Форум » Общий форум » Возможно ли современному человеку оставться аристократом по духу? » Ответить

Возможно ли современному человеку оставться аристократом по духу?

Portos: Коллеги! Интересуюсь Ваши мнением. Может ли современный человек, не обладающий крупными средствами, наследственными землями и без поддержки государственной власти быть аристократом по духу, как Атос или граф Монте-Кристо?

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Филифьонка: Атос - в первую очередь, аристократ по крови, разве нет?

Portos: Филифьонка Разве марсельский моряк Эдмон Дантес аристократ по крови? Нет. Общение с Фариа сделало его, человека низкого происхождения, аристократом по духу. Атос безусловно "родовит, как римский император", но кроме того что он аристократ по рождению (что на мой взгляд вторично), он аристократ по духу. Разве не так?

Алея: Я очень старалась в своё время, ведь книги Дюма произвели на меня неизгладимое впечатление, и это на всю жизнь. Прошло семь лет, а Дюма до сих пор мой любимый писатель и останется им навсегда. А вообще, мне кажется, аристократ по духу, - это выражение нашего века, в то время крестьяне, ремесленики и купцы воспитывались иначе и не представляли себе жизни дворян.


МАКСимка: Конечно может, без вопросов...это зависит от человека!Аристократ не всегда является таковым от происхождения ( в пример Обломов, какой он аристократ?По духу?Нет!!!!)Если человек аристократ в душе это прекрасно, это связано в большинстве своём с тем как мы воспитаны, какие романтические образы на нас влияют!Вот Дюма влияет определённо благотворно)...

La Louvre: Трудный вопрос. Например, в первой части трилогии материальное положение Атоса не лучше, чем у остальных мушкетеров, однако, это не мешает ему быть "на голову выше" их. Но этот дух еще надо откуда-то взять. Либо он дается воспитанием, либо воспитывается самим человеком, как сила воли и т.д. К примеру, возьмем за идеал аристократического духа образ Атоса. Будет ли счастлив такой человек в современном мире? Сможет ли он вообще выжить?

Филифьонка: Portos пишет: Разве марсельский моряк Эдмон Дантес аристократ по крови? Нет. Да, верно, я исправила, честно говоря, просто поторопилась ответить. О "Графе Монте-Кристо" я, по правде сказать, имею весьма скудные представления :(((. Может быть, как раз из-за этого я плохо понимаю, что такое "аристократ по духу"...

МАКСимка: Филифьонка пишет: Может быть, как раз из-за этого я плохо понимаю, что такое "аристократ по духу"... Это такое душевное состояние, которое возникает в особенности после прочтения Дюма или в момент, когда ты с головой окунаешься в эпоху....это действительно так!

Филифьонка: МАКСимка , то есть, читаешь Дюма и становишься аристократом? :)))) Почему же со мной ничего подобного не произошло? :((((((((((((((( Или обязательно надо "Монте-Кристо"? :)

Луиза Водемон: Филифьонка пишет: Почему же со мной ничего подобного не произошло? Филифьонка , ой ,у меня тоже почему-то... Блин!:)

МАКСимка: Филифьонка Нет, не становишься, ты пытаешься сравнивать себя с эпохой, или перетаскаваешь себя туда, ставишь на место главных героев!Душевно такое состояние возможно, но только душевно!В реальности- к сожалению времена не те(

Portos: Филифьонка Я Вам завидую. Вам предстоит большое удовольствие - первый раз прочитать "Графа Монте-Кристо":)

Филифьонка: Portos, скажем так, в полуторный. С одной стороны, я действительно позорно не читала "Монте-Кристо", но с другой - я пыталась. А сейчас я, честно говоря, просто боюсь читать. Если хотите узнать мою историю, загляните в этот раздел :)). Тема, которую Вы предложили, мне очень интересна и я думала об этом, но теперь понимаю, что без графа нельзя прийти к полноценым выводам. Давайте так, эта тема будет стимулом для меня. Я прочитаю, и тогда выскажусь ;).

Филифьонка: Ну вот, валяюсь с гриппом и читаю "Монте-Кристо". Конечно же, сразу выяснилось, что все мои представления о сюжете - полнейший позор. Но главное, я читаю, и ничего страшного, наоборот, очень интересно! Portos, спасибо за стимул.

