Форум » История » Судебная власть во Франции в 17 веке » Ответить

Судебная власть во Франции в 17 веке

Samsaranna: "Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV" университетская библиотека, Юбер Метивье почетный хранитель музеев Франции. Издательство АСТ Астрель Москва 2005 г. Именно данные о судебной системе и ее иерархии из этой книги послужили поводом для дискусии о правовых аспектах драмы на охоте. К суду в Армантьере это тоже имеет прямое отношение.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

ирина: Пусть рушится мир, но торжествует юстиция. Ещё римлянами сказано. А для обсуждения морально-этических норм равно как и отклонений от оных в данную эпоху можно открыть отдельную тему. Читано: "Культурные критерии средневекового человека " , жаль не могу отыскать в библиотеке эту книгу снова. Хотя это уже новое время а не средневековье. Но не в этом дело. Литература об этике тоже есть. И об этике данной эпохи тоже. Копай не хочу, что там было прилично, а что не очень. Засим все-таки к правосудию прошу вернуться.

LS: Так мы о жестокости или о законодательстве? Про моральные или правовые нормы? Как раз законодательство стремилось обуздать эту самую жестокость и ввести общественное поведение в правовые нормыВы почитайте регламенты проведения допросов или экзекуций, это ведь нормативно-правовые акты, законодательство то бишь... В принципе-то конечно, Вы правы, законодательство тогда, как и теперь, выполняло задачу формирования правомерного поведения субъектов права. Но не забывайте, что право отражает мораль и какова мораль общества, таково и парво. На рубеже Нового времени и Средневековья общество было жестоким и его законы были такими же.

ирина: Давайте о праве , о судопроизводстве Франции, о законодотельной базе. Это правда, очень интересно. А про морально-этические нормы эпохи Возрожения можно открыть новую тему и это тоже будет очень интересно. Но это друга тема. LS пишет: законодательство тогда, как и теперь, выполняло задачу формирования правомерного поведения субъектов права. Вот и я о том же.


Samsaranna: Мелкие судебные дела решал прево. Дела о серьезных преступлениях (так называемые "королевские случаи") рассматривались в суде бальи, а в XV в.- в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное дворянство и королевский прокурор. Поскольку прево, бальи и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей аппеляционной инстанцией по всем судебным делам. С 1467 г. члены Парижского парламента стали назначаться не на один год, а пожизненно. Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор : Исаев М.А., профессор МГИМО. Учебник для бакалавриата юридических и исторических ВУЗов. Издательство "Юрайт" Москва 2011 год.

ирина: И мои три грошика. "История государства и права зарубежных стран". Московская Государственная Юридическая Академия имени О. Е. Кутафина . Ответственные редакторы доктор юридических наук проф. И. А. Исаев , кандидат юридических наук , доцент Т. П, Филиппова. Издательство "Проспект" Москва. 2012 год. На стр. 162 я нашла текст лекций цитируемых моей уважаемой оппоненткой , слово в слово, ( эти лекции-шпаргалки есть добросовестное повторение учебника) с упоминанием Орлеанскго и Мулинского ордонансов ( так же как в лекции слово в слово) пропущенные моей уважаемой оппоненткой, в последнем абзаце есть текст о "летр де каше" заинтеросовавшие уважаемого NN ( 50 тыс. во времена Ришелье слово в слово) стр 163. Как видите уважаемый NN , студент писал реферат добросовестно. Но самое удивительное:на стр 143 мы находим это самое право высшей юстиции у знати! Только автор постулата владеющего умами столько лет забыла упомянуть: А. Это было во времена сеньориальной монархии ( 9-13 века н.э.) когда власть короля была выборной, а не наследственной. Б. Сеньор не судил ( т.е не был судьей) , а председательствовал на суде. ( Огребал судебные пошлины) Ну какой он правовед. В. Сеньор имел право высшей и низшей юстиции над своими сервами ( крепостными) Лишь. Г. Сеньор мог быть судим судом равных. Это Королевская Курия до 13-го века и Пспарламентский суд с 13-го века. ( Во избежание кривотолков- католический брак может быть признан недействительным лишь церковным судом, до этого он брак со всеми вытекающими из брака правами и обязанностями супругов , социальным статусом супруги и законностью рожденных в этом брак детей законен. Каноническое право ст 1137) Таким обрам, текст сообщенный в отрыве от контекста явил собой искажение реальности. (Ну так же как и в споре) Про законность суда Линча и говорить не приходится. Римское право, судебный процесс. Закон 12-ти таблиц. 5 век до н.э. Выставлен был на Римском Форуме на всеобщее обозрение. Основа мирового законодательства. Буду рада по мере сил интересующий текст из учебника перепечатать и поместить. Заранее прошу: спорить по поводу текста не собираюсь. Учебники по правоведению абсолютно доступны. Набирать текст очень сложная работа ( для меня особенно). И я очень ценю подчеркнутое терпение и усталость высказанные в спрое с столь непонятливой особой как я.

