Форум » Иллюстрации » Иллюстрации И. С. Кускова к мушкетерской трилогии » Ответить

Иллюстрации И. С. Кускова к мушкетерской трилогии

Евгения: Эти замечательные иллюстрации давно заслуживали отдельной темы. :) К сожалению, об их создателе - Иване Сергеевиче Кускове - известно крайне мало. Мне не удалось найти ни его биографии, ни даже даты создания иллюстраций к мушкетерской трилогии. Если у кого-то найдется информация - поделитесь, пожалуйста! Могу только сказать, что "Три мушкетера" были проиллюстрированы, скорее всего, в пятидесятых годах и во всяком случае не позже 1959 года: в этом году появилось первое из найденных мной изданий с этими рисунками, в то время как раньше, в 1949, 1954, 1955 годах выходили книги с иллюстрациями Мориса Лелуара. В дальнейшем "Три мушкетера" выходили в основном с иллюстрациями Кускова - в 1967, 1970, 1974, 1977 годах и т. д. В 1978 году в серии "Библиотека мировой литературы для детей" появилось издание, тоже проиллюстрированное Кусковым, однако картинки были не совсем те. Очень похожие в целом, в деталях они значительно отличались; к тому же их было больше. Я представлю вашему вниманию и тот, и другой вариант, и у вас будет возможность сравнить их самостоятельно.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

женя: Примечание модератора: этот и следующий пост перенесены из темы "Иллюстрации". Огромное спасибо, что вы есть:) И еще большее спасибо за сканы иллюстраций Кускова. Я его искала по всей сети:))) А теперь мне друзья еще картинок насканировали, я их потихоньку буду вывешивать, заходите по ссылке, пожалуйста:http://community.livejournal.com/first_books/ (я - гостья, зовут меня Женя:))Тезки мы)

Amiga: Женя, занятное совпадение - я только что выложила в ЖЖ вот это :)

Евгения: Иллюстрации к роману "Три мушкетера" наиболее известны. Я выложу их, а затем перенесу сюда иллюстрации к "Двадцать лет спустя" и "Виконту де Бражелону" (те, кому не терпится, могут отыскать их самостоятельно в темах "Иллюстрации" и "Иллюстрации-2" :) ). Начну, как полагается, сначала. То есть с обложки. Ранний вариант иллюстраций сканировался по изданиям: "Библиотека приключений", том 19. Москва, 1959: и "Библиотека приключений и научной фантастики". Москва, "Детская литература", 1967 и 1970 (издания практически идентичные): Поздний вариант - "Библиотека мировой литературы для детей", том 42. Москва, "Детская литература", 1978:


Евгения: На форзаце изданий 1967 и 1970 годов изображена дуэль: Форзац издания БМЛД просто оформлен узором "на тему": (Изображения, получаемые при увеличении превью, не слишком большие? Мне хотелось, чтобы были видны все детали - не перестаралась ли я?..)

R.K.M.: Господа! Обратили внимание, что на форзаце 1967 (являюсь счастливой обладательницей сего издания) года ВСЯ троица мушкетёров (очевидно, из солидарности с Атосом) дерётся ЛЕВОЙ рукой! :))

Лейтенант Чижик: R.K.M., вы мысли читаете? Я только хотела обратить на это внимание общественнсти :))) Ещё добавлю, что форзац издания 1959 года вообще лишён картинок... :(

Евгения: Начало первой и второй частей в разных изданиях оформлено следующим образом. 1959 год: 1967 (1970) год: 1978 год:

Евгения: Собственно иллюстрации. Въезд д'Артаньяна в Менг: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Встреча с Рошфором: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Дуэль у монастыря Дешо: ранний вариант: поздний вариант:

Марсель: Евгения Спасибо. Очень интересно. Папа Ивана Кускова был директором исторического музея на Красной площади. Может быть отсюда такая любовь к деталям. Он умер в 1997 году. После Кускова, многие не решались взяться за "Трех мушкетеров".

