Форум » История » Последние Валуа » Ответить

Последние Валуа

Инкогнито: Специально для Таи - небольшая подборка портретов Франсуа Валуа, нашего дорогого герцога Анжуйского:)) 1.Это он совсем молоденький, в 1572 году. 2. Портрет из часослова.ИМХО, он здесь очень похож на Жерара Бернье:))(мысленно снимите корону, добавьте длинные волосы:)) 3. Здесь он мальчик совсем. Премилый толстячок, pas?:)) 4. А здесь так просто красавец, даже на Бюсси похож:)) Но, ИМХО, портрет малодостоверный - художник (Никола Гийяр) хотел польстить модели. Есть парная миниатюра Маргариты, она тоже мало похожа на оригинал... 5. Вот этот больше похож на правду: (тоже Никола Гийяр). И тоже есть сходство с Бернье:)) 6. Пожалуй, один из моих любимых портретов: Написан в то время, когда Франсуа уже был графом Фландрским. Ну разве он не лапочка-душка?:))) Не удивительно, что женщины пищали от восторга ! :)

Ответов - 161, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Инкогнито: Специально для Луизы де Водемон - шикарные портреты Вильяма нашего Шекспира Генриха III Валуа: 1. Портрет на медальоне Думаю, такой портрет любимого мужчины и мне приятно было бы носить:)) 2. Генрих в 1574 году, еще до коронации, во время пребывания в Италии: (интересно, чего это дядька в красной шапке его так под белую ручку держит? Чтобы не убежал?:)) 3. Один из немногих ростовых портретов: Это уже 80-е годы. По мрачности костюма и лица, заметно... 4. Генрих в 1578 году, с той самой вычурной прической, за которую его критиковали гугеноты и высмеивал д'Обиньи: (а ничего причесочка!) 5. Это тоже 70-е годы, между 1575 и 1578. По-моему, один из самых удачных портретов - здесь он "с видом истинного величия", как пишет Дюма. А портреты Гиза и Генриха Валуа, висящие рядом, все видели?

Chicot: Инкогнито Мерси, мадам! Сердечно порадовали:) Очень качественные портреты, я таких даже не видел нигде в Сети, хотя тоже искал одно время.

Луиза Водемон: Инкогнито , спасибо. Генрих на 4 портрете, как -будто, либо с похмелья, либо курил что-то


Инкогнито: Луиза Водемон наверное, после какого-нибудь праздника позировал:)) Или в процессе... "Если утром на вас из зеркала смотрят три монстра, закройте трельяж и опохмелитесь"

Инкогнито: Chicot "Всякий труд для вас мне также легок, как вам - благодарность"! ("Много шуиу из ничего")

ТАЯ: Инкогнито СУПЕР!!! Очень-очень здорово, спасибо огромное!! Я всегда знала, что принц - красавчик... Особенно № 3! Merci!!

La Louvre: Инкогнито пишет: 5. Вот этот больше похож на правду: На такой шнобель можно бомбардировщики Стэлс сажать Но в общем весьма и весьма! Инкогнито , огромное вам спасибо! Очень порадовали, особенно генриховскими портретами. з.ы. Но все-таки почему они на разных портретах такие разные? Например, Генрих мне всегда нравился, но на 1, 2 и 5 портрете настоящий красавец, а 4-й, как точно заметила Луиза Водемон, будто с бодуна. С Франсуа та же фишка, особенно с его носом. На 5 портрете нос просто огромный, на остальный - вполне терпимый.

La Louvre: Инкогнито пишет: А портреты Гиза и Генриха Валуа, висящие рядом, все видели? Просим, просим!

Инкогнито: La Louvre пишет: Но все-таки почему они на разных портретах такие разные? Я думаю, тут сразу несколько причин. Во-первых, далеко не всегда портреты выполнялись гениальными художниками. На одного Клуэ или Рубенса приходилось бесчисленное количество "ремесленников", разной степени удачливости. Да и реалистическая манера живописи только начинала складываться. Во-вторых, у знатной модели не всегда находилось время часто и подолгу позировать, поэтому портреты писались порой по нескольким эскизам, сделанным второпях, по памяти и даже... по словесному описанию! (довольно реалистичная сцена во французской "ГМ", где Бюсси заставляет художника рисовать Диану с его слов). В-третьих, художники тоже люди: одни пытались польстить, другие чаще следовали принципу "я так вижу" и предпочитали метафорическую манеру письма, когда модель воспринималась скорее как символ, чем как реальный человек (что как раз характерно для средневековых канонов живописи). Прорисовать детали одежды, королевские регалии, ордена, прическу, украшения казалось более важным, чем лицо... Как совершенно справедливо заметила одна дама из мира искусства, по портретам Маргариты Валуа можно только с уверенностю сказать, что у нее был нос, рот, два глаза и два уха:)))

Инкогнито: Продолжение Марлезонского балета. 1. Гиз и Валуа: заядлый друг и закадычный враг. Оба портрета висят в Блуа, в той самой спальне короля, где де Гиз был убит... Висят рядом, как видите. Ох, интересно там по ночам, должно быть! 2. Вот еще молодой Генрих: Уже король (конец 70-х) 3. Весьма непривычная, но куда как более естественная юная Маргарита Валуа: без "жутких розочек" и с натуральным цветом волос, в домашнем:)) 4. И еще Франсуа Анжуйский (миниатюра): Прямо сердцеед - какая ухмылочка!:)) 5. А вот этот портрет красавца Бюсси все видели? Роскошный мужик:)) 6. Мари Туше ... Я понимаю Карла!

Chicot: Инкогнито Очень удачный портрет Маргариты, и Генриха тоже. А набросок Мари Туше - смотрится реалистично, как фото. :) Ну и Бюсси конечно тоже 5 баллов!:)

La Louvre: Инкогнито пишет: далеко не всегда портреты выполнялись гениальными художниками Даже портреты королевских особ?? Эх.. я, конечно, подозревала, что многое зависит от художника, да и сам человек не может выглядеть всегда одинаково хорошо, но некоторые черты лица на портретах уж очень различаются. Интересно, что думали по этому поводу сами монархи? Если бы художник плохо написал мой портрет, то получил бы моральных люлей как минимум. И самое главное: какие же портреты тогла считать наиболее достоверными? Инкогнито пишет: Весьма непривычная, но куда как более естественная юная Маргарита Валуа Она тут на мою подругу так похожа. Просто одно лицо!

ТАЯ: Инкогнито Красиво очень! Мне они все нравятся:):) Но вот как-то в искала портреты Генриха и Франсуа в google и про один и тот же портрет в одном дост. источнике написано было, что это Генрих, а в другом - что это его любимый брат Франсуа. И это повторялось в нескольких местах и на разных сайтах, как на русском, так и на англ. и на франц. языках! Так что кто из них кто на портретах мнения до сих пор, как я вижу, расходятся...:):))

Инкогнито: La Louvre пишет: Даже портреты королевских особ?? Даже их. Тем более, далеко не все монархи разбирались в живописи, и относились к "фиксации себя" как к докучной необходимости (ну вроде нынешних обязательных фотосессий знаменитостей). La Louvre пишет: Если бы художник плохо написал мой портрет, то получил бы моральных люлей как минимум. И получали:)) Почему, думаете, там много портретов оказывалось в охотничьих замках, в отдаленных галереях, а то и вовсе "в запасниках"? Иногда заказывалась серия парадных портретов для какого-нибудь случая, там важно было показать роскошь и блеск, "царскую осанку", поставить или посадить модель в установленную позу, а сходство лица с оригиналом было не так уж и важно:)) Если Вы замечали, на парадных портретах короли и принцы все сплошь напряженные, "позируют", стараются - прямо как на современных фото на документы:)) La Louvre пишет: И самое главное: какие же портреты тогла считать наиболее достоверными? Об этом спорили и спорят. Но обычно считается, что можно верить эскизам, наброскам - они чаще всего делались с оригинала, "схватывалось" выражение лица, а также портретам, написанным для показа будущему жениху и невесте, или для отправки Папе Римскому, или для украшения ратуш и монастырей. Плюс, портретам кисти гениальных мастеров, типа Леонардо или Рубенса.

Алея: Инкогнито, огроменное вам мерси за Гериха III и за Франсуа!

