Форум » История » Луи де Клермон, сеньор де Бюсси д'Амбуаз (исключительно реальный) » Ответить

Луи де Клермон, сеньор де Бюсси д'Амбуаз (исключительно реальный)

Рошешуар: Тема посвящается реальному человеку, послужившему прототипом небезызвестного графа де Бюсси из романа "Графиня де Монсоро" Разбираем легенды, мифы, исторические анекдоты и прочие мелочи его жизни, копаемся в первоисточниках и мировой паутине, делимся находками и открытиями и так далее. Милости прошу к нашему шалашу, если кому интересно! [more]что-то же нужно было написать в шапке [/more]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Armande: Конечно, Бюсси, как обычно, прилепили на самой верхотуре, куда и свет, и глаз посетителя добираются с большим трудом. Все не так. Портрет на самом деле висит не высоко. В комнатах довольно низкие потолки. Слева от портрета находится окно, поэтому освещен портрет превосходно. Еще он сопровожден надписью - кто такой, где, кем, когда и за что убит - прямо по живописному полотну. Все видно и читабельно. Я уже где-то здесь писала про этот портрет - на нем Бюсси очень похож на Генриха 3, портрет которого в галерее тоже имеется. Качество сей живописи оставляет желать много лучшего, поэтому я даже фотографировать не стала это безобразие. Ясно, что это не прижизненное изображение и даже не вариация на тему.

Рошешуар: Понятно. Armande пишет: поэтому я даже фотографировать не стала это безобразие. Да уж, безобразие отменное))) Особенно удивляет, зачем Володька Луи сбрил усы бороду. Хотя, david, написал, что в книге Лео Мутона под этим портретом указана дата "1570", типа борода у Луя к тому времени еще не отросла. Но, надо признать, что наряду со всеми остальными, не менее предполагаемыми портретами Бюсси, и этот имеет место быть. А вдруг это и есть самый настоящий портрет Луи, и они и вправду походили с Генрихом III, как близнецы-братья, за что Генрих его сначала любил, а потом ненавидел))))) А вообще, большая часть портретов мне показалась "а-ля брат-близнец Генриха IV" (во всяком случае те, что с бородами), видимо художник был фанатом Наваррца)))

Armande: Мне кажется, что если реальное изображение персонажа отсутствовало, то малевали некий собирательный образ, беря за основу какое-либо достоверное изображение человека из той же эпохи. Имелся Генрих 3 - вот и плодили его близнецов-братьев, чтобы место не пустовало. Особенно удивляет, зачем Володька Луи сбрил усы бороду. Хотя, david, написал, что в книге Лео Мутона под этим портретом указана дата "1570", типа борода у Луя к тому времени еще не отросла. Бороды у Бюсси на этом портрете нет, это точно. Мутон мог поставить дату 1570 по своему произволу. Во-первых, кто такой был Бюсси в 1570, чтобы портреты заказывать? Во-вторых, галерея Бюсси-Рабютена производит впечатление более или менее реальных изображений по портретам его современников. Кое-кто, как я знаю, специально заказывал и присылал ему свои портреты. С каких-то делали хорошие (или не очень) копии. Тюренн, Грамон, м-м де Севинье, монаршее семейство и т.д. вполне соответствуют другим своим изображением. В-третьих, откуда бы этот портрет взялся у Бюсси-Рабютена? Не его род, не его замок, родство дальнее. Портрет висит в разделе Grands capitanes. Многие портреты там - живописный вариант рисунков или гравюр. Если было, с чего рисовать. Причем все стандартного размера - под задачу галереи. Хотя, конечно, теперь жалею, что я этот портрет не сфотографировала. Но я была очень разочарована и всерьез его не восприняла. Сейчас для Вас уж точно бы запечатлела. Но увы... Может, здесь чуть лучше видно.

Armande: Еще один интересный момент - очень характЕрные уши. и на портрете из Макона, и на портрете из шато де Бюсси-Рабютена. При этом без особого внешнего сходства лиц.

