Форум » История » Гигиена жителей Западной Европы (до XX в.) » Ответить

Гигиена жителей Западной Европы (до XX в.)

Freelancer: Огромное спасибо ув. Софье (администратору ролевой по гардемаринам) за интереснейший материал:[quote]"Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало. Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли. Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению. Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". (Кстати, русское слово "смердеть" и происходит от французского "мерд" (говно). Самих русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков. В городах ходить по улицам становилось все более затруднительно. Позже деревянные ботинки уже не будут спасать от грязи и дерьма, и в моду войдут ходули, как единственное возможное средство передвижения по засранным улицам средневековых городов... Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год. * * * Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони будет выход: люди начнут пользоваться духами. Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов - это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы "очко", только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные "ласточкины гнезда" можно увидеть в орденских замках в Прибалтике. * * * В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. У англичан в "приличных" домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Простые же люди, не владеющие каминами и "частными комнатами", также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!» Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. А даже просто постоять возле Темзы, игравшей таким образом роль главного коллектора городской канализации, было испытанием не для слабонервных. К началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани, зато в центре Берлина еще существовали общественные выгоны для скота. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе "Другие берега", что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени".[/quote]

Ответов - 64, стр: 1 2 3 All

Iren: Freelancer Спасибо! Вы всегда выкладываете очень интересный материал!;) Хочу в семнадцатый век, хочу в семнадцатый век... Угу... не хочу! Не хочу!!!

Freelancer: Iren, Спасибо на добром слове!

Диана де Монсоро: Mamma mia! Freelancer Спасибо! Очень интересно. А вот еще статья по теме. Правда не про Западную Европу. http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4115


Freelancer: Диана, от всей души благодарю за ОЧЕНЬ интересный материал!

marsianka: Freelancer, Диана де Монсоро, Очень интересно! Спасибо :)

Snorri: Хмм... а вот у меня есть статья, где утверждается таки обратное, что европейцы вполне себе заботились о гигиене. Что касается Людовика, то, вероятно, для бояр он "смердел", потому что был полит литрами духов.

Snorri: Ныне у малосведущих людей сложилось стойкое убеждение, что люди в Средневековье не мылись вообще или мылись очень редко. Это абсолютная не правда. Отношения к Чистоте и мытью В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот. Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает: "... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения. Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux. Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525) В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность. Другой вопрос, как часто люди купались. Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292). Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы. Частные ванны Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким. Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода. Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии. Общественные бани Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья. К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде. Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение. Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219]. Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]... Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... " -- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22 Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье». Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack) В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания. Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн. Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей. Добавки для Ванн Травы "Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей." Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186 Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна. Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них: "Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12) "Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42) "Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49) "Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58) В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой. William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '. Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит: Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши. Масла Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula. Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье. Предписание Francis Bacon's для ванны: "Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott) Мыло Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование. Согласно Британской энциклопедии "Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией. Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции". Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался. Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке. Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла: Мыло для лица. Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota. Мыло для рук. Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров. Мыло для рук. Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела. Специальная вода В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов. Средневековая уборная Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий. И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.

Nataly: Ура!!!!! Snorri !!!! Спасибище!!!!! Они таки мылись!!!!! Вау-вау-вау!!!!

LS: Snorri пишет: В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий. В мемориз!!!!!!

marsianka: Snorri, Спасибо :) даже легче стало на душе... :)

Snaky_lady: Snorri Спасибо! У меня прямо камень с души свалился;) А то такая мрачная картина почти не моющегося Средневековья меня удручала;)

Freelancer: Да, вот только один вопрос не дает мне покоя: как в Западной Европе в эпоху Средневековья бедняки согревали воду для омовения? Ну, допустим, весной-летом можно было в речке/озере/пруду помыться, а зимой как быть? Уголь добывать было накладно и дорого, а за вырубку леса (кстати, ограниченного в Европе и потому очень дорогого ресурса!) по тогдашним законам (пардон за подробности!) браконьера ожидала мучительная смерть через распоротый живот и прибитие внутренностей к дереву... Вот и возвращаемся к "немытой цивилизованной Европе"...

