Форум » Старые темы обсуждений мушкетерской трилогии » "20 лет спустя". Что нам нравится и что не нравится в этом романе. » Ответить

"20 лет спустя". Что нам нравится и что не нравится в этом романе.

lennox: Пока мы тут все окончательно не сошли с ума от очередного приступа атосомании и торжественно не сожгли очередного виноватого в смерти Рауля, предлагаю немножко развеяться и поговорить о "20 лет спустя". Пусть это будет этакая опера-буфф в антракте многочасовой оперы-сериа:))) Почему "20 лет", несмотря на мастерский сюжет, все же выглядят бледнее "Мушкетеров", а в чем-то даже бледнее "10 лет спустя"? Может быть, потому что главные герои уже немолоды, и начисто лишены юношеского пыла? А может быть, потому что "20 лет спустя" - один из редких романов Дюма, где нет любовной интриги? Любовь Рауля к Луизе, нежные чувства принцессы Генриетты и графа де Гиша - лишь эпизоды. А такой любви, как в "Мушкетерах" или в "гугенотской серии", нет и в помине. Наконец, "20 лет" - один из немногих романов, финал которого лишен особого драматизма. Холодноватый и невыразительный. Да, гибнет Рошфор. Но смерть его - трагическая случайность, а не следствие борьбы не на жизнь, а на смерть, как в иных романах Дюма. А чего вам недостает в этом романе? Что бы вы на месте Дюма сделали по-другому?

Ответов - 164, стр: 1 2 3 4 5 6 All

д'Аратос: Мне кажется, что дело в героях. После "ТМ" ждешь той же дружбы, приключений, преданности и т.д. А у них принципы! Конечно, дружба побеждает, но уже не так...

lennox: Это правда, дружба уже иная. Дело не только в принципах, но и в том, что 20 лет спустя уже нельзя дружить так, как в молодости. Слишком много своего за плечами, по-другому смотришь на людей, более прагматично, холодно. Поэтому если в "Мушкетерах" - богатая цветовая гамма, то "20 лет спустя" как будто подернуты осенней дымкой - холодной и горьковатой.

LS: Мне не очень нравится, что герои обслуживают историю - события Фронды и английской революции. Тогда как в "Трех мушкетерах", наоборот, история обслуживала взаимоотношения четырех друзей. ;) В "Двадцать лет спустя" мне не очень нравится наличие побочных сюжетов и обилие эпизодических персонажей. Таких как Франсуаза д`Обинье, Бофор, Шатийон, сепаратные переговоры Мазарини со знатью. Они расширяют историческую картинку, но отвлекают меня от главного - жизни мушкетеров. Мне кажется, что роман "Двадцать лет спустя" несколько перенаселен историческими персонажами, как и "Виконт де Бражелон". Дюма упоминает реальные события, ключевые фразы, но при этом у меня довольно долго не хватало знаний, чтоб понять в чем соль выходки леди Фефакс в суде над королем. Поэтому ускользал смсыл сцены. Мне нравится, что Дюма сохранил возвышенный дух и "благородные страсти" - это моя слабость. :) До сих пор бьется сердце на "Королевской площади" (передавайте ей от меня привет, lennox.) :) При этом д`Артаньян остается обычным человеком. Мне нравится, что сорокалетний гасконец стал теперь гораздо ближе и понятней, чем двадцать (моих) лет назад. В романе есть главы, которые благодаря фирменному юмору и иронии Дюма стали любимыми на всю жизнь. Это "Портвейн" и "Ум и сила", "Сила и ум". А еще здорово было то, что внимательное изучение истории переводов этого романа принесло столько интереснейших открытий.


Snaky_lady: А я ОЧЕНЬ люблю "Двадцать лет спустя". Порой даже бывают периоды, когда я люблю этот роман сильнее,чем ТМ. ИМХО: сильнейшие вообще во всем Дюма страницы - когда былые друзья оказываются по разным сторонам баррикад и как они преодолевают это. Эпизод на Вандомской дороге до сих пор заставляет мое сердце биться в ином ритме. Безумно нравится линия герцога Бофора. Эпизоды про Бофора в тюрьме могу перечитывать бесконечно снова и снова. Очень сильно трогает линия Рошфора и линия лорда Винтера. Арамис в "Двадцать лет спустя" любим мной больше, чем Арамис в ТМ (ой, арамисоманы, не бейте меня!) Нелюбимого в романе у меня немного. В частности - Рауль Отсутствие любовной линии для меня это скорее достоинство;)Потому что к любовным линиям я совершенно равнодушна;) Мне нравится этот роман. Герои остаются героями даже и в негероическую эпоху. А настоящая дружба выдерживает испытание не только временем. И постаревшие мушкетеры мне также дороги, как и молодые... А вот "Десять лет спустя" не люблю:(

lennox: После прочтения ТМ возникает ощущение, что мушкетеры, несмотря на все случившееся, побеждают, что они способны повернуть ход истории. А в "20 лет" они расколоты. Где одни из них выигрывают, другие терпят поражение (случай с погоней за Бофором). Или вообще все вместе терпят поражение (как в случае с казнью Карла I). В итоге все вроде бы остаются при своих или даже кое-что получают (дАрт - капитанский патент, Портос - баронство). Но не получают чего-то главного (чего именно - не знаю). И потому нет ощущения ни большой радости, ни большой печали. В отличие от ТМ.

Snaky_lady: lennox пишет: После прочтения ТМ возникает ощущение, что мушкетеры, несмотря на все случившееся, побеждают, что они способны повернуть ход истории. А в "20 лет" они расколоты. Где одни из них выигрывают, другие терпят поражение (случай с погоней за Бофором). Или вообще все вместе терпят поражение (как в случае с казнью Карла I). Ну я бы не назвала это недостатком романа ;) Просто романы слишком разные. ТМ временами напоминают мне сказку. Герои противостоят самому Ришелье и действительно кажется, что они влияют на ход истории. В большиснвте случаев они выходят победителями. Все это прекрасно, но неправдобно;) И в этом прелесть романа;) А "Двадцать лет спустя" кажется мне более реалистичным произведением. Герои здесь зачастую терпят поражение. Они уже не те сверхперсонажи, которым все по плечу. Они - обычные люди. И в этом тоже есть своя прелесть. Поэтому в зависимости от настроения я предпочту то ТМ, то "Двадцать лет спустя"

LS: lennox пишет: В итоге все вроде бы остаются при своих или даже кое-что получают ... Но не получают чего-то главного Тогда встречный вопрос, а что они получили в "Трех мушкетерах"? Лейтенантский чин? Наследство в Русильоне? Старую прокуроршу с приданым? Схиму в провинциальном монастыре?

lennox: LS пишет: Тогда встречный вопрос, а что они получили в "Трех мушкетерах Да, в материальном смысле добыча сопоставима:) Но я имел в виду другое. Скажем так: мушкетеры в начале ТМ и в финале ТМ - это разные люди, мы много об этом здесь говорили. А вот сильно ли они меняются на протяжении "20 лет спустя?" Во второй части трилогии они отчасти похожи на опытных актеров, которые выходят на сцену из-за кулис, дают блестящий спектакль, этакий мастер-класс, раскланиваются и под гром аплодисментов уходят. Такими же как пришли. Или я не прав?

Snorri: lennox пишет: Во второй части трилогии они отчасти похожи на опытных актеров, которые выходят на сцену из-за кулис, дают блестящий спектакль, этакий мастер-класс, раскланиваются и под гром аплодисментов уходят. Такими же как пришли. В первой части трилогии это еще молодые люди, чьи характеры формируются, а в "Двадцать лет спустя" перед нами уже зрелые мужчины, со своей системой взглядов и сложившимися ценностями и принципами.

Iren: Одно время "20 лет спстя" нравились мне больше мушкетеров. Такие события, и так много всего исторического! Сюжет-то ведь очень интересный, но... это все-таки вторая часть... Уже нет такого дикого восторга, как при прочтении "мушкетеров", д'Аратос пишет: После "ТМ" ждешь той же дружбы, приключений, преданности и т.д. А у них принципы! Конечно, дружба побеждает, но уже не так... Да, да, я отчасти согласна... Скажем так, атмосфера уже не та. Но именно по накалу страстей и по происходящим событиям, "20 лет спустя", ИМХО, ничуть не уступают "мушкетерам".

LS: lennox пишет: похожи на опытных актеров, которые выходят на сцену из-за кулис, дают блестящий спектакль, этакий мастер-класс, раскланиваются и под гром аплодисментов уходят. Такими же как пришли. Или я не прав? Абсолютно. :) Но ведь сорокалетний человек не так подвержен переменам, как юноша, каким был гасконец "в первый понедельник апреля 1625 года" ? Snaky_lady пишет: Герои здесь зачастую терпят поражение. Они уже не те сверхперсонажи, которым все по плечу. Знаете, если б двадцатилетнему д`Артаньяну все было по плечу, он смог бы защитить Констанцию. :( В смысле побед "Двадцать лет спустя" гораздо более выигрышный период в жизни героев - Атос даже орден получил :)))))

Юлёк (из клуба): LS пишет: Атос даже орден получил :))))) И не только Атос, насколько я помню. :))) Атос получил два. :))) От английского короля и от королевы Анны Австрийской. :))) Уф. Соберусь с мыслями - выскажусь тоже. ДЛС - моя любимая часть трилогии.

lennox: Согласен с тем, что в 40 с лишним лет трудно требовать перемен в характере. Но все же. Многое зависит от того, через что проходит человек, через какие потрясения. Во-вторых, в ТМ мушкетеры (во всяком случае дАрт и Атос) вкладывали в свою борьбу всю душу. А в "20 лет" дАрту все равно. Он служит (и блестяще служит) Мазарини, который обещает ему капитанский патент, при этом презирает его и спокойно ему изменяет, потому что об этом его просит Атос. Сражается против Карла Первого, а затем пытается его спасти. Но ни в то, ни в другое он не вкладывает душу, не выкладывается до конца, как это было во времена ТМ. Да и Атос просто "честно исполняет свой долг". Не более того. Цели борьбы становятся необязательными, могут меняться, чего не было в ТМ. Да, согласен, такова жизнь. Но если бы в "20 лет" была личность, которая оживляла бы эти суровые и циничные "мужские игры", все бы заиграло другими красками. Нет в романе женщины, увы.

