чем, и на роль главы семейства и отца своих детей она Генрике не примеряла, просто она за свое хорошее отношение (уж не буду говорить про любовь, может ее там и не было) получила в ответ не очень куртуазный поступок. А если уж любила со всеми вытекающими из этого жестами в сторону Генриха, то вообще обида серьезная. Короче, можно сказать по-другому, не за "потраченное время", а за то, что неоценил ее чувств, не был благодарен ей за любовь. Вот как-то так. Луиза Водеон пишет: Ну, а потом, когда она разделась, не хватать же ему свои шмотки в кучу, и бежать, как от огня?)) Ну... Что-то мне подсказывает, что если ОЧЕНЬ не хочется, то отмазку всегда можно найти. Я, кажется, оставил духовку невыключенной. (с) Значи все было не так ужасно. К тому же по логике вещей, если его так отвращали изъяны внешности г-жи де Монпансье, то все должно было ограничиться одним разом. Мне из приведенной инфы показалось, что их связь длилась какое-то время. Не мог отделаться? Прилипла как банный лист к *сами знаете чему*


Chicot: La Louvre пишет: Короче, можно сказать по-другому, не за "потраченное время", а за то, что неоценил ее чувств, не был благодарен ей за любовь. Вот как-то так. Ну это же совсем другое дело!:) За это, судя по всему и мстила. La Louvre пишет: Мне из приведенной инфы показалось, что их связь длилась какое-то время. Ага, наш Валуа был не то, чтоб совсем уж конченный извращенец, но любил дам с... изюминкой:) Тем паче, что личико-то у Монпансье было "ангельское" - как поведал Дюма. А вот душа... Мужики, не обижайте барышень! Они от энтого звереютъ! и мстятъ!

La Louvre: Chicot пишет: Тем паче, что личико-то у Монпансье было "ангельское" - как поведал Дюма. Ох, не знаю. То ли у нас Дюма вкусы разные, то ли Сан Саныч слишком галантен (в отличие от Генриха Валуа ))) и не любит обижать дам, тем более, что енто не выгодно для самого романа, но личико, имхо, неахти Господа, а может у кого-нибудь в закромах есть светлый образ Марии Клевской?

Iveinn: Портрета Марии Клевской не нашла, но есть портреты двух старших сестёр, которые я поместила в Портретах исторических персонажей..

Алея: La Louvre пишет: светлый образ Марии Клевской Тоже бы хотелось взглянуть, на кого запал наш Анри

LS: Задаю вопрос здесь, потому что не могу придумать более подходящей для него темы. Недавно попалась информация, что Луизу Водемон, носившую белый - глубокий - королевский траур до конца жизни, прозвали Белой Дамой. Привидение Белой Дамы, которое появлялось в Лувре перед важными событиями, это привидение Луизы Водемон? Помните, об этом говорится в "Трех мушкетерах": Бекингем нарядился в Белую Даму, чтоб выдать себя за привидение в случае опасности.

Луиза Водемон: LS , насколько мне известно( где-то приходилось читать), призрак "Белой Дамы" в Лувре начали встречать(хотя не слишком понятно с какой периодичностью) еще задолго до рождения Луизы( еще как мне кажется, в Лувре ей делать нечего было, она не там же умерла). "Белые" и "Черные" дамы регулярно встречаются в европейских мифах, легендах, преданиях, так, что вполне вероятно, что эта легенда была откуда-то заимствована,и перенесена в стены Лувра, но все же до эпохи Генриха 3.( А может, и правда видели кого... )

LS: Луиза Водемон Выходит, не привидение назвали именем вдовствующей королевы, а королеву - именем привидения? ;)

Луиза Водемон: LS пишет: Выходит, не привидение назвали именем вдовствующей королевы, а королеву - именем привидения? ;) Ну, я по большей части встречала, что ее звали усё-таки- "Белая королева", а не "Белая дама", хотя такое определение тоже видела:)) Это немного разные вещи:) Может, от перевода на русский зависит?

Жан : Луиза Водемон пишет: "Белые" и "Черные" дамы регулярно встречаются в европейских мифах, легендах, преданиях, так, что вполне вероятно, что эта легенда была откуда-то заимствована,и перенесена в стены Лувра, В Лувре был еще Красный человек, но кого я не спрашивал об этой легенде, никто не мог ответить, что это.

