Форум » История » Оружие. Армии. Военное дело. » Ответить

Оружие. Армии. Военное дело.

Евгения: Поскольку сражения и оружие - далеко не последние интересы многих героев Дюма, предлагаю делиться информацией по этому вопросу.

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Евгения: Из книги Е.А. Разина "История военного искусства", том 3 "Военное искусство мануфактурного периода войны XVI-XVII вв.". Глава "ФРАНЦИЯ И ЕЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в." В 1667 г. на должность государственного секретаря военного министерства, т. е. военного министра, Людовик XIV назначил маркиза Лувуа (1639—1693 гг.), под руководством которого осуществлялась реорганизация французских войск и формирование регулярной королевской армии. Основным способом комплектования войск продолжала оставаться вербовка иностранных наемников. Однако она теперь была дополнена набором солдат среди населения Франции. Королевский указ возлагал на каждый приход обязанность поставлять и снабжать нескольких солдат, что являлось началом создания постоянной национальной французской армии, насчитывавшей 30 пехотных полков (около 25 тыс. человек). В 1672 г. численность всей армии достигала 112 тыс., а в 1701 г. доходила до 300 тыс. человек. Одна из главных задач реорганизации армии заключалась в улучшении качества офицерского состава путем ограничения продажи офицерских чинов и установления строгой воинской дисциплины. Лувуа потребовал от офицеров знатного происхождения, которые предпочитали пребывание при королевском дворе, постоянно находиться в своих частях и нести службу. С целью централизации командования армии была разработана система военной иерархии, что укрепляло воинскую дисциплину. Французские генералы, служившие в одной армии, командовали ею по очереди по одному дню, что исключало возможность последовательного осуществления единого плана действий войск. Лувуа добился отмены такого порядка и узаконил назначение командующего армией в порядке старшинства, повысившее ответственность командования.

Евгения: С целью усиления контроля за расходованием государственных средств Лувуа увеличил число военных комиссаров, наблюдавших за арсеналами, литейными заводами, конскими заводами и «ремонтом» (укомплектованием лошадьми) конницы, за продовольственными складами, походными госпиталями и военными больницами. В пограничных городах страны были организованы магазины, из которых во время войны армии снабжались продовольствием. Этим самым во Франции положено начало магазинной системе довольствия войск, обеспечивавшей регулярное снабжение армии и тем самым повышавшей ее боеспособность. Хлеб выпекали походные хлебопекарни, которые в свернутом состоянии двигались вслед за армией, а затем останавливались для выпечки хлеба. В своем ранце каждый солдат имел трехдневный запас печеного хлеба, в полковом обозе находился шестидневный его запас, а за армией следовал провиантский обоз (подвижной магазин) с мукой на девять дней. Всего армия имела продовольствия на 18 дней, а печеного хлеба — на девять дней, в течение которых хлеб мог сохраниться в годном для питания виде. Закладка хлебопекарен требовала три—четыре дня. Поэтому уже на пятый день армия должна была останавливаться, и на девятый день она имела вновь выпеченный хлеб, но далее могла продвинуться всего на два перехода, что определялось средствами полкового обоза. Пекарня находилась в двух переходах от армии и в трех — от магазина. Два дня требовалось для того, чтобы доехать от армии до пекарни, один день для отдыха и погрузки, два дня — на обратный путь. В этих условиях выработалась пятипереходная система довольствия войск, которая сковывала их действия, так как армия не могла удалиться от магазина далее чем на пять переходов (100—125 км). Пятипереходная система вскоре наложила свой отпечаток на стратегию: боязнь за магазин вызывала разбрасывание сил; заблаговременное закладывание магазинов преждевременно раскрывало противнику стратегический замысел; невозможность оторваться от магазина заставляла ограничиваться короткими операционными линиями; затруднялось производство фланговых движений, а отступление вызывало потерю магазинов. Довольствие фуражом производилось при помощи фуражировок. Вследствие численного роста постоянной армии продовольственные магазины сохранялись и в мирное время. Около этих магазинов начали строить казармы, а при них лазареты. Так возникло казарменное расположение войск.

Евгения: В 1660 г. французский король утвердил штаты войсковых частей, которые закрепляли их определенные формы организации. Пехота составляла 75% всей армии. Высшей административно-хозяйственной единицей был полк, который состоял из 8—12 рот по 50 человек в каждой. Наибольшей боеспособностью выделялись гвардейский полк и четыре, а затем шесть так называемых «старых» полков. По французскому образцу гвардию формировали правители других европейских государств, в том числе и Нидерландская республика. В 1667 г. в гвардейских, а затем и в остальных полках была введена общая военная форма. До этого каждая рота имела свою форму. Теперь роты одного полка различались по цвету чулок, ботинок или отворотов сапог. Эти различия в одежде помогали солдатам быстрее строиться. В 1670 г. однообразную форму надела вся пехота, а в 1690 г. — вся конница. Одновременно начали вырабатывать однообразные приемы ношения оружия. (В Пруссии однообразная форма была введена в 1676 г., в Австрии— в 1690 г., но окончательно в австрийских войсках утвердилась в 1720 г.) В 60-х годах XVII в. во французской армии вводилось регулярное обучение войск. Лувуа и такие генералы, как Монтекуколи и Пюисегюр, требовали, чтобы офицеры сами обучали своих солдат, не перекладывая эту обязанность на капралов. Войска обучались умению владеть оружием в бою. Однако скоро строевое обучение начало принимать плацпарадное направление, которое насаждалось прежде всего в гвардейских полках. Но подготовка к парадам в то время имела и положительное содержание, определявшееся особенностями линейной тактики. Во второй половине XVII в. появились два важных изобретения, усовершенствовавших ручное огнестрельное оружие. Это были штык и кремневый замок. В 1646 г. французский мушкетер вместо сабли для личной обороны получил багинет — короткое копье с клинком в 30 см и такой же длины рукояткой, вставлявшейся в ствол мушкета. Багинет превращал огнестрельное оружие в холодное, но они продолжали оставаться разделенными, хотя и находились теперь в руках одного бойца. В 1684 г. многие французские полки получили на вооружение клинок с пустой ручкой, надевавшейся на ствол мушкета. Теперь можно было стрелять, не снимая со ствола это подобие штыка, мешавшее, однако, заряжанию мушкета. В 1699 г. удалось изобрести трубку с горизонтальной шейкой, превративших багинет в штык, легко примыкавшийся к стволу мушкета. В руках пехотинца оказалось единое огнестрельное и холодное оружие.


