Форум » История » Исторический фон романов Дюма » Ответить

Исторический фон романов Дюма

Евгения: Предлагаю выкладывать сюда разную информацию, имеющую отношение к интересующей нас эпохе, - цифры, факты, умонастроения и т.д., которые, вместе с темой о повседневной жизни, помогут нам представить, в какой обстановке жили герои романов.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Вольер: Констанс1, на ютьюбе полностью я не нашёл. Вбейте название на французском в гугл и нажмите вкладку "видео", он там есть онлайн в полной версии. Louis XIV et l'énigme du fort Saint-Sébastien (2014)

jude: Прочла в книге Bearn and the Pyrenees, что в Беарне встреча с белой лошадью служила дурным предзнаменованием. Интересно, а встреча с жёлтым мерином ничего не означала?

jude: Цыганская пляска в тюремной камере Морской курорт Сибур (округ Байонна) в XVI-XVII вв. представлял собой нечто вроде гетто. На другом берегу реки Нивель находится город Сен-Жан-де-Люз, где в 1660 г. Людовик XIV венчался с испанской инфантой Марией-Терезией. В начале XVII в. - это был рыбацкий порт и база корсаров. Англичане называли этот город "гадючьим гнездом". А в Сибуре поселились те, кого жители Сен-Жан-де-Люз не особо жаловали: цыгане (в приходских записях их называли богемцами или египтянами) и несколько семей каго. Цыгане появились в Сибуре в XVI в., они считались христианами и не преследовались инквизицией. Эти богемцы вели оседлую жизнь, занимались ремеслами или рыбачили. В 1609 г., после изгнания морисков, во Францию хлынули беженцы из Испании. В 1614 г. в Сен-Жан-де-Люз и Сибуре их насчитывалось уже четыре тысячи. Говорят, что некоторые мориски выдавали себя за цыган, чтобы избежать гонений. Но в августе 1609 г. в Сен-Жан-де-Люз прибыл Пьер де Ланкр, судья из Бордо, с поручением очистить эти земли от ведьм и колдунов. Пьер де Ростеги, сьер Ланкр или де л'Анкр (ок. 1553-1631) родился в Бордо, в семье богатого винодела. Его предки, вероятно, были басками. Обучался в Париже, в иезуитском коллеже Клермон. Затем продолжил образование в Турине и в Богемии. В 1582 г. занял должность магистрата в Парламенте Бордо. Миссия в провинции Лабурдан была возложена на де Ланкра самим королем. Парламент Бордо, к слову, протестовал против этого назначения, говоря что всего двое судей не в праве приговаривать людей к пыткам, а тем более к смертной казни. Де Ланкр взялся за дело со всей серьезностью. За четыре месяца он арестовал и допросил более 600 человек и отправил на костер свыше 80. По его собственным словам казненных было 600, а всего виновных - три тысячи. Но современные историки считают эти цифры сильно завышенными и полагаются на мнение доминиканца отца Салазара, который провел собственное расследование вскоре после отъезда де Ланкра и полагал, что казнено было чуть больше 80 человек. Большая часть осужденных были молодыми женщинами и детьми, не достигшими канонического возраста (12 лет для девочек и 14 - для мальчиков) и по закону не имевшими права свидетельствовать в суде. Самым младшим было шесть лет. Де Ланкра это не остановило. Он писал, что "малый возраст не является извинением - зло должно пресекаться на корню, а чудовище должно быть уничтожено, едва выйдя из утробы матери". Арестованным вменялось в вину поклонение дьяволу, колдовство, оборотничество, участие в шабашах, которые совершались в Сибуре каждую неделю, в ночь с субботы на воскресенье (гм, моцей-шабес, что ли?*), распутство и содомия. Инквизиция считала цыган добрыми католиками, однако де Ланкр придерживался другого мнения: "Эти длинноволосые бродяги - наполовину дьяволы. Они не египтяне, и не уроженцы Богемии. Они рождаются в любой стране, в чистом поле, под каждым деревом. И танцуют, и жонглируют, как на ведьминских шабашах". Де Ланкр упоминает в своем отчете, что во время допросов заставлял детей и женщин плясать нагими, "чтобы показать им насколько их движения непристойны". Он оставил также описание цыганской пляски: "Они пляшут в кругу, стоя спинами друг к другу, выгибаясь назад - так, что их живот торчит вверх и словно вздувается - и держа руки полусогнутыми". Пляска в кругу, спинами друг к другу, имхо, напоминает мореску - танец, пришедший из Италии. А движение с прогибом в спине, полусогнутыми руками и "игрой животом" характерно для цыганского танца живота. Он был более распространен в Византии, затем в Османской империи и на Балканах. Упоминание о нем в Западной Европе я увидела впервые. Танец исполняется как девушками, так и юношами (обычно в паре: девушка с девушкой или юноша с юношей, реже пары смешанные). Может представлять собой пантомиму на бытовые или романтические темы и даже имитировать любовную игру. Европейцев этот танец шокировал, казался им слишком фривольным. Понятно, что длинноволосые мальчишки с серьгами в ушах, проделывающие такие штуки на публику, могли вызвать у судьи только одну реакцию: "Содомиты! Миньоны дьявола!" Отчет де Ланкра о миссии в Лабурдане, который он написал в 1612 году, изобилует весьма некрасивыми подробностями того, что творилось на допросах. Все эти аресты, пытки, издевательства и казни привели к бунтам в Сен-Жан-де-Люз. В сентябре 1609 г. толпа мужчин отбила у стражи приговоренных, которых вели на костер, а судье пришлось бежать в Байонну под защиту Антуана II де Грамона. Позже на него поступила жалоба в Парламент Бордо (если не ошибаюсь, ее направил епископ Байонны), и в ноябре того же года де Ланкр был отозван. В 1612 г. стал членом Государственного совета при юном Людовике XIII. Автор популярных книг по демонологии, в том числе "Трактата об иудеях" и нескольких стихотворений. Умер своей смертью в Париже, прожив около 78 лет. В списке жертв охоты на ведьм в Лабурдане встречаются как баскские и французские фамилии, так и испанские и, возможно, еврейские (Janette d'Abadie из Сибура, 16 лет, Caterine de Naguilla, 11 лет, и Marie de Naguilla, 16 лет, из Юстариса). Некоторые женщины указаны как дама де..., другие - просто женщина, девица. У слепого из Сибура не указано ни имя, ни возраст, в скобках просто стоит малыш. Еще одному мальчику - Бертрану - было десять лет. Расследование отца Салазара показало, что все обвинения были беспочвенными: "Не было никаких ведьм, пока люди не начали кричать: "Ведьмы! Ведьмы!"" * Моцей шабес - "исход субботы", окончание еврейской субботы. Источники: Отчет де Ланкра Богемцы The Basque History of the World