Iren: Freelancer Видимо, ваш материал подходит для зимы, а материал Snorri - для лета:))

Anetta: Я так обрадовалась статьям Snorri, хотя гид во Франции утверждала, что французы не мылись, а счищали грязь палочками Хочу внести свою лепту, не очень утешительную, с иллюстрациями. Средневековая Европа. Штрихи к портрету

Freelancer: Anetta, брависсимо! Спасибо за ссылку!

Freelancer: Кстати, не менее интересна вторая часть материала...

marsianka: Anetta, Freelancer, Спасибо :) Пока выходит 2:1 в пользу того, что Европа не мылась... а жаль...

Nataly: Freelancer Не 2:1, а1:1:))) ТО, чтор выставили Вы и то, что выставила Anetta это один и тот же текст. Только у ВАс он сокращенный, а у Anetta полный....

Freelancer: Хорошо, тогда ловите еще третью и четвертую часть повествования... Ув. Anetta, заранее уступаю Вам все лавры и почести!

marsianka: Freelancer, Ещё раз спасибо :)

Anetta: Freelancer, Не надо ничего уступать , я рада, что статьи пригодились. Не стала давать ссылки на другие части, а сугубо по теме гигиены... Жаль, что все жили в грязи, а так хотелось в мечтах пройтись в кринолине по Парижу мушкетеров!!!

Freelancer: Не забывайте, ув. Anetta, - в кринолине, на ходулях и в широкополой шляпе!

Snorri: Freelancer пишет: как в Западной Европе в эпоху Средневековья бедняки согревали воду для омовения? Общественные бани содержались за счет средств муниципалитета, который и закупал топливо.

Snorri: Anetta пишет: Жаль, что все жили в грязи, а так хотелось в мечтах пройтись в кринолине по Парижу мушкетеров!!! Эмиль Мань писал, что кроме как в сапогах по парижским мостовым пройти было невозможно. Кавалеры, спешившие на бал, вынуждены были переобуваться перед тем как войти в бальную залу - иначе бы их атласные туфли были безнадежно загублены.

LS: Snorri пишет: Общественные бани содержались за счет средств муниципалитета, Атос, Портос и Арамис Однажды в баню собрались, Они туда по вторникам ходили... ;)

Snorri: LS Эмм... это юмор или ирония? :-)))))

LS: Snorri Это научно обоснованная гипотеза. :)

Freelancer: Допустим, а как обстояло дело в деревнях, где муниципалитета быть не могло по определению? ;-)

Snorri: Freelancer Не пытайтесь меня подловить ;-) Что знала, то и выложила. В тексте же сказано, что те, кто не мог себе позволить мыться, не мылся. Но это не значит, что ВСЕ ходили грязными и дурно пахли.

Freelancer: Не пытайтесь меня подловить ;-) Что знала, то и выложила.Простите, ув. Snorri - это не попытка "подловить", а лишь врожденная любознательность. Но это не значит, что ВСЕ ходили грязными и дурно пахли.Я не утверждал, что ВСЕ - это было бы в корне неправильным. Во все временя были как патологические чистюли, так и закоренелые неряхи. Я просто говорю, что все не могли позволить себе быть чистыми (не только по религиозным, но и по чисто экономическим причинам). Достаточно посмотреть структуру распределения доходов в средневековом обществе. Поэтому средневековая цивилизованная Европа (в большинстве своем) была немытой...

Snorri: Freelancer Достаточно посмотреть структуру распределения доходов в средневековом обществе. Поэтому средневековая цивилизованная Европа (в большинстве своем) была немытой... Дело не в распределении доходов, а в культуре гигиены. Если исходить исключительно из экономических показателей, то, получается, и в России мыться должны были только избранные, однако в баню ходили едва ли не все. Раз в неделю помыться могли и нищие западного Средневековья: для этого необязательно было таскать воду и нагревать ее для каждого человека - сначала купался один, потом - в той же воде! - второй, потом третий... Кстати, в некоторых бедных английских домах (а в Англии вода дорогая) так до сих пор делают. И не только в Англии. Кстати, в Древней Греции, где был культ здорового тела, из-за недостатка пресной воды мылись следующим образом: натирались маслом, а потом скребком счищали его вместе с грязью.

