Форум » История » Реальность и вымысел? Было или не было? » Ответить

Реальность и вымысел? Было или не было?

Diana: Хочу предложить вашему вниманию статью о Жиле де Ре по прозвищу Синяя Борода. Я бы с удовольствием послушала и другие истории о людях,которые вроде и существовали,а вроде и....нет.Такие как Дракула,Король Артур,Робин Гуд и так далее.

Ответов - 19

Diana: Итак статья: «Доблестнейший из рыцарей» , правая рука Жанны д’Арк , преданный христианин .Черный маг ,педофил и убийца детей . Все это – один и тот же человек , барон Жиль де Рэ , оставшийся в памяти потомков под именем Синяя борода. Страшную историю о колдуне ,который за любопытство наказывал своих жен смертью ,мы помним с детства . У бывшего замка Жиля де Рэ в Веррьере растут семь деревьев , отмечающих число жен Синей Бороды . А в замке Тиффож посетителям показывают комнату ,где барон резал детей , и надгробный камень , под которым похоронены убитые жены . И никто не сообщает жадным до впечатлений туристам , что на самом деле Жиль де Рэ получил замок Тиффож в качестве приданого Китрин де Туар- первой и единственной жены ,пережившей к тому же своего супруга… Подлинная история Синей Бороды имеет такое же отдаленное отношение к своему литературному образу ,как и в случаи с преданиями о Робин Гуде, графе Сен- Жермене и Дракуле .Узнаем же ,как жизнь маршала Франции соотносится со знаменитой сказкой Перро о колдуне – женоубийце. ЮНОСТЬ. Жиль де Лаваль барон де Рэ (осень 1404 г. – 26 октября 1440 г. ) родился в одной из богатых и благородных семей Франции . Родители дали первенцу прекрасное воспитание , с детства заразив его редкой по тем временам любовью к книгам . Однако начитанность мальчика совсем не означала кроткого нрава : с оружием юный Жиль тоже управлялся лихо . В 1415 году Жиль осиротел . Опекать одиннадцатилетнего барона де Рэ взялся дед по матери , Жан де Краон . Он нанимал лучших учителей по воинским дисциплинам , и во владениях деда Жиль мог творить буквально что угодно . С четырнадцати лет молодой барон участвовал в стычках с англичанами , и уже тогда за ним отмечали храбрость и безрассудство . В шестнадцать дед счел Жиля достаточно взрослым для женитьбы и начал энергично устраивать его брак . Несколько выгодных партий провалились по политическим причинам : де Рэ был столь богат и знатен , что хороший брак мог поставить его выше самого короля . Катрин де Туар была кузиной Жиля , ее обширные земли граничили с его собственными .Юный барон сделал Катрин предложение , от которого она не смогла отказаться : попросту выкрал ее на прогулке . После дедовых хлопот брак был признан законным , и жена принесла Жилю де Рэ в приданное около ста тысяч ливров в золоте и недвижимости . Это сразу сделало его богатейшим человеком во Франции и , возможно , во всей Европе . Но тихие семейные радости не были уделом Жиля .

Diana: ВОЙНА Шла Столетняя война . Жиль де Рэ набрал за свой счет большой отряд кавалеристов ,поставил их под родовое знамя с черным крестом на золотом фоне и задумался , на чью стороны встать . Вопрос был не праздный . Сильный отряд кавалерии под талантливым командованием мог кардинально поменять соотношение сил . Что и произошло ,когда Жиль появился при дворе дофина Карла , некоронованного наследника французских королей . Победа Франции и дофина была предрешена , когда ко двору явилась Орлеанская Дева – Жанна Д ‘Арк . Для Жанны у Карла было сформировано отборное войско . Летописцы рассказывают о красоте Жанны и о сильной , но платонической любви , которую питал к ней Жиль . По личному желанию Жанны , де Рэ сам охранял ее в боях . Многие писатели впоследствии представляли Жанну и Жиля как ангела и демона . Однако эта пара стоила друг друга . Оба были набожны , смелы , фанатично верили в победу Франции и считали , что мир склонится перед ними . А также …отличались жестокостью к врагам . Жанна угрожала казнью любому из мирных жителей , кого начинала подозревать в помощи англичанам . Жиля прозвали «вешателем» : такая судьба ждала любого пленника , который был не в состоянии заплатить ему выкуп . И Дева , и де Рэ жили по одному закону – закону победы , которая стоит любой крови . Отряд Жиля был ядром армии , с которой в 1429 году был взят Орлеан .Затем англичан выгнали из соседних провинций и , наконец, - из Реймса , где хранились королевские регалии .17 июля 1429 года дофин стал королем Франции Карлом VII . На церемонию коронации герои вошли вместе: Жанна по правую руку дофина ,барон де Рэ по левую . После коронации барон де Рэ получает звание маршала Франции . Но во Франции растет недовольство : при дворе считают , что Жанна и ее полководцы стали слишком популярны и попросту зарываются . Маршал де Рэ стал первым советником Жанны и на военных советах резко обрывает несогласных , не считаясь со знатностью . И вот после неудачного наступления на Париж король отзывает Жиля из армии Жанны . В мае 1430 года Жанна попадает в плен. Маршал обращается к Карлу VII ,но тот не намерен выкладывать огромную сумму за выкуп Орлеанской Девы , которая свое дело уже сделала….Выкупил Жанну регент Англии , чтобы передать суду в Руане .Во время суда де Рэ ,единственный из сторонников Жанны , делает попытку ее освободить. Маршал опоздал : он не успел даже подойти со своим отрядом к Руану , когда получил весть о казни Жанны.

Diana: РАЗВЛЕЧЕНИЯ После казни Жанны де Рэ вышел в отставку и удалился в свои владения . Жена с дочерью жили отдельно и не виделись с бароном по много месяцев . Орлеанская Дева стала единственной женщиной , которой удавалось вызвать у Жиля горячие чувства , зато вся Бретонь зубоскалила по поводу симпатичных пажей барона. Де Рэ вел жизнь более разгульную и богатую , чем сам король , предаваясь излишествам буквально во всем: если охрана – то в две сотни рыцарей , если стол – то с богатыми блюдами и дорогими кипрскими винами .Замки его были открыты для множества гостей , которых щедро угощали и развлекали . Отдельного изумления заслужила у всей Франции «Орлеанская мистерия» , которую заказал барон в прославление Жанны . Трубадуры написали 20500 стихов , играли около пятисот актеров , причем де Рэ исполнял роль самого себя .За каждую серию представлений барон выплачивал по 80 тысяч золотых экю – это был годовой доход среднего графства . Но и самый полный кошелек не бездонен , чем маршал со временем обеспокоился . Передовой наукой того времени была алхимия , так что образованность сыграла с бароном дурную шутку . Жиль резко активизировал изыскания по обращению свинца в золото . Весь первый этаж замка Тиффож переоборудуется под алхимическую лабораторию , де Рэ скупает дорогостоящие ингредиенты – акульи зубы, ртуть, мышьяк . Несколько алхимиков во главе с самим бароном упорно пытаются добыть золото из менее благородных металлов , но опыты ничего не дают .И вот появляется злой гений де Рэ – некромант Франческо Прелатти , ловко внушающий доверие к своим якобы магическим способностям . То,чем занимался Прелатти , было по нашим понятиям шарлатанством , но по тем временам – черной магией .Он взялся вызвать для Жиля дьявола , чтобы испросить денег .Раз успешно вызванный дьявол вроде бы действительно доставил золото , но когда барон пожелал до него дотронуться с крестом в руках , все золото обратилось в пыль рыжего цвета .Единственный вывод , который сделал де Рэ , - что нечистый на этот раз обманул его , но в принципе получение денег возможно… Чтобы покрыть расходы , барон закладывал свои земли герцогу Бретонскому . Возвращать владения герцог совсем не хотел , а Жиль был человеком ,который мог раздобыть денег для выкупа не алхимией , так воинским искусством . Так что герцог Бретонский ждал лишь повода расправиться с бароном . Повод представился в 1440 году .Со стороны это похоже на черный анекдот ,однако поступок приведший Жиля к позорной гибели . был совершенно в его духе .В одном из замков ,отданных в заклад ,управляющим стал человек герцога , священник .Слуги де Рэ ,проезжая мимо замка ,попросили ночлега .Управляющий отказал .Жиль , узнав об этом , пришел в ярость – ведь замок номинально принадлежал ему , никто не мог отказать в приеме его слугам! Маршал примчался , отыскал управляющего в замковой церкви , надавал зуботычин прямо у алтаря и увез с собой . Продержав некоторое время в кандалах , « чтоб знал свое место» , де Рэ выпустил священника . И через некоторое время получил приглашение в главный суд Бретони для рассмотрения дела об оскорблении священства .Прямолинейный маршал и не подумал увиливать.