Lumineux: какой ужас

jude: По ссылке - еще один танец, вызвавший возмущение де Ланкра. Исполнителей традиционных баскских танцев называют сегодня Kaskarot. Это слово впервые появляется в приходских записях Сибура в 1702 г. В Сибуре проживала самая большая община kaskarot. Разные авторы считают их потомками от браков цыган с каго или потомками беженцев из Испании. Тоже отдаленно напоминает мореску (де Ланкр называл ее танцем, который танцуют итальянские иудеи во время карнавала). Похожие движения есть и в танце венгерских цыган, но думаю связи тут нет: уж слишком далеко Баскские земли от Венгрии. Ну и цыганский танец живота в сольном исполнении.

Стелла: Вчера случайно натолкнулись на фильм французского телевидения о трех Генрихах. (Наварце, Генрихе 3 и Балафре). Убийство Лоррена, смерть короля, и приход к власти Генриха 4. ("Игра трех Генрихов") Фильм 1978 года. (не дублирован) Никогда еще не видела такого сходства с Наварцем и, впервые, услышала, как звучит гасконская речь во всей красе.)) Представляю теперь, как веселился Атос, слушая д'Артаньяна.

jude: А вот гасконский танец на ходулях!

Стелла: По-моему, там все прирожденные циркачи. Не удивительно, что Дюма отмечал, что д'Артаньян привычен лазать по горам. Вот только я не пойму, зачем ходули в горных местах. Шкуры греют, это понятно (танец пастухов, скорее всего.) Но вот зачем ходули? Может, с них виднее, куда овцы разбежались?

jude: Стелла, пишут, что большая часть территории Гаскони после небольшого дождика превращалась в непроходимое болото, и пастухи могли следовать за стадами, только надев полутораметровые ходули. Сто лет назад пейзаж [Ланд] выглядел совсем по-другому. Вместо лесов были сплошные равнины степи, простирающийся от горизонта до горизонта. Покрытые вялыми кустарниками и сухостоями, которые периодически сжигались местным населением для создания пастбищ для овец. При Наполеоне III заболоченные земли были осушены. Кроме того с высоты ходуль было легче уследить за стадом или заметить волка. Фактически, все население Ланд ходило на ходулях, чтобы избежать последствий дождя. Эта система была настолько эффективной, что люди на ходулях не отставали от лошадей на полной рыси. Местные жители назвали этот уникальный способ транспортировки tchangues, что означает «большие ноги». Ходунки из дерева высотой около 1,5 метров, снабжены плечом и ремнем для поддержки стопы. В деревнях были популярны гонки и даже борьба на ходулях! А девушки не уступали юношам в ловкости. Многие местные жители так овладевали мастерством передвижения на ходулях, что показывали акробатические трюки – могли подобрать камешек с земли, сорвать цветок, инсценировать падение и подняться, не коснувшись земли, и даже прыгать на одной ноге. Детвора даже умудрялась играть в салки! Подробнее и с фото - здесь.

