Форум » Диссертации, догматические и умозрительные » Лошади в романах Дюма » Ответить

Лошади в романах Дюма

Лейтенант Чижик: Не вынесла душа поэта. Приступим :)

Ответов - 56, стр: 1 2 All

Лейтенант Чижик: Мекленбургская порода Мекленбургские лошади старательны, дружелюбны и к тому же храбры, они очень подходят для езды верхом. Твердый и плавный ход во всех аллюрах. Мекленбург является ближним родственником ганновера и очень похож на него внешне. Ганновер крупнее, а мекленбург коренастее. Это сильная, приземистая и крепкая лошадь. Мекленбург, в основном, используется как рабочая лошадь. Лошади этой породы использовались, в основном, в кавалерии, но после второй мировой войны были направлены усилия на создание универсальной верховой лошади с хорошими качествами. Страна происхождения Германия. Высота в холке 152 - 163 см. Масть любая однородная. LS пишет: Именно эту "сильную, преземистую и крепкую лошадку, в основном использовавшуюся в рабочих целях," Арамис выбрал себе САМ, отправляясь на осаду Ла-Рошели Эт я знаю :)) Но они верховые были в те времена, а сейчас - наполовину верховые ;))) Теплокровки, не тяжики. :)))

Лейтенант Чижик: Андалузская порода У андалузской породы блистательное прошлое: на этих конях короли выезжали на парады, мчались в бой благородные рыцари, покоряли Новый Свет конкистадоры, и по всему христианскому миру гремела слава испанского коня. Андалузская лошадь - это целая эпоха в развитии мирового коневодства; это сама история искусства верховой езды; это кони легендарного Эль Сида и Кортеса, корифеев выездки и героев исторических романов. Именно этих коней, их пышные формы и горбоносые головы изображали художники эпохи Возрождения. Происхождение андалузских лошадей точно неизвестно, но наиболее вероятна гипотеза, что они произошли от скрещивания пони сорайя (Sorraia), дальних родственников примитивных тарпанов, и североафриканских берберийских лошадей. Произошло это в предоположительно в 7-8 веках нашей эры. Порода достигла своего расцвета после завершения Реконкисты (изгнания мавров). Андалузские лошади стали известны по всей Европе и признавались первыми среди верховых; они уступали в популярности лишь лошадям лучших восточных пород. Герцог Ньюкэстл в XVII веке писал о них: "Из всех лошадей мира лошади Испании наилучшие. Отборные экземпляры их, я могу ручаться, - самые благородные на свете, и не найдется лошади, которая была бы лучше сложена, от кончиков ушей до копыт. Не так легки, как берберийцы, не так тяжелы, как неаполитанцы, живого, понятливого нрава, они отличаются еще прекрасными движениями. Их шаг, рысь и галоп не оставляют желать лучшего. По-моему, нет лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении". Андалузские лошади назывались "генеты" - это слово по-испански означает "всадник", а происходит оно от названия одного из иберийских племен. С появлением огнестрельного оружия относительно более сухие и легкие "генеты" стали вытеснять породы тяжелых рыцарских коней средневековья, таких, как фризы или баварские ротталеры. Одновременно с испанской породой по Европе распространялся и испанский стиль езды, отличавшийся от стиля езды рыцарей большим контактом с лошадью и большей маневренностью. Позднее на его основе сложилась испанская школа верховой езды. Под большим влиянием андалузской крови начала формироваться целая группа новых пород, близких к "испанцам" по типу и использованию. Наиболее известные из них происходят из дворцовых заводов, возникших в XVI веке: Фредериксборгского, Кладрубского, Липпицанского. Тогда же возникли и знаменитые школы верховой езды: Неаполитанская и Испанская придворная в Вене. В них культивировалась испанская школа верховой езды, принципы которой развивали Гризоне, Плювинель, Ла Гриньер. Ее особенность состояла в том, что лошадь должна была двигаться в максимальном сборе, перенеся основную нагрузку на задние ноги и тем самым освободив перед. Элементы этой выездки весьма сложны и требуют от лошади не только контакта со всадником, гибкости, поворотливости, но и определенной "силовой подготовки", так как при их выполнении задние ноги лошади выдерживают большое напряжение: это разнообразные "школьные" прыжки, например с приземлением на задние ноги (курбет), стойки на сильно согнутых задних ногах (левада) и т.д. Первоначально все эти приемы были нужны для ведения поединка, но позднее составили как бы особый вид искусства. В лошади ценились в первую очередь эффектность, парадность, а резвость имела мало значения. Многие элементы испанской школы выездки сегодня считаются искусственными, однако именно на ее основе развились современные принципы искусства верховой езды. В XVI-XVIII веках вкусы несколько изменились. В этот период в искусстве господствовал стиль барокко, и в моду вошли лошади более пышных форм, более тяжелые и рослые. Новому идеалу больше всего соответствовала неаполитанская порода, которая происходила от андалузских и берберийских лошадей. Особенности неаполитанской породы, не сохранившейся до наших дней, можно заметить, сравнивая современных андалузских лошадей с липпицанскими старого типа и особенно кладрубскими: последние рыхлее, несколько растянуты, у них чаще бывает мягковатая спина, профиль головы уже не с изящной горбинкой, а сильно выпуклый, начиная прямо с переносицы. Испанские "генеты", хотя и были очень близки к неаполитанцам по типу, все же отличалась гораздо большей сухостью и компактностью, в них больше чувствовалась восточная кровь. Однако неаполитанская порода стала настолько популярной, что даже в самой Испании скрещивания с ней поощрялись королем. Новый, так называемый "германский", тип все больше вытеснял старую породу. Неконтролируемое прилитие местной крови почти разрушило породу навсегда, если бы не вмешательство монахов картуханского ордена. Они начали возрождать и разводить в чистоте андалузскую породу лошадей на их конном заводе в Хересе-де-ла-Фронтьера, который до настоящего времени, наряду с Кордовой и Севильей, является главным центром конезаводства. До сих пор "картезианские" лошади считаются самыми лучшими в андалузской породе, а конный завод в Хересе остается самым известным местом ее разведения. Экстерьер Типичный андалуз достигает 156 - 166 см в холке. Голова средней длины, профиль слегка выпуклый или прямой с широким лбом и высоко поставленными ушами. Глаза большие, живые, овальные. Шея пропорциональной длины, широкая, но изящная и красиво изогнутая. Грива пышная. Хорошо выраженная холка переходит в короткую спину; бёдра широкие и сильные. Круп округлый и средней длины. Хвост обычно пышный, длинный. Около 80 % андалузов светло-серые или других серых отмастков, 15 % - гнедые и оставшиеся 5 % - вороные, буланые или соловые. Ранее в породе встречались все масти, включая чубарую. Андалузские лошади обладают живым, но послушным темпераментом. Они чувствительны и понятливы, отзывчивы и общительны, быстро обучаются и легки в управлении, андалузские жеребцы при всей своей энергии и подвижности очень добронравны и послушны. Вороной ;)

LS: Ну, наконец! Спасибо! :)

Лейтенант Чижик: Под испанскими лошадьми без указания конкретной породы могут пониматься ещё неаполитанские лошади. Они были тяжелее андалузов. В настоящее время эта порода не существует. Берберийская порода Берберийская (или варварийская) лошадь уступает в красоте и утонченности форм такой элите конского мира, как араб или ахалтекинец: голова у нее сухая, но немного грубоватая, с прямым или выпуклым профилем, шея недлинная и толстоватая, хотя достаточно высоко поставленная и нередко с длинным затылком, а круп часто свислый. И все же в прошлые века эта порода была одной из самых ценимых в Европе. Резвый, верткий, приемистый берберийский конь был среди лучших и на войне, и на манеже. От арабов берберийцы выгодно отличались более крупным ростом (сегодня он колеблется от 147 до 157 см). К тому же бербериец легок и сух, у него компактный корпус, прямая спина, сухие прочные ноги. Добавьте к этому феноменальную выносливость "детей пустыни", их долголетие и крепкое здоровье. О них говорили: "берберийцы умирают, но не стареют". Масть берберийских лошадей в основном серая, но встречается и гнедая, вороная, караковая, рыжая, и даже другие, более редкие. Правда, считается, что серая масть распространилась в породе сравнительно недавно, вместе с арабской кровью, а изначально берберийцы имели в основном темные масти. Родина берберийской породы - Северная Африка от Ливии до Марокко, именуемая по-арабски Магриб, или Запад. Здесь, на краю величайшей пустыни мира, история коневодства насчитывает не одну тысячу лет. Лошади появились в Северной Африке еще в середине II тысячелетия до н. э., вместе с завоевателями, пришедшими откуда-то из Малой Азии или европейского Средиземноморья. Прошли века, и славу лучших всадников Африки завоевали нумидийцы. Они ездили верхом без седел и узды, и лошади их, хотя были некрупны и неказисты, отличались резвостью, выезженностью и легкостью в управлении. Начиная с III века до н. э., упоминания о них в трудах римских ученых становятся регулярными. Нумидийцы участвовали в Пунических войнах на стороне Карфагена. Берберийскую лошадь можно считать потомком нумидийской; правда, она испытала влияние и других пород, попадавших в Северную Африку. Название берберийской породы очень древнее и связано, скорее всего, с завоевателями-варварами. Старый тип берберийской лошади, возможно, приближался к типу донгольской лошади из Нубии - сравнительно рослой, поджарой, с крупной горбоносой головой, длинной шеей и сильно спущенным крупом. В 429 году Северную Африку завоевали вандалы - с ними на континент проникли лошади европейского типа. Во время завоевания Испании берберийские кони вместе с маврами проникли в Европу, где вскоре заслужили очень хорошую репутацию. В средние века берберийцы широко использовались для улучшения старинных европейских пород и выведения новых. При их участии создавались породы испанского типа (андалузская, неаполитанская и др.). На юге Франции берберийцы широко использовались для создания ремонтной лошади. Сегодня берберийская лошадь достаточно широко распространена в странах Северной Африки. Немало поклонников берберийцев есть и Европе, особенно во Франции.