LS: Snorri пишет: нищие западного Средневековья:... сначала купался один, потом - в той же воде! - второй, потом третий... По рассказам моей приятельницы-историка точно так же купались археологи на раскопках под Ростовом. В 80-х гг. ХХ в. ;)

Nataly: LS пишет: По рассказам моей приятельницы-историка точно так же купались археологи на раскопках под Ростовом. В 80-х гг. ХХ в. ;) Странно как-то:)))))))))))))) Поселение Танаис (в котором судя по всему и работали Ваши знакомые) расположен в дельте Дона и воды там уйма. Причем теплой (по ростовским меркам +30-- это так себе.... не холодно на улице). И поселок там рядом. Хоят дров маловато, что есть, то есть:)))))))))))))))))))

LS: Дело было в степях. До ближайшей воды - километров тридцать.

Nataly: LS пишет: ОффтопДело было в степях. До ближайшей воды - километров тридцать. Точно не Танаис... А где тогда?... Интересно....

Valery: Freelancer После вашей статьи мне в средневокувую Европу очень сильно расхотелось

Diana: Только сейчас дошла до этой темы, прочла статью и стало страшно и одновременно мерзко. Freelancer статья ,конечно ,интересная,но....господи неужели все это правда?! Конечно ,я и раньше знала,что в те времена особо не заморачивались на гигиене и своем внешнем виде( я не имею ввиду одежду и косметику).Но ,что бы все было настолько плачевно...можете считать меня наивной, но я в шоке! Только представьте наши любимые герои(неважно из каких романов) и в таких условиях.Ясное дело-это жизнь,но..... (только не бейте сильно)

Гастон: Весьма спорная статья) Просматривая планы многих замков и дворцов находишь не по одному отхожему месту. А некий ушлый придворный поэт Елизаветы Тюдор еще в 16 веке придумал изделие типа унитаз) Правда воспользовались этим изобретением спустя несколько веков) Не скажу чтобы в то время мыться было модно, но многие врачи призывали к этому. Бани, поездки на воды и т.д. в 17 веке были весьма популярны. И вообще, мне кажется многое в деле личной гигиены зависит от самого человека. Кто-то моет руки перед едой, а кто-то меняет рубашку раз в год. Так что не стоит представлять себе то время лоханью полной помоев.

Diana: Гастон пишет: И вообще, мне кажется многое в деле личной гигиены зависит от самого человека. Кто-то моет руки перед едой, а кто-то меняет рубашку раз в год. Это ,безусловно верно! Но так мы рассуждаем,когда в наше время есть и шампуни и мыло и т.д. И в наше время уже считается плохим тоном(извините)плохо пахнуть и уж тем более гадить где вздумается.А если раньше не было по-другому?Тогда время было такое,они другого и не знали(если все это правда,конечно).Так что по большому счету люди и не виноваты.Но все-равно неприятно,если так было. Гастон пишет: Так что не стоит представлять себе то время лоханью полной помоев. Я лично так и не предстовляю.Что бы не писали,для меня это все-равно были красивые,романтичные времена:))

Гастон: Diana пишет: Я лично так и не предстовляю.Что бы не писали,для меня это все-равно были красивые,романтичные времена:)) Такими они и были) Ведь раньше и воздух чище, и трава зеленей. А уж графы де Ля Фер какие были) Не то что сейчас, что ни граф - китайская поделка))) Diana пишет: Это ,безусловно верно! Но так мы рассуждаем,когда в наше время есть и шампуни и мыло и т.д. И в наше время уже считается плохим тоном(извините)плохо пахнуть и уж тем более гадить где вздумается.А если раньше не было по-другому? А что раньше не было воды, мыла, скрабов, масел, трав? =) Думаете вонять тогда было в моде? =) Насчет того, чтобы делать где приспичило, по моему французы до сих пор так поступают. Ну да черт с ними) Сам не безгрешен -__-