Евгения: В 1666 г. Тюренн добился введения во французской армии единого калибра мушкета, что имело важное значение. В это же время был изобретен кремневый замок, который сильно сократил процесс заряжания мушкета и защищал пороховую полку от дождя. Процесс заряжания мушкета сильно упростился и включал только 12 приемов. Увеличилась скорострельность оружия. Но все же она была мала, и солдат в бою расходовал не более 24—36 патронов. С 1681 г. по 1700 г. во Франции происходило перевооружение армии мушкетом с кремневым замком. В связи с разработкой более совершенных уставов улучшилось обучение пехоты, которая училась ходить в ногу. Все это позволило довести скорострельность мушкета до трех — пяти выстрелов в минуту. С 1680 г. высказывались мнения о необходимости отмены пик. Инженер Малле говорил, что пикинеры совершенно бесполезны в бою, для несения сторожевой службы и при атаке крепостей. Затем наличие пикинеров называли вредным фактором, так как каждый пикинер сокращает количество «полезных» солдат, т. е. мушкетеров. В бою на место выбывшего мушкетера обычно становился пикинер, бросавший свою пику и бравшийся за мушкет. В 1671 г. во Франции был сформирован фузилерный полк, предназначавшийся для артиллерийской и инженерной службы, фактически имевший задачу прикрывать во время осады крепостей артиллерийские батареи и инженерные работы. В 1693 г. его называли королевским артиллерийским полком и в составе его не было пикинеров. Мушкетеры имели мушкет с кремневым замком и багинетом. В 1689 г. в имперской армии пика была полностью снята с вооружения. За австрийцами последовали пруссаки. Во Франции отмены пики особенно настойчиво добивался инженер Вобан. Однако только в 1703 г. последовал королевский указ об упразднении пик. Восстановилась однородность пехоты, состоявшей теперь только из одних мушкетеров, получивших на вооружение мушкет с кремневым замком и со штыком. С уничтожением пикинеров исчезли все виды оборонительного снаряжения пехоты. Усовершенствование индивидуального оружия и изменение структуры пехоты потребовало и новых форм ее организации, которые должны были отвечать требованиям новой огневой тактики. К концу XVII в. выработались определенные и устойчивые формы организации пехоты. Тактической единицей был батальон, который имел от 500 до 700 человек. Для специальных целей батальоны подразделялись на роты, а несколько батальонов сводилось в полк. Были созданы подразделения (роты) отборной пехоты (гренадеры), вооруженные вначале гранатами для метания их перед рукопашным боем. Но вскоре на вооружении гренадеров остался лишь один мушкет. В некоторых немецких армиях были сформированы части карабинеров. У австрийцев, французов и голландцев существовал род легкой пехоты, но это были иррегулярные части.

Евгения: Кавалерия во всех армиях приближалась к типу легкой конницы. Защитное вооружение было упразднено. Возросшая действительность огня мушкета заставила многих поставить под вопрос применение кавалерии в бою. Многие полагали, что кавалерия должна больше действовать карабином, чем палашом. Этот взгляд преобладал во Франции, Пруссии и Австрии. Верховой ездой стали пренебрегать, и обучение происходило в большинстве случаев в пешем строю. Стрельба с лошади велась рядами, взводами и шеренгами. Глубина строя кавалерии была уменьшена с четырех до трех шеренг. Для производства выстрела движение приостанавливалось. Сближение для атаки выполнялось рысью. В 20 м от противника кавалерия останавливалась, давала залп, вынимала сабли и на рысях переходила в атаку. Во французской кавалерии сабля была введена на вооружение вместо палаша в конце XVII в. В конце XVII в. улучшились тактико-технические данные материальной части артиллерии путем уменьшения веса орудия, введения картузов для боевых зарядов и применения картечи. Необходимость сделать пушки легкими заставила постепенно уменьшить заряд, который к началу XVIII в. составлял лишь половину веса снаряда. В конце XVII в. артиллерия окончательно была введена в состав французской армии как новый род войск. Исчез средневековый цеховой ее характер, когда артиллерия рассматривалась как ремесло, а ее офицеры считались не больше как мастерами. Новый род войск имел теперь все условия для нормального и быстрого развития, начиная с форм организации. Тактическими единицами являлись артиллерийские роты и батальоны. Офицеры артиллерии были причислены к военной иерархии, а артиллерийская прислуга превратилась в постоянных солдат. Изменение качеств солдат и офицеров, а также усовершенствование ручного огнестрельного оружия и артиллерии, вызвавшие увеличение действительности огня, определили стремление усовершенствовать возникший линейный боевой порядок, превратить его в подвижную линию огня. Прежний разомкнутый строй был оставлен, так как применение нового, кремневого мушкета требовало меньше места, чем применение старого, фитильного ружья. Для того чтобы увеличить число стрелков на данном участке, ряды были сомкнуты вплотную. Интервалы между батальонами были сокращены, и весь фронт представлял одну негибкую непрерывную линию. В центре боевого порядка размещалась пехота в две линии, на флангах выстраивалась конница. Так как в первой линии не было интервалов, то вторая линия почти не имела возможности оказать помощь первой. Пехота строилась вместо шести только в четыре шеренги. Глубокие построения окончательно были упразднены. Стрельба велась взводами или ротами трех передних шеренг по общей команде. Каждый батальон мог теперь поддерживать непрерывный огонь. Батальон имел свое строго определенное место в строю. Расположение в лагере и походный порядок строились теперь с таким расчетом, чтобы всегда можно было легко перейти к боевому порядку. Но линейный боевой порядок отличался негибкостью и неуклюжестью. Возможность применения этого порядка только на очень ровной местности сильно сокращала выбор места для боя. Дорога, канава, забор, деревня, кусты и другие местные предметы рассматривались как препятствия и являлись для пехоты запретными местами. В конце XVII в. для защиты мушкетеров от кавалерийских атак применялись рогатки, представлявшие собой 3,5— 4,5-метровые бревна с дырами по окружности, в которые втыкались палки длиной около метра. Рогатки устанавливались в 4,5—5,5 м впереди строя мушкетеров, а также на флангах их расположения. Вследствие сложности перестроений войск с рогатками, трудностей перехода в атаку, а также обременительности снаряжения солдат, носивших бревна и палки, уже в начале XVIII в. армии от применения рогаток отказались.

