Форум » По следам Дюма » Слет дюманов в Париже (апрель 2013) » Ответить

Слет дюманов в Париже (апрель 2013)

Евгения: Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы повесть о походе дюманов в славный град Париж?..

Ответов - 140, стр: 1 2 3 4 5 All

Nataly: Следующей остановкой был уже Бурж. В прошлый раз я была в мае и, честно говоря, контраст между цветущей майской идиллией прошлого года и ледяным прозрачным апрелем этого был поразительным. Из милого провинциального города Бурж внезапно превратился в декорации исторического фильма, так и казалось, что сейчас на улице мы столкнемся с дофином Франции, или его будущим первым министром. Или, что уж там - с дворянином в потертом мушкетерском плаще. Да, людей на улицах не было, от этого предчувствие внезапной встречи было еще сильнее. По дороге к собору Сент-Этьен мы, не удержавшись, заглянули в милую средневековую церковь по дороге. Все бы ничего, но это было воскресенье, в церкви шла месса и все молящиеся с нескрываемым удивлением начали нас разглядывать. Чувствуя себя чужаками на этом празднике жизни, мы бежали. Туристическое бюро Буржа любезно просило туристов воздержаться от посещения собора во время мессы и, посетив милый туристический магазинчик, мы отправились пить кофе. Честно говоря, очень хотелось внутрь, за огромные дубовые двери из-за которых слышались звуки органа, но оскорбление чувств верующих, сами понимаете...:) Пришлось терпеливо ждать. Ждать пришлось не слишком долго. Из собора начали выходить люди, и мы проникли вовнутрь.

Nataly: Про собор Сент-Этьен можно рассказывать бесконечно. Построенный в 13 веке он пережил владетелей Аквитании, герцогов Беррийских, без счета королей и войн. Говорят, его архитектура совершенно уникальна и совершенно уж точно, совершенно уникальны витражи, особенно древние, в алтарной части. Когда стоишь в ней кажется, что ты находишься внутри огромного калейдоскопа. Солнечные лучи проникая через витражи становятся ало-красными, темно-синими, изумрудными, и мир совершенно преображается. Затейливые орнаменты и картинки из жития святых можно рассматривать бесконечно, остро жалея, что ничего не понимаешь в средневековой символике, потому что очевидно, что все эти завитушки-листья-цветы не просто так. Погуляв по собору, мы отправились изучать город с тайной целью пообедать. Но ничего не вышло - благодаря воскресному дню все, что можно было закрыто. На улицах царила абсолютная пустота. Честно говоря, ощущение было двоякое - с одной стороны, можно почувствовать себя в средневековье, так сказать, полное погружение, с другой - как-то странно и пугающе... Что бы как-то подбодрить себя я громко рассказывала историю появления фахверковых домов в Бурже. Их начали строить в 15 веке после страшного пожара, уничтожившего почти все деревянные дома Буржа. В то время в каменных домах могла жить только аристократия. Что бы как-то соблюсти традицию и избежать следующих пожаров горожане стали строить каменные дома фахверкового облика - вроде и не деревянные, не горючие, но и с каменными не спутаешь.

Nataly: В поисках пропитания мы наткнулись на маленькое кафе из серии "только для своих". Чем оно было замечательно, так это своим расположением - прямо в древней башне, которая в свою очередь принадлежала древней крепостной стене - табличка на ней гласила, что стена стоит на этом месте аж со времен римского Аварикума. Наверное, стоит отметить, что стена была покрыта цветущей жимолостью... Квартира хозяйки кафе находилась прямо в башне. "Ты гляди,- сказал Давид, когда мы по-прежнему голодные (что ж вы, мама, даже чая не попьете?- радостно спросила нас хозяйка) вышли из кафе, - они здесь просто живут. Они здесь просто живут, совести у людей нет!". Я могла только согласиться, грустно качая головой. Но поскольку проблема осталась нерешенной, и есть все еще хотелось (стадию "кушать хочется" мы уже перепрыгнули), мы свернули в ресторанчик на главной площади в котором утром уже пили кофе. И в нем нам подложили свинью. Порой мне кажется, что Франция - единственная страна Европы в которой английский не понимают принципиально. Хотя почему кажется? Я в этом уверена. Потому что на вопрос "скажите, а порция большая?" официант отрицательно замотал головой. Когда он, сгибаясь под тяжестью подноса, бухнул на стол два окорока каждым из которых можно было бы накормить роту королевских мушкетеров, мы с Давидом ошарашенно посмотрели друг на друга, а потом на официанта, который технично свалил. Зато этот ресторанчик был устроен в средневековом доме, в нем даже колодец был. Давид утверждал, что он декоративный, но мне хотелось верить в лучшее. До парижского поезда еще было время, и мы вернулись в собор - я надеялась, что лавка с сувенирами уже открылась. Как выяснилось, по воскресеньями она не работает вообще, зато вход на Северную башню бесплатный. И мы пошли на башню.