Инкогнито: La Louvre Она тут на мою подругу так похожа. Просто одно лицо! Красивая у Вас подруга:))) Марго здесь хороша, на мой вкус, именно потому, что живая и "ненагламуренная". ТАЯ пишет: про один и тот же портрет в одном дост. источнике написано было, что это Генрих, а в другом - что это его любимый брат Франсуа. есть портрет, который часто путают (из-за шапочки, видимо:)). Обычно на одном сайте делают ошибку, а другие потом ее тиражируют... Но в целом, Вы правы - атрибуция изображений, это очень сложная вещь, и чем более старинная картина, тем сложнее.

Инкогнито: Алея рад стараться:)) "Искусство-общее достояние!" (с) :))

Snorri: Инкогнито Спасибо большое, замечательные портреты!

La Louvre: Инкогнито пишет: Марго здесь хороша, на мой вкус, именно потому, что живая и "ненагламуренная". Эт точно. Тем более тогдашний "гламур" современному человеку почти недоступен.

ТАЯ: Галерея Елизаветы I В этой галерее есть портреты Карла IX, Генриха Анжуйского и Алансона (мой любимый портрет!).

ТАЯ: Франсуа Алансонский

Henrietta: Инкогнито , спасибо огромное!)) Так интересно смотреть эти портреты!!

Margarita_Lunae: Henrietta пишет: Инкогнито , спасибо огромное!)) Так интересно смотреть эти портреты!! Присоединяюсь! ТАЯ , огромное спасибо за портрет Франсуа :) Он там и правда прекрасен :)

ТАЯ: Margarita_Lunae , очень рада, что Вам понравился этот портрет! Честно, мне он даже кажется похожим на фото...

ТАЯ: Надпись на портрете Francis d'Alencon:

МАКСимка: Вот портреты и документы, связанные с Генрихом III Генрих III Валуа ( 19 сентября 1551, Фонтенбло — 2 августа 1589, Сен-Клу) — четвертый сын Генриха II, короля Франции и Екатерины Медичи, герцог Ангулемский (1551—1574), герцог Орлеанский (1560—1574), герцог Анжуйский (1566—1574), король Польши с 21 февраля 1573 по 19 июня 1574 (формально до 12 мая 1575), а затем последний король Франции с 30 мая 1574 из династии Валуа. Pacta Coventa Генриха III Балет, 1582 год Генрих Анжуйский, портрет работы Франсуа Клуэ, 1570 год

МАКСимка: Генрих и Луиза Лотарингская Генрих III Валуа Герб Генриха Валуа, герцога Анжуйского Екатерина Медичи с детьми — Карлом, Маргаритой, Генрихом и Франсуа, 1564 год

МАКСимка: Королевская семья Франции, 16 век Король Польши Хенрик Валезы (Генрих Валуа) худ. Ян Матейко Побег Генриха из Польши Портрет Генриха III. Неизвестный автор

МАКСимка: Прибытие польских послов в Париж для объявления Генриха Валуа королем Польши Развлечения в Фонтенбло Убийство Генриха III Убийство короля

МАКСимка: Луиза Лотарингская-Водемон (30 апреля 1553 – 29 января 1601) – представительница младшей ветви Лотарингского Дома, супруга Генриха III Валуа и французская королева с 1575 по 1589 год. Луиза Водемон-Лотарингская, портрет работы неизвестного художника (ок. 1580) Луиза Лотарингская. Портрет работы Жана Ребеля (1575) Могила Луизы Портрет Луизы Лотарингской работы Франсуа Клуэ – ок.1575-1580. Утерян во время Второй Мировой войны (Фотография 1939 года)

ТАЯ: МАКСимка, спасибо большое! Как здорово! Но, кстати, Генрих такой разный на всех портретах... Как впрочем и его братья. А вот Луиза очень нравится. Видела её портреты раньше. Она-то как раз вполне узнаваема на разных полотнах.

МАКСимка: ТАЯ да не за что. ТАЯ пишет: А вот Луиза очень нравится. Видела её портреты раньше. Она-то как раз вполне узнаваема на разных полотнах Она вообще практически одинакова на всех портретах, это очень удивительно.Для портретах 16 века очень характерно несоответствие.

Chicot: МАКСимка пишет: Она вообще практически одинакова на всех портретах, это очень удивительно. Может быть, это потому, что портреты просто перерисовывались с одного и того же? Или она действительно не меняла выражения лица?:)

МАКСимка: Chicot пишет: Может быть, это потому, что портреты просто перерисовывались с одного и того же? Не имею ни малейшего понятия.

Луиза Водемон: [URL=http://www.radikal.ru][/UR

ТАЯ: Мария Клевская: говорят, что Генрих обратил внимание на Луизу из-за удивительного сходства этих двух девушек.

La Louvre: ТАЯ Спасибо! Наконец-то мое любопытство удовлетворено! так хотелос посмотреть на кого же запал наш Генрике. Имхо, весьма. Одобряю :) Только мне не кажется, что они с Луизой сильно похожи, разве что типаж, обе светленькие.

ТАЯ: La Louvre пишет: так хотелос посмотреть на кого же запал наш Генрике. Имхо, весьма. Одобряю :) Только мне не кажется, что они с Луизой сильно похожи, разве что типаж, обе светленькие. Пожалуйста ! Этот портрет реалистично написан. Удачный. Сложно сказать насколько Мария и Луиза были похожи, потому что всё-таки очень хороших портретов Луизы - не видела. Хотя их и множество...

ТАЯ: Вот нашла во французском интернете ещё портреты Луизы Лотарингской: Герб королевы Луизы Лотарингской: А это Генрих Валуа:

Алея: Луиза Водемон Спасибо!!! Это просто услада для души! ТАЯ Этот портрет Генриха я ещё не видела! Спасибо!

ТАЯ: Алея, пожалуйста ! А вот картиночка о бедных поляках после бегства Генрике: и монетка (а на ней Луиза):

Henrietta: ТАЯ , спасибо Вам - такие чудный работы. Я многих не видела

Алея: ТАЯ

ТАЯ: Случайно наткнулась Description: Marguerite de Valois with her brother Hercule François (right) - Маргарита де Валуа со своим братом Эркюлем-Франсуа (справа) И сразу понятно, кто здесь главный!

ТАЯ: Замок Шенонсо Sorry, видеоряд только на англ. яз., но тут и без слов всё понятно.

ТАЯ: Вот лучшие из портретов Маргариты, которые нашла вчера: Ещё: Этот мне понравился больше остальных: Продолжаю поиски...

ТАЯ: Граф де Бюсси, Луи де Клермон

Луиза Водемон: ТАЯ пишет: Граф де Бюсси, Луи де Клермон а он Валуа?

ТАЯ: Луиза Водемон пишет: а он Валуа? Луиза, пусть будет ! Мария Клевская (см. выше) - тоже не Валуа, но её трудно отделить от последних Валуа, точнее от последнего

ТАЯ: Карл IX Валуа

LS: Луиза Водемон пишет: а он Валуа? Учитывая отношения с некоторыми из Валуа, его тоже можно считать членом этой семейки. ;)

ТАЯ: Это Франсуа Анжуйский в военной форме

Поль Вийяр: Прекрасная Маргарита Валуа Вот этот мой любимый портрет: И этот очень нравится:

LS: Поль Вийяр Вы уверены в их правильном атрибутировании? Верхний по технике исполнения сильно смахивает на портрет герцогини де Шеврез. А верхний - уж очень современный. (Признайтесь, Вы рисовали? ;)

Поль Вийяр: LS пишет: Вы уверены в их правильном атрибутировании? Абсолютно уверен. LS пишет: А верхний - уж очень современный. Это копия с мозаичного портрета 16-го века, из одного из южных замков.

Луиза Водемон: Александр Фрагонар. Сцена в спальне Маргариты Валуа в Варфоломеевскую ночь куда б еще картинки про Варфоломеевскую ночь вставить, как думаете?Т.к. они не совсем по этой теме...

LS: Луиза Водемон Почему бы не открыть новую тему? Что-нибудь вроде "История в живописи"?