Snaky_lady: lennox пишет: Но если бы в "20 лет" была личность, которая оживляла бы эти суровые и циничные "мужские игры", все бы заиграло другими красками. Нет в романе женщины, увы. Соглашусь со всем за исключением "увы";) Для меня именно это и является притягательным. И этот некоторый цинизм и суровость мне ближе, чем задор и восторженность ТМ. Ваши слова об отсутствии женщины в "Двадцать лет спустя" дали мне ключ к разгадке тайны, а почему же мне так нравится этот роман;) Ну конечно! Во многом именно потому что там нету женщины и нет любовной линии!;)

lennox: Snaky_lady пишет: Ваши слова об отсутствии женщины в "Двадцать лет спустя" дали мне ключ к разгадке тайны, а почему же мне так нравится этот роман;) Ну конечно! Во многом именно потому что там нету женщины и нет любовной линии!;) Ну вот видите, насколько разными могут быть взляды:))

Amiga: А мне ДЛС нравятся НИЧУТЬ не меньше мушкетеров! Может, даже больше. Там больше Атоса, и он там такой замечательный! И мне нравится, что он стал настоящим графом, и что у него растет такой замечательный сын, и этот вот эпизод в Рош-Лабейль - мне тоже в жизни Атоса очень нравится :) А когда его чуть не утопил Мордаунт - оооо, я помню эти эмоции, у меня не хватало сил перевернуть страницу, я боялась узнать, чем же закончится сцена! Мне нравится, что несмотря на все трудности, друзья все рано остались вместе - и на Королевкой пощади, и в Англии. Еще там начало складываться мое отношение к Арамису... Единственый, с моей точки зрения, минус - много истории (Англия), но это еще куда ни шло - много политики (Фронда)! Думаю, некоторые страницы в романе до сих пор остались мною непрочитаны, я от этого всего просто засыпаю...

Ришелье: Мне нравиться ,когда описывается политика. Я от этого вхожу в экстаз . Уже тогда я почувствовал ,что Аромис будет генералом иезуитского ордена.Когда политика важнее человеческих жизней .Мне очень хотелось чтобы Атос встретив дАртаньяна сошолся в смертельной схватке с ним.

Ришелье: А смысл выкладываться до конца ,если политики меняются здесь не бывает исключений.Как сказал Ришелье:"дАртаньян выже специально приехали в Париж ,чтобы подороже продать свою шпагу и шляп". С самого начала д Артаньян и не думал заводить друзей.

Andree: Мне очень, можно сказать безумно, понравились "Двадцать лет спустя". Какие приключения! Англия, лодки, тюрьмы, побег, преследования, король, Монк, Винтер, злобный бледный Мордаунт, попытки спасти короля, безумно опасная ночь на корабле, когда они чуть не взлетели в воздух, как только случайность спасла их - это масса впечатлений. Это был дикий восторг - читать о них. Отдельно стоит сказать о заключении герцога Бофора - это очень комичные страницы (мне было очень весело, когда он там красных раков повесил), и побег замечательный. А как мне понравился эпизод с генералом Монком, когда он, увидев благородство Карла, отдает ему королевство0кстати, не знаете ли, это реальный исторический факт или нет?) Есть справедливость все-таки! Но когда наступили торжества в связи с его коронацией, и мушкетеры выполнили свое дело, стало грустно... Сейчас уже многого не помню, надо бы перечитать когда-нибудь. Фильм, конечно, очень сильно уступает книге. Но кроме приключений, от которых замирает сердце, много внимания уделено м психологии. Как люди изменились. Как прошло двадцать лет, прошла молодость - и нет уже прежнего, прошлое не вернуть. Это заставляет задуматься о смысле жизни и сущности бытия. Главное - не богатство, не погоня в поисках мирских благ путем интриг, а дружба, которая была у мушкетеров... Дружба, которая есть истинное благо... Грустно смотреть на разжиревшего Мушкетона и Портоса, который жирует в своем поместье. Арамис мне никогда не нравился - интриган! И ужасно, когда мушкетеры чуть не разодрались. Разошлись - будто предательство! Интересно было про Фронду, когда король еще не правил, что при дворе происходило... Очень яркие сцены. Книга - прекрасная!

LS: lennox пишет: Сражается против Карла Первого, а затем пытается его спасти. Кстати, мне очень нравится, что д`Артаньян делает нечто противоположное тому, что диктует прагматизм. :) Amiga пишет: А когда его чуть не утопил Мордаунт - оооо, я помню эти эмоции, Я помню оглушительную растерянность: как же так? что ж такое? До конца книги еще вон сколько - почти половина - а Атос погиб? Andree пишет: Грустно смотреть на разжиревшего Мушкетона А Дюма, по-моему, наоборот радуется за него, сравнивая с тем полуголодным парнем, которого мы видели в "Трех мушкетерах". А разве Портоса кто-то называл жирным? Геркулесом - да, великаном - да, но про его жир я что-то не припомню. ;)

Amiga: Арамис мне никогда не нравился - интриган! Ну хоть кто-то меня понимает :))))))))))

Amiga: - А когда его чуть не утопил Мордаунт - оооо, я помню эти эмоции, - Я помню оглушительную растерянность: как же так? что ж такое? До конца книги еще вон сколько - почти половина - а Атос погиб? У меня дело было так: я натурально заревела и обливаясь горючими слезами побежала к сестре, прочитавшей книгу раньше (ох, как мы с ней всегда дрались из-за книг!) - "Он же не умрет? Не умрет?????" А сестра, поганка, отказывалась спойлить - "Читай, сама все узнаешь!" :)

lennox: LS пишет: Кстати, мне очень нравится, что д`Артаньян делает нечто противоположное тому, что диктует прагматизм. :) Совершенно верно. Попытка спасти Карла Первого - это дань дружбе с Атосом и Арамисом. В холодноватом мире "20 лет спустя", где цели довольно невысоки, ценности размыты, старая дружба оказывается по сути единственным, что хоть ненадолго позволяет разгореться прежнему огню в душе. Сражаясь за короля, дАрт в том числе отдает Атосу и Арамису долг 20-летней давности, когда увлек их в скачку за подвесками. То есть английское предприятие четверки - это выплата долгов (перед дружбой, перед дворянской честью и т.д.) Может быть, это еще и неосознанная попытка возрождения самих себя. Но этот огонек горит недолго и не очень ярко, а затем гаснет. Кстати, если не ошибаюсь, приключения мушкетеров в Англии - это по сути их последнее совместное предприятие. Никогда больше они не предпримут ничего вчетвером, до самого конца трилогии. Дальше все будет делаться в одиночку, в лучшем случае вдвоем.

Ришелье: Интриган ,но какой . В нём чувствуеться сила которую нельзя объяснить.Он ставит свои интересы выше других и этим мне нравиться.

Snorri: Andree пишет: А как мне понравился эпизод с генералом Монком, когда он, увидев благородство Карла, отдает ему королевство0кстати, не знаете ли, это реальный исторический факт или нет? Монк пригласил Карла в Англию по доброй воле, никто его в гробу не перевозил :-) После смерти Кромвеля в стране постепенно начались беспорядки, т.к. жесткая рука перестала ощущаться, генералы принялись драться за власть, и один из них, Джордж Монк, решил, что ради восстановления порядка можно пожертвовать республикой. Тогда он созвал парламент, где присутствовали некогда изгнанные Кромвелем роялисты, который проголосовал за реставрацию монархии.

Капито: Snaky_lady пишет: Арамис в "Двадцать лет спустя" любим мной больше, чем Арамис в ТМ (ой, арамисоманы, не бейте меня!) Как арамисоман могу сказать про себя то же самое - и Арамис нравится больше, и роман нравится больше ТМ. На мой взгляд он интереснее и динамичнее, более может быть мрачный, но черт возьми, в ТМ нет сцен по силе равных "Королевской площади"!

LS: lennox пишет: То есть английское предприятие четверки - это выплата долгов (перед дружбой, перед дворянской честью и т.д.) Какой интересный ракурс... Никогда больше они не предпримут ничего вчетвером, до самого конца трилогии Очень тчное наблюдение. :))

LS: Snorri пишет: Монк пригласил Карла в Англию по доброй воле, никто его в гробу не перевозил :-) Вы не боитесь, что Вас услышит гасконец? ;)

lennox: Snorri пишет: Монк пригласил Карла в Англию по доброй воле, никто его в гробу не перевозил Справедливости ради отметим, что эпизод с Монком относится к другой части трилогии - "10 лет спустя"

Ришелье: Это верно

Ришелье: Ришелье пишет: Монк пригласил Карла в Англию по доброй воле, никто его в гробу не перевозил

Snorri: LS пишет: Вы не боитесь, что Вас услышит гасконец? ;) Пусть приходит, поговорим :-)) lennox пишет: Справедливости ради отметим, что эпизод с Монком относится к другой части трилогии - "10 лет спустя" Разумеется. Но я отвечала на вопрос, озвученный Andree в ЭТОЙ теме ;-)

Comte d'Armagnac: lennox пишет: Сражаясь за короля, дАрт в том числе отдает Атосу и Арамису долг 20-летней давности, когда увлек их в скачку за подвесками. Отличная параллель!.. Очень много объясняющая. Конечно. это не было основным и четко осознганным мотивом, но, думаю, в подсознании промелькнуло. Бедный Портос - его увлекли и за подвесками, и за Карлом. Хотя, думаю, он был не в обиде.

