Форум » Старые темы обсуждений мушкетерской трилогии » Обсуждение Атоса как чёрная дыра: вырваться из него невозможно (Про Атоса-4) » Ответить

Обсуждение Атоса как чёрная дыра: вырваться из него невозможно (Про Атоса-4)

Евгения: Вношу свою лепту в создание тем по Атосу. Кажется, разговор будет продолжен... Примечание модератора: В этой теме обсуждались следующие основные вопросы: - мотивы отравления Констанции Бонасье - стр. 1 - как Анне, в бытность графиней де Ла Фер, удалось скрыть клеймо - стр. 1 - Атос и клад короля Карла I - стр. 2 - первые попытки определить, благороден ли Атос :) - стр. 2-3 - как мушкетеры смогли подслушать секретную беседу в "Красной голубятне" - стр. 3-4 - что имел в виду Рауль, говоря, что его отец двадцать лет жил под угрозой страшного врага - стр. 4-5 - отступление на тему затишья на форуме (в апреле 2005 года) - стр. 5 - почему Атос вызвал д`Артаньяна на дуэль из-за пустяка (толчок в плечо) - стр. 6 - как звали Атоса (а также остальных мушкетеров) - стр. 6-7 - любил ли граф свою жену - стр. 7 - хорошим ли отцом был Атос и каким человеком получился Рауль - стр. 7-8 - благородство Атоса - настоящее или фальшивое? - со стр. 8 и до конца темы. Еще одно примечание модератора: В темах "Отчего, господа, без Атоса никуда? (про Атоса-1)" "Все беседы ведут к Атосу: Атос, Рауль и все-все-все (про Атоса-2)" "И опять Атос! От него не спрятаться, не скрыться (про Атоса-3)" "Обсуждение Атоса, как черная дыра: вырваться из него невозможно (про Атоса-4)" "Страсти поАтосу (про Атоса-5)" затронуты различные аспекты жизни и деятельности графа де Ла Фер. Наиболее углубленное обсуждение отдельных вопросов (о благородстве, подробностях биографии, личной жизни, педагогических талантах и т.д., и т.п.) выделено в самостоятельные темы.

Ответов - 279, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Кассандра: По поводу атосовой женитьбы. Чем же это не укладывается: в провинции, где все друг друга знают, наверняка восхищались таким благородным поступком: не просто взял понравившуюся девицу, а ЖЕНИЛСЯ! Ах, какой он замечательный, какой высокоморальный, настоящий христианин, порядочный человек, благородный дворянин и всё такое. Прекрасная слава была ему обеспечена. По поводу сынка. Чем жить одиноким пьяницей, лучше бы у всех на глазах милосердно воспитывать сироту. Опять же, народная молва о добрых делах и великодушии. Для меня ещё вопрос, в каком случае ребёнок более ощутил бы себя неполноценным: когда он просто без роду без племени и занимает не своё место, или когда у него есть хотя бы папа - самый знатный в округе вельможа. Вот по мне если уж Атос взялся лгать, то лучше бы не скрывал, что это его ребёнок. Лучше бы наврал, что у него была жена в Париже, но умерла и он с горя переселился в деревню и стал воспитывать их дитё самолично. Его ж в Блуа наверняка либо не знали, либо знали мало, чай поверили бы. Я думаю, ребёнок страдал бы меньше, и чувствовал себя увереннее,если бы знал, что живёт с родным отцом, чем считая себя круглым сиротой, жизнь и благополучие которого зависят от милостей пусть доброго, но чужого дяди. Но где уж любящему Атосу в такие подробности вникать - ему реноме важнее.