Ann Datrie: Еще несколько портретов из "семейного архива" Валуа: Портрет маленького Карла с собакой: Карл в 11-летнем возрасте: Один из самых моих любимых портретов Карла, в белом камзоле: Еще один портрет Карла:

Ann Datrie: Жена короля Карла Елизавета Австрийская:

Ann Datrie: Генрих III в детстве: Один из моих самых любимых портретов Генриха: Генрих в доспехах: Генрих верхом: Медальон с портретом Генриха-короля Польского: Портрет Генриха в полный рост: Генрих в частной обстановке: Прибытие в Венецию в 1574 году: Генрих и первые кавалеры Ордена Св. Духа (1578 год): Генрих ок. 1580 года: Еще один портрет Генриха: Смерть Генриха: Бюст Генриха: Книги Генриха:

Ann Datrie: Луиза Лотарингская, жена Генриха III и "верная подруга его несчастливой, полной треволнений, жизни": Генрих и Луиза(гобелен): Гравюра(слева - Генрих и Луиза, а справа - Жуайез и сестра Луизы Маргарита):

Ann Datrie: Маленькая Маргарита Валуа: Маргарита Валуа: Маргарита в зрелые годы:

Ann Datrie: Несколько гравюр Франсуа де Валуа:

Ann Datrie: Родители последних Валуа: Екатерина Медичи: Екатерина и Рене: Генрих II в молодости: Генрих II (профильный портрет): Конный портрет Генриха II:

Ann Datrie: Рисунок-портрет Маргариты кисти, вернее, сангины Клуэ:

Ann Datrie: Еще несколько портретов короля Карла: Карл "в роли" Марса:

Сашок: Ann Datrie Спасибо за портреты!

Ора: Ann Datrie пишет: Маленькая Маргарита Валуа: Это не Маргарита, а ее племянница, дочь Карла Екатерина-Елизавета. Умерла в детстве.

Ора: ТАЯ пишет: Мария Клевская: говорят, что Генрих обратил внимание на Луизу из-за удивительного сходства этих двух девушек. Это не Мария, а четвертая жена Филиппа Второго Испанского Анна Австрийская.

Ann Datrie: Ора пишет: Это не Маргарита, а ее племянница, дочь Карла Екатерина-Елизавета. Умерла в детстве. Прежде чем поместить этот портрет в эту тему я тщательно его изучила, потому что тоже встречала его под именем Марии-Елизаветы, но, если Вы внимательно посмотрите на надпись внизу данного портрета, то увидите, что она гласит: "Marguerite de France". К тому же авторство этого портрета, с точностью 99.9%, принадлежит Франсуа Клуэ, а он скончался 22 сентября 1572 года, т.е. за месяц до рождения дочери Карла IX и Елизаветы Австрийской Марии-Елизаветы (27 октября 1572 года).

Ора: Ann Datrie пишет: если Вы внимательно посмотрите на надпись внизу данного портрета, то увидите, что она гласит: "Marguerite de France Я это видела, но ведь никто не доказал, что надпись делал автор рисунка, зачем это ему было надо? Надпись делали позже. Во-вторых, кроме этого рисунка есть портрет той же девочки маслом. Так вот, если сравнить оба портрета с портретами Марго в детстве, то видно, что у них разное строение лица. Во-вторых, в портрете маслом очень четко сделаны наряды, в том числе и чепчик-шляпка девочки, в те времена, когда в таком возрасте была Марго, таких нарядов еще не носили, они были несколько проще. В третьих, на портрете маслом девочка изображена в трауре и с траурным медальоном с портретом отца. Так вот, ошибиться невозможно, это дочь Карла Девятого. Кстати, вот здесь тоже книжная ошибка: Гравюра(слева - Генрих и Луиза, а справа - Жуайез и сестра Луизы Маргарита): Жуайез и Маргарита де Водемон действительно есть, но слева вовсе не Генрих и не Луиза. Гравюра сделана с картины "Свадьба Жуайеза". есть 2 варианта этой картины, но различаются они незначительно. На картине в центре зала в одиночестве танцуют молодожены. Король, его жена и мать сидят в кресле под балдахином. А вот слева от них стоит какая-то парочка, которую здесь выдают за короля и королеву, но это не они. Не узнать сидящего в кресле Генриха Третьего с совершенно заморенной от скуки физиономией просто невозможно.

Ора: Вот эта картина Белым я обвела молодоженов (Жуайез и Маргарита) Синее - король Генрих, Екатерина Медичи и Луиза де Водемон Серое - та непонятная парочка.

Ann Datrie: Ора пишет: зачем это ему было надо? Дело в том, что младшие дети Генриха Второго и Екатерины (за исключением дофина) воспитывались до определенного возраста отдельно от своих царственных родителей и Екатерина, не имея возможности наблюдать за ними непосредственно, просила Франсуа Клуэ рисовать их карандашные портреты как можно чаще - следовательно художник, отправляя королеве портреты ее дочерей(кроме Маргариты была еще принцесса Клод) вполне мог подписывать их. К тому же, я еще раз это подчеркиваю,авторство этого портрета с вероятностью 99.9% принадлежит Франсуа Клуэ, а приведенные по этому поводу доводы смотрите выше. Насчет портрета маслом дочери короля Карла - да, я видела этот портрет, но я не могу сказать, что изображенная на нем маленькая принцесса слишком уж похожа на модель с карандашного портрета, о котором идет разговор. Теперь насчет гравюры: допускаю, что она могла быть сделана с названной Вами картины, но мужчине из той "непонятной парочки" явно придали черты Генриха: такой "коллаж" - весьма обычная практика для художников того времени и не только.

ТАЯ: Ора пишет: ТАЯ пишет: цитата: Мария Клевская: говорят, что Генрих обратил внимание на Луизу из-за удивительного сходства этих двух девушек. Это не Мария, а четвертая жена Филиппа Второго Испанского Анна Австрийская. Ора, Вы о чем вообще? Где доказательства, как говорится... Будут - поговорим. А так голословно.

Ann Datrie: Ора пишет: Так вот, если сравнить оба портрета с портретами Марго в детстве, то видно, что у них разное строение лица. Кстати, сравните этот карандашный портрет с живописным портретом Маргариты, приведенным ниже и Вы убедитесь, что строение лица совпадает. И потом, многое зависит от ракурса, освещения и даже настроения художника и модели в момент написания портрета, причем, заметьте, портрета "фотографического",т.е. написанного без специального позирования( возможно художник даже дорисовывал некоторые черты лица модели по-памяти) Ора пишет: Во-вторых, в портрете маслом очень четко сделаны наряды, в том числе и чепчик-шляпка девочки, в те времена, когда в таком возрасте была Марго, таких нарядов еще не носили, они были несколько проще. Так в том, что на портрете маслом изображена дочь Карла никто и не сомневается. Ора пишет: В третьих, на портрете маслом девочка изображена в трауре и с траурным медальоном с портретом отца На карандашном портрете тоже виден медальон, но кто на нем изображен увидеть не представляется возможным, но следует учитывать тот факт, что Маргарита тоже рано потеряла отца, хотя я не стала бы утверждать, что на этом медальоне изображен Генрих Второй или Карл Девятый. Ора пишет: Так вот, ошибиться невозможно, это дочь Карла Девятого. "Всяк может ошибиться"(c) Поверьте, я слишком долго и нудно изучала творчество Франсуа Клуэ и его школы и смогу отличить манеру письма вышеназванного художника среди тысячи других. Для того, чтобы проверить правильность Ваших предположений, равно, как и моих, нужна сложная экспертиза, и ни Вы ни я не имеем возможности ее провести. А потому на сем я предлагаю эту дискуссию завершить. Если Вам угодно, можете считать этот портрет портретом Марии-Елизаветы, а мне позвольте остаться при своем убеждении, что на нем изображена маленькая Маргарита Валуа.

La Louvre: Кажется, такого еще не было. Генрих III посвящает дворян в одрен Св. Духа.

La Louvre: Торжественный въезд Франсуа Анжуйского в Антверпен.

La Louvre: Умирающий Генрих II. На заднем плане у постели Екатерина, а сзади, наверное, дети. По крайней мере рядом с ней точно дофин Франциск, имхо. В центре у стола Амбруаз Паре.

Ann Datrie: Бал при дворе Генриха III: Судя по манере письма, картина написана в XIX веке. Платья дам совсем не соответствуют моде при дворе последнего Валуа (наряды дам скорее адаптированы к моде 70-х-90-х годов XIX века), да и костюмы кавалеров явно взяты из эпохи царствования Карла IX, хотя в начале царствования Генриха мужчины еще одевались подобным образом. Примечательно, что сам Генрих изображен в белом: известно, что король предпочитал темные тона в одежде после смерти Марии Клевской.