Жан : Гастон пишет: Весьма спорная статья) Просматривая планы многих замков и дворцов находишь не по одному отхожему месту. А некий ушлый придворный поэт Елизаветы Тюдор еще в 16 веке придумал изделие типа унитаз) Правда воспользовались этим изобретением спустя несколько веков) Не скажу чтобы в то время мыться было модно, но многие врачи призывали к этому. Бани, поездки на воды и т.д. в 17 веке были весьма популярны. И вообще, мне кажется многое в деле личной гигиены зависит от самого человека. Кто-то моет руки перед едой, а кто-то меняет рубашку раз в год. Так что не стоит представлять себе то время лоханью полной помоев. Правильно! Кстати, унитаз 16 века был действующим, изничтожен был только при Якове. Еще один момент. Поездки на воды и купания были модны уже в средневековье, сохранилось множество изображений. При Генрихе Четвертов весь двор ездил в Виши. О нелюбви Наваррского к мытью. Вопрос шел не вообще о мытье, а о конкретном придворном мытье. Дело в том, что французы обожали выливать в воду духи, чтобы отбить неприятные запахи. Французские духи самые стойкие и сильные. Представьте, как это должно вонять, особенно если в сочетании с запахом пота, а он был, так как одежду после мытья одевали ту же, что и до мытья. В общем, я бы тоже шарахнулся от женщины, которая одновременно благоухает потом и духами. Уж лучше только пот, он хоть естественней.

LS: Гастон пишет: Думаете вонять тогда было в моде? Не знаю насчет моды, но говорят Людовик XIV очень не любил мыться, от него исходило весьма сильное амбре, обильно сдобренное туалетной водой, страсть к которой ему привила мать.

Anetta: Ещё одна статья о том, какая была "чистота" в Париже, прежде чем он стал Городом Света. От грязи — к порядку

Snorri: Насчет нечистоплотности Луи XIII и Луи XIV. Начальник кардинала Ришелье каждый день по утрам собственноручно мыл голову. Король-Солнце же имел привычку каждый день обтираться лосьоном и коньяком. Что касается отчетов русских послов о "зело воняющих" французах, так это относится к их, французов, привычке использовать духи, но никак не к их нежеланию мыться. Русские не были привкшими к какому-то иному запаху, кроме запаха тела.

Мадемуазель: Snorri пишет: Русские не были привкшими к какому-то иному запаху, кроме запаха тела. Точно так же как европейцы не были привыкшими к славянским баням. На сайте history.ru, кажется, я как то наткнулась на исторический анекдот о том, как польские монахи получили дополнительные субвенции от папы, за особое рвение при умервщлении плоти, а легата всего-то сводили в парную с веничком))))

Snorri: Мадемуазель пишет: а легата всего-то сводили в парную с веничком)))) В книжке "Эти странные русские" из серии "Внимание, иностранцы!" (кстати, очень рекомендую) про баню сказано следующим образом: "Это комната пыток..." :-))

Мадемуазель: Кстати, и в Гардемаринах это отношение европейцев к бане здорово показано на примере де Брильи))) А кто автор книжки? Можно выходные данные?)))

Snorri: Мадемуазель Увы, сейчас не припомню, но это наш соотечественник. В библиотеке "Альдебаран" можно почитать несколько других книг из той же серии, в т.ч. про французов, англичан, немецев и т.д.: http://lib.aldebaran.ru/series/vnimanie_inostrancy

Мадемуазель: Прелестно! А выдумки о воняющих европейцах русские придумали в отместку за байки о медведях на улицах столицы?)))

Snorri: Мадемуазель Видимо - как я писала парой постов выше - из-за пристрастия европейцев к духам.

