Форум » История » Исторический фон романов Дюма » Ответить

Исторический фон романов Дюма

Евгения: Предлагаю выкладывать сюда разную информацию, имеющую отношение к интересующей нас эпохе, - цифры, факты, умонастроения и т.д., которые, вместе с темой о повседневной жизни, помогут нам представить, в какой обстановке жили герои романов.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

jude: Констанс1, да. Понятно, что невинная девушка будет вести себя с молодым мужем совсем иначе, чем опытная женщина. Но, во-первых, у Миледи прекрасные актерские способности, а, во-вторых, граф влюблен до беспамятства, и это сильно мешает думать и анализировать. Мне кажется, что он в первую брачную ночь не думал ни о чем другом, кроме того, что он, наконец-то, со своей возлюбленной. Мужья, уличившие своих жен в обмане, возможно, не были так влюблены. Или заранее боялись обмана и были к нему готовы. Как куртилевский Рошфор, которого насторожила всего одна фраза невесты, выдавшая ее опытность.

Констанс1: jude , не знаю.,может это не в тему, но мне всегда было интересно, чем кроме необычной красоты Миледи так захватила Атоса? Возможно тем, что была умна и образованна, что графу с ней было не скучно, было о чем поговорить, а значит мадмувзель была начитанна и могла поддержать разговор на интересующие Оливье темы.Если бы она просто все время восхищенно слушала, заглядывая есу в рот, не вызвала бы такого сильного чувства. Глупая, красивенькая * как ангел* молоденькая дурочка не смогла бы так захватить все чувства и помыслы очень необычного молодого человека, каковым на момент женитьбы был Оливье де Ла Фер.

jude: Констанс1 пишет: Возможно тем, что была умна и образованна, что графу с ней было не скучно, было о чем поговорить, а значит мадмувзель была начитанна и могла поддержать разговор на интересующие Оливье темы. Согласна. Не зря же Атос говорит про "кипучий ум, который просвечивал сквозь свойственную ее возрасту наивность". И совсем на другую тему: сегодня обнаружила, что в 1627 году королева-мать уже передала Малый Люксембургский дворец Ришелье. Там он и жил, пока обустраивался Пале-Кардиналь. Получается, что мушкетеры затеяли дуэль с англичанами почти под самыми окнами господина кардинала!


Констанс1: jude , действительно, выодит, что они просто испытывали терпение Красного Герцога.А Ришелье проявлял по отношению к этим головорезам просто ангедьское терпение.

Стелла: Терпел до поры, до времени.