LS: Ann Datrie пишет: известно, что король предпочитал темные тона в одежде Зато хорошо известен портрет его отца - Генриха Второго - в белом. *в сторону* Генрих Второй - Третий, какая разница! :))) Чтоб одеть фигуру короля в платье исторически достоверных тонов, художнику пришлось бы полностью менять колористическое решение всей картины. А ему хотелось, как мне кажется, погрузить королевкую власть в кроваво-красные тона - возможная отсылка к Варфоломеевкой ночи.

Ann Datrie: LS пишет: А ему хотелось, как мне кажется, погрузить королевкую власть в кроваво-красные тона - возможная отсылка к Варфоломеевкой ночи. Вполне возможно. В любом случае, картина по-своему интересна, и манера письма мне представляется очень живой, практически "фотографической":глядя на эту картину создается впечатление присутствия.

La Louvre: Генрих III Мария Клевская "Смерть дофина" Мадам Като в "дъявольском" кабинете смотрит плазменный телек Екатерина в молодости Свадьба Екатерины и Генриха

Луиза Водемон: La Louvre пишет: Екатерина в молодости По-моему, она прелестна:)

Ann Datrie: цитата: Екатерина в молодости По-моему, она прелестна:) ППКС. А Генрих III на большом портрете... *мечтательно* ах! Мне еще нравится портрет Генриха 1572 года, когда он был еще герцогом Анжуйским - там он просто Нарцисс! La Louvre, спасибо за прекрасную коллекцию!

La Louvre: Луиза Водемон пишет: По-моему, она прелестна:) Удивляюсь, и что мужу ее не нравилось.

LS: Луиза Водемон пишет: По-моему, она прелестна:) А по-моему, она выглядела прелестной только на портрете Клуэ. Впрочем, на его портретах все выглядели восхитительно.

La Louvre: Клод Валуа Елизавета Валуа, королева Испании Карл IX Монетка с Генрихом III Дофин Франциск, старший брат Генриха II

Ann Datrie: слева - Антуан де Бурбон, король Наварры; справа - Карл IX в полном королевском облачении; на заднем плане - Франциск II. Один из моих любимых рисунков: слева - король Карл IX; справа - его жена Елизавета Автрийская. Карандашный рисунок с изображением Карла IX:

Ann Datrie: Хочется добавить несколько слов к дискуссии, которая развернулась с Орой по-поводу карандашного портрета маленькой Марго или Марии-Елизаветы: недавно в инете я нашла еще один живописный портрет дочери Карла Девятого ( вероятно тот, о котором писала Ора) (к сожалению, скачать мне его не удалось) - модель с этого портрета действительно очень похожа на модель с карандашного портрета. В пылу дискуссии я совершенно выпустила из виду, что существовала так называемая "школа Клуэ", так что карандашный портрет вполне может изображать дочь Карла (хотя опять-таки нельзя утверждать этого со 100% -ой уверенностью) и мог быть выполнен одним из учеником Клуэ, причем досконально изучившим манеру письма своего учителя.

La Louvre: Ann Datrie пишет: к сожалению, скачать мне его не удалось А дайте ссылку, пожалуйста. Или попробуйте сохранить картинку на комп с помощью PrintScreen. Конечно, в этом случае качество изображения пострадает, но на безрыбье.. :)

Ann Datrie: Отдельно сохранить портрет не удалось, так что выкладываю группу портретов: второй портрет справа - Мария-Елизавета.

La Louvre: Монетки. Карл IX и Генрих. Екатерина Медичи Генрих III

Ann Datrie: Только что пересматривала портреты и вынуждена исправить сама себя: этот портрет скорее всего изображает не Луизу де Водемон, а Маргариту Валуа.

LS: Ann Datrie Ann Datrie пишет: этот портрет скорее всего изображает не Луизу де Водемон, а Маргариту Валуа На ней какое-то "не французское" платье. :/ Обычно наряды француженок отличались гармоничностью, а здесь какая-то непропорционально тяжелая линия плеча, по-испански большая и жесткая юбка и совершенно английские "свиные окорока" рукавов - это термин английского платья времен Елизаветы I.

La Louvre: LS Вообще-то мне тоже подумалось, что платье какое-то нехарактерное. Но возможно это просто какое-то обалденно торжественное платье. Вообще королева Маргарита на некоторых портретах одета довольно вульгарно и безвкусно. Ну это на мой скромный вкус. Жаль что портрет в небольшом разрешении и рассмотреть лицо детальнее не представляется возможным. Но у меня сомнения, что это Марго, может это вообще кто-то другой. Хотя дама на портрете больше похожа на Марго, чем на Луизу Водемон. Имхо, опять же.

Ann Datrie: LS пишет: Обычно наряды француженок отличались гармоничностью, а здесь какая-то непропорционально тяжелая линия плеча, Может все дело в том, что наряд дамы относится к середине царствования Генриха III? Тогда уже начинали входить в моду большие, несоразмерные рукава женских платьев. La Louvre пишет: Хотя дама на портрете больше похожа на Марго, чем на Луизу Водемон. Мне тоже так показалось, хотя не берусь утверждать это со 100%-ной уверенностью.

La Louvre: Карл IX в возрасте 3-х лет.

Milady: Как здесъ так и в других темах исчезли все фотографии! Или это толъко у меня так?

La Louvre: Milady Это проблемы с radikal.ru, где размещено большинство фоток. Сам сайт не грузится, надеюсь временные неполадки.

Ann Datrie: La Louvre пишет: Карл IX в возрасте 3-х лет. Спасибо за уникальный портрет маленького Карла. Что самое примечательное - маленький принц изображен с котенком на переднем плане: обычно сильных мира сего на портретах(и не только) "сопровождают" собаки (кстати, Генрих III очень не любил кошек).

La Louvre: Ann Datrie пишет: Что самое примечательное - маленький принц изображен с котенком на переднем плане: обычно сильных мира сего на портретах(и не только) "сопровождают" собак Да, я тоже удивилась, засомневалась и сперва не спешила выкладывать на форум. Даже спросила человека, в жж которого нашла этот портрет, действительно ли это Карл. Портрет из замка Шантильи и подпись есть. Наверное, им там в Шантильи виднее и это действительно Карл 9. А почему Гернрих кошек не любил? Аллергия на кошачью шерсть? Хотя, подозреваю, скорее это связано с тем, что кошка - "дьявольское" животное.

La Louvre: Большая коллекция картинок по эпохе Генриха III

Ann Datrie: La Louvre, большое спасибо за прекрасную коллекцию портретов Генриха! La Louvre пишет: А почему Гернрих кошек не любил? Наверное потому, что был заядлым " собачником" А если серьезно, то думаю, что Ваша версия насчет "дьявольского животного" верна. Причин точно не знаю, но знаю только то, что Генрих буквально не переносил кошек.

La Louvre: Ann Datrie Спасибо не мне, а хозяйке коллекции. Мне всего-лишь повезло ее найти :) з.ы. Вы видели, там еще другие подразделы в альбоме. Мне особенно понравились фотки сокровищницы Ордена св. Духа.

Chicot: La Louvre пишет: А почему Гернрих кошек не любил? У него была фелинофобия, причем самая натуральная. Зато канофилия:) Насчет портрета - это могло быть парадное королевское платье цвета крамуазье - такой цвет могли использовать в своих нарядах только принцы и принцессы крови. Но как-то мне не видится в этой даме Марго - как-то она на свои другие потртеты тут мало похожа... Хотя, кто знает?

Мадам де Шико: Chicot пишет: У него была фелинофобия, причем самая натуральная. Зато канофилия:) кИнофилия????

La Louvre: Это все-таки королева Луиза. Мне посчастливилось найти более четкую версию (это репродукция): И еще один ее портрет: На картине "Бал при дворе Генриха III" она изображена среди танцующих: Chicot пишет: У него была фелинофобия, причем самая натуральная. А с чем это связано, не знаете? Может какая-то травма в детстве? Одна моя знакомая недолюбливает обезьян, потому что, когда она была маленькая, на нее напала обезьянка, с которой она фотографировалась.