ирина: Падение феодальной раздробленности. Основные черты общественного строя. В IX - XIII вв был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании , а в ряде случаев влпдении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки ( парцеллы) господской земли. Экпроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощеним крестьян, превращением их в феодально зависимых. Форма и степень этой зависимости была очень многообразна. Большинство крестьян стали сервами или вилланами. Феодальные зависимости виллана не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать ( продать) свою парцеллу другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности сеньор не имел права отнять у него надел. , который в таком случае переходил к наследникам виллана. Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, , выплачивали значительное число податей и платежей. Разорительными для крестьян ( как для сервов, так и для вилланов) были баналитеты- монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.д. , сопряженные с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином. Государственный строй. Королевство состояло из множества фьефов-феодальных владений ( герцогств, графств и т.д) , которые формально считались его частью, а фактически представляли собой почти полностью независимые образования. Власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в сввоих личных владениях- королевском домене. Знать упорно сопротивлялась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем она никогда не выступала против королевской власти как таковой. Монархия олицетворяла политическую систему , в сохранении которой сеньоры были жизненно заинтересованы. Представители знати неоднократно подчеркивали что Франции нужен король, но король слабый. Этим они и руководствовались, когда в связи с прекращением династии Каролингов избрали на престол графа Гуго Капета ( конец X в) . Первые Капетинги по существу не имели никакой власти в королевстве, за исключением своего небольшого домена. Феодальная иерархия. Структура господства в конечном итоге определялась феодальными поземельными отношениями, утвердившимися в этот период во Франции. Номинально верховным собственником земли в государстве считался сам король. Однако большая часть земли находилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассал должен был нести военную службу в пользу своего сеньора вместе с подчиненными ему людьми. В конце XII в. военная служба вассалов ограничивалась 40 днями в году. Вассал должен был выплачивать сеньору различные " помощи" прежде всего по случаю посвящения в рыцари его сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сенора из плена. Вассал участвовал в суде своего сеньора, если подсудимый был вассал равного с ним ранга . Соответственно он не имел права в своем суде разбирать дела , подлежащие исключительно юрисдикции своего сеньора. Вассал принимал участие в совещательном совете ( курии) своего сеньора. В свою очеред сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам вонную помощь при нападении на них и в определенных случаях материальную помощь. Если вассал не нарушал взятых на себя обязательств , сеньор не мог отобрать у него фьеф.

NN: Перепечатывать-то зачем? http://lib.rus.ec/b/318427/read В цифру 50 000 все равно не верю (извиняюсь, но учебник, да еще такого уровня для меня не авторитет, особенно учитывая, что lettres de cachet отнюдь не ограничивались приказами об заключении под стражу). Увижу в специализированной книге уважаемого автора или в статье в серьезном историческом журнале - поверю. Как уже заметила Стелла: Мне неоднократно попадалась информация, что " открытые листы" выдавались в огромном количестве уже позднее- во времена Людовика 14. Исаев, очевидно, компилирует, а не исследует, и откуда он сам взял эту цифру, неизвестно.

ирина: Никто не мешает вам взять информацию из другого источника. Что касается оценочного суждения- именно этот источник цитировался оппонентами дословно и указывался как компетентный неоднократно. Вы спросили про источник. Вам указали. Принимать или нет личное дело. И я буду очень благодарна если вам удастся найти и познакомить нас с более компетентным источником. Сомневаться или нет- как сказал Козьма Прутков- глядя на солнце прищурь глаза свои- и ты смело разглядишь на нем пятна. Тема про некомпетентные источники звучала неоднократно. Но почему-то именно этот же источник цитировался тоже неоднократно. Так что это субъективное оценочное суждение.