Diana: ОБВИНЕНИЕ Де Рэ обвинили в ереси , алхимии , а главное – в похищении детей , которых он сам и его слуги якобы жестоко насиловали и затем приносили в жертву дьяволу . Жиля заточили в тюрьму и приступили к следствию .В успешности суда герцог Бретонский не сомневался – следствие едва началось , а он уже переносил межевые столбы на бывшие владения барона . Кроме самого Жиля , следствию подверглись пятеро его слуг , ко всем применили пытки , и все дали признательные показания . Правда в цифрах путались : называли от 140 до 800 жертв . «Звездой» следствия стал Прелатти , много и охотно рассказавший о сношениях с дьяволом – как собственных , так и барона , который « просил для себя три великих дара : всеведения , богатства и могущества ». В качестве свидетелей о пропавших детях допросили 29 человек . Все показания носили откровенно сказочный характер : жил-был маленький мальчик , и вот он куда-то делся – по слухам , попал в замок де Рэ , где его убили . Следствие принимало даже такие нелепые обвинения , как : « Я слышал , что в замке Шамтосе нашли сундук , полный мертвых детей». То , что вокруг замка барона перекопали всю землю , но так и не обнаружили ни одного детского тела , никого не смущало . Когда дело наконец дошло до заслушивания самого де Рэ , он обозвал судей «разбойниками и богохульниками» и воскликнул , что «предпочел бы скорее быть повешенным , чем отвечать таким церковникам и судьям» . В ответ на оскорбления Жиля отлучили от церкви . Для набожного человека , соратника Божьей Девы , это стало страшным ударом . Он тут же признал чтение книг по алхимии и постановку соответствующих опытов . Но все остальное Жиль отрицал , более того – чтобы доказать невиновность , сам предложил судьям прибегнуть к ордалии. Судьи решили ограничиться простыми пытками… Через несколько дней Жиль де Рэ подтвердил все обвинения. Из материалов следствия можно сделать вывод , что ему дали понять : казни через сожжения все равно не избежать , но если он согласится с обвинением , то отлучение снимут . От барона требовалось лишь повторять : «Да , виновен!». Де Рэ был осужден как «еретик , вероотступник , вызыватель демонов , повинный в преступлениях и противоестественных пороках , содомии , богохульстве и осквернении неприкосновенности церкви». После покаяния тридцатишестилетний маршал Франции был задушен и положен на костер вместе с телами слуг . Родственникам разрешили забрать тело , прежде чем до него доберется огонь . Прелатти , который , казалось бы , заслуживал кары по тем же самым обвинениям , благополучно отпустили. Прославившийся Прелатти стал придворным алхимиком герцога Анжуйского , но через несколько лет все-таки был казнен за подделку печати своего покровителя.

Diana: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ Со временем легенда о бароне де Рэ обрастала подробностями . Уже в хрониках современников ,помимо множества убитых детей ,откуда-то появились «заколотые беременные женщины» ,о которых на процессе и речи не было .Причиной , видимо , была известная неприязнь маршала к женскому полу. Вскоре из рассказов убитые дети пропали вовсе , зато непонятные беременные женщины превратились в умученных жен , числом , как водится в сказках семеро , а в качестве наглядного доказательства сделки с дьяволом возникает мрачная синяя борода . В реальности борода маршала Франции была русского цвета , но костер , на котором побывало тело , наверняка изменил ее окраску .Генри- Чарлз Ли в своей «Истории инквизиции в средние века» , упоминая процесс Жиля де Рэ , пишет «Предание рассказывает , что именно демон изменил в ярко- синий цвет бороду Жиля , которой он раньше гордился…». Спустя 250 лет сказочник Шарль Перро записал несколько историй бретонского фольклора относительно Жиля де Рэ . Одна из них содержала следующую версию приобретения синей бороды : «Мимо замка Жиля де Рэ едут граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер .Жиль ( обладающий ,как сказано , бородой прекрасного рыжего цвета) приглашает их к себе на обед. Но когда гости собираются уезжать , Жиль приказывает бросить графа в «каменный мешок» и предлагает Бланш стать его женой . Бланш отказывается , Жиль настаивает . Он ведет ее в церковь , где обещает ей свою душу и тело в обмен на согласие . Бланш соглашается , и в тот же миг превращается в Дьявола синего цвета . Дьявол смеется и говорит Жилю: « Теперь ты в моей власти». Он делает знак , и борода Жиля де Рэ становится синей . « Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем ,- кричит Дьявол .- Тебя будут звать Синяя Борода !». Сказка о Синей Бороде , литературно обработанная Перро , увидела свет в 1697 году в сборнике «Сказки матушки Гусыни». И скоро весь мир узнал историю «человека , у которого водилось множество всякого добра , но , к несчастью борода у этого человека была синяя , и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид , что все девушки и женщины , бывало , как только завидят его , так давай бог поскорее ноги». Даже в первом русском издании значилось : «В Синей Бороде Перро видели иногда историческое лицо , а именно бретонского дворянина Жиля де Лаваля , маршала Рецкого , носившего прозвище Синяя Борода…». Сюжет жизни барона отразился не только в сказке о Синей Бороде , но и – куда более точно – в жанре распространенной в 19 веке готической новелле. Популярная для жанра тема : молодой человек посвящает себя мистическим поискам , желая раскрыть тайны бытия , получить неземную мудрость и власть ; в своих исканиях он сталкивается с дьяволом и подписывает с ним контракт в обмен на бессмертную душу . Но дьявол при первом удобном случае обманывает его и бросает со славой злодея . Уделом героя в таких готических новеллах неизменно становились всеобщее осуждение и позорная смерть. Имя Жиля де Рэ в качестве маньяка Синей Бороды , убийцы женщин и детей , упоминали разные авторы готического или оккультного жанра : Роберт Блох ,Артур Мейчен , Еремей Парнов…А в небольшом рассказе Кира Булычева « Синяя Борода» злодеем оказывается начальник лаборатории , который демонтирует недисциплинированных биороботов . Не так давно французские юристы вновь подняли дело и решили , что процесс был сфабрикован в однозначно корыстных целях .В 1992 году ,спустя 552 года после казни, Жиль де Рэ был признан невиновным и официально реабилитирован . Но на устоявшийся образ это повлияло мало –герцог Бретонский сделал беспроигрышную ставку ,когда решил превратить героя в ужаснейшего злодея . Такого рода истории всегда будут иметь успех .

Diana: фото к статье:[url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url]

Diana: [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url]

Diana: [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url] [url=]click here[/url]

Жан : Diana пишет: Не так давно французские юристы вновь подняли дело и решили , что процесс был сфабрикован в однозначно корыстных целях .В 1992 году ,спустя 552 года после казни, Жиль де Рэ был признан невиновным и официально реабилитирован . Не только корыстных, но и политических. Герцог Бретонский был союзником англичан, а Жиль де Лаваль сражался против них. К тому же Жиль вызвал неудовольствие короля. В 1440 году он принял в своих владениях дофина Людовика, хотя и отказался принять участие в мятеже. Ко всему прочему Карл избавлялся от всех влиятельных соратников Жанны, а Жиль раздражал его тем, что был единственным, кто пытался ее спасти, в то время как король бездействовал. Поэтому когда маршал написал ему письмо с просьбой о помощи, Карл сделал вид, что ничего не происходит.

Diana: Жан пишет: Не только корыстных, но и политических. Вот,вот!А человек-то по большому счету и неплохой был.У всех свои недостатки,но ТАК оболгать....Я на днях получила каталог Мир Книг,так там опять предлагают книгу Шарля Перро с его "замечательными,страшными сказками о Синей Бороде". Я думаю как бы французские юристы не старались,но о Синей Бороде уже не будут говорить,как о герое,стороннике Жанны.Он для многих так и останется Синей Бородой-мучителем.Обидно,но такова жизнь.В конце концов,как сказал кто-то:"Плохая реклама,лучшая реклама".С Жилем так и вышло.Ведь согласитесь, о нем знают больше людей,он более популярен и говорят о нем чаще чем о том же герцоге Бретонском.

Snorri: Очень хорошая статья, спасибо. Очередной пример того, как можно оболгать человека - не только в глазах современников, но и потомков.