Евгения: Значительно возросла роль полевой фортификации. Войска учились возводить земляные полевые оборонительные сооружения— сплошные рвы и валы перед фронтом своего построения для ведения огневого оборонительного боя или же укрепленные лагери в качестве опорных пунктов с целью уклонения от полевого боя. Уже в XVII в. в «Солдатской мудрости» было сказано: «Пот экономит кровь. Десять метров траншеи лучше, чем один метр могилы». Во второй половине XVII в. быстро развивалось искусство долговременной фортификации, чему немало способствовал известный французский инженер Вобан (1633—1707 гг.). Он построил 33 новые крепости, исправил 300 старых. Он участвовал в 53 походах и в 104 боевых столкновениях. Вобан брал в 10—15 дней крепости, которые раньше осаждались годами. При осаде Маастрихта (1676 г.) он применил параллели — три опорные линии траншей для пехоты, которые одновременно являлись позициями траншейного караула. С помощью параллелей атакующие войска сближались с укреплениями обороняющихся. Второе крупное изобретение Вобана в деле осады крепостей заключалось в применении рикошетного огня вдоль верков крепостной ограды, с помощью которого противник поражался за укрытиями. Для производства рикошетной стрельбы орудиям придавался определенный угол возвышения. Благодаря Вобану большое значение получила навесная стрельба из мортир. Он же явился создателем теории искусства минной войны, обобщив весь предыдущий опыт. В конце XVII в. появился постоянный военно-морской флот. До этого времени вооружался торговый флот, который выполнял две функции: торговую и военную. В конце XVII в. флот стал делиться на торговый и постоянный военный. В конце XVII в. французское правительство располагало сильным военно-морским флотом, строительство которого было развернуто еще в первой половине XVII в. Кардинал Ришелье (1585—1642гг.), возглавлявший правительство с 1624 по 1642 г., неоднократно говорил о необходимости усиления Франции на море и развернул деятельность по созданию первого в мире постоянного военно-морского флота. Основными задачами Ришелье считал строительство боевых эскадр и военно-морских портов, на которые должны были базироваться эскадры. Порты были построены в Тулоне и Бресте, где строились военные корабли и находились необходимые для флота военно-морские припасы. Эскадры возглавляли ответственные за их боевую подготовку флагманы. Для комплектования флота матросами вводился институт морской записи, организовывалась подготовка морских унтер-офицеров и комендоров, для обучения офицерского состава было открыто морское училище. Большое внимание уделялось организации корабельной службы — ведению вахтенных журналов, судовых расписаний и всех остальных ее элементов.

Евгения: П.П. фон Винклер «Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века». Москва, 1992. Печатается по изданию: С.-Петербург, Типография И.А.Ефрона, 1894. Глава «XVI столетие». Параграф 2 «Меч, шпага и кинжал (дага)» (в сокращении). В XVI столетии меч достигает высшей ступени совершенства. Он становится неразлучным спутником каждого, особенно по мере приближения к тем тревожным временам, когда всякий признавал за собой право быть вооруженным. Простая рукоять в форме креста клонится к уничтожению. Ручной меч конных воинов имеет более сложную рукоять, однако она еще настолько простая, чтобы не стеснять руку, одетую рукавицей, если бы пришлось действовать оружием при быстрой езде. Рукоять его имеет следующее устройство: Головка ее А всегда достаточно тяжелая, чтобы уравновешивать клинок, удлиняется обыкновенно в виде груши, сосновой шишки, оливы и пр.; она имеет шейку А`, опирающуюся на трубку В, а наверху снабжена пуговкой А", которая иногда называется каплей (goutte) и служит для заклепывания стержня, не трогая таким способом поверхности головки. Трубка В делается обыкновенно короткой, в форме круглой, витой или желобчатой колонны, иногда суживающейся на оконечностях; выпуклости, которые на ней делаются, имеют целью дать пальцам более удобную рукоятку. Иногда сторона, обращенная к ладони, более выпукла, чем противоположная. Из различных материалов, употреблявшихся на ее изготовление, чаще встречается дерево, потому что его обработка легче; для прочности оно покрывается железной или медной сетью филигранной работы. Эта оправа на оконечности трубки укрепляется плетеными или цельными металлическими кольцами. Гард (в примечаниях указано: «Термин «гарда» сегодня употребляется в женском роде и обозначает приспособление на рукояти клинкового оружия для защиты руки») состоит из двух дужек R, выходящих из щитка Т; с дужками соприкасается боковое кольцо S. Второе боковое кольцо образовано двумя сходящими двойными дужками (pas d'ane). Часть клинка М, заключенная между боковыми кольцами, сужена и притуплена на лезвиях; ее называют ricasso, как говорят испанцы, (в примечаниях: «Описанная часть клинка в настоящее время именуется «пятой» клинка») и на этой части, часто выпуклой, оружейные мастера клали свое клеймо. Боковые выемки облегчали проход пальцев в pas d'ane. Клинок меча имеет стержень S, верхний конец которого заклепывается в головке А``, а нижний переходит в ricasso R, где образуется первый заплечик, служащий опорой щитку. Ricasso образует выемку, в которую кладется клеймо; затем идет клинок F с двумя долами, придающими легкость и гибкость; долы эти идут от середины клинка Т. Клинки бывают иногда чрезвычайно длинны; нередко встречаются до четырех футов от ricasso до острия.

Евгения: Самым употребительным оружием среди немецких и французских конных воинов был боевой меч без соединительной дуги, которого многие несправедливо называют побочным мечом (batarde). В мечах этих головка рукояти очень массивна для того, чтобы уравновешивать клинок; как она, так и гард сделаны из вычерненной стали. Гард состоит из двух дужек, расширенных наподобие железка топора, со скошенными лезвиями и имеет pas d'ane и два боковых кольца, которые утолщаются посередине в виде косоугольника. Контр-гард, начинаясь от основания одного из разветвлений, образующих pas d'ane, идет к вершине другого. Короткая трубка указывает способ, как держалось оружие; она покрыта шагреневой кожей, укрепляющейся четырьмя стальными прутьями, концы которых входят в широкие и зубчатые с наружной стороны кольца. Род футляра из вычеканенной листовой стали покрывает основание клинка, образуя нижний очень выпуклый отворот, от щитка до начала гарда. Не говоря уже о том, что подобный чехол предохраняет пальцы от опасного для них соприкосновения с лезвиями, он, кроме того, предохраняет и внутренность ножен от дождя, покрывая воронку ножен своим отворотом. Клинок треугольный с выемчатыми гранями; длина его 1 м 15 см. Прямой и крепкий, он должен был наносить страшные уколы. Но далеко не все мечи отличаются такой простотой гарда, и рисунок дает начертание его самого обыкновенного типа. Схема гарда и контр-гарда: Все основные части неизбежно встречаются во всех рапирах, estocad-ax, мечах и шпагах этой эпохи. Число разветвлений может изменяться, они могут искривляться, прерываться, пересекаться, но главный остов остается тот же самый. Будут ли дужки А прямыми или изогнутыми, щиток В более или менее удлиненным, pas d'ane H более или менее открытым, будут ли боковые кольца Н' мало- или многочисленны, пусть они даже перемешиваются с разветвлениями Н - основное строение остается то же самое. Восходящая ветвь С, или соединительная дуга, идет от дужки гарда к головке рукояти, всегда достигая до ее середины; в XVIII столетии эту дугу будут припаивать к головке. Она образует более или менее многочисленные разветвления, совокупность которых вместе с боковыми кольцами и pas d'ane окружает руку подобно колыбели. Оттененные на рисунке части обозначают контр-гарды V, которые состоят из разветвлений, идущих по другую сторону гарда и защищающих пальцы, пригнутые к ладони, к которой всегда обращен гард. Гарды защищают верх руки, контр-гарды - низ. У шпаги, привешенной сбоку в горизонтальном положении, соединительная дуга обращена к земле, гарды и кольца смотрят наружу, а контр-гарды выходят внутрь, касаясь бедра - но так как вследствие этого шпага очень отставляется от тела, то во многих городских шпагах контр-гарды, как мы увидим, совершенно уничтожаются. Дужкой гарда называется дужка, находящаяся на одной стороне с соединительной дугой А'; она называется так потому, что у некоторых шпаг она заменяет соединительную дугу и поднимается до головки. Другая дужка называется "дужкой отражения", потому что часто она опускается к клинку и может отражать удар, скользящий по клинку к пальцам, и даже зацепить неприятельскую шпагу. Если обе дужки имеют одинаковое расположение, то их называют chevauches (бродячими).