LS: Лейтенант Чижик Мне приходилось читать, что африканские лошади у европейцев в XVI-XVII считались "слишком нервными", даже истеричными. Поскольку из африканских лошадей я знаю только береберийских, то мне показалось, что это определение можно отнести и к ним. Это так?

Лейтенант Чижик: Першеронская порода Масть: серая (со всеми отмастками), вороная Высота в холке: 1,50 - 1,65 м (маленькая). 1,65 - 1,80 м (большая) Масть в основном серая, включая все отмастки. Встречается вороная. Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции. О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади. Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей. До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.

Лейтенант Чижик: LS пишет: Мне приходилось читать, что африканские лошади у европейцев в XVI-XVII считались "слишком нервными", даже истеричными. Вполне возможно. А африканские лошади - это ещё арабы и ахалтекинцы (выложить и про них?). А где вам приходилось это читать, если не секрет? Я не могу взять в толк, что имелось в виду под "английскими лошадьми". Если африканцы, от которых произошла современная английская чистокровная, были не в ходу, то кто тогда? Потомки рыцарских коней, современные шайры и клейдесдайли?

LS: Лейтенант Чижик По-моему, это было рассказано в связи с Дианой де Пуатье. то ли у Эрланже, то ли в "Замках Луары во времена Возрождения". Лейтенант Чижик пишет: арабы и ахалтекинцы (выложить и про них?) Ага. А также про пикардийских лошадок (или если это слишком узко, про французские местные породы вообще)

Лейтенант Чижик: LS Спасибо :) Правда, со "времён Возрождения" прошло хорошую эволюцию огнестрельно оружие, а это значит, что изменился и типаж боевой лошади, задающей параметры "идеаального коня". Лошади должны были уметь быстро ложиться и вскакивать, подниматься на свечу, выполнять элементы в воздухе, хорошо прыгать. Так что популярность африканцев вроде бы должна была возрасти... LS пишет: А так про пикардийских лошадок (или если это слишком узко, про французские местные породы вообще) Постараюсь сделать это в ближайшие дни. Теперь пара слов об элементах Высшей Школы. Описание курбета и картинки одолжены из "Конной библии" де Ла Гериньера (нач. XVIII века). Утешусь тем, что Гериньер через главу стенает о том, что езда нынче уже не та, а вот сто лет назад всё было сильно хорошо :))) Вольт По сути своей вольт - движение лошади по кругу любым аллюром. Я не буду приводить детальное описание направления, диаметра круга и переставления ног. :) Крубет Курбетом называется прыжок, при котором перед лошади более приподнят, чем на мезэре, а сильно согнутые задние ноги сопровождают движение, отталкиваясь от земли в момент опускания передних ног.

Лейтенант Чижик: Осмотрев перед покупкой андалузскую шестилетку, Атос "не нашёл ни одного изъяна". Если это не преувеличение, то, исходя из нижеследующей статьи, ему можно позавидовать. Или посочувствовать. А заодно составить примерный портрет уникального коня. Повторное изложение достоинств и недостатков экстерьера лошади, о которых шла речь в трех предыдущих статьях, с точки зрения исследования лошади перед покупкой Первое, в чем следует удостовериться после того, как телосло¬жение лошади понравилось, есть отсутствие всякой хромоты при проводке рысью в поводу по брусчатке. Хромающая лошадь обозначает головой каждый темп и сильнее опирается на здоровую ногу, чтобы облегчить тем самым себе опору на больную ногу. Есть лошади, которые при движении отмахива¬ют головой каждый темп аллюра, как если бы они были хромыми, и такую ложную хромоту обычно именуют «хромотой на повод». Перед подробным осмотром лошади следует изучить ее рот на предмет определения ее возраста, если только характеризующие возраст признаки не были преднамеренно изменены, как об этом будет сказано в следующей главе. Затем следует обследовать лошадь в порядке, установленном выше, то есть начиная с переднего отдела. Что голова лошади мала, суха, коротка и хорошо приставлена. Что профиль головы прям, без малейшей вогнутости или, напро¬тив, с незначительной горбинкой. Что на голове есть отметина в виде звездочки или проточины. Что надглазные ямки не запали. Что глаза ясны, живы и веселы. Что глаза не слишком велики или, напротив, малы, что нет за-мутнения зрачка и темноты в глубине глаза. Осмотреть глаза на предмет отсутствия малейшего бельма, проверить, что зрачок велик и широк, что он не имеет «дракончика» или зеленоватого от¬тенка внутри. Что совсем нет «квадратности» ганаша, между образующими его костями есть достаточно пространства и нет каких-либо уплотне¬ний и гланд. Осмотрев рот, убедиться, что разрез рта не слишком мал и не слишком велик, что язык и губы не закрывают десны, а сам язык не был поврежден железом. Что десны достаточно высоки и сухи, не будучи при этом остры¬ми, и ни в коей мере не слишком округлые, низкие и мясистые. Что ноздри достаточно открыты и правильно очерчены. Что подбородок не слишком плоский и не слишком выдающий¬ся, что на этой части нет никаких повреждений, уплотнений и ранок. Что шея имеет высокий выход и желобок под гривой, что она не слишком тонка и не слишком толста и ни в коем случае не перевернута и не низко приставлена. Что холка длинна и суха, а между холкой и шеей нет никакого провала. Что плечи лошади плоские, сухие, свободные и подвижные, что они не слишком массивны, не слишком узки и нескованны. Что грудь ни в коей мере не слишком широка, не узка и не выда¬ется вперед. Что лошадь совершенно не высоконога, что передние ноги пря¬мы от колена до пута. Что предплечье передней ноги длинно, широко и жилисто. Что запястье плоское, широкое и сухое, что отсутствует кози-нец, а само запястье не имеет выростов и налива. Что пясть широка и коротка относительно роста лошади. Что нет накостников, выступающих косточек и нпалывов. Что нерв ноги отделен и удален от кости, без уплотнений и на¬лива. Что путовый сустав велик и жилист, без нароста и наливов, что он ни в коей мере не слишком мягок. Что бабка не слишком длинна и не слишком коротка. Что нет ни торцовости, ни «играющих» бабок. Что бабка стоит ровно, а шерсть на ней лежит, не топорщась. Что венчик идет вдоль края башмака, нисколько не выступая над ним. Что он нигде не поврежден и не ранен. Что копыто не слишком мало и не слишком велико, что форма копыта округла, а его рог темен и целен. Что копыто нисколько не сжато в пятке, а стенки копыта имеют равную высоту. Что рог стрелки эластичен, а сама стрелка не слишком велика и не слишком мала. Что нижняя часть копыта вогнута без ослабления его подошвы. Что копыта нисколько не плоские, не сжатые в пятках, что нет ни трещин, ни вновь отросшего вместо утраченного рога, что нет никаких признаков копытного ревматизма. Что лошадь четко ставит копыта, что нет ни размета, ни косола¬пости. После чего перейти к осмотру корпуса и заднего отдела. Убедиться, что спина достаточно коротка, а позвоночник широк, прям и крепок. Что спина нисколько не провислая, что грудная клетка в поперечнике кругла, а нисколько не узка. Что живот лошади достаточно велик, что паха ее невпалые и не вздымаются, когда она в покое. Что ее дыхание ровно и бесшумно. Что круп ее круглый и широкий, нисколько не крышеобразный, а маклоки совсем не выступают наружу. Что бедра не слишком коротки и не слишком длинны. Что хвост хорошо приставлен, плавно ниспадает от крупа, репица толста, сильна и с богатым волосом. Что задняя часть крупа и голени хорошо обмускулены и ни насколько не сближены друг с другом. Что скакательные суставы велики, широки, жилисты и сухи, что они нисколько не сближены и не вывернуты наружу, что на них нет ни курбы, ни шпата, ни тому подобных пороков. Что плюсны широки, плоски, сухи, жилисты и не слишком покрыты шерстью. После столь тщательного исследования каждой из частей лоша¬ди ее надо испробовать под верхом, чтобы убедиться, что она идет хорошо, легко и высоко поднимает передние ноги, не занося их ни внутрь, ни наружу. Лошадь, которая заносит передние ноги внутрь, ставит их на одну линию и переносит одну через другую при движении. Лошадь, которая заносит передние ноги наружу, выбрасывает их, высоко поднимая, в стороны. Первый порок ведет к засечкам, а второй - к быстрой усталости и разрушению ног. Чтобы лучше видеть правильность хода, лошадь надо вести по прямой шагом, и ни в коем случае не галопом, как часто это хотят сделать торговцы, желающие поскорее сбыть таких лошадей. После этого надо убедиться, что спина лошади не прогибается под весом всадника; что голову лошадь несет высоко и верно, совершенно не тряся ею; что шаг лошади верен и она не спотыкается, что лошадь легко и уверенно галопирует, легко принимает шпору, что легко собирается в остановке даже тогда, когда всадник сдает руку. Лошадь, обладающая всеми вышеперечисленными достоинствами, не имея притом указанных недостатков, будет, несомненно, превосходным животным, и такую лошадь очень редко можно встретить, но, поскольку главным для знатока является знание всех подробностей, я решил поместить это перечисление в конец данной главы. Автор - всё тот же адаптированно переведённый де Ла Гериньер.