Жан : А мне как раз нравится конец 20 лет спустя. "Оставьте за мной комнатку наверху, мало ли что может случиться"

Jedi: 20 лет спустя мой любимый роман. Как раз там проявляется настоящая дружба между мушкетерами. Единственное, что не понравилось, это то что всю книгу меня приследовало какое-то чувство неизбежности, казалось, что что бы герои не делали, результат не изменится.

adel: Присоединяюсь ко взгляду Jedi на "20 лет" как проявление настоящей дружбы. В "Трех мушкетерах" она сюжетно ярче, но это дружба молодых людей, которая легко начавшись, может легко и кончиться. Сколько мы имели "вечных" друзей в школе и институте, скольким обещали "встретиться, обзательно встретиться". и чем все это кончилось? Только через 10 лет (примерно, конечно), стало ясно, кто из друзей навсегда и по-настоящему, а кто так, мимо проходил. Вот и "20 лет" убеждают нас, что не только скачки и дуэли объединяли эту компанию. Именно там отчетливо проявляются убеждения, моральные принципы каждого, их совпадения и расхождения. И дружба, возобновившаяся столько лет спустя - истинная дружба.

Ноля: lennox пишет: Да, гибнет Рошфор. Но смерть его - трагическая случайность, а не следствие борьбы не на жизнь, а на смерть, как в иных романах Дюма ...что не мешает мне каждый раз реветь в этот момент совершенно искренними слезами. пожалуй, даже мое развенчивание дыртаньяна началось именно после очерденого стопятидесятого раза этих рыданий, а уж потом приложились все остальные поводы. Jedi пишет: Как раз там проявляется настоящая дружба между мушкетерами особенно в тот момент, когда все друг другу врут, держа фигу в кармане, а потом чуть не бросаются грызть глотку, уговорившись о встече в тихом дворике впрочем, соглашусь: момент двойной дуэли в погони за герцогом бофором все искупает. точнее, момент и причина ее окончания. а любовь в романе... любовь там есть - и как верно кто-то сказал выше, хорошо, что она там не такая явно все затмевающая, как в самих тм потому что тонкая интрига шестнадцатилетней давности с герцогиней - гораздо изящнее, чем простая попытка адюльтьера с квартирантом ;)

LS: Извините, что Вы называете "тонкой интригой шестнадцатилетней давности"? Неужели командировочный анекдот между Тюлем и Ангулемом?

Ноля: интрига - не само банальное событие "со священником, попавшем по ее милости в ад" а то, как дюма это подает может быть, коряво выразилась изначально - простите, ночь была, спать пора) но я имела ввиду именно авторскую подачу, в первую очередь. ну и свое восприятие этой подаи, конечно же.

Граф де Вард: В ДЛС мне как и всегда нравится искусстность и энтузиазм с которым Дюма переплетал вымышленные и реально происходившие исторические события!!!и при чтении думаешь:"Черт возьми!!Если бы не отважная четверка, в мире много чего не произошло бы, и бедный Карл II(персонаж который мне симпотичен как человек) так и прозябал бы в дали от родины!!!" снимаю шляпу перед великим метром

Jedi: Ноля пишет: особенно в тот момент, когда все друг другу врут, держа фигу в кармане, а потом чуть не бросаются грызть глотку, уговорившись о встече в тихом дворике А когда честолюбивый д'Артаньян и Портос, баронство которого зависело от успеха в Англии, остались с Атосом и Арамисом, чтоб помочь им, понимая что их задача невыполнима, и что они очень сильно рискуют жизнью, это не проявление настоящей дружбы?

Ноля: Jedi просто лично меня всегда очень сильно убивало именно это вранье друг другу в момент попытки вербовки д'артаньяном.

Custard Pie: Мне кажется восприятие "Двадцати лет спустя" у многих отличается не в лучшую сторону оттого, что ждешь продолжения "Трех Мушкетеров", а соответственно и всего духа этой книги, не учитывая прошедших двадцати лет. Конечно многих напрягает и то, что мушкетеры разошлись по разные стороны баррикад, что появились ложь, обман, взаимные обиды. Не стоит забывать, что в "ТМ" друзь действительно почти все время вместе или по крайней мере постоянно видятся, и каждый непостредственно влияет на другого, чего не скажешь о последующих двадцати годах, в течении которых они практически не виделись и не писали друг другу. Если в "ТМ" они были в одинаковом положении простых мушкетеров, то к "ДСЛ" каждый добивается какого-то нового положения, их жизнь идет как бы в отрыве от того прошлого. Вообще, мне кажется "ДСЛ" это во многом роман о поиске утраченных когда-то давно связей, о попытке оживить именно те проявления дружбы, которые были в "ТМ". Очевидно, что в начале романа (ДСЛ) друзьями мушкетеры остаются во многом на словах, а на самом деле бесконечно далеки друг от друга. На протяжении книги происходит постепенное воссоздание этих связей, и к концу они снова действуют как единое целое, и в делах, и в мыслях.

LS: Custard Pie пишет: мне кажется "ДСЛ" это во многом роман о поиске утраченных когда-то давно связей, Хорошо сказано! :)

Юлёк (из клуба): Мне "ДЛС" нравится именно тем, что там действуют взрослые люди со своими устоявшимися характерами. Они не на одной стороне, но в итоге вновь, как в юности. находят понимание. И сохраняют дружбу. К тому же мне лично очень нравится период Фронды. В "ДЛС" никого не назовешь "фоновым" персонажем - каждый из четверки имеет свой сольный кусок, каждый раскрывается в динамике.

Snorri: Custard Pie пишет: мне кажется "ДСЛ" это во многом роман о поиске утраченных когда-то давно связей, о попытке оживить именно те проявления дружбы, которые были в "ТМ". Наверное, это еще и тоска по молодости, с ее способностью безоговорочно дружить и доверять.

Лилия: ДЛС я люблю так же, как и ТМ. А может иногда даже больше, из-за некоторых особо волнующих и особо любимых глав…. Здесь уже всё серьезно, взрослые люди со своими устоявшимися взглядами и своими целями в жизни. Каждый – независимая личность, каждый сам за себя, но в итоге побеждает дружба…..Теперь это уже новая дружба, более зрелая что ли, проверенная временем и испытаниями. Это здорово. Любовный сюжет есть, но тоже особый, не выходящий на передний план. ИМХО – это хорошо, не очень люблю я ярко выраженные любовно-драматические сюжеты. События Фронды и политика меня не смущают,…наоборот, они вызывают у меня интерес. Один минус – Рауль, не люблю я его, и даже из уважения к графу де ля Фер, полюбить Рауля никогда не смогу….. Из-за этого мне не нравится ВдБ, ну и ещё из-за некоторых вещей…..

Treville: Уж мы уж давно уж не те, Хоть хочется думать, что те же. Сначала мы все – ого-го! А после – весьма и весьма… Мне кажется, что многим «Двадцать лет» безусловно нравятся и так же категорически не нравятся по одной и той же причине – это, пожалуй, единственное у Дюма реалистическое произведение. Большинство (90 процентов – точно) героев Дюма выдержаны в условно – романтическом ключе, они красивы, привлекательны, светлы и приятны. А «Двадцать лет» Дюма писал, когда ему самому было 46 лет, и с кризисом среднего возраста он был уже знаком не понаслышке (в отличие от большинства из нас). И с его стороны это был, мне кажется, смелый ход – показать героев, любимых читателями и воспринимаемых как образцы для подражания, с изнанки. Вы любили д'Артаньяна – юного, искреннего, горячего и страстного? А что вы скажете по поводу д'Артаньяна, которого отупляющая служба, вечное безденежье, одиночество и отсутствие перспектив превратили в биоробота? Вы любовались Портосом, жизнелюбивым красавчиком, обаятельным и добродушным? Так полюбуйтесь теперь, двадцать лет спустя, на махрового жлоба, ограниченного и тупого, которому ничего в жизни не надо, кроме удовлетворения своей сенсорики и мелкого тщеславия. Вы восхищались Атосом, чистым, светлым, честным и возвышенным? Интересно, как вам понравится человек, измученный безлюбовью, поломанный постоянным чувством вины, который стал благостным ханжой, думая, что внешней безупречностью сможет оправдать себя в своих глазах, который дрессирует своего сына под «идеального дворянина», лишая его при этом собственной жизни и права на ошибки. Игрушка для одинокого мужчины. Вы млели от Арамиса, нежного, романтичного и тонко чувствующего? Его место уже давно занял циничный иезуит, лицемер до мозга костей, холодный и практичный, воспринимающий всех людей как шахматные фигуры на доске, не гнушающийся ничем в достижении своих целей Молодыми, красивыми и романтичными нас всякий полюбит. А полюбите нас вот такими! И самое главное в «Двадцати годах», на мой взгляд – это то, как постепенно, медленно, вся эта наросшая короста на их душах трескается и лопается, отваливается кусками, обнажая снова на свет то искреннее, светлое и чистое, что есть в каждом из них. То, за что мы их любим.

Nataly: Treville пишет: одиночество и отсутствие перспектив превратили в биоробота? О да! так ломануть свою жизнь способен только биоробот!!! Treville пишет: Вы любовались Портосом, жизнелюбивым красавчиком, обаятельным и добродушным? Так полюбуйтесь теперь, двадцать лет спустя, на махрового жлоба, ограниченного и тупого, Э-э-э... немного перегиб, Вам так не кажется?.... По-моему, все было не настолько плохо... Treville пишет: измученный безлюбовью, поломанный постоянным чувством вины, который стал благостным ханжой, Эт где он ханжа? Или бордель все-таки был? :))))))))))) Treville пишет: воспринимающий всех людей как шахматные фигуры на доске, не гнушающийся ничем в достижении своих целей ... Ну например, погибнуть ради спасения английского короля.... А в остальном--все верно! Главное-- этак тонко и тактично подмечено, что прям и тянет согласиться!!!