jude: Гасконские богемцы и kaskarot, оказывается, не только жонглировали и танцевали - они еще водили ручных медведей. :)) Совсем, как молдавские или русские цыгане.

jude: Нашлось! Нашлось, почему танец гасконских цыган похож на танец румынских и трансильванских цыган! Пересмотрела сегодня кучу видео и все думала, кажется мне, или сходство все-таки есть. Цыганский народ состоит из нескольких этнических групп, которые довольно сильно отличаются друг от друга как традициями, так и языком. Эрроминчела (одна из групп цыган, живущих в Гаскони и Стране басков) оказались по происхождению вовсе не родственниками испанских цыган, а кэлдэрарами (рум. "котельщики") - цыганской общиной, сформировавшейся на территории Румынии и Молдавии. Отсюда и владение ремеслами (восточноевропейские цыгане были кузнецами, пахарями, ювелирами, музыкантами, тогда как западноевропейские - обычно промышляли воровством и гаданием). Отсюда и танец живота, характерный для румынских цыган. Отсюда и ручные медведи. И привычычка к оседлой жизни тоже. Все, чего не было у цыган Западной Европы. Румынские цыгане попали в Страну басков в XV-XVI вв., вероятно, бежав от рабства. В XIV-XIX вв. цыгане Румынии, Молдавии, Трансильвании и Буковины находились в крепостной зависимости. Это было классическое рабство, как в Римской и Османской империи или в Новом Свете. Когда раб - это вещь, которую можно продать, подарить, разлучить с семьей, убить, затравить собаками просто из прихоти... Лишь немногим удавалось бежать. Видно, эрроминчела - одна из таких групп. Баски еще называли их венграми. Вот так - из Румынии и Венгрии добраться до юга Франции! А я еще говорила, что слишком далеко. :) Гасконскиее эрроминчелла сумели сохранить свой язык вплоть до настоящего времени.

jude: Наваррскую хоту или хоту-фанданго, которую танцевали каскаро (kaskarot) из Сибура, называют цыганским танцем и указывают на ее сходство с танцами венгерских и румынских цыган. отсюда

Lumineux: jude, спасибо за такое интересное исследование! Очень любопытно ))

jude: В Мемуарах Сюлли есть интересное замечание: У всех членов древнего дома де Роган на голове спереди был небольшой пучок седых волос - "челка Роганов" (или "вихор Роганов"). Об этом же говорится и в других источниках: В доме м-м де Роган, в Бретани, все до сих пор отмечены небольшой седой прядью. Дюма упоминает об этой черте в сюжете про Танкреда де Рогана: Интересно, что на голове молодого человека, покрытой густыми черными волосами, торчал пучок белых волос, точно такой же, как у самого де Рогана.* * герцог Анри де Роган Седая прядь надо лбом может свидетельствовать о генетических нарушениях (синдроме Ваарденбурга). Но, кажется, глухотой Роганы не страдали, и были очень красивы. Луи де Рогана (брата Шевретты), правда, называли уродцем - из-за крупного носа. У него было слабое зрение и дрожали руки, а Анриетт де Роган (сестра герцога де Рогана) была горбатой. Эти симптомы тоже встречаются, но, возможно, что никакой связи тут и нет. Синдром Ваарденбурга (у европейцев он тоже встречается, но чаще фотографируют латиноамериканцев и африканцев - у них заметнее; могут быть ярко-голубые глаза, но это не обязательный признак). Источники: мемуары Сюлли Три Рогана (1843) Словарь А. Дюма "Жизнь Людовика XIV"

Рыба: Вот еще дитё с тем же синдромом. Проявился лишь один признак. В Африке (в Эфиопии) таких людей много почему-то.

jude: Глаза какого-то неземного цвета! Стелла, это не лазурный? Вот еще чудо :) Глаза темные, но прядь есть. Фото европецев почему-то только с тяжелыми нарушениями, вызванными синдромом. А вот еще про герцога де Рогана: Герцогу около сорока лет, его широкий лоб с залысиной увенчан небольшим пучком редких волос - как у всех членов этой семьи - потому он и называется "челкой Роганов"... Отсюда