LS: Луиза Водемон пишет: Может, от перевода на русский зависит? Это был перевод с итальянского. Мне кажется, что по-итальянски, что по-французски "королева" и "дама" - совершенно разные слова. :) Жан пишет: В Лувре был еще Красный человек, но кого я не спрашивал об этой легенде, никто не мог ответить, что это. Как "что"? Розовые слоники бегают по комнате. Бегают и прыгают, сволочи ушастые! (с) :)))

Луиза Водемон: LS пишет: Это был перевод с итальянского. Мне кажется, что по-итальянски, что по-французски "королева" и "дама" - совершенно разные слова. :) По, французски, вроде тоже...:) Жан пишет: В Лувре был еще Красный человек, но кого я не спрашивал об этой легенде, никто не мог ответить, что это. А я еще слышала, что Красный человек водится в Фонтенбло, и он предсказал Генриху 4 его смерть.Интересно, это 2 разных Красных человека,или привидение тоже выезжает иногда поохотится...?

La Louvre: Луиза Водемон пишет: он предсказал Генриху 4 его смерть А я читала, что накануне смерти Гениху 4 на всяких предметах виделись красные пятна.

LS: La Louvre пишет: накануне смерти Гениху 4 на всяких предметах виделись красные пятна. И этот исторический анекдот Дюма использовал в "Двадцать лет спустя" - в день смерти лорду Винтеру тоже везде мерещится кровь.

Ann Datrie: lennox пишет: У него была какая-то болезненная, расколотая психика. Если еще к вышесказанному прибавить сильную впечатлительность и восприимчивость Генриха, то можно попробовать прочувствовать эту противоречивую личность. lennox пишет: Он как будто все время пытается забыться, обрести душевный покой, но у него ничего не получается. ППКС. Очень тонко подметили! После смерти единственной женщины, которую он любил, Марии Клевской, Генрих ощущал ужасную душевную пустоту, которую он пытался заполнить, судорожно хватаясь за привязанность к друзьям, к супруге, уходя в мистицизм, в религию, в распутство - одним словом после смерти Марии в его душе осталась непроходящая боль, которую он всеми силами пытался заглушить. Если перейти на эзотерический язык, Генрих и Мария - это две космические половинки, и ранний уход Марии сломал всю жизнь Генриха. Если бы Мария осталась жива и они бы соединились в браке, то Генрих был бы другим человеком, да и его царствование было бы совершенно иным. Генрих никогда не забывал что он- человек,и никогда не забывал, что он - король. А королевским ремеслом Генрих владел в совершенстве. Генрих навсегда останется загадкой для многих поколений, потому что, в отличие от других монархов, он не любил вести, как бы сказали сейчас, публичную жизнь, и терпеть не мог, когда "заглядывали" в его личную жизнь. Круг его самых близких друзей (среди них, кстати, были и женщины, именно в качестве подруг, как сказали бы мы современным языком) был чрезвычайно закрыт. Генрих желал, чтобы последующие поколения судили о нем как о короле, а не как о человеке - последнее, по мнению Генриха, было привилегией лишь Господа.

Луиза Водемон: Хорошие люди, прислали мне несколько стихотворений о миньонах и Генрихе 3:) Вот про Генриха Автор- Вероника Франко,венецианская куртизанка и поэтесса, так впечатлилась от встречи с королем Генрихом 3, что посвятила ему 2 сонета( они были позднее опубликованы в ее книге " Сочинения, написанные в юности") Собственно: С небес порою под простую кровлю, Благой Юпитер к людям снизойдёт, И смертным чтоб не сжечь глаза и брови, Он облик человеческий возьмёт. Вот так возник в моем алькове скромном, Без царственного вида, приземлён, Энрико, поднятый Фортуной к трону, Славнейшему с начала всех времён. Таил он сан – но сердце мое знало. Его достоинств блеск предощутив, Оно свою убогость проклинало. И понял он, что я под власть подпала… Мой образ на эмали получив, Умчался прочь, довольный и усталый. и Бери, святой король, лишённый всех пороков, Рукой покорною протянутый моей Лик, тонкой кистью на эмали крутобокой, Так верно писанный, что нет его точней. И если сей портрет, нелепый и убогий, Своим не удостоишь взглядом – пожалей! В подарке оцени старанья, не итоги: Намерений благих нет ничего ценней. От доблести твоей, бессмертной и небесной, И в брани, и в миру доказанной не раз, Горит моя душа, а в сердце стало тесно. И алчу я теперь, пока пыл не угас, Тебя ввысь вознести, чтоб стало повсеместно Известно всем: гостил ты среди нас. пер.С Пономаревой.