Евгения: Кассандра пишет: цитатав провинции, где все друг друга знают, наверняка восхищались таким благородным поступком: не просто взял понравившуюся девицу, а ЖЕНИЛСЯ! Ах, какой он замечательный, какой высокоморальный, настоящий христианин, порядочный человек, благородный дворянин и всё такое. А по-моему, так это было с точностью до наоборот: опозорил честь рода, взял в жены неизвестно кого, мог бы найти себе блестящую партию, ах как это глупо, и т.д., и т.п. Кассандра пишет: цитатаЧем жить одиноким пьяницей, лучше бы у всех на глазах милосердно воспитывать сироту. Опять же, народная молва о добрых делах и великодушии. Вот уж не думаю, что это было причиной того, что он забрал Рауля. Она ему нужна была, такая молва? Воинская доблесть больше ценилать, чем христианское милосердие. Захотел бы прославиться - нашел бы другие способы. Кассандра пишет: цитатаДля меня ещё вопрос, в каком случае ребёнок более ощутил бы себя неполноценным: когда он просто без роду без племени и занимает не своё место, или когда у него есть хотя бы папа - самый знатный в округе вельможа. Судя по словам самого Рауля, незаконнорожденность он считает пятном и позором. Так что ему комфортнее чувствовать себя сиротой. Кассандра пишет: цитатаЯ думаю, ребёнок страдал бы меньше, и чувствовал себя увереннее,если бы знал, что живёт с родным отцом, чем считая себя круглым сиротой, жизнь и благополучие которого зависят от милостей пусть доброго, но чужого дяди. Ребенок чувствовал, что Атос любит его, сам любил его, и Атос отнюдь не был для него чужим дядей. Рауль был уверен в Атосе, как другие дети уверены в отцах. И при этом не страдал от "пятна на своем рождении". Думаю, что в такой ситуации это был наилучший вариант. Кассандра пишет: цитатаТак вот я не понимаю, как можно считать образцом благородства человека, который там, где действительно требовалось проявить его, неизменно оказывался не на высоте? Из словаря Ожегова. ОБРАЗЕЦ - 2. То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-н. характерных черт, качеств. Думаю, нет на свете настолько сумасшедшего человека, который вздумал бы подражать Атосу во всём, включая убийство супруги и рождение незаконных детей. Но верность друзьям, бескорыстие, умение держать слово, чувство собственного достоинства, хладнокровие в минуты смертельной опасности, желание рисковать жизнью ради принципа - всё это черты Атоса, и всё это для меня составные части благородства, и всему этому многие у Атоса учатся.

Кассандра: Ну, честь женитьбой Атос не позорил. Это родные хмурили брови, а остальные, вполне возможно, что и восхищались его честностью и принципиальностью. И благородством! Воинской славы Атосу уже хватало после службы. А вот прославиться добротой и милосердием он ещё тогда не успел. Видимо, решил, что пора, а тут и мальчик подвернулся. Как во время! Сиротой комфортнее? Именно поэтому он краснел "оттого, что не может, подобно графу де Гишу, назвать имени своего отца"? Затем, когда он что-то узнал, пусть не страдал от "пятна", зато страдал от двойственности положения. Он, конечно, уже сын, но всё равно странный какой-то сын, непонятно откуда взявшийся. Опять же, лучше правда во всех этих случаях. По-моему, это было жестоко со стороны Атоса - сначала лишить родителей совсем, потом оставить теряться в догадках. Но самому всё равно выйти чистеньким. И где здесь мужество? В тексте не видно, кстати, что Рауль очень уж уверен в любви Атоса. Он пишет ему "я надеюсь, что и вы ИЗРЕДКА вспоминаете обо мне, и если вам ИНОГДА меня не достаёт, если вы ХОТЬ НЕМНОГО сожалеете о моём отсутствии, я буду счастлив узнать... " и т. д. Как по-вашему, уверенный человек будет выражать именно такие робкие надежды? А в "10 лет спустя" он говрит всего лишь: "...зная привязанность, которой вы меня удостаиваете.." Каково? Не любовь, а только привязанность, не питаете, а лишь УДОСТАИВАЕТЕ. У меня при чтении складывалось стойкое ощущение, что виконт всё время старается заслужить одобрение и снисходительность Атоса, и он отнюдь не уверен в его чувствах и прочности своего положения. Атос, в своей горячей любви, видимо, постоянно забывал эту любовь Бражелону хоть как-то показывать. Смею предположить, что если бы он дал её почувствовать, Рауль чётче бы осознавал, что он для отца значит и, возможно, даже в эту Африку злосчастную не отправился бы. Но откуда ему было знать, что всё так серьёзно, если Атос допекал его поучениями, запретами и рассуждениями о морали, чести долге, опять-таки благородстве, забоясь о том, чтобы его нимб "совершенства во всех отношениях" не померк случайно, вместо того, чтобы просто любить своего единственного родного и близкого человека. Сам же Атос 15-летнему Раулю вовсе не говорит, что его любит, а в "Виконте" вспомнил об этом разок, когда они выясняли отношения "Только не забывайте, что я горячо люблю вас..." (глава "Страсть"), да ещё, спохватившись, сказал перед отъездом в Африку, сожалея о своей былой строгости, но тогда было поздно уже что-то исправлять. Умение держать данное кому-то слово, не дрожать перед смертью, чувство достоинства - всё это составляющие воспитания отпрыска дворянского рода. Чтоб уж совсем дрянью-то не считали. Из того же словаря определение благородства я вчера давала. Так вот, самые главные поступки Атоса, те. которые человек совершает наедине с собой и близкими людьми, а не глазах тех, перед кем нужно держать марку, туда явно не укладывется. Благородство - это, всё-таки, прежде всего, не смелость и хладнокровие, а ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ. И где же это всё?