Лейтенант Чижик: Ну, вот и мой сайт пригодился... :) Ахалтекинская порода На протяжении трех тысячелетней своей истории эти лошади выделялись среди остальных большим ростом, мужественностью и выносливостью в походах, легкими, неутолительными для всадника движениями, величественной красотой. Осознавая достоинства этих лошадей, многие народы стремились завладеть ими, о них мечтали и китайские императоры, и русские цари. В Туркменистане эту породу выращивают уже 3000. С ахалтекинцами сравнимы лишь туркменские лошади из Ирана. Основные области разведения ахалтекинской породы – Туркменистан и Казахстан. На кавказском конезаводе Терек выводят новую линию. С её высоко выступающей головой на также высоко посаженной шее текинцы – выдающиеся лошади. Плечи хорошо косо посажены. Холка отчётливо определена. Грудь узкая. Корпус длинный, глубина для подпруги невелика. Грива и хвост тонкие, шелковистые, хотя и негустые. Как и у всех пустынных лошадей, волосяной покров ахалтекинцев очень тонкий. Наиболее часто встречаются рыжая, гнедая, буланая и светло-соловая (паломино) масти. Бывают, однако, серые и вороные. Судьба ахалтекинской лошади сложна и полна драматических эпизодов. Завоевание Туркмении привело к изменению жизненного уклада кочевников-туркмен, прежде промышлявших набегами. С переходом на оседлость исчезла необходимость в разведении породистого боевого коня, что заметно подорвало экономические основы коннозаводства. Тогда порода не погибла только благодаря энтузиазму наместника царя, генерала Куропаткина, организовавшего в 1897 году близ Ашхабада Закаспийскую случную конюшню, куда были собраны лучшие жеребцы-производители, а позже и племенной рассадник, куда покупались лучшие кобылы и где были созданы достойные условия содержания. Но и после порода неоднократно оказывалась в критическом состоянии, ведь количество маток, по которому судят о процветании породы, на протяжении последних 100 лет не превышало 700 голов, опускаясь в отдельные периоды ниже 200, и этот немногочисленный племенной материал периодически растаскивался. Так, в 1904-1905 годах англичане вывезли в Индию 214 текинских маток, а в 1919-1920 - 60 лучших жеребцов. В 1926 -1927 годах на Кавказ и в другие районы для военно-ремонтных конных заводов вывезено 270 жеребцов и 85 кобыл. А сколько их погибло в две мировые и гражданскую войны или в периоды упразднения кавалерии и "снижения роли лошади в народном хозяйстве"? И хочется задать вопрос. Если при всех перипетиях, выпавших на долю этой породы, она продолжает восхищать и удивлять своими достоинствами, то какие огромные резервы она имеет и каких результатов можно от нее ожидать, если создать все условия для реализации этих резервов? Арабская чистокровная порода Арабская чистокровная порода лошадей - одна из самых древних. Ей обязаны своим происхождением Чистокровная верховая, Орловская рысистая, Русская верховая, Терская, Липпицанская и многие другие. Арабские лошади поражают красотой и гармоничностью форм. У них маленькая голова, большие выразительные глаза, по-лебединому изогнутая шея, стройные, словно точеные ноги. В породе различают несколько типов лошадей. Основные из них кохейлан, сиглави и хадбан. Сиглави олицетворение характерного типа арабской лошади, кохейлан менее наряден, но более делен, как говорят коневоды. Наиболее ценными считаются кохейлан-сиглави, сочетающие в себе красоту сиглави с дельностью форм кохейлана. Хадбан – наиболее сильная, крупная и выносливая из всех арабских лошадей. Арабская – порода с очень многогранными качествами. Аллюры этих лошадей не соответствуют требованиям, предъявляемым в выездке и конкуре, но, тем не менее, они используются всюду. Однако прежде всего, арабы, как и в древние времена используются для облагораживания других пород лошадей. Арабские лошади тонкокостны, у них слегка вогнутый профиль, что придаёт морде характерное только для арабов выражение. Волосяной покров, грива и хвост тонкие и шелковистые. Спина короткая, холка плоская, грудь глубокая и широкая. Знаменитые парящие аллюры арабов создают впечатление, что лошадь летит над землёй. В отличие от других лошадей арабы имеют только 17 пар рёбер, 5 поясничных позвонков и 16 хвостовых (у остальных лошадей это распределение таково: 18 – 6 - 18), поэтому у них прямой круп и очень высоко поставленный хвост. Лошади арабской породы легко приспосабливаются к любой среде, нетребовательный к корму. Они бывают слегка возбудимы, но в остальном это кроткие и дружественно настроенный лошади. У них экономичные и свободные аллюры, что позволяет им нести достаточно большой вес на немалые расстояния.

Nataly: Лейтенант Чижик пишет: Так что популярность африканцев вроде бы должна была возрасти... Насколько я знаю, в 19 веке арабы и ахалтекинцы очень ценились.

Лейтенант Чижик: Nataly Открою страшную тайну: в 20 и 21 веках - тоже. :)))

Лейтенант Чижик: Мул (от лат. mulus), домашнее животное, гибрид лошади (кобылы) и осла (самца). Имеет внешние признаки обоих родительских видов. От кобылы мулы наследуют величину тела и способность к быстрому движению, от осла — выносливость и исключительную по его размерам работоспособность. У них грубая голова с большими ушами, прямая шея с короткой гривой напоминают ослиные. Экстерьер мулов и их рост зависят от породы их родителей. Отличаются долголетием (живут до 40—50 лет, сохраняя работоспособность иногда до 30—40 лет), меньшей восприимчивостью кзаболеваниям, нетребовательностью к корму и уходу. Мулы, как правило, бесплодны (известны несколько случаев получения приплода от спаривания самок мулов с жеребцами и ослами). Основная масть мула определяется мастью кобыл. По работоспособности различают два типа мулов — вьючный и упряжной. Высота в холке у вьючных животных 110—140 см, у упряжных до 160 см. Вьючные мулы весят 300—400 кг, упряжные — 400—600 кг. Тяговое усилие в зависимости от характера работы и индивидуальных особенностей составляет 18—20% от их веса. Осёл (ишак) — одомашненное непарнокопытное млекопитающее рода лошадей. Осел был одомашнен в верхнем неолите, 5–6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии и долгое время был основным транспортным животным. Осла используют для перевозки грузов под вьюком и в упряжи в странах с сухим жарким летом и короткой зимой. Он плохо переносят холод и затяжные дожди. Осел вынослив, неприхотлив к кормам, меньше подвержен заболеваниям и более долголетен, чем лошадь. В образовании пород домашнего осла участвовали оба подвида дикого осла. Домашний осел изменчив по окраске и размерам; встречаются белые, черные, коричневые и серые ослы всех оттенков. Могут быть гладкошерстные, длинношерстные и курчавые разновидности.

LS: Nataly пишет: 19 веке арабы и ахалтекинцы очень ценились Лейтенант Чижик пишет: в 20 и 21 веках - тоже. *о своем* А в XVII?

Лейтенант Чижик: LS пишет: А в XVII? Сложный вопрос, тем более сложный, что каждый автор самой захудалой статейки изобретает по этому поводу своё мнение, при чём считает своим святым долгом сделать это мнение совершенно непохожим на все высказанные ранее. По моему скромному мнению, арабы ценились, если не как верховые лошади, то как универсальные улучшители любой породы. В истории практически каждой европейской породы лошадей стоит пометка, что в упомянутых веках здесь пробегали арабы. Ла Гериньер в своём XVIII столетьи про берберийцев пишет, что они спокойнее испанских лошадей. Ссылку на блестящий прошлый век он, вопреки своему обыкновению, не даёт. В адрес турецких лошадей Ла Гериньер высказался следующим образом: Турецкие лошади не так хорошо сложены, как испанские или берберийские, и часто грешат тонкой шеей и карпообразно спиной. Корпусом они длинны, рты их сухи и не дают верного упора в мундштук, у них мало памяти, они гневливы, ленивы, а отборные экземпляры склонны к ландсадам, в остановках сбрасываются с повода и ложатся на плечи. У них также слишком тонкие, но при том очень жилистые ноги, и даже длинные бабки не бывают у них слишком мягкими. Они способны к тяжёлой работе в поле при малом количесте корма, а также мало подвержены болезням. По своим достоинствам и недостаткам турецкая лошадь больше подходит для скачки, чем для манежа. Мне кажется, что имелись в виду как раз арабы или ахалтекинцы. Но это восемнадцатый век. *Подводит черту* В общем, история пока молчит, но я склонна считать, что арабы не арабы, а берберийцы успехом точно пользовались. А в андалузских лошадях ого-го сколько арабской крови намешано ;)