Ann Datrie: Луиза, большое спасибо за сонеты Вероники Франко! Очень хотелось с ними ознакомиться, но нигде не могла их найти. Кстати про Веронику есть очень хороший фильм "Опасная красота"(встречается также перевод названия фильма "Честная куртизанка") с Кэтрин МакКормак в главной роли. Есть там и эпизод их встречи с Генрихом, но актера на роль Генриха, ИМХО, подобрали не очень.

La Louvre: Читаю сейчас "Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII вв. Н. Горелов. Нашла небольшое упоминание о сабже: 1589 г. 14 ведьм из Тура обратились к королю Генриху III; королевский врач осмотрел их и, не обнаружив никаких печатей дьявола, объявил их "глупыми несчастными старухами". "Наш совет был дать им черемицы и отпустить, что и сделал парламент (Парижа) по нашей рекомендации." Впоследствии самого короля обвинили в том, что он защищает ведьм.

Iveinn: Ann Datrie пишет: После смерти единственной женщины, которую он любил, Марии Клевской, Генрих ощущал ужасную душевную пустоту, которую он пытался заполнить, судорожно хватаясь за привязанность к друзьям, к супруге, уходя в мистицизм, в религию, в распутство - одним словом после смерти Марии в его душе осталась непроходящая боль, которую он всеми силами пытался заглушить. В связи с этими словами мне вспонились мемуары Брантома, вернее, вот эта часть: ".. когда настал черёд править Генриху Третьему, каковой, по возвращении своём из Польши получив о них [дамах] дурное донесение, раздул из малости - как ему случалось и прежде- великое дело и стал непримиримым стражем их нравственности, ополчась на них, так и на многих других,... из-за чего снискал себе их сугубую ненависть, в немалой степени ускорившую и несчастье его правления, и его собственную гибель.... Впрочем, я свидетель тому, что некоторых из этих хрупких созданий он любил с нежнейшей преданностью и уважением..." Конечно, известно, что Брантом недолюбливал Генриха, в чём вины короля в принципе и не было, и о чём у Брантома хватило благородства, или простоты, рассказать. Эти высказывания привели меня к предположению о том, что Генрих, не сумев оправится от потери, относился с ревностью и раздражением к женщинам, которые влюблялись и переживали снова и снова любовные приключения. Аналогично поступил и с Маргаритой. Словно всё это чужое счастье напоминало ему о том, что сам он не смог бы уже испытать из-за душевной травмы. А о мстительности некоторых женщин уже сказал и Брантом и другие авторы. Маргарита, например, в отместку, распространяла слухи о миньонах и брате как о " поклонниках грязного блуда". Уж не женщины ли были источником тех памфлетов...

Ann Datrie: Iveinn пишет: Эти высказывания привели меня к предположению о том, что Генрих, не сумев оправится от потери, относился с ревностью и раздражением к женщинам, которые влюблялись и переживали снова и снова любовные приключения. Хочется добавить, что Генрих всегда ощущал потребность в глубоких чувствах и после смерти Марии, я думаю, ни одна женщина в глазах Генриха (возможно, кроме Луизы де Водемон) не была достойна этих чувств и этому есть объяснение: дамы того времени отличались более, чем легким поведением; о любви духовной говорили в то время (как верно подметил Дюма) лишь поэты; в этой атмосфере распущенности и праздника плоти не было места подлинным чувствам, хотя находились "чудаки", которые не боялись их испытывать и не скрывать этого. Одним из таких "чудаков" в глазах придворных являлся и Генрих, ибо "мечтающий романтик", как сказали бы мы сейчас, вызывал тогда лишь насмешки, т.е. "романтизм" считался тогда "отклонением от нормы"(достаточно вспомнить, что старший брат Генриха Карл в 17-ть лет "завел" себе первую любовницу именно "под давлением общественности", ибо его сильная любовь к Марии Стюарт заставляла многих придворных "крутить пальцем у виска"; видя, что королевский престиж готов пошатнуться, м-м Екатерина буквально заставила Карла "найти девицу из хорошего дома", дабы никто отныне не усомнился в его мужественности). Уже не раз было верно подмечено на этом форуме, что Генрих родился не в свое время. Что касается, иногда весьма жестокого, обращения Генриха с некоторыми дамами, то большинство из них, откровенно говоря, "сами нарвались"(в числе обиженных не было ни одной по-настоящему добродетельной дамы, а добродетель унизить невозможно), хотя я не оправдываю действия Генриха. Генрих испытывал презрение к определенной "касте" дам и девиц, а именно к легкодоступным женщинам и не упускал возможности их унизить.