Nataly: Ну что я могу сказать про Северную башню? Все мои претензии к Исаакиевскому собору прошу считать капризом избалованного ребенка. Через пятнадцать минут подъема начала кружиться голова, а через двадцать стало очень жаль звонаря который вот так бегал несколько раз на дню. Я бы на его месте поставила палатку прямо на крыше собора. Как потом выяснилось из интернета, на северную башню ведут 396 ступенек. По моим ощущениям их было раз в десять больше. Свинья тянула вниз. Дорогу немного скрашивали надписи на стенах - Мики и Коли отмечались здесь с 19 века. Примерно на 380 ступени мы остановились глотнуть воздуха. Глоток растягивался. Но тут мимо нас азартно пронеслись дети, а следом за ними на карачках полз их отец красивого свекольно-бурого цвета. Вид этого беззаветного родительского самопожертвования (и немного чувство уязвленности) заставил очень быстро преодолеть последние метры и почувствовать себя практически Людовиком 14, который тоже сюда поднимался. Зачем-то. На башне было здорово. Кроме всего прочего обнаружились жители Буржа - вдалеке виднелся заполненный людьми стадион и изредка ветер доносил крики болельщиков. Кажется, все 70 тысяч буржцев собрались именно там. Но мы тоже не скучали. Можно было рассмотреть горгулий (я впервые осознала, что это прежде всего водостоки), позеленевший от времени кирпич и немного позвонить в колокол. Языка в нем не было, но разве это могло остановить дюманов?.. FIN.

david: Лично мне в этот день повезло: я получил прекрасного экскурсовода, который знал Бурж, любил этот город и мог про него рассказать. Поэтому я полностью расслабился, шел, куда ведут, смотрел, куда велят и получал от всего этого удовольствие. Чувство для меня несколько подзабытое, так как на экскурсиях не был лет двадцать.... Сложно добавить что-либо к рассказу Nataly, и выложенным ею фотографиям ее предыдущей поездки в Бурж, поэтому я только "доиллюстрирую" рассказ немногими (в силу расслабухи и сильного ветра) сделанными фотографиями. "Начало" старого города и собор Сначала кажется, что "собором больше, собором меньше" (что мы, соборов не видели?), но витражи действительно потрясающи! В некоторый момент, правда, у нас возник теоретический спор, а все ли витражи действительно XIII-XIV веков? Было проведено сравнение разных витражей, придуманы варианты отличий, сюжетов, шрифтов надписей и т.д. и было решено, что на вопрос должны отвечать специалисты, а нам и тае нравится! Об истории, герцогах Беррийских, крипте и т.д. Nataly уже докладывала, поэтому - без комментариев... Чтобы хоть как-то оценить размеры собора - кадры "Дюман в С.Стефане" Казалось бы, все уже отснято, осмотрено и пора двигаться дальше, но.... Оторваться пости невозможно.... Из дальнейшей прогулки по городу хотелось бы отметить портясающий дом (да какой там дом - дворец!) Ж.Кера ... и симпатичный памятник Людовику XI В своем рассказе о послеобеденном подъеме на башню Nataly чрезвычайно деликатна: сама-то она взлетела на 396 ступенек легко и непринужденно, а вот курящего старичка пришлось дожидаться Вид сверху как всегда великолепен! Кстати, на что-то сгодился и я, точнее, моя клюка: хотя языка у колокола давно уже нет, но, подпрыгнув, удалось палкой привести колокол в рабочее состояние и он зазвонил. До отхода поезда оставалось время, которое было потрачено на прощальную чашечку кофе в кафе неподалеку от вокзала. И тут Бурж преподнес нам еще один подарок: оформление кафе. Оно было "посвящено" поездам. Игрушечные паровозики и вагончики над стойкой - симпатично, но не необычно. А вот несколько столиков были оформлены как купе вагона! Багажная полка сверху с чемоданами, зонтами, шляпами, сидения в виде плацкатных полок, "вид" за окном, занавески..... Не догадались, только, поставить моторчик, который бы шумел и раскачивал столик... Хороший город, Бурж! Nataly, спасибо!