Samsaranna: NN пишет: Увижу в специализированной книге уважаемого автора или в статье в серьезном историческом журнале - поверю. В книге Исаева есть перечень материалов, один из них - "История Франции"/ Под общ. ред. Ж.Карпантье, Ф.Лебрена; перевод с французского М.Некрасова- Санкт-Петербург 2008. Что можно еще сказать. Не верите переводчику? Ищите оригинал на французском. От себя могу добавить, что мною были перечислены книги-учебники-лекции. Читаю из них уже четвертую. Разные авторы, разные издания, разные кафедры институтов- а информация слово в слово. И самое интересное- никто из оппонентов не предоставил свои источники, которым можно "верить" и считать авторитетными.

Samsaranna: ирина Мы одновременно с Вами об одном и том же.

ирина: Подтверждаю что тоже ни в одном источнике не встретила разночтения. И ни один источник не противоречит Юберу Метивье в изложении политической, судебной и административной структуры. Этот источник цитирую, потому что он неоднократно цитировался оппонентами и указывался ими же как компетентный. Цитировался дословно. И именно к этому источнику был проявлен интерес. Другие повторяют то же самое.

ирина: Падение роли королевской власти. Феодальный договор практически не ограничивал полномочия вассала в управлении своим доменом.Не случайно, именно в этот период иммунитетные прав сеньоров достигли максимума. Иммунитет предоставлял феодалу право в пределах своих частных владений осуществлять административное и полицейское управление, творить суд в объеме предоставленных ему юрисдикции, взимать платежи и иные поборы. Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего класса. Вассалы короля передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящим феодалам- баронам, виконтам. Т. о. вассалы короля сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам. Последние были связаны подобными договорами с нижестоящей группой феодалов-" однощитовых" рыцарей. Отношения вассалитета часто не совпадали с фактическим порядком господства и подчинения, утвердившимся в стране. Сеньоры были заинтересованы в сохранении вассалитета в основном тогда,когда их сословным интересам грозила серьезная опасность и нужно было объединять силы. В обычное время феодальный договор соблюдался лишь в той мере и объеме, в какой сеньор имел реальную силу заставить своих вассалов ему повиноваться. Первые французские короли не обладали подобными возможностями. Поэтому их могущественные вассалы чувствовали себя вполне самостоятельными государями. Наиболее крпные сеньоры крупные сеньоры копировали в своих владениях королевскую систему управления. Крупнейшие из них даже чеканили свою монету. Король был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви. Королевская курия или Великий совет была по существу единственным общегосударственным органом , имеющем возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет представлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Управление на местах ещё во многом повторяло систему управления времен франкской монархии. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территорильно с его личными хозяйствеными владениями. Поэтому дворцовые управляющие , ведавшие королевскими именими были одновременно и минестериалами завдовавшими делами домена. Домен был территориально разделен на превотажи ( округи), во главе которых находились прево-управляющие главного в этом округе королевского имения. Минестериалы ( в центре) и прево ( на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним.

Samsaranna: "История Государства и права зарубежных стран" - учебник для бакалавров юридических и исторических вузов и факультетов. Автор: К.И. Батыр, профессор, доктор юридических наук. Издательство "Проспект" Москва 2013г. В раннем Средневековье (приблизительно до XVв.) в области уголовных преступлений и наказаний господствовали постановления обычного права. В дальнейшем нормы уголовного права содержались в королевских ордонансах, но ни обычаи, ни ордонансы не исчерпывали всего содержания уголовного права. Значительная часть преступлений- их состав,основания ответственности-устанавливались судебной практикой. Система выкупа прекратила свое существование. Преступные деяния, по крайней мере более важные,стали признаваться нарушением общественного порядка и влекли за собой наказания, применяемые государственной властью. Во Франции делается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате "Кутюмы Бовези" различает три вида преступлений: тяжкие,средние и легкие. К первым он относил ересь,измену, убийство, изнасилование,поджог, кражу и др. Эти преступления наказывались весьма строго, нередко смертью или изувечением. Средние преступления наказывались в основном штрафом, но судья мог присоединить к нему и заключение в тюрьму.