Iveinn: Найти достойную женщину особенно трудно тогда, когда вознёс предмет своей страсти на недосягаемый пъедестал в мечтах. И всё, что отклоняется от идеальных представлений, вызывает отторжение. Что касается Луизы Водемон. из всего, что я читала, сделала вывод, что Генрих никогда не испытывал к Луизе той страсти, как к Марии. Скорее, позволял себя любить. Вероятно, действительно сказывалась разница характеров, темпераментов. А Луиза Водемон мне представляется самой достойной любви женщиной, не развращённой жизнью двора ,ну после Марии, конечно. Хотя Луиза в течении долгой жизни доказывала преданность и любовь мужу вопреки всем невзгодам. Кажется, тут можно реализовать потребность в глубоких чувствах. Но сердцу не прикажешь. А Мария прожила слишком короткую жизнь и неизвестно ещё, была бы она также верна и преданна. А что касается обиженных женщин, то подозреваю, что в числе наиболее обиженных были те, кто претендовал на роль официальной любовницы короля. Например, мадам Монпансье.

Ann Datrie: Iveinn пишет: Найти достойную женщину особенно трудно тогда, когда вознёс предмет своей страсти на недосягаемый пъедестал в мечтах. И всё, что отклоняется от идеальных представлений, вызывает отторжение. В случае с Генрихом мы видим классическую ситуацию, говоря эзотерическим языком, "космических половинок"(извините, если повторяюсь). Такая любовь встречается у человека, возможно, один раз на все времена, и Генриху посчастливилось испытать ее. Такая любовь действительно вечна и уже не дает возможности тому, кто ее познал, полюбить кого-то еще. Насчет Луизы де Водемон я полностью согласна с Вами,Iveinn: она действительно любила Генриха, а он лишь позволял себя любить. Но я привела ее в качестве примера потому, что хотела показать, какие женщины вызывали искреннюю симпатию и уважение Генриха. Iveinn пишет: А что касается обиженных женщин, то подозреваю, что в числе наиболее обиженных были те, кто претендовал на роль официальной любовницы короля. Например, мадам Монпансье. Отчасти Вы правы. Но многие женщины были не настолько наивны, чтобы надеяться занять место официальной фаворитки после одной-единственной ночи с Генрихом, а Генрих зачастую довольствовался лишь одним свиданием с понравившейся ему женщиной ("хорошо быть королем!"(c) ), особенно после женитьбы: Генрих слишком уважал Луизу, чтобы причинять ей боль посредством официально признанной королевской любовницы. Да и м-м Екатерина приучила сыновей соблюдать приличия. С м-м де Монпасье все сложнее: она, одна из немногих, испытывала к Генриху искренние чувства, а он поступил с ней, мягко говоря, некрасиво: у Генриха была одна не очень хорошая черта - обсуждать телесные изъяны своих любовниц, а также, как пишет Брантом "их выверты в постели" - не избежала этой участи и м-м де Монпасье. Обида была двойной: Генрих оскорбил ее как женщину и как знатную даму, обсудив ее со своими приятелями, словно рядовую потаскушку. ( Кстати, в этой теме, по-моему, уже обсуждались взаимоотношения Генриха и м-м де Монпасье, а также причины ее маниакальной ненависти к королю).

Ann Datrie: Вдогонку к своему предыдущему посту добавлю, что Генрих дал м-м де Монпасье одно скабрезное прозвище(называть его опасаюсь, ибо форум читают дети и подростки, но те, у кого есть книга Брантома "Галантные дамы", издательства "Эксмо" Москва 2007 год, в темно-зеленом твердом переплете, могут узнать это прозвище на стр.213, прочитав комменты к этой странице), которое вполне объясняет, почему, как уже кто-то говорил в этой теме, она не удовлетворяла его как женщина, и то, почему она так возненавидела короля. Кстати, из всех художественных произведений наиболее точное описание манер и характера Генриха есть в романе "Французский дворянин" автор Джон Уаймен.

Aurelia: Ann Datrie. Спасибо за информацию. Нашла эту книгу на альдебаране, но в списке авторов он указан как Стенли Уаймэн (их там в списке даже два; хотя автор может быть и тот же самый ), а на обложке книги - Джон (там картинка выложена) . Полное имя автора - Стенли Джон Уаймэн.