Snorri: "В каждом средневековом городе существовали бани и парные, закрытые после 1500 г. как распространители "неаполитанской заразы" (т.е. сифилиса). И действительно, предоставление услуг проституток было одной из "банных" функций. Именитые горожане и даже принцы не гнушались приводить в бани своих гостей. На нескольких дошедших до нас миниатюрах изображены общественные бани, где женщины и мужчины совместно принимали банные процедуры, сидя в одной ванне и лаская друг друга, после чего направлялись к здесь же расположенным постелям. Около ванн стояли накрытые столы, и купающиеся сочетали удовольствия от вкушения яств с "банными радостями". И в этом смысле сексуальная жизнь входила в комплекс занятий, относящихся к досугу. В 1297 г.в Париже насчитывалось около 26 парных; посещение бани стоило 4 денье, а парной - 2 денье (по "Книге ремесел" Этьена Буало, прево Парижа). Вызывая обильное потоотделение, парная глубоко очищала кожу, в бане омывали тело водой, заканчивая этой процедурой мытье. С восходом солнца банщики и банщицы своими криками возвещали об открытии бань. В этих заведениях клиентам предлагались также услуги парикмахеров и многочисленного женского персонала, среди которого проституток было более чем достаточно. А в кабинете, рассчитанном на двух человек, иногда заказывали еду из харчевен. В "Романе о Розе" Жана де Мена посещение бань превратилось в мирской праздник, сопряженный с сексуальными удовольствиями, получаемыми вне брака. На миниатюрах также изображены ванные, которые люди, располагающие достаточными средствами, оборудовали в своих домах. Служанка наполняла их горячей водой, разбавляя холодной до нужной температуры. Если по желанию хозяина нужно было устроить влажную парную (нечто вроде сауны), ванна накрывалась простыней. Наконец, термальные ванны, принимаемые с лечебными целями еще Карлом Великим в Ахене, оставались популярными в Средневековье. После небольшого перерыва, вызванного периодом волнений и беспорядков, термальные ванны в Бурбон-л'Аршамбо в Оверни (их целебную силу высоко ценили римляне) возобновили прием страждущих. Специализацией горячих источников было лечение ревматизма. Каждый пациент принимал горячую ванну (воду, достигавшую температуры 53 градусов, разбавляли горячей водой) в отдельном кабинете, рядом с которым располагалась комната отдыха. Начало лечения зависело от фаз луны. Но даже если не принимать во внимание термальные источники, посещение парной и бани было одним из способов лечения, служащим дополнением к кровопусканию". + "Археологические раскопки, миниатюры, а также посмертные инвентарные списки свидетельствовали о наличии в домах состоятельных людей ванн для мытья, бассейнов для купания, чанов для стирки белья, бадеек и кувшинов для воды, подтверждающих, что гигиена занимала большое место в жизни средневекового общества". По книге Мари-Анн Поло де Болье "Средневековая Франция".

Мадемуазель: Snorri Интерестно и познавательно ))) Спасибо! А кстати, где-то есть описание купален в жилых домах?

Anetta: Snorri Бальзам на душу ;)))

Snorri: Мадемуазель А кстати, где-то есть описание купален в жилых домах? Кроме того, что приведено в данном отрывке, ничего более подробного пока не встречала. Надо поискать.

Мадемуазель: Snorri пишет: Кроме того, что приведено в данном отрывке, ничего более подробного пока не встречала. Надо поискать. Действительно, надо заняться... Во всякому случае, у Маня в описании обстановки кормилицы Людовика 13 есть упоминание о ванне, как предмете роскоши...

Snorri: Мадемуазель Во всякому случае, у Маня в описании обстановки кормилицы Людовика 13 есть упоминание о ванне, как предмете роскоши... Ключевое слово здесь "ванна" ;-) Общепринято было мыться в деревянных бадьях.

Мадемуазель: Snorri пишет: Ключевое слово здесь "ванна" ;-) Общепринято было мыться в деревянных бадьях. Именно. Если мне не изменяет память, купальни были в некоторых домах Италии, но там и влияние ислама, и в целом культура кое в чем отличалась от общеевропейской

Snorri: Мадемуазель Мне кажется, культура ислама сильнее сказывалась в Испании, где народ до определенного времени был на порядок чистоплотнее. А в Италии были сильны традиции, передавшиеся от Византии.

LS: в Италии были сильны традиции Римской империи, наверное. ;) С термами, купальнями, общественными банями и туалетами.