Евгения: Музей Клюни обладает великолепными образцами оружия этого времени. На рисунке 266 изображена испанская шпага так называемого валансиенского типа, неизвестного мастера, но превосходной работы. Оружие это одинаково пригодно рубить и колоть. Трудно найти оружие более чистого стиля и воинственного характера, чем прекрасная рапира (рис. 267), клинок которой помечен знаменитым толедским мастером Севастьяном Хернандецем (Hernandez); оправа же оружия принадлежит немецким мастерам, но имена их неизвестны. Гард из вычерненной стали состоит из разветвлений и дужек, разрез которых представляет шестиугольник. Все оружие кажется больше вследствие длинных дужек, оканчивающихся рубчатыми оливками с маленькою пуговицей. Длина клинка не превышает 95 см, но очень возможно, что первоначально он был длиннее, а впоследствии был укорочен по желанию одного из своих владельцев. Итальянская рапира (рис. 268), принадлежащая тому же музею, легче и длиннее предыдущей. Очень простой гард, состоящий из двух дужек, одного pas d'ane и кривого бокового кольца, сделан из позолоченной стали и украшен, подобно удлиненной головке, спиральными желобками. Так как клинок не образует ricasso для предохранения пальцев от пореза, то по желанию владельца часть наконечника, заключенная в нижнем гарде, покрыта бархатом, который 300 лет тому назад был красного цвета, а теперь принял бледно-розовый оттенок. Длинный клинок (1 м 10 см) с косоугольным сечением отличается большой простотой; острие образуется косвенным уклонением лезвий, которые, вступая в последнюю треть длины, перестают быть параллельными. Такие шпаги и рапиры были неоценимым оружием по своей легкости, и носились, преимущественно, в городе, так как отличались изяществом и красотой форм. Зато такая шпага не давала достаточной защиты для руки, хотя и служила столько же рубящим, как и колющим оружием. Продолжение следует...

Евгения: Ножны обыкновенно делались из дерева, тщательно оклеенного пергаментом или бумагой, на которую сверху клали материю; для последней цели употреблялись полотно, шелк, сукно, камлот и другие более дорогие ткани. Медные ножны делались только для широких и коротких шпаг оружия левой руки. На конце ножен прилаживался железный наконечник. Входное отверстие ножен редко снабжалось коронкой, которую приходилось расщеливать на обеих сторонах, чтобы дать ей возможность покрыть ricasso и подниматься, несмотря на концы pas d'ane, часто очень близкого к клинку. Обыкновенно в верхней части внешней стороны приделывался род клещей, благодаря которым ножны не могли ни соскользнуть, ни выпасть из ремней при вынимании шпаги. Но на дуэлях было принято далеко отбрасывать ножны размахом еще вложенной в них шпаги, так что они описывали своим полетом параболу. Портупея и подвязки делались обыкновенно из кожи, покрывавшейся материей, богатство и шитье которой менялось согласно лично фантазии каждого. Французская перевязь для шпаги (музей Клюни). Кожа в этой перевязи совершенно исчезает под покрышкой черного сукна, ткань которого напоминает шевиот. Витые застежки и пряжки (bouclerie) сделаны из стали, покрытой чернью; подвески того же металла вычеканены в форме овальных пальмовых листьев. Этот тип портупеи был самый употребительный. Впоследствии подвязки в большинстве случаев пристегиваются к перевязи, проходящей в широкий ремень, стягивавшийся над выступом бедер, потому что шпага была так длинна, что гард должен был приходиться на высоте локтя, так как клинок носился в горизонтальном положении. Число подвязок все увеличивается, представляя широкую плоскость привешивания, пока, наконец, в царствование Людовика XIV они образуют широкие четырехугольные щитки, которыми оканчивается перевязь. … Двойные шпаги (epees jumelles) вкладывались в одни ножны. Два клинка соединяются своими внутренними поверхностями, а их внешние стороны образуют грань. Две половины шпажных головок, двух трубок, двух гардов составляют каждая прибор двух шпаг, которые, будучи соединены в общих ножнах, образуют одно целое. Такое оружие много употреблялось дуэлистами в конце XVI столетия, особенно в Англии. Но это делалось не для того, чтобы дуэлисты сражались на совершенно одинаковых условиях, получая каждый совершенно подобное оружие, но тогда фехтовали двумя руками: одной рапирой отражали, а другой наносили удары, хотя такой способ фехтования совсем не был таким общераспространенным, как фехтование при помощи шпаги и кинжала, а также шпаги и щита. Средний диаметр щита (брокеля, broquels) равнялся одному, редко двум футам. При ходьбе его привешивали сбоку подвязок портупеи посредством крючка, и дуэлисты никогда не разлучаются с ним, равно как и со своей шпагой.

Евгения: Очень возможно, что употребление этих маленьких щитов, именно этих broquels, не превышающих в диаметре 20 см, навело сначала итальянцев, а затем испанцев на изобретение тех совершенных шпаг, употребление которых начинается впервые в конце XVI и продолжается до XVIII столетия. У этих рапир или бретт (brettes), как называют их некоторые, гард совершенно покрывает руку; он состоит из двух длинных прямых дужек, соединительной дуги и одного pas d'ane, концы которого привинчиваются на дне полукруглой чашки; вследствие малой длины трубки, рука должна опуститься в чашку, пропуская два пальца, или один указательный в pas d'ane. Головка сплюснута в виде луковицы, а весь гард стремится опуститься в чашечку, на края которой опираются дужки, если нет для них глубоких зарубок. Первые итальянские рапиры этого типа отличаются очень глубокой чашечкой, имеющей форму почти половины яйца; верхний край окаймляется простым выпуклым шнурком, между тем как у испанских шпаг края отгибаются, опускаясь более или менее книзу. Преимущество такого устройства, кроме того, что увеличивает круг защиты, получающейся от чашечки, состоит в том, что отогнутый край может задержать острие неприятельского удара. Бретта испанской работы: Эти чашечки очень скоро стали прокалываться множеством отверстий, образовавших ажурные части выгравированного и вычеканенного рисунка, так что некоторые гарды кажутся просто стальным кружевом. Длинные такие клинки предназначаются обыкновенно для укола, т.е. они имеют прямоугольное или косоугольное и редко треугольное сечение; часто снабжаются двумя лезвиями с острым концом, но никогда не достигают длины длинных шпаг (estocades). Подобные рапиры или бретты всегда употреблялись вместе с оружием для левой руки, гард которого копирует формы гарда шпаги правой руки. Это обыкновенно дага, чашечка которой представляет часто треугольную, полусферическую бляху; основание треугольника лежит на дужках, а вершина упирается в головку, имеющую вид луковицы и оканчивающуюся пуговицей. На ажурной стали чашечки, между витым шнурком края и небольшим средним полем, выступают арабески, окаймляя его своими завитками. Крепкий и плоский клинок с одним лезвием образует очень широкое основание с поперечными желобками и круглым отверстием; одна сторона его прямая и, подобно обуху клинка, усеяна множеством отверстий; другая сторона образует выпуклую линию. Большой палец опирается в основание клинка на противоположной стороне чашечки, потому что кинжал всегда держался так же, как и шпага, т.е. головка никогда не упиралась в большой палец, но всегда в мизинец, обхватывавший верх рукоятки. Очень длинные дужки могли отражать удары противника. Это прекрасное оружие принадлежит испанской работе и имеет во всю длину 52 см. Надо заметить, что вообще шпаги левой руки редко достигают двух футов длины.