Ann Datrie: La Louvre пишет: Вы видели, там еще другие подразделы в альбоме. Да, ознакомилась, спасибо. Помимо сокровищницы Ордена св. Духа( она очень интересна!) мне понравилась коллекция портретов Карла: среди них есть малоизвестные карандашные портреты. Особенно мне понравился этот: А Генрих на этом портрете: представлен очень "жизненно" на мой взгляд: именно таким я его "помню" в середине его царствования. La Louvre пишет: Это все-таки королева Луиза. Когда я внимательно рассматривала этот портрет мне показалось, что это королева Наваррская по двум причинам: во-первых меня сбил с толку цвет волос - у Луизы они все-таки достаточно светлые, а у модели на этом портрете темнее; а во-вторых, дама на этом портрете удивительно похожа на один малоизвестный портрет Маргариты в юности, который, по-моему, есть в этой теме. Однако, учитывая, как в то время иногда писались портреты, то возвращаюсь к первоначальной версии, что это королева Луиза. Chicot пишет: У него была фелинофобия, причем самая натуральная. Теперь я понимаю, почему Генрих при виде кошки мог даже потерять сознание. Со мной творится такое же при виде паука.

La Louvre: Генрих III Гравюра Domenico Zenoni, сделанная во время пребывания Генриха в Венеции

La Louvre: Гобелен. Генрике собирается поиграть в quintaine (чучело для отработки кавалеристами уколов копьём) "Воскресение Христа" Антуан Карон. Встречала аж целых три датировки - 1589г., 1563-64. По мнению историков Христу преданы черты Генриха III. Бал при дворе Генриха III

LS: La Louvre пишет: Бал при дворе Генриха III У меня сложилось впечатление, что на двух последних картинах художник пытался передать фривольность нравов двора. Особенно по сравнению с картиной, на которой Вы отметили Луизу Водемон. Хотя сюжетно и композиционно картины очень похожи, но на одной мы видим почти чопорное общество, а на двух последних - какие-то задранные юбки, прыжки, обнималки, раскрепощенные позы. Вам так не кажется?

La Louvre: LS пишет: У меня сложилось впечатление, что на двух последних картинах художник пытался передать фривольность нравов двора. Особенно по сравнению с картиной, на которой Вы отметили Луизу Водемон. Официальные лица разъехались и началась нормальная молодежная туса )) Наверное, Вы правы. В комментариях к последним картинам было отмечено, что персонажи на них анонимны, т.е.художник просто передавал атмосферу, нравы двора. На счет прыжков, я думаю, они танцуют вольту, а этот танец подразумевает поднятие партнерши на руки. Еще мне вспомнился кард из фильма "Галантные дамы", где во время танца одна дама поднимает юбку до колена и демонстрирует партнеру чулки с золотыми бантами )

Луиза Водемон: La Louvre , а кто автор картины с маленьким Генрихом? Меня немного смущает подпись в правом верхнем углу... Она была написана с натуры? Хотя, конечно, обозначение того, кто на ней нарисован могло появится и позже...

La Louvre: Луиза Водемон К сожалению, художник не был указан. Подпись действительно была сделана позже, думаю, ближе к нашему времени. Вообще этот портрет, как и многие другие портреты маленьких Валуа, не идентифицированы со 100% точностью, но историки склоняются к мнению, что это Эдуард-Александр. Например, в этой теме на предыдущих страницах есть карандашный рисунок ребенка, лежащего на подушке, и он обозначен как портрет Франсуа, но я встречала мнения, что это на самом деле Генрих. А кое-где так вообще было написано "Генрих или Франсуа".

La Louvre: La Louvre пишет: "Воскресение Христа" Антуан Карон. Встречала аж целых три датировки - 1589г., 1563-64. Только сегодня заметила. Конечно, 1593-94 гг.

Луиза Водемон: La Louvre пишет: о историки склоняются к мнению, что это Эдуард-Александр. Например, в этой теме на предыдущих страницах есть карандашный рисунок ребенка, лежащего на подушке, и он обозначен как портрет Франсуа Да, я видела. Но мне почему-то он тоже больше кажется похожим на Франсуа,если сравнивать его с портретами Анжу в более позднем возрасте. Хотя, историкам, видней, наверно)

МАКСимка: Поль Вийяр пишет: Прекрасная Маргарита Валуа Вот этот мой любимый портрет: А разве это не портрет Катерины Д'Антраг? По крайней мере, вот уже около двух лет я так думаю. И интернет тоже так думает. Ну не похожа женщина на гравюре на Марго.

Ann Datrie: La Louvre пишет: На счет прыжков, я думаю, они танцуют вольту Этот танец очень любил Генрих III, который собственно и поспособствовал распространению этого танца на три счета, являющегося предком современного вальса, при дворе.

La Louvre: Генрих II Фрагмент заалтарной картины в Сен-Шапель: Генрих II исцеляет золотушных: Иллюстрация из часослова Екатерины Медичи. Генрих II (пока еще дофин) слева:

МАКСимка: La Louvre , большое спасибо за прекрасные портреты. Особенно за первый;)

Ann Datrie: Картина Шарля де Конта, изображающая Генриха III и герцога де Гиза в 1588 году: "Кажется, король начал носить траур по самому себе, - пишет Пьер Шевалье. - Исчезли его иллюзии, которые Генрих питал в самом начале своего правления. Его покинуло большинство подданных, он остался без денег.(...)"

Ann Datrie: Еще один портрет короля Карла: Супруга Карла Елизавета:

Тараканий ус: Портрет, если мне не изменяет память, в замке Шамбор руки мне оторвать за столь кривую фотографию Подпись под портретом:

La Louvre: Замечательный сайт с портретами последних Валуа

Iveinn: Про эту парочку слева знаю, что женщина-это Кристина де Лоррейн, а мужчина- герцог де Меркур. Ответ здесь: http://derniersvalois.canalblog.com/archives/les_princesses_de_france/p10-0.html

Кэтрин: Спасибо за такое количество интересных портретов!

La Louvre: Анжу. Обратите внимание на три серьги в ухе ))

LS: Если это не фотошоп, то вполне современный молодой человек.

МАКСимка: LS пишет: Если это не фотошоп, то вполне современный молодой человек. Так все же, интересно, это не фотошоп? Сережки носили, несомненно, но только другой формы, грушевидной. Для меня это было бы открытием!

ирина: Не фотошоп.Художник Жан де Кур.1530-1584г.С 1572г придворный художник французского королевского двора.Техника:дерево,масло.52x40см.На картину имеется заключение экспертной коллегии,так что подлинник.То,что вызвало сомнение не фотошоп ли,говорит о таланте и высокой технике художника.

ирина: Три маленьких золотых серьги имеют сакральный смысл,это значит,что он последний в роду мужчина.Три серьги-третий младший сын.