Марсель: Статья о И.С. Кускове (приведу полностью) Ольга Шишко Надо ожидать чуда О художнике И.С. Кускове («Юный Художник». Сс 21-23) Когда я остаюсь один, то мысленно путешествую. Попадаю в разные страны, переношусь в другое время, в иную эпоху, живу жизнью различных народов,— рассказывает Иван Сергеевич Кусков.— Это возникло у меня еще в детстве... Великая и старая истина — художник начинается в детстве, когда человек более восприимчив, особенно чуток ко всему удивительному, когда его переполняет фантазия и он способен поверить в сказку, быль, легенду. Для посвятившего себя искусству очень важно не утратить эту способность с годами, оставаться немножко ребенком на протяжении всей жизни. Прибегая к морской терминологии, можно сказать, что берегом, от которого началось жизненное плавание Ивана Кускова, было чудесное воображение и жажда необычного. Его капитанский мостик — скромный рабочий стол мастера книжной графики, а маршруты многочисленных фантастических плаваний — путешествия с героями популярных литературных произведений. Если мы слегка приоткроем дверь мастерской художника, то увидим разнообразие непривычных вещей, у каждой из которых своя история. Вот шпага на стене, ожидающая своего хозяина храброго гасконца д'Артаньяна, вот копье рыцаря Печального Образа Дон Кихота. А чья же это прекрасная шаль? Наверное, ее случайно сбросила со своих плеч девушка ил далекой Фландрии Неле — верная спутница доброго и честного Уленшпигеля. Айвенго, Овод, Роб Рой, Спартак — далеко не все герои, чья благородная борьба за свободу, мужественная любовь к родному краю, стойкость перед ударами судьбы с большим вдохновением воплощены в иллюстрациях Кускова. В углу комнаты — слегка запылившийся шлем идальго, а рядом — иллюстрация к роману Сервантеса, названная «Дон Кихот испытывает шлем». На рисунке волшебно сливаются воедино реальность и фантазия — то, что автор иллюстрации почерпнул из книги, » то, что подсказало ему воображение. И вот корабль воображения, отплыв от берегов Испании, бросает якорь в шумной, многолюдной гавани, называемой Фландрия. В этой стране, по которой художник странствует с пытливым интересом и вниманием, живут Тиль и Неле. Все. что с ними случается на страницах замечательного романа Шарля де Костера, находит образное выражение в иллюстрациях мастера книжной графики, который смеется и страдает, любит и ненавидит вместе со своими героями. Подолгу можно рассматривать остросюжетные, населенные узнаваемыми персонажами иллюстрации Кускова. По духу он романтик. Рисовать начал рано. И с детских лет его особенно привлекали паровозы, аэропланы и, конечно же, шхуны, бригантины, пароходы. Он не уставал следить за всем или вдаль, движение оказалось символичным и для творчества художника, постоянно занятого поисками интересного и удивительного, любознательного ко всему новому в жизни, яркому и романтическому в литературе. А когда возникло впервые желание делать иллюстрации? С прочтения первой же книги четырехлетннй Ваня пытался перенести героев, место, время действия на лист бумаги. А как искренне было письмо мальчика, отправленное Тому Сойеру! Начинающий художник предлагал Тому приехать в Москву. Долгое ожидание... и разочарование. Сейчас Иван Сергеевич вспоминает об этом с улыбкой. А много лет назад действительно поверил в реальное существование американского подростка. Такова сила хорошей книги, так непосредственно волновала настоящая литература. Уже в школьные годы Ваня делал акварельные иллюстрации к полюбившимся книгам — Сказкам братьев Гримм, «Маленьким дикарям» Сетон-Томпсона, «Квентину Дорварду» Вальтера Скотта. Произведения Пушкина, Лермонтова, Сервантеса, Дюма — все жадно прочитывалось в детстве. О дальнейшем пути к цели художник рассказывает немногословно: — После изостудии в 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу. Затем — война... Мы, дети 14 —15 лет. оказались в эвакуации, в Башкирии. Всем было тяжело, но и тут мне помогала книга, увлекала, будила мысль, учила. Поступив в 1947 году в институт имени Сурикова, конечно же, на графический факультет, попал к прекрасным преподавателям Борису Александровичу Дехтереву и Матвею Александровичу Доброву. Здесь постоянно рисовал, овладел техникой офорта, узнал много нового. Большинство работ художника выполнено пером и тушью, но он успешно применяет и другие техники — акварель, гуашь, цветные карандаши, почти все, кроме угля. Разнообразны и творческие привязанности художника — Сирано де Бержерак, Атос, Гамлет.. Кто же из героев, какая книга, работа над какой темой наиболее дороги мастеру? Ответ на этот вопрос не представляет трудности: образ д'Артаньяна. томик Дюма с «Тремя мушкетерами» — вечные спутники Кускова, снова и снова он возвращается к иллюстрированию этого шедевра приключенческой литературы, не повторяя старого, уже найденного. Обращаясь к определенной исторической эпохе, Кусков использует любую деталь, чтобы четко передать своеобразие времени, той страны, людей конкретной национальности, о которых идет речь. Интерес к судьбам героев, постижение культуры и психологии того или иного класса, социальной группы, умение воссоздать зримый облик старинного замка, бытовой среды прошлых веков позволяют говорить о значительной исторической эрудиции художника. Его иллюстрации отличает филигранная передача деталей. Он словно любуется окружающим миром.Тщательно рисует каждую фигуру, украшение одежды, своеобразие ландшафта. «Читаю книги разных эпох — художественные, даже научные. Много черпаю из них. А раньше просто срисовывал костюмы...» Прервем рассказ художника, чтобы заглянуть в удивительный альбом. Он оформлен Иваном Сергеевичем в стиле средневековых атласов. Ему отдавалось все свободное время автора, заносившего в альбом примечательные художественные идеи, удачные наблюдения. Рисуя, фантазируя, создавая иллюстрационные циклы. Кусков всегда учится у мастеров прошлого. Он восторгается рисунками великого Леонардо, считает идеалом искусства книжной графики творчество Постава Доре. Есть еще один источник вдохновения мастера - это музыка. Он собрал целую коллекцию пластинок. Часто слушает то, что в данный момент созвучно его мыслям, теме очередных рисунков. С радостью откликнулся Кусков на предложение издательства «Правда» проиллюстрировать книги о великих музыкантах Листе и Паганини. Образы композиторов и тема самой музыки решены художником выразительно, с редким эмоциональным богатством. Раздумья о любимой работе, жизненные наблюдения художник имеет обыкновение заносить в дневник. Он неизменно размышляет о пути, которым идет, о трудностях, ошибках, замыслах, что сопутствуют в каждодневном труде. Вот одна из таких записей: «Принимаясь за работу, непременно надо ожидать чуда, надеяться на открытие, на что-то неожиданно хорошее. В детстве что ни картинка — то открытие. А сейчас я точно знаю, что получится. Но чудо для меня в другом — в тонкости исполнения, в поисках характерной детали, в создании изобразительного сюжета книги». На этом пути Иван Сергеевич Кусков уже многого достиг. Книги с его иллюстрациями любимы читателями, особенно юными, для которых зримый образ литературного произведения так важен и дорог.