Рошешуар: Armande пишет: Еще один интересный момент - очень характЕрные уши. и на портрете из Макона, и на портрете из шато де Бюсси-Рабютена. При этом без особого внешнего сходства лиц. Да! Уши я тоже для себя отметила. "Срезанная" мочка уха, как на портрете из Макона. Но остальное... бушующая фантазия автора: ошеломительный разлет глаз, шевелюра - "пальцы в розетке", и совершенно залихватский узел у орденской ленты (что ее сподвигло так завязаться?!). Автор явно был в ударе, или под впечатлением от портрета Генриха 3))) Armande пишет: Во-первых, кто такой был Бюсси в 1570, чтобы портреты заказывать? Вообще никто. И даже папа его был никто, что бы, предположим, заказать "фотокарточки" детишек. И, кстати, у Мутона есть в какой-то главе, ближе к концу, в оглавлении пометка "Портрет Бюсси" (явно не про этот речь).

Armande: К сожалению, мы не знаем (или таки знаем?) историю маконовского портрета. Где он находился в разное время? Он все же производит наиболее правдоподобное впечатление по ряду признаков. Бюсси-Рабютен, зная о нем, мог снарядить к нему сделать копию для галереи. Художник оказался... не очень хорош. Общее сходство ухватить не смог, зато с ушами (что не так уж сложно) был на высоте. Ну, или что-то в этом ключе. Так и возник рабютеновский портрет.

Рошешуар: Armande пишет: К сожалению, мы не знаем (или таки знаем?) историю маконовского портрета. Где он находился в разное время? К сожалению не знаем. Ориентировочно, портрет находился в некой коллекции Роно, в 1879 году был официально подарен музею в Маконе (по договору дарения). Что за коллекция, кто ее собирал, где она хранилась, какие еще картины в ней были (для проведения возможных параллелей), ничего не знаем.

Armande: У меня практически те же сведения (только дарение в 1880, что не суть важно). Единственно что, был такой Charles Ronot (Belan-sur-Ource, 28 mai 1820 - Dijon, 21 janvier 1895) est un peintre français Родился на севере Бургундии, недалеко от Шато Бюсси-Рабютена. Всячески титулован. Может, его коллекция? В любом случае коллекционер должен был быть как-то связан с Бургундией, иначе с чего бы ему дарить свои богатства бургундскому Макону? А уж какими путями маконский Бюсси попал в Бургундию - полный полет фантазии. Но у меня все же устойчивое ощущение, что маконский и рабютенский портреты связаны друг с другом. И первый в некотором роде послужил основой для второго.

Рошешуар: Armande пишет: Но у меня все же устойчивое ощущение, что маконский и рабютенский портреты связаны друг с другом. И первый в некотором роде послужил основой для второго. Да мне кажется, что все известные нам портреты Бюсси, списаны с маконского или потом уже один с другого. Где-то я тут уже выкладывала их в одну линейку, вот, добавила сейчас еще и рабютенский, для полноты картины. Вообще, теперь я думаю, что портрет из Трианона и Версаля, вовсе не копия с борегарского портрета, а копия с рабютенского портрета (естественно усовершенствованная), судя по всему обманул Пингре Луи-Филипа)))) Хотя с другой стороны, костюмчик и воротник с борегарского И вот глядя на них всех, выстроенных рядком, сразу выделяешь глазом портрет из Макона. Он единственный "выглядит живым", остальные просто картинки без души.

Armande: сразу выделяешь глазом портрет из Макона. Он единственный "выглядит живым", остальные просто картинки без души. Cовершенно согласна!

Рошешуар: Вероятнее всего это был вот этот Роно Ronot, Louis (1783-1847) -- Collections d'art Ensemble de 92 tableaux, 330 porcelaines, faïences et objets d'art, 48 gravures et dessins légué le 13 novembre 1879 à la ville de Mâcon par Louise Ronot, fille du collectionneur. Но, это ни сколько не проливает свет на то, как к нему попал портрет Бюсси. Поищу остальные картины, посмотрим, как там насчет подлинников, и есть ли еще Пурбусы.