Вольер: Нашёл интересную работу по теме. Не удержался и копирую целиком. «ДЕТИ ФРАНЦИИ» В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ХУДОЖНИКОВ XVI ВЕКА: ПОРТРЕТЫ ГЕРЦОГА АНЖУЙСКОГО (?) РАБОТЫ ЖАНА ДЕ КУР Романенкова Ю. В., к. иск., доц., докторант, в.н.с. ИПСИ АИУ Одним из самых известных портретистов, работавших при французском дворе в 1550-е – 1580-е гг ., был Жан де Кур. О его творчестве известно мало, хотя он занимал при дворе выгодное место. Сохранились данные о том, что он родился ок. 1530 г . в Лиможе, где первое время работал для эмальеров, с 1555 [1] (1558 [3]) г . упоминается уже в Париже как придворный художник шотландской принцессы, вышедшей замуж за французского наследного принца и ставшей королевой, при чем, в королевских счетах он числится ее художником до 1573 г ., хотя в 1560 г . Мария Стюарт была отправлена обратно в Шотландию в связи со смертью мужа. Затем художник упоминается при дворе Генриха ІІ, позднее – уже Генриха ІІІ, со временем он стал камердинером и придворным художником одного из принцев крови, герцога Алансонского, а умер после 1585 г . Ему приписывают 7 рисунков и 9 живописных портретов. Мастер не один раз обращался к образам своего августейшего покровителя и членов его семьи, и во многом именно благодаря его работам сегодня можно пополнить портретную галерею особ королевской крови, правивших «королевством лилий». Два из наиболее примечательных портретов Жана де Кур, называемые обычно в литературе «Портрет герцога Алансонского» [2] (1573 г .) и «Портрет герцога Анжуйского» (тоже пр. 1573 г .) [3], ныне хранятся в музее Конде при замке Шантильи (І) и в Национальной Библиотеке Франции (ІІ). Первая работа – живописный портрет (ил. 1), вторая – графический лист (ил. 2). Атрибуция портретов не прояснена окончательно, требует уточнений69 № 1/ 2008 и датировка – некоторые французские исследователи второй портрет относят портрет к 1570 г . [4]. Основной вопрос, возникающий при анализе этих двух работ, – кто именно изображен на них. Иконографически портреты почти идентичны, на графическом листе изображен однозначно тот же человек, что и в живописном варианте. Но ряд исследователей называют картину «Портретом герцога Алансонского» [2, 120], а лист – «Портретом герцога Анжуйского» [3, 120], при этом датируя их одним годом. Отсюда возникает вопрос, кто же из французских наследных принцев представлен на этих работах – Генрих или Франсуа – и о каком герцоге идет речь, об Алансонском или же об Анжуйском, поскольку в это время эти титулы носили разные люди. Рисунок с большой долей вероятности можно считать подготовительным материалом для будущей картины, которая была написана чуть позднее. В 1570 г ., т. е. в год создания рисунка (по французской версии) титул герцога Анжуйского носил еще Анри, будущий король Франции Генрих ІІІ, которому в тот момент было 19 лет, и, следовательно, в год создания картины, в 1573 г ., ему было 22 года. Соответственно, титул герцога Алансонского в те же годы, до 1574 г ., носил принц Франсуа-Эркюль, пятый сын Генриха ІІ и Катрин де Медичи. По некоторым данным титул герцога Алансонского принадлежал Франсуа до 1576 г ., но это не может считаться корректным, поскольку в 1574 г. Анри был коронован французской короной, значит, титул герцога Анжуйского автоматически перешел к его младшему брату . Кроме того, Франсуа был 1556 г . р., значит, в момент создания рисунка ему было не более 14 лет, а в год написания картины – 17, что абсолютно не соответствует возрастной характеристике изображенного де Куром человека. Но даже если бы обе датировки можно было подвергать сомнению, хотя для этого нет оснований (кроме расхождения во мнениях французских и наших ученых относительно даты создания листа), известен еще ряд изображений, принадлежащих разным мастерам, благодаря которым можно проследить сложение комплекса иконографических особенностей Генриха ІІІ. Ил.1 Ил.2 Прежде всего, это более поздняя работа самого де Кура (1581 г .), «Портрет Генриха ІІІ» кисти Ф. Кенеля из луврской коллекции, образ Генриха в картинах «Бал при дворе Генриха ІІI» и «Бал во дворце герцога де Жуайоз», шпалера с изображением празднеств Генриха (датируемая, кстати, тем же годом, что и анализируемая выше картина), сатиры на него работы неизвестных мастеров, более поздний портрет работы Т. Белланжа (ил. 3) и т. д. Ил. 3 Судя по тому иконографическому типу, который сложился во всех упомянутых работах, в них изображен именно Генрих, при рождении нареченный Александром, в 1575 г. коронованный в Реймсе как Генрих ІІІ. Но проблема состоит в том, что те черты, которые позволяют угадать во всех упомянутых работах одну и ту же личность, отличаются от тех, которые мы видим в обеих работах де Кура, что позволяет подвергнуть сомнению не только то, что де Кур мог изобразить в них на тот момент 14-и – или 17-летнего Франсуа-Эркюля, но и Генриха. Что до младшего из принцев, то основной причиной, которая не позволяет видеть его в работах придворного художника королевы, это возраст. Дело в том, что и в живописных работах, и в les crayons, и в гравюрах, и в медалях Генрих изображался практически всегда по одной и той же иконографической схеме, которая устоялась довольно быстро, отображала не только внешнее сходство, но и веяния моды тех лет, одним из законодателей которой он был. Не говоря уже о том, что изображенный де Куром попросту внешне не похож на Генриха во всех остальных известных изображениях, в которых без труда угадывается один человек, в данную схему его черты не вписываются. Объяснить это тем, что изображения де Кура просто более ранние, поэтому их иконографические особенности еще иные, возможности нет, поскольку среди перечисленных выше есть работы разных лет, в том числе и созданные одновременно с анализируемыми. Почти во всех портретных изображениях того времени (да и в более поздних тоже) Генрих предстает в костюме с отложным белым воротничком (и крайне редко – с кружевным высоким воротничком испанского типа, как у де Кура, – в шпалере из Уффици, например), и главное – в характерном головном уборе, специфической шляпе с небольшим пером, прикрепленным брошью по центру , как носили при его дворе, идущим вокруг своеобразным валиком, и практически всегда – с неизменной жемчужной каплей в ухе, чаще – в левом. Моду на украшения, в частности жемчуг , ввел при своем дворе именно Генрих, с тех лет язык драгоценностей стал особенно популярен во Франции. Всего этого в работах де Кура нет. Среди портретов тех лет детей королевской четы, которых в эту эпоху было принято называть просто «детьми Франции», есть и ряд образов, два из которых хранятся в Национальной Библиотеке Франции и принадлежат представителям творческой династии дю Мустье (один – Пьеру дю Мустье-старшему (ил. 4), второй – Этьену дю Мустье (ил. 5), обе работы – les crayons), и третий – в Госу дарственном Эрмитаже Санкт-Петербурга (автор его неизвестен), «Портрет герцога Алансонского» (?) (пр. 1566 г .). На рисунке Э. дю Мустье, исходя из иконографии, несомненно, представлен Генрих де Валуа, но вот датировка наших исследователей вызывает серьезные сомнения. Работа, которую иногда называют «Портретом Генриха ІІІ» [3, 125], а иногда – «Портретом герцога Анжуйского» [3], принадлежит Э. дю Мустье. Но она датируется отечественными исследователями 1570 г . [3], а Генрих, изображенный на этом листе, еще не может называться Генрихом ІІІ, титулом, будучи в то время еще герцогом Анжуйским, поэтому верным в случае такой датировки может быть только второй вариант названия работы. Однако, принятая датировка этого произведения (1570 г .) как раз не может считаться корректной – если принимать как дату создания работы 1570 г ., то на портрете Генриху должно быть 19 лет, что не соответствует возрастной характеристике модели дю Мустье. Вернее будет предположить, что на листе изображен действительно уже король Генрих ІІI, но датировать его более поздним временем, не ранее начала 1580-х гг ., когда монарху было уже лет 30, и не позднее 1589 г ., когда он был убит. Ил.4 Ил.5 Моделью для портрета П. дю Мустье-старшего пр. в 1572 г . служил уже другой человек. Если принимать во внимание, что лист называют «Портретом герцога Алансонского» и датируют пр. 1572 г ., то в нем следует видеть Франсуа-Эркюля, который в то время носил такой титул. Модель де Кура одета в богато расшитый золотом камзол и берет с пером сбоку , как было модно при дворе Карла ІХ, который правил в то время. Собственно, и самого Карла изображали обычно именно так, а если обратиться к его портретной галерее работы разных мастеров, можно даже предположить, что и де Кур тоже изобразил в своих работах Карла. Отсюда следуют выводы: во-первых, на эрмитажном живописном портрете пр. 1566 г . изображен не Франсуа-Эркюль, герцог Алансонский, что вытекает из портретных черт моделей сравниваемых портретов, и вернее придерживаться мнения, что петербуржский портрет является изображением неизвестного молодого человека; во-вторых, на портретах работы де Кура, как на живописном, так и на графическом, изображен один и тот же человек, но, вопрос о том, кто именно, можно оставить открытым, скорее всего, это не Генрих и не Франсуа-Эркюль, что следует из уточненных датировок нескольких других их портретов и комплекса иконографических черт, а возможно, Карл ІХ; и, наконец, датировку карандашного «Портрета герцога Анжуйского» работы Э. дю Мустье (1570 г.) является некорректной и дату его создания следует уточнить: пр. между 1580 и 1589 г . Литература: 1. Беген С. Французский рисунок XVI века. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 96 с. 2. Воронина Т., Мальцева Н., Стародубова В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии // Памятники мирового искусства. – М.: Искусство, 1994. – 144 с.; ил. 3. Мальцева Н. Французский карандашный портрет XVI века. – М.: Искусство, 1978. – 240 с. 4. Bertiиre S. Les reines de France au temps des Valois. – Paris: Йditions de Fallois, 1994. – V.1: Le beau XVI siиcle. – 351 p. 5. Всеобщая история искусств. – В 6-и т . – Под общ. ред. Ю. Колпинского и Е. Ротенберга. – М.: Искусство, 1962. – Т. ІІІ. – 531 с. 6. Гуртик Л. Франція. – М.: Проблемы эстетики, 1914. – 524 с. 7. История Европы. – В 8-и т. – М.: Наука, 1993. – Т. ІІІ: от средневековья к Новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). – 655 с. 8. Ле Руа Ладюри Э. Королевская Франция. (1460-1610). От Людовика XI до Генриха IV. – М.: Международные отношения, 2004. – 414 с. Автор выражает благодарность за любезно предоставленную информацию и консультации господину Раймону Секелю и мадам Жизель Ламбер, сотрудникам Национальной Библиотеки Франции, мадам Амели Лефебюр, хранителю коллекций Музея Конде (Шантильи, Франция), мадам Симон Бертье, почетному члену литературного общества университета Бордо ІІІ (Франция).