jude: История с сарабандой - Господин кардинал, по словам моей жены, преследует и притесняет королеву больше, чем когда-либо. Он не может ей простить историю с сарабандой. Вам ведь известна история с сарабандой? — Еще бы! Мне ли не знать ее! - ответил д'Артаньян, ничего не знавший, но желавший показать, что ему известно все. (с) А. Дюма "Три мушкетера" Почему королева Анна просила исполнить для нее именно сарабанду, а не какой-либо другой танец? Да еще в шутовском наряде. И почему вся компания, прятавшаяся за ширмой так потешалась над Ришелье? На видео, которые можно найти в интернете, сарабанда - это неторопливый танец, исполняющийся сольно или в паре под медленную и даже печальную музыку. Однако этот вариант хореографии появился только в 1650-х гг. - при французском дворе - и не имеет почти ничего общего с оригинальной сарабандой. Версии происхождения сарабанды разнятся: согласно одной, танец родился в Мавританской Испании в XII в., по другой - имеет ацтекское происхождение и был привезен из колоний. Ацтекская версия, впрочем оспаривается Maurice Esses. Сходство ритуальной пляски ацтеков и сарабанды, отмеченное миссионерами, еще не доказывает их общее происхождение. Оригинальный народный танец восстановить теперь сложно. Томас Платтер, посетивший Барселону во время Карнавала 1599 г., оставил следующее описание: Испанцы танцуют, в частности, танец, именуемый сарабандой. Танцует много людей сразу, однако в парах. Они не поднимают друг друга, а издают щелкающий звук обеими руками, как если бы они прищелкивали пальцам. На большом пальце у них - деревянный или костяной инструмет, который они называют "кастаньетами". Они щелкают по нему средним пальцем - получается довольно громко... Мужчины и женщины танцуют друг с другом в такой манере и всегда поворачиваются так, чтобы быть друг к другу лицом. Однако далее: мужчина обычно танцует спиной (к партнерше?) и совершает весьма странные и смехотворные жесты и телодвижения... Исполнялся танец под народные песенки, часто непристойного содержания. Героиней таких куплетов была проститутка Сарабанда. Есть и более подробное описание танца: Вероятно, танцем, сильнее всего возмущавшем моралистов той эпохи, была сарабанда - печально известная своим непристойным характером и, тем не менее, не терявшая популярности, несмотря на все гонения. Diccionario de Autoridades (1726 г.) описывает ее так: "Музыка и живой, веселый танец, с повторяющимися телодвижениями, которые едва ли можно назвать скромными". Историки приписывают сарабанде различное происхождение: мавританское, цыганское, индейское, персидское или еврейское. Этот танец включал в себя покачивание бедрами, волнообразные движения руками, раскачивание торса, намекающие взгляды и жесты. Движения, недопустимые ни с моральной, ни с эстетической точки зрения. Церковь считала сарабанду дьявольской заразой и всячески пыталась ее искоренить. В 1572 г. Педро Трехо предстал перед священным трибуналом в колониях за исполнение сарабанды во время религиозного праздника тремя годами ранее. Третьего августа 1583 г. был издан королевский эдикт, по которому за исполнение сарабанды грозило бичевание и галеры или ссылка. В 1598 г. королю была подана жалоба, что сарабанду часто можно видеть в комедиях, и маленькие девочки пляшут на сцене фривольные пляски. В начале XVII в. моралисты продолжают осуждать этот танец как развратный (1605, 1614, 1619, 1620 гг.). Танец и песня, обычно называемые сарабандой, содержат столь неприличные слова и уродливые движения, что этого достаточно, чтобы возжечь огонь похоти в даже в сердцах самых достойных людей. Возможно, сарабанда, подобно другим мавританским пляскам, имитировала любовную игру. И. Блох в "Истории проституции" полагает, что сарабанда, как и фанданго, исполнялась представителями "хореографической проституции" (когда танец служит приглашением к любви), более характерной для стран Востока, но и встречающейся и в Европе. В итальянской версии танца партнеры касались друг друга грудью и целовались. Пик популярности сарабанды в Испании пришелся на конец XVI - начало XVII вв. С улиц, где она исполнялась преимущественно цыганами, сарабанда проникла сначала на подмостки, а затем - в дома знати. Не смотря на критику и запреты, в 1618 г. сарабанда стала придворным танцем, а в 1620-х гг. - пришла во Францию. Источники: Dance and Instrumental Diferencias in Spain During the 17th and Early 18th century - тут есть куплеты про Сарабанду. История проституции Сарабанда Педро Трехо The Dances of the Processions of Seville in Spain's Golden Age

jude: Как одевалась английская дама елизаветинской эпохи Ссылка на видео на английском. Что интересно - корсет зашнуровывается спереди, и актриса одевается без посторонней помощи. Платье XVIII в. Это позднее эпохи мушкетеров, но на этом видео показаны карманы, которые привязывались под юбкой и в которые можно было опустить руку через прорези в юбке. В XVII в. тоже носили такие. Ссылка на видео на английском. Здесь корсет шнуруется сзади.

jude: Даниэль Клугер приписал еврейское происхождение не тому мушкетеру... Авторы книги Jews and Muslims in British Colonial America: A Genealogical History говорят, что современник д'Артаньяна Жозеф де Бац, гугенот из Нерака, и его предки были испанским марранами. Родословная этих де Бацев известна только с XVI в. Фамилия Бац встречается среди галисийских и французских евреев. Может быть, Жозеф, в самом деле, был потомком марранов. Самое интересное, что эти де Бацы из Нерака (с XVIII в. бароны de Trenquelléon) считают себя родней д'Артаньяна. Так ли это на самом деле, сложно сказать. Фамилия Бац в Гаскони очень распространенная. Возможно, баронам де Бац просто нравится иметь знаменитого родственника. Так у д'Артаньяна внезапно нашлись еврейские корни (шучу). Дворянская родословная и у Шарля де Бац-Кастельмор, и у Жозефа де Бац-Guay насчитывает всего четыре поколения. Сыновья д'Артаньяна возводили свою сфабрикованную родословную к Кастийонам-Дебас. Этот гасконский род угас в середине XVII в. Ни Шарль де Бац, ни Жозеф де Бац, вероятнее всего, никак не связаны с этой семьей. Источники: Жозеф де Бац Бароны де Бац