Рошешуар: Интересно. В этой же коллекции имеется "предполагаемый портрет герцогини де Монпансье" Вот что пишет по поводу идентификации этого портрета Joconde Ce portrait s'orne d'un cadre identique au précédent, comme pour réaliser un pendant dans la collection Ronot ; A l'inventaire, il est mentionné selon les indications de la donation : portrait de la duchesse de Montpensier par Clouet. Les attributions ont des fortunes diverses : celle de l'artiste paraît chronologiquement difficile - François Clouet, fils de Jean, meurt en 1572 -, en revanche celle du personnage n'est pas impossible ; il pourrait donc s'agir - le tableau portant la mention "ANNO 1591", de Catherine Marie de Lorraine, fille de François de Guise, épouse de Louis II de Bourbon, duc de Montpensier, née en 1552, morte en 1596 ; avec ses frères, Henri de Guise et le duc de Mayenne, elle prit une part active aux guerres de la Ligue, en opposition au gouvernement de Henri III. Ces deux peintures appartiennent à la période qui, avec la renaissance et la montée du courant humaniste en Europe (Flandre, Italie, France, Allemagne), donne son essor au portrait. Le XVIème siècle voit la multiplication des "galeries", l'intérêt de plus en plus profane pour la représentation ressemblante du visage et la codification du genre Насчет Клуэ они, конечно, сильно погорячились. А вот Пурбусов предположить не догадались. А вообще, это портрет "герцогини" похож на очередную перерисовку (в отличии от портрета Бюсси, от которого однозначно веет оригиналом). Не впечатлило меня. Пойду искать дальше.

Armande: Нет, Пурбусы вряд ли. Старший в 1581 умер, младшего в 1591 во Франции вроде не было. И не его манера. Мне кажется, что портрет той эпохи, не перерисовка. И Катрин де Лоррен носатостью сама на себя похожа. А что это Вас на Гизов потянуло?

Рошешуар: Не-не, семейка Гизов - герои не моего романа. Просто эта "блаародна мадама" мне единственная попалась из портретов в коллекции Роно, других пока нет. Конечно, это рисование даже рядом с Пурбусами не лежало, как и с Клуэ. Просто надписи на портретах выполнены в одной манере.

Рошешуар: Попалась еще одна фотография маконского портрета Бюсси. С игрой света и т.д. Однозначно - портрет "живой", такое ощущение, что товарищ сейчас подмигнет своим карим глазом зрителю. И относительно автора, хоть тресни меня, но чувствуется рука мастера. Хм... Заменю-ка я себе аватарку, что ли...

Armande: А что, замените.. Больше в тему и интереснее. Хотя глаза у него не карие. Немного зелени есть, если присмотреться - жертва неполного доминирования.

Рошешуар: Armande пишет: Хотя глаза у него не карие. Немного зелени есть, если присмотреться - жертва неполного доминирования. О, классный термин. У меня, кстати, половина семьи с такими глазами (спасибо дедушке по материнской линии, перебил васильковые глаза одной бабки и серые глаза второй бабки и второго деда), когда я в добром расположении духа, весела и влюблена, они у меня карие, а когда я - злая серая собака или чем-то расстроена и хнычу, они у меня зеленые. Всегда думала, что это случайность, придурь природы, а гляди ж ты, игры недодоминантных генов)))) Armande пишет: А что, замените.. Больше в тему и интереснее. Что-то у меня склероз, в какой тетради я пароль сюда записала... Попробую завтра на свежую голову.

Armande: Всегда думала, что это случайность, придурь природы, а гляди ж ты, игры недодоминантных генов)))) Не, это распространенный сюжет. У меня дочка получилась с зелено-голубыми глазми (мои серо-голубые и карие у мужа), а сын кареглазый (додавили-таки доминанты). Ну, и по родне если пройти, тоже всякие комбинации попадаются. Что же до портрета - мама или папа, видимо, кто-то был светлоглазым. Но ведь никаких их изображений нет и родни тоже. Можно только гадать на кофейной гуще, кто какого цвета.

Констанс1: Рошешуар , очень хороший портрет Вы нашли. И Вы совершенно правы, мне тоже кажеться, что это изображение с натуры, очень живой взгляд, устремленный на зрителя.Мое чутье бывшего музейщика сделало стойку.

Стелла: Этот портрет написан с натуры. Голова - точно: мастерская рука и очень живое лицо. У меня впечатление, что голову писал мастер, а все остальное - подмастерье.

