Форум » Литература » Бальзак » Ответить

Бальзак

Папаша Бюва: "Мэтр Корнелиус" Серия «Человеческая комедия». II. Философские этюды. № 82. Повесть времён Людовика XI, прочитанная на одном дыхании. Молодой безбашенный дворянин Жорж д'Эстутвиль на праздничном богослужении в городе Тур, где была резиденция короля Людовика, похищает на время с помощью своей верной компании из под носа ревнивого супруга графа Сен-Валье де Пуатье его молодую супругу, Марию, графиню де Пуатье, чтобы признаться в любви и договориться о ночном свидании. Графиня, хоть и не простая мадам, а внебрачная дочь короля, несчастлива в браке, старый муж ревнив, довольно жесток, пускает ей кровь для интересной бледности и для воспитания верности таскает за волосы. Дворянин полон желания её утешить, и для этого ночью пробраться в дом графа. Однако дом этот, настоящая крепость, для комфортного проживания феодала XIV века, и он выглядит неприступным. Но у нашего "хитроумного идальго" рождается, как ему кажется гениальный план. В соседнем доме живёт бывший подданный Карла Смелого Бургундского, а ныне казначей короля, ужасный скряга, мэтр Корнелиус Хугворст. Кавалер решает наняться к нему под видом нового помощника казначея, чтобы ночью пробраться по крыше в соседский дом. Он стоит перед жутковатым домом - крепостью ростовщика, с некоторой робостью от затеянной авантюры, полный сомнений и зловещих слухов о хозяине дома, ибо четверо предыдущих учеников мэтра были казнены по подозрению в кражах, но предвкушения о героическом ночном приключении его согревают, ибо самонадеянно, [quote]он не допускал мысли, что графиня может отказать ему в сладостных утехах любви среди стольких смертельных опасностей.[/quote] Если бы он знал, с кем он хочет связаться и в какую из-за этого опасную для своей головы детективную историю он только что готов был вляпаться! Оставим пока его стоять в раздумьях перед домом фаворита короля с фальшивой рекомендацией, любопытные читатели сами проникнут с ним в дом, чтобы подвергнуться проверке по финансовой части у подозрительного хозяина. А мы отметим мастерство Бальзака, который с кинематографической художественностью вводит нас в XV век, используя доступные для этого краски, тени и полутона от света факелов, неверный свет луны, лязг засовов и скрип кованых дверей. А какие неожиданности нам заготовил Бальзак по ходу повествования! Король Людовик применяет дедуктивный метод в роли сыщика! Только ради этого стоит прочитать повесть. В довершение всего, нам предстоит узнать, что это мы прочитали про приключения бабушки знаменитой Дианы де Пуатье, фаворитки королей Генриха II и Франциска I, о которой мы подробнее узнаем из романов Дюма Две Дианы , Паж герцога Савойского и Асканио . После прочтения осталось лёгкое сожаление, что Бальзак основной своей темой избрал изображение современного ему общества, а не поприще исторического романиста. Право, это у него бы прекрасно получилось.

Ответов - 10

Стелла: Папаша Бюва , а может, слава Дюма заставила доказать, что и он не лыком шит? К стыду своему - не читала этот роман.

Агата: Папаша Бюва, спасибо за наводку. Папаша Бюва пишет: После прочтения осталось лёгкое сожаление, что Бальзак основной своей темой избрал изображение современного ему общества, а не поприще исторического романиста. Право, это у него бы прекрасно получилось. Может, причина в том что, Бальзак презирал аристократию и дал понять это в своих произведениях? Среди своих современников он находил кого противопоставить аристократам. Общество уже стало к тому времени гораздо более пестрым и неоднородным в классовом смысле. Папаша Бюва пишет: А мы отметим мастерство Бальзака, который с кинематографической художественностью вводит нас в XV век, используя доступные для этого краски, тени и полутона от света факелов, неверный свет луны, лязг засовов и скрип кованых дверей. Да, да, да. В этом Бальзаку нет равных. Кинематографическая точность, огромное количество вещей и каждая на своем месте. Сама с удовольствием читаю его взахлеб. Но вот беда, очень быстро выветривается, потом мало что помню. Философские мысли Автора запоминаются, но вот сами герои... Где их внутренний мир? Не получается проживать вместе с ними(.

Папаша Бюва: Благодарю за внимание к моему отзыву. По поводу героев Бальзака и других, рассуждаю так, писатель написал, его было интересно читать, ну и спасибо ему за это. А если след в душе оставил то вообще прекрасно, значит нашлись в душе общие струны с книгой, и они зазавучали в унисон. Отношение писателей к аристократизму кажется неоднозначным. Дюма - любитель всех этих королей, герцогов, и особенно королев и герцогинь, отказался от дедовского титула маркиза Дави де ля Пайетри, на которое имел полное право. "Я - Александр Дюма", сказал он. Сын крестьянина Бальзак, требовал непременного титулования "де Бальзак"... Когда я читал "Графиню Солсбери", то в описании Дюма старшины ткачей Гента, мне вспомнился именно уважаемый мэтр Бальзак. "... его какого-то неопределенного цвета глаза выражали ту насмешливую хитрость, что мы часто встречаем у людей низкого звания, кого возвысили превратности политики, не дав им, однако, подняться до аристократических высот, куда они жаждут вскарабкаться, делая вид, будто презирают аристократов..."


