Форум » Старые темы обсуждений мушкетерской трилогии » Маленькая каморка под лестницей имени д'Артаньяна » Ответить

Маленькая каморка под лестницей имени д'Артаньяна

Treville: *сдвигает в сторону швабры и щетки, наводит минимальный уют, вешает на стену портрет Боярского и затаскивает волоком ящик вина, который под шумок увела из палаты №6* Боюсь, что я буду здесь пребывать в гордом одиночестве... Единственный чистый дартоман, которого я знаю - это сэр Роберт Луис Стивенсон, к сожалению, уже покойный... Вот что он говорил: "Пожалуй, после Шекспира самый дорогой, самый лучший мой друг — д'Артаньян, немолодой уже д'Артаньян из «Виконта де Бражелона». Мне неведома другая душа столь человечная и, в своем роде, столь превосходная, и я от всего сердца пожалею всякого, в ком нравственный педантизм так силен, что он не смог ничего воспринять от капитана мушкетеров" При всей моей нежной любви к Атосу, привязанности к Портосу и понимании Арамиса- мне всегда был ближе всех именно дАртаньян. Он мне дорог как никто другой. Но, может быть, сюда все же забредет кто-нибудь...Буду рада.

Ответов - 342, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Treville: Более того. Понимаешь, что истинное благородство и величие души в этой сцене проявил именно дАрт

Treville: Рады вас видеть. Заходите, присаживайтесь, наливайте :- )) Вот я за что Арамису эту сцену и не прощу. Обмануть логика - дАрта, который пришел со всей душой - как отнять конфетку у ребенка. Арамис недостойно поступил в этой ситуации

Anetta: Здесь лучше видно :)) Памятник историческому д’Артаньяну в Оше, Франция (Charles de Batz de Castelmore Comte d'ARTAGNAN) И ещё про д’Артаньяна, на французском Д’Артаньян


Жан : Treville Что пьем? А Арамис себя наказал сам.

Amiga: Здесь лучше видно :)) Какой красавец....

Treville: Вино. Белое. *наливает Жану* Ну да. Скажите это арамисоманам - заклюют! Все как одни грудью станут на защиту ненаглядного аббата. А я еще раз повторю: это был его самый некрасивый и неэтичный поступок.

Anetta: Есть еще два памятника д'Артаньяну в Голландии. Первый памятник Второй -Маастрихт. Памятник Д`Артаньяну в Альденхофпарке. Главная "изюминка" Маастрихта - многочисленные памятники фортификационного искусства разных эпох начиная с XIII века. Столетиями Маастрихт был ключом, открывавшим путь в Нидерланды. Укрепление города считали своей первейшей задачей все правители страны. Нередкими были и осады. Самая знаменитая случилась в 1673 году - город штурмовали войска Людовика XIV. Именно тогда под стенами Маастрихта пал самый знаменитый мушкетер Франции д`Артаньян. Одоление столь славного воина голландцы, более известные победами на море, чем на суше, сочли чуть ли не главным свидетельством своих военных успехов и воздвигли поверженному противнику целых два монумента. Один, старый, стоит у бастиона Waldeck близ места гибели героя. Второй, новый и более внушительный, - в парке Aldenhof.

Жан : Treville пишет: Вино. Белое. *наливает Жану* Идет! Treville пишет: Скажите это арамисоманам - заклюют! Все как одни грудью станут на защиту ненаглядного аббата. А я еще раз повоторю: это был его самый некрасивый и неэтичный поступок. А, они забывают, что Арамис всегда неверно судил о д'Артаньяне. Когда говорил, что если тот узнает о заговоре, то Арамис и Филипп будут схвачены и убиты, и тогда, когда уверял, что он не за что не признается, что перепутал короля. А вот что гасконец не любил Арамиса чепуха! И не отвечает он Арамису в конце не из-за отсутсвия любви. Просто он потрясен видом друга. Потрясен, что Арамис стал стариком, у которого жизнь действительно кончена (поэтому то Арамис и говорит о своей любви в прошедшем времени). На такое сказать и правда нечего. Остается говорить о собственном честолюбии, смерти, лишь бы увести друга о мыслях о конце и поражении.