Рошешуар: Мдя... не, не оскудеет земля русская талантами, пишущими о господине де Бюсси. Рекордное количество зарезанных им во время Варфоломеевской ночи кузенов, которое мне попадалось до сего дня, было 12-13 ("эх, размахнись рука, раззудись плечо") - А что тут понимать? - пожал плечами Бюсси, берясь за бутылку. - У вас есть родственники, которых вы не слишком любите? И которым могли бы наследовать? Лично я собираюсь получить дюжину замков в эту ночь... и маркизат. Шевалье Александр задумался. Кроме Сен-Жилей - никого. Но их нет в Париже. И к чему клонит граф? Юный лейтенант покачал головой. - Жаль, -- вздохнул граф де Бюсси, проверяя пистолеты. - А то я пригласил бы вас с собой. В конце концов к взаимной выгоде. Что ж... Тогда, шевалье, думаю, вам лучше пойти в Лувр. Нанси вам благоволит. От него все и узнаете. Все-таки везет же вам... Ладно, мне пора, - кивнул граф, одновременно натягивая перчатки, запахиваясь в плащ и называя пароль. Сбегая по лестнице, Бюсси подумал, что при всей везучести шевалье Александра иметь дюжину богатых родственников все же лучше, чем десяток солдат. Цитата из романа Беловой Ю. и Александровой Е. "Бог, король и дамы!" Не спорю, у дам богатая фантазия, но вот такой масштаб, им даже не снился: Как некогда дожидался граф де Бюсси Варфоломеевской ночи, чтобы, воспользовавшись кровавой неразберихой, уничтожить три десятка своих родственников и унаследовать их сокровища. Насколько же велико было обаяние благородного чудовища, если и после этой гекатомбы он продолжал считаться первым рыцарем Франции! Но он был человек, всего лишь человек – оттого и повис мешком багрового тряпья на копьях ограды своего парижского особняка. Цитата из романа Михаила Успенского "Три холма, охраняющие край света". Пожалуй, еще через пару лет мы сможем дождаться версию, что это господин де Бюсси, единолично, задумал и организовал Варфоломеевскую ночь, с одной единственной целью - извести под корень 4000 своих родственников и завладеть их несметными богатствами (дракон Смауг нервно курит в своей Одинокой горе и перебирает в уме свою родословную, в надежде, что они с Бюсси не родня). Не знаю, как кого, но меня впечатлило))) вы только представьте: три десятка родственников (!) гигант!

Armande: Цитата из романа Беловой Ю. и Александровой Е. "Бог, король и дамы!" Ага, попадалось мне это творение с на редкость сволочным Бюсси. А что, он и Варфоломеевскую ночь может забацать!

Рошешуар: Судя по всему, легко))))