duchesse Radziwill: Источник по периоду - книга английского писателя сэра Хью Плата (1552–1608) - "Delightes for ladies: to adorn their persons, tables, closets, and distillatories with beauties, banquets, perfumes and waters". Первое издание - 1600 г., Лондон. Х. Плат писал исключително энциклопедические книги о домохозяйстве, садовничестве и земледелии, они пользовались большой популярностью в Англии первой половины XVII в., а то и позже. В этой, как видно по названию - как украсить стол, также кулинарные рецепты, в том числе как готовить сладости, сиропы, консервированные фрукты, как изготавливать косметические средства, советы по медицине и чего только там нет :)))) Ссылка на книгу https://www.loc.gov/item/73217891/

jude: С 1594 г. (возможно, и ранее) в английском языке появляется фраза bed-companion. С XV в. встречается его синоним - bedfellow. И это не любовник, как мог бы подумать современный читатель. Негативной окраски это выражение не несло. Оно часто встречалось в письмах, в дневниках и в уставах коллежей. Bed-companion - это, действительно, компаньон (у дамы - компаньонка), спящий в одной кровати со своим патроном, близкий друг, фаворит. До конца XVII в. делить постель с приятелем, пажом, слугой или даже случайным гостем (как это делает граф де Ла Фер в романе "Двадцать лет спустя") было совершенно естественно. Прежде было принято, чтобы люди (даже представители высших классов) спали вместе. Это обычай был широко распространен еще в эпоху Кромвеля. Пансионеры коллежей спали по двое (вероятно, из-за тесноты в спальнях), причем меняться местами и ложиться в чужую кровать запрещалось - ученик должен был спать с тем соседом, которого ему выбрали наставники. Таких соседей по кровати тоже называли bedfellows. Называли так и солдат, спавших под одним плащом, и даже случайных соседей, с которыми приходилось делить постель на постоялом дворе. Вместе спала и домашняя прислуга. А камердинеры и камеристки нередко ложились в ногах у своего хозяина/хозяйки. У высшей знати могли быть те самые bed-companions - друзья и приближенные. Спальня и даже кровать в ту эпоху - еще не "личное пространство", где человек может остаться наедине с самим собой. Там же могу спать слуги - на случай, если хозяину что-то понадобится. Туда могут зайти гости - поболтать перед сном. Несомненно, кому-то больше нравилось спать в одиночестве. Были даже путешественники, возившие с собой переносную кровать. Однако среди дворян привычка делить постель с кем-нибудь сохранится до конца 17-го столетия, а среди низшего сословия - и того дольше (в крестьянских домах попросту было тесно). В свете этого, становится понятно, почему, например, у Шуази в "Графине де Барр" матери так легко укладывают дочерей в кровать к главной героине. Источники https://books.google.ru/books?id=FcRpAwAAQBAJ&pg=PT94&dq=communal+sleeping+in+the+17th+century&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiYrJbGlY_jAhUws4sKHW5bB7cQ6AEILDAB#v=onepage&q=communal%20sleeping%20in%20the%2017th%20century&f=false https://books.google.ru/books?id=UhNeDQAAQBAJ&pg=PT131&dq=communal+sleeping+in+the+17th+century&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiL9-DXlo_jAhXjxIsKHa2LDUcQ6AEIJzAA#v=onepage&q=communal%20sleeping%20in%20the%2017th%20century&f=false https://www.atlasobscura.com/articles/communal-sleeping-history-sharing-bed https://books.google.ru/books?id=yWpqWFo9YSEC&pg=PA153&dq=people+shared+bed+in+17th+century&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjIuoHel4_jAhVmkIsKHScQC9kQ6AEISzAG#v=onepage&q=people%20shared%20bed%20in%2017th%20century&f=false http://www.jstor.org/stable/4288956 https://books.google.ru/books?id=hvPS60XTSksC&pg=PP541&dq=my+bedfellow&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjNzvi5x5DjAhVrkosKHUBpDBs4MhDoATAEegQIARAb#v=onepage&q=my%20bedfellow&f=false https://www.lancaster.ac.uk/luminary/issue3/Issue3article8.htm#17

Стелла: И фраза Атоса: Porthos, nous avons dormi dix ans côte à côte Портос, мы десять лет спали бок о бок.

jude: Стелла, да, я тоже сразу ее вспомнила.) А еще сейчас нашла, что в XVII в. были переносные кровати. И путешественники, которые брезговали спать в тесной компании на постоялом дворе, возили их с собой.