Евгения: Рапиры для правой руки очень длинны. Они достигают почти полутора метров. Некоторые из этих шпаг имеют чрезмерно длинные волнистые клинки (подобно малайским кинжалам "крисам"); другие же вырезаны правильными выемками, идущими вдоль их толстого обуха, и такое устройство обязано своим происхождением желанию лишить противника возможности схватить клинок левой рукой, как это часто практиковалось. Образчики оружия, употреблявшегося на войне, обыкновенно менее роскошны. Во Франции пехота совсем не носила рапир; испанские же пехотинцы долго оставались верными ее употреблению; французские пехотинцы держались употребления шпаги типа estocade, с упрощенным гардом, состоящим иногда только из двух дужек, из которых одна поднимается к головке, а другая к острию, и из одного бокового кольца, обращенного к внешней стороне. Германцы тоже носили оружие такого же типа, и некоторые образчики имеют обильные украшения. В немецкой шпаге музея Клюни, принадлежащей первоначально коллекции Бомона, особенно бросается в глаза ее чрезвычайная простота. Устройство гарда упрощается до того, что он состоит только из двух дужек, из которых та, которая называется дужкой гарда, поднимается к головке, заменяя соединительную дугу, а другая - дужка отражения - спускается к обуху клинка. Боковое кольцо дополняет этот несложный гард (рисунок слева). Эти простые шпаги составляют обыкновенно оружие мушкетеров. Вероятно, что более сложное устройство гарда (рисунок справа) не было во всеобщем употреблении. Здесь на гарде шпаги имеется вилка для мушкета. От головки идут две дужки, на которых утверждается ложе огнестрельного оружия. Очень возможно, что оружейный мастер, работе которого принадлежит это своеобразное оружие, подражал какому-нибудь бронзовому скандинавскому мечу или индийской сабле. Гард состоит из двух дужек, загнутых в противоположные стороны и pas d'ane, нижние оконечности которого образуют два боковые кольца. Французская конница Людовика XIII носила преимущественно валлонскую шпагу: Это оружие представляет особенный интерес, потому что от него, надо полагать, произошли современные кавалерийские сабли, являющиеся его грубым и неумелым видоизменением. Часть длинного и плоского клинка нередко образует толстый обух; уклонение двух лезвий дает острый конец. Гард состоит из плоской чашечки с неправильно закругленными контурами и образует разветвления, составляющие соединительную дугу, скрепленную с круглой головкой посредством винта с плоской верхушкой. Трубка средней величины; чашечка гарда часто просверлена отверстиями. Следует заметить отсутствие дужек и в особенности pas d'ane. Таким образом, эта шпага держалась всей рукой за рукоять, причем пальцы не проходили в pas d'ane; немцы всегда делали на верхней части чашечки кольцо для большого пальца; этому правилу, впрочем, они верны во всех своих шпагах. Итальянцы и испанцы неизменно делают гарды с pas d'ane и продолжают носить чиавоны (schiavones и lattes) с корзиновидными рукоятками, представляющими не что иное, как видоизменение рапир. Различие, замечаемое в приемах фехтования у отдельных народов, все более и более отражается с этого времени на различии форм гардов. Тогда как французы, доходя до преувеличения в своем стремлении иметь свободные пальцы, действуя шпагой или саблей, начинают открывать трубку и удлиняют ее в ущерб гарда и головки; немцы стремятся найти опору для большого пальца и распределить с большою точностью вес, перенося центр тяжести на основание оружия. Итальянский способ фехтования требует, чтобы пальцы проходили под поперечины и работала преимущественно локтевая часть руки. Испанцы должны пропускать пальцы в pas d'ane и действовать плечом. И эти характерные отличия живут очень долго.