Рошешуар: Продолжу, пожалуй, свои песни про Бюсси)))) Многие, наверно, слышали о кровожадности господина де Бюсси, ничем, впрочем документально не подтвержденной. Кто-то пишет, что он любил добить своего противника с особым садизмом, или оставить в живых, отрубив ему предварительно руку (или ногу). Впрочем, стоит отметить, что эти ужастики про Бюсси сочиняют наши в вами современники, оставим это на их совести. Современники же Бюсси всё больше отдают должное его благородству и про кровавые подробности отчего-то совсем не упоминают, может быть запамятовали дружно, а может быть и потому, что их просто не было. Обычно, когда биографы Бюсси цитируют Брантома, они поминают чаще всего невнятную историю про какую-то даму, которую едва не припозорил Бюсси препираясь с одним ее родственником (кстати, имени дамы до сих пор никто не знает, и какие претензии к Бюсси, мягко говоря, не очень понятно). И, если честно, родственник этот, откровенно нарывался, привязавшись к тому, что Бюсси выглядит невыспавшимся - интересно, а что он рассчитывал услышать, приставая к молодому неженатому мужчине с такими вопросиками? что он в шахматы с Месье играл всю ночь? или давил клопов в луврской караулке? или, что март на дворе, коты орут, спать не дают? Непонятно. А вот замечательную историю о дуэли с де ла Ферте наши биографы почему-то старательно избегают (конечно, она ж всю концепцию про Бюсси-отморозка ставит под вопрос). Вот пересказ этой истории, попавшийся мне в книге Альфреда Хаттона "Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием" (у Брантома желающие могут ее найти в 6 томе в "Рассуждениях о дуэлях" на 347-348 странице, 1873 год издания, на французском, разумеется) «Великодушие месье де Бюсси Луи де Клермон, лорд Бюсси, был одним из храбрейших людей своего времени. Как-то раз он оказался при дворе на службе брата короля. Среди его товарищей был некий месье де ла Ферте, доблестный воин, и схожесть характеров вскоре сблизила этих двоих — они становятся крепкими друзьями, каждый из которых многим обязан другому. Но вот между ними разгорается ссора по какому-то поводу, связанному с войной, в которой они в тот момент участвовали (а во времена Валуа ссорились люди не на словах), и вот они уже стоят лицом к лицу с рапирами в руках. Бюсси, не только один из храбрейших, но и один из опытнейших воинов князя, сумел нанести ла Ферте столь тяжелую рану, что тот может теперь лишь отбиваться, да и то все слабее и слабее. Заметив это, Бюсси говорит: — Брат, по-моему, с тебя хватит. Я знаю, что ты будешь сражаться до последней капли крови; но рана твоя так тяжела, что ты не способен уже драться с присущей тебе храбростью. Нам следует отложить окончание боя на другой раз, а сейчас мне лучше всего отвести тебя домой, где позаботятся о твоей ране. Месье де ла Ферте рад воспользоваться предложением Бюсси и, рассказывая друзьям о поединке, с трудом находит слова благодарности, достойные поступка его соперника. Наверное, не нужно и упоминать о том, что никакого продолжения дуэли конечно же не последовало и что оба дворянина стали после этого случая еще большими друзьями, чем прежде.» Самое примечательно, что у этой истории имеется совершенно конкретное подтверждение в виде письменного договора между господами де Бюсси и де ла Ферте о заключении сепаратного вечного мира. Полный его текст приводится и в примечаниях к изданию Брантома, и в 12 главе в книге Андре Жубера о Бюсси: « Déclaration et réconciliation des sieurs de Bussy et de la Ferté sur leur duel advenu à Alençon le — jour de febvrier 1579. — Messieurs de Bussy et de la Ferté. — Considérant qu’en ce qui s'est passé de leur combat, pour avoir tous deux esté blessez, toutesfois beaucoup plus l’un que l'autre, ils ne peuvent que diversement se plaindre ou louer du sort inégal plus ou moins favorable, s'y estans tous deux portez fort courageusement, et désirans par la recherche de leurs commungs amis se réconcilier ensemble , après que ledict sieur de Bussy a faict déclaration audict sieur de la Ferté de l'occasion de son appel, dont il s'est contenté, avouent pour esclaircir ceux qui pouvoyent doubter de la chose, qu'en l'appel, devant, durant et après leur combat, chacun d'eulx s'est comporté honnorablement ce qui se peult, et aussy qu'il ne s'i est faict ne dict acte ne parolle de l'un ny de l'autre qui ne soyt plaine de preudhomnie et de courtoisie et digne de gens d'honneur et de louange et de valeur ; ayans bien voulu, pour tesmoigner de ce et de leur reconciliation et amitié perpétuelle, en présence de plusieurs cavalliers leurs amis, signer cette présente déclaration de leurs mains.» Дуэль эта состоялась 24 февраля 1579 года в Алансоне. Пьер Л'Этуаль называет еще двух ее участников (d'Angeau на стороне Бюсси и de Hallot на стороне де ла Ферте) и говорит, что дрались в рубашках на шпагах и кинжалах. Из текста договора ясно, что во время дуэли оба противника были ранены, но ссора продолжения иметь не будет, в том числе стараниями общих друзей, ну и так как вышепоименованный господин де Бюсси удовлетворен объяснениями принесенными господином де ла Ферте. О причинах и поводах дуэли нам ничего не известно, кроме того, что сказал Брантом про войну (рискну предположить, что речь шла об прошлогоднем походе во Фландрию), однако от себя добавлю, что одна из сестриц де Бюсси (уже после его смерти), вышла замуж за... господина де ла Ферте (не исключено, что тут тоже порылась собака))))

Armande: Интересно, Roglo дает по этой ссылке брак сестры Бюсси Франсуазы с неким Ferté-Imbault. Местечко Ferté-Imbault расположено около Роморартена (того, где Леонардо да Винчи проектировал для Франциска 1 в болотах новую столицу). Замок там нач. 17 века вполне симпатичный (предшественник был разрушен гугенотами в 1562). А вот в генеалогии д'Этампов, носивших титул сеньоров, а потом и маркизов Ferté-Imbault ни этого товарища, ни этой сестрицы не наблюдается (в сочетании). Древо здесь Странно. Вроде как вот этот подходит под такую ситуацию, правда, староват слегка Claude d’Estampes (1526 + 1591), seigneur de la Ferté-Imbault (petit-fils de Jean, seigneur du même fief), réside habituellement au Mont Saint-Sulpice, près d’Auxerre, forteresse héritée de sa mère, son château de la Ferté-Imbault ayant été détruit en 1562 par un parti de protestants. Capitaine des gardes du corps du duc d’Alençon, plus jeune des Valois, il épouse en 1579 la fille de Guillaume de Hautemer de Grancey, futur maréchal de Fervaques, et sera tué à Avallon dans un combat face à des partisans de la « Sainte Ligue ». Место службы, должность, время женитьбы (1579) - все при нем. Но..не на сестре Бюсси.