Евгения: Марсель Спасибо большое! Марсель пишет: Затем — война... Мы, дети 14 —15 лет. оказались в эвакуации, в Башкирии. Значит, И.С. Кусков родился приблизительно в 1926-1928 гг.?.. Д'Артаньян спасает г-жу Бонасье: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Эта иллюстрация присутствует только в издании БМЛД 1978 года: Стычка д'Артаньяна с герцогом Бекингэмом:

Евгения: Путешествие в Англию: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Диссертация Арамиса и ставшая крылатой фраза "Д'Артаньян чувствовал, что тупеет". :) Ранний вариант: поздний вариант: Волшебное действие письма герцогини де Шеврез (картинка есть только в издании БМЛД, 1978 г.):

Евгения: Снова благодарю Марселя за найденную информацию: Была такая троица - И. Ильинский, И. Кусков, Н. Кривов - три мушкетера их называли. Игорь Ильинский учился в одном классе ДХШ при суриковском институте вместе с Никой Гольц и Анатолием Иткиным. Затем они все вместе учились в суриковском институте в мастерской Бориса Дехтерева. Там же учились Кусков, Бунин и Кривов. Cын И. Кускова - крупный искусствовед. Он собрал все, что сделал его отец, и подарил музею худ. школы при институте им. Сурикова. Вот так и собираем сведения по крупицам. :))

