Форум » Книги о Дюма и его героях, написанные другими авторами » Генрих Манн "Молодые годы короля Генриха 4" » Ответить

Генрих Манн "Молодые годы короля Генриха 4"

Констанция Бонасье: Интересно узнать ваше мнение о Генрихе Наваррском,а также о книге....

Ответов - 11

Констанция Бонасье: По этой книге,Генрих 4 мне представляется умным,находчивым и наблюдательным человеком,верным другом и великим правителем Франции,не смотря на ошибки и заблуждения....Не каждый правитель был настолько проницательным...

Луиза Водемон: Констанция Бонасье , у нас есть похожая тема, про Генриха 4, хоть там и не только Манн обсуждался, но, собственно, очень многое посвящено его произведению. Молодые годы короля Генриха IV

Констанция Бонасье: Спасибо,я не знала....


Ilirion: Написано более трезво и приземленно, чем Дюма о короле Наваррском, но тоже - на уровне. Меньше к сожалению - но это стиль автора - романтики, более прозаичнее. Но автор явно знал тему - тем более - тексты в конце каждого из романов дилогии на старофранцузском, как говорили они - французы в то время - время короля Наварского. Минус Дюме в этот раз только в том, что - признаюсь - когда я в свои 17 - 18 проглотил романы Дюма о Генрихе IV, тогда так и не понял, что он в конце коноцов стал таки королем Франции - там все только эти предсказния, что, как говорятся, вилами на воде писаны, а сам он бежит из Парижа домой ( имеется в виду трилогия " Королева Марго", Графиня де Монсоро " и "45").

LS: Манн писал позднее Дюма. К тому времни уже изменился взгляд на историю и изменилась литература - на смену романтизму пришел реализм.

mazarin: А я вообще не могу немецкую литературу читать. Дилогию о Генрихе я, конечно, прочитал... Но безо всякого удовольствия. Потом два раза пытался евошного братца, то бишь - Томаса, почитать. "Иосифа и его братьев". Я, наверное туповат от природы. Каждый раз я засыпал примерно на десятой странице. Я вообще философию - не очень А у них, у немцев - повсюду философия сплошная. Вечно они чего-нибудь выдумают, а мы мучайся потом!

david: mazarin Я собой горжусь - осилил страниц 20 ("Иосифа")! (Но, правда, с третьего раза)

Стелла: david , я лет в 16, по следам интереса к Дюма и эпохе, " Генриха 4" читала раза три- четыре. Сейчас могу припомнить только, что Генрих отбил Габриэль у жениха Беллегарда, по кличке " Блеклый лист" и что Габриэль мечтала на коронацию надеть платье цвета " бычьей крови". Но, будь у меня книга под рукой, перечитала бы с удовольствием. А вот " Иосифа" даже не помню читала ли. Только я собой не горжусь- за каким дьяволом перечитывала, если память позорно дырявая!

Ilirion: mazarin пишет: Потом два раза пытался евошного братца, то бишь - Томаса, почитать. "Иосифа и его братьев". Я, наверное туповат от природы. Каждый раз я засыпал примерно на десятой странице. Я вообще философию - не очень А у них, у немцев - повсюду философия сплошная. Вечно они чего-нибудь выдумают, а мы мучайся потом! Кстати о немцах, которые не совсем немцы. Германия то хотела бы, но по последним исследованиям Томас Манн в предках имел онемеченных прибалтов - куршей и пруссов, так что еще вопрос чей этой писатель. Хотя мне Генрих Манн с его дилогией о короле Наваррском много симпатичнее ,все таки Томас Манн таким макаром - наш, свой, прибалтийский писатель ( во как сказал и свое меcтонахождение тем обнаружил! ).

Ilirion: LS пишет: Манн писал позднее Дюма. К тому времни уже изменился взгляд на историю и изменилась литература - на смену романтизму пришел реализм. Я, кстати, сам пишу книги сейчас - те, что по теме приключенческие авантюрные исторические произведения - именно благодаря увлечению Дюма. Иначе бы только фантастику писал. Так что времена меняются, но не тематика и не главное. У Дюма ведь что главное - показать храбрость, доблесть и честь. О том и все мушкетеры. И о великом значении дружбы, чем тоже пронизан весь цикл о Атосе, Портосе и Арамисе, и д 'Артаньяне .Они все 4 были великими людьми ,но вместе они смогли много больше.