Мадемуазель: Snorri пишет: Мне кажется, культура ислама сильнее сказывалась в Испании, где народ до определенного времени был на порядок чистоплотнее. А в Италии были сильны традиции, передавшиеся от Византии. Совершенно верно)))) А особенно, Византии должны были быть благодарными венецианцы. Не только культуру и традиции перенявшие, но и осоновательно поживившиеся в Константинополе)))))

Anetta: "Столовые приборы и посуда. Первая вилка появилась в 11 веке у венецианца Доменико Сильвио. До этого ели руками или в перчатках, чтобы не обжечься. Хлеб часто служил не только вместо тарелки, но и вместо ложки: супы и пюре из овощей ели следующим образом: брали куски хлеба и, макая их в пищу, опустошали посуду. В остальных случаях за столом обычно действовало старое правило: «Бери пальцами и ешь». Траншир (так называлась почетная должность при дворе, занимать которую мог только дворянин) разделял кушанья на удобные для рук порции и распределял их среди участников трапезы. Прижиться вилке в Европе из-за ее «дьявольской» формы и византийского происхождения было весьма непросто. Пробиться на стол «трезубец дьявола» с трудом смог только в качестве прибора для мяса, а в эпоху Барокко споры о достоинствах и недостатках вилки ожесточились. Столовый нож с закругленным лезвием ввел кардинал Ришелье - в целях безопасности. Также тяжело было завоевать себе признание в Средневековье и тарелке индивидуального пользования. Глубокую тарелку для супа придумал сменивший Ришелье кардинал Джулио Мазарини (тот самый, у которого служил реальный Д'Артаньян). До этого первое ели из общего казанка, обтирая на виду у всех демонстративно ложку после каждого опускания в свой рот и перед каждым погружением в общую супницу. После «изобретения» появляются деревянные тарелки для низших слоев и серебряные или даже золотые - для высших, однако обычно вместо тарелки для этих целей использовался все тот же черствый хлеб, который медленно впитывал и не давал испачкать стол. Что ели Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами. Мясные и рыбные запасы в средневековье зачастую засаливали, чтобы они как можно дольше не испортились и не стали бы причиной болезни. А, следовательно, специи были призваны заглушать не только запахи но и вкус - вкус соли. Или кислятины. Сейчас нам кажется странным, что жареное мясо в средние века зачастую еще и доваривали в бульоне, а приготовленную куру, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус. Но иначе - не разжевать, не стоит забывать о более чем незначительном развитии зубоврачебного дела в то время. Дела с гигиеной полости рта в отсутствие волшебного «блендомеда» обстояли не лучшим образом, чем с гигиеной тела. К концу своей весьма недолгой, как правило, жизни, люди лишались практически всех своих зубов. Отнюдь не старая Кормилица в трагедии Шекспира говорит о Джульетте: Четырнадцать зубов своих отдам (Хоть жаль - их всех-то у меня четыре), Что ей еще четырнадцати нет. При этом, если высокое сословие хотя бы стеснялось многочисленных брешей в зубном ряду (Елизавета Английская, например, драпировала их кусками материи), то бедняки подобных комплексов были лишены напрочь. Плохо расходилась книга доктора медицины из Салона - магистра Мишеля Нострадамуса (Лион 1572. г., библ. Мазарини N 29289). Нострадамус в книге учил «Как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы, как бы красны и черны они ни были...» Это на фиг никому было не нужно, и разочаровавшийся в коммерческом успехе медицинских книг Нострадамус решил, что лучше заняться предсказаниями. (Отметим в скобках, что зубная паста, представляющая собой смесь вина и пемзы, была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад.) А как же разжевать жесткое мясо совсем беззубой челюстью? На помощь приходила смекалка: мясо разминалось в ступке до кашеобразного состояния, загущалось с помощью добавления яиц и муки, а полученная масса обжаривалась на вертеле в форме вола или овцы. Также иногда поступали с рыбой, особенностью этой вариации блюда было то, что «кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, а затем варили или жарили. Соответствующее состояние стоматологии повлияло также на то, что овощи обычно подавали в виде пюре (измельченные овощи смешивались с мукой и яйцом). Первым, кто начал подавать овощи к столу порезанными на кусочки был метр Мартино. Генрих VIII-й признан кулинарным революционером за то, что привил своему двору любовь к обильным мясным блюдам. До него, конечно, мясо ели, но не в качестве главного блюда. В качестве приправ использовали разные уксусы и недопереваренные остатки животной пищи вместе с потрохами. «Иногда для важных персон накрывали особый, высокий стол. Блюда подавали в закрытых сосудах: как для того, чтобы сохранить пищу горячей, так и для того, чтобы предохранить ее от грязи (в пищу могли попасть насекомые, может, даже и мелкие животные) и от яда…» (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 67 – 71.) Но это «буржуи», а простой народ ест кашу. Следует заметить, что каша того времени существенно отличается от наших нынешних представлений об этом продукте: средневековую кашу нельзя назвать «кашеобразной», в том значении какое мы сегодня придаем этому слову, она была довольно твердой, ее можно было резать. Еще одна особенность той каши заключалась в том, что несущественно было, из чего она состоит. Такое положение вещей сохранялось вплоть до XVIII столетия, когда на смену каше пришел картофель. На ужин вместо каши использовалась тюря из хлеба: «Вечерняя трапеза нередко заключалась в тюре из остатков хлеба, размоченных в молоке». (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. Т.1. – М., 1986. – С. 292) Национальная кухня крестьянина французского, немецкого, или английского в средние века горячих блюд не имела. У французов был «луковый суп» - когда луковицу в воду стругают, плюс еще некоторые другие овощи. Но его не варят. Так дрова экономили. Простой народ не имел права рубить леса для собственных нужд. Как правило при поимке порубщика вешали тут же. К тому же времени относится и запрет на охоту. Вода, употребляемая для питья и приготовления пищи, являлась разносчиком всевозможной заразы, в особенности холеры: «В Париже главным источником воды оставалась сама Сена. Ее вода, которую продавали водоносы, считалась обладающей всеми достоинствами: будучи заиленной, она лучше держит лодки (что, правда, мало интересовало пьющих ее), превосходна для здоровья – а вот в этом можно усомниться…Очевидец писал: “…В воду многие красильщики три раза в неделю выливают свою краску… Вся эта часть города пьет омерзительную воду”. И уж лучше вода из Сены, чем из колодцев левого берега, никогда не бывших защищенными от ужасающих нечистот, – вода, на которой булочники замешивают свой хлеб». (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 248.) Если кто-то от такой диеты серьезно заболевал, то «на помощь» приходила средневековая медицина: «Кровопускание и очистка желудка оставались основными, если не единственными лечебными средствами… Еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз. Хирургия находилась под запретом, кроме практической хирургии, которая была отдана не врачам, а цирюльникам». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 63.)"