Лейтенант Чижик: Обещанные сведенья о лошадках французских окраин. В целом это прошлые военные, реже сельскохозяйственные лошади, обратившиеся ныне в упряжных или верховоупряжных. Самые известные: Бретонская порода Французская порода, включающая 2 внутрипородных типа. Упряжной тип - местные, очень выносливые, неприхотливые к корму и условиям содержания лошади средних промеров. Два этих типа породы существовали уже в конце средневековья. История породы уходит корнями в прошлое, но до сих пор нет единого мнения о ее происхождении. По одной из версий породе 4 000 лет или больше. Порода была завезена в Европу арийцами, мигрирующими из Азии. По другим версиями, порода происходит от лошадей которые разводились Кельтскими воинами. Почтовый тип - способные к быстрым аллюрам лошади, полученные в результате улучшения местной бретонской породы жеребцами першеронской породы, норфолькскими рысаками и гакне, а также чистокровными арабскими и верховыми английскими. Использовались в 1930 в Эстонии для улучшения торийской породы. Порода очень популярная во Фразции и широко экспортируется по всему миру. В настоящее время во Франции бретонская порода разводится главным образом для производства мяса, также бретонец используется для работы на маленьких фермах. Булонская порода Какая-то уникальная лошадь: в Интернете времена её возникновения колеблются от XIX века нашей эры до примерно того же столетия до нашей эры. Я склонна верить золотой середине. Высота:155-165см Масти:серая,гнедая,рыжая Экстерьер:голова элегантная и короткая,с плоским широким лбом,полными достоинства глазами,широкими ноздрями и маленькими подвижными ушами.Шея мускулистая, сильная, средней длины с гребнём, который у кобыл иногда отсутствует.Грудь широкая и округлая.Спина прямая, конечности сильные и крепкие. Оброслость ног незначительная. Булонский тяжеловоз родом из северо-восточной Франции. Породу массивных лошадей разводили на побережье пролива Па-де-Кале задолго до христианского периода. Первый прилив новой крови осуществили древние римляне. Существует версия, что порода ведёт своё происхождение от лошадей нумидийской кавалерии, стоявшей лагерем на побережье вблизи Булонь – сюр – Мер перед вторжением Юлия Цезаря на территорию нынешней Великобритании. Но, вероятно, это всего лишь легенда. Прилитие восточных кровей в породу состоялось в период крестовых походов, в основном благодаря работе двух коневодов: Эсташа, графа из Булони, и Робера, графа из Ортуа. В 14 веке представители этой породы служили боевыми лошадьми. Так как в те времена боевые лошади должны были носить тяжёлые доспехи, от них требовалась сила и мощь, и для развития в породе таких качеств местных кобыл скрещивали с крупными северными жеребцами и тяжёлыми немецкими лошадьми из Мекленбурга. Испанская оккупация Фландера в 16 столетии принесла в регион большое количество андалузских лошадей, чья кровь длительное время также воздействовала на формирование породы. В семнадцатом столетии порода стала известна как булонская и разделилась на два внутрипородных типа – мелкий и крупный. Лошадей этой породы использовали для быстрой доставки свежей рыбы из Булони (города, в честь которого они и получили своё название) в Париж менее чем за 24 часа, для чего они идеально подходили благодаря своей резвой, энергичной и устойчивой рыси. По этой причине порода заслужила название «Марьиер», означающее по-французски «продавец рыбы». Сейчас эти способности породы вспоминаются каждые два года в традиционной командной гонке, называемой «Рыбная дорога». В семнадцатом же столетии булонские лошади начали пользоваться отличной репутацией у торговцев из Пикардии и Нормандии, приезжавших купить хороших животных для перепродажи и личного пользования. Булонские лошади почти полностью исчезли в течение Первой и Второй мировых войн, когда конные заводы, в основном находящиеся в зонах боевых действий, были практически разрушены, а племенное поголовье практически утрачено. Однако благодаря энтузиастам и любителям этой породы она существует и сейчас. Сегодня булонских племенных лошадей можно найти в нескольких северо – восточных районах Франции. Они разводятся главным образом в основанных правительством конных заводах для предотвращения исчезновения этой красивой старинной породы. Одним из самых известных заводов является конный завод в Этерпине на запад от Арраса, столетиями принадлежащий барону из Герликорта. Энергичные и живые, с превосходными аллюрами, булонцы отлично справляются с ролью рабочих тяжёлых лошадей и вызывают восторг, будучи запряжены в элегантные экипажи. Порода также пользуется репутацией улучшателя других тяжеловозов, несмотря на свою немногочисленность. Согласно каталогу булонских лошадей 2000 года, насчитывается 391 заводчик и владелец этой породы, большинство из них проживают на севере Франции, а некоторые в Бельгии и Германии. Для воспроизводства предназначены 56 племенных жеребцов. Сегодня существует два внутрипородных типа: меньший, «Марьиер», или «лошадь с побережья», сейчас весьма редкий, и крупные булонцы. «Лошади с побережья» были по большей части используемы в семнадцатом и восемнадцатом веках для скоростной транспортировки свежевыловленной рыбы. Лошади этого типа достигают роста от 154 до 157 см в холке, они лёгкие, но достаточно выносливые. Крупные булонцы - это большие, сильные лошади, часто весящие более тонны. Этот тип появился в девятнадцатом столетии для работы на свекольных полях. Булонская порода признана самой элегантной тяжеловозной породой в Европе. Резвость булонцев, их элегантное телосложение, изящная голова, шелковистая шерсть, густые грива и хвост указывают на их теплокровное происхождение. Голова элегантная и короткая, демонстрирующая явные признаки арабской крови и иногда более изящная, чем у першерона, с плоским широким лбом, полными достоинства глазами, широкими ноздрями и маленькими подвижными ушами. Шея мускулистая, сильная, средней длины с гребнём, который у кобыл иногда отсутствует. Грудь широкая и округлая. Спина прямая, конечности сильные и крепкие. Оброслость ног незначительная. Сейчас в породе наиболее обычна серая масть, варьирующаяся от светло - серой до вороной в седине, но в 18 столетии часто встречались вороная или тёмно-гнедая масти. В наше время предпринимается попытка восстановить эти масти с помощью вороного жеребца-производителя Эзопа. Изредка встречаются рыжие лошади. Арденская порода Масть: гнедая, рыжая, чалая, серая, соловая, буланая Высота в холке: 1,55 - 1,65 м Использование: тяжелая упряжка Экстерьер: крупная, хорошо обмускуленная голова, мощная шея, широкая спина, раздвоенный и слегка вислый круп, прочные короткие ноги с плоскими копытами, под запястьями и скакательными суставами присутствуют густые чубчики волос. История: Порода древнейшего происхождения, арденец заслужил похвалы самого Юлия Цезаря, который высоко оценил его качества во время галльских войн. Около VII века произошли смешения с кровью араба с последующим улучшением легкости движения и скорости. Между VII и XVII веками его использовали как верховую лошадь в упряжке. В начале XIX века от скрещиваний с арабами и першеронами, булонцами и чистокровной верховой родился современный арден.

Лейтенант Чижик: С Пикардией всё глухо, а вот в направлении Гаскони забрезжил слабый свет. Отыскалась какая-то таинственная порода, настолько таинственная, что даже её графического изображения в Рунете не найти. Остается еще одна встречающаяся во Франции порода, это лошадь Тарба (cheval de la plaine de Tarbes), последняя из облагороженных лошадей Франции. Эта порода уже по тому одному интересна для иппологов, что она была предметом самых рискованных и разнообразных скрещиваний. Английская, арабская и англоарабская чистокровная, полукровная всех категорий, англо-норманны,— никто не назовет всех пород и отродий, никто не перечислит всех имен, встречающихся в истории лошади Тарба. Когда равнина Tarbes была еще частью провинции Bigorre, лошадь этой местности — le cheval bigourdan ou navarrin, пользовалась большим уважением. Герцог Ньюкестльский писал о ней еще в 1660 году следующее: „Удачные экземпляры этой расы суть лучшие лошади в мире, ибо с кончиков ушей и до копыт все в них красиво. Не так легки как берберийцы, не так тяжелы, как неаполитанцы, выносливы, живого и понятливого нрава, они отличаются еще прекрасными движениями. Их шаг, рысь и галоп не оставляют желать лучшего. По моему мнению нет другой лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении". Этими выдающимися способностями южно-французские лошади были обязаны бесспорно восточной крови, употреблявшейся для коннозаводства в соседней Испаши во время владычества мавров. Лошади равнины Тарб обнаруживают тип восточной лошади. Они мелки, очень благородны, жилисты, сухи и весьма невзыскательны, составляя прекрасный материал для ремонта легкой кавалерии. В последнее время для тарбских лошадей и вообще для южной французской лошади поставили требование большей крепости и силы.