Anetta: Diana Я бы с удовольствием послушала и другие истории о людях,которые вроде и существовали,а вроде и....нет.Такие как Дракула,Король Артур,Робин Гуд и так далее. Король Артур на службе истории На протяжении многих столетий (а легенде об Артуре минимум 14 веков) поколения британцев всякий раз придумывали для себя нового короля - в зависимости от их насущных интересов, исторической целесообразности и практической выгоды. На вопрос о том, являлся ли Артур подлинной исторической личностью, возможно, так никогда и не будет ответа. По одной версии, он - личность мифическая, придуманная, по другой - некий "настоящий" Артур, римский солдат или глава одного из населявших древнюю Британию племен. Подтвердить или опровергнуть факт его существования невозможно: недостаточно улик. В одном можно не сомневаться - даже если прототип и существовал на самом деле, он мало походил на знакомого нам по книгам и фильмам персонажа. "Тот Артур, которого знаем мы, - некая расплывчатая личность, характер которой развивался на протяжении более тысячи лет, - объясняет Ник Хайэм, специалист по истории Средневековья манчестерского университета. - У каждого писателя, поэта, сценариста, режиссера свое представление, отличное от других - "навязанное" интересами аудитории". Таким образом, можно сделать вывод, что если кто-то хочет изучать историю легендарного воина, нужно изучать целую вереницу разных Артуров, появившихся на свет по желанию отдельных поколений, которым этот герой подчас помогал добиться неких насущных историко-социологических задач. "Антинацист" Первое упоминание о короле Артуре датируется примерно 600 годом н.э., когда древними жителями Уэльса было создано стихотворение Y Gododdin, в котором говорится о сильном и доблестном воине. Кроме этого, Артур фигурирует и в работе, созданной при дворе валлийского короля Мерфина "История британцев" (History of Britons), которую относят к IX веку нашей эры. И все же Артур - в современном понимании - впервые сходит со страниц работы оксфордского монаха Джеффри, жившего в XII веке. "Именно он считается отцом легенды, когда Артур, вобрав в себя валлийские и корнуоллские фольклорные традиции, стал британским эквивалентом Александра Македонского или Юлия Цезаря", - говорит Ник Хайэм. Монах Джеффри стал первым, представившим Артура не просто воином и предводителем. В его "Истории королей Британии" (History of Kings of Britain) Артур - прежде всего, христианин, покровитель церкви и щедрый правитель. Джеффри пошел еще дальше, сделав Артура потомком троянцев, достигших островов под началом мифического Брутуса (отсюда якобы и происходит название Британии). Троянские корни Артура были крайне выгодны норманнам, покорившим Британию в 1066 году. Новой элите было важно распространить влияние древнего короля и на континент, где он должен был соперничать по популярности с самим Карлом Великим. В дальнейшем средневековые авторы создавали в своих произведениях "разных" Артуров - с непохожей биографией и существенно отличающимся прошлым. От великого воина, сражавшегося с саксами, до христианского сподвижника; от разнузданного рыцаря до могущественного повелителя, завоевавшего множество соседних королевств. Романтический элемент был внесен в начале XIII века. Естественно, "этот" Артур обрел наибольшую популярность во времена романтизма - шесть веков спустя. В XX веке, во времена Второй мировой войны и нацистской Германии, Артур вновь встал на службу государственных интересов. Британцы тогда пытались найти в своей древней истории более "достойное" прошлое, нежели массовую миграцию из Германии древних саксов. Так войны короля Артура с саксами обрели вполне современное - антинацистское - звучание. Однако, говорит Ник Хайэм, это лишь очередное звено в длинной цепи разнообразных Артуров, явно не последнее: "Был ли он на самом деле или нет - не имеет значения. Важное историческое значение несет не он, а его трактовки и разные роли". Екатерина Добровольская специально для bbcrussian.com в пятницу, 30 июля 2004 г на британские экраны выходит новый исторический фильм - о легендарном короле Артуре. статья

