Форум » История » Новости российского исторического образования » Ответить

Новости российского исторического образования

Antoinette de Pons: Обучение мировой истории в школах перестанет быть европоцентричным В РАН предлагают сделать акцент на Азии, Африке и Латинской Америке Анастасия Курилова Глава РИО Сергей Нарышкин и академик РАН Александр Чубарьян приводят школьный курс истории по разным направлениям к стандарту / Станислав Красильников / ТАСС В новой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории, разработка которой практически завершена, решено не делать акцент на истории Европы, чтобы школьники изучали прошлое и других частей света. Об этом рассказал «Ведомостям» академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества (РИО) Александр Чубарьян. Концепция определяет главные подходы к преподаванию предмета и содержит историко-культурный стандарт с перечнем основных событий, дат и персоналий из курса истории мира от первобытного общества до наших дней, которые должны знать школьники. Авторы концепции, как пояснил Чубарьян, решили отойти от «европоцентризма» – мировоззренческой установки, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Если сейчас на уроках всеобщей истории упор зачастую делается на событиях в границах Европы, то в новой концепции значительное место выделяется Азии, Африке и Латинской Америке. После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/01/23/906043-mirovoi-istorii Если эта тенденция получит развитие, молодое поколение вообще не будет иметь представления об исторических событиях, описанных Дюма. Возможно, это было бы хорошо, если бы молодежь читала исторические романы. Но в этом я, как раз, основываясь на опросах своих студентов, сомневаюсь.

Ответов - 16

Стелла: Политика, политика и еще раз политика. ))) Раз взят курс на ось Россия-Китай- Иран , какая может быть Европа! Если еще и будут помнить про Вторую Мировую, то только потому. что этой картой играет Россия. А так бы учили, что Европа без штанов еще ходила, когда СССР космические корабли запускал.

Рошешуар: Стелла, Antoinette de Pons, если кому-то не интересна история Китая, это же не означает что часов на ее изучение в школе должно быть меньше, чем на изучение истории Европы. Если честно, это давно пора было сделать. От меня до китайской границы 450 км, а до ближайшей европейской 7000 км, живого европейца я последний раз видела в 2013 году, американца - в 2016. Китайцев я вижу каждый день, у нас в ВУЗе учатся больше 100 китайских студентов, у нас в двух третях школ второй иностранный - китайский и преподают носители языка. А на истории дети до сих пор изучают буржуазную революцию в Нидерландах и Крестовые походы. Из истории Китая, в лучшем случае дети могут вспомнить восстания желтых и красных повязок, ну и то, что китайцы изобрели бумагу и порох. Вот и вся история прекрасного и древнего соседа. Что касается истории Африки, то тут все совсем уныло. Кстати, с историей Израиля у нас тоже в школе швах. Наибольшую осведомленность имеют дети из православных семей да учащиеся православной гимназии. И тут интересно, как географически в новой концепции будут позиционировать Святую Землю, в какую историю определят, к Ирану (Вавилону) или Африке (Египту). Стелла, и если политика виновата в том, чтобы в школах дети больше изучали китайские династии а не европейские, то это отлично. Наконец-то! Во всем должно быть равновесие, и в изучении мировой истории тоже. Ну, а Дюма... Дюма останется в нашей памяти, как сотни други имен классической французской литературы.

Рошешуар: Antoinette de Pons пишет: После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу. А вот это плохо. Это фактически шаг назад.


Стелла: Рошешуар , Меня на Перекрестке начали понемногу просвещать о Китае. Удивительный мир, абсолютно чужой для европейца. Человек, долгое время живший в Китае, знающий и грамоту и историю и т. д. сказал одну, очень важную вещь: китайцем нельзя стать, китайцем нужно родиться. И это определяет отношение Китая ко всем странам и всем нациям. Похоже, что они медленно, но верно, двигаются к тому, чтобы поглотить все народы. И многие из этих народов будут себя бить в грудь, крича, что у них тоже есть китайская кровь у предков.))) Ну, что же, у меня племянница дважды была замужем за китайцами, дочь у нее - тоже китаянка, талантливый художник.))) Но у меня есть своя идентификация, Китай меня интересует, как чужая планета. Рошешуар , то, что вы предлагаете, есть, по сути, сдача своих национальных позиций и устремление, уход под власть и обаяние чужой цивилизации. У европейцев всегда было плохо с инстинктом самосохранения, им нужно, чтобы они очнулись, казни и массовое истребление. Китайцы получат Дальний Восток на блюдечке, совратив его население своей цивилизацией.

Кассандра: Antoinette de Pons пишет: Если эта тенденция получит развитие, молодое поколение вообще не будет иметь представления об исторических событиях, описанных Дюма. Возможно, это было бы хорошо, если бы молодежь читала исторические романы. Но в этом я, как раз, основываясь на опросах своих студентов, сомневаюсь. Ну представление-то, может, и будут иметь, не стоит расстраиваться раньше времени. Может, менее подробное, чем раньше, но кому интересно — доберут, возможностей сейчас много. А в остальном я склонна поддержать мнение Рошешуар: мне тоже давно не нравился перекос в школьном курсе истории. Мир такой большой и прекрасный, он не только из Европы и России состоит, как можно было подумать, читая школьные учебники. Так что я скорее «за», если это наконец выровняется. Стелла, не вполне поняла Ваше высказывание о карте, которой играет Россия, и далее про стратегию китайцев… Но на всякий случай напоминаю о необходимости придерживаться правил форума и избегать высказываний, «провоцирующих возникновение межэтнических, межгендерных, политических, религиозных и расовых конфликтов».