Юлёк (из клуба): Статья из энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Фехтование (нем. Fechtkunst, франц. escrime, от итал. schermire, защищаться) - искусство действовать холодным оружием (шпага, сабля, шашка, штык, пика). Хотя оружие употреблялось уже в древнейшие времена, но тогда оно находилось в таком младенчестве, что о каком-либо искусстве и правилах действия не могло быть и речи; это видно, напр., из описания Гомером единоборств Гектора с Аяксом и Ахиллом, во время которых бойцы встречали удары только щитами. В бою имело тогда значение не искусство, а сила и отвага. Хотя некоторые писатели (Капоферро) и говорят, что обычай ратоборства получил начало в Ассирии, а оттуда перешел к персам и грекам, но это едва ли верно: Ф., как искусство, впервые появилось у римлян, у греков же оно имело небольшое значение; среди них процветала, главным образом, стрельба из лука, состязание в которой производилось и на Олимпийских играх, тогда как о Ф. на них не упоминается. Все настоящие и бывшие школы Ф. считают своей родоначальницей римскую школу, появившуюся в конце республиканского периода, когда Ф. начали обучать рабов в гладиаторских школах. Первым известным учителем Ф. был консул Рутилий (за 105 лет до Р. Хр.). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, приказав научить Ф. своих милиционеров и сам выработал правила фехтования; с этих пор оно было хорошо поставлено в римских легионах. Рапира - главное фехтовальное оружие - была изобретена при Нероне; Марк Аврелий вооружил ею гладиаторов, выпускаемых на арену. Дальнейшему распространению фехтовальн. искусства служили в средние века рыцарские турниры, а затем право носить оружие, полученное и горожанами. В Германии образовались особые фехтовальные союзы; первым из них был союз св. Марка, основанный в 1487 г. во Франкфурте-на-Майне; все последующие имели одинаковые фехтовальные приемы и корпоративные законы, так как всякий, желавший открыть фехт. школу, должен был выдержать публичное испытание и вступить в братство св. Марка. Затем появляются союзы странствующих фехтовальщиков, так назыв. рубак, которые показывали свое искусство за деньги на ярмарках. В Германии предпочитали рубящее оружие, главным образом мечи; в Италии фехтовали почти исключительно на шпагах, заимствованных из Испании. Несмотря на общераспространенность фехтования на Западе, до конца XV ст. оно преподавалось только практически, и никаких письменных правил для него не было издано; первые такие правила были составлены в 1474 г. Жаком Понцом и Петром Торресом, затем руководства стали весьма многочисленны, потому что Ф. на шпагах было обязательным в итальянских университетах; из них оно было перенесено студентами в Германию и Францию, где весьма быстро привилось, чему особенно способствовало ношение дворянами шпаги, как знака их достоинства. В это же время городские фехтовальные союзы исчезают, уступая место обществам стрелков, и Ф. остается только, как необходимый предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных заведениях и в войсках. При университетах основываются школы Ф.; первою из них была школа в Иене (1618), в ней преподавалось Ф. исключительно на шпагах, и скоро она стала известна не только во всей Германии, но и за границей. Шпага осталась до настоящего времени любимым оружием на юге Европы, особенно во Франции; в Германии же, продолжая учиться Ф. на рапирах (шпагах), с 1843 г. (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах, как более безопасном оружии. Флорио, один из выдающихся учителей Ф., в своей речи "О пользе Ф." (1828) отдает решительное предпочтение шпаге, но его утверждение, что бой на саблях неправилен, ошибочно; теперь во всех армиях прекрасно поставлено Ф. на этом оружии. С XVII стол. во Франции начали фехтовать в армии на штыках; это Ф. скоро было заимствовано в германскую, австрийскую и шведскую армии. Вооружение некоторых частей пиками, заимствованными с Востока, повело за собою Ф. и на них. Вообще Ф. возможно - и практиковалось - на любом холодном оружии, даже на кинжалах (наваха в Испании). В Россию Ф. перешло с Запада вместе с иноземным строем и было первоначально только одним из воинских упражнений. С основанием в XVIII столетии военноучебных заведений Ф. входит в их программу, а подражание иностранцам заставляет и наше дворянство учиться фехтовальному искусству. Сначала все фехтовальные учителя были иностранцы; только с самого конца XVIII стол. преподавателем фехтования почти во всех учебных заведениях Петербурга стал знаменитый впоследствии И. Е. Сивербрик. Мы заимствовали фехтовальные приемы от французов и их школа преобладает у нас до настоящего времени. Другая главная школа - итальянская - отличается большею простотою. Теперь наиболее употребительно фехтование по системе так называемой jeu mixte, удержавшее и некоторые приемы старой школы. Ф. имеет значение хорошего гимнастического упражнения, которое, развивая физически, вырабатывает смелость, решимость, находчивость и презрение к физической боли; вместе с тем оно приучает к умелому обращению с холодным оружием; поэтому Ф. входит в обучение войск. Обучение Ф. или рубке (если употребляется рубящее оружие) распадается на два отдела: 1) подготовительный - обучение фехтовальным приемам и 2) боя на 2 стороны или вольного боя с противником (ассо). Искусство фехтования состоит в уменье поразить противника, нанести ему лишающие его возможности действовать удары и защитить себя от его ударов. В основу обучения кладется правильное положение корпуса (стойка) и уменье держать оружие. Основным должно быть признано Ф. на рапирах, потому что оно приучает к мелким и быстрым движениям и хорошо дисциплинирует руку; после него легко научиться владеть любым оружием, потому что наносить размашистые удары и защищаться от них легче, чем от мелких. Рапира заменяет собою шпагу и состоит из эфеса и клинка; ближайшая к эфесу половина клинка называется сильною (оборонительною) и служит для защиты, остальная половина слабая (наступательная) служит для ударов. Рапира держится так, что большой палец находится на обороте рукоятки, остальные пальцы, сомкнутые, но не сжатые поддерживают рукоять и управляют ею; рука имеет только три положения: ногти кверху (quarte), ногти вниз (tierce), ногти вбок (moyenne); последнее положение нормальное, оно должно быть принято с самого начала Ф. Взяв рапиру, надо стать в ан-гард (en-garde); правая рука согнута в локте, чтобы кисть приходилась на высоте плеча, а конец рапиры против глаза противника, ноги согнуты в коленах и раздвинуты на два следа (шага - ит.), каблуки под прямым углом, корпус по возможности опирается на одну левую ногу (обе - ит.) и сохраняет прямое положение, левая рука поднята и согнута в локте так, чтобы ладонь, повернутая внаружу, приходилась несколько выше головы. Движения в этом положении вперед, назад и выпад , т. е. быстрая передача всего корпуса на выдвинутую вперед на 4 следа (сколько можно - ит.), согнутую правую ногу и одновременное вытягивание правой руки, ногти вверх, нанесение укола, должны быть совершенно свободны. Затем усваиваются предварительные приемы: удары (нападения, штоссы) и защиты (парады, отбои). Итальянская школа знает только 4 простых парада , во французской же сохранились и старые парады (прима, квинта и т. д.); сложные парады состоят из комбинации простых, таковы кварта и терц или, наоборот, и кварта с кругом. Обыкновенные парады больше всего развивают кисть руки, мягкость ; подвижность которой необходимое условие Ф.; при защитах надо стараться заставить шпагу противника лечь в положение терца. Ударов во французской школе также больше, чем в итальянской, и они также делятся на простые и сложные; к первым принадлежат прямой удар с выпадом , боковое нападение (фланконада), под руку противника и т. д.; сложные удары состоят в обманах, т. е. намерении нанести один удар и нанесении другого, например, поворот направо и удар вперед, батман, т. е. удар по рапире и укол вслед затем чтобы вывести рапиру противника из линии прямого удара, делается прием ангаже, состоящий в переносе своего клинка под клинком противника и приложении своей сильной части в его слабой; для нанесения прямого удара делается дегаже, т. е. перенесение своего клинка на другую сторону клинка противника и затем удар. После усвоения приготовительных приемов переходят к бою между двумя (на две стороны), по командам, а затем и к вольному бою (ассо). При этом надо быть все время в мере, т. е. иметь возможность, не сдвигая с места левой ноги, колоть противника. Все время боя надо наблюдать за оппозиционной линией, которой называется прикрытие себя таким образом, чтобы конец шпаги противника приходился все время вне линии тела, для этого надо действовать кистью, не разжимая руки, чтобы конец шпаги приходился на высоте груди противника; рука, в положении близком к терцу или кварту, но отнюдь не в этих положениях. Чтобы отбить после нападения удар противника, надо встать снова в ангард; итальянцы отбивают и до этого и имеют в этом преимущество перед французами. Секрет Ф. состоит в чувстве шпаги, т. е. умении предугадывать движения противника, умении обмануть его и своевременно нанести ему удар. На обман противника отвечают немедленно, чтобы не дать ему возможности нанести настоящий удар. Отбивать надо, подаваясь вперед, чтобы контрудар был верен. Нападение на противника может быть сделано как просто с места, так вместе с другими действиями и движением вперед. Каждая страна имеет свои отличия в приемах Ф.; наиболее разнятся французская и итальянская школы, вторая отличается вообще большей подвижностью руки и всего корпуса и большей энергией выпада. Начальные правила Ф. на эспадронах (сабли, шашки, палаши) в общем сходны с правилами Ф. на рапирах; разница заключается в характере ударов, которые наносятся главным образом кругообразным движением руки. Поэтому прежде всего упражняются в так назыв. мулине, т. е. кругообразном движении эспадрона, с целью развязать руку в кисти (франц. школа) или от локтя с неподвижной кистью (итальянск.). Парадов при Ф. на эспадронах всего пять: кварт - защита левой руки, терс - правой, прим - левых бока и ноги, секонд - правых бока и ноги, и парад головы (у французов - один, у итальянцев два - с права и слева). В настоящее время левая рука не принимает никакого участия в Ф. (кроме случаев Ф. левой рукой); она только балансирует корпус и придает ему красоту. Прежде, до выработки твердых правил в фехт. школах, допускалось схватить левой рукой шпагу противника и колоть его своей; в настоящее время такой прием применяется только при защите саблей (эспадроном) против ружья со штыком. В настоящее время пользу Ф. сознают везде, и оно распространено за границей, особенно во Франции, как в войсках, так и в учебных заведениях и среди частных лиц. У нас Ф. среди невоенных, вследствие почти полного отсутствия преподавания его в учебных заведениях, встречает весьма мало любителей. Из учебных заведений Ф. преподается обязательно только в училище правоведения и лицее, необязательно - во многих частных учебных заведениях и немногих казенных. Ф. преподается и поставлено хорошо во всех военно-учебных заведениях, где, кроме боя на присвоенном оружии, для всех обязательно Ф. на рапирах и эспадронах и ежегодно устраиваются состязания на призы. В войсках уставами строевой службы соответственных родов оружия Ф. введено, как обязательное, в пехотных войсках - на ружьях, в кавалерии и артиллерии - на шашках; в этих же уставах изложены и правила обучения Ф. Для усовершенствования в фехтовании офицеры могут посещать бесплатно офицерские фехтовально-гимнастические залы, из которых особенно хорошо оборудованы залы в Петербурге и Варшаве. В Варшавском военном округе практикуется обязательное командирование офицеров и нижних чинов от кавалерийских полков в этот зал для усовершенствования. В видах поощрения занятий Ф. ежегодно устраиваются в фехтовальных залах состязания на Императорские призы; получившие их носят особое украшение на своем оружии. Для нижних чинов в войсках также устраиваются фехтовальные состязания на призы. Ср. Сивербрик (отец и сын), "Школа древнего Ф. на шпагах и палашах"; Е. Сивербрик, "Руководство к изучении правил Ф. на рапирах и эспадронах"; Г. Бленджини, "Иллюстрированная школа новейшего Ф. на шпагах и саблях" (СПб., 1880); Соколов, "Курс фехтовального искусства"; Глебович, "Фехтование на эспадронах"; von Dresky, "Anleitung zum Fechten mit dem Stossdegen fur Offiziere und militar. Bildungsanstalten" (Берл., 1891); Montag, "Neue praktische Fechtschule auf Hieb und Stoss" (З-е изд. Лпц., 1884); Ristow, "Die moderne Fechtkunst" (Прага, 1896); Barbaseti, "Das Sabelfechten" (Вена, 1898); его же, "Das Stossfechten" (1900); Thimm, "A complete bibliography of fencing and duelling" (1896). Французская и итальянская литература подробн. указаны у Бленджини. А. Н.