МАКСимка: ирина, спасибо большое! А не подскажите, где находится картина?

ирина: Вольер пишет: Два из наиболее примечательных портретов Жана де Кур, называемые обычно в литературе «Портрет герцога Алансонского» [2] (1573 г .) и «Портрет герцога Анжуйского» (тоже пр. 1573 г .) [3], ныне хранятся в музее Конде при замке Шантильи На вопрос уже ответили.Расскажу о серьгах,в каких случаях их носили мужчины. В Иудее серьги носили многодетные воины.В бою их был обязан щадить противник.В 13-м веке церковь запретила прокалывать уши и носить серьги.Их продолжали носить воры и грабители-как знак презрения к церковным догмам,ну и как опознавательный знак, чтобы не пускать в свою среду осведомителей.В средневековье серьги носили цыгане.У цыган серьгу вдевали в ухо мальчику,родившемуся после умершего ребенка или единственному сыну в семье.При Генрихе Третьем серьги стали носить аристократы.В средневековье серьгу носили моряки,обогнувшие мыс Горн(самый сложный участок для моряков и сейчас) Один раз прошел мыс Горн-медная серьга,два раза-серебряная,три-золотая.Такой мореход имел право на бесплатную кружку спиртного в любом кабаке и право класть ноги на стол.У казаков-серьга в виде серебряного полумесяца.В левом ухе-единственный сын одинокой матери,в правом-последний в роду мужчина,в обеих ушах-единственный сын.В России в эпоху императора Павла серьгу в левом ухе носили солдаты и офицеры. Знак того,что он любим.Это был подарок-оберег возлюбленной.Отсюда чудесная пословица:"Для милого дружка хоть сережку из ушка".

Вольер: Возвращаясь к исходному портрету, из-за которого разгорелся сыр-бор. Вот ссылка на лот с аукциона Кристи Портрет тот же, в этом нет сомнений. Но подпись гласит: "Портрет мужчины с белым воротником". Итальянская школа, XVII век. Ни слова о художнике по фамилии Кур ни слова об Алансоне, да и век другой. Брыжи просуществовали как раз до XVII века, так что тут всё сходится. Да и экспертам Кристи я как-то больше доверяю, чем сайту нашей подозрительной галереи, где вывешен этот портрет. http://academyofarts.ru/catalogue/copyof_copyof_deCourt.htm Отсюда напрашиваются выводы: 1. Точное местоположения портрета неизвестно. 2. Художник неизвестен 3. Кто изображён на портрете - неизвестно. Теперь про серьги. Внимательно изучил портреты Генриха III, который, как я понимаю, и ввёл подобную моду на серьги у мужчин-аристократов во Франции. На гравюре 1585 года прекрасно видны ТРИ кольца в ПРАВОМ ухе, только одно из которых увенчано каплевидной серьгой. На другой похожей гравюре видны ДВА кольца в ЛЕВОМ ухе, одно из них с соответствующей серьгой. Чтобы другим не искать, скопирую маленькие изображения из темы про Генриха с ришельёвского сайта сюда: Количество колечек в ушах в данном случае, по моему мнению, ни о чём не говорит. Полагаю, что Валуа мог носить их в любом количестве на любом ухе просто для красоты. Ведь он же не маргинал, чтобы показывать этим какой он сын в семье или сколько раз он обогнул мыс Горн. )

ирина: Вольер пишет: Ведь он же не маргинал, чтобы показывать этим какой он сын в семье или сколько раз он обогнул мыс Горн. ) Вполне возможно,аристократы носили серьги прежде всего как украшение и сакральный смысл в таком случае терялся.Справедливости ради серьги носили не только маргиналы, а,например,российские князья как символ власти и вобще все воины как сигнал:сын вдовы,многодетный отец,последний в роду.Их был обязан щадить противник и их не ставили в первую шеренгу.Ну и серьги в этом случае воспринимались как талисман. Я только предположила.

МАКСимка: Вольер пишет: . Ни слова о художнике по фамилии Кур ни слова об Алансоне, да и век другой. Брыжи просуществовали как раз до XVII века, так что тут всё сходится. Да и экспертам Кристи я как-то больше доверяю, чем сайту нашей подозрительной галереи, где вывешен этот портрет. http://academyofarts.ru/catalogue/copyof_copyof_deCourt.htm Да, техника портрета 17 века, это определенно. Но молодой человек похож на Алансона, конечно, по носу, по крайней мере. Может, это его посмертное изображение? Хотя, что гадать? Неизвестен, так неизвестен.

La Louvre: Зашла тут в Вики и увидела вот этот доселе неизвестный мне портрет Генриха Валуа. Портрет Генриха III кисти Баккиарелли. Из собрания Версальского музея. Какой-то он тут на себя непохожий...

Стелла: А знаете, именно на этот портрет и ориентировались французы пятьдесят с гаком лет назад, когда ставили на телевидении " Убийство герцога Гиза". Я все удивлялась, ну что общего у Мэстра с Генрихом? Похож именно на этот портрет. Но проработка лица, как вообще выполнен портрет , говорит, что это по- настоящему сильный мастер и отличный портретист. Генрих не лощеный и прилизанный, не парсунный, а живой. Что-то я этому портрету и верю больше всех. Характер виден не похоже, чтобы королю слишком льстили.

La Louvre: Стелла пишет: Я все удивлялась, ну что общего у Мэстра с Генрихом? Похож именно на этот портрет. О! Спасибо за подстказку! Я-то думаю где-то что-то похожее уже видела. Только они его в фильме сделали еще толстым и на редкость придурковатым, что меня неимоверно возмутило. Что касается самой работы, то художник несомненно мастер. А вот Генрих... На остальных портретах от него так и веет какой-то романтической грустью, а здесь очень приземленно все. И кстати, на этом портрете сильно видны все непривлекательные черты, унаследованные им от матушки. На других нечто среднее между отцом и матерью. Интересно какого года этот портрет, кто-нибудь знает?

Стелла: La Louvre , мне кажется( судя по воротничку), что это где-то период Монсоро. А вы приобрели себе тоже этот диск?

La Louvre: Стелла Я думаю ближе к концу правления. В первой книге ему 27 лет, старовато выглядит для этих лет. Вы имеете в виду диск с фильмом "Убийство герцога Гиза" (кажется так он назывался). Нет, я его где-то в сети смотрела или качала откуда-то. В интернете в общем.

mazarin: Стелла пишет: Но проработка лица, как вообще выполнен портрет , говорит, что это по- настоящему сильный мастер и отличный портретист. Генрих не лощеный и прилизанный, не парсунный, а живой. А я вот тут с Вами совершенно не соглашусь На мой взгляд именно этот портрет "прилизанный", абсолютно "безжизненный" и искусственный. Но это и не мудрено, если учитывать, что Баккарелли - художник второй половины XVIII- начала XIX века, то есть того самого периода, когда абсолютно все живописцы "второго круга" (и даже кое-кто из "круга первого") писали исключительно "лощеные" портреты. Рокайль, так сказать. Переходящий местами в академизм Портреты XVI века несравненно более стильные и выразительные. А здесь - какой-то дядечка без характера, без эмоций, без выражения... Правда вот шляпка хорошо написана. А вот на шее у него висит непонятно что. Неужели сей художник обретаясь во Франции при старом режиме не видел ордена Святого Духа.