Ора: La Louvre пишет: Господа, а может у кого-нибудь в закромах есть светлый образ Марии Клевской? Уверяют, что вот она:

TearDropS: Луиза Водемон , а то здесь это оффтоп, а там как раз самое место обсудить, один ли Таван своим искусством одержал эти победы, или Генрих там всё-таки тоже присутствовал? Я сама не историк, с точностью не могу утверждать у какого автора, что вычитала. Просто мне интересны последние Валуа и периодически читаю литературу , которая попадается про них. Из того, что читала, сложилось определенное мнение. Сейчас на ваш пост не смогу ответить детально, с цитатами, мб позже , когда на работе не будет такого завала, поищу и выложу цитаты. И кстати. я не утверждала, что Генрих там бабочки ловил или его не было, просто стратегия, тактика была Таванна, что можно увидеть даже у Эрланже. Ссылка на книгу Эрланже- Генрих III, если кому интересно http://www.infanata.org/society/history/1146122124-yerlanzhe-genrix-iii.html

Луиза Водемон: TearDropS пишет: даже у Эрланже. Ну Эрланже я, как в своё время, безумно любящая Генриха, естественно читала. Однако не нашла там противоречия со своими словами, что, безусловно, Таван сделал очень и очень многое, но и Генрих проявил себя в бою, как настоящий храбрец, солдат и будущий полководец. И, что, естественно, 17 летнему парню победу никто не приписывал единолично. Мы же тут обсуждали Ваши слова, что: победы это заслуга Гаспара де Таванна, а приписовались Генриху де Валуа. На мой взгляд несколько предвзято.

Ann Datrie: М-ль Валуа пишет: В романе Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха 4" говорится, что детей у Генриха3 не было в связи с бесплодием королевы Луизы Лотарингской (честно говоря, не знаю, насколько это достоверно) Луиза Водемон пишет: Опять же историки склоняются именно к версии о бесплодии Луизы, наступившим вследствии механического аборта. ППКС. Бездетность Генриха III и Луизы Лотарингской была беспрецедентным случаем в истории французского королевского дома. Всех это удивляло и порождало множество слухов, в которых Генриха объявляли виновником сего прискорбного обстоятельства. Уже в начале их союза, а именно в 1576 году, Луиза носила под сердцем дитя от Генриха. "Однако одно злополучное лекарство, - пишет канцлер де Шеверни, - которое дали ей (Луизе) спровоцировало выкидыш уже почти зрелого плода." В то время, если у супругов не было детей, виновником этого объявляли мужчину. Поскольку Луиза в начале их брака выказала свою способность стать матерью, то Генрих решился подвергнуться медицинскому осмотру, в ходе которого у Генриха обнаружился небольшой анатомический недостаток (который, впрочем, абсолютно не мешает стать отцом) и король даже согласился претерпеть операцию, что по тем временам, при отсутствии анестезии, было равносильно подвигу. Тем не менее ничего не помогало. Генрих стал проявлять нервозность и начал постепенно отдаляться от Луизы. Прежде разделявший с ней ложе каждую ночь, Генрих все реже стал посещать их совместную опочивальню, а на упреки королевы-матери, пытавшейся повлиять на сына, говоря, что он более не спит с женой, Генрих ответил с чувством ущемленной мужской гордости: -Это не моя ошибка, Мадам. Это- ошибка королевы. Присутствовавшая при этом разговоре Луиза горько расплакалась. Жан пишет: Но интересно также то обстоятельство, что за все годы жизни Генрих не обзавелся и бастардами, хотя женщин поимел множество. По-поводу бастардов. Как уже упоминала в этой теме Луиза Водемон, м-м дю Берри родила от Генриха дочь, которую король"велел воспитывать тайно". Более того, в разное время разные дамы могли похвалиться (хотя и не делали этого, учитывая законы приличия, которые свято соблюдались при дворе последних Валуа) тем, что носят под сердцем королевское дитя. Кстати, был слух, что Генрих, соблазнив(а фактически "купив"), юную Габриэль д'Эстре, сделал ей ребенка, и это очень огорчило королеву-мать, но, правда, слух этот так и остался слухом. Сам Генрих, конечно же в глубочайшей тайне, пытался стать отцом при помощи других дам, в основном замужних , стремясь проверить свою способность к воспроизведению потомства и, если бы в то время существовала генетическая экспертиза, то, я думаю, что в нескольких знатных семьях могли обнаружиться отпрыски последнего Валуа.



полная версия страницы