Джоанна: Давайте не будем забывать и о Владе Дракуле, который, хотя вампиром и не был, кровь людям бередит до сих пор)) Это вот отсюда: http://kut.org.ua/movie_a0001.php Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Утверждать подобное, все равно, что доказывать, что Казанова был девственником, Шекспир слыл безграмотным, а Бонапарт ничего не смыслил в баллистике артиллеристских ядер. Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности. Ни один серьезный письменный первоисточник, ни одно заслуживающее уважение историческое свидетельство не указывают на такое характерное свойство его многогранной натуры. Анналы про то молчат упорно. Конечно, при этом считать его вегетарианцем и пылким другом детей было бы сильным преувеличением. Изверг был редкий. Но факт гемофагии остается напрямую не подтвержденным. В Румынии, на родине знаменитого графа, сложилась ныне связанная с его именем критическая ситуация. Назревает изрядный скандал. В неистовом ристалище столкнулись две ипостаси пресловутого персонажа. С одной стороны — книжно-киношный упырь с окровавленными клычками и растопыренным маникюром. Неугомонное в течение ста последних лет литературное детище Брэма Стокера, который и в Румынии-то никогда и не был. А с другой — его изначальный прототип Влад Цепеш, "подлинный национальный герой и немеркнущий светоч государственной независимости". В начале прошлого года румынское правительство с помпой обнародовало проект по возведению нового парка "для культуры и отдыха трудящихся" — "Дракулаленда". В "гомеровском" тендере претендентов на право разместить у себя этот суперобъект соревновались семь городов, но победили Сигишоара, родина Влада, и Снагов монастырь, место, где Дракула погиб и был погребен. Первая очередь "Дракулаленда" площадью 60 гектаров обещалась сдаться в эксплуатацию уже летом. Предполагаемая стоимость этого весьма перспективного затеища — от 40 млн. зеленых и более. В Румынии уже началась продажа акций проекта. Их эмиссия на сумму в 5 миллионов долларов — первый шаг к финансированию проекта по созданию парка устрашающих развлечений. Одним из первых владельцев акций, кстати говоря, стал премьер-министр страны Адриан Нэстасе. Уже определились весьма и весьма авторитетные генподрядчики в лице немецких компаний Westernstad Pullman City и Siemens. Предполагается, что на площади в 130 гектаров разместится еще один замок Дракулы и огромное количество всяческих развлекательных технотронных примочек — американских горок и долин ужасов, душераздирающих аттракционов, леденящих кровь лабиринтов, заколдованных рощ и прочей санкционированной нечисти. Плюс Всемирный Институт вампирологии и дракуловедения с библиотеками и конференц-залами. Плюс сеть питейных и игорных заведений, где посетители могут отведать эксклюзивные напитки, как алкогольные, так и без — по виду имитирующие кровь. Вдобавок особым гурманам местное меню предлагает роскошное блюдо — крысу, приготовленную из курятины. А для развлечения во время трапезы в шею клиента за отдельную таксу будут впиваться резиновыми клыками специально приглашенные актеры, загримированные под вампиров. Правда последующее превращение жертвы в вампира не гарантируется, но успех затеянного предприятия ожидается умопомрачительным. Итого, моднее и выгоднее темы для несчастной, постсоциалистической Румынии, жаждущей западного капитала, придумать трудно. Доминируют державные бренды. Дракула для Румынии в сложившихся ассоциативных штампах западного восприятия, как киевское "Динамо" — для Украины. Опознание самодостаточно и обжалованию не подлежит. Местные интеллектуалы тоже оказались далеко не в накладе. В 1994 году группа румынских историков учредила "Трансильванское общество Дракулы" — "ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле". Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по "следам боевой славы" Влада Цепеша находится в ведении общества. Один только замок Бран ежегодно посещают десятки тысяч туристов. С этими "следами" просто анекдот. В сегодняшней Румынии куда ни глянь, ни плюнь — сплошь и рядом "тут был сам Дракула". Не уступает ей в этом и соседняя Венгрия. Куда не ткнись, повсюду он. Если не родился, то наверняка крестился или женился. Но обязательно оставил свой кровавый след. Лапшевешание на каждом шагу. Любые развалины, любое архитектурное сооружение, успевшее прилично состариться, теперь связывается с громким именем чемпиона вампиров всех народов и времен. Безусловно, и Брашов, и Сибиу, и Альба-Юлия, и Хунедоара, и Сигишоара — средневековое ожерелье Трансильвании, как и древние твердыни восточного Прикарпатья — Байя, Сирет и Сучава, имеют право претендовать на это. Впрочем, как и венгерские "святыни" — "Башня Соломона" в Вышеграде, вблизи Будапешта, замки Фегераш и Фогараш, крепость Эгер и пр. Но порой доходит до курьезов. Тот же замок Бран, на самом деле летняя резиденция румынских королей, был "открыт" рьяными американскими зеваками, одержимыми дракуломанией, и быстро превращен ими в "родовое гнездо графа". Так и значится теперь во всех рекламных туристических проспектах. Под лозунгом: "Хотите, чтобы здесь был Дракула? Будет!" И таких плодов культового кича становится все больше. Единственную гостиницу местечка Бистрица, определенную Брэмом Стокером "методом картографического тыка" как цель путешествия Джонатана Харкера, городские власти срочно переименовали в "Золотую корону" — в строгом соответствии с текстом романа. Чего не сделаешь в угоду вездесущему турбизнесу? "Общество Дракулы" раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы — одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч! В середине мая прошел очередной III Международный конгресс исследователей наследия Дракулы. Состав участников — сплошь профессора да академики со всех концов света. На самом деле, это довольно забавная тусовка приколистов. Основная тема всех докладов была посвящена обсуждению темы страха во всех его проявлениях. Хочешь — рассуждай о Дракуле, хочешь — о клаустрофобии с агорафилией. Каждый был волен выбрать любую понравившуюся тему. Например, английский профессор Виктория Амадор прочла очень актуальный доклад о страхе старения среди американских актрис. А испанский профессор Жулио Анджел Оливарес Мерино битый час рассуждал о том, как, наверное, страшно быть похороненным заживо… И тому подобные, не менее серьезные научные проблемы. Говорят, на предыдущем конгрессе его участники забавлялись достаточно оригинально — на местном кладбище выли скопом на луну. К сожалению, на сей раз эту важную часть научной программы конгресса сорвала облачная погода. Похоже, Сигишоара по праву становится вселенской столицей вампиризма, и "Дракулаленду" в ее окрестностях суждено плодиться и размножаться. Хотя православный клир и духовно осознанная общественность против, на них мало кто обращает внимания. В кровь народа, носящего гордое имя Вечного Города, бацилла легкой наживы похоже проникла всерьез и надолго. Но вот загвоздка. Оказывается, главная "Баба Яга" — против. На обрадовавшихся было соотечественников Дракулы вдруг резко "наехали" заокеанские владельцы копирайтов и начали круто качать свои права. Затевается серьезная судебная тяжба. Голливудская компания Universal решила напомнить, благодаря кому и чему Румыния обрела стойкий перифраз "края Дракулы". Опыт "Дракулаленда" не нов. Universal по сути единственный и безраздельный владелец подобного рода парков и заведений по всему миру. Гиперкоммерческий бренд целиком принадлежит ей — и своих исконных прерогатив "на экранизацию романа Брэма Стокера и атрибутику его героев" она уступать никому не собирается. Подобная ситуация отнюдь не первая. Этот сыр-бор периодически возгорается еще с периода написания пресловутого романа. Известно, что стимуляторами написания шедевра о вампире послужили ревность и зависть к знаменитому Оскару Уайльду. Стокер автора "Саломеи" и "Портрета Дориана Грея" просто ненавидел. Известно, что жена его Флоренс долгие годы была влюблена в великого современника, который оказывал им честь слыть другом семьи, в то время когда аутсайдер Абрахам перебивался литературной поденщиной и обслуживанием в качестве "импресарио и личного секретаря сэра Генри Ирвинга, актера". Эстетка не одну пинту крови выпила из своего постоянно помыкаемого мужа-неудачника с комплексами провинциала и ирландца. Не случайно "Граф Дракула" вышел в 1897-ом, спустя год после скандального процесса над "гомосексуалистом и изощренным растлителем молодежи". Брэм Стокер взял свой реванш. Его роман стал абсолютным бестселлером. А осчастливленная супруга, овдовев, еще долго стригла купоны с его посмертной славы, цепко качая авторские права на вампира-номер-один. Как это и случилось в 1922 году, когда выпорхнула первая ласточка экранизации романа под названием "Носферату — симфония ужаса" Фридриха Вильгельма Мурнау, не взирая на то, что продюсерам выпускавшей ленту компании Prana Films так и не удалось приобрести права на киноверсию. Хотя название, собственные имена и топонимы были изменены — Лондон стал Бременом, а Дракула — графом Орлоком — неистовая вдова подала на создателей фильма в суд и выиграла. Копии "Несущего чуму" были уничтожены. Но к счастью не все. "Носферату" и по сей день пользуется бешенным успехом и по праву считается шедевром мирового кино и манифестом немецкого киноэкспрессионизма в частности. Его демонстрации в нынешние времена стало модным сопровождать целыми оркестрами с исполнением специально написанных симфоний. Подобные акции недавно радовали и Москву с Питером, и Киев … Но и на старуху находит проруха. Во времена Великой депрессии Флоренс благополучно "пролетела", практически за бесценок сбагрив "с концами" стокеровский патент Голливуду, в итоге и благодаря чему великая киноистория Дракулы сделала следующий, уже заокеанский, виток вверх. В 1931 году Тод Браунинг снял первого голливудовского "Дракулу". Человекообразную, летучую мышь "Носферату", с маленьким, голым, лопоухим черепом и мерзкими когтями, сменил полный завораживающего изящества, лощеный аристократ с развевающимся плащом, во фраке и пелерине на шелковой подкладке. Фраза «I — am — Dr-ra-cula!» — с характерным венгерским выговором, с которой Бела Лугоши появился на экране, навсегда стала культовой. Его восковая фигура до сих пор украшает музей мадам Тиссо. С тех пор покатилось. Фильмография "Дракулиады" на сегодняшний день насчитывает около сотни картин — от экранных шедевров до откровенно проходной кичухи, со всеми этими Блакулами, Вурдалакулами, Алукардами, графами-Йоргами и их многочисленным потомством. Не говоря уже о "ярком мире ролевых компьютерных игр", вроде "Камарильи", "Маскарада", "Дракулы 1-2" и пр. Снята была в 1974 году и рок-н-ролльная версия, продюсером и исполнителем одной из ролей которой стал битловский "ударник" Ринго Старр. В том же году общепризнанный мэтр поп-арта закатил и своего "Дракулу Энди Уорхола" с прикольными наворотами в духе времни — в виде Че Гевары и цитат из Троцкого и Мао. В 1979-ом "германский гений" Вернер Херцог снял римейк "Носферату" со своим любимым Клаусом Кински, которому под упыря можно было бы и не гримироваться. И не менее интересна "Тень вампира", "кино о