Евгения: Я не могу покинуть эту тему, не вернувшись ко дню 6 апреля, когда у нас был поход (именно поход, от слова "идти" :) ) на Эйфелеву башню и посещение Музея армии. А еще в этот день была сделана моя самая, пожалуй, любимая фотография. И уж точно - самая неожиданная. :) Nataly пишет: Круче этого знака было только сообщение от высших сил, явившееся Евгении на следующий день, но об этом после. Мы всего-навсего зашли в супермаркет, чтобы запастись едой перед надвигающимся воскресеньем. Кассир развернула к нам терминал, чтобы удобнее было вставить пластиковую карту. Первой чудо заметила Nataly. По счастливой случайности, телефон был прямо у меня в руках - набирала смску друзьям-дюманам, но какие уж тут смски, когда вас приветствует Провидение :)) На терминале было написано:

Стелла: Евгения , но в этом написании имени Сами - Знаете- Кого отсутствует одна буква! Непростительная ошибка для этой линии!

Евгения: Стелла, честно говоря, не думаю, что имелся в виду именно граф де Ла Фер - ну с чего бы?.. Подозреваю, что это может быть каким-нибудь сокращением. Я принимаю это как прощальный (практически) привет Парижа русскоязычным дюманам, тем более, что без буквы это так по-нашему. :)

david: У меня восьмое апреля было посвящено делам. Утром - Вилле Коттре (и опять, в n-й раз не удержался и сфотографировал и дом, в котором родился Дюма, и памятник ему же). В музее есть новые поступления (подарки), кафе-магазин "Киоск" опять закрыт, и на кладбище опять не успел. Придется ехать еще... :) В Париже был обход аукционных домов и магазинов для "сбора" ранее купленного: большая акварель М.Лелуара "Последняя встреча Ришелье и Людовика XIII" (в начале XX века была издана серия книг для детей по истории Франции. Книги - большого формата и великолепно оформлены. Для двух из них - "Ришелье" и "Король-Солнце" иллюстрации делал М.Лелуар),... ...письмо М.Моле (1584-1656, президент Парламента, активный участник Фронды), письмо Луи Бурбона (Вандома) 1667г., письмо П.Феваля,... ...уже упоминавшаяся рукопись романа Дюма-сына "Пакет писем" и чего-то еще Потом было, конечно же, шатание по Парижу до "отпада" ног и - прощальный ужин с братьями-дюманами...