Рошешуар: Armande пишет: Но..не на сестре Бюсси. Факт! Вообще, эта третья сестра Бюсси (или какая она там была по счету из старшеньких) самая непонятная. С двумя другими все ясно: - Старшая - Рене вышла замуж за Жана де Монлюка де Баланьи, будущего принца Камбре, родила от него дочь Жанну, которую выдали замуж за двоюродного брата Шарля (это сын младшего брата Бюсси - Жоржа, единственный наследник всего имущества баронов де Бюсси д'Амбуазов), их единственный сын - Анри стал последним в ветви Бюсси и был убит на знаменитой дуэли 12 мая 1627 года, что спасло его от неминуемой смерти на эшафоте, ибо двум другим участникам, оставшимся в живых, Решелье велел оттяпать головы "в назидание молодым". Умерла Рене 9 октября 1595 года, во время осады Камбре, когда стало ясно, что крепость неминуемо падет, принцесса приняла яд. - Еще одна сестра - Маргарита, иногда называемая Екатериной, 6 апреля 1583 года была выдана замуж за Оливера де Шастелу, иногда год замужества указывают 1597, но это маловероятно, потому что она родила мужу 13 (!) детей и умерла в 1605 году (13 детей за 7 лет, причем будучи уже в преклонном возрасте - она же старше Бюсси... в общем, я за 1583 год). Ее многочисленные дети и внуки породнились к половиной Европы, и ее потомки по прямой линии здравствуют по сию пору и преспокойно правят бельгийским королевским домом. - И даже с младшей сестрой, тоже Рене, дочери папы Бюсси от второго брака, тоже боле-менее все понятно. Выдали замуж за François de La FONTAINE d'OGNON (иногда называемого Жаном), умерла 10 декабря 1607 года, сведений о детях нет. И вот эта сестрица Франсуаза, совершенно непонятная. Ее замужество за господином де ла Ферте-Энбо прописано во всех старинных словарях французской знати (в статье про папу Бюсси), но нет ни имени супруга, ни года бракосочетания, ни каких-либо иных сведений. Поэтому напрашивается вывод: а) дама могла действительно быть замужем за господином Клодом д'Этампом де ла Ферте-Энбо какое-то очень-очень короткое время, буквально пару месяцев между февралем и маем 1579 года (7-го мая 1579 товарищ уже женился на дочери Фервака, того самого, с которым Бюсси тоже дрался на дуэли, давным-давно в Париже, Ферваку тогда ассистировал Агриппа д'Обиньи и после этой дуэли Бюсси и д'Обиньи сдружились, о чем поэт написал в мемуарах (думаю, что не стоит писать, что в той дуэли также никого не убили и не покалечили, и так понятно)))); б) брак между Франсуазой и господином де ла Ферте был конкретно оговорен, и о нем, возможно, упоминалось, как о почти свершившемся факте, в каких-то бумагах или письмах (которые и послужили источником информации); в) дама покинула этот бренный мир в первых месяцах 1579 года, по неизвестным нам причинам. Вероятность того, что у де ла Ферте-Энбо был какой-нибудь внебрачный сын той же фамилии, но без привязки к родовому имени д'Этампов, и именно он дружбанился с Бюсси (ибо Клод, действительно годится Лую в отцы), тоже исключать нельзя. Где-то мне встречался Жан де ла Ферте-Энбо на службе у герцога Анжуйского (я и не сомневалась, что именно он зять Бюсси), но как-то не отфиксировалось, где, а теперь попробуй-ка найди...

