Форум » История » В поисках утраченного (или архитектура в истории) » Ответить

В поисках утраченного (или архитектура в истории)

mazarin: У меня всегда вызывала живейший интерес историческая реконструкция исчезнувших памятников архитектуры. Есть в этом что-то завораживающее, таинственное. Ностальгия своего рода. Особенно, если это относиться к истории Франции. И вот я подумал, почему бы не открыть тему – «историческая архитектура» (или – исчезнувшие замки и дворцы). Похожая тема есть по Парижу. Почему бы не расширить ее? И в качестве аванса я представляю Вашему вниманию Мадридский замок, уже упомянутый мною ранее. Почему именно Мадридский замок? Ну наверное потому, что с детства он врезался в память, как нечто загадочное, волшебное… Помните как у Мериме в его «Хронике царствования Карла IX» - «- Господин автор! Сейчас вам самое время взяться за писание портретов! И каких портретов! Сейчас вы поведете нас в Мадридский замок, в самую гущу королевского двора. И какого двора! Сейчас вы нам покажете этот франко-итальянский двор. Познакомьте нас с несколькими яркими характерами. Чего-чего мы только сейчас не узнаем! Как должен быть интересен день, проведенный среди стольких великих людей!… Пишите. Я диктую вам первую фразу: Дверь в гостиную отворилась, и вошел... - Простите, господин читатель, но в Мадридском замке не было гостиной; гостиные... - А, ну хорошо! Обширная зала была полна народу... и так далее. В толпе можно было заметить...» Итак Возвратившись из мадридского плена и насмотревшись перед этим на дворцы и виллы Италии, Франциск I решает возвести новый замок, равный по красоте шедеврам итальянского Возрождения. Кроме того, по замыслу короля, это должен быть не просто новый замок, а некое особое, сакральное место – центр королевской власти, где, как и при дворе короля Испании царил бы дух величия и могущества королевской власти. Как отмечают историки, Франциск был вдохновлен на это строительство особенно после пребывания в l'Alcazar Royal de Madrid. Решение о строительстве замка король принимает в 1528 году. То есть, Мадридский замок начинает строиться практически одновременно с Фонтенбло, Шамбором и Лувром. Замок строится в Булонском лесу между Neuilly и аббатством Longchamp. Вообще, официальное название замка было «Булонский замок». Происхождение названия «Мадридский» не вполне ясно. По одной из версий король все время находился в своей новой резиденции и придворные, не видя его как раньше ни в Амбуазе, ни в Блуа, шутили по поводу нового местопребывания короля – он, дескать, в Мадриде до сих пор (то есть, как бы и не возвратился из плена). Так постепенно эта «кликуха» и прицепилась к замку. Кстати, эта версия происхождения названия, кажется мне более убедительной, чем версия о том, что сам король назвал так свой замок в память о пребывании в плену. Во первых, какой идиот захочет таким образом увековечивать свой позор, во-вторых, как я уже сказал, у замка было уже официальное название – Булонский. Кроме того, слово «Мадрид» в те времена никак не соотносилось со столицей Испании, поскольку таковая находилась тогда в Толедо, а сам Мадрид станет ею только через 30 лет. Замок имел также еще и третье неофициальное название – «Château de faïence», поскольку архитектор Джилорамо дела Роббиа покрыл весь фасад замка и его интерьеры фаянсовыми эмалированными изразцами с великолепными растительными орнаментами. Представляю, какая это была красотища! Замок несомненно был одной из главных резиденций королей еще и потому, что находясь практически рядом с Парижем, он был окружен лесными и охотничьими угодьями, что учитывая страсть к охоте самого Франциска и его преемников, делало этот роскошный и просторный дворец идеальным местом для пребывания королевской семьи и двора. По крайней мере, статья во французской википедии утверждает, что Мадридский замок был одной из любимых парижских резиденций Екатерины Медичи и Карла IX и что именно в нем происходило множество событий эпохи Гражданских войн. Генрих III почти не жил в Мадридском замке. Он, как известно, предпочитал Лувр. А вот Генрих IV частенько уединялся тут и с мадемуазель д'Антраг и с Габриэль. Затем, по возвращении своем в Париж в 1605 году, хозяйкой замка, по воле короля, становиться Марго. Она живет здесь несколько лет со своим знаменитым капелланом Винсентом де Полем, впоследствии причисленным к лику святых. Людовик XIII частенько наведывался в замок, ибо здесь было удобно охотиться, и проводил в нем много времени со своими друзьями. Известно также, что он укрылся в Мадридском замке вместе с Анной Австрийской в 1636 году во время эпидемии, бушевавшей в Париже. А затем, королевская семья покинула Мадрид. По воле судьбы некоторые замки (Мадрид, Блуа, Шамбор, даже Лувр) были оставлены королями, а другие (Тюильри, Венсенн, Фонтенбло) продолжали оставаться королевскими резиденциями. Правда, Мадридский замок не был совсем покинут. В 1656 году здесь основывают фабрику шелковых чулок, которая насчитывала 79 работников. Но впоследствии, эта фабрика постепенно заглохла, так как не смогла конкурировать с шелковыми предприятиями Лиона и Нима. В начале XVIII века в замке жил месье д'Арменонвиль – государственный секретарь по иностранным и морским делам в конце царствования Людовика XIV и хранитель печатей при Людовике XV. После его смерти замок приходит в упадок. Людовик XVI здесь никогда не появлялся и в 1787 году он подписал указ о продаже и последующем сносе Мадридского замка (так же как Блуа, Венсенна и Бастилии). Но выполнить это оказалось невозможным. Правда, осуществилось это уже во время революции. В 1793 году замок был продан как государственное имущество и был снесен для получения строительного материала (для домов патриотов). Причем, оказалось, что построен он был столь прочно и основательно, что расходы на его демонтаж превзошли сумму вырученную потом за продажу стройматериала. По иронии судьбы революционэры все-таки успели уничтожить один из самых лучших памятников французского Ренессанса. Слава Богу, что до Шамбора и Блуа руки не дошли.