ирина: Сеньориальная монархия ( 9-13вв) Источник все тот же. Ему были присущи все все черты средневековой юстиции. Каждый свободный должен был судиться "судом равных". Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равными-вассалами короля. Таким судом была Королевская курия. Аналогичный порядок установился и на нижестоящих ступенях феодальной иерархии. Причем сеньор лишь председательствовал наблюдая за правильностью судопроизводства, судили вассалы, равные по рангу подсудимому. Нередко феодалы решали свои споры путем вооруженной борьбы. В принципе " суд равных " должен был действовать и в отношении всех остальных непривилигированных , в частности горожан. Но в действительности сеньоры нарушали этот порядок, стремясь прибрать к рукам местную юстицию. В немалой степени к этому их побуждала возможность присваивать судебные пошлины. Несвободное население, прежде всего сервы, судились их сеньорами, или их министерилами и прево. Здесь безраздельно господствовала сеньориальная юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть в соответствии с условиями феодального договора. Судебные правомочия сеньоров не должны были превышать объем прав, установленных иммунитетом. Т. о. сеньоры высших рангом имели большую судебную власть ( " высшую юстицию") чем нижестоящик, которые были наделены "низшей юстицией." К компетенции первой относились главным образом рассмотрение дел и вынесение приговоров по преступлениям, караемым смертной казнью ( убийства, поджоги и т.д.) , равно как и по менее серьезным преступлениям. К компетенции второй " низшей юстиции " относились так же все преступления, кроме наказываемых смертной казнью. Исключение составлял разбой, который был в ведении нижней юстиции , хотя так же наказывался смертной казнью. Следует учитывать, что под разбоем понимались вооруженные крестьянские восстания. В отдельных районах страны по местным обычаям ( кутюмам) всем сеньорам вручалась высшая и низшая юстиция. На практике же военная сила, которой располагал сеньор, определяла в конечном итоге объем его реальных возможностей в области управления и судопроизводства.

Samsaranna: Итересную вещь нашла по поводу презумпции невиновности. Кто-то из оппонентов вещал, что не было ее в столь давние времена. Курс лекций. Из серии "Хочу все сдать" 3-е издание "История государства и права зарубежных стран" автор: Попова А.В. Издательство "Юрайт" Москва 2013г. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. В 1389г. бальи Жак Д,Аблейг составил Большой сборник обычаев Франции. Королевский бальи и сенешал Ф. Бомануар составил Кутюмы Бовези, охватывающий обычаи сенешалов Франции. Однако сборники кутюмов,составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер. Правовой памятник Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции невиновности и в то же время объективного вменения (гл.1); принцип наказуемости (гл.3); предусматривал вопросы судопроизводства, явки на суд (гл.2); выделял доказательства и его виды. Мера наказания по нему должна была зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Кутюмы Бовези именовали убийство умышленным действием, намерением совершить убийство, причем преднамеренно. Различалось убийство в ссоре, убийство в состоянии сильного душевного волнения.

Еленка: Кто-то из оппонентов вещал, что не было ее в столь давние времена. Samsaranna, это была я вот где я читала про презумпцию невиновности здесь и здесь. В этих источниках про более ранние случаи фиксирования ее в законодательстве не говорится

Samsaranna: Еленка Выходит- что говорится. В "Кутюмах Бовези".