Snorri: До этого первое ели из общего казанка Бедняки. Люди состоятельные пили бульон из широких чашек. При этом, если высокое сословие хотя бы стеснялось многочисленных брешей в зубном ряду (Елизавета Английская, например, драпировала их кусками материи), то бедняки подобных комплексов были лишены напрочь Распространенное заблуждение, будто в Средние Века все ходили с черными зубами или вообще без них. До того как широкое распространение получил сахар, с зубами у европейцев был порядок, особенно у тех, кто не злоупотреблял мясом. Были раскопаны могилы средневековых жителей, так вот, зубы у них были целы и удивительно белы, "блендамед" отдыхает. С XVI века кондитеры стали всячески изощряться по части изготовления сладостей, и знать начала массово страдать зубами. Перед бедняками такой проблемы не стояло. К тому же существовали разные порошки и щеточки для зубов. Интересно, в каких целях их изготовляли, не в декоративных ли? :-) Вся эта часть города пьет омерзительную воду Это про каких-то маргиналов. С водоснабжением в столице проблем не было, воду брали течением выше, где предприятия еще не успели слить отходы в реку.

Nataly: Anetta пишет: При этом, если высокое сословие хотя бы стеснялось многочисленных брешей в зубном ряду (Елизавета Английская, например, драпировала их кусками материи), КАК она это делала?:) расскажите:)

Anetta: Nataly Может концы ткани затыкала между зубами, которые имелись в наличии %))) Зубы - на полку!



полная версия страницы