Евгения: Еще из фон Винклера. Мечи правосудия, представляющие не что иное, как шпаги для двух рук с клинком, усеченным на конце под прямым углом, вошли в употребление при казнях довольно поздно, в особенности в Германии. На клинках выгравированы гербы городов, государей, девизы и эмблемы. Их ножны обыкновенно делаются из дерева, покрытого бархатом, а иногда также из тисненной кожи. Охотничьи шпаги, называющиеся шпагами fourrees, имеют длинный и крепкий клинок, который входит в железные ножны, и последние, в случае надобности могут немедленно сделаться его рукояткой, увеличивая вдвое длину оружия, причем клинок никак не может выпасть, так как существует выступ, при помощи которого наконечник клинка прикрепляется к кольцу отверстия ножен. У многих из этих охотничьих шпаг, особенно немецкой работы, острие клинка расширяется в виде лопаточки, образуя железко охотничьего копья. Над острием делается четырехугольное отверстие, через которое проходит чека, образующая преграду и предохраняющая охотника от нападения пронзенного охотником кабана. (Так называемые "свиные мечи".) Острие в форме лопаточки встречается у многих рапир. Употребление фехтовальной рапиры (fleuret) начинается с конца XVII столетия; до нее употребляли учебную шпагу с тупым острием и гардом, обыкновенно, в форме простого креста. На руки надевали перчатки (gants de prise). Последние делались из холста, на который нашивались стальные кольца; правая кисть защищалась, кроме того, тремя пластинками железа. Маски совсем не употреблялись. Хотя никогда в другую эпоху оружие для левой руки не пользовалось такой славой, как в XVI столетии, оно все-таки начинает сводиться к одной форме, так как благодаря успехам фехтовального искусства различие между шпагой и кинжалом, или шпагой правой и левой руки определяется вполне точно и переходные формы мало-помалу исчезают. Все средневековые короткие шпаги, длинные кинжалы, короткие и различных наименований ножи выходят теперь из употребления. Боевая шпага, рапира, кинжал - вот единственное оружие как на войне, так и в городах. Шпаги левой руки с опущенными дужками обыкновенно предпочитались, потому что при удачном отражении горизонтального удара такой шпагой можно было задержать, сломать или изогнуть неприятельское оружие. Но вскоре стали охотнее покрывать рукоятку высокой чашечкой (en berceau), которая давала руке такую же хорошую защиту, как и прекрасные испанские кинжалы. У некоторых же шпаг чашечки опускаются к клинку, чтобы захватывать оружие противника. Но каково бы ни было устройство гарда, наконечник клинка почти всегда образует более или менее глубокую выемку, помещающуюся на противоположной стороне кольца гарда, в которую упирается большой палец, потому что оружие левой руки никогда не держалось так, как ручка весла, т.е. большим пальцем на головке рукояти, направленным вниз, когда вся рука и кисть вытягивались по прямой линии; напротив, большой палец всегда помещался на наконечнике клинка, а рукоятка держалась так, как обыкновенно держится шпага. По рисункам, встречающимся в сочинениях о фехтовальном искусстве данной эпохи, можно убедиться, что кинжал всегда держался именно этим способом: Под именем стилетов, для которых Италия представляет нечто вроде монополии, следует подразумевать маленькие городские кинжалы, носившиеся в сапогах, пристегиваясь к подвязкам, в рукавах или под курткой. Треугольный клинок этого оружия утончался постепенно, подобно острию циркуля, и делался таким образом крайне острым. Такие кинжалы были положительно самыми смертельными, их тонкое острие проникало через толстую одежду. Солдаты перестают употреблять кинжал около середины XVII столетия, и в это же время окончательно забрасывается оружие левой руки, хотя испанцы и итальянцы употребляют его еще гораздо позднее.