Samsaranna: Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации федализма она не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права страна делилась на две части: 1. к югу от Луары- "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. 2. север Франции, считавшийся "страной обычнного права", поскольку там основным источником были местные обычаи- кутюмы. Важнейшим источником, придававшим праву особую пестроту, был правовой обычай. В IX-XI вв. во Франции установился принцип территориального действия права, сложившегося на территории проживания населения. К Хв. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Обычаи складывались в устной форме на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на како-либо определенной территории местного или регионального масштаба.Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны по крайне мере 40 лет. Начиная с ХII в. отдельные кутюмы стали записываться. В 1255 г. в Нормандии был составлен сборник обычного права - "Большой кутюм Нормандии", который использовался в судебной практике. В 1296 г. были записаны кутюмы Тулузы, в 1330г.- "Древний кутюм Бретани". Особым авториттом в судах пользовался сборник "Большой кутюм Франции", составленный в 1389г году. Наиболее известным и популярныйм в средневнковой Франции стал сборник обычаев "Кутюмы Бовези" ( около 1283г.), автором которого был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался, прежде всего, на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Бомануар дал в своем сочинении широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением рда положений канонического и римского права. Сборник включает пролог и 70 глав, описывающих большое количество кутюмов по различным вопросам права ( организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т,д.), хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала. "Кутюмы Бовези" подтверждали обязательность правовых обычаев не только для граждан, но и для государственной власти : "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи" Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставаалась сложной. Если какой-нибудь обычай вызывал сомнения или оспаривался, судья проводил специальное расследование с допросом 10 местных знатоков обычного права, которые должны были единогласно подтвердить существование кутюма и его содержание. В 1454 г. специальный ордонанс Карл VII предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 сборников "малых" кутюмов. Источником, вносившим единообразие, было римское право, которое на юге выступало в качестве основного источника права, а на севере восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума". Римское право постепенно стало на юге Франции важнейшим источником права. Французские юристы, комментирующие памятники римского права, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Настоящий реннесанс римского права во Франции начался с XIII века, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов. Плацетин, один из видных представителей этой школы организовал в начале XIII века преподавание римского права ( прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции. Отношение королевской власти к римсrому праву во Франции сначала было двойственным. Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой в XIII в. постановил, что римское право не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в в качестве писаного разума и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи. Что же касается юга, то здесь был найден своеобразный выход, заключающийся в том, что королевская власть признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". К числу важных источников, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права, которое достигло наибольшего влияния в XII-XIII вв.,когда компетенция церковных трибуналов существенным образом расширила свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века сфера действия канонического права во Франции начала сужаться. Королевский ордонанс 1539г. запретил церковным судам рассматривать дела, каксающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утвердилось положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановление церковных соборов не является обязательными для французов. В отношении старого канонического права, выработанного в период Средневековья и включенного в свод канонического права ,действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признавалось королевской властью. Нормы канонического права, принятые церковью уже после утверждения свода канонического законодательства (1582), требовали специальной королевской санкции. Фактически королевские суды стали принимать во внимание лишь те акты церковных соборов и римских пап,которые сопровождались специальными королевскими грамотами, означавшими их официальную промульгацию. Более того, такие грамоты подлежали регистрации в парламентах, что означало их верификацию. Так, Болонский конкордат 1516г., опубликованный в виде папской буллы, приобрел во Франции обязательную силу лишь после того,как к его тексту были составлены специальные королевские грамоты, зарегистрированные в Парижском парламенте. Городское право во Франции в период Среднековья имело большое значение, хотя и рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентов городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом ( право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т.