Ответов - 56, стр: 1 2 All

mazarin: МАКСимка пишет: Позвольте Вас поправить. А в сущности - Вы правы. Бедфорд находился в Булони . Где занимался отправкой тела короля Генриха в Англию. В Сен-Поль он мог вернуться только недели через две. Никакое "бальзамирование в вине и уксусе" не могло обеспечить сохранности тела короля в надлежащем виде. http://www.revue-cantate.fr/Les-funerailles-des-rois-de-France

МАКСимка: mazarin пишет: Новаторство Генриха III и Екатерины Медичи затронули и такой древнейший обряд, как обряд захоронения. Я в свое время подробно изучал королевский похоронный церемониал. Про чучела, если интересно, можно почитать ЗДЕСЬ. Восковые куклы английских монархов сохранились, их можно и сегодня увидеть в Вестминстерском аббатстве. Но мне ни разу не попадалась информация о "новаторстве" Генриха III и Екатерины Медичи в древних обрядах захоронения. На какие источники опирается автор статьи? В чем, собственно, заключалось новаторство? В том, что "были распределены роли в траурной процессии - духовенству идти за гробом с покойным, а Парламентариям - за восковой куклой в открытых носилках"? Но дело в том, что с похорон Филиппа IV Красивого духовенство как раз стало идти ПЕРЕД телом покойного монарха, а вот еще во время погребальной церемонии Филиппа III священнослужители шли позади тела. Такой порядок сохранялся потом всегда. Единственное, что распределение роли духовенства и парламентариев могло появиться при Генрихе III, здесь точно не помню. Но важно, что священнослужители шли именно перед гробом, а не за.

МАКСимка: Нашел еще одно изображение Сен-Поля: Только точно не установить, в какой период изображен комплекс.

Snorri: МАКСимка пишет: использования чучел во время королевских похорон Думаю, все же не "чучел", а манекенов/восковых изображений. А то немного обидно должно быть покойникам монарших кровей :-)

МАКСимка: Snorri пишет: Думаю, все же не "чучел", а манекенов/восковых изображений. Не вижу ничего плохого в слове "чучело", восковое чучело или манекен. Кому как нравится. Даже музей восковых фигур часто называют музей восковых чучел. По-моему, здесь это замечание не совсем уместно. Snorri пишет: А то немного обидно должно быть покойникам монарших кровей :-) Обидно должно быть покойникам за разграбление Сен-Дени в 1793-м году. А за то, что их изучают, им обидно не будет.