LS: МАКСимка пишет: что такое "аристократ по духу"?... Это такое душевное состояние, которое возникает в особенности после прочтения Дюма В мемориз!!!!

Portos: Коллеги мы с Вами при обсужении столкнулись с необходимостью дать определение - кто же такой аристократ духа? На мой взгляд это такой человек структура мышления которого основывается на двух постулатах: 1. система духовных ценностей (особенно честь, долг, справедливость), значительно выше системы ценностей материальных; 2. не примиримость с философией обреченности, т.е. выступление в качестве автора событий, а не жертвы обстоятельств. Кроме этого отличительными признаками аристократа духа являются - блестящее образование, лексика, этика и эстетика. Как Вам мое определение, коллеги? Согласны ли Вы с ним?

Portos: Филифьонка Выздоравливайте! "Графом Монте-Кристо" можно насладиться и будучи здоровым :)

Nataly: Стоп:) Кто такой аристократ вообще?:)

Portos: Nataly пишет: Стоп:) Кто такой аристократ вообще?:) Аристократия в переводе с греческого -это господство лучших. Заметте просто лучших, а не лучших от рождения. Пройдя через века этот термин преобразовывался и терял свой первоначальный смысл. Я предлагаю называть аристократом не того кому достался титул от именитых предков, а того кто сам занимаясь своим развитием (души, тела, мозга и т.д.) стал лучшим. Мне кажется это подлиные аристократы.

Nataly: Portos пишет: Я предлагаю называть аристократом не того кому достался титул от именитых предков, а того кто сам занимаясь своим развитием (души, тела, мозга и т.д.) стал лучшим Хорошо. Лучшим - в чем именно? И как определить - лучший или почти-лучший?

Portos: Nataly пишет: Хорошо. Лучшим - в чем именно? И как определить - лучший или почти-лучший? Кого я считаю лучшим, я писал выше. На мой взгляд это такой человек структура мышления которого основывается на двух постулатах: 1. система духовных ценностей (особенно честь, долг, справедливость), значительно выше системы ценностей материальных; 2. не примиримость с философией обреченности, т.е. выступление в качестве автора событий, а не жертвы обстоятельств. Кроме этого отличительными признаками аристократа духа являются - блестящее образование, лексика, этика и эстетика. Да, большинство оценок субъективны, аристократизм духа нельзя доказать родовыми граматами и геральдическими деревьями. Но я считаю, что люди всей душой принмающие эти принципы и есть подлинные аристократы духа. Другой вопрос, что на мой взгляд, только получив хорошее образование и воспитание, можно разделять эти принципы. Блестящее образование это, как говорят математики, необходимое условие аристократичности духа, но не достаточное.

M-lle Dantes: Portos Вы напоминаете мне Фариа из нашей версии: "Быть истинным аристократом духа - удел немногих..."

Мадемуазель: Прошу прощения, если вдруг повторюсь, поскольку солидную часть дискуссии пропустила. Но вспоминая о схожем споре в иной компании и в ином месте. В сущности, с рождения у человека в подсознания заложены почти на генетическом уровне определенные установки, которые заставляют нас вести себя так и не иначе, как бы нас не пытались переделать. Например, кто-то с детства выращивает все подряд от кактусов на подоконники до селекционной капусты на фазенде и теряет силу воли от одного вида перепаханного поля, а кто-то - наоборот предпочитает торчать в библиотеках и поучать всех подряд, а третий шляется по тусовкам и приемам и впадает в состояние паники от необходимости работать и экономить... Кто кем был в прошлой жизни догадаться нетрудно))) Я, безусловно сильно утрирую модели поведения, но в общем и целом человек ведет себя именно так, как ощущает на уровне подсознания.

Нина: Человек во многом создаёт себя сам. Каждый день. Нет у человека подобных установок. А истинный аристократизм по-моему в наборе определённых моральных качеств.

Snorri: Помнится, еще Пушкин говорил про "светскую чернь и и аристократов духа". На мой взгляд, очень емко и понятно :-)))

Филифьонка: А мне непонятно(. Кого именно Пушкин был готов назвать аристократом не по рождению, а именно по духу? (Со "светской чернью" вопросов не возникает).