Рошешуар: jude пишет: Однако среди дворян привычка делить постель с кем-нибудь сохранится до конца 17-го столетия, а среди низшего сословия - и того дольше Более того, если заглянуть в "Трое в лодке, не считая собаки", мы увидим, что и в конце XIX века англичане-мужчины не чурались спать в одной кровати. Только в этой книге я навскидку припоминаю парочку фактов. Например, ночевка главных героев у Джерома накануне отбытия в путешествие: Джей и Гаррис укладываются в одну кровать, правда на вопрос Гарриса, какую сторону кровати он предпочитает, Джей ответил, что никакую, а предпочитает просто кровать (но, при этом, он совершенно не падает в обморок от какого-либо смущения). А второй пример, когда главные герои бегают по Дэтчету в поисках ночлега. Мало того, что они опять согласны улечься в постель парочкой, так хозяин какой-то гостиницы отвечает им, что у него и так уже в каждой кровати спит по два, а в некоторых и по три джентльмена. И в конце концов Джей и Джордж укладываются спать вместе, привязавшись друг к другу простыней, чтобы не свалиться во сне с кровати.

jude: Рошешуар пишет: какую сторону кровати он предпочитает Кстати, согласно правилам этикета XVII в. (по крайней мере, в Голландии), с какой стороны кровати спать, выбирал тот, кто выше по социальному статусу.) А в Испании Церковь выступала против того, чтобы мужчины спали вместе. Но это ничего не изменило: и на постоялых дворах, и в госпиталях люди продолжали спать по несколько человек в одной кровати.

Рыба: jude пишет: А в Испании Церковь выступала против того, чтобы мужчины спали вместе. Кажется, можно и примириться со святой инквизицией...

jude: Три волхва в одной кровати и под одним одеялом в вифлеемской гостинице (миниатюра XIV в.) Вот так же нередко были вынуждены ночевать и обычные путешественники. Этикет предписывал не нарушать чужой покой, лежать неподвижно, не тянуть одеяло на себя и вообще не мешать соседям. Источник

Lumineux: С маленькими детьми тоже могли спать вместе? Вроде бы детей даже обнимать было не принято из соображений приличия.

jude: Lumineux пишет: С маленькими детьми тоже могли спать вместе? Lumineux, тут все зависело от семьи, насколько я поняла. В богатых домах у ребенка была своя колыбель, а потом - своя собственная постель. Но нянька могла уложить его и к себе в кровать. Или спать с ним в его постели. Братья или сестры иногда могли спать в общей постели. С шести-семи лет у маленького дворянина появлялся личный слуга, и тут все было, как у взрослых. Лакей спал в той же спальне: либо в одной кровати с господином, либо на низкой приставной кровати, либо, вообще, на тюфяке на полу. Также спали и камеристки у девочек. У мещан мать иногда спала с ребенком, когда он болел. В домах победнее дети спали вместе с родителями. Там нередко вся семья спала на одной кровати. Мать и дочери - на одной половине, отец и сыновья - на другой. Школяры (за исключением самых знатных) спали по двое. Кроватей не хватало: они жили по 20 человек в комнате. Но так было даже теплее, дров было мало, и, судя по воспоминаниям, зимой дети сильно мерзли. Lumineux пишет: Вроде бы детей даже обнимать было не принято из соображений приличия. Да, об этом говорят моралисты. С XIV-XV вв. уже было понимание, что у детей совместный сон ни к чему хорошему не приводит. Но, как пишет Ф. Арьес, эти проповедники сильно опередили свою эпоху. И школяры-мальчики, и девочки-воспитанницы монастырей еще долго будут спать по двое. Они не могли сами выбирать себе соседа или соседку - это делали взрослые. Если ребенок ложился в чужую кровать, его наказывали. В спальне обязательно должен был гореть ночник, чтобы дети не смели заниматься постыдными делами. И ночью в спальню заходил воспитатель, чтобы проверить, "хорошо ли укрыты дети, и нет ли в их позах чего-либо непристойного". Но это касалось именно детей. Взрослых, спящих в одной постели, никто не подозревал в "постыдных делах".