Antoinette de Pons: Рошешуар пишет: Китайцев я вижу каждый день, у нас в ВУЗе учатся больше 100 китайских студентов, у нас в двух третях школ второй иностранный - китайский и преподают носители языка. А на истории дети до сих пор изучают буржуазную революцию в Нидерландах и Крестовые походы. Из истории Китая, в лучшем случае дети могут вспомнить восстания желтых и красных повязок, ну и то, что китайцы изобрели бумагу и порох. Вот и вся история прекрасного и древнего соседа. Согласна, историю Китая не знают совсем. И это очень актуальная проблема для Дальнего Востока. Да, теперь китайцев и в Москве много. Конечно, новые знания будут полезны. Недаром китайский язык теперь изучается в школах, и его хотят взять многие студенты в вузах. Я слышала от коллег с Дальнего Востока, что дети смешанных пар говорят уже не по-русски, а по-китайски, из-за того, что смотрят китайское телевидение. И это одна из проблем России. Однако же в Москве английской речи больше, чем китайской, или мне так кажется? Что касается истории Европы, то большинство студентов-не историков не только не знают про Крестовые походы и что в Нидерландах была какая-то революция, они не слышали даже про многочисленные французские Мне кажется, введение истории Китая не улучшит ситуацию. А что касается остальной Азии (кроме Японии), Латинской Америки и, особенно, Африки - то вместо истории европейской метрополии можем получить изучение европейской колониальной политики, по крайней мере, до определенного времени. Кстати, не помню, изучается ли в школе история США и Канады. Рошешуар пишет: если политика виновата в том, чтобы в школах дети больше изучали китайские династии а не европейские, то это отлично. Ни у меня, ни у моих родных, включая младшее поколение, никто в школе династии не изучал. Что-то нам не повезло Рошешуар пишет: Кстати, с историей Израиля у нас тоже в школе швах Согласна, надо бы хоть чуть-чуть.

Стелла: Я думаю, что изучение истории Израиля - это начало изучения Мировой истории, Хетты, египтяне, шумеры - так начинали мы учить мировую историю в начале 60-х. История, в современных обозримых рамках начиналась так. И Китай мы изучали тоже, конечно, не углубляясь особенно, но китайские школы появились в Москве в конце 50-х. Дружба была с Китаем и Индией на века. Кстати, чтобы вам было легче: как изучают историю России в Израиле вам бы тоже вряд ли понравилось.

Antoinette de Pons: Стелла пишет: Кстати, чтобы вам было легче: как изучают историю России в Израиле вам бы тоже вряд ли понравилось Книга по теме: https://vk.com/wall-52136985_9970

Стелла: Antoinette de Pons , я эту книгу видела на полках в наших магазинах русской книги. Вы мне напомнили картину, виденную в замке Шенонсо. Маленькие, лет 5-6 детишки, сидящие по кругу прямо на полу, а центре - одетый доминиканским монахом то ли учитель, то ли гид, а то ли и вправду монах, вдохновенно рассказывающий детворе эпизоды из истории, происходившие именно в этом замке. И глаза и рожицы детей, с восторгом слушавших взрослого. Это история, воплощенная в действо. Это было так здорово, что я не могла оттуда уйти, пока он не закончил свой рассказ. И Шенонсо и его владелицы будут для этих детей всегда живыми частицами их истории.

Antoinette de Pons: Да, в этом плане у них все интересно поставлено, можно позавидовать. Но при этом они не очень ориентируются в собственной истории: при мне девушка, окончившая школу искусствоведения при Лувре, призналась, что ничего не знает о Парижской коммуне. От французских преподавателей знаю, что в школах изучается, преимущественно, история ХХ века.

Стелла: Скорее всего, небольшое , относительно к общему объему, количество часов, не позволяет углубленно заниматься гуманитарными предметами. Предполагается, что восполнить все можно самостоятельными занятиями. К сожалению, интерес к истории если подогревается, то чаще всего историческими пародиями Голливуда, типа "Трои", "Гладиатора" и иже с ними.

Antoinette de Pons: Стелла пишет: К сожалению, интерес к истории если подогревается, то чаще всего историческими пародиями Голливуда, типа "Трои", "Гладиатора" и иже с ними. Есть еще ARTE и еще какой-то исторический телеканал, который я не отождествила, но по которому показывают очень интересные и правдивые фильмы. Когда я на него набрела, то для меня было шоком увидеть историческую реконструкцию подписания Версальского договора, которая не красит французов.

Стелла: Antoinette de Pons , АРТЕ чудесный канал, но мало кто теперь смотрит каналы телевидения. Я его для себя открыла лет 25 назад, иногда смотрим, если время есть.

Antoinette de Pons: Стелла пишет: мало кто теперь смотрит каналы телевидения Теперь есть Интернет, наш спаситель!

Antoinette de Pons: Рошешуар, для любителей китайской истории Вчера умерла Л.В. Саплина, видный китаевед. Может быть, Вы ее знали, она преподавала в Педе на истфаке.

Рошешуар: Antoinette de Pons пишет: Рошешуар, для любителей китайской истории Antoinette de Pons, в том-то вся и беда, что я совершенно не знаток и не любитель китайской истории))) я абсолютно "европоцентрирована" в своих интересах, о чем красноречиво говорит мое пребывание на этом форуме Стелла пишет: Рошешуар , то, что вы предлагаете, есть, по сути, сдача своих национальных позиций и устремление, уход под власть и обаяние чужой цивилизации. Стелла, наши национальные позиции были сданы Петром Первым, году эдак в 1699-ом, если не раньше))) Но, если честно, у меня нет желания возвращаться в Домострой и, как положено доброй жене, сидеть за печкой и морить для мужниного комфорта клопов и тараканов. Так что, будем рассматривать, в данном случае, обаяние чужой цивилизацией скорее фактом положительным, чем отрицательным. Глядишь, и китайцы нас чему доброму научат.



полная версия страницы