Snorri: МАКСимка пишет: е вижу ничего плохого в слове "чучело", восковое чучело или манекен. Кому как нравится. Даже музей восковых фигур часто называют музей восковых чучел. По-моему, здесь это замечание не совсем уместно. Если верить толковому словарю, то чучело - это "набитая чем-н. шкура, кожа животного, служащая его внешним подобием". Судя по тому, что выставлялось напоказ, имели место быть манекены, куклы.

mazarin: Вообще-то, в этом вопросе надо исходить из первоисточника. Сами французы называют эти "кулы" "l’effigie" и никак иначе. В общем значении "l’effigie" - это изображение. Le Robert дает следующие пояснения - 1. Représentation d'une personne (en art). Представление (изображение) человека (в искусстве). 2. Représentation du visage (de qqn) sur une monnaie, une médaiile. Изображение лица (кого-либо) на монете, медали.

mazarin: МАКСимка пишет: Нашел еще одно изображение Сен-Поля: Мне так и не удается пока обнаружить что-либо похожее. Хотя я уже гору сайтов перерыл. Этот рисунок очень интересный. Только непонятно откуда он и надписи прочитать невозможно. Только последнюю фразу я разобрал - что именно здесь умер Карл Шестой.

МАКСимка: Интересно, куда делось мое последнее сообщение. Здесь проводится чистка? Очень мило. mazarin пишет: надписи прочитать невозможно Там сказано, что часть дворца, в котором когда-то жил Карл V, использовалась при возведении Арсенала.

Snorri: МАКСимка К исчезновению поста никто из администраторского состава не причастен. К сожалению, на борде периодически случаются подобные пропажи в силу системных сбоев. Как модератор раздела приношу свои искренние сожаления в связи с инцидентом.

LS: МАКСимка Если Вы сможете восстановить потерянное сообщение, будет здорово. :)

mazarin: Вот удалось раскопать в интернете несколько интереснейших, на мой взгляд, изображений-реконструкций замка Блуа до всех перестроек XVII века. То есть в том виде, в котором он существовал со времен Франциска I. Здесь очень хорошо видно то старое крыло, которое существовало еще до перестройки замка Франциском и было потом снесено для возведения на его месте крыла Гастона Орлеанского. Кроме того, мы можем увидеть здесь несколько старых башен по периметру замка, которые также исчезли в последствии. Теперь мне понятно о каких башнях упоминает Вите в своих пьесах, поскольку раньше - я и представления не имел где они располагались. И вид с уже перестроенным крылом Гастона Орлеанского А это разрез главной лестница в крыле Франциска I А это план, на котором видны изменения, которые происходили в замке в предшествующие эпохи, до перестройки Франциска И еще раз повторю изображение замка вместе с парком и прочими частями, которые, увы, исчезли А вот и один из обиталелей замка - король Генрих III. Таким он предстает на эскизе к известной картине Ляроша. Должен сказать, что, как и всегда (в произведениях практически всех художников, кроме Веласкеса)- эскиз несомненно более живой и выразительный чем в законченном произведении Сравните

МАКСимка: mazarin пишет: Вот удалось раскопать в интернете несколько интереснейших, на мой взгляд, изображений-реконструкций замка Блуа до всех перестроек XVII века. То есть в том виде, в котором он существовал со времен Франциска I Спасибо, очень интересно!

mazarin: Совершенно случайно нашел-таки вполне "вменяемое" изображение Отеля Сен-Поль... Сколько времени просидел в интернете чтоб найти хоть что-нибудь! И вот наконец. Причем искал уже даже не Сен-Поль, а изображения Отеля де Турнелль - и вот неожиданно наткнулся на этот рисунок. Внизу написано, что рисунок выполнен на основе старинных планов и документов.

Вольер: Musée Carnavalet с утра порадовал изображениями Бастилии: Итак, по порядку: 1. Louis Lincler. Vue de la Bastille (recto). Plume et encre brune, lavis vert, brun et gris sur parchemin. 1634. Paris, musée Carnavalet. 2. "Plan de la Bastille, fait et levé en août 1789". Dessin de Cathala. Paris, musée Carnavalet. 3. Théodore Hoffbauer (1839-1922). "La Bastille en 1420". Dessin. Paris, musée Carnavalet. Некий въедливый читатель поделился другой известной картинкой: Это "Возвращение короля после битвы при Роозенбеке в 1383 году". Средневековая миниатюра из «Хроник Фруассара». Вроде бы это та же Бастилия, но с какими-то странными шатровыми крышами над башенками, которых я лично никогда не встречал на изображениях Бастилии. Что скажете?

