Форум » История » Исторический фон романов Дюма (2) » Ответить

Исторический фон романов Дюма (2)

Евгения: Предлагаю выкладывать сюда разную информацию, имеющую отношение к интересующей нас эпохе, - цифры, факты, умонастроения и т.д., которые, вместе с темой о повседневной жизни, помогут нам представить, в какой обстановке жили герои романов.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

jude: Да, Леонора Галига по крайней мере увлекалась иудаизмом, и в ее окружении и в окружении Марии Медичи было пять крещеных евреев. На суде Леонору обвиняли в том числе в иудейской ереси.

Констанс1: Стелла , мне кажется ты перепутала Гастона с Филиппом братом Луи14. Это Филиппа, наученная горьким опытом вечно ведущего заговоры против брата -короля Луи13, Анна Австрийская воспитала как девочку, намеренно прививая ему склонность к " итальянской любви'' , чтобы не интриговал против брата Луи14, подобно дяде не пытался отнять у обожаемого ' ' б-годанного" первенца трон. Мария Медичи наоборот, ненавидела старшего сына, будущего Луи 13 , болезненного с детства, все время надеялась , что тот рано умрет не оставив наследника и трон перейдет к Гастону. Гастон воспитывался как мужчина, был прекрасным мужем и для первой и для второй после вдовства жены. Мария дала Гастону блестящее образование, он много путешествовал, был книгочеем. Мария Медичи готовила из сына будущего короля Франции.

Стелла: Констанс1 , ты мне пересказываешь истины? Я ничего не перепутала, и не собиралась обвинять Гастона в пороках итальянской любви. И говоря о воспитании, имела в виду именно то, что оно было разносторонним. А плохим оно было в другом плане: именно ее вздорность и недалекость, и ее ненависть к старшему сыну и поощряли предательский характер младшего.