LS: *удивленно* Чегой-то Вы, капитан... того... мизантропствуете... Treville пишет: многим «Двадцать лет» ... категорически не нравятся Кажется, наш опрос показывает обратное. Д`Артаньяна - юного и страстного любят. Д`Артаньяном зрелым - восхищаются. *скромно* Я, например ;) Портос - махровый жлоб? Да что Вы? В чем жлобство-то? В желании баронской короны? А чем оно принципиально отличается от желания прокурорского сундука? Да и насчет тупости, признайтесь, Вы погорячились. ;) Перечтите наш опрос, там утверждается совсем другое. :)Голосование: Считаете ли вы Портоса глупым? А про Атоса уж совсем ни в какие ворота не лезет. Кто у нас возвышен и светел? Вечно пьяный мушкетер, игрок, бретёр, падкий на дешевые эскапады? Честен тот, кто проиграл чужое кольцо и лошадь? И насчет чистоты после двухнедельного сиденья в погребе я соглашусь, если мне документально докажут наличие душа. ;) А чем отличалась "безлюбовь" этого человека в первой части трилогии от "безлюбви" (сына мы опускаем?) во второй? Наоборот, в "Двадцать лет" мы можем только порадоваться за тверезого, уважаемого всеми графа, возвышенно мыслящего, героически самоотверженного, морально стойкого перед чарами герцогинь. Во всяком случае, воспитание сына и спасение коронованных особ занятие более приличное для благородного дворянина, чем бесконечные попойки и игра в бириби или ландскнехта. Вы должны были бы радоваться за своего бывшего солдата. :) Арамис? Ну этот-то пришел точнехонько туда, куда шел. Ведь он же ясно говорил, что мушкетер он только временно. ;) Натяжка на натяжке, капитан! :( Немедленно приходите в бодрое расположение духа. Весна ведь скоро! :)))

Custard Pie: Treville пишет: Так полюбуйтесь теперь, двадцать лет спустя, на махрового жлоба... Косвенное подтверждение вышесказанного из "ДЛС": "– Королю, королеве и кардиналу. Более того, я поручился и за вас. – И вы говорите, что заключили некоторые условия относительно меня? – Блестящие, мой дорогой, блестящие. Прежде всего, у вас есть деньги, не так ли? Сорок тысяч ливров дохода, сказали вы? Портос вдруг встревожился. – Ну, милый мой, – сказал он, – лишних денег ни у кого не бывает. Наследство госпожи дю Валлон несколько запутано, а я не мастер вести тяжбы, так что и сам перебиваюсь, как могу. «Он боится, что я приехал просить у него взаймы», – подумал д'Артаньян. – Ах, мой друг, – сказал он громко, – тем лучше, если у вас заминка в делах..." Хотя насчет "махровости" можно поспорить. Treville пишет: который дрессирует своего сына под «идеального дворянина», лишая его при этом собственной жизни и права на ошибки Вроде бы Виконт и так не больно рвался "на сторону", чтобы его как-то ограничивать. Хотя, по-моему, эпизодов, где Рауль веселится, смеется, дурачится или как-то еще показывает положительные эмоции, хорошее настроение практически нет, т.е. он все время либо печален, либо инертен, а значит и не очень счастлив. Все это похоже на Атоса, только с чего бы Виконту быть таким же, ведь у него небыло такого прошлого, как у графа де ла Фер.

Treville: Мне кажется, уважаемые оппоненты, что в пылу праведного гнева вы не заметили последний абзац моего поста. На всякий случай - повторю более крупным шрифтом: И самое главное в «Двадцати годах», на мой взгляд – это то, как постепенно, медленно, вся эта наросшая короста на их душах трескается и лопается, отваливается кусками, обнажая снова на свет то искреннее, светлое и чистое, что есть в каждом из них. То, за что мы их любим. Да, по моему скромному мнению, именно такими, как я описала, выглядят мушкетеры В НАЧАЛЕ "Двадцати лет". но уже на Королевской площади ситуация начинает меняться. Если я и сгустила краски, то лишь самую малость.

Nataly: Treville пишет: Если я и сгустила краски, то лишь самую малость. Ну я бы не сказала, что это --малость. Я бы сказала, что такое "сгущение красок " просто режет глаза при прочтении. Я не сказала, что Treville совершенно не права, я говорю, что она нарисовала слишком черную и искаженную картину. Custard Pie пишет: эпизодов, где Рауль веселится, смеется, дурачится или как-то еще показывает положительные эмоции, хорошее настроение практически нет, т.е. он все время либо печален, либо инертен, а значит и не очень счастлив. Все это похоже на Атоса, только с чего бы Виконту быть таким же, ведь у него небыло такого прошлого, как у графа де ла Фер. А он предчуйствовал свое будушчее! :))) А если серьезно, то я не вижу в Рауле из "ДЛС" ни угрюмости,ь не печали ни меланхолии. Обычный юноша...

LS: Treville пишет: в пылу праведного гнева вы не заметили последний абзац моего поста. Да нет же! Всё прочитано было с большим вниманием. А последний абзац - дважды. Он не вызвал возражений, поэтому остался без комментариев: молчание - знак согласия. ;)

Treville: Ну, хоть в чем-то вы со мной согласны. Это радует и бодрит.

Treville: LS пишет: уж совсем ни в какие ворота не лезет В ворота не лезет? Так, может быть, ворота узкие? :-))))) Или закрыты наглухо на засов? И ведь что характерно: за Арамиса никто не вступился....

Nataly: Treville пишет: И ведь что характерно: за Арамиса никто не вступился.... ??? А что, меня уже и за человека не считают? :)))))))))))))))))))))))))

LS: Treville пишет: за Арамиса никто не вступился.... Может быть, потому что у Юли проблемы с И-нетом? :)

LS: Custard Pie Позвольте не согласиться с Вашей аргументацией в пользу проявившегося жлобства Портоса. Treville противопоставляет Портоса в "Трех мушкетерах" и Портоса в "Двадцать лет". Тогда как перемен к худшему, мне кажется, нет. В первом романе трилогии полно сцен , аналогичных тем, что Вы вспомнили. Это и незабвенное свидание Портоса с м-м Кокнар в церкви, и "Обед у прокурора". Если мы любовались мушкетером образца 1625 года, то с чего бы начать его презирать в 1648-м? С виконтом тоже не всё так однозначно, как Вы утверждаете. Давайте вспомним, в каких эпизодах его биографии мы видим его в "Двадцать лет спустя"? 1. Несчастный случай с маленькой подружкой. 2. Расставание с отцом - единственным близким человеком 3. Разлука с отцом и тревога о нем (сначала неизвестность, потом и вовсе арест)... Чему тут радоваться? А в остальных эпизодах Бражелон совершенно адекватен: - на светстком рауте он провинциальный мальчик не в своей тарелке - в опасности - самоотверженный друг и храбрый солдат - всегда - любящий сын. и вообще ВПОЛНЕ НОРМАЛЬНЫЙ ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ БАНДЕРЛОГ. :)))

Custard Pie: LS пишет: Позвольте не согласиться с Вашей аргументацией в пользу проявившегося жлобства Портоса. О презрении и речи нет, и лично я не согласен с формулировками типа "жлоб" и т.п., но и, согласитесь, открытым кошелек он тоже не держит. Мне кажется, Дюма ввел эту черточку в характере Портоса чтобы показать, что у многих дворян в XVII веке чести было гораздо больше чем денег в кошельке, и тот же Портос, хоть может и несколько смущен перспективой денежного кредита другу, но зато рискнуть жизнью за друзей он не приминет. К сер. XIX века чаще всего было как раз наоборот, вот Дюма как бы и говорит: "Смотрите, как все повернулось." LS пишет: Тогда как перемен к худшему, мне кажется, нет. Согласен, Портос вовсе не меняется, и Ваш пример из "Трех мушкетеров" хорошее тому подтверждение. LS пишет: С виконтом тоже не всё так однозначно, как Вы утверждаете. Таково было мое субъективное впечатление от Виконта в "ДЛС", объяснить подробнее все "как?" и "почему?", не прибегая к тексту "ВдБ" трудновато (не оффтопить же).

LS: А Вы все-таки попытайтесь. ;) Всегда полезно и для себя, и для других прогнать свое имхо через фильтр первоисточника. Глядишь, что-нибудь новенькое выплывет. Если б мы не оффтопили время от времени (правда с оглядкой на дубинки Админов), то большей части нашего форума не было бы. ;)))

Эшли: Treville пишет: И ведь что характерно: за Арамиса никто не вступился.... *мрачно* Да, у меня не было выхода в интернет! Но это еще не повод!.. Поехали. Treville пишет: Его место уже давно занял циничный иезуит, лицемер до мозга костей, холодный и практичный, воспринимающий всех людей как шахматные фигуры на доске, не гнушающийся ничем в достижении своих целей. Из чего вы сделали такие умозаключения? Из того, что Арамис слукавил перед д"Артаньяном, своим другом? Подумайте сами: они не виделись 20 лет! За это время многое могло измениться: стоило ли откровенничать? Да и сам д"Артаньян, напомню, вел себя отнюдь не безупречно и кристально честно. Броситься в авантюру по спасению Карла - практически безнадежную, с юношеским пылом утверждая "я постараюсь обогнать графа" - это поступок циничного иезуита и лицемера? Ах, не смешите мои тапочкий, дорогой Тревиль! Nataly, спасибо за поддержку.