jude: Сейчас еще посмотрела у Арьеса: мальчика с девочкой тоже могли уложить спать вместе. До какого возраста - не знаю, но девятилетние еще спали в одной кровати. Моралисты тоже выступали против этого. А также они требовали, чтобы детей разного возраста (молодежь и малышей) не укладывали вместе, даже если они одного пола. Возраст учеников сильно разнился даже в одном классе, и в одной кровати могли оказаться девятилетний и восемнадцати-двадцатилетний.

jude: Не пей вина, Гертруда… (с) О «палёном» алкоголе в Европе XVI-XVII вв. Предупреждение: в тексте присутствует описание очень неприятных симптомов болезни. Воду в XVII в. пить не любили, но иногда легче было отравиться вином, чем водой из Сены. В 1572 г. в провинции Пуату разразилась странная эпидемия. Заболевшие бледнели, мёрзли, теряли аппетит и сон, или, наоборот, впадали в летаргию, испытывали беспокойство, приступы гнева или меланхолии. Потом присоединялись головные боли, боли в груди, изжога, жажда, постоянная тошнота, рвота желчью, задержка мочи, неукротимая диарея, повторяющиеся рези в желудке, кишечные колики, нестерпимые боли в пояснице, в боках, в паху, в руках и ногах, которые буквально разрывали пациента на части. Затем могла открыться горячка, которая знаменовала собой наступление кризиса и вскоре проходила. Далее болезнь развивалась по трем сценариям: 1. переходила в хроническую форму, и время от времени напоминала о себе горячками, кишечными коликами, или приступами ревматизма и болями, напоминающими подагру, или различными неврологическими (преходящая слепота, глухота, нарушения речи, судороги) и психическими симптомами. Это был самый благоприятный исход; 2. боли прекращались, жар спадал, и пациент уже считал себя на пути к выздоровлению, когда его разбивал вялый паралич, не поддающийся лечению. Чувствительность сохранялась: больной испытывал весьма причудливые ощущения – будто его колют иголками, однако руки и ноги ему больше не повиновались; 3. боли прекращались, наступала кратковременная слепота, затем следовала серия эпилептических приступов. Такие пациенты чаще всего впадали в состояние, напоминающее кому, и умирали. Раз объявившись в Пуату, загадочная хворь возвращалась ежегодно (чаще всего осенью) в течение 60-70 лет, и большинство жителей провинции страдали ей на протяжении поколений. Еще чаще болезнь протекала не остро, а хронически. Тогда симптомы возникали независимо друг от друга в разное время и принимались за проявление других недугов: задержку мочи медики объясняли камнями в мочевом пузыре, судороги – эпилепсией, головную боль, внезапную слепоту и рвоту – мигренью, видения и бред – приступами безумия, боли в пояснице и ногах – ревматизмом и подагрой, и так далее. Также у женщин нередко случались выкидыши, мертворождения или рождались слабоумные дети. Мужчины становились бесплодными. Франсуа Ситуа, описавший эту болезнь в 1616 г., дал ей название «пуатевианские колики». Однако неверно было бы считать, что эта болезнь была характерна только для жителей Пуату. Подобные эпидемии периодически вспыхивали в конце XV – начале XVIII вв. по всей Европе: в других провинциях Франции, в Южной Германии, в Италии, в Швейцарии, в Моравии, в Голландии, в Англии. Испанцы и португальцы завезли эту болезнь в Индии, где от нее серьезно пострадало коренное население. Случались эпидемии и на кораблях. Лечили «пуатевианские колики» обычными методами XVII в.: обильным кровопусканием, опиатами и ртутью. Медики видели причину недуга в местном алкоголе (вине, сидре, позднее – в роме) и были не так уж неправы. В конце XV – XVII вв. на территории Европы установилась холодная и дождливая погода, солнечных дней было мало, и виноград не успевал вызревать. Вино из такого недозревшего винограда и сидр из кислых яблок, по господствовавшей тогда точке зрения, превращались в отраву и вызывали