La Louvre: mazarin пишет: Баккарелли - художник второй половины XVIII- начала XIX века mazarin , Вы меня неимоверно порадовали! Царь-то оказывается не настоящий! )) Т.е. портрет не с натуры писаный. А то я уж испугалась - мой любимый король и так внешне мне не нравится. Так ведь и до инфаркта с депрессией не далеко. Я тоже заметила, что с орденом что-то не то, но природная лень не дала мне провести столь доскональное расследование ))

Стелла: mazarin , вот это да! А я, грешным делом, подумала, что это вообще какой-то не французский орден! И еще подумала, как здорово похож на Мэстра. Ну, это у меня потому, что в принципе личность Генриха меня мало увлекает. Вот и попалась на дешевом трюке с портретом. Но неужто и при подборе актеров тоже на него опирались?

mazarin: Прошу прощение за последующий оффтоп, но все-таки это не совсем и оффтоп, так как речь идет об авторе портрета последнего Валуа. Можно рассматривать мой пост, как сноску внизу страницы. Дело в том, что мне самому стал интересен этот портрет и его автор. И главное - почему он так изобразил короля! Об этом художнике нет статьи в викепедии на русском. Но есть на французском, которую я и перевел. Вот она. "Закончив обучение в Риме Баккиарелли был вызван в Дрезден в 1750 для службы при дворе курфюрста саксонского Фредерика-Августа (известного также под именем короля Польши Августа III). Он работал как рисовальщик, но также выполнил несколько портретов. С 1756 по 1764 он находится в Варшаве со всем саксонским двором, работая как портретист для аристократии. В это период он знакомится с семьей будущего короля Станислава Понятовского. В 1764 художник переезжает на два года в Вену на службу к Марии-Терезии, чтобы выполнить несколько портретов для императорской семьи. В 1766 он вновь поселился в Варшаве, где он стал очень близким ко двору короля Станислава Понятовского. По просьбе короля он создает школу живописи в королевском дворце. В 1768 он был возведен в дворянское достоинство. Он становится главным художником короля, ответственным за ателье королевского двора, надзирающим за украшением королевских резиденций и управляющим королевскими коллекциями. В 1786 он становится главным директором королевских построек (резиденций). Постепенно он становится конфидентом и другом короля. В 1787 он совершает вояж в Италию для закупки картин для королевской коллекции. В 1795, когда король Станислав был вынужден покинуть трон и столицу, Баккиарелли остался в Варшаве, сохраняя под контролем артистическую жизнь в городе. В 1798, после смерти Станислава Понятовского он занимался управлением наследства покойного короля. В 1816 за заслуги перед польским искусством он стал профессором и почетным главой факультета искусств в Варшавском королевском университете. Баккиарелли был почетным академиком искусств Дрездена, Вены и Берлина. Он умер в Варшаве в 1818 году, оставив после себя главным образом портреты и работы на исторические сюжеты. Его влияние на польскую живопись было очень значительным." Таким образом, выясняется, что художник никогда и не бывал во Франции. Поэтому, весьма вероятно, что он и не видел знаков ордена Святого Духа. Ибо, в отличии от многих других европейских орденов, в этом ордене было сравнительно мало членов. И большинство из них находились во Франции. Вообще - знаки этого ордена не раздавались "направо и налево". Вот несколько работ выполненных Баккиарелли. Анна Потоцкая Август II Cтанислав II Оммаж Пруссии Надо признать, что художник весьма достойный. Портреты, написанные им с натуры, очень даже хороши. Но таких художников было "пруд пруди" в тогдашней Европе. На фоне таких титанов той поры как Гейнсборо, Фрагонар, Буше, Шарден и пр. очень легко было затеряться. Уж насколько были замечательны наши Рокотов, Боровиковский, но и они практически неизвестны за пределами России. Что касается портрета Генриха, то он, естественно, к реальности имеет весьма условное отношение. Это целиком "imagination" автора. Выполнен он был художником в составе целой ретроспективной серии портретов Польских королей. Это целая галерея, созданная Баккиарелли на протяжении нескольких лет по заказу короля Станислава. Интереснейшее явления в европейской исторической живописи. Я так считаю. Генрих Валуа Ян Казимир Сигизмунд II Сигизмунд III Владислав IV Ну и и так далее И вот Вам на закуску! Такого Генриха де Валуа Вы уже видели?

La Louvre: mazarin По-моему, у художника была страсть к большим носам ) mazarin пишет: Такого Генриха де Валуа Вы уже видели? О! спасибо за новинку! А кто автор?

mazarin: La Louvre пишет: По-моему, у художника была страсть к большим носам Ну потому-то мы со Стеллой его и заприметили О! спасибо за новинку! А кто автор? По поводу портрета ясно только одно. Он датирован 1574 годом. Написан он был несомненно в Польше. Что означают буквы, стоящие около года, мне не совсем ясно. Первое что приходит на ум - это сокращение от августа по французски - AOÛT. Но почему аксан сирконфлекс стоит в портрете над О - непонятно. Да и вообще, в то время, насколько я знаю, сирконфлекс еще не вошел в повседневное употребление и все эти слова писались еще по старому - с буквой S после гласной. То есть август еще писался как AUGUSTUS. В истории файла этого изображения в википедии стоит дата 1645 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hienryk_Valezy.jpg То есть возможно, что и этот портрет был написан намного позже. Тогда употребление сирконфлекса над гласными, после которых исчезла непроизносимая S - уже стало общепринятым. Тогда вполне возможно, что это август. Справедливости ради надо заметить, что Генрих покинул Польшу уже 19 июня 1574 года. Возможно, что неизвестный автор этого не знал и поставил август (если только это август). То что написано на картуше снизу - разобрать невозможно. Но то, что это Генрих - несомненно. Портрет называется Hienryk Valezy. Именно так звали в Польше Генриха де Валуа.

mazarin:

LS: Эта "фотожаба" - к чему?

mazarin: А можете удалить, если хочите... Просто тема интересная завяла. К тому-же, увидев эту жабу, я понял, что не только у меня имеются основания находить много общего между Анри и Луи. По крайней мере, что-то я не видел, чтоб других королей рядили в одежды короля-солнца.

mazarin: Убийство Генриха III

La Louvre: Генрих III в дамском платье

Вольер: Генрих Валуа, король Польши

Вольер: Эмалированный кувшин, датируемый примерно 1600 годом. По центру слева – Генрих III, правее – Генрих Гиз. Вот такое соседство... Вообще-то там ещё изображены король Швеции, Филипп II Испанский, принц Пармский, Карл Лотарингский и Роберт Дадли. Так сказать топ-7 принцев католицизма XVI века.

Вольер: Посетители базилики Сен-Дени часто фотографируют эту непонятную витую колонну, не зная, что она служила местом захоронения сердца Генриха III. Создана она была усилиями д'Эпернона, не забывшего монарха, которому он был обязан своим возвышением. В 1633 году он заказывает эту колонну скульптору Жану Паго, к 1635 году работа окончена, и в верхней части монумента располагается золоченая бронзовая урна, содержащая сердце последнего короля династии Валуа. Находилась колонна в Сен-Клу. В 1792 году церковь и находящийся в ней монумент были разграблены и осквернены. Постамент и верхняя часть монумента, где находилась урна, исчезли. Колонна сохранилась благодаря усилиям небезызвестного Александра Ленуара и в 1817 году по распоряжению Луи XVIII была помещена в базилику Сен-Дени. Расположена она в базилике достаточно неудобно: прямого доступа нет, поэтому приходится фотографировать на расстоянии. Подписи, расположенные рядом с другими надгробиями, также вводят неискушённых людей в замешательство. Останки несчастного Генрике теперь неизвестно где... Впрочем, как и многих других французских монархов. (

Стелла: Социальные потрясения типа революций и народных восстаний омерзительны еще и потому, что лишают прошлого.

Вольер: Медальон с изображением Генриха III, находится в Лувре по состоянию на январь 2015 г. Пока фотографировал, с грохотом уронил фотоаппарат на защитное стекло, которое сдвинулось, но никто из охранников не обеспокоился. Надо было аккуратно забирать медальон, не сориентировался... )))

Delfiniya: Вольер пишет: Останки несчастного Генрике теперь неизвестно где... Впрочем, как и многих других французских монархов. Как это где? Там же, в оссуарии Сен-Дени, в одной куче за стенами с плитами, где выбиты имена всех захороненных в усыпальнице королей и королев.

Вольер: Delfiniya пишет: Как это где? Там же, в оссуарии Сен-Дени, в одной куче за стенами с плитами, где выбиты имена всех захороненных в усыпальнице королей и королев. Пардон, конечно. Спасибо за поправку. Наверное, я сердце имел в виду, оно – неизвестно где. А останки именно здесь, в Сен-Дени:

Серж де Бюсси: Всех, кто есть ВКонтакте, приглашаем в группу, посвящённую такому малоизвестному для русского читателя периоду французской истории, как Итальянские войны 1494–1559 гг. click here



полная версия страницы