Nataly: Мои соображения по поводу благородства/неблагородства бессмертного нашего. 1.Миледи. Первый и безоговорочный плюс в пользу Атоса – официальный брак. Взрослый, наверняка опытный мужчина – полный хозяин земель и совсем юная девушка, полунищая, никому не известная. Да при желании он спокойно мог обойтись без брака, взял бы ее в содержанки, купил бы домик, выдал бы замуж за другого – для ширмы. Но ведь женился… Как христианин права казнить ее он не имел. Но во-первых, в состоянии аффекта нельзя вспомнить даже собственное имя, а уж то, что там священники на проповеди говорят… Человек себя не контролирует, уж сколько про это написано всяческой литературы… И ответственности нести не может. Особенно ТАК влюбившийся. 2. Рауль. Даже не вдаваясь в дебри психологии и не составляя карты поступков Атоса и Рауля можно предположить, что скрывал свое отцовство Атос не просто из ханжества или щадя чувства ребенка. Он занимался политикой—весьма опасной игрой. Кто знает, чем она могла для него закончиться и не стало ли бы родство Атоса и Рауля роковым для последнего. Кстати, имение-то было записано на Бражелона—в случае любого исхода он был бы обеспечен. И в конце-концов Атос рассказал ему правду, хотя проще было бы спустить все на тормозах. продолжение следует...

Кассандра: Дубль два по мотивам женитьбы. В провинции, где шила в мешке не утаишь, интрижку он не скрыл бы от соседей. И заслужил бы соответсвующую нечистую славу. Для репутации самого-самого нужно было жениться. По поводу повешения я уже говорила. Он ведь у нас самый- самый хладнокровный. если он так любил жену, мог бы спросить о прошлом. Когда же они её второй раз казнили Атос опять-таки казнил свою всё ещё ЖЕНУ (их ведь не разводил никто), а билейское понимание долга мужа я уже приводила. Они могли предать её суду и никто б не оправдал злодеяний леди Винтер, но предпочли убийство. Атос же опять забыл, как должен вести себя добрый христианин-католик, что в дальнейшем ему не мешало лгать, так себя упорно называя. Ну нет, где уж там политика? Он когда в Париж вернулся, его там едва узнали. ведь граф 15 лет проявлял свои таланты в педагогике. Он рассказал не правду а полуправду. Быть до конца честным ему всегда не хватало смелости.

Евгения: Читала, что в дореволюционной России дворянам не разрешалось усыновлять своих незаконнорожденных детей, чтобы не ставить в один ряд случайную связь и брак, освященный церковью. Вполне возможно, что нечто подобное было и во Франции. То есть для Атоса было 3 варианта: бросить сына на произвол судьбы; взять его, признав незаконным ребенком и обеспечив ему таким образом презрение общества; взять его в качестве сироты-воспитанника. Понятно, что третий путь оптимальнее. Конечно, лучше всего было бы представить его законным сыном, но, хотя в то время и не утруждали себя документами, но не до такой же степени. Наверняка в каких-то официальных источниках фиксировалось, кто когда от кого родился. Да, Рауль краснел из-за невозможности назвать имя отца. Но граф де Гиш был законным сыном, а Рауль не мог бы им быть никак. А из двух зол - сирота или бастард - лучше уж быть сиротой. Мне кажется, что изначально Атос планировал вообще не рассказывать Раулю о его рождении. Что потом пошло не так, почему рассказал и как - не знаю. (Можно, конечно, опять свалить всё на забывчивость Дюма... ) Кассандра пишет: цитатаАтос, в своей горячей любви, видимо, постоянно забывал эту любовь Бражелону хоть как-то показывать. Ну, это вполне нормально. Атос - сам военный, воспитывает будущего военного, особенные нежности ни к чему. К детям тогда вообще строго относились. Однако Рауль не сомневается в любви Атоса: например, запечатывая вышеупомянутое письмо, он целует его. "Немая и трогательная ласка, о которой способно было догадаться сердце Атоса, когда он станет распечатывать конверт". Стал бы он так думать, если бы считал Атоса равнодушным к нему? "Лицо Атоса говорило о неизъяснимом счастье... Он упивался звуками молодого взволнованного голоса... " Думаете, Рауль этого вовсе не замечал? "Глаза его встретились с глазами Атоса. Он, должно быть, понял, что происходило в душе этого человека, поджидавшего его пробуждения, как любовник ждет пробуждения своей любовницы, потому что и во взгляде Рауля выразилась бесконечная любовь". Любовь можно (и нужно) выражать не только словами. По поводу женитьбы: наверняка недовольные женитьбой среди соседей были. Хотя бы те, кто напрасно мечтал видеть графа де Ла Фер своим зятем. А если серьезно - не думаю, что Атосу грозила бы громкая дурная слава, если бы он соблазнил миледи. Дворянам, особенно такого уровня, прощалось многое.