болезнь. Настоящая причина «пуатевианских колик» была обнаружена только в 1696 г. немецким врачом Гоккелем. Алкоголь, и в самом деле, был отравлен. Однако виной тому было не кислое сырье, из которого его производили, а подсластитель, который добавляли в готовый напиток, чтобы улучшить его вкус. Свинцовый сахар. Свинцовый сахар – ацетат свинца, представляет собой бесцветные, прозрачные кристаллы, очень сладкие на вкус и смертельно опасные. Обладает нейротоксичным действием на организм. Хорошо растворяется в воде. Рецепт, как спасти прокисшее вино, был известен со времен Римской империи и мало изменился. В сосуд с виноградным соком насыпали свинцовый глёт (порошок оксида свинца) и уваривали эту смесь, пока она не превращалась в сладкий сироп, называвшийся «сапа». Сапа была высокотоксичной и содержала 1600 мг свинца на литр. Получившийся сироп добавляли в готовое вино. Сапа осветляла мутные вина и превращала откровенную кислятину в лучший кларет, как писал Гоккель. Главное было не переборщить с количеством сиропа, иначе приторный вкус мог отпугнуть покупателей. Сапа также была отличным консервантом, и вино не прокисало при транспортировке. Об опасности свинца люди XVII в. почему-то не задумывались. В XV в. появлялись папские буллы, запрещавшие добавлять в вино различные примеси, в том числе свинец. Однако медики XVII в. одобряли его использование в виноделии. Концентрация свинца в готовом продукте была разной. В испанских крепленых винах его содержание было 0,3-2 мг/л. Слечь с острым отравлением от бокала или даже бутылки такого вина было нельзя. Но при регулярном употреблении в течение жизни человек рисковал заработать различные хронические болезни или сойти с ума. Для острого отравления достаточно было концентрации 7,5-8 мг/л, при условии, что человек выпивал не меньше литра вина в день. Симптомы болезни развивались за две недели. При умеренном употреблении такого вина первые симптомы болезни появлялись через год-два. Известно содержание свинца в винах, которые пили во время эпидемий XVII в., – оно достигало 20-70 мг/л. Это очень высокая доза, и симптомы могли развиться стремительно – за один-пять дней. Проблема еще была в том, что свинцовый глёт нередко добавляли в виноградный сок «на глаз», без всяких расчетов. В Париже XVII в. процветал целый бизнес: прокисшее вино, которое продавали для производства уксуса, скупалось умельцами, добавлявшими в него сапу и снова продававшими его уже как сладкое вино. Я думаю, кувшин свинцового вина вполне могли подсунуть незадачливому покупателю в каком-нибудь кабаке похуже. Бывали случаи отравления и в приличных домах. В Англии чаще травились сидром. Хуже всего приходилось морякам, они пили то, что погрузили на корабль, а в долгие рейды обычно брали свинцовые вина – чтобы не портились. В "Мемуарах M.L.C.D.R." есть интересная деталь: когда Рошфор от досады слёг с сильнейшими коликами и диареей и бессонницей, первый вопрос, который задал ему лекарь: "Не злоупотребляли ли вы вином?" Затем врач добавил, что "если Рошфор пьянствовал, то дела его плохи, а если нет, то надежда еще остается". Все симптомы у героя Куртиля развились за семь-восемь дней. Рошфор называл свою болезнь дизентерией, а лекарь, похоже, сразу заподозрил отравление вином. Позднее у Рошфора была еще горячка от неумеренности за столом в гостях у графа де Ла Шапелля. Болезнь тоже развилась постепенно, тянулась очень долго, не поддавалась лечению и считалась смертельно опасной. От нее, согласно Куртилю, скончался маркиз де Отфор, конюший Анны Австрийской. Рошфор выжил (он вообще живучий), однако позднее у него начались боли, напоминающие подагру, но быстро проходившие, и ревматические боли. По материалам исследования Josef Eisinger Lead and wine: Eberhard Gockel and the Colica Pictonum. Medical history. August 1982, 29 p. и некоторым другим источникам.