Delfiniya: Вольер пишет: Вроде бы это та же Бастилия - а точно ли это Бастилия?

Вольер: Delfiniya пишет: - а точно ли это Бастилия? Вот и я думаю... Указания конкретного места в названии нет. Куда мог возвратиться Карл VI после битвы в Розенбеке?

Delfiniya: Вольер пишет: Куда мог возвратиться Карл VI после битвы в Розенбеке? В Венсенский замок не мог??? На Венсенский похоже вроде.

Вольер: Delfiniya пишет: В Венсенский замок не мог??? На Венсенский похоже вроде. Мог. Действительно похоже. Надо поискать изображения того времени. Донжон должен быть тогда, или он не виден по замыслу художника? Вообще ракурс интересный. Что тогда виднеется на заднем плане?

Рошешуар: Башенки могли сгореть, где-нибудь на заре XV столетия, и их просто не стали восстанавливать. Крепости в городах теряли свою актуальность к тому времени. Вкладывать в их починку деньги и силы, было расточительством. Обычно их просто разбирали на запчасти для новых строений, более вписывавшихся в городской пейзаж. Но Бастилия, скорее всего не сильно пострадала в огне, поэтому ее не пустили на кирпичики. Надо посмотреть информацию о какой-нибудь пожаре в Бастилии, может что и прояснится.

Delfiniya: Вольер, донжон должен быть, но Венсен тоже вроде без этих крыш был. Какие еще замки в то время стояли в Париже и рядом? Замок Тамплиеров?

Рошешуар: Турнельский дворец, его, вроде бы в XIV веке построили. Если стоять у Сент-Антуанских ворот, как раз напрямки будет Турнель. Карта 1550 года

Delfiniya: mazarin, я просто в восхищении!!! СПАСИБО огромное!!

mazarin: Разумеется, это не Венсенн, поскольку очевидно, что изображены ворота Парижа. И не Бастилия. Логично предположить, что это ворота Сент-Антуан, поскольку они распологались наиболее близко к главной королевской резиденции той поры - Отелю Сен-Поль и что королевский въезд происходил именно там. Ворота Сент-Антуан находились справа от Бастилии при въезде в город, поэтому, можно было бы подумать, что Бастилии просто не видно (она осталась за левым краем миниатюры). Но, судя по имеющимся изображениям ворот Сент-Антуан той эпохи и по реконструкциям можно определенно сказать, что не ворота Сен-Антуан. Вот тут http://historamania.canalblog.com/archives/2015/04/25/31949554.html читаем "Après avoir remis l'oriflamme à Saint-Denis, le 10 janvier, le roi fait son entrée dans la capitale le jour suivant. L'armée s'arrête à une demi-lieue de Paris. Seul le roi est à cheval, il entre en ville avec son armée en piétinant les vantaux de la porte Saint-Denis." Возвратив 10 января орифламму в Сен-Дени, король на следующий день вошел в Париж. Армия остановилась в полу-лье от Парижа. Только король был верхом на лошади. Он вошел в город со своей армией через ворота Сен-Дени (буквально снеся створки ворот). И действительно - у Виолле ле Дюка можно найти рисунок-реконструкцию ворот Сен-Дени и увидеть, что это очень похоже, на то, что мы видим на миниатюре Дело в том, что пока король воевал с мятежниками во Фландрии, в самом Париже началось так называемое "восстание майотенов" направленное, прежде всего, против правления регентов - дядьев молодого короля. После победы французской армии над восставшими фламандцами, парижане решили покориться королю. Именно этот момен и изображен на миниатюре, которая так и называется "Retour de Charles VI à Paris après la révolte des Maillotins".

Delfiniya: mazarin, спасибо за разъяснение! А то б мы тут все замки перебрали))) А вдалеке, что за строение? Типа Сен-Дени?

Вольер: mazarin, действительно, всё оказалось просто. Спасибо!



полная версия страницы