кино", снятое недавно Элиотом Мериджем, с Джоном Малковичем и Уиллом Дефо — о легендарных, полных мистики съемках "Носферату" Мурнау. А роскошного "Дракулу Брэма Стокера" (1992) Френсиса Форда Копполы с Гэри Олдменом, Энтони Хопкинсом и Вайноной Райдер видели наверное все, включая вампиров в гробах. Конечно же, за семьдесят лет триумфального шествия Дракулы Голливуд сделал все для его раскрутки. И, естественно, в битве за угрозу собственному урожаю, у Universal Studios имеются все неоспоримые приоритеты, но узурпировать авторское право на имя исторической личности ей вряд ли удастся. Веселенький получился бы нонсенс — поединок слоенного торта с коньяком за право называться "Наполеоном"! И коль скоро масскультурный миф, будь то Дракула вампиром или национальным героем, пользуется всемирной популярностью, власти Румынии все же намерены, по выражению министра туризма Матея Дана, "продать его в красочной упаковке". Эксплуатировать имя Дракулы на полную катушку выгодно во всех отношениях. От такого дельца Бухарест вряд ли отступится. Можно обойтись и без бренда примы упырей, и так раскрученного до упора. Истинный, исторический Дракула, как антитеза стокеровскому, впечатляет гораздо круче. Потому как в самой Румынии до недавнего времени роман был запрещен лично тов. Николаэ Чаушеску, как "порочащий имя выдающегося сына румынского народа". В народе же сам Чаушеску за глаза заработал нелестную кличку "Дракулеску" и кончил так же плохо, как и его кумир — пал от рук собственных поданных. И посему официальная румынская идеология снова взяла курс на "демонстрацию" образа Дракулы в прямом звучании этого слова, то есть организует "процесс, обратный превращению в монстра". Киностудия Castel Film запускает грандиозный по меркам Румынии — смета около 8 млн. долларов — кинопроект "Влад Цепеш", основанный только на подлинных исторических фактах. И во рту у главного героя не будет ни капли крови, кроме его собственной. Ведь все-таки валашский господарь Влад III Дракула (1431-1477) крови не пил. Он, наоборот, лил ее реками. Озерами разливал, морями. Купался в ней, по пояс, по шею бродил… Но не пил — не доказано. Не пойман, не помнят. Иначе прозвали бы его Владом Кровопийцей или Владом Упырем, например. А так он "Цепеш" — "Колосажатель", т.е. любитель на кол насаживать. Казнь эта, одновременно являющаяся медленной пыткой, страшная. Проникла она в Европу с востока, из Ирана, посредством османских орд. По свидетельствам французского посланника при дворе Блистательной Порты, где эта казнь применялась вплоть до ХІХ века, на тупом колу при диаметре у основания 25-30 см, без смазки или с тормозящими скольжение заусенцами обреченный живет от 3 до 7 часов, умирая после прободения диафрагмы, а опускается полностью около 12 часов. Просто волосы дыбом встают и шевелятся. Если, следуя историческим аналогиям, слить воедино "светлый" образ Ивана Грозного с темным ликом его главного подручного и палача Малюты Скуратова, то получится нечто, весьма напоминающее кровавого правителя. Даже покруче — историки Р.Макнелли и Р.Флореску идут дальше, заслуженно считая его родоначальником тоталитаризма и предтечей Гитлера и Сталина. И есть за что. За годы своего правления Дракула по разным данным угробил от 40 до 100 тысяч свих соотечественников. И это при том, что население маленького Валашского княжества, края вольнолюбивых горцев, овчаров и плотогонов, к середине ХV века вряд ли превышало триста тысяч. Влад Цепеш, без преувеличений, учредил тотальный геноцид собственной нации. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных, а во время самого дикого из учиненных им побоищ в 1460 году, в день Святого Варфоломея, в одном из городов Трансильвании было казнено 30 тысяч человек. И это впечатляет не менее знаменитого парижского избиения гугенотов католиками, случившегося столетием позже. Правда, большая часть посаженных на кол были скорее «насажены», ибо согласно средневековым гравюрам Цепеш нанизывал на кол преимущественно животом. А этот метод применялся не столько в качестве казни-пытки, которой является «анальное колосажание», а для демонстрационного устрашения живых. Об этом свидетельствует и толщина кольев — «пыточный» гораздо толще. Только от этого на душе не легче. Чезаре Борджиа, более поздний современник Дракулы, знаменитый вдохновитель "Государя" Николо Макиявелли и европейский эталон коварства и жестокости, выглядит просто нежным, кротким бамбини супротив карпатского изувера и кишкомотателя. Эдаким немного вычурным, интеллигентным интриганом, шаловливым сынком при попустительстве папаши. Тем паче, когда папаша — сам папа римский. То было бурная эпоха. "Золотой век" дунайской истории. Очередной девятый вал турецкого нашествия. На юге пали Афины, осаждена Морея, обложен Трапезунд. Византия агонизировала, взывая о помощи к христианским монархам и папе. Но тщетно, османская экспансия достигла своего апогея. Константинополь пал в сентябре 1453 года и на его руинах, пред очами пораженной Европы встал Истамбул, новая сиятельная столица Отаманской Порты. А на западе Франция выдыхает последствия Столетней войны. Ее конец благополучно совпал со взятием Константинополя турками. Людовик ХІ ведет неустанную борьбу с Карлом Смелым, герцогом Бургундским, которая разрешится знаменитой битвой при Нанси в 1477-ом, в год гибели Влада Дракулы. На востоке же — в 1472 году великий князь московский Иван ІІІ растоптал басму хана Ахмата с повелением покориться Золотой Орде. Пройдет восемь лет и Угрское стояние навсегда отменит ненавистное монголо-татарское иго. Рядом, на севере, собирает земли Матьяш Хуняди (1458-1490), легендарный Матвей Корвин, король-солнце венгерской нации, сюзерен и шурин мятежного Влада. А совсем под боком — кузен, соотечественник и единоверец, могучий Штефан Челмаре, Стефан Великий (1457-1504), господарь несокрушимой Молдовы, гений молдавской государственности. Абсолютно культовые исторические личности. Поверьте, Дракула не был каким-то идиотским графом. Тут Брэм Стокер с иерархиями нахомутал крупно. Это все равно, что обозвать генерала прапорщиком и удивляться его реакции. Статус "господаря" и "князя-воеводы" предполагает все прерогативы полноправного монарха суверенного государства. Сын австрийской принцессы, он был прямым наследником славного рода самого Басараба Великого (1310-1352), основателя валашского государства, в тяжелой борьбе отстоявшего его независимость от Венгрии. Воевода Мирча Старый (1386-1418), дед Дракулы, мудрый стратег и политик, по праву заслужил славу румынского Карла Великого, но в конце концов признал себя вассалом османов. Из двух зол он выбрал меньшее. Подчинение Венгрии неизбежно повлекло бы за собой окатоличивание православной Валахии. А вот Турция в вопросах вероисповеданий была более толерантна. Вообще, валашский престол в XV веке скорее напоминает баскетбольный мяч, который скачет между корзинами двух супердержав — Венгерского королевства и Османской империи. А господари ведут себя как Труфальдино из Бергамо, оказываясь попеременно то данником Порты, то вассалом Венгрии. В 1436 году отец Цепеша Влад ІІ при поддержке Сигизмунда Люксембурга, императора Св. Римской Империи и венгерского короля по совместительству, свергнув кузена, захватил трон. Но под давлением турок ему пришлось восстановить вассальные обязанности перед Портой и отправить к султану заложниками своих сыновей — Раду и 13-летнего Влада. Это он заработал прозвище "Дракул" — "дьявол" по-румынски. А "Дракула", соответственно, "сын дьявола". Только связь с нечистой силой тут ни при чем. Дело в том, что Влад ІІ, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда в элитарный Орден Дракона, созданный для борьбы с "неверными". Ставши господарем, он велел даже чеканить на монетах орденский символ. И Влад Цепеш впоследствии писался как "Dragkulya", т.е. "сын дракона". Но современникам явно виделся в его кличке апокалиптический "великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную". В 1447-ом отец Дракулы был убит по приказу регента венгерского королевства Яноша Хуняди, а валашский трон занял его протеже. В 1448 году семнадцатилетний Дракула, воспользовавшись поражением Хуняди, захватил при помощи турецких сабель престол и воцарился под именем Влада ІІІ. Но венгерский ставленник, собравшись с силами, вернул себе власть. Правда, проявив излишнюю самостоятельность, был свергнут сюзереном. Влад Цепеш снова вернул отцовский трон в 1456 году, теперь уже при поддержке венгерских мечей. Он теперь правил, храня верность роду Хуняди, и даже помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша — Матьяшу. История, правда, практически не оставила позитивных свидетельств о деяниях Влада ІІІ. Все они принадлежат перу иноземцев. А это всегда чревато тенденциозностью оценок. Иван Богун, к примеру, легендарный герой отечественной истории, фигура из самого верхнего ряда ее канонизированного пантеона, в великопольской шовинистической интерпретации Генрика Сенкевича представлен напрочь отмоченным башибузуком и насильником, лишенный каких-либо признаков чести и совести. Но правил Дракула действительно люто. Натерпелось "земледельческое население Подунавья и скотоводы предгорий Карпат, потомки романизированных гетов и даков и предки современных румын и молдаван" зверств от своего повелителя. Это был далеко не эстетствующий напудренный аристократишка, увитый романтическим флером кинострашилок, изредка припадающий для поднятия тонуса к шейкам спящих девиц. Герой Стокера выглядит просто перелетным чардашно-опереточным комариком, следуя энтомологическим аллюзиям Виктора Пелевина или пародийным диетам семейки Адамсов, удобно присосавшимся к страшной славе старого средневекового паучищи, который реально не шуры-муры крутил с цокотухами, а кожу целиком с них сдирал и поджаривал в причинном месте. Чихал Цепеш и на местное "влахское право" и на кодекс Юстиниана, вовсю пользуясь высшей формой феодальной юрисдикции — так называемым "правом меча". Тому ярко свидетельствует "Сказание о Дракуле-воеводе" — первое собственно беллетристическое произведение древнерусской литературы, приписываемое Василию Курицину, посольскому дьяку Ивана ІІІ при дворе короля Матьяша. Оно представляет собой собрание своеобразных притч-анекдотов, поражающих чернушным юмором и "дракуловской" сатанинской моралью. Насаждая железной рукой свой "ордмунд", за преступления, даже мелкие, Дракула карал беспощадно. Не взирая на сословный и имущественный статус. У популярного минерального источника он поставил золотую чару для общего пользования, и никто не посмел ее стибрить, так боялись. В противном случае вердикт был краток — "на кол!" А то как-то пригласил Цепеш всех нищих в хоромы и закатил им «пир на весь мир». А когда те наелись и напились, предложил им сделать их навсегда счастливыми и обеспеченными. Нищие с радостью согласились. Тогда Дракула приказал поджечь хоромы, демонстрируя радикальный метод избавления страны от бомжей да клошаров. А в другой раз Дракула, призвав ко двору бояр, спросил у них, сколько они на вскидку имен валашских господарей помнят. И тогда вскочил молодой барчук и сразу выпалил их семь. Цепеш посетовал, что век господарский выходит короче