Стелла: Похоже, что некоторые из наших друзей, кто не слишком разбирался в вине, могли и до истории с Бризмоном благополучно окочуриться.((

jude: Стелла, у них был Атос. Мне кажется он, как феодал, должен был разбираться и в виноделии, хоть немного. И знал, вино какого года не могло быть сладким (потому что в тот год лето было холодным). А если оно сладкое - значит, это подделка, и пить его опасно для здоровья.

Рыба: Эпидемии загадочной хвори во Франции и других Европейских странах по времени коррелируют с эпидемиями эрготизма - отравления спорыньей. Активному росту вредного грибка тоже способствовала холодная и дождливая погода. Известно, что спорынья поражает рожь, пшеницу и некоторые дикорастущие злаки, и чрезвычайно токсична как для людей, так и для домашних животных и птицы. Даже употребление молока и мяса отравленных животных может быть смертельно опасным. Симптомы эрготизма тоже частично совпадают с симптомами "пуатевенских колик". Острая форма отравления сопровождается расстройством желудка и кишечника, судорогами, жжением и потерей чувствительности в конечностях, галлюцинациями и смертью в течение нескольких дней. Подострая форма характеризуется сильной головной болью, обильным потом, "мурашками" по телу, непреодолимой слабостью. Далее болезнь может развиваться по двум сценариям - перейти в нервную или гангренозную форму (3-6 недель). Хроническую форму проще всего принять за дизентерию или проявление другого, менее опасного заболевания. Симптомы: длительное расстройство пищеварения, боли в области желудка, боли в мышцах, нарушение чувствительности, нарушение кровообращения в ногах(стопы), изъязвления, общая слабость, бесплодие; психическая неустойчивость вследствие нарушения кровоснабжения мозга. Так что обитателей "нашего" времени подстерегали самые разные и страшные болезни. Эпидемии эрготизма ("антонова огня" ) в Европе пошли на убыль лишь в конце 18 века с распространением в рационе картофеля и уменьшением потребления ржи. Впервые связал эпидемии "антонова огня" с отравлением спорыньей французский врач Л. Тулье в 1670 году, но ему не вняли.

Стелла: Рыба , у Аtenae в "Проказе" ( это глава из "Ангела для героя") есть как раз такой эпизод в деревне графа.

Рыба: Стелла, я посмотрю. Но я к тому, что во время ТМ было множество причин дать дуба. Не убьют на дуэли, так есть чума, оспа, любострастные болезни, да самый простецкий грипп, ну, и прочие инфекции! А тут ещё нате вам - хлеб и вино! Чревоугодие и пьянство тоже до добра не доводят, да...

Стелла: Рыба , сейчас тоже хватает: но мы живые, пока. Хотя нас травят химией, радиацией, генными модификациями и прочая.))))) Каждому времени - своя смерть. Но Дюма нужны были живые и здоровые герои, вопреки исторической обстановке, малому ледниковому периоду и купаниям в ледяной воде. Этим они радикально отличались от своих современников.

Рыба: Стелла, само собой, что герои ТМ над ситуацией. Но истинный уровень угрозы здоровью того времени с нынешним сравнивать по меньшей мере некорректно. И стоит учитывать при написании фиков - ради исторической правды.

jude: Нашла ещё: сапу использовали и в кулинарии, когда готовили соусы и мясные блюда. Во Франции ее называли sabe, в Италии - saba. Вероятно, ее добавляли всего несколько капель, как и в вино. Но, выходит, некоторыми блюдами тоже можно было отравиться, если есть их слишком часто или если повар добавил слишком много сапы. Еще сапа была известна с древних времен, как средство для абортов - тоже из-за высокого содержания свинца. Сапу (густой сладкий виноградный сироп) можно приобрести и сегодня, под тем же самым названием. Но делают ее уже без свинца, я надеюсь.)

Рыба: jude пишет: сапу использовали и в кулинарии, когда готовили соусы и мясные блюда. Ну, вот еще и мясо к хлебу и вину! Чем питаться-то, помилуйте?! Акридами и диким медом?

jude: Рыба, похоже, что народ в Европе хронически травился тяжелыми металлами. Лекарства из меди и ртути, свинцовые белила, сапа в кулинарии. Может, еще и поэтому было достаточно случаев подагры и ревматизма среди знати? А еще черной меланхолии, разных помешательств, уродств и ранних смертей? Не только близкородственные браки виноваты.



полная версия страницы