jude: Француз цыганской национальности Оказалось, что положение цыган во Франции существенно отличалось от положения их соплеменников в других странах западной Европы. Они были намного сильнее интегрированы в общество, меньше подвергались гонениям и с гордостью называли себя "французскими египтянами", подчеркивая что они добрые католики и уроженцы Франции. Вообще, период с XV по 60-е гг. XVII в. называют золотым веком французских цыган. Вот типичная биография "французского египтянина" (1603 г.): "Капитан" Жан де Ла Флёр - сын Жюльена и Анны, уроженцев Тийи-сюр-Мёз (Лотарингия). Католик. В возрасте 12 лет был отдан в лакеи местному дворянину. Военную карьеру начал в полку графа де Бурлотт, где прослужил 12 лет, затем дважды сменил полк. В настоящее время готовится присоединиться к армии г-на де Шателя вместе с людьми, находящимися под его началом (такими же лотарингскими цыганами). Состоял в незаконной связи с замужней женщиной, она родила ему пятерых сыновей, двое из которых учатся в коллеже. "Капитанский чин" де Ла Флёра, возможно, не стоит принимать всерьез. Он такой же "капитан", как Алатристе у Переса-Реверте: начальник для своих людей, но не более. А вот остальные детали этой краткой биографии вызывают интерес. Во-первых, семья де Ла Флёра и его подчиненные - более-менее оседлые цыгане. Они уроженцы Лотарингии (на протяжении минимум двух поколений) и покидают родные земли только, когда нанимаются на службу. Во-вторых, они носят французские имена и фамилии и получили крещение. В-третьих, для них естественно отдать ребенка в лакеи. В-четвертых, они профессиональные солдаты. И, наконец, у них есть деньги и возможность обучать детей в коллежах. Эта картина совсем не напоминает жизнь тех цыган, которых описывал Куртиль, - кочующих из страны в страну, ворующих все, что плохо лежит, и скрывающихся от властей. Но Куртиль писал "Мемуары" в царствование Людовика XIV, когда привычный уклад жизни французских цыган был грубо разрушен. Пока до этого еще далеко - вернемся в начало XVII в. В этот период слово "египтянин" было синонимом наемника, кондотьера. 15-летний цыган Жак-Давид де Ла Фонтен в 1603 г. называет своим ремеслом войну. Большинство таких солдат сосредоточено в Бретани и Лотарингии, но и на Луаре, и в Иль-де-Франс они тоже встречаются. Религиозные войны не обошли цыган стороной, разделив их на два враждующих лагеря - католиков и протестантов. "Египтяне" целыми семьями нанимались на службу к дворянам, формируя гвардии. Служили они и королям - Генриху III и Генриху IV. Такие частные армии были у Конде, у семей де Роган-Гемене, де Лоррен, де Ла Тур, де Меридор, де Коссе-Бриссак, де Сен-Симон, де Леви, дю Белле, у герцога де Бельгарда и других - не таких известных. Цыгане, их жены и дети жили на землях своих покровителей и входили в их свиту. Крестьяне их недолюбливали - как недолюбливали бы любую ораву вооруженных наемников, которых надо кормить. В мирное время цыганские гвардии охраняли своих господ и их владения, во время войны - следовали за господином в бой. А если дворянин поднимал бунт против короля - поворачивались против королевской армии. Как произошло в 1638 г., когда бретонские дворяне, братья Гуйон, выдвинули против королевских солдат свою гвардию и заставили их отступить. Цыгане активно участвовали во Фронде - за что и поплатились, когда юный король подрос. Конечно не все "французские египтяне" были солдатами. Были среди них и зажиточные буржуа (Лотарингия, Юг Франции, возможно - и на других территориях) и профессиональные исполнители сарабанды (о них ниже). Заходя в лавку к Мари де Ла Фонтен, парижанин XVII в. мог даже не догадываться, что почтенная лавочница - цыганка. Или что его приятель по коллежу, Эркюль де Ла Рош - цыган. Они не отличались от французов ни костюмом, ни манерами. Только в церковных книгах рядом с их именами стояла пометка "египтянин". Все это не отменяет того факта, что во Франции были цыгане-контрабандисты, бандиты со Двора Чудес, нищие гадалки, пристающие к прохожим: "Дай погадаю! Всю правду расскажу!" Как были и французы-бродяги и преступники. Теперь о танцорах. На Масленицу 1610 г. (22 февраля) г-н де Роган и маркиз де Ренсель ставят придворный балет "Les Bohemiens" на цыганскую тему. В нем танцевали не только дворяне, но и самые настоящие цыгане. Есть информация, что балеты с участием цыган ставились и раньше, и будут ставиться позже - на протяжении XVII в. Также цыганские труппы выступали в гостиных знати. Благодаря Тальману де Рео, мы знаем имя знаменитой цыганской танцовщицы его времени - Liance. Что интересно, считается, что у цыган Северной Франции в XVII в. не развита танцевальная и музыкальная культура. Их ремесло - война, а не пляска. А вот цыгане Страны Басков, Гаскони и Прованса (другая этническая группа) танцуют сарабанду и водят медведей. И местным жителям их пляски очень даже нравятся. После ведовского процесса, который де Ланкр устроил в Гаскони и на Баскских землях, часть цыган бежала вглубь страны. Возможно, это и есть наши танцоры. И еще один интересный момент: в XVII в/ из дунайских княжеств - Молдавии и Валахии - в Центральную Европу идет нелегальный траффик цыганских рабов (цыгане Молдавии и Валахии поголовно были крепостными). У меня нет точных сведений, но Францию и Валахию в XVI и начале XVII в. связывали дипломатические отношения. Поэтому часть этих рабов могла попадать и во Францию. У меня только один вопрос: кому был нужен этот приток невольников? В Испании, где рабство существовало, были свои рабы - из колоний и из Северной Африки. Во Франции рабства не было. Валашские цыгане - умелые ремесленники и талантливые артисты. Но зачем они в Европе? Отнимать хлеб у местных мастеров? Единственный ответ, который я пока нахожу: в Европу могли вывозить молодежь - для продажи в бордели. Печально известный факт, что цыганских девочек в Валахии с 12 лет принуждали к проституции. А еще они танцевали те самые фривольные танцы, которые так популярны по всему Востоку (валашская культура находилась под сильным османским влиянием). Для европейцев это экзотика. У цыган с Дуная совсем другой менталитет. Они с XIV в. в рабстве, которое было куда более жестоким, чем турецкое, и они боятся "белых людей". Золотой век "французских египтян" закончился в 1682 г., когда Людовик XIV и Кольбер, борясь с частными армиями вельмож, запретили дворянам и магистратам давать убежище цыганам в своих владениях - под угрозой конфискации земель в пользу казны или лишения должности (для магистратов). И масса солдат, не знающих никакого другого ремесла, кроме войны, оказалась на улице с женами и детьми. Без крова над головой, без работы, да еще без возможности завербоваться в королевскую армию. Они теперь были вне закона, потому что рядом с их именам в церковных книгах стояла приписка "египтянин", и должны были покинуть страну. Франция выгоняла своих цыган, которые отчаянно пытались доказать, что они французы. Некоторые источники https://journals.openedition.org/criminocorpus/7317 Des «Égyptiens» aux Rom, histoire et mythes [url=https://www.persee.fr/docAsPDF/ahess_0395-2649_1975_num_30_4_293647_t1_0879_0000_000.pdf[/url]https://www.persee.fr/doc/rhmc_0048-8003_1974_num_21_3_2311_t1_0517_0000_3 https://journals.openedition.org/abpo/546 https://journals.openedition.org/dossie … 3680#ftn20 https://www.lhistoire.fr/lodysse-des-tsiganes https://cour-de-france.fr/representatio … ce?lang=fr ASSÉO (Henriette), « Visibilité et identité flottante : les " Bohémiens " ou " Égyptiens " (Tsiganes) dans la France de l’Ancien Régime », Historein, vol. 2, Athènes, 2000, p. 109-122.