боярского, и велел восстановить справедливость, казня всех присутствующих. "Фюреру как-то пожаловались на большое количество "зайцев" в берлинских трамваях. После расстрела всех пассажиров одного из вагонов билеты стали приобретаться поголовно". Случилось, у заезжего купца с воза деньги украли. Он Дракуле и пожаловался. Тот обещал разобраться. Велел на воз купца свое золото подбросить, а вора найти, иначе город весь выгубит. Купец золото обнаружил, пересчитал — один дукат лишний. Пришел к Дракуле — так, мол, и так. Тот оценил его честность и отпустил с миром — на кол вместе с вором не посадил. Спасибо ему. Или знаменитое наказание за адюльтер, от которого позеленеть можно. Женщинам — за супружескую неверность, за утрату девственности или попрание вдовьей чести — Дракула приказал кожу живьем сдирать и груди отрезать, и, вырезая срамное место, вонзать туда раскаленный рожон, пока тот из горла не вылезет. И в таком виде выставлять на торговой площади у столба, пока тело не истлеет, и птицы его не расклюют. Встретив как-то бедняка в ветхой рубашке, Дракула выясняет, что жена его ленива. Приказывает тут же руки ей отрубить и посадить на кол. Мол, лентяйке руки ни к чему, да и жить ей без рук незачем. А то призвал к себе двух странствующих капуцинов, и, показав им "лес" посаженных на кол и колесованных, спросил у каждого поочередно, верно ли поступает он? Первый монах ответил: "Зло творишь, казня немилосердно, а люди те — мученики!" А второй — " Ты Богом поставлен наказывать злодеев!" Тогда Цепеш первого на кол посадил, делая его "святым мучеником", а второму отвалил пятьдесят дукатов, почитая умником. Как-то во время пира среди трупов слуга от смрада брезгливо заткнул нос. Так Дракула приказал посадить его тут же, но повыше, чтоб от вони подальше — на кол. В 1461 году Дракула принимает послов из самого Стамбула. После их учтивых поклонов, он вдруг выказывает удивление, почему они "колпаков своих не сняли". Турки, естественно, приветствуя друг друга, головных уборов не снимают. Известно, у фески полей нету. Было бы нелепо для правоверного разматывать чалму или тюрбан, потом стаскивать колпак-тарбуш, чтобы приветственно сверкнуть бритой макушкой. Дракула, проведший детство при дворе султана, прекрасно знал обычаи и правила турецкого этикета. Над посольством падишаха он явно издевается. Чтобы "подтвердить чужой обычай", он приказывает тюрбаны к головам послов прибить "железными гвоздиками". Вообще, дипломатический корпус традиционно пользуется у Дракулы особым вниманием и "неприкосновенностью". Особенно он любил задавать посланникам всяческие каверзные вопросы. И если ответ ему не шибко импонировал, не медля сажал несчастных на позолоченный кол, "подобающий их высокому сану", а монархам их отписывал, чтобы "многомудрому государю", коим он себя почитает, впредь "глупых и неученых" послов не присылали. Но со следующей турецкой делегацией, требующей дани и покорности, Дракула вдруг ведет себя на редкость предупредительно. Всячески чествует ее и, демонстрируя свои несметные сокровища, предлагает служить султану со всем своим войском. И в конце концов, заручившись верительными ярлыками, внедряется в турецкую территорию на расстояние пяти дневных переходов, где, неожиданно повернув, грабит и разоряет города и села, сжигая все дотла и убивая, "не щадя и грудных младенцев". Рассвирепев от неслыханной дерзости жалкого правителя крохотного княжества, посмевшего бросить вызов ему, завоевателю Константинополя, покорителю Сербии, Черногории, Болгарии, Армении, Сирии, Египта, Аравии, Ирана… — тому, кого почитали "тенью Аллаха на земле" — султан лично возглавил поход на Валахию. Нужно заметить, что Дракуле было с кого брать "полезный" пример. Красавцы-"гуманисты" друг друга стоили. Мехмед ІІ Завоеватель — коварный "кровавый сын наложницы" — едва захватив трон, не погнушался задушить родного брата восьми месяцев от роду. А однажды собственноручно снес телохранителю ятаганом голову, чтобы продемонстрировать заезжему венецианскому живописцу характерный спазм шейных мускулов. А то как-то приказал вспороть животы четырнадцати слугам, чтобы дознаться, кто осмелился умыкнуть втихаря дыню из султанского сада. И еще страсть как любил бродить переодетым по улицам Адрианополя, и молниеносно пронзал клинком всякого встречного, который имел неосторожность опознать великого падишаха… Его, мечтавшего всех гяуров превратить в "райя" — "покорное стадо", всегда искренне радовали "горы отрубленных голов проклятых банов". Расчеты Цепеша на помощь христианских союзников оказались напрасными. Венгерский король решил пока в подтасовку не впутываться, тихо зажав грант, выделенный папой на крестовый поход против турок. А молдавский кузен даже под шумок попытался захапать пограничную крепость Килию. Оставшись "воином, одним в поле ", демонстрируя чудеса храбрости и полководческого таланта, Влад Цепеш снискал уважение даже у врагов. Стокер справедливо назвал его в романе "берсерком" — древним викингом, сражавшимся полуголым. Сам Дракула с трусами жесток и беспощаден. Следуя древнеспартанским обычаям, раненных в грудь награждает, величая витязями, а увеченных в спину — обзывая "женщинами", сажает на кол. Но силы, увы, не равны. Бросив разгромленное войско, Дракула ретируется под крыло короля Матьяша. И… попадает в капкан. Хитрый Корвин, инкриминировав Владу сговор с турками, бросает его в темницу — на долгих двенадцать лет. На валашском троне воцаряется брат Влада — Раду Красивый, покорный данник Порты. Сидя в темнице, Дракула не отказывается от своих садистских наклонностей. Скуки ради ловит мышей или заставляет покупать ему на рынке птиц и истязает их, четвертуя, отрезая головы, сажая на колышки, выщипывая напрочь перья. Выучившись портняжить, зарабатывает "кутюром" на еду и свои мрачные развлечения. Но в конце концов сломавшись, соглашается стать католиком. Король Матьяш, выпустив его, милостиво отдает ему в жены сестру, которая впоследствии родила Владу двух сыновей. В 1476 году Дракула в третий раз пытается вернуть себе трон и при поддержке легендарной "черной армии" короля Матьяша вторгается в Валахию. Но, взяв столицу Тырговиште, неожиданно гибнет от рук собственной свиты. По версии "Сказания" его, приняв за турка, проткнули копьями. При этом Дракула успел зарубить пятерых. Долго видать не могли опознать собственного господина. А опознав, видимо весьма сожалели, ежели отправили голову повелителя в бочке с медом в Стамбул, к султану. Такова подлинная история жизни Влада Дракулы, и в ней нет и намека на вампиризм и чернокнижничество. И это при полном отсутствии комплиментарных свидетельств современников. Правда, в одном из памфлетов того времени его сравнивали с "кровососом", но не с вампиром, а с "вошью, присосавшейся к здоровому телу Европы и паразитирующей на ее доверии и необходимости защититься от турок". А в "Сказании" указывается, что мастеров, изготовивших ему бочки для клада в реке, Дракула повелел казнить, чтобы никто не узнал про то, "кроме тезки его — дьявола". Но самое страшное прегрешение с точки зрения православного автора "Сказания" — обращение Влада Цепеша в католицизм. Грех этот и так тяжкий, а уж тем паче для монарха, который просто автоматически становится катализатором католизации собственного народа и государства. Но с другой стороны, именно он, согласно авторитетным утверждениям известного отечественного "дракулолога" М.П.Одесского, является самодостаточной причиной для посмертного превращения в вампира. Ведь действительно, причастие вином, т.е. "кровью Господа", в отличие от православных, является у католиков исключительной привилегией клира. А посему у бренного вероотступника есть прекрасный повод после смерти буквально компенсировать утраченное при жизни право. Тут то и становится все на свои места. Противоречие исчезает. Ведь вампиром Дракула именно "становится" уже после смерти! И герой Брэма Стокера и все последующие его инкарнации — именно призрак, "дух не погребенный", который может позволить себе отчебучивать что угодно. Конечно, и карибы после набега на соседнее племя не брезговали кровушки прихлебнуть, припасть т.с. к "субстрату жизненной силы и мужества". И самураям в походе рекомендовалось налегать на свежеизвлеченные печень и сердце врага по тем же причинам. Но версия вампиризма "энергетического" в случае с Владом Цепешем кажется более вменяющей. По оккультным представлениям, душа казнимого, подвергнутого долгим, мучительным пыткам, неизбежно входит в состояние повышенной светимости в спектрах так называемого "кирлиановского" излучения, вполне наглядно фиксируемого ультрасовременной аппаратурой. Об этом чудодейственном свойстве, судя по всему, Цепеш был прекрасно осведомлен, и эффективно его использовал, устраивая вокруг трапезных столов чудовищный "генератор" из посаженных на кол тел. Характерно, что он строго и ритуально обустраивал его, выстраивая из кольев правильные геометрические фигуры, ранжированные по цвету и высоте. В общем, Дракула напрямую осуществлял "полевое питание" лучами "того света", преисполняясь при этом неодолимой, неистовой сатанинской силой и несокрушимой дьявольской отвагой. Подобные штуки затевал и другой современник Цепеша — французский полководец Жиль де Рец, в прошлом сподвижник Жанны Д’Арк, отличавшийся аналогичным изуверством. Только он использовал больше дыбу и колесование. За что и кончил на костре. Были и другие, более "земные" причины патологического садизма Дракулы. Ведь Владислав — "власть прославляющий". И развертка славянской этимологии этого имени напрямую отражает "тоталитарную" акцентуацию его поведения. И, безусловно, прежде всего, сказался классический "синдром янычара", приобретенный в турецкой неволе. А вот сентиментальная версия о мести за возлюбленную, якобы погибшую от рук турок, изложенная в румынском фильме "Истинная история Влада Дракулы" критики не выдерживает. Конфигурация личности т.с. иная. А вот комплекс "отверженной любви" налицо. С женщинами исторический Дракула был жесток невероятно. Да и физическая среда месторасположения Валахии весьма специфична. Как объясняют специалисты Международной академии фронтальных проблем им. Е.В.Золотова, причиной тому являются низкочастотные вибрации, обусловленные геофизикой Карпатского разлома. В таких регионах проявляется так называемый "горный хоррорный эффект", вселяющий беспричинный ужас в человека, оказавшегося в зоне резонансного наложения частот в диапазоне 3-5 герц. Для адаптации губительных последствий этого эффекта в фольклорном инструментарии жителей горной местности традиционно использовались мощные басовые духовые инструменты. В самых различных регионах планеты и вне зависимости друг от друга — будь-то карпатские трембиты или тибетские трубы "дунчхенами". Конечно, можно бесконечно разглагольствовать о вампирской природе Дракулы, привлекая любые домыслы — от новомодных "изысканий" в сфере бытования упырей, оборотней и прочих вурдалаков вплоть до вудувизма из низовьев Замбези, с искренней верой в зомби и прочую душевселяемую нечисть. Но, все же, судя по общим многочисленным наблюдениям, вампиры в кино и литературе встречаются гораздо чаще, чем "в натуре", и — слава Богу!