david: И вот наступило 9-е... Обычно последний день - какой-то сумбурный, но в этот раз! Ого-го! Судите сами... На это утро я был приглашен заведующим (?) отдела оружия Музея Собора Инвалидов посетить его отдел с обещанием, что он сам (г-н Оливье) проведет меня по музею и расскажет... Что может рассказать профессионал я примерно представляю, поэтому очень ждал этой встречи (и многого - от встречи). Я - не профессионал и всего пересказать не могу (да и не запомнил!). Одно знаю абсолютно точно: в 10.05 рот у меня непроизвольно открылся и я его с трудом закрыл в 12.10. Сначала мы ходили по самому музею. Кто-то там был, кто-то - будет, многие - читали. Описывать экспонаты - занятие довольно бессмысленное, поэтому я только штрихами обозначу некоторые особенности (которые, возможно, и не рассказывают на обычной экскурсии), те, которые успел записать сразу после встречи (понятно, что из двухчасовой, весьма информативной лекции, это лишь небольшая часть). 1. Наши споры о росте Людовика XIV - 162 см. Оказывается, рост достаточно точно определяется по заказным латам. Все части доспехов моглут быть подогнаны, подтянуты и т.д.. Все, кроме одной - той, которая закрывает голень! Доспехи делались на заказ, размеры - точные, по простым антропометрическим формулам рассчитывается рост человека. Франциск I, например - 192 см! Он еще и сутул был! Вообще, в разделе "доспехи" чего только нет! Например, комплект доспехов всего семейства Карл-Генрих-Франсуа, масса доспехов Людовика XIV: и такие, и сякие, и подаренные к такому событию, и - к другому..... 2. Доспехи обязательно проверялись на пулеустойчивость: боевые, рабочие доспехи (даже ни разу не "использованные") почти всегда имеют хотя бы одну вмятину от пули (проверка) 3. Как ни странно, при всей массе сохранившегося оружия, не сохранилось ни одного военного (гвардейского, мушкетерского) плаща - только несколько колетов. Более того, практически не существует "прижизненных" картин с изображением мушкетеров. Редчайший случай - в музее есть картина, изображающая атаку мушкетеров в ... (?). Качественно сфотографировать не удалось, пока будем пользоваться тем, что есть... 4. Пуговицы аж до конца XVIII века были деревянными, обтянутыми материей и только в XIX веке стали металлическими. 5. Людовик XIII был большим знатоком и любителем оружия и собрал замечатель ную коллекцию (сил не хватит только перечислять особенности, примененные новинки, усовершенствования и т.п.). 6. Мне показали аркебузу, (как бы это сказать помягче, поприличнее) "позаимствованную" гражданином Дюма (который тоже был любителем оружия) в Арсенале во время революции, под маркой того, что не хотел, чтобы она пропала и позаботился о ее сохранности. А аркебуза - не простая! По легенде, из нее Карл IX расстреливал гугенотов из окон Лувра. (Не более, чем легенда: во время Варфоломеевской ночи Карл, скорее всего прятался под кроватью...). Также, вроде бы, Дюма там же позаимствовал (для сохранности! :) ) доспехи Генриха III. 7. Пушка для кардинала Ришелье 8. Стенд с крошечными пистолетиками (сантиметра 3-4), изумительно точно выполненные, с инкрустациями. "Ох, какая прелесть,- завопил я, - брелки?". "Ха-ха, - ответил г-н Оливье, - Действующие модели пистолетов!". Это оказались "экзаменационные работы" на звание "мастера". Действительно, модели - действующие, стреляют крошечными пулями, комара не убьют, но - стреляют! 9. Оружие с "фигурным" дулом: от квадратных до дул в форме масти треф! Естественно, что пули отливались специально 10. Причиной смерти Генриха II были неаккуратно застегнутое забрало и тот факт, что перед последней схваткой Монтгомери не заменил копье (копье было уже "использованное", не крепкое и при ударе отскочила щепка со всем известными последствиями...)......... ........ И так два часа!!! Но это еще не все!

Nataly: david пишет: Доспехи обязательно проверялись на пулеустойчивость: боевые, рабочие доспехи (даже ни разу не "использованные") почти всегда имеют хотя бы одну вмятину от пули (проверка) А мы-то с Евгенией и Антуанеттой гадали как оттуда трупы вытряхивали откуда эти странные отверстия!

david: Когда мы проходили по длиннющему переходу между залами, с одной стороны "сопровождаемому" параллельной застекленной галереей с оружием, оружием, доспехами, доспехами, оружием, шпагами, мушкетами, доспехами,..., месье Оливье, хитро улыбнувшись, спросил: "А внутрь зайти не желаете?". В ответ я сумел только что-то промычать, потому что слова на всех языках закончились. Месье Оливье явственно хихикнул и отпер некую дверь (не за камином) и мы зашли внутрь!!! Почти бесконечные ряды доспехов, стендов с холодным и огнестрельным оружием... ... ящик с неразобранными шпорами... ... рабочий стол... Угадав мою безмолвную просьбу, мне разрешили полапать подержать в руках настоящие боевые шпаги XVII века (предварительно попросив надеть перчатки: потовые выделения и жиры разъедают металл). Оказалось, что современное оружие и даже весьма качественные реплики сильно отличаются от реального боевого оружия. Во-первых, вес - весьма приличный. Нужна и хорошая физическая форма, и большая тренировка, чтобы поразмахивать такой штукой... Во-вторых (и это меня удивило больше) - длина. Мы привыкли видеть в фильмах, как некто элегантным движением выхватывает шпагу из ножен и... Фигушки! "Размаха" руки не хватит! Я таки спросил и получил подтверждение: шпага вынималась или в несколько заходов, или вынималась вместе с ножнами и уже только потом проделывались остальные движения. Метра под рукой не было, так что я измерил шпагу своей клюкой: что-то около 1,5 метров! Но, уж, зато душу отвел!!! Очень надеюсь, что попаду в эти закрома еще разочек... (А день еще не закончился!)