Annie: Из энциклопедии "История нового времени 16-18 век" Тут кусочек который успела напечатать, в будущем буду ещё выкладывать Оружие в новое время. С конца 15 века, с началом эпохи постоянного войска, вооружение приняло более однородный характер. Доспехи немецкой лёгкой кавалерии отличались малым весом, а оружие состояло из шпаги, карабина и пищали; на вооружении тяжёлой конницы состояли копьё и меч. Городские отряды немецкой пехоты были вооружены огнестрельным оружием, пиками и алебардами. Совершенно прекратилось использование самострелов. Отборное французское войско было вооружено длинными копьями, короткими мечами и кинжалами, а часть – тяжёлыми топорами. Стрелки использовали тяжёлую аркебузу с воспламенительным механизмом – фитильным замком. Итальянское вооружение состояло из копья на недлинном древке, короткого меча, а позднее шпаги, лёгкого самострела и лука. В конце 16 века тяжёлая конница заменила своё копьё лёгкой шпагой. Пищаль уменьшилась до карабина, который стал двуствольным и нередко имел устройство револьвера, при котором 2-3 ствола вращались по продольной оси. Перед выстрелом стволы проворачивали рукой, устанавливая затравками под воспламенительный механизм. Пеший копейщик (пикинёр), одетый в доспехи из лёгкой вороненой стали и железную шапку, был вооружён пикой на длинном тонком древке. Стрелки были защищены только нагрудником, наспинником и шлемом. Старинная тяжёлая аркебуза уступила место мушкету – двуствольному пехотному ружью с фитильным замком и удобным ложем, которое обхватывалось правой ладонью. Для удобства стрельбы мушкет опирался на подставку. Унтер-офицеры были вооружены алебардами, а строевые офицеры – бердышами или лёгкими полевыми копьями. Вооружение поляков и венгров представляло собой смешение восточных и западных образцов. Кавалерия из высшего дворянства была вооружена по немецкому образцу и имела копьё и меч; народ, казаки были вооружены саблей и луком. Вооружение конного венгра, одетого в кольчугу, состояло из пики, кривой сабли и лёгкого мушкета. В конце 15 века император Максимилиан I усовершенствовал доспехи («Максимилиановский доспех»): на них появились желобки и гребни. Число частей этого сложного доспеха достигало 1000, всё вооружение, вместе с кольчугой, надеваемой под доспехи, щитом и мечом весило около 32 кг. В конце 16 века с развитием огнестрельного оружия, доспехи упростились до лёгкой кирасы и железного шлема. Головным доспехом аркебузников был морион, отличавшийся высокой и плоской по бокам тульей с очень высоким гребнем. Поля, спереди и сзади поднимавшиеся кверху, образуя полукруглую форму, позволяли хорошо прицеливаться.

LS:

LS: Испанская (толедская) шпага

Annie: Германские и швецарские пехотинцы носили под широкими беретами или шляпами металлические шапки, обтянутые материей. В 16 в. лёгкие мечи дали начало новому колющему и рубящему оружию - шпагам и одновременно послужили прототипом для палаша - рубящего оружия тяжёлой кавалерии 17 в. Руку воина защищало особое приспособление на рукояти шпаги - гарда, состоявшая из дужек, колец или защитного щитка. Затачивалось только одно лезвие клинка, обращённое к дуге, соединявшей гарду и вершину рукояти. Шпагу в деревянных ножнах носили в горизонтальном положении на перевязи на высоте бёдр и выше. Рослые и сильные воины употребляли огромные двуручные шпаги (иногда размером в рост человека) для сражения во главе отряда и охраны главнокомандующих. При ходьбе такая шпага носилась на спине на перевязи. С конца 17 в. начинает употребляться фехтовальная рапира, до этого использовали учебные шпаги с тупым остриём. Большое распространение в 16 в. получили кинжалы и стилеты - маленькие городские кинжалы с тонким треугольным клинком, носившиеся за голинищем сапога, в рукавах или под курткой. Большинство боевых топоров (секир) во второй половине 16 в. обратились в крикеты - смешанное оружие, рукоять которого образует пистолет. Преобладающим оружием во всех сражениях, начиная с 16 в., стал аркебуз, дающий возможность благодаря изобретённому испанцами курку делать более меткие выстрелы. Стрельба из него требовала много времени: необходимо было пропустить конец зажжёного фитиля в курок настолько, чтобы достать до затравки, затем раздуть огонь и открыть пороховую полку. В 1640 г. был изобретён, а в 1699 усовершенствован штык, и оружие со штыком к началу 18 в. окончательно вытеснило пики. Аркебузники и мушкетёры носили с собой прибор, состоявший из пороховницы, мешка с пулями, маленькой пороховницы с пороховой мякотью, и множество футляров с заранее приготовленными зарядами. Однако во второй половине 17 в. большинство стран ввело в своих армиях бумажный патрон и кремневый замок, значительно повышающие скорострельность. Во второй половине 16 в. немецкие рейтары впервые начали употреблять пистолет. Это оружие имело длинный приклад с овальной головкой на конце, образующий со стволом угол в 45 градусов. Постепенно приклад выпрямлялся и к началу 17 в. составлял со стволом почти прямую линию.

tracker: Мне волею судьбы досталась то ли шпага, то ли рапира не знаю, есть фоты, если разберусь, попробую их вставить, нужна инфа по этой штуке

tracker: а как вставить фотки, я не разобрался

Евгения: tracker Заходите на сайт http://www.imageshack.us/ С правой стороны, вверху, нажимаете "Обзор" и выбираете фотографию, которая находится у Вас на компьютере. Затем нажимаете "host it!". Ждете. Появляется новая страничка. На появившейся страничке Вам предложат несколько ссылок для вставки картинок - на форумы, сайты и др. Выбираете самую последнюю, нижнюю, прямую ссылку на картинку (Direct link to image) и копируете ее. После этого заходите сюда, пишете новое сообщение и для вставки картинки нажимаете пиктограмму "Картинка из интернета" (она расположена в ряду над текстом набираемого сообщения). В появившемся окошке вставляете скопированную ссылку, нажимаете "ОК" - и всё, отправляете сообщение.

tracker: Вот спасибо бльшое по моему получилось Общая длина 79 см

Lady Shadow: ну это не шпага точно!

Arabella Blood: tracker , а уменьшить изображение нельзя? Неудобно просматривать.

Viksa Vita: Ух ты, толедский клинок! Насколько я понимаю, это точно не рапира, и нa шпагу не похоже- из за неэфесной рукояти. Может это длинный нож, или кинжал?

tracker: Я не знаю, но может быть кто то срезал что то с рукоядки

Ринетта: Похоже на длинный стилет.

Lady Shadow: а откуда же у вас сие чудо?

tracker: Lady Shadow пишет: а откуда же у вас сие чудо? Волею небес и всё же что это?

LS: tracker Уменьшите картинки, плз. В Фотошопе в командной строке выбираете "Изображение" (вторая справа), в нем "Размер изображения", и дальше в окошках, проставляете цифры (только посмотрите, что там у Вас - см или дюймы). В см достаточно приблизительно 10 х 10 см.



полная версия страницы