LS: Anetta Никак не пойму, он похож на д`Артаньяна на памятнике Дюма в Париже? Или мне кажется?

LS: Treville пишет: Обмануть логика - дАрта, который пришел со всей душой - как отнять конфетку у ребенка Простите, но, по-моему, не совсем так. Не с открытой душой пришел капитан мушкетеров к ванскому епископу. А со смутными подозрениями, которые были вызваны событиями, объяснения которым гасконец не находил. И растревоженным инстинктом сторожевого пса. Вспомните, с каким настроением он явился к Арамису в Во. "Д`Артаньян почувствовал, что начинать разговор придется ему. Схватка, ради которой он явился, обещала быть упорной и затяжной". Д`Артаньян лукавит, давит, выпытывает и т.д.: "Д`Артаньян сделал вид, что ему стало грустно". И только зайдя в тупик и ничего не выяснив, гасконец пытается достичь цели взывая к чувствам Арамиса и воспоминания о былой дружбе: "Арамис, продолжаете ли вы хоть немного любить меня?.."

Anetta: LS он похож на д`Артаньяна на памятнике Дюма в Париже? Мне кажется, что похож :)) Сравним:

Жан : LS пишет: И только зайдя в тупик и ничего не выяснив, гасконец пытается достичь цели взывая к чувствам Арамиса и воспоминания о былой дружбе: "Арамис, продолжаете ли вы хоть немного любить меня?.." Так и не так. В данном случае он просто отбрасывает броню. Если бы было иначе, Арамис не краснел бы. Freelancer пишет: Имхо - удалась бы до определенного момента: до тех пор, пока д'Арт смог бы обуздывать юношеские порывы и подчинять свою индивидуальность в угоду интересам Ришелье. Но, зная амбициозный и своенравный характер д'Арта и "щепетильность" Красного Герцога при выборе методов во всем, что касается интересов Франции (и личных также) - карьерный рост был бы недолгим. При первом же "конфликте интересов" д'Арт поступил бы "как надо", но не стал бы скрывать, что он об этом всем думает. Далее - лишение чина, опала и ссылка в Гасконь (в лучшем случае), в худшем - Бастилия или даже Гревская площадь... Не согласен. Ришелье был очень умным человеком и подбирал бы для д'Артаньяна поручения, которые бы соответсовали его характеру. Это не Людовик 14, который то Атоса заставляет арестовывать, то убивать Арамиса и Портоса. Другой вопрос, что после смерти Ришелье у гасконца могли бы возникнуть проблемы. LS пишет: "Если б ты знал, как я любил тебя". А д`Артаньян в ответ на эти уникальные по своей искренности слова холодного и эгоистичного Арамиса молчит, что-то мямля про дипломатию. Вот тут совсем не так. Не забудьте, Арамис говорит в прошедшем времени. А что потом? "Я стар, я угас, я мертв"! Д'Артаньян его просто утешает, говорит, что тот проживет дольше. И это помогает. В своей следующей реплике Арамис уже усмехается и говорит, что они не такие люди, чтобы умереть раньше, чем пресытятся жизнью. А дальше уже гасконец говорит о смерти, но Арамис пропускает это мимо ушей. И вообще, в этой сцене первым о любви заговорил как раз д'Артаньян. "Будем любить друг друга за четверых, ведь нас теперь только двое".

Капито: Парижский памятник мне нравится больше:)) Молодой и уверенный в себе человек.