Лейтенант Чижик: Сёдла ;)

Жан : Лошади в романах Дюма это средство передвижения и не больше. Их загоняют десятками и никто об этом не переживает (

Лейтенант Чижик: Жан, если вы на самом деле такой же отпетый невзоровец, каким кажетесь благодаря этой фразе, я жду вас в любое удобное время в любом безлюдном месте :))) А если серьёзно, то вы не правы. А Роланд в "Графине Монсоро"? Средство передвижения, не больше? Это если учитывать, что в те времена лошадь в первую очередь была именно средством передвижения. Примерно то же, что и автомобиль в наш век.

LS: Жан А Портос, переживающий о своих лошадях? ("Вот и Феб пал...")

Жан : Лейтенант Чижик пишет: если вы на самом деле такой же отпетый невзоровец *с искренним недоумением* А кто такие невзоровцы? Лейтенант Чижик пишет: А Роланд в "Графине Монсоро"? Средство передвижения, не больше? Нет. Это средство продвижения сюжета )))) LS пишет: А Портос, переживающий о своих лошадях? ("Вот и Феб пал...") А мне казалось, что он переживает не из-за коня, а из-за потери собственности. Нет, господа, главное, что Дюма плохо знал лошадей. Вот он пишет об оранжевом коньке д'Артаньна, что тот стар, ему, ужасть, 15 лет! Но для лошади это не старость. Просто автор об этом не знал. Что поделать, он многое чего не знал. Или он пишет о великолепных английских лошадях, но в 1620-х годах такой породы не было. Ее вывели только в 1670-х. И так далее и тому подобное.

Anetta: Жан главное, что Дюма плохо знал лошадей. Это Вы об этом :))) «Они направились к Портосу, как вдруг на углу улицы Дюбак встретили Мушкетона, который с унылым видом гнал перед собой мула и лошадь. - Да ведь это мой буланый жеребец! - вскричал д'Артаньян с удивлением, к которому примешивалась некоторая радость. - Арамис, взгляните-ка на эту лошадь! - О, какая ужасная кляча! - сказал Арамис.» Или это погрешности перевода?:(((

Anetta: «Мушкетер(Атос) отыскал превосходную андалузскую лошадь, шестилетку, черную как смоль, с пышущими огнем ноздрями, с тонкими, изящными ногами.» Андалузская лошадь «Через четверть часа в конце улицы Феру появился Портос на прекрасном испанском жеребце. За ним ехал Мушкетон на овернской лошадке, маленькой, но тоже очень красивой.( Mousqueton le suivait sur un cheval d'Auvergne)» овернская лошадь «Одновременно с ним в другом конце улицы показался Арамис на великолепном английском скакуне. За ним на руанской лошади ехал Базен, ведя в поводу могучего мекленбургского коня: то была лошадь д'Артаньяна.» Мекленбургская лошадь Не нашла:((( «Для Гримо была куплена пикардийская лошадь, коренастая и крепкая, за триста ливров.» Руанскую лошадь и нет уточнений Дюма по «английскому скакуну» Арамиса и «испанскому жеребцу» Портоса. Интересная статья :Верховая Езда, или книжные ляпы

Лейтенант Чижик: Жан пишет: А кто такие невзоровцы? Вкратце - последователи одного не очень образованного человека, возомнившего себя Мастером, который возвёл лошадь в культ и обрастил в домашнего питомца вроде кошки и теперь визжит на всех углах по поводу того, что не все такие же, как он. Ваше счастье, что вы с ними не сталкивались. :))) Жан пишет: Нет. Это средство продвижения сюжета Это персонаж :) И при том сыгравший роль, далёкую от последней. Жан пишет: Дюма плохо знал лошадей. Любезный Жан, я не отваживаюсь спорить с таким прекрасным знакотом этих благородных животных как вы, однако возвольте мне всё же привести пару контаргументов? :) Жан пишет: он пишет об оранжевом коньке д'Артаньна, что тот стар, ему, ужасть, 15 лет! Преклонный возраст лошади - если руководствоваться моими более чем скормными познаниями в этой области - определяется не только количеством прожитых ею лет, но и такими мелочами, как порода - лошади бывают скороспелые, а бывают и позднего созревания, и состаряться они в разное время - качеством жизни и индивидуальными данными. Жан пишет: в 1620-х годах такой породы не было. Ее вывели только в 1670-х. Вы имеете в виду английскую чистокровную верховую породу? Да, она выведена на рубеже XVII и XVIII веков на основе местных пород и восточных лошадей. Да только вот кто не знает, когда точно она была выведена? Племенная книга ведётся аж с 1793 года! Может быть вы, сударь, прольёте свет на эту загадку? Жан пишет: И так далее и тому подобное Продолжайте, пожалуйста, очень интересно. Anetta, а что, разве коня нельзя назвать "клячей"? :))) Другое дело, что в начале романа этот "жеребец" мерином был, но переводы-то разные ;) Там ещё мили вместо лье попадаются :))

Лейтенант Чижик: Anetta пишет: нет уточнений Дюма по «английскому скакуну» Арамиса Anetta, а давайте "посадим" Арамиса на шайра. Ему самое то будет после мекленбургского коня :)))

Anetta: «Кляча -Словарь Даля Кляча - кляченка ж. клятура кур. плохая, изнуренная лошадь. Ошибочн. употреб. вм. кляч. С чужой клячи среди грязи долой. | Кляча зап. польск. кобыла. Кляченка с теленка. Драгунская клячища, верблюдища! Худая кляча зря куда скачет. На своей кляче, куда хочу, туда и пячу (скачу). Из кобыл да в клячи. Насколько убил клячу, настолько и уехол. Удача - кляча: садись, да скачи (скачи, да кричи). Кляча воду возит, а козел бородкой потряхивает. Квис нон клячам габет, пехотаре дебет, семинарское. Клячин, ей прнадлежщ.; клячий, клячам свойственный. Клячеватый, на клячу похожий. Клячеватая лошадь, плохая.» Мне всегда казалось. что кляча - старая кобыла :((( Теперь буду знать, спасибо.

Anetta: Я не против:))) Шайр

Жан : Лейтенант Чижик пишет: Преклонный возраст лошади - если руководствоваться моими более чем скормными познаниями в этой области - определяется не только количеством прожитых ею лет, но и такими мелочами, как порода - лошади бывают скороспелые, а бывают и позднего созревания, и состаряться они в разное время - качеством жизни и индивидуальными данными. Речь шла о конкретной породе - беарнских лошадях (существуют и в наше время). Для них 15 лет это расцвет. Вообще-то не только для них. Лейтенант Чижик пишет: Может быть вы, сударь, прольёте свет на эту загадку? А вы книги по коневодству почитайте, берейторов опять-таки. ))))))))

Лейтенант Чижик: Уважаемый Жан, преклоняясь перед Вашими познаниями, я не могу всё же не заметить, что коня денадцати лет с сорваной спиной и опухшими путами я видела не только на картинах. Разумеется, те два года нашего тесного знакомства были для него периодом расцвета и лучшей спортивной формы, сколько бы ни говорили, что в восемь лет он брал метр тридцать не глядя, а тогда для него и шестдесят сантиметров были верхом достижения. При чём я готова поговорить по душам с каждым, кто осмелился бы назвать коня старым. Жан пишет: А вы книги по коневодству почитайте, берейторов опять-таки Простите, сударь, но неужели Вам трудно ответить на вопрос девушки, никогда не читавшей подобных книг и видевшей чистокровок только на картинках? Кстати, о чтении книг: по коневодству не по коневодству, а вот роман я просмотрела. Старость коня упоминается лишь единожды: "дайте ему в почёте и покое умереть от старости". Кто поручится, что имеется в виду преклонный возраст лошади? Может быть, г-н д'Артаньян-отец хотел, чтобы его сын не разлучался с коником ближайшие десять лет? :))) В тексте романа меня гораздо больше удивляет масть животного - в начале она "желтовато-рыжая", а во второй части д'Арт называет скакуна буланым. И какого же цвета грива и хвост у коня? Опять глюки перевода, как с "мерином-жеребцом"?

Жан : Лейтенант Чижик пишет: Уважаемый Жан, преклоняясь перед Вашими познаниями, я не могу всё же не заметить, что коня денадцати лет с сорваной спиной и опухшими путами я видела не только на картинах. А в 17 веке проката не было. Лейтенант Чижик пишет: Простите, сударь, но неужели Вам трудно ответить на вопрос девушки, никогда не читавшей подобных книг и видевшей чистокровок только на картинках? Есть энциклопедия лошади под редакцией Буденого. А так всех авторов не помню. Еще есть журналы "Коневодство" и "Конный мир", полезную информацию можно найти и в журнале "Охота и рыбалка XXI век". Лейтенант Чижик пишет: В тексте романа меня гораздо больше удивляет масть животного - в начале она "желтовато-рыжая", а во второй части д'Арт называет скакуна буланым. И какого же цвета грива и хвост у коня? Буланый конь и есть желтовато-рыжий, но ближе к желтому. Грива должна быть черной, на спине ремень, но не всегда. "Желтовато-рыжий" это перевод человека, не знающего терминологии, а "буланая масть" - правильное название. Точно так же нельзя говорить, что конь черный, надо говрить "вороной", коричневый - это гнедой и т.д.