Калантэ: Ох! Тихо помираю от зависти. Запасники музея оружия... Вердюн я вообще только на картинках видела, не то что подержать!!! (Это то самое, длиной полтора метра). На самом деле, элегантное выхватывание имело место быть, просто в 17 веке длина шпаг варьировалась от 90 см до полутора метров. Кстати, а на каком языке вы общались? У Винклера в истории оружия вердюн назван "рапира для правой руки", он же фламберж, но это на русском... А у мушкетеров на вооружении были шпаги валлонского типа - более широкие и короткие, чуть больше метра.

david: Калантэ Понятно, что и размеры, и вес оружия варьировались (да и еще по руке центровочку подобрать), но "в работе" было то, что было. Очень уж нахальничать и хватать все подряд не хотелось (нет, хотелось, но нужно было сдерживаться...(.

Стелла: david , еще разочик вспомнила про утверждения про рост предков- недомерков. И как коротышки могли орудовать шпагой чуть длиннее своего роста?

david: .... Накрапывает дождик, настроение -прекрасное (я все еще под впечатлением "экскурсии" - день прожит не зря!). Встреча с знакомой, владелицей аукцинного дома - очень интересный разговор, кроме того, полезный с профессиональной точки зрения. Во время разговора обсудили завтрашний аукцион, на который был выставлен потрясающий лот: 60-сантиметровый д'Артаньян - этюд (модель) фрагмента памятника (работа Доре, прошу заметить!). Получив несколько практических советов я отправился на площадь Рузвельта, на предаукционную выставку лотов. Нашел нужный. Захотел сфотографировать (понятное желание). И тут почему-то засуетился смотритель зала. Оказалось, что он волнуется, что в том месте зала, где стоит скульптура недостаточно света и предложил перенести модель поближе к окну! Перенесли. Сфотографировал. Потрогал!! Заказал телефонную линию для участия (честно говоря, не для участия, а для отслеживания хода торгов) Что сказать?? Вещь - совершенно замечательная!! И, обратите внимание, этюд (модель, вариант) отличается от окончательного решения Одушевленный дважды, пошел гулять дальше... И - вот всегда мне "везет" на революции, манифестации и волнения: мосты в сторону правого берега перекрыты, проход по набережной - только от центра, "туда" - только по пропускам, "сюда" - только по прописке..... Обложили... Полецейские с щитами, колючка, машины-бульдозеры, .... Приключение! Попробовал выяснить, кто бастует - то ли фашисты, то ли социалисты, то ли профсоюзы. А против чего? Один полицейский очень доходчиво объяснил : против всего! Вот, это понятно! :) А на самолет я все равно успел... До свидания, Париж! До новых встреч!

LS: Давид Придется ехать еще... :) Покольку мне очень хочется в Вилле-Котре, я очень расчитываю, что мы отправимся туда вместе. :) практически не существует "прижизненных" картин с изображением мушкетеров. А как же известная гравюра:

david: LS Буду занудой и процитую самого себя: "практически" = почти (?), "картин"... :) Напомните, откуда гравюра?

LS: david Это фрагмент гравюры неизвестного художника "Встреча Людовика XIV и шведской королевы Кристины 6 сентября 1656 года" Гравюра очень популярная, мушкетерскую форму XVII века обычно иллюстрируют ею. Кроме того в моих загашниках есть фрагмент батальной картины (т.е. живописного полотна) XVII, где есть более поздний, но тоже XVII века мушкетерский плащ:

Antoinette: Я обещала продолжить свой рассказ, но у меня не дошли руки. Мне очень стыдно. Постараюсь все же в двух словах закончить. В тот день, который был моим последним в Париже, после Эйфелевой башни мы пошли в музей армии. Про него Давид уже рассказал все, и даже больше. Хочу только добавить снимок картины, изображающей осаду Маастрихта.



полная версия страницы