Armande: Это точно, сестрица мутная. Правда, глубоко, естественно, я про нее не копала. Что касается Ферте-Энбо и договора с Бюсси, то, на мой взгляд, этот человек по статусу должен быть сопоставим с тогдашним статусом Луя, как губернатора Анжу. За каким, пардон, ему заключать соглашения не пойми с кем? В ту эпоху, когда очень отслеживалось положение на общественной лестнице, человек этот должен быть с ним хоть как-то сопоставим. Клод, в данном случае, замечательно подходит, будучи капитаном гвардии принца (что еще и указывает на его более или менее функциональное состояние, несмотря на 51-52 года, Ведь вряд ли Франсуа держал на такой должности полную развалину). Может, отсюда и явное уважение Бюсси к противнику - заслуженный человек, старше него. Так что, я за Клода. Еще про брак сестрицы мне подумалось. Мог быть заключен брачный контракт, а до венчания дело не дошло по случаю выбытия суженой. Между этими процедурами порой проходило немало времени (до нескольких месяцев). Отсюда и столь странные данные. То ли жена, то ли нет. Короче, жених женился на другой, поскольку жена-невеста не дожила до венчания (или же скончалась сразу после, скажем, не пережив брачной ночи (и т.д.), потому брателло и вскипел). Как гипотеза. Жан де ла Ферте-Энбо на службе у герцога Анжуйского В примечаниях в одной из книг (знаю, где) упоминается Жак Ферте-Энбо, как капитан гвардии принца. Поэтому, скорее всего, это ошибка, а Жака перепутали с Клодом.

Рошешуар: Armande пишет: Еще про брак сестрицы мне подумалось. Мог быть заключен брачный контракт, а до венчания дело не дошло по случаю выбытия суженой. Между этими процедурами порой проходило немало времени (до нескольких месяцев). Отсюда и столь странные данные. То ли жена, то ли нет. Короче, жених женился на другой, поскольку жена-невеста не дожила до венчания (или же скончалась сразу после, скажем, не пережив брачной ночи (и т.д.), потому брателло и вскипел). Как гипотеза. Отличная гипотеза! Мне нравится. Предлагаю считать ее основной. Что-то я совсем забыла про брачные договоры. Скорее всего так и было, договор составили, может даже подписали, а молодая, брык... и не дожила до счастливого события или дожила, но чуть-чуть. И насчет договора соглашусь. Учитывая, что дядька помер не своей смертью, а пал на поле боя в 1593 году, то со здоровьем у него в 1579 году все было нормально.