Агата: Папаша Бюва пишет: По поводу героев Бальзака и других, рассуждаю так, писатель написал, его было интересно читать, ну и спасибо ему за это. А если след в душе оставил то вообще прекрасно, значит нашлись в душе общие струны с книгой, и они зазавучали в унисон. Согласна. Папаша Бюва пишет: Отношение писателей к аристократизму кажется неоднозначным. Дюма - любитель всех этих королей, герцогов, и особенно королев и герцогинь, отказался от дедовского титула маркиза Дави де ля Пайетри, на которое имел полное право. "Я - Александр Дюма", сказал он. Сын крестьянина Бальзак, требовал непременного титулования "де Бальзак"... Дюма любил королей/герцогинь и пр., но не идеализировал их. Касаемо Бальзака, меня тоже смущала эта приставка "де". Но думаю все же, что Автор был искренним в своих убеждениях. Возможно, эта приставка была необходима для бОльшей популярности книг. В "Отец Горио", как мне кажется, он и свои собственные противоречия высказывает. Студент-юрист высказывает внутренние метания. Думаю, он с себя немного рисует этого героя и довольно самокритичен. С одной стороны, его нищета гнетет и невозможность из нее выбраться, только трудясь долгие годы (и то под вопросом). С другой, ему предлагают сделки с совестью - получить все и сразу. Одну (предложение Вотрена) он начисто отвергает (хотя на секунду колеблется), на другую (не связанную с криминалом) идет по принципу "из двух зол". Но очевидно, что только люди честного труда вызывают у него безоговорочную симпатию. Может, с этой приставкой, он где-то пошел против своих принципов. Вся жизнь состоит из компромиссов, ничего не поделаешь.

Папаша Бюва: Согласен. Яж не в качестве упрека ему. Я читал его в школьном возрасте, был большой перерыв, сейчас решил перечитать, что то переосмыслить, много новых появилось книг, опять же. Вот начал с "Корнелиуса", сейчас взялся за его роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году".

Агата: Папаша Бюва пишет: сейчас взялся за его роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году". После прочтения, отпишитесь, если вас не затруднит. Читала пару лет назад. Интересно ваше мнение.

Осень1: Мне почему-то всегда смутно нравился Эжен де Растиньяк)))

Папаша Бюва: "ШУАНЫ или БРЕТАНЬ В 1799 ГОДУ" (1829) Франция. Бретань. 1799 год Директория, затем Консульство. Продолжение: "Изнанка современной истории" (1848) Расхожий штамп, что Бальзак написал подражательный роман Вальтеру Скотту, тиражируемый в каждом комментарии к изданию свидетельствует как минимум о том, что сам комментатор романа не читал или бездумно повторяет однажды сказанное. Начнём с того, что сэр Вальтер является основателем жанра исторического романа для всего мира. И в частности для Фенимора Купера, который красочно описал историю освоения американского контитинента. Следует обратить внимание, что это были не просто новаторские романы. Авторы нашли свою изюминку и экзотику для читателя. Так В. Скотт познакомил мир с шотландцами, Купер с индейцами. Для Бальзака такой темой стало представление миру бретонцев. Не зря в своём романе он их часто сравнивает с могиканами. Замкнутый народ, живущий на труднодоступной пересечённой местности, не поддающийся чужому влиянию, это истинная Галлия, каковой она была бы без романизации Римом и германизации франками. Из всех областей Франции в Бретани нравы древних галлов оставили наиболее сильный отпечаток. Та часть Бретани, где еще и поныне дикая жизнь и суеверный дух наших суровых предков, так сказать, сохранили свою свежесть, называется «край молодцов». И это укоренившееся прозвище как бы служит наградой за их верность старине и традициям гаэльских нравов и гаэльского языка: вся их жизнь хранит глубокие следы верований и суеверных обрядов древних времен. Тут всё еще соблюдают феодальные обычаи. Тут любители старины находят в целости памятники друидов, а дух современной цивилизации страшится проникнуть сквозь дремучие, первобытные леса. Невероятная жестокость, дикое упрямство, но вместе с тем верность клятве; полное пренебрежение нашими законами, нашими нравами, нашей одеждой, нашим языком и вместе с тем патриархальная простота и героическая доблесть. Не удивительно, что патриархальные бретонцы не восприняли революции и новых порядков, и поддержали сторонников короля, ибо король по их пониманию был гарантом их прав как наследник власти бретонского герцогства. Бальзак сравнивает их нравы и приёмы войны с индейцами: В живописных долинах, за цветущими изгородями прятались невидимые враги, готовые к нападению. Каждая нива была тут крепостью, каждое дерево прикрывало западню, каждый дуплистый ствол старой вербы таил какую-нибудь военную хитрость. Поле сражения было повсюду. Шуаны подстерегали синих на поворотах дорог, девушки улыбками завлекали их под огонь ружей, не видя в том предательства. Эти дикари служили богу и королю такими же способами, какими ведут войну могикане. Поняв, что традиционными методами войны республиканцам в этом краю не справиться, глава полицейского департамента Фуше , послуживший в этом качестве и республиканцам и Наполеону и королю (война войной, а полиция каждому режиму нужна!), разработал хитроумную полицейскую операцию по устранению лидера роялистского мятежа, маркиза де Монторана, по прозвищу "Молодец". Руководителем и исполнителем этой операции является некая с неограниченными полномочиями дама, представляющаяся как Мари де Верней. И вот два полицейских агента прибывают в мятежную провинцию. У шуанов и руководителя трудная задача вычислить этих агентов и ещё труднее,не спалиться самим. Задача Мари - влюбить в себя бравого роялиста, и не влюбиться самой. А с этим уже сложнее... И вот здесь мы видим значительное отличие метода Бальзака от Скотта и Купера. У обоих романистов - в центре история и герои, движущие эту историю, герои живущие в этой истории. Бальзаку важнее описание человеческих чувств, их постепенное развитие и тончайшее проявление, и их разные стороны у Мужчины и Женщины, называемых Любовь. Бальзак идёт далее, своим непроторенным путём, породившем эпопею "Человеческая комедия". Мы уже упоминали кинематографичность изображаемых картин Бальзака, картин движения. Теперь отметим и их озвучивание, звуковой и психологический фон действия. Именно звук давящий на психику, нагнетающий тревогу, как в хорошем триллере, например в сцене идущих по лесу "синих", республиканцев, попавших в засаду "белых", шуанов: В этой торжественной тишине равномерный звук шагов запоздавших новобранцев, глухой хруст песка под их ногами вносили что-то зловещее во всеобщую тревогу. Это неизъяснимое ощущение могут понять только те, кто в мучительный час ожидания беды чувствовал среди безмолвия ночи, как монотонное повторение какого-нибудь звука усиливает бурные толчки сердца и капля за каплей вливает в него ужас... Оставим за скобками исторические политические пристрастия, за роялистов, за республиканцев, тут каждый выберет по своим симпатиям для себя, а у Бальзака обе стороны изображены довольно объективно и без прикрас. Соперницу Мари , ярую роялистку баронессу де Тур и шуанов мы увидим в следующем романе "Изнанка современной истории", а напарника Мари по операции, полицейского Корантена, в романе "Блеск и нищета куртизанок". Не забудем так же посмотреть и экранизацию "Шуанов", с Жаном Маре.