jude: Франс Хальс "Цыганка" (1630 г.) Возможно, художник выбрал в качестве натурщицы голландскую девушку. Но в это время даже кочевые цыгане начинают носить европейское платье. Поэтому ничего удивительного в таком наряде нет.

jude: Наряд цыганки-кочевницы мог дополнять традиционный элемент - покрывало, перекинутое через плечо и иногда - тюрбан. Симон Вуэ "Гадалка" (ок. 1618 г.) Караваджо "Гадалка" (ок. 1594-1595) Жорж де Ла Тур (1593-1652, Вик-сюр-Сей, с 1646 г. - королевский живописец) "Гадалка" (1630-е, картина могла изображать сцену из театральной постановки). А не цыган ли сам художник? Сведений он нем практически нет, но место рождения и фамилия позволяют это предположить. Такие фамилии носили цыгане семьи де Ла Тур и цыгане из Ла Турландри (земли Роганов и их соседей). Кроме того, искусствоведы считают, что всех своих Магдалин Ла Тур рисует цыганками. И, похоже, еще одна Лотарингская цыганочка - Жак Белланж (ок. 1575-1616, художник герцогов Лотарингских, гравер) "Садовница" (ок. 1602-1612). Считается, что Ла Тур основывался на этом образе, когда писал цыганку в платке.

jude: Интересные детали картины Ла Тура: 1) и у старухи, и у одной из молодых цыганок оставлены пряди на висках, у молодой цыганки они заплетены жгутом. Это традиционная женская прическа, в языке валашских цыган называющаяся "амболдинари". Носили ее и европейские цыганки - она отмечена уже на самых ранних изображениях. Сегодня она характерна только для замужних женщин. Но на молодой цыганке нет головного убора - еще одного атрибута замужней дамы. Поэтому ее статус не совсем понятен. Невеста? Блудница? Хотя есть описания замужних цыганок "нашего" времени, которые ходили простоволосыми. 2) в пальцах старухи не монета (плата за гадание), а серебряный амулет, с помощью которого она входит в транс. Бытовое колдовство было широко распространено в Лотарингии в "наши" дни. Колдовали и жены солдат-цыган, и крестьянки-француженки. Знать увлекалась оккультными науками и потому покрывала цыганских ведьм и знахарок. Это привело к ряду ведовских процессов. Покровитель Ла Тура, Белланж, погиб на костре. Чуть позднее был обвинен фаворит герцога Лотарингского. Источник