Nataly: Самое страшное убийство Ричарда III - было или не было? Источник здесь 9 апреля 1483 года скончался король Эдуард IV. От Елизаветы Вудвилл у него остались двое сыновей и пять дочерей. Старший сын, Эдуард, принц Уэльский, должен был стать королем под именем Эдуард V. Но в силу его малолетства (ему только недавно исполнилось двенадцать лет) его единственным опекуном, а значит и регентом королевства до совершеннолетия Эдуарда, по завещанию короля должен был стать Ричард Глостер. Кроме того, все остальные дети Эдуарда, включая дочерей, по английским законам тоже имели право на престол. А ведь был еще сын у Елизаветы, сын и дочь у Георга (это я перечисляю родных племянников Ричарда Глостера, имевших право на престол). Известие о смерти брата застало Ричарда в Шотландии, где он улаживал семейные дела, а также урегулировал вопросы о границе с Шотландией, набегах и прочем. Следует напомнить, что после гибели графа Уорвика и Эдуарда Ланкастера, Ричард женился на младшей дочери Уорвика и вдове Эдуарда Ланкастера, Анне. Ричард нежно любил свою жену, которая родила ему сына Эдуарда в 1473 году. После женитьбы Ричард большую часть своего времени проводил в своих поместьях на севере страны, которые из оплота Ланкастеров под его управлением превратились в оплот Йорков. При дворе он бывал очень редко, не желая участвовать в многочисленных интригах. Что же стал делать Ричард в этой ситуации? Собирать большое войско в своих владениях и идти на Лондон? Ничуть не бывало! Он провел торжественную заупокойную мессу по покойному королю и официально присягнул на верность его наследнику. Ну и лицемер, скажете вы! Посмотрим дальше. С небольшим отрядом спутников, около 300 человек, он двинулся на юг страны. А что же происходило там? Помимо завещания, Эдуард IV своей предсмертной волей назначил Ричарда лордом-протектором Англии и единственным опекуном наследного принца Эдуарда. Но королева и ее многочисленная родня из семейства Вудвиллов были очень недовольны таким решением покойного короля. Обойти последнюю волю короля можно было только немедленно доставив Эдуарда V в Лондон и короновав его. Тогда королева-мать могла остаться регентшей при малолетнем короле, а Вудвиллы становились фактическими хозяевами Англии. Итак, Эдуард V, получил известие о смерти отца на пять дней раньше дяди (а Ричарду об этом сообщила не королева, а один из его друзей, лорд Гастингс). 24 апреля в сопровождении Риверса, брата королевы, и двух тысяч хорошо вооруженных людей Эдуард V выехал из Ледлоу в Лондон. В Лондоне же лорд Дорсет, сын королевы от первого брака, захватил монетный двор и сокровищницу покойного короля. По его приказу в Ла-Манше начали вооружать корабли. Коронацию назначили на 4 мая. В официальных документах этих дней фигурирует только королева-мать, а имя лорда-протектора не упоминается ни разу. Когда до Ричарда дошли известия о приготовлениях в Лондоне, он ускорил свое продвижение. 29 апреля близ Нортхемптона он перехватил колонну, сопровождающую наследника престола. После непродолжительного совета со знатными людьми, оказавшимися в тот момент в Нортхемптоне, Риверс и еще три человека были арестованы и отправлены на север страны. Отряд, сопровождавший юного принца, добровольно перешел на сторону Ричарда. Вероятно, они предпочли брата покойного короля брату королевы. Вудвиллы уже многим изрядно надоели. 4 мая Эдуард V и Ричард прибыли в Лондон. Эдуард поселился во дворце лондонского епископа, а Ричард у своей матери. Королева вместе с дочерьми и младшим сыном заперлась в Вестминстере. Ричард был утвержден в должности лорда-протектора, и начались приготовления к коронации Эдуарда, которая должна была состояться 22 июня. Детальное распоряжение о коронации Ричард сделал 5 июня. Он также разослал многочисленные приглашения. А 8 июня взорвалась бомба! На заседании государственного совета епископ Батский, Роберт Стиллингтон, заявил, что еще до женитьбы Эдуарда IV на Елизавете Вудвилл он, Роберт Стиллингтон, обвенчал короля с леди Элеонорой Батлер, дочерью графа Шрусбери, которая потом была заключена в монастырь. На вопрос, почему он об этом молчал раньше, Стиллингтон ответил, что такова была воля короля, а, кроме того, он был слишком многим обязан королю: он занимал пост лорд-канцлера и другие важные посты. Но когда стал вопрос о престолонаследии, он не смог больше молчать. Об этом был поставлен в известность парламент, который должен был собраться 25 июня. 9 июня на заседании в Вестминстере Стиллингтон представил доказательства и свидетелей своего сообщения. Ни о какой коронации малолетнего Эдуарда после этого и речи не могло идти: ведь он сам, а также его брат и сестры были незаконнорожденными! Настали тревожные дни. Уже 10 июня Ричард попросил с севера военное подкрепление. В письме он обосновывал свою просьбу тем, что королева, ее родственники и приспешники организовали против него заговор, с целью его убийства. 11 июня письмо аналогичного содержания он направил своему кузену, лорду Невиллу. Узнав подробнее о заговоре, Ричард 20 июня с небольшим отрядом явился в Тауэр, где заседали заговорщики. Он арестовал главарей заговора: лорда Гастингса, лорда Стэнли и Джона Мортона, епископа Илийского. Стэнли и Мортон были прощены (великодушие Ричарда оказалось для него смертельным, так как Стэнли предал его в решающий момент, а Мортон сочинил и стал распространять небылицы о жестокостях Ричарда), а Гастингс был казнен через неделю, но все его имущество было передано его вдове, а дети восстановлены в правах наследования. Каков тиран! 16 июня по настоянию архиепископа Кентерберийского младший сын Эдуарда IV переехал к старшему, а затем они оба поселились в Тауэре. Следует напомнить, что в то время Тауэр был в первую очередь резиденцией английских королей и их сокровищницей. Здесь они и находились до своей смерти. Последние упоминания о маленьких принцах относятся к 1486 году, т.е. через год после гибели Ричарда III. К этому мы еще вернемся. 25 июня в Лондоне собрался парламент, который и рассмотрел вопрос о престолонаследии. Депутация парламента явилась к Ричарду и предложила ему корону. Ричард долго колебался, но после угрозы, что "парламент поищет короля в другом месте", он дал свое согласие. 6 июня 1483 года Ричард и его жена Анна были коронованы (так сбылась мечта графа Уорвика, "делателя королей", о том, чтобы одна из его дочерей стала королевой Англии). Да, совсем забыл, в конце мая на севере были казнены лорд Риверс и сын лорда Грея, участники заговора против Ричарда. Неизвестно, было ли это сделано по приказу Ричарда, или его сторонники проявили инициативу, но никто не был наказан. Впрочем, после гибели Ричарда III ему не было предъявлено обвинение в их казни. На коронации присутствовали все представители Йорков и Ланкастеров, никто не был забыт. А шлейф королевы несла леди Стенли, мать графа Ричмонда, будущего Генриха VII! Ричард хотел примирить все враждующие стороны, но у него это не получилось. Тем временем парламент издал особый акт, в котором обосновывались права Ричарда на престол и лишение этих прав детьми Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл. Правление Ричарда III оказалось очень коротким и тревожным. К традиционным врагам Йорков, Ланкастерам и их сторонникам, добавились многочисленные Вудвиллы и их друзья, которые боялись потерять при новом короле свое имущество и привилегии. Уже осенью 1483 года Ричарду III пришлось столкнуться с заговором в пользу графа Ричмонда. Главным его козырем было клятвенное обещание жениться на дочери Эдуарда IV, Елизавете, чтобы объединить обе розы, хотя у самого Ричмонда никаких прав на престол не было: ведь он был представителем незаконной боковой ветви Ланкастеров. Но он надеялся обрести легитимность своих прав на английскую корону через брак. Заговор возглавлял герцог Бэкингем, в недавнем прошлом сторонник Ричарда. Целая флотилия кораблей с французскими солдатами появилась у берегов Англии. Но Вудвиллам не удалось организовать в стране массовых выступлений против Ричарда III, а попытки Ричмонда высадиться на берег или срывались из-за плохой погоды, или из-за сопротивления населения. Попытка свержения Ричарда провалилась. Как же вел себя Ричард III в этой ситуации? Он казнил лишь руководителя заговора лорда Бэкингема. Мортону, Дорсету и другим мятежникам было позволено бежать во Францию, а леди Стенли, вовсю интриговавшая в пользу своего сына, была отдана под надзор своего мужа. То-то он потом отблагодарил Ричарда!