LS: Жан пишет: Буланый конь и есть желтовато-рыжий, но ближе к желтому Жан Тады у меня вопрос: над чем смеялся Рошфор? Ежели конячка была популярной масти, то чего было смешного? И почему Рошфор говорит, что этот цвет распространен в растительном мире, а в животном встречается редко? Anetta пишет: Мушкетон на овернской лошадке, маленькой, но тоже очень красивой Мне очень понравилась овернская лошадка. На снимках очень симпатичная животина. :) Лейтенант Чижик пишет: Вы имеете в виду английскую чистокровную верховую породу? Да, она выведена на рубеже XVII и XVIII веков ... и Бекингем подарил д'Артаньяну один из опытных экземпляров! :)))))

Nataly: Вот здесь таблица с мастями лошадей. Инфа из ЖЖ Snorri за что ей огромное спасибо.

Лейтенант Чижик: Жан пишет: А в 17 веке проката не было. Я где-то упомянула, что лошадь из проката? Клянусь чем угодно, в прокате конь никогда не бывал. Если мне не изменяет память, я не спрашивала Вас, что мне следует прочитать. Я просила сказать, когда же точно вывели ЧК. Жан пишет: коричневый - это гнедой Коричневый - это бурый. А гнедым коник будет лишь при чёрной гриве и хвосте. Жан пишет: Буланый конь и есть желтовато-рыжий, но ближе к желтому. Грива должна быть черной, на спине ремень, но не всегда Да ну? А не будет ли чисто жёлтый конь тёмно-соловым или светло-рыжим? Буланой лошадка сделается только при наличии чёрных "частей". Кстати, что же вы не написали, что белых лошадей не существует в природе, есть только светло-серые? ;) Жан пишет: "Желтовато-рыжий" это перевод человека, не знающего терминологии, а "буланая масть" - правильное название. При чём тут перевод? Если, скажем, в оригинальном тексте стояла буланая масть? Не вижу логики. LS LS пишет: Бекингем подарил д'Артаньяну один из опытных экземпляров! Не один - четыре! :)))))))))

Лейтенант Чижик: Nataly, этой таблицей пользоваться не советую. Как минимум вороная и караковая масти там перепутаны. Караковая масть с подпалинами и с шоколадным оттенком, вороная - без (ввели народ в заблуждение...). Соловая со светло-соловой тоже доверия не внушают ;) И куда делись изабелловые, светло-серые, чалые и чубраро-пегие?

Лейтенант Чижик: http://www.horse-of-dream.vsau.ru/exter/color.html Вот этому источнику можно доверять как минимум потому, что в его создании принимал участие знакомый мне специалист по мастям. Масти, подмастки и гены, образующие их, подробно описаны. Есть фотографии.

Lady Orbit: Лейтенант Чижик, спасибо :) Очень интересная тема.

Жан : LS пишет: Тады у меня вопрос: над чем смеялся Рошфор? Ежели конячка была популярной масти, то чего было смешного? В разное время было разное представление о мастях. Одни считались модными, другие нет. В начале 17 века беарнские лошади были признаком крайнего провинциализма. Вот только Дюма, плохо разбирающийся в лошадях, не совсем понимал, что там неладно с лошадью д'Артаньяна, и попытался объяснить это, как умел. Лейтенант Чижик пишет: Я где-то упомянула, что лошадь из проката? Клянусь чем угодно, в прокате конь никогда не бывал. Это был юмор :) В дворянском даже бедном доме так заездить лошадь, как вы описали, не смогли бы. Поэтому и возникает ассоциация с современным прокатом. Лейтенант Чижик пишет: Коричневый - это бурый. А гнедым коник будет лишь при чёрной гриве и хвосте. Про гриву я говорил. :) Но если быть совсем точным, то коричневыми часто называют не только гнедых, бурых, но и темно-рыжих лошадей, а также караковых (хотя этих чаще называют черными) Лейтенант Чижик пишет: А не будет ли чисто жёлтый конь тёмно-соловым или светло-рыжим? Про гриву я опять-таки упомянул. :) Лейтенант Чижик пишет: Кстати, что же вы не написали, что белых лошадей не существует в природе, есть только светло-серые? ;) По очень простой причине :) Потому что победитель въезжает в город не на светло-сером, а все же на белом коне. Белый конь так надежно закрепился в литературе, что глупо его оттуда изгонять :) Лейтенант Чижик пишет: Если, скажем, в оригинальном тексте стояла буланая масть? Не вижу логики. Я не видел французского текста романа, но видел, что в аналогичных ситуациях пишут по английски и что в результате воротят переводчики по русски :) Картинка получается очень забавная.

LS: Жан пишет: Я не видел французского текста романа Первоисточник утверждает, что "c'etait un bidet du Bearn, age de douze ou quatorze ans, jaune de robe, sans crins a la queue, mais non pas sans javarts aux jambes" Слово jaune словарь переводит как желтый или яичный желток. То есть цвет конячки д'Артаньяна автор определил как цвет яичного желтка. :)

де_Лавальер~: Дюма , как никто другой, прекрасно описывал лошадей... Мне ни у какого другого автора не удавалось читать описания этих прекрасных животных.Особенно мне запомнилось, как в последней части романа "Виконт де Бражелон" Дюма описывал лошадь, на которой Фуке убегал от д'артаньяна. Мой мозг рисует божественную белую лошадь.. Возможно, даже похожую на единорога, на сказочное существо. И даже д'артаньян, тщательно выбирающий себе лошадей, не смог найти лошади лучше. чем она была у господина Фуке. Суперинтеданту пришлось достаточно долго скакать, а он ее не загнал. И еще , когда фуке добровольно сдался , то они сели на лошадь вдвоем, а это достатосно большой груз для усталой и запыхавшейся лошадки. И все таки она умерла... Ой, я кажется забыла.. Она ведь была ранена еще? Не так ли? julf? она супер выносливая лошадь!

Лейтенант Чижик: Жан пишет: Буланый конь и есть желтовато-рыжий, но ближе к желтому. Грива должна быть черной, на спине ремень, но не всегда. Точно так же нельзя говорить, что конь черный, надо говрить "вороной", коричневый - это гнедой и т.д. Простите, в текте данной цитаты я не смогла разглядеть упоминания о гриве... А что очень многие масти обывателями называются "коричневая лошадь" - это проявление обычной безграмотности. И не стоит равняться на людей, безграмотных в этом отношении, лучше посмотрите на тех, которые при взгляде на пегую лошадь тут же сообщат вам название этого варианта пегой масти, а также процент возмоных мертворождений при скрещивании с лошадьми различных мастей. Я не шучу, мне встречались подобные кадры:))) Впрочем, что я распинаюсь? Пройдите по ссылке, приведённой мною выше - там подробно расписаны масти и причины. LS, спасибо! :) Думаю, вопрос о терминологии переводчика снят? Да, можно ещё посмотреть, как автор называет жёлтого скакуна во второй части романа - мерином, жеребцом или просто лошадью без уточнения способности к воспроизведению?

Лейтенант Чижик: де_Лавальер~ Держите меня семеро - сейчас я ударюсь в вопросы причин и следствий теплового удара у лошадей... Но вот начёт описания лошадей, вы меня извините, но Дюма не перетрудился в этом отношении. Коники у него обрисованы весьма и весьма скупо.

Жан : Лейтенант Чижик пишет: А что очень многие масти обывателями называются "коричневая лошадь" - это проявление обычной безграмотности. И не стоит равняться на людей, безграмотных в этом отношении, лучше посмотрите на тех, которые при взгляде Так Дюма тоже был безграмотным... И что с того? Ну да, нет у него образа лошади, так он о людях писал :) Лейтенант Чижик пишет: Держите меня семеро - сейчас я ударюсь в вопросы причин и следствий теплового удара у лошадей... Зачем держать?! Вы и так с собой справитесь :) Лейтенант Чижик пишет: Но вот начёт описания лошадей, вы меня извините, но Дюма не перетрудился в этом отношении. Коники у него обрисованы весьма и весьма скупо. Вот об этом я и говорил с самого начала. Рад, что вы это, наконец, заметили. Изучать лошадей по романам Дюма, прочто нелепо. :)

Лейтенант Чижик: Жан пишет: Вот об этом я и говорил с самого начала. Рад, что вы это, наконец, заметили. Изучать лошадей по романам Дюма, прочто нелепо. :) Прошу прощения! Вы кажется, говорили, что Дюма не разбирался в лошадях, а не что они в его романах скупо описаны. С первым утверждением я не согласна в тоей же степени, в которой согласна со всторым. Представьте себе, с моей точки зрения ничего не понимать в лошадях и не углубляться в их описание - разные вещи. Изучение же этих благородных животных не только по романам Дюма, но и по художественным произведениям вообще, представляется мне крайней степенью нелепости - лошадь можно узнать только, обрачзно выражаясь, подвергаясь ежедневному огрызанию манжет с её стороны.