jude: Как оказалось, цыгане-рабы существовали не только в дунайских княжествах. В Испании XVII в. они тоже есть, особенно их много в Андалусии. И это не галерники и не рабочие шахт - это домашние рабы частных лиц. С 1499 г. в Испании действует закон, согласно которому кочевые цыгане, повторно задержанные за бродяжничество, становятся рабами того человека, который их захватил. В 1538 г. этот закон применяется уже и к оседлым цыганам, замеченным вне места постоянного проживания: они тоже становятся рабами человека, который их поймал - и без права выкупа. То же правило действует и в царствование Филиппа IV. В марте 1633 г. закон будет подтвержден: все кочевые цыгане становятся рабами человека, который их захватил. Оседлые цыгане, в течение 6 месяцев после оглашения закона покинувшие родной город или деревню (не важно по какой причине), также становятся рабами человека, который их задержал. А цыгане, у которых найдено оружие, сразу отправляются на галеры на 8 лет. По крайней мере, до конца XVII в. это правило будет оставаться в силе. Цыгане-рабы в Андалусии - это вот такие захваченные и их потомки. Я думаю, что не обходилось без злоупотреблений: так любого цыгана можно захватить и объявить его кочующим - а значит, своим рабом. Еще одна особенность западноевропейских цыган: они считают себя христианами, но пренебрегают обрядовой стороной веры: редко крестят детей и редко заключают брак в церкви (французские "египтяне" - исключение из правила). Тексты испанских законов называют цыган "людьми без религии", и формально они правы. Поэтому в суде скорее поверят доброму католику-испанцу, чем некрещеному цыгану. Кочевые цыгане, согласно этим же законам, собираются в вооруженные банды, угрожающие мирным жителям, поэтому суровые меры продиктованы заботой о подданных короля. Когда на галерах не хватает гребцов, король конфискует рабов у частных лиц (так поступали и Филипп II, и Филипп III, и Филипп IV). Нужно ли говорить, что цыгане предпочитали домашнее рабство галерам. Они умоляли короля отправить их хотя бы в шахты, чтобы не расставаться с женами и детьми. Источники https://www.lanzadigital.com/blogs/cronicas-de-la-historia/persecucion-de-los-gitanos-espanoles-en-el-siglo-xviii/ https://www.oocities.org/~patrin/slavery.htm https://www.academia.edu/35480891/anti_ … view-paper https://core.ac.uk/download/pdf/234785539.pdf

Стелла: И никаких разговоров о равноправии.)) Тот, кто по определению вне закона, отброс общества, в Старой Европе вряд ли мог добиться справедливости или участия. И никто не спешил выслушать изгоя.

jude: Как вам такой цыган?) Как раз эпоха мушкетеров. Если бы рисунок не был подписан, я бы не отличила его от европейца)

Armida: jude пишет: Как вам такой цыган?) Живописно ) Скорее ландскнехта напоминает. Мне вспомнились "Прекрасные господа из Буа-Доре" - капитан Макабр и его банда.

Стелла: Так это же эскиз костюма к какой-то пьесе! И сделан, похоже, в начале прошлого века? Так делался эскиз уже для портных: с подробной раскладкой тканей и всяких украшений.

jude: Armida, все верно. Цыгане как раз и были такой вооруженной бандой наемников.) Как выяснилось вчера, чуть позже, этот рисунок - эскиз костюма для театрального представления при дворе Медичи в 1658 г. Рисовавший его художник - Стефано делла Белла - с 1639 г. по 1650-е гг. жил во Франции, входил в свиту Ришелье (а позже - Мазарини, если не ошибаюсь). То есть французских цыган-наемников он мог видеть. Можно, конечно, предположить, что костюм - фантазия художника, но такие эскизы довольно точно передают платье женщин-кочевниц (изображения повторяют описания современников и гравюры из книг). Поэтому, думаю делла Белла тут можно верить. Все исследования, которые мне пока попадались, говорят, что цыгане-мужчины в 17 веке уже перешли на европейское платье. Женский костюм оставался более консервативным. Его элементы еще можно видеть на картинах. Это покрывало, надетое через плечо (часто уже поверх европейского платья) и - у замужних - платок, намотанный вроде тюрбана. Исследователь картин де Ла Тура пишет, что платки в виде чалмы в Лотарингии носили не только цыганки - тут они просто следуют за модой. Могу предположить, что оседлые цыганки отходят и от этих деталей костюма и одеваются, как их соседки-француженки. Каким вообще было традиционное платье европейских цыган, с которым, например, боролись в Испании? Это сорочка, шерстяное покрывало (часто в полоску), наброшенное через плечо и разноцветный восточный тюрбан - в 16 веке превратившийся в огромное "колесо" с ленточкой под подбородком. Этот головной убор еще можно увидеть в комедиях 17 века. Валашские цыгане нередко обходились просто покрывалом, наброшенным на голое тело, чем смущали европейцев даже в 20 веке. Картинки выложу чуть позже)

jude: Стелла пишет: Так это же эскиз костюма к какой-то пьесе! И сделан, похоже, в начале прошлого века? Стелла, эскизы второй половины 17 в. - датировка Британского музея. И пьеса, к которой они делались обнаружена.