Nataly: А между тем в Англии зрел новый заговор против Ричарда в пользу графа Ричмонда. У Ланкастеров не было другого претендента, а Вудвиллы были против Ричарда, хотя он не лишил их имущества, а лишь отстранил от власти. Вам, дорогие читатели, этого может показаться недостаточно для ненависти и союза со своими злейшими врагами, но Вудвиллов и их сторонников переполняла злоба. Возглавили заговор, конечно же, лорд Стенли, отчим графа Ричмонда, его жена, леди Стенли, и несколько других лордов. Великодушие Ричарда выходило ему боком. А Ричард ничего не знал (или не желал знать). В августе 1485 года граф Генрих Ричмонд, будущий король Генрих VII, высадился в Англии с кораблей, снаряженных на французские деньги, в сопровождении незначительного отряда наемников. К нему примкнуло некоторое число сторонников Ланкастеров, но все равно армия заговорщиков была слишком мала и слаба. Так считал и Ричард. Он был уверен, что легко разобьет мятежников. Но заговор-то против себя он прозевал! Решающая битва между Ричардом III и графом Ричмондом произошла 22 августа 1485 года близ Босуорта. Она длилась всего два часа. Большая часть вооруженных сил Ричарда III находилась под командованием лорда Стенли и его брата. А они сразу же перешли на сторону Ричмонда. Ричард III с отрядом оставшихся верными ему воинов врубился в гущу врагов, а его резерв, который находился под командованием лорда Нортумберлендского, тоже участника заговора против Ричарда, так и не был введен в бой. Ричард был предан и брошен! С криком "Измена!" он рубился с врагами и вскоре нашел свою смерть в бою. Его труп был выставлен на публичное поругание толпы в близлежащем Лейстере. Через два дня какие-то монахи предали его тело земле. В хронике города Йорка под 22-м августа 1485 года есть запись: "В этот несчастный день наш добрый король Ричард был побежден в бою и убит, отчего наступило в городе великое горевание". И вот Ричмонд дорвался до власти! В августе же 1485 года он был коронован под именем Генриха VII. В январе, или весной, 1486 года он женился на Елизавете, дочери Эдуарда IV. В сентябре 1486 года у них родился первенец, вдовствующая королева Елизавета при этом присутствовала. Была она и на крестинах внука в октябре. Но уже в феврале 1487 года Елизавета была заключена в монастырь и не вышла оттуда до конца своих дней. Все ее имущество было конфисковано, а причиной опалы Генрих объявил через чур ее хорошее отношение к Ричарду! Придя к власти, Генрих первым делом приказал уничтожить акт о престолонаследии и все его копии, который был издан парламентом в 1483 году, а сам акт отменил. Хранение копий этого акта приравнивалось к государственной измене. В перечне обвинений предъявленных Ричарду значатся общие слова о жестокости и тирании, но ни слова не говорится об убийстве племянников Ричарда. А если бы их уже не было в живых, то лучшего обвинения Ричарду трудно и придумать. Но этого обвинения нет. А, отменив акт о том, что дети Эдуарда IV были незаконнорожденными, Генрих поставил себя в затруднительное положение. Ведь именно они, а не Генрих, были законными наследниками престола. Поэтому Генрих приказал забыть об этом акте, как будто бы его никогда и не существовало, да и о принцах вспоминать было не велено. Но пока они были еще живы и страшно мешали Генриху. Надо было избавляться от свидетелей и от законных претендентов на престол. Свои-то права Генрих обрел только через брак! Кроме того, Генрих началом своего царствования объявил 21 августа 1485 года, т.е. накануне битвы при Босуорте. На этом основании он объявил ряд людей в государственной измене, казнил их, а их имущество конфисковал. Конец этой порочной практике положил парламент, который представил Генриху на подпись документ, в соответствии с которым, лица, находящиеся на службе короля или выполняющие его поручения, не могут быть обвинены в государственной измене или мятеже. Генриху пришлось проглотить эту оплеуху, так как ссориться с парламентом он не мог. Тогда он принялся за наследников. Первой его жертвой стал незаконный сын Ричарда Джон Глостер. Ему было предъявлено обвинение в том, что он собирается переехать в Ирландию, где Йорки были очень популярны. После чего его без лишнего шума казнили. Старшие дочери Елизаветы Вудвилл были выданы замуж, а младшая ушла в монастырь. Сын Георга, юный граф Уорвик и наследник Ричарда, был приговорен к пожизненному заключению в Тауэре, но казнен за попытку к бегству. Как все это нам знакомо, и как все уже было! Дочь Георга, Маргарита, стала графиней Солсбери, но была казнена по сфабрикованному обвинению. Генрих VII не очень церемонился при достижении своих целей! Старший сын сестры Ричарда умер в 1487году во время восстания Симнела, а младший сдался Генриху под охранную грамоту. Его убил уже Генрих VIII, как и еще нескольких незначительных претендекнтов из Йорков и Ланкастеров. Получается, что именно Тюдоры совершили массу злодеяний во имя укрепления своей власти! А племянники Ричарда? В 1502 году некоему Тиррелу было предъявлено обвинение в том, что он в июле 1483 года по приказанию Ричарда вместе с несколькими сообщниками убил малолетних сыновей Эдуарда IV. Он признался в совершении этого преступления и был немедленно казнен. Странно, почему Тиррел об этом молчал почти 20 лет. Ведь Генрих бы в 1485 году за такую информацию озолотил бы Тиррела. А тут - казнь! Странный привкус у этой истории. В феврале 1487 года устраняется со сцены Елизавета Вудвилл, и судьбой юных принцев интересоваться больше некому. Все тихо. Об их убийстве нет и слова. Только в 1487 году тот же Тиррел дважды (!) получает полное прощение за свои деяния. Интересно, какие же это деяния? Уж не убийство ли это принцев, которые были Генриху как кость в горле?! А через пятнадцать лет убрали и самого Тиррела, тихо и без шума, опубликовав лишь его признание. Вот отсюда и пошла версия о том, что Ричард III убил своих племянников! Услужливые историки тут же занесли все это в хроники, растиражировали эту версию, не пожалели и других обвинений в адрес Ричарда III. Потом Мор (или Мортон) со своей историей Ричарда. А уж Шекспир (кто бы ни скрывался под этим именем, но он был верным слугой Тюдоров) своим талантливым пером окончательно пригвоздил Ричарда III к позорному столбу.

Джоанна: Nataly пишет: А уж Шекспир (кто бы ни скрывался под этим именем, но он был верным слугой Тюдоров) своим талантливым пером окончательно пригвоздил Ричарда III к позорному столбу. Словом, Ричарда постигла та же участь, что и Сальери.

Nataly: Джоанна пишет: Словом, Ричарда постигла та же участь, что и Сальери. Скорее всего - да. С авторитетом Шекспира и Пушкина спорить бесполезно:)

Snorri: Тайна аббата Соньера: любопытная история лангедокского Креза.

Anetta: Уж сколько писали про "Вильяма нашего, так сказать, Шекспира ...", наша интересную статью Александра Липикова, доктора искусствоведения. Может, кто и знаком с ней, но все равно даю ссылку: Игра великого ума



полная версия страницы