Ленин: Всё это прекрасно. Но, простите, мы с вами сейчас занимаемся обсуждением оправданий неблаговидных поступков Атоса. Разумеется, как я уже писала здесь, оправдание можно найти, это не так уж трудно. И всё же: почему Атос, совершая на людях поступки, за которые его потом превозносили и имя его становилось знаменитым в широких кругах (не только читателей, в книге немало мест, где говорится о его славе среди дворян того времени - трудно вести диалог с человеком, который плохо помнит текст) - "Трех мушкетеров" я помню прекрасно. Разве текст изобилует упоминаниями о том, как дворяне того времени восхищались им? Да, среди мушкетеров он был неоспоримым авторитетом, но не более. И вообще, вы все время повторяете - он хотел покрасоваться, хотел покрасоваться... Зачем же он тогда пошел никому неизвестный в мушкетеры, стер себя самого с лица земли, так сказать? Был тише воды - ниже травы? К "понту" в Трех Мушкетерах можно отнести разве что "пикничок-с" в бастионе, так оно должно было показаться в глазах остальных. Но и то, читатель знает объяснения сему поступку. Насчет Рауля - одно могу сказать. Имхо, из Атоса - плохой папаша. Из-за этого и все проблемы воспитания-характера. Этого уж не отнять. Но с другой стороны, Вы приводите в пример то, что Рауль так почтительно к папе относился - "удостаиваться любви" и т.д. и т.п. А разве нормально было бы, чтоб Атос с ним телячьи нежности разводил? И еще. Насчет называния вещей своими именами. Тогда получается, что все люди того времени - убийцы и блудники, и гореть им всем в аду?

Scally: Дамы, почему мы все не на юридическом? Мы губим в себе талантливейших прокуроров и адвокатов! Ленин пишет: цитатаИ еще. Насчет называния вещей своими именами. Тогда получается, что все люди того времени - убийцы и блудники, и гореть им всем в аду? И этого времени тоже.

Кассандра: Ох, да я не про текст ТМ. Я про 20 и 10 лет, вообще-то. В мушкетёры он ушёл после сильнейшего нервного потрясния, не могучи смотреть людЯм в глаза. Д а и там стал зарабатывать себе военную славу. Подвигов захотелось посовершать. разводить телячьи нежности ни к чему. Но вот смотрите, такие обыденные вещи, как рассказать сказку на ночь или там в кубики догонялки поиграть я в исполнении Атоса представить не могу. А всякие поучения, замечания, одёргивания и муштру - запросто. Он его как собачку выдрессировал, хотя Рауль - ему не слуга и приучать повиноваться кивкам головы и другим знакам, как Гримо, его не следовало бы. Насчёт вещего сердца Атоса - это, простите, всего лишь комментарий автора, а в уста и голову самого Рауля он вкладывает совсем другие мысли. ну, вот один пример. Замечание Атоса насчёт лошади по дороге в Сен-Дени рауль как воспринял? Его в особенности тронула деликатность, с которой он его преподал. Интересно, если его это так тронуло, раньше советы Атоса больше на окрики походили, что ли? И если забота Атоса для Рауля - дело привычное, почему он смущается от неё, как от чего-то из ряда вон выходящего? С опекунством-отцовстом Атос намудрил - мало не покажется. если он такой умный-предусмотрительный, чего ж было сразу не признать виконта сыном? Ведь, как ни крути, потом он это сделал. зачем такой изощрённый садизм - сначала травмировать детскую психику мнимым сиротством, а потом полупризнанием? Ну где, где тут благородство-то его хвалёное?