Агата: Папаша Бюва , браво! К сказанному и добавить практически нечего. Папаша Бюва пишет: Не удивительно, что патриархальные бретонцы не восприняли революции и новых порядков, и поддержали сторонников короля, ибо король по их пониманию был гарантом их прав как наследник власти бретонского герцогства. Бальзак сравнивает их нравы и приёмы войны с индейцами: Интересный момент - социумы, стоящие на ступени Дикости сохраняют многие навыки, безвозвратно утраченные с Цивилизацией. С развитием прогресса мы не только приобретаем, но кое-что теряем. Эти навыки, игру на инстинктах и пытаются использовать руководители контрреволюционного движения в своих целях. Они по сути дрессировщики, которые управляют, но всегда подвержены опасности быть разорванными в клочья этим диким зверем. Папаша Бюва пишет: Оставим за скобками исторические политические пристрастия, за роялистов, за республиканцев, тут каждый выберет по своим симпатиям для себя, а у Бальзака обе стороны изображены довольно объективно и без прикрас. Да, объективность - черта этого Автора, но очевидно на чьей стороне его симпатии. Папаша Бюва пишет: Бальзаку важнее описание человеческих чувств, их постепенное развитие и тончайшее проявление, и их разные стороны у Мужчины и Женщины, называемых Любовь. ??? Все же думаю, что любовная линия здесь как фон исторических событий, хотя органично встроена и интересна своей необычностью (встреча и развитие отношений в чрезвычайно сложных внешних обстоятельствах).

Папаша Бюва: Мне лично показалась, что развития любовных чувств и любовных метаний здесь очень много. Но это лично мне. Опять же я сравнивал с его с Купером и Скоттом, где почти нет бальзаковских описаний внутренних переживаний человека, его метаний, от влюблённости до неприятия, сомнений, решений, через минуту прямо противоположных. (Всё как в жизни))Именно вот этой черты творчества Бальзака. А так, согласен, привязка к конкретным историческим событиям у Бальзака всегда чёткая, и она во много определяет характер и поведение его героев. Ещё по характеристике отмечу, что из всех персонажей мне был ближе пожалуй Корантен. Отчасти из солидарности по роду службы, и профессионализм высок, всех переиграл в итоге. Да циничен, может и личный интерес выше поставить, но любовь его к Мари видится искреннее, он знает, кто она такая, весь компромат на неё и любит такой, какая есть. В отличие от маркиза, который то влюблён, то шарахается, в зависимости от версии, знатная ли она дама, или уличная девка. А если девка, то отдаёт её без зазрения совести на пользование мужланам-шуанам...



полная версия страницы