Жан : Прежде всего я писал, что лошади у Дюма средства передвижения, а не персонажи. :)

Лейтенант Чижик: Вы хотите вернуться к этой теме? :)

Жан : Нет. Тема лошадей у Дюма мне мало интересна по причине почти полного отсутствия предмета спора :) Ведь не станет же кто-то создавать тему "Столы и табуретки в романах Дюма". :)

Лейтенант Чижик: Жан пишет: не станет же кто-то создавать тему "Столы и табуретки в романах Дюма". Благодарю, сударь, за идею! :))) А если серьёзно, то копытных в романах не намного меньше, чем, скажем вин ;) Кубометры спиртного точно не явлются персонажем, но им выделили темку - лошади не должны оставаться обиженными. Кстати, к вопросу об "английских скакунах" - вам никогда не казалось, что это полне могли быть... шайры? Фризами они поросли сравнительно недавно, тяжиков из них стали намеренно делать тоже не в те времена, а меж тем они - потомки рыцарских коней. ;) Кстати, Фуке в "ВдБ" хвастается своими английскими лошадьми - даже если представить на минуту, что это могли быть чистокровки, то закладывать их в карету??? Чистокровки - лошади скаковые, в крайнем случае - охотничьи, на что и были сориентированы, какая тут упряжка.

argentum: LS пишет: "c'etait un bidet du Bearn, age de douze ou quatorze ans, jaune de robe, Конь - огонь, Бежит - земля дрожит, Упадет - три дня лежит.

Евгения: Из книги Е. Глаголевой "Повседневная жизнь королевских мушкетеров". Если раздобыть себе оружие не составляло проблемы, то с лошадьми дело обстояло иначе. В то время в Западной Европе, в том числе и во Франции, практически не занимались разведением верховых лошадей. Впрочем, лошадей не хватало не только для армии, но и для крестьянских работ. Приходилось отправляться за лошадьми все дальше и дальше и платить за них все дороже и дороже. В 16З6 году вся королевская конница составляла 21 тысячу лошадей (против 172 тысяч пехотинцев), но уже к 1678 году это число возросло втрое. В два последних десятилетия правления Людовика XIV Франция только для нужд кавалерии закупила больше 330 тысяч лошадей, потратив на это более ста миллионов ливров. Закупки делались в основном в арабских странах. Одновременно вывоз лошадей из Франции был строжайше запрещен. Воспроизводство лошадей в самой стране велось бесконтрольно, «по воле природы»: жеребца запускали к кобылам и предоставляли ему свободу действий. В результате далеко не все лошади годились для использования в кавалерии. Мысль о создании государственных конезаводов впервые пришла в голову Генриху IV, однако ему не удалось ее осуществить. Затем, начиная с 1626 года, эта идея постоянно носилась в воздухе, но лишь экономному Кольберу, всеми силами пытавшемуся сократить расходы, удалось в 1665 и 1668 годах «пробить» два постановления королевского совета, положивших начало французским конезаводам. Система была такова: король предоставлял каждому заведению такого рода жеребца-производителя. Людовик XIV сам увлекался коневодством и даже добился кое-каких успехов на своих личных заводах — в Сен-Леже и Шамборе. Король-Солнце славился своей экстравагантностью и любовью ко всему красивому и необычному. Для своей свиты он выписал жеребцов из Испании и скрестил их с нормандскими кобылами, чтобы получить грациозных животных, изящно поднимающих ноги во время упражнений выездки. При Версале были основаны Школа верховой езды и государственный конезавод. Когда дело наладилось, в королевских конюшнях насчитывалось до 600 лошадей — «низкорослых, но крепких, со стальными бабками, с густой гривой, развевающейся на ветру, с ясным и живым взглядом, маленькими подвижными ушами, неутомимых под седлом, ласковых, привязчивых, безошибочно находящих дорогу в конюшню». Правда, о породах лошадей и селекции речи еще не шло. Маркиз де Бранка, ставший маршалом Франции в 1740 году, делил лошадей на «красивых» — способных ходить в упряжке или под кавалерийским седлом — и всех остальных. Разведением лошадей славились Нормандия и Франш-Конте: в Мэше была одна из крупнейших конских ярмарок, а в Безансоне — знаменитая академия верховой езды, пользовавшаяся популярностью среди европейской аристократии. Заповедью кавалериста было: «Каков конь — таков и всадник». Однако Франция не могла похвастаться хорошими лошадьми. В 1781 году барон де Боган утверждал, что французский конь «труслив, вял и безобразен». Таких поставляли в армию, а военачальники и знать раздобывали себе «штучный товар» за большие деньги. ... Королевскому мушкетеру требовался конь определенной масти — серый, белый или вороной, что усложняло задачу. Д'Артаньян продал нескольких собственных коней своему кузену Пьеру д'Артаньяну (Монтескью), а тот уступил затем одного из них кузену Жозефу за 40 луидоров. Для коня надо было еще раздобыть сбрую. В 1788 году одно только кавалерийское седло стоило около 70 ливров; надо полагать, ранее цены были несколько ниже. Все французские кавалеристы должны были пользоваться «королевскими» седлами (за исключением гусар, использовавших «венгерские»), которые, как и прочая сбруя, должны были быть изготовлены из черной кожи. Конь требовался мушкетеру не только для парадов и сражений, но и для выполнения особых поручений. В XVII веке почтовая служба, учрежденная еще в XV столетии, находилась в плачевном состоянии, изрядно пострадав от религиозных и междоусобных войн. Конюшни при почтовых станциях были разграблены рейтарами и наемниками, и даже после воцарения мира порядок удалось навести не сразу, а только после деклараций 1681 и 1692 годов, подписанных Людовиком XIV. Кроме того, дороги во французском королевстве находились в ужасном состоянии. В карете или дилижансе путешественникам удавалось покрыть за день не более 30 километров, и это притом что почтовые станции отстояли друг от друга всего на два лье (восемь километров). Только в окрестностях Парижа, где уделяли больше внимания ремонту дорог, можно было проехать за день 75—80 километров. В середине XVIII века за дороги взялись как следует, обязав крестьян отработать определенное количество дней на их строительстве и ремонте. Страна покрылась сетью дорог, связавших самые крупные города, однако основными транспортными артериями по-прежнему оставались реки. Поездка из Парижа в Бордо занимала восемь дней, поскольку из Блая до пункта назначения добирались водным путем. Мушкетерам «с особым предписанием» нужно было спешить — и они путешествовали верхом. Лошадь, пущенная рысью, развивает среднюю скорость в 10—11 километров в час, галопом — 16—18 километров в час; почтовый же дилижанс в XVIII веке даже по самой хорошей дороге тащился со скоростью 12 километров в час. Казанова в своих «Записках» называет французские дороги «бессмертным творением Людовика XV». Действительно, в правление этого монарха в данной области удалось достичь существенных успехов. В одном официальном документе 1740 года сказано, что, например, в провинции Франш-Конте есть «75000 аршин превосходных дорог, так что отныне можно ехать рысью в любом направлении через горы и болота, которые прежде были проходимы с трудом и лишь несколько месяцев в году». К концу XVIII века во Франции было 9 тысяч 500 километров дорог с 1200 почтовыми станциями; дорога Париж—Лион с 58 станциями считалась лучшей в Европе (путешествие по ней в дилижансе занимало пять дней). И чуть ниже: В конце XVII — середине XVIII века хорошая рабочая лошадка стоила около 80 ливров — втрое больше быка. Но кавалерийский конь в четыре фута шесть дюймов в холке мог потянуть на все 300 ливров. В военное время стоимость лошадей, в особенности обученных, еще увеличивалась. В армии капитан, купивший свою роту, являлся собственником лошадей (рота состояла из 25—50 всадников; две роты составляли эскадрон, два-три эскадрона — кавалерийский полк). К этому следует добавить сбрую и расходы на фураж, вот и выходило, что конь — дорогое удовольствие. Содержанием и обучением лошадей должен был заниматься капитан-лейтенант; в XVIII веке ему на это отпускали из казны 800 ливров в год. Но данных средств было явно недостаточно, и при ответственном подходе к делу командиры несли большие расходы, чтобы поддерживать роту на должном уровне. Понятно, почему офицерские должности стоили так дорого.

К.Б.: Нашла очень интересную информацию. У Дюма порой рассказывается, что всадники за какое-то определенное время проделали столько-то лье. Меня всегда удивляло, что после весьма длительных поездок эти титаны духа, среди которых были и хрупкие дамы, вполне себя бодро чувствовали. Какие выносливые и сильные люди были в былинные времена, думалось мне. Но может быть, дело в основном было не во всадниках, а в их конях. Смотрите, как бежит исландская лошадка. Человек словно в кресле едет Такой бег называется тёльт, и он был естественным аллюром до середины 16 века, когда таких лошадей стали выбраковывать. Склонность к тёльту обусловлена генетически и изначально была у всех европейских лошадей. Ее отсутствие у современной европейской лошади – результат исторических техногенных изменений и последовавшей за ними длительной, крайне жесткой селекции Остался он в первозданном виде только у исландских лошадей Очень интересные источники: http://kers-tin.livejournal.com/106852.html http://tabyn.ru/telt/