Евгения: Кассандра пишет: цитатаи там стал зарабатывать себе военную славу. Не славу он зарабатывал. Просто так себя вести было для него естественным. Кассандра пишет: цитатаНо вот смотрите, такие обыденные вещи, как рассказать сказку на ночь или там в кубики догонялки поиграть я в исполнении Атоса представить не могу. А я - не могу себе представить подобное в исполнении ни одного дворянина того времени. Такое было отношение к воспитанию. "Родители старались ни в коем случае не баловать детей, которых с раннего детства приучали к строгой дисциплине и абсолютному послушанию". Вот это было в Англии, ближайшем соседе Франции: "Отношение к детям было властное. ... Ребенку вид родителей был так же неприятен, как рабу вид его мучителя. Джентльмены тридцати-сорока лет должны были стоять с непокрытой головой перед своими родителями, а дочери (взрослые женщины) были вынуждены стоять у буфета на протяжении всего визита гордой матери..." (Источник - Ф.Эрланже "Эпоха дворов и королей"). "Что такое ребенок, как не неразумное существо, лишь внешне похожее на человека?" (Л.Бэйли "Почтительное отношение к родителям", 1612). Так что Атос со своей сдержанностью чувств на этом фоне - просто кладезь нежности. Кассандра пишет: цитатаНасчёт вещего сердца Атоса - это, простите, всего лишь комментарий автора Комментарий автора, поясняющий причины поступка Рауля. Кассандра пишет: цитата Замечание Атоса насчёт лошади по дороге в Сен-Дени рауль как воспринял? Его в особенности тронула деликатность, с которой он его преподал. Интересно, если его это так тронуло, раньше советы Атоса больше на окрики походили, что ли? Рауля тронула не деликатность тона замечания, а то, что Атос не стал заострять внимание на предстоящей ему опасности и сразу переменил тему разговора. Кассандра пишет: цитатаесли он такой умный-предусмотрительный, чего ж было сразу не признать виконта сыном? Да не мог он признать его законным сыном! Законный сын должен быть рожден в браке. А незаконным - не захотел. Что произошло между "20" и "10", почему и зачем Атос всё же сказал сыну правду - повторяю, даже представить не могу. Быть может, какие-то непредвиденные обстоятельства вынудили его это сделать. Повторяю, уверена, что когда Атос решил назвать Рауля сиротой, он собирался делать это всю жизнь и для его же блага.

Кассандра: Правильно, я же говорю: для него естественно на глазах восхищенных однополчан рисковать жизнью с улыбкой на устах. Переменить тему не деликатность, по-моему. Атос потом к этой грозящей опасности не раз возвращается. Ну да, этим совершенно непредвиденным обстоятельством, скорее всего, явилось то, что дети бывают похожи на родителей, понимаете ли! Атос, видя что взрослеющий сын всё больше на него похож, понял, что надо выкручиваться, иначе найдётся добрые люди и всё благородство полетит к чёртовой матери А каким сыном он признал его потом, с возрастом? бастардом, что ли? Значит, мог и сделал же как-то? И ничего. жили они после этого. Почему сразу-то не захотел. Ладно, строгости всякие, но чего ж сироту из парня делать, если всё можно обойти?

Евгения: Ну так не знал он сначала, что можно всё обойти. Потом уж поневоле пришлось. А поначалу он пошел по пути наименьшего сопротивления.

Кассандра: Конечно, путь наименьшего сопротивления - он ведь самый благородный!