Стелла: Лазурь бывает и морская.))) С примесью зеленоватого. В любом случае - это холодноватый голубой. Я ни разу не видела голубых глаз у эфиопов. Надо соседей спросить.)) А вообще - они какие-то не негроиды. В большинстве своем - это европейские черты лица. Контраст особенно бросается в глаза, когда рядом - все остальные дети Африки. И они не черные - у них кожа от квартеронской, то кофейных тонов. Представляю, как красивы голубоглазые эфиопы!

jude: Оффтоп: Стелла пишет: Представляю, как красивы голубоглазые эфиопы! Вот. Мальчика зовут Абаш, он из Южной Эфиопии.

Стелла: Наши эфиопские дети куда красивее .)) Даже с карими глазами.

Рыба: Офф: Вспомнила "Таис Афинскую". Рабыня и подруга Таис - эфиопская девушка Эрис была синеглаза, черна и имела европейские черты. Ее почитали за божество, как и ее хозяйку. А вот лысоватый Анри де Роган (Художник Самуэль Хоффман) Нос у него такой, как положено при этом синдроме. (Не от матушки ли, Катрин де Партене, это передалось?)

jude: Ах, челки на портрете нет! :)))) Рыба пишет: Не от матушки ли, Катрин де Партене, это передалось? Скорее всего, нет, если учитывать, слабое зрение и тремор рук у Луи де Рогана. И нос у него был такой же. Вероятно, это передавалось именно по линии Роганов, а не Партене.

Стелла: Меченая семейка. Варились в малом котле семейств.

jude: Стелла пишет: Варились в малом котле семейств. А Луи еще и женился на своей двоюродной сестре.

Стелла: Это все желание приумножить величие. Вчера начала смотреть фильм "Испанская англичанка" там, в самом начале, любящие родители расторгли помолвку сына, идя навстречу его просьбе на брак с испанкой, воспитанницей семьи. Выглядело так неправдоподобно, что я не стала смотреть дальше.))))

Рыба: Всяких уродств и генетических болезней в аристократических семьях много было. Другое дело, что в те времена естественный отбор никто не отменял. Множество больных детей просто не выживали.

jude: Неожиданно выяснилось, что Bragelogne (Бражелонь) и Bragelonne или Bragelone (Бражелон) - это две формы написания одной фамилии. В разных источниках, а иногда и в одном и том же документе члены этой семьи фигурируют то как de Bragelonne, то как de Bragelogne. Дюма ничего не исправлял для романа. Древняя семья де Бражелон, владевшая деревней Бражелонь, угасла еще в XIII в., и это имение перешло к бургундской семье де Рошфор (одна из ветвей этой семьи - Рошфор-Люсэ, к слову, жила в Берри). Рошфоры владели Бражелонью (или Бражелоном) до середины XVI в., пока и этот род не прервался по мужской линии. Затем имение перешло к семье de Faulcq, и, наконец, в 1591 г. - к своим последним владельцам - семье де Балатье-Бражелон/Бражелонь. Шевалье де Балатье - тоже бургундцы. Они принадлежали к дворянству расы, хотя эта семья и известна только с XIV в. Бражелоны отличились как на военном поприще (несколько мальтийских рыцарей, капитан гвардейцев), так и на гражданском. Никола де Бражелон (или Бражелонь), жених Луизы де Лавальер, покончивший с собой, очевидно, тоже принадлежал к этой семье. Бражелоны пострадали во время революции, но сумели ее пережить. А вот информация о виконте де Бражелоне наполеоновских времен. Тоже военный, был в плену в России. Источники: Генеалогия семьи де Балатье-Бражелонь Рошфор-Бражелонь Бражелонь История маркиза де Бражелона в мемуарах Монтеспан Бражелон и Бражелонь в "Газетт" Балатье-Бражелон Бражелонь и революция

Стелла: Вот откуда у Рауля желание пойти в Мальтийцы!

jude: Стелла, я тоже об этом подумала. :)

Стелла: Эх, друзья мои, глуп тот, кто думает, что Дюма все на "коленке" писал. Фантастическая память дала ему возможность по первому же клику мышкой вытаскивать со своего мозга нужный факт. А, скорее даже, пишет он, что Рауль хочет себя куда-то приткнуть, и вдруг, как вспышка: а ведь кто-то из Бражелонов в жизни и был рыцарем-мальтийцем. При том, что живал он в тех же краях, что и Дюма.

anemonic: В "Двух Дианах" есть некий персонаж с фамилией Braguelonne. Переводчик дает его тоже, как Бражелон.



полная версия страницы