Рошешуар: Armande, помните, мы с Вами обсуждали версию убийства Бюсси? Что не спроста он с собой начальника ОВДначальника сомюрской полиции Клода Коласо потащил с собой в Кутансьер. И сошлись мы на том, что: Armande пишет: Если пошли брать заговорщиков, то двоих, даже столь лихих ребят, маловато будет. Здесь надо было все органы правопорядка задействовать. Рошешуар пишет: Да, это самое нестыковочное место. Вдвоем на медведя на Монсоро... как-то погорячились они. И вот сегодня мне попалось интересное письмецо (как обычно бывает в Интернете, искала одно, а нашла совершенно другое, но тоже в хозяйстве годное ))) Автор письма - Иеронимо Липпомано, венецианский посол во Франции, пишет из Парижа в Синьорию, дата написания - 24 августа 1579 года (информация свежайшая, учитывая, что до столицы вести о гибели Бюсси докатились в субботу 22 августа). Мне попался английский перевод письма: «Meanwhile news has arrived that Bussy d'Amboise has been killed by Monsereo (sic), whose wife Bussy had brought to a house where Bussy was taken for a spy, and slain by many harquebus shots, together with six or seven of his servants.» «Между тем пришла новость, что Бюсси д'Амбуаз был убит Монсоро, чья жена пригласила Бюсси домой, где Бюсси был принят за шпиона, и погиб от множества аркебузных выстрелов, вместе с шестью или семью своими слугами.» Версия с любовной авантюрой качается в моих глазах на тоненькой ниточке, тает и тает, как мартовский снег. Что получается? Бюсси, который по всем данным должен проживать в Ле Понт-де-Сё и контролировать водную гладь Луары, несется с пятью-шестью всадниками эскорта за 47 км в Сомюр, там цепляет Колассо, и вся эта толпа мчится по ночи еще 17 км в Брен-Сюр-Алон, для того, что бы товарищ губернатор сумел удовлетворить свою похоть. А потом также незаметно ("из-под топота копыт пыль по полю летит") надо улизнуть из Кутансьера. Конечно, на кобеляж так и надо ходить, толпой, мало ли, а вдруг помощь зала друга понадобится, свечку там подержать, серенаду спеть... продать потом информацию какому-нибудь лицу заинтересованному (что знают двое - знает и свинья, а уж десяток хранителей сердечной тайны... это фантастика). Хотя, можно предположить, что Бюсси начал свой последний путь не из Ле Понт-де-Сё, а из Бургея (типа, приехал в аббатство доходы прибрать, и "вспомнил на досуге о старой подруге...", а 10 км - это пустяк для влюбленного). Правда, тогда Колассо, получается, вообще пришлось ездить в тот день кругами по пересеченной местности, 25 км от Сомюра до Бургейля, потом оттуда 10 км в Кутансьер. Или он из Сомюра сначала наведался к Монсоро (17 км +), там ему графинюшка вручила подложное письмецо для губернатора ("станьте голубем почты моей"), после этого Колассо отмахал 10 км в Бургей, вручил пакет, попил воды и уже вместе с губернатором отправился назад, в Кутансьер. Вот оно ему зачем надо было ехать туда снова? Начальнику полиции Сомюра? Для эскорта? Так вон, оказывается, с Бюсси шестеро слуг поехали. За компанию? Из любопытства? Одни вопросы с этим Колассо... Вообще, на моей памяти это первый начальник полиции, подрабатывающий почтовым голубем. Не могу другого вспомнить, ни из истории, ни из литературы. Есть письмо еще одного посла, Синольфо Сарацини, кавалера Мальтийского ордена, посла великого герцога Тасканского во Франции, также от 24 августа 1579 года (ох, и взбудоражила Париж гибель Луя). Правда, письмо на итальянском, совершенно мне недоступном языке (а электронный переводчик так издевается над текстом, что лучше не пытаться): «Ma intorno a Bussy non accadrà farne altro; poichè non essendo andato con Monsignore, come si disse, si trova intanto morto di pistola con alcuni altri suoi, da M. di Montsoreau; il quale avendo inteso dalla moglie propria, come egli le era molesto, e che, non contento della pratica di casa, cercava istantemente ancora quella dol letto, operò che ella lo chiamasse con le sue lettere; e venendo, lo riceve poi in maniera che tolse la vita a lui e ai compagni. Dicono alcuni che il detto Montsoreau abbia ancora ammazzato la moglie, e due suoi servitori; ma di questo si paria variamente, e solo è certa la morte di Bussy; la virtù e valore del quale ha avuta tanta forza, che egli è stato fino dai propri nemici compianto, attribuendogli, oltre all'eccellenza dell'armi, lettere, grazia e cortesia singularissima.» Понятно только, что Бюсси застрелили вместе с несколькими его людьми, и что люди болтают, что Монсоро еще и убил жену и двух ее слуг (вот где сплетни разгулялись), в общем, чистая бытовуха. И судя по всему, Сарацини пишет еще в конце что-то хорошее про Луя (или наоборот, бяку какую-то), но "моя его не понимайт"

Armande: la virtù e valore del quale ha avuta tanta forza, che egli è stato fino dai propri nemici compianto, attribuendogli, oltre all'eccellenza dell'armi, lettere, grazia e cortesia singularissima На мой слабопросвещенный в итальянской мове взгляд и при содействии переводчика вырисовывается что-то вроде достоинство и ценность которого была столь велика, что он был оплакан своими врагами, что было обусловлено, в дополнение к его совершенству в оружии, письмами, грацией и любезностью. Уж точно не ругает, а даже восхищается. Что касается явления на свидание к м-м де Монсоро со сворой домочадцев, то варианта два. 1. Слухи о смерти Бюсси, пока достигли Парижа, обросли таким количеством подробностей, что уже непонятно, что же там случилось. Короче, испорченный телефон в английском исполнении. 2. У них там был слет, обед, заговор и т.д.. Бюсси явился со свитой (Колассо здесь вполне уместен), его убили (уже другой заговор), а все свалили на амуры с графиней. Честно говоря, больше верится в №1. Хотя бы потому, что в №2 непонятно, зачем Монсоро приделывать себе несуществующие рога и марать доброе имя супруги. Ну, а в №1, как всегда вопросы с Колассо. Мог бы и кого попроще найти себе, чтобы коня стеречь или имущество свое блюсти в соседнем с местом свидания помещении. Что касается того, откуда Бюсси в Кутансьер направился, то он мог быть не в Пон-де-Се, который и вправду не близко, не в Бургее, а в самом Сомюре. Гостил у друга, так сказать.



полная версия страницы