Сесилия: Ой, какая дискуссия. Пожалуй и я вложу свои пять копеек. Насчет убийства миледи. Ну как ни прискорбно, "честь - она всего превыше". Тут можно списать на состояние аффекта. Плюс собственная зацикленность Атоса на том, что все должно быть благородно, это я еще могу как-то понять. Дикие были времена. А вот насчет Рауля. Я согласна с Кассандрой. Всегда и во все времена у таких людей как Атос были возможности узанонить права и положение своих незаконнорожденных детей, было бы желание. Но видимо желания такого Атос не испытывал, опять же по причине нежелания показаться неблагородным. Безусловно положение бастарда не самое приятное, но и время было не самое так сказать строгое в этом плане, бастардами было людей не удивить, а уж благородными тем более. Кроме того я согласна с тем, что вдвойне жестоко сначала чувствовать себя сиротой воспринимающей каждый знак внимания, каждое доброе слово как невероятную милость и в душе бояться, что любой неверный поступок, любая ошибка может вызвать гнев благодетеля и как следствие возможность лишиться привязанности этого самого благодетеля. Какие бы там чудесные отношения у них не были, думаю вряд ли Атос позволял себе что-нибудь вроде: типа виконт не научитесь фехтовать, брошу к чертовой матери, но подспудно думаю это в Рауле должно было жить, просто из-за его положения. А потом вдруг узнать, что тебе врали, и что ты бастард. Уж молчал бы тогда до конца. И кроме того, меня убивает, что когда Рауль спросил о своей матери, законный между прочим вопрос, 25-летний человек мне кажется имеет права знать, кто была женщина давшая ему жизнь. Это еще с папашами спорный вопрос, можно и не знать, фиг бы с ним, но мать... а Атос на него ногами затопал, мол нечего тебе знать, и вообще больше не заикайся об этом. Поверь, она была благородная. Да после всех тех сказок, что ему Атос столько лет рассказывал вполне можно подумать. что матерью могла бы оказаться какая-нибудь трактирная девица. Словом поступок Атоса в этом отношении говорит скорей не о его заботе о Рауле, а о том, что он пытался прежде всего обелить себя за чужой счет.

Евгения: Ну как, объясните мне, как Атос мог узаконить Рауля? Законный ребенок - это про которого в церковной книге записано что-то вроде: "Рожден такого-то числа в законном браке графом де Ла Фер и графиней де Ла Фер, крещен такого-то числа". Ему нужно было ночью пробраться в церковь и подчистить книгу? Да, бастардами людей было не удивить, но их старались скрывать. Короли - дело иное, кровь королей считалась настолько священной, что даже незаконные их отпрыски могли стать принцами. Не думаю, что Рауль постоянно жил в тревоге за свое место. Вы всерьёз думаете, что все приёмные дети уверены, что при малейшей провинности их отдадут обратно в детский дом? Да, такое возможно в период адаптации, но потом они привыкают и бывают счастливы в новой семье, в противном случае институт усыновления давно бы отменили как калечащий детскую психику. Сесилия, к стыду своему, не нашла, где Атос говорит о благородности матери Рауля. Нашла только объяснение после дуэли с де Вардом - там нету этого. В любом случае, мотивация Атоса представляется мне следующим образом. Он берет сына под видом воспитанника. В той ситуации это было лучше, чем бастардом (хуже, конечно, чем законным сыном, но ничего не поделаешь). При этом собирается поддерживаться этой версии всю жизнь. Затем в некий момент времени под влиянием неких обстоятельств ему приходится признать, что он его отец. Про мать, возможно, было сказать что-то типа: "Ее уже нет с нами". Что, в сущности, не ложь, а дипломатия. При этом Рауль остается с ощущением "отсутствия пятна" на своем происхождении. Зло это или благо? Ставя себя на место Рауля (а мне достаточно просто это сделать, я Рак, как и он) - я бы, наверно, предпочла неопределенность и надежду окончательной уверенности в позоре. Как раз тот случай, когда "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". А когда после измены Луизы Атос с Раулем удалились в замок и "Атос в тесном общении с сыном, приоткрывая завесу над своим прошлым и сопоставляя свою жизнь с жизнью Рауля, заставил его понять, что страдание от первой неверности неизбежно в человеческой жизни", Рауль мог подумать, что в этом и кроется нежелание Атоса вести беседы о его матери.