Snorri: Филифьонка Я так понимаю, аристократ духа - это человек, который безо всяких светских атрибутов может оставаться по натуре аристократом, простой он инженер или же сын профессора. Благородство (духа, в данном случае), ум, великодушие, галантность, смелость и т.д. - вот отличительные черты подобного типа людей.

Филифьонка: Snorri пишет: Благородство (духа, в данном случае), ум, великодушие, галантность, смелость и т.д. - вот отличительные черты подобного типа людей. Да, но какие именно из этих черт отличают именно аристократа, а не, к примеру, просто умного, хорошего человека? Например, у того же Пушкина есть образы умных и великодушных "простых" людей, которые, несмотря на эти характеристики, нисколько ни "аристократичны". И мне кажется, что Пушкин психологически не готов был назвать аристократом человека худородного.

Филифьонка: Я не знаю, был ли к этому готов и Дюма. Читая "Графа", я специально обращала внимание на употребление этого слова. И заметила, что Дюма неоднократно противопоставляет "настоящих" аристократов "ненастоящим" именно на основании крови.

Snorri: Филифьонка Наверное, имеется в виду, тот тип аристократов - по крови - которые при этом являются аристократами по духу: благородными, великодушными и т.п. Но, согласно романисту, дворяне и должны быть таковыми: им от рождения положено подавать пример всем прочим своим поведением. Но второе качество - по духу, ИМХО, ценится Дюма выше.

Филифьонка: Snorri пишет: Но, согласно романисту, дворяне и должны быть таковыми: им от рождения положено подавать пример всем прочим своим поведением. Но второе качество - по духу, ИМХО, ценится Дюма выше. Да, мне тоже так кажется.

Chicot: Пойдем все же от определений: 1) Аристократия (от греч. aristokratíа, буквально — власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. "Монархия — как власть одного, республика — как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия — как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа... Все эти различия возникли в эпоху рабства. 2) Знать, привилегированная, часть какого-либо класса (патриции в Риме, эвпатриды в Афинах, дворянство и т.д.) или общественная группа (например, финансовая А.), пользующаяся особыми правами и преимуществами. Опираясь на приведенные определения, попытаюсь вывести понятие "аристократ по духу": 1) это человек, принадлежащий к числу духовно-продвинутого, но при этом правящего меньшинства? 2) это член общественной группы, обладающей помимо реальной власти, еще и высокими нравственными идеалами? 3) это человек, наделенный от природы духовной силой, харизмой и, как следствие, властью над душами людей? Многие почему-то уцепились за слово "лучший", а не за слово "власть". Так что я бы сказал, что в самом вопросе уважаемого господина Portosa содержится непримиримое противоречие: Может ли современный человек, не обладающий крупными средствами, наследственными землями и без поддержки государственной власти быть аристократом по духу, как Атос или граф Монте-Кристо? А именно: человек, сколь угодно благородный (т.е. обладающий высоким уровнем воспитания, образования и личностной нравственности) и духовно развитый ("лучший" по сравнению со многими менее просветленными), но при этом не имеющий никакой реальной власти, не является аристократом по определению. Вот если бы вопрос звучал иначе, к примеру: "может ли современный человек в сходных жизненных обстоятельствах вести себя так, как Атос или граф Монте-Кристо", тогда я сказал бы "да". А так мне просто непонятен сам термин "аристократ по духу", даже после того, как уважаемый Portos внес свое определение. Без пункта о власти (кратии) оно не полно.

Алея: Отличная формулировка, разбор по полочкам

Мадлен Витри: Абсолютно не понимаю термина "аристократ по духу". Что именно автор хотел сказать?