LS: Не помню, была ли у нас на форуме статья из Википедии о д`Артаньяне?(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%E2%80%99%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BD) Пусть будет здесь. :) Д’АРТАНЬЯН Материал из Википедии — свободной энциклопедии Шарль де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles de Batz de Castelmore, comte d'Artagnan, 1611, замок Кастельмор, около Лупияка, Гасконь — 25 июня 1673, Маастрихт) — гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в полку мушкетёров. Юность Д’Артаньян родился в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Его отцом был сын мещанина, ставшего дворянином, Арно де Бац, который купил Кастельморский замок. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери из известной семьи, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян. Д’Артаньян сумел поступить в мушкетёрский полк в 1632 году, возможно, благодаря влиянию друга их семьи господина де Тревиля (Жана-Армана дю Пейре, графа Труавиля). Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года. В 1646 году, мушкетёрский полк был расформирован, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини. Военная карьера Д’Артаньян сделал карьеру в шпионской деятельности для кардинала Мазарини в годы после первой Фронды. Из-за преданной службы д’Артаньяна в этот период Людовик XIV поручал ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта во Французской гвардии, потом до капитана в 1655 году. В 1658 году он стал вторым лейтенантом во вновь образованных мушкетёрах. Это было продвижением по службе, поскольку мушкетёры были намного более престижными, чем Французская гвардия. Д’Артаньян был известен своей связью с арестом Николя Фуке. Фуке был контроллёром финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. Фуке был также любителем великой архитектуры и построил огромный дом, который он назвал замком Во-ле-Виконт. Самые великие архитекторы и ремесленники со всего мира работали совместно над его домом. Когда он был закончен, в 1661 году, у Фуке был самый экстравагантный приём, когда-либо проводимый, с Франсуа Ватэлем в качестве главного распорядителя приёма. Приём был настолько экстравагантен, что каждому гостю дали лошадь. Даже при том, что приём имел огромный успех, король стал завистливым и чувствовал себя отодвинутым на задний план великолепием дома и приёма. Он подозревал, что такое великолепие могло быть объяснено только Фуке, ворующим королевскую казну. Он немедленно сделал так, чтобы д’Артаньян арестовал Фуке и охранял его в течение четырех лет, пока Фуке не был впоследствии приговорен к пожизненному заключению и освобожден от опеки д’Артаньяна. В 1667 году, д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира, поскольку номинальным капитаном был король. Другое из назначений д’Артаньяна было должностью губернатора Лилля, который был выигран в сражении Францией в 1667 году. Д’Артаньян был непопулярным губернатором, и стремился вернуться в армию. Ему повезло, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой во Франко-голландской войне. Будучи призванным на службу, д’Артаньян был впоследствии убит в сражении 25 июня 1673 года, когда пуля мушкета ворвалась в его горло во время осады Маастрихта. Д’Артаньян в художественной литературе Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году. В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гатьеном де Куртиль де Сандра, сам д’Артаньян ничего не писал. В XIX веке, когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске — якобы брате Людовика XIV и др.) У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции (в действительности маршалом был с 1709 года другой граф д’Артаньян, его двоюродный брат Пьер де Монтескью д’Артаньян: (fr:Pierre de Montesquiou d'Artagnan). Известный философ Шарль де Монтескьё, в свою очередь, никакого отношения к маршалу д’Артаньяну не имеет). Французский поэт Эдмон Ростан написал пьесу «Сирано де Бержерак» в 1897 году. После одной из знаменитых сцен пьесы, в которой Сирано побеждает Вальвера в поединке, заканчивая стихотворение, д’Артаньян приближается к Сирано и поздравляет его с прекрасным фехтованием. Д’Артаньян в кино и на телевидении Много кинематографистов были вдохновлены романами Александра Дюма. Среди актеров, которые играли д’Артаньяна на экране: Эме Симон-Жирар, в «Трёх мушкетёрах» (1921) Дуглас Фэрбэнкс, в «Трёх мушкетёрах» (1921) и «Железной маске» (1929) Уолтер Абель, в «Трёх мушкетёрах» (1935) Дон Амече, в «Трёх мушкетёрах» (1939) Уоррен Уильям, в «Человеке в железной маске» (1939) Джин Келли, в «Трёх мушкетёрах» (1948) Лоренс Пэйн, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) (1954) Мэксимилиэн Шелл, в «Трёх мушкетёрах» (телефильм) (1960) Джереми Бретт, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) (1966) Санчо Грэсия, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) (1971) Майкл Йорк, в «Трёх мушкетёрах» (1973), «Четырёх мушкетёрах» (1974), «Возвращении мушкетёров» (1989), и «Женщине-мушкетёре» (телевизионный минисериал) (2003) Михаил Боярский, в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах» (1978), а также «Мушкетёрах двадцать лет спустя» и «Тайне королевы Анны, или Мушкетёрах тридцать лет спустя» (1992, 1993) Луис Джордан, в «Человеке в железной маске» (телефильм) (1977) Корнел Вайлд, в «Пятом мушкетёре» (1979) Крис О’Доннелл, в «Трёх мушкетёрах» (1993) Филипп Нуаре, в «Дочери д’Артаньяна» (1994) Гэбриэл Бёрн, в «Человеке в железной маске» (1998) Джастин Чэмберс, в «Мушкетёре» (2001) Хью Дэнси, в «Юных клинках» (2001) Внешние ссылки Жан-Кристиан Птифис. "Истинный д`Артаньян" В.Эрлихман. "Д`Артаньян о трех головах" "Шарль д`Артаньян" [url=http://crossroads.journalismcentre.com/2006/remembering-d'artagnan-in-maastricht]"Смерть д`Артаньяна при осаде Маастрихта" (англ)[/url] Не могу понять почему некоторые ссылки не вводятся как надо.:(( Однако, при копировании ее в строку "Адрес" Эксплорера - работает.