Сесилия: Для узаконивания детей были свои способы. Разумеется никто подчищать церковную книгу не будет. Но всегда существовала возможность узаконить положение рожденного вне брака ребенка, и если есть законные дети поставить его в один ряд с ними перед законом так сказать. Обычно такого ребенка сначала официально усыновляли, после чего на имя государя подавалось прошение с просьбой признать ребенка законным, то есть абнолировать, если государь давал свое согласие, процесс вступал в силу, ребенка под фамилией отца вписывали во все государственные документы, вроде нашей разрядной книги дворянских родов. То есть ему придавали официальный статус, и хотя он, конечно, по сути оставался рожденным вне брака, но пользовался всеми правами и привилегиями законного отпрыска, все-таки мелочь, а приятно. Хотя бы официально иметь возможность носить фамилию отца и иметь отношение к славной истории своего рода не абы как, а на вполне законном основании. Никто не спорит, что такой ребенок все равно оставался незаконнорожденным, но уж лучше сразу это, чем сначала сирота, а потом бастард. И потом вспомните того же Пьера Безухова. Никто его особенно его происхождением не попрекал, наоборот считали завидным женихом и принимали в самом высшем обществе. А вы вряд ли будете отрицать, что в России начала 19 века правила были менее строгие, чем во Франции 17-го, или слово честь ничего не значило... Евгения пишет: цитатаРауль мог подумать, что в этом и кроется нежелание Атоса вести беседы о его матери. И опять же, да мало ли чего Атос хочет, нельзя же жизни других людей подчинять исключительно своим эгоистичным желаниям. Рауль имел право знать, кто его мать. Хороша она была или плоха, на это имеет право каждый человек.

Евгения: Ух, что только не придётся изучить... Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. (Гражданское право, насколько я поняла, там рассматривается в историческом аспекте и по различным странам). "Действие узаконения состоит в том, что дети, рожденные вне брака, вне законной связи с гражданской личностью родителей, вступают в эту связь в той же мере, как бы родились в законном браке; восстановление это совершается в силу закона (legitimatio). Главнейшие способы узаконения следующие: 1. Последующий брак родителей (subsequens matrimonium). 2. Особый акт верховной власти об узаконении (rescriptum principis). Эти формы, возникнув в римском праве, перешли и в новые законодательства (французский закон последнюю форму вовсе отвергает). Однако в узаконении некоторые законодательства (напр., французское) отказывают детям, рожденным от прелюбодеяния или от совокупления между близкими родственниками, которые не могли вступить в брак без особого разрешения власти." Так что способ, предложенный Сесилией, вряд ли был возможен.

Кассандра: Евгения, Атос ведь нашёл этот способ, в конце-то концов. Может быть, и не таким образом, но ведь он признал виконта своим сыном, и все вокруг признавали виконта де Бражелона сыном графа де Ла Фер. И никто не заморачивался, кроме него. Зачем нужно было столько лет извращаться, я не понимаю! Всё-таки он узаконил отцовство. Ведь скорее всего именно узаконил, а не объявлял перед всем белым светом, что с ним 15 лет жил его незаконный сын. Значит, возможность эта у него какая-то всё равно была. И что же Атосу помешало воспользоваться ею раньше, когда он узнал, что у него есть этот самый ребёнок. думаю, только малодушие и желание во что бы то ни стало сберечь репутацию. Выходит, что и своего любимого сына Атос принёс в жертву своей прихоти выглядеть идеалом благородства, добродетельным, как Сципион и т.д. Он по-просту струсил поначалу, но потом деваться стало некуда, такое близкое кровное родство не утаишь. ведь если король заметил, что даже на портрете, сделанном в молодые годы Атоса, черты лица очень напоминают Бражелона. Что уж говорить о наблюдавших их живьём соседях и близких знакомых. А Рауль пострадал в итоге, и пострадал вдвойне. Сначала Атос унизил его, назвав подкидышем, потом - этим странным полупризнанием. За что он над ним так поизмывался-то, благородный он наш...

Сесилия: Кассандра согласна с вами совершенно. Все-таки здесь Атос поступил ужасно эгоистично, и правда принеся чувства сына в жертву своим представлениям о чести.

Евгения: Увы, ясновидение к числу достоинств Атоса не относится. Не мог он предполагать, что ему придётся всё открыть. А способ, которым он признал Рауля, видимо, не совсем совершенен, если не избавляет того от намеков на незаконнорожденность. Как раз от таких ситуаций Атос изначально и хотел его уберечь.

Кассандра: Ну да, ну да... Уберёг и никак не мог предположить, что сын окажется на него похож. Чего это он вдруг, как предатель - захочешь скрыть , а всё на лице написано. Не сын, а чудо природы! Какая досада. И всё же, БЛАГОРОДСТВО в этом характере не ночевало.

Евгения: Между прочим, не такая уж большая вероятность того, что сын будет как две капли воды похож на отца. Среди моих знакомых таких случаев нет вообще. Самое большее - отдаленное сходство, а есть и такие, кто не похож абсолютно. Ох, начинаем сначала...