Эшли: Custard Pie пишет: Мне кажется, Дюма ввел эту черточку в характере Портоса чтобы показать, что у многих дворян в XVII веке чести было гораздо больше чем денег в кошельке, и тот же Портос, хоть может и несколько смущен перспективой денежного кредита другу, но зато рискнуть жизнью за друзей он не приминет. В принципе, здесь можно видеть перемены, описанные Treville - Портос, который в начале романа тревожится, как бы д"Артаньян не попросил у него денег, в середине романа, узнав об отъезде Атоса и Арамиса, посылает им деньги, не дожидаясь просьбы.

Nataly: Эшли пишет: Nataly, спасибо за поддержку. да всегда пожалуйста:)))))

Капито: Treville пишет: И ведь что характерно: за Арамиса никто не вступился.... Как жаль, что я без И-нета пробыла почти дней десять. Treville , спасибо Вам за сообщение, вызвавшее такую интересную дискуссию:))) Nataly и Эшли спасибо за то, что вы сделали то, чего не сделали мы с Юлей в связи с отсутствием в сети:))

Señorita: А мне тоже "20 ле..." гораздо больше ТМ нравится:)) Во всяком случае, когда я первый раз читала, была в неописуемом восторге. И прежде всего потому, что не знала, чем дело кончится:)), тогда как до того как начать читать ТМ уже сотни и сотни раз были пересмотрены всевозможные издева...ой, экранизации А здесь - ну совершенно все в новинку было (фильм я посмотрела уже тогда, когда дочитывала последние страницы, как-то так совпало, что его тогда показывли по ТВ). Почему понравилось: ну тут уже многое было сказано по этому поводу:)), повторюсь, прежде всего этой вот совершенно потрясающей идеей Дружбы, которая несмотря на 20 лет разлуки, различные жизненные обстоятельства и прямопротивоположные политические взгляды, по-прежнему жива и непоколебима, несмотря ни на что. От сцены на Королевской площади я просто тащусь - слов нет, одни эмоции! Amiga пишет: Там больше Атоса, и он там такой замечательный! И мне нравится, что он стал настоящим графом, и что у него растет такой замечательный сын, и этот вот эпизод в Рош-Лабейль - мне тоже в жизни Атоса очень нравится :) А когда его чуть не утопил Мордаунт - оооо, я помню эти эмоции, у меня не хватало сил перевернуть страницу, я боялась узнать, чем же закончится сцена! Да, да!:)) ППКС ЗЫ: никто не знает, есть ли еще экранизации этого романа, кроме нашей?

Капито: Señorita пишет: есть ли еще экранизации этого романа, кроме нашей? Есть англо-итальянский фильм "Возвращение мушкетеров" с Майклом Йорком как раз по "ДЛС". Жуткое издевательство над романом

Señorita: Капито пишет: Жуткое издевательство над романом Да...что-то припоминаю такое... Это там Мордаунт почему-то "сделал операцию по смене пола"?:))) То есть, вместо сына у Миледи оказалась дочь? Ну и еще есть всякий воспаленный бред типа "Дочь Д*Артаньяна", "Мадмуазель мушкетер" и т.п. Но это настолько "по мотивам", что...

Treville: *отвешивает поклон* Всегда к вашим услугам, Капито. ;-)) Мое почтение пламенным защитникам аббата. Эшли пишет: Из чего вы сделали такие умозаключения? Из того, что Арамис слукавил перед д"Артаньяном, своим другом? Подумайте сами: они не виделись 20 лет! За это время многое могло измениться: стоило ли откровенничать? Да и сам д"Артаньян, напомню, вел себя отнюдь не безупречно и кристально честно. Да все были хороши. Об чем я и говорю. Разговоры и взаимные обманы в Нуази и Бражелоне - это еще цветочки, значительно более показательна в этом смысле сцена перед Королевской площадью, куда все заявились с карманными гаубицами, гранатами за поясом и шмайссерами наперевес. Мне кажется, когда в ход совершенно серьезно идут аргументы типа "а дАрт тоже небезупречен, так чего его и не обмануть", "а они не виделись 20 лет", "а это всего лишь проявление здравого смысла" - речь при этом идет о чем угодно, но только не о дружбе. Господа, не могу сейчас удержаться от того, чтобы не процитировать Snorri: Snorri пишет: тоска по молодости, с ее способностью безоговорочно дружить и доверять. Безоговорочно. Без сомнений. Без лукавства. Без опасений. В этой дружбе пропало самое главное - доверие. Вопрос: ПОЧЕМУ это произошло? Поймите, я хочу не очернить светлый облик любимых героев почем зря, а найти ответ на этот вопрос.

Señorita: Treville пишет: В этой дружбе пропало самое главное - доверие. Вопрос: ПОЧЕМУ это произошло? Возможно именно потому, что прошло слишком много времени - 20 лет - это не 2 дня. Люди меняются...и иногда, увы, не в лучшую сторону. Поэтому, здесь оказывается впрлне уместны и опасения Арамиса, насчет того, что "Дарт (оффтоп: классное прозвище:))) и Поротос сейчас весьма опасны, т.к. мы принадлежим теперь к разным партиям, да еще к тому же задели их тщеславие". Это действительно, здравое рассуждение зрелого человека, приверженца своих взглядов. Дружба дружбой, но как говорится.... А кроме того, в итоге-то эта самая дружба побеждает, они воссоединяются. Значит, не до конца умерла эта способность "безоговорочно любить и доверять"...

Amiga: Не знаю, сюда ли это. Наверное, нет, наверное, стоило бы завести тему типа "Моменты ДЛС", или такая есть, а я не нашла?.. Но в общем. Все это, конечно, здесь уже писалось, но. Перечитывая в очередной раз ДЛС, перечитала в очередной раз и английские приключения наших мордаунтоборцев и королеспасителей. Великолепно. Одно могу сказать, не помню, говорила ли уже, нет ли, но очень хочется - респект Дартаньяну! Непонятно, почему так часто судьба была против него, но все, все прекрасно работавшие планы принадлежали именно ему. А не Атосу, как бы мне хотелось :))))) "Пленение" друзей, их совместное бегство, их "дружба" с полковником Гаррисоном, почти удавшийся побег короля в пути, почти удавшийся побег короля из-под самого топора, слежка за Мордаунтом, спасение с фелуки... А мешал ему всегда лично Мордаунт, чтоб его! Еще насчет нежных отношений Атоса и Мордаунта. Мордаунт ненавидел Атоса более всего, так как именно он был больше всех связан с его матерью. Наверное, в чем-то по той де причине, из четверых друзей Атос ненавидел Мордаунта менее всего. Думаю, дело было в каком-то суеверном ощущении равновесия - вот бог невесть откуда подарил ему нежданного сына (и еще, кстати, так удобно - сына без жены! :), и вот бог знает откуда взялся сын миледи. Он же и так говорит, что если с Раулем что-то случится, он усмотрит в этом возмездие. А тут такая прямая паралель. Может, поэтому ему ужасно, больше всего на свете не хотелось убивать Мордаунта - его жизнь казалась где-то там связанной с жизнью Рауля? Смотрите, он каждый раз прямо таки счастлив, когда Мордаунт от них уходит. Смотрите, он с ужасом, а не с облегчением, как остальные, взирает на его труп в воде. Но я не думаю, что печальная судьба Рауля в третьей книге - возмездие отцу за миледи или за ее сына. Я, наоборот, думаю, что вот это убийство Мордаунта, от которого он так пытался бежать и которое ему все же пришлось совершить - Атосу некоторый урок. Мордаунт совершил злодеяний не меньше, чем миледи. Если не больше. Атос сам КАК переживал казнь Карла, для которой Мордаунт ничего не пожалел! Может, это Атосу вот за эту суеверную упертость? Ну что не прав он все же был, боясь чего-то? Ну что сразу надо было его застрелить еще тогда, с лодки, и все...

Tairni: А вот я присоединяюсь к тем, кому ДЛС нравится гораздо больше ТМ. Почему - трудно определить. Отчасти - из-за того, о чем уже было сказано - и потрясающе сказано - Treville Treville пишет: И самое главное в «Двадцати годах», на мой взгляд – это то, как постепенно, медленно, вся эта наросшая короста на их душах трескается и лопается, отваливается кусками, обнажая снова на свет то искреннее, светлое и чистое, что есть в каждом из них. То, за что мы их любим. Для меня ДЛС - это роман более психологически-динамичный, чем ТМ. Потому как мушкетеры из ТМ, при всей моей к ним нежной любви - все-таки статичны в своих характерах. И охарактеризовать их можно несколькими эпитетами, которые не изменятся по ходу действия романа. Тот же д*Артаньян с первого взгляда признает в Атосе насквозь благородного аристократа, в Арамисе - хитроумного дамского угодника, а в Портосе - простодушного великана. Сам же гасконец как был с первой страницы генератором идей, находящимся в постоянном поиске приключений себе на голову - так им и остается. В ДЛС - они меняются на протяжении романа. Это здорово на самом деле. Эгоистичный холодный Арамис, вызывающий у д*Артаньяна и читателей при встрече в Нуази отторжение - ввязывается в авантюру по спасению короля и клянется в вечной дружбе на Королевской площади. "Биоробот" д*Артаньян, в начале романа тихо шизеющий от безденежья и нудной службы - опять фонтанирует идеями, попав в общество друзей. Атос - это вообще роскошный ход Дюма-папы! Трансформация за трансформацией - сначала читателя устами д*Артаньяна готовят ко встрече со спившейся опустившейся личностью, потом - "странное дело, Атос почти не постарел..." и т.д. И в то же время, Атос со своим "сыном" д*Артаньяном холоден и лукавит с ним - впервые, кажется. Помню, меня это ранило нкогда неимоверно:) Потом - Королевская площадь - и благодарные читательницы видят того Атоса, которым им, романтишшшным, во сне грезится... И даже то, что именно Атос, который постоянно выступал в защиту Мордаунта - в итоге убивает его, - свидетельствует о немалой трансформации его характера...