Папаша Бюва: Автору исторического романа всегда приходится труднее, чем простому романисту, ведь ему приходится художественный вымысел привязывать к определённым историческим событиям, вдвое сложнее задача стоит перед автором, взявшимся за описание продолжительного отрезка времени, что бы не сбиться на простой пересказ, как некогда модный в ХХ веке Пикуль. Генриху Манну это удалось, сохраняя плавность повествование и интригу. Некоторые книги стоит перечитывать дважды и более, тогда они больше откроют своих секретов, и будут доступны для понимания. Так произошло и с этой книгой. Если при первом прочтении она показалось слишком мрачной, то сейчас эмоции совсем другие. Это и радость встречи с давно знакомыми персонажами, это и большее обращение внимания на интересные детали. Сюжет знаком, но всё равно переживаешь за Генриха и Марго, следишь за их отношениями, как выкрутится король Наваррский из сложных ситуаций, как ему удастся сбежать. До известной ночи атмосфера угрожающая, нагнетающая, но Генрих увлечен любовью к Марго, (автор в это верит, и это показывает достоверно), и признаётся самому себе, что жизнь при дворе ему просто нравится. А после Варфоломея это страх, ненависть, концентрация всех сил и усилий, и Генрих нашёл парадоксальный выход: изобразить простодушного дурачка, восторгающегося мудростью Екатерины, дружащего с Гизом, посещающего собрания Лиги. Много понадобилось выдержки, чтобы выдержать все провокации и унижения, как в истории с использованием как орудие, карлицей Большой Бертой. Современники Манна вероятно уловили тонкую иронию, вспомнив тогдашнюю хвалёную германскую суперпушку, носящую одноименное название. Но и без отсылок к Дюма не обходится: Манн проходится по Ла Молю, который выбалтывает любовнице Маргарите про готовящийся побег Генриха и герцога Алансонского, а та - матери. В результате беглецов пожурили, а болтуна Ла Моля с напарником - казнили. Этим событием и последующей смертью Карла Девятого кончается "Королева Марго", но не наш роман. Генрих продолжает жить в плену теперь при дворе Генриха Третьего, большого ценителя мужской красоты. Кстати, говоря о Генрихе III часто забывают, что он был одним из главных вдохновителей варфоломеевской резни, но от зоркого ока Манна не укрылось это важное обстоятельство. На критике новых порядков королевского двора играет Генрих Гиз, с которым Генрих Наваррский учреждал католическую Лигу. Описание проповеди монаха Буше (коллеги брата Горанфло): Люди давили друг друга, лишь бы протиснуться поближе к кафедре, хотя бы одним глазком взглянуть на проповедника. Но они видели только разинутую пасть, ибо этот Буше был ничтожного роста и к тому же кривобок, он едва высовывался из-за края кафедры. Плевался, однако, очень далеко. Его речь то и дело переходила в лай, а если в ней и оставалось что-то человеческое, то оно было весьма далеким от всех привычных звуков - это ведь не только про Буше, прямым текстом отсылка к лидеру современной Манну некой очень патриотической партии, которая основана и объединена как и Лига, на ненависти к инакомыслящим. А дальше вот это: Когда он кончил, служители приволокли вместительные мешки, из которых потекло золото испанской чеканки, и текло оно, не иссякая. А казначей, следуя приказаниям герцога Гиза, распределял деньги среди старшин, священников, влиятельных граждан, чиновников и военных. За это каждый проставлял свое имя на листе с именем лотарингца и при этом еще выкрикивал: «Свобода!» Так была заложена основа Лиги. "Черт возьми", подумал я, "ничего не меняется, и по сей день почему то громче всех верещат о свободе, получающие деньги от иностранного государства". Итак, Генрих Наваррский бежит из Лувра, где он находился в плену у мадам Екатерины и Генриха III, предварительно сделав доброе дело для почитателей трилогии Дюма - свернув шею шуту короля, который вздумалось изображать призрак Колиньи, тем самым освободив место для незабвенного Шико. Генрих Бурбон - вальтерскоттовский герой, который стоит над схваткой партии, вот и здесь наваррец с нуля начал формировать свой двор и сторонников, объявив: я король для всех! И потянулись к нему представители обеих враждующих партий, которым осточертел религиозный фанатизм. Причем сам король и его придворные вообще не ходили на церковные мероприятия. Второй принцип короля - милосердие, чуть не погибнув в городе. попав в ловушку, Генрих садится на площади пировать с горожанами за примирение, по древней традиции русских князей, которые не прятались от населения каменных феодальных замках, а жили в городах, потому что свои, таким своим и становился король Наваррский. Его умение превращать врагов в друзей - это его третий принцип. Сколько влиятельных людей Франции, воевавших с гугенотами и с Генрихом, стали его верными сторонниками! К примеру маршал Бирон (под которого косил некий курляндский конюх, изменивший буковку е в своей фамилии на о). Будучи врагом наваррца он был вынужден пойти в отставку, из за постоянных насмешек Генриха, ославившего его как беспробудного пьяницу. Когда же Генрих был зажат предводителем Лиги герцогом Майенским в некой деревне Арк, именно Бирон способствовал первой победе Генриха и его первому шагу к трону... наверно символично, что из той же деревни начала освобождение Франции "орлеанская дева" веком ранее. Марго, пережив роман с "красавцем Бюсси" вернулась к Генриху, став наконец действующей королевой Наваррской, чему мы вместе с автором искренне порадовались. А вот их окончательный разрыв, автор похоже переживал больше, чем Генрих Наваррский... Кстати, только здесь узнал, что мадам де Сов, отравленная Екатериной по воле Дюма, на самом деле жива, и пережила многих тут действующих лиц. История четырех Генрихов - это история трёх исторических персонажей и автора, который пережил вместе с героями драматические события Франции 16 века, а вместе с ними и мы, читатели.



полная версия страницы