Anetta: Д’Артаньян в кино и на телевидении Забыли они :))) Жерар Баррэ (Gerard Barray) Trois mousquetaires: La vengeance de Milady, Les (1961) .... D'Artagnan Les ferrets de la reine, Les (1961) .... D'Artagnan

LS: Anetta Спасибо за дополнение. :) Кстати, Вы можете поправить Википедию. :)

д'Аратос: LS пишет: Кстати, Вы можете поправить Википедию. :) Сделано))

LS: На предыдущей странице этой темы капитан Treville цитировал А.Куприна. Оказывается, эссе "Четвертый мушкетер" было использовано в качестве послесловия в одном из советских изданий "Трех мушкетеров". В частности, выпущенное "Молодой гвардии" в 1976 г. (то, которое проиллюстрировано Ивановым и Непомнящим).

Anetta: Нашла ещё статью Сергея МАКЕЕВА из «Совершенно секретно» : «Господин Черт побери» Текст Одно радует-тема вечная ;)))

Treville: *смахивает паутину, поправляет картинки на стенах и затаскивает ящик муската* Господа, по горячим просьбам публики "Маленькая каморка" возобновляет свою работу! Все желающие - заходите, берите стаканчик пластиковый и наливайте. Мы продолжаем заниматься прикладным дартоведением.

Treville: Может быть, господа, вас заинтересует моя статья для проекта "Газетт" на форуме "Нечестивец". Это передовица, написанная от имени главного редактора Теофраста Ренодо, и посвященная дАртаньяну. Хотелось бы услышать ваши отзывы.