Вольер: К.Б., спасибо за очень интересные сведения! Получается, что то, что мы видим в фильмах (скачущие на дальние расстояния во весь опор всадники), мягко говоря, не совсем соответствует действительности. И гонцы, и дамы средневековой Европы, и конница Тимура (вполне вероятно) передвигались именно этим "тёльтом". Вот ещё интересная информация: http://forum.zoologist.ru/viewtopic.php?id=4365 Оказывается, нечто подобное существует и в США и в Бразилии. Страны, где расстояния (в отличие от Европы) не способствовали селекции "нетёльтовых" лошадей, спокойно продолжали культивировать похожие виды аллюра. И на Руси (в допетровскую эпоху?), оказывается существовало нечто подобное, под названием "хода". Вот ещё кое-что: Мангаларга маршадор – представитель довольно большой группы пород, преимущественно американских, которых можно было бы обозначить как «иноходцы». Но внимание: речь идет не о собственно иноходи, а об еще одном «нетрадиционном» аллюре – ходе. В самом деле, «иноходец» – значит, говоря словами известной песни, «иначе, чем все», что в равной степени можно сказать об обоих этих аллюрах. В чем же между ними разница? «Классическая» иноходь – та, которой бегут стандартбредные иноходцы на ипподромах США и Канады. Это аллюр, аналогичный рыси, только «с неправильным включением»: вместо диагональных одновременно выносятся параллельные пары задних и передних ног. На иноходи, как и на рыси, присутствует отчетливая фаза подвисания, при которой все четыре ноги лошади находятся в воздухе. Правда, вместо характерной для рыси вертикальной тряски, доставляющей столько проблем начинающим всадникам, здесь мы имеем своеобразную «бортовую качку», привыкнуть к которой иногда бывает даже еще сложнее. Хода же – это нечто среднее между рысью или иноходью и шагом. Как бы шаг, настолько заторопленный, что вроде это и не шаг уже. Все четыре копыта ударяют о землю поочередно, фаза подвисания отсутствует: все время на земле стоит хотя бы одна нога. Лошадь, двигаясь ходой, развивает довольно приличную скорость – практически как на рыси, но всадник ощущает не больше тряски, чем на шагу. Для дальних путешествий, когда приходится проводить в седле практически весь день, хода – «самое то»: ехать шагом было бы слишком медленно, а на рысь не всякого всадника надолго хватит. Поэтому в прошлом многие народы и Востока, и Запада очень ценили лошадей, способных к ходе, и специально культивировали этот аллюр в породах. У узбекских карабаиров хода называется «джурга», у исландских пони – «тёльт», у португальских гаррано – «адантура». Кстати, название породы Tennessee Walker происходит именно от слова «хода» – по-английски running walk, дословно «бегущий шаг». Способность двигаться ходой – во многом наследственность, хотя отчасти и специальная тренировка. Добиться ходы от чистокровки, например, или тракена будет весьма проблематично. И кстати, помимо «генетической двигательной памяти» здесь важны еще и некоторые анатомические особенности: длинные бабки, свислый круп, более круто поставленное плечо и т.д. В то же время от «прирожденного иноходца» при соответствующей подготовке можно добиться очень резвой ходы, скорость которой будет уже приближаться к кентеру. У американцев такая хода имеет особое название «рэк» («rack»), и именно рэк, а не иноходь, является пятым аллюром лошадей американской верховой породы (в добавление к шагу, рыси, галопу и обычной ходе). Вообще «коронный» аллюр иноходцев имеет в разных породах определенные, порой существенные, отличия, требование же, которое остается неизменным, – плавность движения и удобство для всадника. Почему же так много пород специализированных иноходцев выведено именно в Америке? К примеру, из четырех бразильских пород три отличаются «нестандартными» аллюрами. Дело в том, что американский иноходец (не стандартбредный, конечно) – это лошадь для объезда обширных плантаций. Вообще на континенте сформировалось два местных типа рабочей лошади: «ковбойская» лошадь для ранчо и иноходец для плантаций. Ранчеро лошадь нужна была для работы со скотом. Отбить от стада полудикого теленка, согнать вместе рассыпавшихся по прерии коров – здесь от лошади требуются быстрота реакции, резвость, устойчивость, совкость. Основной рабочий аллюр при многих из этих «маневров» – галоп. Классический представитель этого типа – кватерхорс, или четвертьмильная лошадь. А для обработки плантаций лошадь, во всяком случае верховая, была не нужна. Лошадей использовали в основном сам плантатор и его помощники, а им спешка была ни к чему – если уж ездить целый день, так ездить с удобствами. Зато приобретали не последнее значение благородство форм и правильность экстерьера. В этом отношении в Северной Америке улучшателем служила чистокровная верховая порода, в Латинской Америке – андалузская и лузитанская. Примерно такую облагораживающую роль, по-видимому, сыграл при формировании породы мангаларга жеребец Сублиме. Считается, что прародители американских пород иноходцев были завезены из Европы. Первоначальное конское население Америки происходило из Испании. Однако ценнейшие благородные андалузские жеребцы-производители вряд ли составляли большой процент в транспортах, которые колонизаторы отправляли за океан, – без гарантии доставки и уж во всяком случае без возможности возвращения обратно. Значительную часть импорта должны были составлять представители местных пород Пиренейского полуострова – предки современных соррайя, гаррано и марисменьо, которые, возможно, обладали и способностями к ходе. Можно предположить, что именно от таких иноходцев унаследовали свои аллюры кобылы Габриэля Франсиско Жункейра, передавшие эту особенность породе мангаларга. Как бы то ни было, в Европе иноходцы, пользовавшиеся в средние века довольно большой популярностью, к XIX столетию уже как-то незаметно «вышли из моды», а их потомки в Новом Свете, напротив, процветали и приобретали все больше поклонников. Мангаларга маршадор – прямой потомок лошадей Пиренейского полуострова, и влияние благородных португальских предков в нем хорошо заметно. Но все-таки это более легкая лошадь, выраженного верхового склада. Голова небольшая, в основном с прямым профилем, иногда нос с легкой горбинкой. Средней длины шея создает прекрасный природный баланс, высоко поставлена и красиво изогнута. Спина средней длины, поясница хорошо обмускулена. Как у всех иноходцев, лопатка поставлена довольно прямо, а бабки длинные и наклонные. Маршадор – лошадь некрупная, в среднем около 155 см в холке, но лошади ниже 145 см не регистрируются в племенной книге. Волос тонкий и шелковистый, грива и хвост достаточно густые и длинные. Масти разнообразные, наиболее распространены серая и гнедая. При примерно таком же росте и сходстве многих статей мангаларга паулиста имеет более легкое телосложение. В легкой благородной голове угадывается арабское влияние. Наиболее характерная масть – рыжая, часто с отметинами, хотя, как и у маршадоров, встречаются самые разные масти. К выносливости, подвижности, прекрасному характеру маршадора у паулисты добавляется еще и универсальность: эта лошадь обладает качествами хорошего ковбойского коня (так называемое «чувство коровы»), способна выполнять и другие задачи. И при этом сохраняет свой необыкновенный аллюр, маршу тротаду. Источник: Конный мир № 2 2004 г, Паола да Сильва

Вольер: Выяснилось в очередной раз, что перед Дюма можно снять шляпу. Поскольку речь шла об использовании тельта, иноходи и аналогичных им "неправильных" аллюров лошадей в первую очередь дамами и курьерами при езде на дальние расстояния, я решил начать с дам. ) "Королева Марго", глава "Павильон Франциска I": Аннибал! Аннибал! – воскликнул Ла Моль. – По-моему, вон там виднеется белый иноходец… на французском: — Annibal! Annibal! dit La Mole, je crois que j'aperçois là-bas sa blanche haquenée. Проделываем такую же операцию с "Графиней де Монсоро", глава XIV "История Дианы де Меридор. Договор" и опять обнаруживаем слово "haquenée" в изобилии. Разумеется, Дюма знал, что дамы использовали для выездов преимущественно иноходцев (а это уже неплохо для романиста), но иноходец в словаре французского языка значится как "ambler". Выяснилось, что слово "haquenée" уходит корнями в XIV век, и означает иноходцев небольшой величины, служащих в первую очередь, для верховой езды дам (кстати, на средневековых миниатюрах нередко можно увидеть женщин именно на мелкорослых лошадях, по сравнению с другими). Происхождение слова туманно: англичане утверждают, что французы заимствовали его от названия деревни Hackney в окресностях Лондона, славящейся издавна свои коневодством. Французы же, которым претит сама мысль о каком-либо заимствовании от англичан, имеют своё запутанное объяснение. ) Такие иноходцы вышли из употребления как раз с конца XVI века, а с ними ушло на покой и слово "haquenée", превратившееся в редкое разговорное обозначение иноходца, об истоках которого уже никто не помнит. Источник: Livre Dictionnaire historique de la langue française (édition 2010) de Le Robert Теперь немного о курьерах, скачущих на большие расстояния. "Виконт де Бражелон", том I, глава "Путешествие": Аньян пустился в путь на Хорьке, пробегавшем резвой иноходью добрых двенадцать лье в день благодаря своим сильным и тонким ногам, которые разглядел под густой шерстью опытный глаз д'Артаньяна. И тут уже на французском используется словосочетание "trottant l'amble", что можно перевести примерно как "иноходная рысь". Получается, что Дюма не только знал об использовании "неправильных аллюров", но и различал "дамских" и "курьерских" иноходцев. Впрочем, допускаю, что в XIX веке эти понятия не были ещё настолько специфичными и редкими, как сегодня, что не умаляет достоинств писателя.

Стелла: Вольер , а я снимаю шляпу перед вами.

LS: Вольер Спасибо! Это очень интересно!



полная версия страницы