п) регламентировалась торгово-ремесленная деятельность. С XII века для регулирования отношений между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах. Со временем такие сборники стали составлятся и во Франции. Наибольшую известность среди них получил "Реестр торговых и морских обыкновений", составленный в Олероне в XIII в. По мере усиления королевской власти все более важное место среди источников права занимали законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты,приказы,декларации и др. Начиная с Филиппа Красивого( конец XIII-начало XIVв)королевские акты чаще всего стали называться ордонансами. Вплоть до второй половины XVIIв. королевское законодательство не отличалось систематизацией и классификацией содержащегося в нем материала. Нередко ордонансы были многопрофильные, как например, Ордонанс Мулена 1566г., включавший в себя нормы, относящиеся к ипотекамсудебным доказательства, полномочиям губернаторов провинций. К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты неоднократно требовали от короля их кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. На основе действующего королевского законодательства известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная компиляция под названием " Кодекс Генриха III", которая в 1587 году была опубликована как частное произведение, но пользовалась большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII и в XVIII в. кодификационные работы поднялись на более высокую ступень. Под руководством Кольбера был создан специальный Совет по реформе законодательства. В это время издавалась серия королевских ордонансов, которые кодифицировали правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права, завещаний и т.д. В 1673г. был издан королевский ордонанс о торговле, известный как Кодекс Савари, а в 1681г.- ордонанс о морской торговле. Эти законы определяли правовой статус купцов, порядок образования тороговых товариществ,содержали нормы, регулирующие выдачу и оплату векселей,банкротство, страхование и т.д. Таким образом, в законодательстве Франции наряду с общими нормами гражданского права, регулирующими имущественный оборот, выдлелилась группа обособленных норм торгового права. В последующем это привело к закреплению дуализма частного права. В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента. По многим вопросам, в частности связанным с применением кутюмов,решения парламентов,вынесенные по отдельным делам, приобретали обязательную силу. Уголовное право и судебный процесс В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно "Кутюмам Бовези" различались: 1) преступления, караемые смертью; 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества; 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории: 1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь,колдовство и т.д. 2) преступления против государства: посягательство на короля и членов семьи, измена королю,посягательство на безопасность государства; 3) преступления против частных лиц. Наказания в это период преследовали выраженную цель устрашения, носили чрезвычайно жестокий характер и подразделялись на следующие виды: 1) тяжкие наказания:различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т,п; 2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка,ушей,носа и т.д.; бичевание плетьми; 3) тюремное заключение и срочные каторжные работы; 4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и пр. В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжал оставаться обвинительным, дело возбуждалось по инициативе исца( потерпевшего), судоговорение происходило в форме спора между сторонами, которые обладали равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начали появляться адвокаты. ДО XIII в. судебные приговоры считались окончательными и не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением, могло вызвать судей на поединок и последовательно драться с каждым из них. Обжалование в суд вышестоящего сюзерена было возможно только в случае "ошибки в праве". C XIII в. постепенно признается право обжаловать любое дело из сеньориального суда в королевский. В свою очередь в королевских судах допускалось обращение с апелляцией в более высокую инстанцию. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем стал Парижский парламент. С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела перешло к государству, которое по собственной инициативе вело следствие и разыскивало преступника. процесс подразделяли на две стадии: тайный розыск преступника, его изоблечение и затем публичное и открытое судоговорение, которое вскоре тоже стало тайным. На первой стадии разыскного процесса проводилось дознание, т.е . сбор предварительной информации о преступлении и преступнике. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб,содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказательтсва,допрашивал свидетелей, проводил очные ставки. Источник : "История государства и права зарубежных стран" Автор: Вологдин А.А., профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Книга является учебником для бакалавров, 4-е издание. Издательство "Юрайт" Москва 2013г.