Стелла: Ошиблась с датировкой.)) НО с первым еще можно было промахнуться, а вот второй, по манере исполнения, это уже точно 17 век. Вроде, и один персонаж, а рука - разная.

jude: Стелла, насколько я поняла, цветной рисунок - это копия с оригинала делла Белла. С точной датой постановки я немного ошиблась. В 1658 г. была поставлена другая пьеса. Но эта Il Pazzo per Forza того же времени (до 1664 г.).

Стелла: Эта копия сделана уже с подробной проработкой костюма, первый рисунок - это образ, и основные детали костюма. так тоже работают и по сей день: помощник художника по костюмам делает детальную проработку. А во втором рисунке здорово схвачен типаж, художник - блестящий рисовальщик.

jude: Итак, традиционный костюм цыгана Западной Европы (XV-XVI вв., его элементы встречаются и позже) 1544 г., Базель. Сорочка, полосатый плащ, тюрбан. Этот костюм цыгане принесли из Византии. Носили его как мужчины, так и женщины. В XVI в. мужчины начинают носить штаны и шляпы с перьями на европейский лад, а потом и вовсе переходят на местную одежду. У женщин элементы традиционного платья сохраняются дольше. Это подтверждается как картинами, так и документами - испанским указами, запрещающими цыганский наряд. В XVI в. у женщин тюрбан начинает завязываться под подбородком, а потом и вовсе трансформируется в огромный головной убор, напоминающий колесо. 1577 г. 1590 г. На протяжении XVII в. традиционный костюм у женщин будет постепенно исчезать. Покрывало станут носить уже не поверх сорочки, а поверх европейского женского платья (а потом и совсем перестанут носить), тюрбан и "колесо" вытеснит платок и чепцы по местной моде. Однако это полосатое покрывало через плечо и огромный разноцветный головной убор еще долго останутся в сознании европейцев символом настоящей цыганки. Как для нас сегодня - пестрая юбка, яркий платок и монеты в косах. Хотя никто из городских цыган в повседневной жизни так не одевается. Все это стало элементами театрального образа. Так было и в Европе XVII в. - на сцене цыганки появлялись в костюмах прошлого столетия. Сцена из комедии дель арте, цыгане (1595-1605 гг.) А это уже голландская стилизация второй половины XVII в. (Цезарь ван Эвердинген), и натурщица вполне могла быть голландской девушкой. Хочешь, чтобы зритель точно понял, что это цыганка? Нарисуй ей большой тюрбан на голове или покрывало через плечо! К слову, девушка на картине - вероятно, блудница. На это намекают открытые плечи и корзинка с фруктами. Тоже эскиз для театральной постановки (Флоренция, вторая-третья четверть XVII в.). Здесь покрывало надето уже на обычное платье, а не на сорочку, а на голове шляпка, а не тюрбан. И снова делла Белла. На этом эскизе можно увидеть короткие юбки цыганок, смущавшие европейцев - кочевницам так просто было удобнее. И еще примета эпохи - стриженые цыганки на каторге. Корнель де Ваэль "Посещение каторжников". Как я уже писала, несмотря на то, что во Франции цыгане были намного сильнее интегрированы в общество, цыганский криминал там тоже существовал. И бродяги встречались. Согласно французским законам наказание для пойманного цыгана - на первый раз была стрижка. Вроде как предупреждение. И способ отметить. Куда гуманнее, чем клеймо - если не знать психологию этого народа. В самом цыганском обществе насильственная стрижка с древности применялась как наказание - так метили распутных девиц и юношей, насильников, убийц, воров и предателей. Это была социальная смерть. К такому человеку не прикасались, боясь оскверниться, с ним не ели из одного котла и не разговаривали лишний раз. То есть для цыгана такая стрижка в тюрьме довольно тяжелое переживание. И как потом доказать своим, что тебя остригли стражники, а не соплеменники в камере - за какой-то проступок? На этой гравюре стриженых цыганок две. Они обе в сорочках и покрывалах (чтобы зритель не ошибся), а одна из них гадает по руке. Ваэль "Цыганка-гадалка", почти та же сцена - и те же стриженые цыганки. На сидящей женщине можно заметить тюрбан с лентой под подбородком. Источники: http://www.gypsypedia.it/archives/i-cingari-lalterita-e-lo-stereotipo/ http://www.gypsy-life.net/index.htm http://www.gypsy-life.net/history21.htm https://theidlewoman.net/2017/06/03/in-search-of-hipermestra/#jp-carousel-43994 И дополнение: 1626 г., Голландия У старой цыганки платок повязан иначе, чем у молодой. Подобные изображения встречаются. Не знаю, можно ли здесь проводить параллели, но у валашских цыган это означает траур по близкому родственнику.