Жан : А вот меня всегда удивляло, как Атос и Арамис так легко поверили, что д'Артаньяну и Портосу после Англии ничего не грозит. Мне кажется, безрассудное поведение Атоса и его визит к королеве имели истоки не только в его привычках, но и в чувстве вины.

Señorita: Amiga пишет: Он же и так говорит, что если с Раулем что-то случится, он усмотрит в этом возмездие. А тут такая прямая паралель. Может, поэтому ему ужасно, больше всего на свете не хотелось убивать Мордаунта - его жизнь казалась где-то там связанной с жизнью Рауля? Да, именно, Вы очень точно сказали - "ощущение равновесия", котрое Атос боится нарушить. Мне тоже так кажется. Возможно, Атос считает, что Мордаунт ни в чем не виноват и не должен отвечать за грехи, так сказать, своей матери... Потому что и его собственный ребенок, точно так же, не несет ответсвенности за его прошлое, за его ошибки. Amiga пишет: Смотрите, он с ужасом, а не с облегчением, как остальные, взирает на его труп в воде. И заметьте, даже через 10 лет это...чувство вины что ли...его не покидает, ему так же неприятны воспоминания об этом. Помните, когда Карл Второй его спрашивает, что стало с тем человеком, который казнил его отца: - Извините, если я перебью вас, - молвил Карл II, побледнев, - но вы, граф, знаете все подробности этого страшного события, никому другому не известные. Не помните ли вы имени этого проклятого палача, этого труса, который закрыл свое лицо, чтобы безнаказанно лишить жизни короля? Атос слегка побледнел. - Его имя? - повторил он. - Помню, но не могу сказать. - А что с ним стало?.. В Англии никто ничего о нем не знает. Где он теперь? - Он умер. - Он умер, но как? Неужели в своей постели, спокойной и тихой смертью честных людей? - Он умер насильственной смертью, в страшную ночь, пораженный гневом людским и громом небесным. Тело его, пронзенное кинжалом, низверглось в бездну океана. Бог да простит его убийцу.

Amiga: Возможно, Атос считает, что Мордаунт ни в чем не виноват и не должен отвечать за грехи, так сказать, своей матери... Потому что и его собственный ребенок, точно так же, не несет ответственности за его прошлое, за его ошибки. При этом Атос в своем стремлении не нарушить равновесие, в своем страхе не судить сына по грехам матери, боясь поступить не по справедливости, а по своему отношению к сыну миледи забывает, что Мордаунт уже и без материнских грехов натворил довольно. И весь ход романа его этим всячески в лицо тычут, что Мордаунт - в самом деле смерти достоин. И только перед однозначной угрозой саиому потерять жизнь и оставить сына теперь уже действительно сиротой он "соглашается" того убить.

LS: Tairni пишет: мушкетеры из ТМ,... статичны в своих характерах. *изумленно* д`Артаньян статичен??? Характер д`Артаньяна статичен? А мне казалось, что "Три мушкетера" - это книга о взрослении, о том как мальчик стал мужчиной... Ах, да! Я опять забываю про ИМХО. ;)))) Tairni пишет: Тот же д*Артаньян с первого взгляда признает в... Портосе - простодушного великана. Это в "Трех мушкетерах" Портос - простодушный великан? *с недоверием*Это он на обеде у прокурора простодушен или в церкви, когда строит глазки миледи? Tairni пишет: Атос, который постоянно выступал в защиту Мордаунта - в итоге убивает его А как он должен был поступить, когда его топят, как Му-му?

Amiga: Но ведь то, что Мордаунт и без материнских грехов натворил довольно, не имеет прямого отношения к Атосу, поэтому Атос ему не судья... А в случае с миледи такое отношение было?

LS: Tairni пишет: Атос - это вообще роскошный ход Дюма-папы! Здесь я, пожалуй, соглашусь с Вами. :) Но только вот в каком аспекте. Для меня одной из самых больших загадок Атоса в "Двадцать лет спустя" (да и в целом) является Рауль де Бражелон в качестве сына. Дюма бесконечно подчеркивает сципионову добродетельность графа, его стойкую целомудренность. И вдруг, такой малокрасивый командировочный адюльтер... Зачем??? Понятно, что Дюма сюжетно нужен был Рауль, чтобы развести вокруг Атоса новую трагедию (конфликт с королем, смерть сына от несчастной любви и т.д.) Но для этого было бы достаточно сделать виконта воспитанником, приёмным сыном, дальним родственником графа. Атос, с его потребностью любить, был бы не меньше привязан к неродному ребенку, чем к родному (если б воспитывал его с пеленок, естественно). И высокие моральные устои не были бы поколеблены. Зачем нужно было Рош-Лабейль городить, герцогиню де Шеврез приплетать? Зачем Дюма с таким постоянством своего полубога в какую-то гадость окунает?..

LS: Amiga пишет: А в случае с миледи такое отношение было? Конечно. Еще бы! Она не просто была исчадием ада, но это исчадие имело непосредственное отношение к нему самому.

Tairni: LS пишет: Это он на обеде у прокурора простодушен или в церкви, когда строит глазки миледи? Ну, глазки он как раз строит вполне в своем духе - прямолинейно:) А прокурор... обед, если помните, оказался неудачным:) LS пишет: А мне казалось, что "Три мушкетера" - это книга о взрослении, о том как мальчик стал мужчиной... Ах, да! Я опять забываю про ИМХО. ;)))) ИМХО. Взросление - да. Влияние друзей - да. Потеря первой любви - да. Но я бы не сказала, что СУТЬ характера меняется. Честолюбивый мальчик ехал в Париж делать карьеру. Этой цели в большей либо меньшей степени подчинены все его действия.

Tairni: LS пишет: Зачем нужно было Рош-Лабейль городить, герцогиню де Шеврез приплетать? Возможно - определенная ирония над "полубожественностью". Кстати, почему ТОЛЬКО сына Атоса мы воочию видим в романе? О том, что у герцогини де Лонгвиль есть ребенок - и не без участия Арамиса - мы узнаем вскользь... и сюжетообразующей роли в книге это не играет...

Amiga: Зачем Дюма с таким постоянством своего полубога в какую-то гадость окунает?.. Чтобы проверить, останется ли он полубогом?

Amiga: Зачем нужно было Рош-Лабейль городить, герцогиню де Шеврез приплетать? Ну опять же Дюма знал психологию читательницы - посмотрите, как этот эпизод увеличил популярность его героя среди женского населения :)

LS: Tairni пишет: обед, если помните, оказался неудачным:) Надеюсь, Вы - в гастрономическом смысле? Потому как "действительность оказалась на шесть футов выше мечты". :)))

Señorita: LS пишет: Зачем Дюма с таким постоянством своего полубога в какую-то гадость окунае А, может, как раз за тем, что бы не было этой таблички "полубог" на лбу?:) В том смысле, что бы как раз не превращать персонаж в застывшее изваяние, этакое олицетворение только одного какого-то качества? И почему сразу "гадость"?:))

LS: Tairni пишет: ирония ??? По-моему, ни разу Дюма не иронизирует над Атосом...

Nataly: LS пишет: По-моему, ни разу Дюма не иронизирует над Атосом... По-моему, он над ним стабильно издевался. Не иронизируя. Посудите сами: ведя настолько целомудренный образ жизни -- "залететь" на совершенно случайной интрижке. И как "залететь"! И от кого! От любовницы Арамиса.... Приложить все силы к спасению короля.... К восстановлению короля на престоле... Что получить в итоге?.. Быть ревностным христианином. Умереть без покаяния и прощения.... Зато ни разу не иронизировал...:)

LS: Señorita пишет: И почему сразу "гадость"?:)) *вскинув бровь* А чем, по-Вашему, является игра в кости на чужую лошадь? Или воспитание слуги с помощью палки?

LS: Tairni пишет: почему ТОЛЬКО сына Атоса мы воочию видим в романе? Потому что только Атос ощущает себя отцом. Правда, Арамис рассказывал сказки маленьким наследникам Красавца Дюнуа. Но широкому кругу читателей об этом почти не известно. ;)

LS: Nataly пишет: По-моему, он над ним стабильно издевался. Мне больше нравится другой термин. Дюма всё время ломает Атоса...

Amiga: Мне больше нравится другой термин. Дюма всё время ломает Атоса... Очень верно... Зачем???

Nataly: LS пишет: Зачем Дюма с таким постоянством своего полубога в какую-то гадость окунает?.. Наверное, затем, что с помощью этих гадостей в Атосе проглядывает что-то человеческое???? И игра на чужую лошадь -- почти самый роскошный эпизод ТМ? LS пишет: А чем, по-Вашему, является игра в кости на чужую лошадь? Или воспитание слуги с помощью палки? А ничем. Обычным делом в те годы.... Если брать игру на чужую лошадь, то не так давно я сама столкнулась с этим в компании людей, далеких от мушкетерства. У них просто все было общее...

Nataly: LS пишет: Дюма всё время ломает Атоса... А тот не ломается. За что и любим:)

МАКСимка: Ну не знаю..мне этот роман понравился больше чем "Виконт де Бражелон". Очень увлекла история про спасение Карла 1, очень трогательно, только жалко такого благородного короля! Но правда. роман всё равно как-то меньше запомнился.... Но мне кажется это не из-за нехватки любовных интриг....не знаю почему! Вообщем вся трилогия неоценима, это такое богатсво литературы, великое произведение, которое учит нас жизни и истории Франции, узнаёшь сразу столько много...поднимаешься выше:)

LS: Amiga Но ведь то, что Мордаунт и без материнских грехов натворил довольно не имеет прямого отношения к Атосу, поэтому Атос ему не судья... Но я не думаю, что печальная судьба Рауля в третьей книге - возмездие отцу за миледи или за ее сына. Возмездие? Быть может, нет. А как Вам сбывшееся проклятие? Ведь в первой книге миледи прокляла своего первого мужа...