Treville: Три выбора г-на д'Артаньяна - сына Образованные критики, большого ума благородные доны, считают хорошим тоном отказывать романтизму в глубине и идейности. Мол, какую философскую нагрузку может нести это шпагомахательство в перьях и кружевах. Но Дюма, в отличие от унылого Коэльо и прочих постмодернистов, имеет четко и последовательно сформулированную систему светлых ценностей. И что самое главное, Сан Саныч свой моральный кодекс, и, если хотите, даже философскую систему подает не навязчиво и не дидактично. Он предоставляет читателю возможность самому решить, что такое хорошо, а что такое плохо. Его герои делают выбор, и вместе с ними делаем выбор мы. Как и положено восемнадцатилетнему бандерлогу, не имеющему ровным счетом никаких убеждений, кроме папиных рекомендаций, д'Артаньян вначале лезет на рожон, затевает ссоры и сует нос не в свои дела, нимало не задумываясь о последствиях, разве что в несерьезной форме: Если я буду убит, то буду убит мушкетером!И у монастыря Дешо свой первый выбор д'Артаньян делает мгновенно и импульсивно: Ему предстояло выбрать между королем и кардиналом, и, раз выбрав, он должен будет держаться выбранного. Вступить в бой – значило не подчиниться закону, значило рискнуть головой, значило стать врагом министра, более могущественного, чем сам король.Казалось бы, выбор его не продиктован ничем, кроме пылкого юношеского максимализма и романтических мечтаний о вожделенном мушкетерском плаще. Но фактически в этот момент он выбирает свободу – свободу поступать так, как он считает нужным, право каждого свободного человека принимать решения и расплачиваться за них. Другое дело, что он не вполне еще понимает, что именно он выбрал и как это повлияет на его жизнь. Ко второму выбору д'Артаньян подходит уже гораздо более осознанно. На аудиенции у кардинала вовсе не «серьезное и суровое лицо Атоса» остановило его, когда он почти уже готов был принять предложение Ришелье – это была его собственная совесть. В двухпартийной системе романа король олицетворяет Родину - прославленную, пылкую и слабую, а кардинал - идеологию, всевластную, жестокую и фальшивую. Это так понятно и близко России - разделение на патриотов истинных (мушкетеры короля) и государственных (гвардейцы кардинала). Я уж молчу про Украину. И каждому из нас, кто, подобно д'Артаньяну, выбирает служение Родине, а не власти, деньгам, богатству, успеху, обязательно вспоминаются слова Атоса: «Вы сделали то, что должны были сделать, но, может быть, вы совершили ошибку». Это раздвоение образа Родины - истинно русская черта. Может быть, именно поэтому Дюма стал нашим национальным писателем. И зачастую только «влияние поистине благородного характера» Сан Саныча не позволяло нам продать свою совесть по сходной цене. - Уж не зашло ли ваше самомнение так далеко, что вы вообразили, будто я предлагаю вам меньше того, что вы стоите? – спросил кардинал с презрительной усмешкой.Стоя на пороге кардинальской библиотеки, д'Артаньян, к этому моменту уже начавший расхлебывать последствия своего первого выбора, хорошо оценивает риски и перспективы. Он понимает, что ставит жирный крест на своей карьере, на мечтах о славе, о деньгах, предвидит и будущие несчастья. И пусть даже решение его определили в большей степени эмоции, чем рассудок и трезвый расчет, все же оно вызывает уважение. А вот перед тем, как сделать свой третий выбор, д'Артаньян колебался долго и мучительно: - О, что за скверная служба! Что за жалкий властелин! Такая жизнь невыносима! Пора мне решиться на что-нибудь! Завтра же сбрасываю с плеч этот мундир!Подумайте, как тяжело было в пятьдесят лет решиться полностью изменить свою жизнь, уйти со службы, лишиться какой-никакой опоры и стабильности и пуститься в свободное плавание! Какое мужество нужно для того, чтобы бросить в лицо королю все проглоченные когда-то обиды! Уставший от несправедливостей, унижений, разочарований и оскорблений, д'Артаньян идет на этот риск, чтобы сохранить самоуважение. Он должен доказать всем, и себе прежде всего, что он чего-то стоит. - С этой минуты я не поступлю на службу ни к кому из королей и буду сам себе господином.Вы не ценили меня, пренебрегали мною, вспоминали обо мне только когда жареный петух клюнет, а потом неблагодарно отворачивались? Довольно, я не стану больше покорно довольствоваться вашим «Попозже»! - Я переменил формулу, и когда мне говорят: «Попозже!», я отвечаю: «Теперь же!»Самоуважение – это то, чего многие из нас лишаются незаметно для самих себя, находя тому массу уважительных причин и оправданий. Мол, время сейчас такое, жизнь такая, поклоном спины не сломаешь, а трудами праведными не наживешь палат каменных. Именно за этот третий и самый тяжкий выбор я уважаю д'Артаньяна больше всего. Выйдите на улицу, и взгляните на проходящих мимо людей. Вглядитесь в эти согнутые спины, потухшие глаза, опущенные взгляды, выражения лиц. В нашей стране, в которой достоинство и права человека попирались веками, в которой выгодно быть или бандитом, или рабом, моральные ценности Дюма – свобода, совесть и самоуважение - нужны как воздух под водой. Читатели вольны одобрять или порицать выбор д'Артаньяна. А для Дюма он был естественным. Он ничего другого даже представить себе не мог. Этого нам еще предстоит достичь. Искренне ваш, Теофраст Ренодо