Armida: jude пишет: Хочешь, чтобы зритель точно понял, что это цыганка? Нарисуй ей большой тюрбан на голове или покрывало через плечо! Так вот что за колесо на голове у Луизы-Холландины Пфальцской! Выходит, она нарисовала себя в костюме цыганки: тюрбан и покрывало - все на месте. jude пишет: В самом цыганском обществе насильственная стрижка с древности применялась как наказание - так метили распутных девиц и юношей, насильников, убийц, воров и предателей. А французы, получается, стригли не только проституток, но и цыган.

jude: Armida, вот это да! В той статье, из которой я брала информацию, говорится, что в 16 в. цыганское платье - с вот этим "колесом" - стало популярным маскарадным костюмом у дам света. Но это не европейская мода, это образ такой кочевницы из стран условного Востока. Я не помню, встречался ли подобный головной убор в чистом виде в европейской моде - не как часть маскарадного образа. Да, цыган и цыганок стригли. У Ваэля точно цыганки, а не просто проститутки - их выдает наряд и гадание по руке.

Armida: jude пишет: Я не помню, встречался ли подобный головной убор в чистом виде в европейской моде - не как часть маскарадного образа. Я раньше думала, что это такая странная шляпа просто )) Кроме Луизы-Холландины ни на ком и не припомню таких. Наверно все-таки в европейскую моду этот тюрбан не проник.

jude: Armida пишет: Кроме Луизы-Холландины ни на ком и не припомню таких. Значит, скорее всего, она нарисовала себя в образе цыганки. Так интересно!

jude: Возможно, еще этот головной убор эпохи возрождения мог повлиять на цыганскую моду...

Стелла: Какой чудесный портрет! В Стюартах всегда жила тяга к искусству.

Рыба: jude, если учесть, что несколько портретов кисти Луизы Пфальцской изображают моделей именно в "образах" (не натуральных, а сценических, маскарадных, салонных - модных!), то вывод очевиден. Выбор образа для автопортрета тоже прочитывается - цыганка - бродяжка, изгнанница.

jude: Рыба, я еще почитала: пишут, что этот деревянный диск, обтянутый полосами ткани разного цвета - это именно цыганская деталь. Получается, да - на картине "цыганочка")) Armida, спасибо. Я не знала про этот портрет.

Armida: Рыба пишет: Выбор образа для автопортрета тоже прочитывается - цыганка - бродяжка, изгнанница. Именно.

Armida: jude, а я не знала про цыган. Так что и вам спасибо :)

jude: И еще забавный момент. Предположительно, на этом эскизе изображен Луи XIV в образе цыгана. Или другой кавалер, но персонаж точно цыган. А вот с деталями постановщик, по-видимому, ошибся. Тамбурин - это женский атрибут в цыганском танце. Кавалер тут танцует женскую партию - похоже, сам того не зная. В общем, Филипп тут смотрелся бы лучше, чем Луи))

Armida: jude пишет: Кавалер тут танцует женскую партию - похоже, сам того не зная. В общем, Филипп тут смотрелся бы лучше, чем Луи)) Луи случалось танцевать женские партии в балетах. Но в тех случаях он безусловно знал, что делал



полная версия страницы