Amiga: Возмездие? Быть может, нет. А как Вам сбывшееся проклятие? Ведь в первой книге миледи прокляла своего первого мужа... LS, честно говоря, для меня это слишком глобально. Нуу... Не вижу я этого в романе...

Amiga: А тот не ломается. За что и любим:) Что значит "не ломается"? Спит неизвестно кем. Убивает того, кого не хотел убивать. Терпит поражение в деле спасения короля. Умирает без исповеди. Проклинает короля - и почти бога...

Tairni: LS пишет: Дюма всё время ломает Атоса... А цель? Причем, ломает, кстати, он всех героев своих. Разве не сломлен в итоге Арамис (о чем уже многократно говорилось и повторять аргументацию, кажется, нет смысла=)? Д*Артаньян - в финале оставшийся "один, навеки один"? Портос тот же? Но - этих троих "ломают" действительно в финале. А вот почему Атоса, то и дело декларируемого полубогом, заставляют совершать поступки, для полубога странные?

Nataly: Tairni пишет: А вот почему Атоса, то и дело декларируемого полубогом, заставляют совершать поступки, для полубога странные? Потому что полубогом он был только когда надобыло устыдить Анну австрийскую и Мазарини. А в остальном он, как ни крути, был человеком:)

Tairni: Nataly пишет: Потому что полубогом он был только когда надобыло устыдить Анну австрийскую и Мазарини Не совсем, имхо. Его в таковом качестве воспринимает дАрт - за редким исключением. К нему обращаются за одобрямсом своим действиям остальные....

Nataly: Tairni пишет: А вот почему Атоса, то и дело декларируемого полубогом, заставляют совершать поступки, для полубога странные? Хорошо. Пойдем другим путем. Давайте определимся, что значит "полубог" Вот Вы например как это понимете? (Сразу оговорюсь -- с религией у меня отношения сложные, поэтому делайте на это скидку:)

Señorita: Nataly пишет: А в остальном он, как ни крути, был человеком:) Ну правильно.:) А то и читать было бы скучно:))

Tairni: Nataly Nataly пишет: (Сразу оговорюсь -- с религией у меня отношения сложные, поэтому делайте на это скидку:) А у меня - архисложные...) Любопытно потому было бы не наши с Вами ассоциации исследовать, а то, как к графу относятся друзья. Итак, "не начнем ли мы"?(с)

Amiga: Хорошо. Пойдем другим путем. Давайте определимся, что значит "полубог" Вот Вы например как это понимете? (Сразу оговорюсь -- с религией у меня отношения сложные, поэтому делайте на это скидку:) А причем здесь религия? Мне всегда казалось, это "термин", скажем так, из античных мифов. Там, насколко я помню, полубогами назывались дети богов и смертных женщин (ну и наоборот, наверное, тоже), которые всегда удавались самые-самые во всем - самые красивые, самые умные, самые сильные, самые честные, самые благородные... Ну вот такая у меня была ассоциация, и мне кажется, именно в этом смысле употребляет это слово Дюма, говоря, например, "полубог исчезал, едва оставался человек".

Señorita: Amiga пишет: это "термин", скажем так, из античных мифов. Там, насколко я помню, полубогами назывались дети богов и смертных женщин (ну и наоборот, наверное, тоже), которые всегда удавались самые-самые во всем - самые красивые, самые умные, самые сильные, самые честные, самые благородные... Ну вот такая у меня была ассоциация, и мне кажется, именно в этом смысле употребляет это слово Дюма С Ахиллом опять же сравнение...

Капито: Tairni как относятся друзья именно в ДЛС? Ибо именно этой (моей любимой из всех мушкетерских) книге посвящена данная тема?

Tairni: Капито Ну, давайте в ДЛС...

LS: Nataly пишет: Если брать игру на чужую лошадь, то не так давно я сама столкнулась с этим в компании людей, далеких от мушкетерства. У них просто все было общее... Не будем утрировать ;) Арамис не делился батистовым платками герцогини, а Портос айвовым вареньем прокурорши. :) То есть, где-то предел общности имущества был. Проходил ли он перед лошадью или за ней - остается загадкой. Тем более, что на королевские брильянты взгляды у мушкетеров явно разнились. ;)

LS: Amiga пишет: Не вижу я этого в романе... В "Двадцать лет спустя"? Или в "Виконте"?

Señorita: Ведь в первой книге миледи прокляла своего первого мужа... Это когда?

Tairni: Señorita "Берите и будьте прокляты" в "Красной голубятне", я так понимаю...

Señorita: Tairni пишет: "Берите и будьте прокляты" в "Красной голубятне", я так понимаю.. Ну...это как-то...не такое уж глобальное, скажем так проклятие. Вряд ли миледи в этот момент призывала на голову бывшего мужа все темные силы и проклянала его весь его род до десятого колена:). По-мому, она меньше всего об этом в тот момент думала.:) Это просто выражение досады и злости. Любой же может в той или иной ситуации сердцах бросить: "Да иди ты к дьяволу!" Или еще чего похлеще:))).

LS: Señorita пишет: Ну...это как-то...не такое уж глобальное, скажем так проклятие. А какое ж вам проклятье надобно? С песнями и плясками под шаманский бубен?

Amiga: - Не вижу я этого в романе... - В "Двадцать лет спустя"? Или в "Виконте"? В "Виконте".

LS: Amiga Миледи прокляла мужа: "...будьте прокляты". Он умер, потеряв самое дорогое. Потеряв не внезапно, а живя в ожидании и в страхе этой потери. В общем, наверное, обвиняя себя в тех ошибках, которые привели Бражелона к гибели. По-моему, линия этого проклятья прослеживается довольно внятно. :(

Nataly: Tairni пишет: Любопытно потому было бы не наши с Вами ассоциации исследовать, а то, как к графу относятся друзья. Итак, "не начнем ли мы"?(с) Ну, на серьезное исследование я явно не способна:) Дарт и Портос -- признавая его превосходство, Арамис-- как к другу и соратнику... (Черт, а ведь в ДЛС отношения их намного теплее и родственнее, чем в ТМ... Такое впечатление, что что-то их сблизило, интересно, что...) И вообще в ДЛС они все стали намного терпимее относиться друг к другу, прощая все заскоки. А Вы что хотите сказать по этому поводу?....

LS: Nataly пишет: что-то их сблизило, интересно, что...) Ха! Nataly пишет: они стали намного терпимее относиться друг к другу, прощая все заскоки. После Королевской площади? ну, да...

Amiga: Миледи прокляла мужа: "...будьте прокляты". Он умер, потеряв самое дорогое. Потеряв не внезапно, а живя в ожидании и в страхе этой потери. В общем, наверное, обвиняя себя в тех ошибках, которые привели Бражелона к гибели. По-моему, линия этого проклятья прослеживается довольно внятно.:( LS... ну не знаю... может, дело в том, что я не верю в подобные вещи... Но не вижу я в тексте внятно этого проклятия в "Виконте". Страх потерять ребенка знаком каждому, у кого есть дети. Я не думаю, что ошибки Атоса, которые привели Бражелона к гибели, были как-то связаны с миледи. Мне кажется, в его отказах дать согласие на брак с Луизой в последнюю очередь были мотивы "Не как у меня, не по любви". Просто - его невысокое мнение о Луизе. Просто - свойственная тому времени практичность в таких вопросах, о которых вы сами неоднократно писали. Я уверена, что тема проклятия миледи звучала бы как-то в финале романа в этом случае. Я не слышу этого звучания. Проклятие - как-то иначе было бы оформлено. Это, мне кажется, в правилах Дюма. Смотрите, при встрече любого из наших героев с Мордаунтом, даже когда они еще понятия не имеют, кто он такой, Дюма сразу подчеркивает, какое ужасное впечатление он на всех производит. Типа это "жж" неспроста. "Жж" темы миледи в "Виконте", мне кажется, практически не звучит, нет?

Жан : Amiga пишет: темы миледи в "Виконте", мне кажется, практически не звучит, нет? Звучит, но один раз. Да и то обвинение выдвигается против д'Артаньяна, он рассказывает историю, извиняется перед де Вардом, после чего все кричат, что это лишнеее, а Атос добивает де Варда, когда сообщает об участие миледи в убийстве Бэкенгема. После чего все довольные расходятся.

Юлёк (из клуба): Nataly пишет: А ничем. Обычным делом в те годы.... Если брать игру на чужую лошадь, то не так давно я сама столкнулась с этим в компании людей, далеких от мушкетерства. У них просто все было общее... А мы уже миллион раз обсуждали, для чего была затеяна та игра. Чтобы некоторые особо памятливые юноши напрочь забыли страшную историю про белокурую женщину. Хотя бы на время. :) Ну, уловка оказалась успешной. :)

Nataly: Юлёк (из клуба) пишет: мы уже миллион раз обсуждали, для чего была затеяна та игра Стоп. Но ведь это было не один раз!!!!

LS: Юлёк (из клуба) пишет: для чего была затеяна та игра. Чтобы некоторые особо памятливые юноши напрочь забыли страшную историю про белокурую женщину. Не могу согласиться. Ибо для достижения этой цели проще было поджечь гостиницу. И блаародней. :)

Nataly: LS пишет: Ибо для достижения этой цели проще было поджечь гостиницу. И блаародней. :) ... И хозяин в восторге и шоколаде....:)

Эшли: Nataly пишет: ... И хозяин в восторге и шоколаде....:) ...И толстый-толстый слой чего-надо...