Джоанна: Мадлен Витри пишет: Абсолютно не понимаю термина "аристократ по духу". Что именно автор хотел сказать? Тоже была озадачена. Может, имелся в виду "интеллигент", или, точнее, "интеллигент старой закалки"?

lennox: Если со словом "аристократ" все ясно, то слово "дух" вызывает много вопросов. В высоком религиозном смысле слова "Дух" и "аристократ" несочетаемы (во всяком случае в христианстве). Есть еще слово в более приземленном, религиозно-магическом смысле: "дух" как чей-то персональный дух, привидение. Тоже отпадает по причине бессмысленности. Спускаясь в наш грешный мир, обнаруживаем, что смысл слова "дух" слишком размыт. Дух нашей эпохи? М-да, душок-с, дамы и господа, тот еще... Дух - как некая совокупность высоких идеалов, жестких моральных принципов, глубокой порядочности, высокой образованности, утонченной эстетики... Возможен такой "аристократ духа" в наше время? Пожалуй, да. Но воображение при этом сразу рисует пожилого человека, трудящегося в хиреющем академическом научном учреждении в скромной должности... Незаметного, слегка усталого, без надежды смотрящего в будущее... В общем невеселый аристократ у меня нарисовался :)

Chicot: lennox пишет: В общем невеселый аристократ у меня нарисовался :) Скорее - невеселый дух:)

Констанция!: Я думаю,что аристократом вполне можно стать!

david: Констанция! пишет: аристократом вполне можно стать Немножко смущает слово "вполне". На мой взгляд, это очень сложно и возможно лишь в единичных случаях. Яркий пример - превращение Э.Дантеса в графа Монте-Кристо. При том, что Фариа и Атос - аристократы по рождению. Я имею в виду не наследственный титул или обладание какими-то материальными благами, а систему воспитания, накопленную и передаваемую из поколения в поколение. Как в старом анекдоте: Кто такой интеллигент? - У кого три высших образования - у дедушки, у папы и у него самого. Не совсем точно, но что-то в этом есть.Обратите внимание, в представителях любой королевской или дворянской династии (невзирая на отклонения, личные качества и т.д.) есть что-то (манера держаться, манера поведения и т.п.), что отличит их от любого парвеню. В этом (по-моему), почти подвиг Э.Дантеса, который сумел стать именно аристократом (вельможей - по Дюма, который вложил в этот термин намного более того, что подразумевает толковый словарь) в отличии от Данглара, который при всем его богатстве - не более, чем выскочка. И, как уже говорилось, термин "аристократия" в нашем понимании достаточно близок к термину "интеллигентность" (кстати, понятие "интеллигентность" существует только в русском языке. В "заграничных" языках, насколько я знаю, это слово обозначает совсем другое).

варгас: Образование образованием. Есть такое понятие «генетическая память». Аристократия духа это оттуда. Попытки биографии (генеалогию) Дантеса никто не пытался восаздать?

Серж де Бюсси: На мой взгляд всё просто.Если современный интеллигент овладеет внешними аристократическими манерами,то вполне может сойти за аристократа...уж не знаю "аристократа духа" или ещё какого... Но,при этом он должен быть именно интеллигентом,а не просто человеком умственного труда,который ничего в жизни не прочитал,кроме учебников по своей специальности

Вольер: Боюсь, что последние интеллигенты вымерли как вид лет эдак пятьдесят-семьдесят назад. Ибо я полностью согласен с david'ом. david пишет: Я имею в виду не наследственный титул или обладание какими-то материальными благами, а систему воспитания, накопленную и передаваемую из поколения в поколение. Допускаю возможность существования единиц человеческих особей, способных похвастать хотя бы тремя подобными поколениями, но это лишь исключения, подтверждающие правило. Бурный двадцатый век не оставил шансов никому. В этом интеллигенция и аристократия схожи. Их просто нет. ))

Серж де Бюсси: Вольер пишет: Бурный двадцатый век не оставил шансов никому. В этом интеллигенция и аристократия схожи. Их просто нет. )) Пожалуй соглашусь Кстати,граф Монте-Кристо на мой взгляд не является убедительным примером аристократа духа.Вряд ли такой человек мог существовать в жизни,да ещё сформироваться в тюрьме))Если говорить о литературных героях,то на эту роль вполне подошёл бы например доктор Ватсон))Человек судя по фамилии не дворянского происхождения,но вполне благовоспитанный и интеллектуально развитый.То есть,аристократом духа можно считать английского джентльмена викторианской эпохи.Есть среди нас такие?Я думаю,нет.Трудно быть аристократом в бессословном обществе.Для этого нужен избранный круг общения и отсутствие "посторонних раздражителей"))

Chicot: имхо, аристократизм духа, в том, как я его понимаю, не зависит от сословий и условий. А вот понятие "дух аристократии" вполне мог претерпеть культурные изменения - поменялось время, среда - и поменялись те признаки, по которым окружающие судят о наличии у человека аристократического духа или же его отсутствии. Нынче большая редкость - встретить настоящее мужское или женское поведение из-за расплывчатости гендерных границ, что уж говорить о понятиях позапрошлого века в применении к нынешним реалиям? Я имею в виду, кстати, только соотечественников-россиян, поскольку в Европе ситуация обстоит по-другому, на мой взгляд. Там духовное и культурное наследие никто так варварски не уничтожал и не разрушал, как за последние 100 лет в России.