Кассандра: Про миледи. Даже если первую попытку убийства списать на состояние аффекта, в котором Атос, такой убийственно хладнокровный, спокойный, невозмутимый. вдруг потерял голову и забыл все нормы поведения доброго христианина, то милосердный Бог всё равно дал ему шанс исправиться. Чем же обернулась его попытка номер два? Все знают. Однако вот она - возможность проявить истинно христианские добродетели - милосердие, способность прощать, снисхождение к низко павшему. Ну, он её простил, конечно, когда ту уже ничто не могло спасти от казни, которую муж, обязанный любить жену, так хладнокровно и рассчётливо подготовил. Да он её просто затравил! Замечу, что дАрт, хоть и моложе, гораздо хуже воспитан и образован, не так знатен, и. само собой, не столь благороден, всё же оказался способен приблизиться к тому, как должен был повести себя христианин. А вот именовавший себя таковым - этого сделать не сумел. Что не мешало ему продолжать относить к себе определение "христианин" всю оставшуюся жизнь.

Евгения: Вторая попытка - практически самооборона. Если б миледи тогда отпустили - она бы таких дров наломала... Могли, конечно, в суд. Но она уже сбегала из тюрьмы, обольстив тюремщика - раз. Сбегала от Винтера, обольстив Фельтона, фактически тюремщика - два. Понятно, что в третий раз наступать на те же грабли не стали.

Кассандра: Хорошо. Евгения, как по-вашему, какие чрезвычайные обстоятельства могли заставить Атоса открыть истину, которую он готовился скрывать от него всю жизнь? Я думаю, что у знатного-великолепного графа было достаточно связей, чтобы все церковно-юридические препоны обойти с самого начала. Но он струсил. Лишь бы не судачили, что у него есть бастард, которого он выдаёт за законного сына! Ах, какая тень падёт на весь род. Но в письме, которое он оставил Раулю в бронзовой шкатулке в Блуа он написал, что к чему. Вероятно, рассчитывал, что сынок прочтёт и всё поймёт, а в глаза ему смотреть уже не придётся. Но какая не задача - граф в Англии не погиб, но и не позаботился ему написать: "Не лезь в шкатулку", а Рауль, послушный мальчик, письмо достал и прочитал. Ну и... всё. Пришлось раскрываться и признавать дитё перед обществом.

Кассандра: Про миледи. В суд надо было вести. И самим в сторожа проситься. Чем вот так в тихую отрубать голову беззащитной (на тот момент)женщине. А то как благородно - шесть (с палачом) мужчин на одну тётеньку.

Евгения: Про чрезвычайные обстоятельства - я уже говорила, не знаю. (Интересно, знал ли об этом хоть сам Дюма?) Великолепный граф в момент появления Рауля был вовсе не таким уж и великолепным и влиятельным - просто отставной мушкетер, и жил он довольно скромно, не в родовом замке, а в унаследованном у дальнего родственника поместьице. Насчет письма в шкатулке - это не факт! Неизвестно, что там вообще было. Может, семейная переписка, скорее всего, завещание, возможно, всяческие юридические акты-договоры-купчие. И всё. Дюма говорит всего лишь о "запечатанном пакете", не уточняя, что в нём.

Евгения: Про суд. Личная охрана короля - и в сторожа в тюрьму? Кто бы их отпустил из полка, кто бы их взял? Благороднее было бы ее простить и потом хоронить лучших друзей? Даже простая арифметика их оправдывает - одна жизнь за несколько спасённых.

Кассандра: Если исключить забывчивость Дюма, то чем ещё можно объяснить, что ДО отъезда Атоса со товарищи в Африку, он для виконта - ОПЕКУН, а едва они вернуличсь, как сразу: "молодой человек узнал... голос своего ОТЦА", "трепетал от радости, увидев снова своего ОТЦА", а потом, когда Атос вышел из Бастилии, "забыв обычную почтительность, бросился ОТЦУ на шею". Откуда? Де Шеврёз сдала Атоса? Вряд ли. Причём трусоватый Атос всё ещё именует Рауля приёмышем :"как ПРИЁМНЫЙ отец, я должен позаботиться о его имуществе". Возможно, он намеревался как-то замять дело снова. и мальчику пришлось напомнить папе, ху из ху.

Кассандра: Ну, с Тревилем они бы столковались, он их не раз покрывал. Да и что, неужели им, совершившим столько подвигов, не по силам было бы устроиться посторожить в тюрьму? Сомневаюсь, для них ведь преград не было!



полная версия страницы