LS: Nataly пишет: И хозяин в восторге Не знаю, как Атос, но если б мне пришлось по чьей-то вине просидеть две недели в погребе, у меня бы вырос на такого человека во-о-от такой зуб. И поджог был бы не самым большим утешением . :))))

Nataly: LS пишет: Не знаю, как Атос, но если б мне пришлось по чьей-то вине просидеть две недели в погребе, Так он "сам себя запер" (с) И сидел,заметьте,с ба-аа-льшим комфортом:)

LS: Nataly А я и не говорю, что хозяин трактира его там запер. :)))

katalina: Возродю тему :). Мне ДЛС нравится гораздо больше, чем ТМ. Дело в том, что мне гораздо интереснее следить не за развитием характеров, а за развитием отношений героев. И вот тут между ТМ и ДЛС большая разница. В ТМ есть только одна линия развития отношений - между ДАртаньяном и Атосом, когда они от просто знакомства потихоньку переходят к практически семейным отношениям. В остальном там просто дружба, которая на протяжении книги не меняется. Зато в ДЛС возбновление и укрепление дружбы между товарищами - просто главный смысл, и очень интресно следить, как из обломков старой дружбы, практически развалившейся за 20 лет, возникает нечто новое, на более высоком уровне.

Йоханна: Я как раз очень люблю "ДЛС". За Рауля :) За Англию (филолог-англист - это многое объясняет), за герцога де Бофора, за Мазарини, как это ни странно. И, самое главное - за то, что все заканчивается благополучно. За то, что над смешными моментами этого романа можно смеяться, не оглядываясь на финал и не думая о том, что в конце все умрут. За то, что у этой книги есть продолжение.

Луиза Водемон: А мне тоже Двадцать лет спустя очень нравится. Я обожаю сцену с неожиданной встречей мушкетеров на дороге, когда дАртаньян и Портос собирались догнать Бофора. Ну и Мазарини, который мне тоже очень симпатичен:)

Джоанна: Ну, у меня вообще понятно, за кого я этот роман особенно люблю) Было б его еще и побольше... *вздохнула и ушла мечтать в палату № 6.666*

M-lle Dantes: Джоанна Подождите, я с вами!

Antique: Йоханна пишет: Я как раз очень люблю "ДЛС". За... ППКС под всем :) (кроме Рауля ) Мы, оказывается, почти коллеги :) В связи с чем я тоже к английской теме неравнодушна! Неоднократно перечитывала ее как самостоятельное произведение...

Йоханна: Antique пишет: В связи с чем я тоже к английской теме неравнодушна! Неоднократно перечитывала ее как самостоятельное произведение... Да, это Дюма очень удалось :) Образ Карла I вообще очень хорошо получился...

Antique: Йоханна А как вам перл д'Артаньяна "английский язык есть не что иное, как испорченный французский..."? :))))) (не только с филологической точки зрения...) Несмотря на печальные события, в этом месте я всегда рыдаю... от смеха.

Йоханна: Antique Это французский - не что иное как испорченный английский! Еще вспомните его же "Это в Англии приобретают такие повадки? И я был в Англии, но вернулся оттуда веселый, как зяблик" :)

Antique: Йоханна пишет: Это французский - не что иное как испорченный английский! 100%! вспомните его же "Это в Англии приобретают такие повадки? И я был в Англии, но вернулся оттуда веселый, как зяблик" :) И это тоже... Многие высказывания д'Артаньяна и Портоса в ДЛС в том же духе радуют точной характеристикой отношения большинства французов ко всему английскому, вплоть до наших дней.

Джоанна: Antique пишет: Многие высказывания д'Артаньяна и Портоса в ДЛС в том же духе радуют точной характеристикой отношения большинства французов ко всему английскому, вплоть до наших дней. А этот диалог: "Не произносите этого имени!" - "Но ведь они англичане, а я говорю по-французски!"!

Amiga: Это французский - не что иное как испорченный английский! Но-но-но! Я бы попросила! :))))

Antique: Amiga Извините, это мы любя! Так сказать, дружески парируя легкий укол д'Артаньяна ;)))

Йоханна: Amiga, Antique правильно сказала :)))

Парусная Птица: Люблю этот роман даже больше "Трех мушкетеров". Единственное, что несколько озадачило - возвращение блудного господина Бонасье...

Йоханна: Парусная Птица А почему - озадачило?

Парусная Птица: Нуу... неожиданно несколько.

Йоханна: Парусная Птица Он так многозначительно пропал в "Трех мушкетерах", что я бы удивилась, если бы он не появился в продолжении :))

Джоанна: Парусная Птица Бонасье стоило бы вернуть хотя бы ради той сцены, когда Портос силится сообразить, кого же это он укокошил, и вдруг, осчастливленный, кричит : "Вспомнил! Каналья Бонасье!"

Эли Элистранд: Мне ДЛС нравится больше, чем ТМ. Мне кажется, что в ТМ больше рассказывается о событиях, в ДЛС - об одношениях. Больше всего цепляет линия взаимоотношений мушкетеров с Джоном-Френсисом, при чем я симпатизирую обеим сторонам.

Джоанна: Эли Элистранд пишет: Больше всего цепляет линия взаимоотношений мушкетеров с Джоном-Френсисом, при чем я симпатизирую обеим сторонам. Вы не одиноки. Правда, у меня, например, больше перевес на одну сторону.

Maria: Одна из самых любимых моих книг. После "Трех мушкетеров", конечно :-) Ничего не могу поделать - в "ДЛС" невероятно расстраивает гибель Рошфора, настолько, что всегда при перечитывании пропускаю сцену его смерти. Граф, слышите меня? Вы живы! И есть еще очень странный момент - когда читаю "Двадцать лет спустя", иногда ловлю себя на мысли, что очень не хватает Ришелье. Сцены с его участием в "Трех мушкетерах" - одни из самых любимых, а Мазарини в "ДЛС" все же не так привлекателен.

Джоанна: Maria пишет: Ничего не могу поделать - в "ДЛС" невероятно расстраивает гибель Рошфора, настолько, что всегда при перечитывании пропускаю сцену его смерти. Как я Вас понимаю...

Йоханна: Maria пишет: И есть еще очень странный момент - когда читаю "Двадцать лет спустя", иногда ловлю себя на мысли, что очень не хватает Ришелье. Согласна. Мушкетерам его тоже не хватало, по ощущению...

Maria: Джоанна пишет: Как я Вас понимаю... Эххх... Все время пытаюсь тем самоутешиться, что, дескать, граф предпочел бы в бою погибнуть, чем от старости умереть, да все равно невыразимо грустно. Йоханна пишет: Согласна. Мушкетерам его тоже не хватало, по ощущению... Мне тоже так показалось.

Джоанна: Maria пишет: Все время пытаюсь тем самоутешиться, что, дескать, граф предпочел бы в бою погибнуть, чем от старости умереть, да все равно невыразимо грустно Вдвойне грустно оттого, что это произошло так нелепо. Если бы еще в бою с противником - а так, случайно, по ошибке, от руки друга...

Maria: Джоанна пишет: Вдвойне грустно оттого, что это произошло так нелепо. Если бы еще в бою с противником - а так, случайно, по ошибке, от руки друга... Это-то самое грустное... Гражданская война как она есть - когда друг погибает от руки друга.

Райме: Очень люблю "Двадцать лет спустя", в основном из-за Карла Первого. Нравится он мне там :) и при каждом перечитывании надеюсь, что отважная четвёрка таки его спасёт...

Йоханна: Райме пишет: и при каждом перечитывании надеюсь, что отважная четвёрка таки его спасёт... Аналогично. У меня вообще есть глупое свойство всякий раз надеяться, что все закончится хорошо. Даже если книгу читаю в ...дцатый раз.

Джоанна: Йоханна пишет: У меня вообще есть глупое свойство всякий раз надеяться, что все закончится хорошо. Даже если книгу читаю в ...дцатый раз. Присоединяюсь к компании. Я тоже все время надеюсь, что "Чапай не утонул".

M-lle Dantes: Джоанна То, что любимые герои непотопляемы, мы уже устали открывать и повторять)))

Джоанна: M-lle Dantes пишет: мы уже устали открывать и повторять))) И экранизировать.

lennox: Карл Первый - это ведь по сути единственный романтический персонаж "20 лет спустя".

Эли Элистранд: Самый романтический для меня все же Джон-Френсис.

Йоханна: lennox, соглашусь с Вами. Потрясающий образ...

Ortain: Книга понравилась из-за возвращения Рошфора. Очень огорчила его смерть . Всю книгу чувствовалась ностальгия по Ришелье.

Екатерина: Я думаю, что книга "Двадцать лет спустя" очень связана с "Тремя мушкетерами". Да и вообще мушкетерская трилогия очень взаимосвязанна. Т.е. если будешь читать например "Графиню де Монсоро" в отрыве от "Королевы Марго" в принципе все будет понятно. Там уже отдельная история. А вот с мушкетерами все иначе. И "ДЛС" рассматривается именно как продолжение "ТМ" и как связующее звено перед "Виконтом..." Представьте, что вы читаете "20 лет" первой, без знания "Трех мушкетеров". Кто такой Мордаунт? За что он мстит? Что такого не обычного в графе де Ла Фер? Кто такая Мари Мишон? Поэтому меня не удивляет отсутсвие любви и трагического конца в этой книге. Ведь во всей трилогии хватает и первого и второго. Теперь о книге вообще. Мне нравиться, как в ней показано то, как гражданская война может развести самых дружных, самых преданных, самых любящих друг друга людей по разные стороны баррикад. И как настоящие друзья с честью выходят из этой ситуации. Кроме того, эта книга бесценна для любителей сюжета на фоне исторических событий.



полная версия страницы