Серж де Бюсси: Я всё-таки так и не понимаю,что подразумевается под этим термином.Если представить князя Феликса Юсупова,но без дворянских корней и в современной жизни...Нет,такое не возможно.

Диаманта: Мне кажется, возможно. Учитывая, что я стараюсь это делать и получается время от времени неплохо. Просто надо очень много работать над собой, если у тебя есть задатки и достаточно весомая мотивация - мне кажется, может получиться.

Гиллуин: Отвечая на первоначальный вопрос: безусловно да. Мне известны примеры, причем не литературные, а реальных людей, живущих в настоящее время. Но, конечно, их очень мало, потому что быть настоящим аристократом - постоянный и тяжелый труд. Я так не могу, но глубоко уважаю тех, кто может. Присуствие этих людей в моей жизни дает мне очень много.

Гиллуин: Но этот дух еще надо откуда-то взять. Либо он дается воспитанием, либо воспитывается самим человеком, как сила воли и т.д. К примеру, возьмем за идеал аристократического духа образ Атоса. Будет ли счастлив такой человек в современном мире? Сможет ли он вообще выжить? Воспитывается самостоятельно, хотя это, безусловно, задача на всю жизнь. Но можно попробовать передать наработки детям. Выжить, я думаю, сможет, что же касается счастья... Что есть счастье - вот вопрос. Если счастье в том, чтобы быть верным себе, тому, во что веришь и тем, кого любишь - то будет счастливее прочих. Что касается определений, то мне попадалась одна очень интересная статья на эту тему, найду - поделюсь.

Гиллуин: Как оказалось, статья немного не о том, но все равно про аристократию. Так что ссылку повешу. Называется «God is a Gentleman»: поиск места христианского аристократического идеала в культуре (чрез призму Средних веков), автор Ольгу Кухтенкова, из материалов конференции "Традиционные общества: неизвестное прошлое" Челябинского ГПИ - 2011. Ссылка на ЖЖ автора: читать

анмашка: Я считаю, что да, возможно... Если сам человек этого захочет.

Стелла: Простите, а коим образом происхождение. капитал и прочие земные блага связаны с аристократизмом по духу? Они могут помочь в этом, если, как заметила анмашка , сам человек этого захочет Во многих случаях это может и помешать. Вот, герцог де Бофор, чтобы не далеко ходить, при своем происхождении никак не был аристократом по духу.

nadia1976@ukr.net: вот заглянула в эту тему, и сразу хочется высказаться... Как я думаю, многое зависит от обстоятельств, общества, от самого человека. Вспомним старый фильм "Эзоп" с Калягиным и Табаковым. Табаков-Ксанф был очень богатым человеком, принадлежал к элите тогдашнего греческого общества, аристократ, как не крути. И философом себя называл... А Эзоп-Калягин был рабом, Ксанф его приказывал сечь розгами.... А по сути то Эзоп был философом, и по-настоящему свободным человеком... трудно ему было...

Стелла: Мне кажется, сам вопрос сформулирован не правильно. Аристократизм духа у каждого времени все же свой. Какие -то черты этого аристократизма безусловно - вне времени. Все же остальное диктуется общественными устоями. Аристократизм и благородство Атоса - это аристократизм и благородство( благородство здесь в основном- происхождение) дворянского сословия. И не надо проводить параллель между этим сословием и буржуазией. Общечеловеческие моменты присутствуют и там и там, но не они определяющие в понятии благородства. Только родословная и соответствие рыцарским идеалам. В современном мире аристократ духа не просто выглядит белой вороной. Он просто не нужен уже( или пока) современному обществу. Он - инопланетянин, прилетевший учить толпу индивидуальности и принципиальности.



полная версия страницы