ирина: Samsaranna пишет: Правовой памятник Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции невиновности и в то же время объективного вменения (гл.1) О должности бальи. Глава I Ни один преступник, каковы бы не были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и не достаточно известны, не должен быть приговорен к смерти. Прежде всего следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательств, и если он этого не хочет, пусть держит его ( преступника ) в тюрьме, так как его плохая репутация свидетельствует против него. Кутюмы Бовези 1283 г. Сенешал Фмлипп сьёр де Бомануар ( 1247-1295) однако.

Samsaranna: Об обязанностях бальи, адвоката и судьи. Человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен, по мнению Бомануара, обладать десятью добродетелями, из которых одна является главной и "госпожой над всеми другими", без нее не могут существовать другие добродетели местных правителей. Эта добродетель называется мудростью (& 12), Среди других добродетелей- спокойствие и доброта,терпение и умение внимательно выслушать, смелость и энергичность без всякой лени, щедрость, понивонеие приказам своего сеньора,умение "быть настоящим знатоком своего дела", "исполнять обязанности, не причиняя вреда другим",а также хорошо считать. Десятая добродетель- она озаряет все остальные- это добродетель верности. О роли адвоката в деле пользования кутюмами Бомануар сообщает следующее. "Так как большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает,как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе, то те, которым предстоит судиться, должны искать совета у людей, могущих говорить за них.И тот, который говорит за других ( в суде) называется адвокатом(&174). Адвокату надлежит вести "только добрые и законные дела", если в ходе судебного разбирательства он узнает, что дело нечестно, то сразу, как только узнает об этом, "бросает" его. Бальи своею властью может отвести адвоката, если он "обычно говорит дерзости бальи, суду или противной стороне, так как было бы очень плохо, если бы подобного рода люди не могли быть отстранены от адвокатской должности". Женщина не должна выступать за плату в качестве адвоката, но без такого вознаграждения она может говорить в суде за себя и за своих детей, хотя и по разрешению мужа. Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие,- это "умение различать поступки, каковы они- велики или малы, и знание того, кокого наказания они заслуживают"(& 823), И далее о соразмерности наказания с совершенным преступлением; "Мера наказания должна должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.." В разделе "Как следует судить" сказано также: "Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам : первая та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле.... вторая - что, согласно кутюмама Бовези, "сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди"(& 1883). Так подтверждалось и разъяснялось правило, известное еще античной правовой мысли- никто не может быть судьей в собственном деле. В наборе следственно-процессуальных требований имелось положение, которое можно считать средневековой формулой презумпции невиновности : "Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и недостаточно известны, не должен быть приговорен к смерти" (&47). В наборе доказательств насчитывалось восемь разновидностей, среди них половина включала сведения, доставленные свидетелями преступления, а среди других имелось доказательство, конструируемое при помощи презумпции ( действие, доказанное при пмощи предложения). Источник: "Всеобщая история права и государства" Автор: Графский В.Г. -доктор юридических наук, профессор истории государства и права, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.Предлагаемое учебное издание написано на основе курсов лекций, прочитанных автором в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН, на юридическом факультете им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и на юридическом факультете Московского государственного университета. Издательство "НОРМА" Москва 2008г.

ирина: Samsaranna пишет: "сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди"(& 1883). Так подтверждалось и разъяснялось правило, известное еще античной правовой мысли- никто не может быть судьей в собственном деле. А сеньор и не мог быть судьей. Для того чтобы быть судьей века этак с прошу прощения XI ( если не с X, в это же время начали преподавать право в Болонье?) надо было диплом иметь правоведа. Законы знать, правовую базу. Высшее юридическое образование. Университет закончить. Сеньор председательствовал в суде. Штоб пошлины судебные огребать. Мог и не председательствовать, просто огребать. Ну какой из сеньора правовед , юрист и судья. Подумав... на фиг. Источник: " История государства и права зарубежных стран" Исаев И. А.

Samsaranna: ирина На бульваре Сэн-Пьер зацветает каштан И в булонском лесу заблудился мистраль И Бургундским вином багровеет стакан Словно вновь обретённый священный грааль. Здесь единый народ уважает себя И добытую в муках свободу И живёт день за днём ни о чём не скорбя Наживая добра год от года. Автор : Сергей Трофимов (Трофим)

ирина: Незыблем королевский трон Один король-один закон. Никто не может вешать жен Один король-один закон.

NN: О том, что lettres de cachet начали регулярно использоваться только при Людовике XIV: http://www.amazon.fr/Les-lettres-cachet-l%C3%A9gende-noire/dp/2262034664 Автор - историк CNRS, специалист по вопросу (это его вторая монография на тему). Резюме (по-французски) читаем здесь (юридический блог): http://blog.dalloz.fr/2011/03/14/les-lettres-de-cachet-une-legende-noire/ В электронной форме, увы, отсутствует.

mazarin: NN пишет: Автор - историк CNRS, специалист по вопросу (это его вторая монография на тему). Ну не знаю, какой он специалист, или автор этот статьи "лажанулся", но... Les lettres de cachet sont tout d’abord survenues pour des raisons politiques, intervenant dans des affaires particulièrement délicates. L’arrestation de Fouché, diligentée par d’Artagnan sur ordre de Louis XIV... Мэтр Фуше был, конечно, прохиндей еще тот, но то что он начал свою карьеру аж во времена короля-солнца - стало для меня настоящим открытием А вообще, за ссылки спасибо.

Стелла: mazarin , возможно, просто опечатка?Фуке- Фуше.

mazarin: Трудно назвать это опечаткой, потому что это на русском - разница в одной букве. А на французском - это совсем другое слово Fouquet.

Стелла: Нет, я все же не думаю, что это по незнанию: просто оплошность. Иначе - это просто вопиющая ошибка, дикость для историка.

NN: mazarin Опечатка, думаю. Это же предисловие, просто было не заметить



полная версия страницы