LS: Treville пишет: На аудиенции у кардинала вовсе не «серьезное и суровое лицо Атоса» остановило его, когда он почти уже готов был принять предложение Ришелье – это была его собственная совесть. Однако, в романе сказано именно про "серьезное и суровое лицо Атоса, которое предстало перед его мысленным взором" в минуту малодушия. Я не вижу причин отвергать объяснение, данное автором. Тем более, возможно, именно так выглядела совесть гасконца. ;)

Valery: Тук-тук! Можно мне в каморку? *достаёт вино*. Пожалуйста!! Надеюсь, завсегдатаи этой палаты мне простят, что я тут без разрешения пишу;). Просто не могу не откликнуться. Treville мне очень понравилась Ваша статья. ИМХО,но всё очень верно и чётко выражено, а это всегда радует))

Nataly: Treville пишет: Но фактически в этот момент он выбирает свободу – свободу поступать так, как он считает нужным, право каждого свободного человека принимать решения и расплачиваться за них. Прежде всего, давайте определимся - что мы имеем в виду под свободой? Дюма неоднократно подчеркивает в трилогии, что служение королю как принципу налагает очень четкие и суровые обязанности. Чем можно объяснить английскую эпопею? Неужели свободой? Или все же принятыми на себя обязательствами? Продолжение службы человеку, фактически убившему Атоса и Портоса, а заодно - между делом - и самого Дарта? Свобода ли это?.. Treville пишет: Самоуважение – это то, чего многие из нас лишаются незаметно для самих себя, находя тому массу уважительных причин и оправданий. Мол, время сейчас такое, жизнь такая, поклоном спины не сломаешь, а трудами праведными не наживешь палат каменных. Именно за этот третий и самый тяжкий выбор я уважаю д'Артаньяна больше всего. Вот за эти слова - огромное спасибо.

Treville: ?? А какого вы ждете разрешения, Валери? Заходите, прошу вас! Благодарю за отзыв о статье :-)

Treville: LS пишет: Тем более, возможно, именно так выглядела совесть гасконца. ;) Так и я говорю о том же. На тот момент Атос персонифицировал для дАрта ум, честь и совесть эпохи, вот поэтому такой образ и возник.

Treville: Nataly пишет: Дюма неоднократно подчеркивает в трилогии, что служение королю как принципу налагает очень четкие и суровые обязанности. Да, это так. Но дворянин свободен выбрать служение этому принципу - или руководствоваться только соображениями личной выгоды. Вот последствия этого выбора и приводят дАрта в "Виконте" к продолжению службы человеку, фактически убившему Атоса и Портоса, а заодно - между делом - и самого Дарта?

LS: Treville пишет: На тот момент Атос персонифицировал для дАрта ум, честь и совесть эпохи, вот поэтому такой образ и возник. :) Мне показалось, Вы противопоставили лик Атоса совести д`Артаньяна. :)))) Извините. :)

Nataly: Treville пишет: дворянин свободен выбрать служение этому принципу - или руководствоваться только соображениями личной выгоды Почему то мне кажется, что те, кто служили Ришелье тоже служили принципу. Ну как у нас в Гражданскую....И те хороши и эти замечательны...



полная версия страницы