Евгения: Моя любимая иллюстрация (думаю, не только моя :)). Атос, вылезающий из погреба. Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Перед дуэлью с англичанами: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Миледи и Кэтти: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Обед у прокурора: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Мне удалось связаться с художником Вячеславом Люлько, который является штатным иллюстратором издательства ОЛМА. *очередной поклон в сторону Марселя, который нашел форум художников, где упоминался И.С.Кусков и через который я вышла на В.Люлько* :) Я попросила его рассказать о Иване Сергеевиче, и вот что он ответил: Евгения, добрый вечер! Замечательный у Вас сайт! О Иване Кускове знаю, только со слов редакторов, работавших с ним, и от его коллег-иллюстраторов: Г. Калиновского (покойного), В. Чижикова, Н. Гольц, А. Иткина и его ближайшего друга - Никиты Кривова (у него есть сайт). Отец Ивана Кускова был директором исторического музея. Очевидно, отсюда у него пристрастие рисовать исторически точно. Родился он до Отечественной войны, т.к. во время ее учился в худ. школе при институте им. Сурикова. Затем закончил и сам институт, мастерскую Б. Дехтерева. Однокашников: И. Ильинского, И. Кускова и Н. Кривова называли тремя мушкетерами, из-за их склонности иллюстрировать историко-приключенческую литературу. Вообще среди его ровесников очень много известных иллюстраторов и живописцев. В 1953 году ему принесли славу иллюстрации к роману "Айвенго" В. Скотта. В 2000 году Никита Кривов при мне отказался иллюстрировать "Трех мушкетеров" А. Дюма в издательстве ЭКСМО, потому что этот роман иллюстрировал И. Кусков. Сказал, что лучше он не сможет сделать. Кусков умер в 1997 году. Все, кто его знал, с улыбкой рассказывают, какие спиртные коктейли делал И. Кусков. Русское горюшко. Хотя, 90-е годы для русских иллюстраторов были сплошной черной полосой. В разных издательствах я наталкивался на иллюстрации Кускова в подлиннике. В 1995 в ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ нашли две папки с иллюстрациями И. Кускова. Сын И. Кускова - известный искусствовед. Он собрал все иллюстрации отца, классифицировал и подарил музею худ. школы при институте им. Сурикова. В здании этой школы (возле ЦДХ) часто проходят интересные выставки.

Евгения: Иллюстрация, которая есть только в БМЛД: д'Артаньян, спасшийся в женском платье после обнаружения клейма. Чуть дальше - тоже иллюстрация, не имеющая аналогов в раннем варианте: д'Артаньян и подосланные миледи убийцы (на осаде Ла-Рошели).

Евгения: Аудиенция д'Артаньяна у Ришелье: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Супружеская сцена в "Красной голубятне". Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Бастион Сен-Жерве: ранний вариант: поздний вариант:

Марсель: Спасибо! Сижу, смотрю, восхищаюсь. (и твоим трудом тоже)

Евгения: Всегда пожалуйста! :)) Иллюстрация, которой нет в ранних изданиях - Фельтон встречает миледи на английском берегу. Побег Фельтона и миледи: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Атос у лилльского палача (иллюстрация есть только в позднем варианте): Казнь миледи. Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Эпилог - Атос и д'Артаньян (картинки чрезвычайно похожи): ранний вариант: поздний вариант:

Kseniya-queen: Евгения, спасибо огромнейшее! Очень интересно было посмотреть! В моей книжке иллюстрации не Кускова, их оч. мало, да и нарисованы они паршивенько так себе. А вам самим, из какого издания больше нравятся иллюстрации, из старого или нового? Мне лично больше симпатичны из более раннего. В новом, мне кажется, герои как-то похудели.

Евгения: Kseniya-queen Пожалуйста, но это еще не всё. :) В издании БМЛД есть еще черно-бело-коричневые вклейки, которые мне предстоит отсканировать. Лично мне в основном больше нравится как раз поздний вариант. :)

lennox: Спасибо, Евгения! Просто в детство свое окунулся:)

Евгения: lennox Пожалуйста! :) Вклейки из издания БМЛД, 1978 г.: Иллюстрация, предваряющая текст (по всей вероятности, сборы на бастион Сен-Жерве): Лестница в доме г-на де Тревиля: Констанция и ее муж: Павильон в Сен-Клу: Дуэль с англичанами: Д'Артаньян и Кэтти: Анжуйское вино (смерть Бризмона): Миледи в плену у лорда Винтера: Отравление Констанции:

shish02: Евгения пишет: Моя любимая иллюстрация Думаю, что в этой иллюстрации (равно как в "супружеской сцене в Красной голубятне" и "диссертации Арамиса") Кусков раскрылся не просто как талантливый художник-иллюстратор, но как ХУДОЖНИК вообще. Спасибо, за проделанную Вами работу. Очень нужное и полезное дело.

Тузя: Евгения, огромнейшее тебе СПАСИБИЩЕ!!!! Я так долго помнила эти иллюстрации... Книга мне досталась только с поздними, и я сильно скучала по тем, прежним :) С 16 лет, вот уже больше двух десятилетий я в восторге от этих иллюстраций!

Lady Melanie: Евгения Спасибо огромное! В моём томике "Мушкетёров" (1983 год) есть далеко не все иллюстрации. Очень интересно было увидеть весь ряд работ.

Джоанна: Дамы и господа, здесь нету иллюстраций Кускова к "Двадцать лет спустя" или это я их где-то на форуме не нашла? Просто если их здесь действительно нет, то я постараюсь сфотографировать.

Евгения: Джоанна Есть, есть, и к "Двадцать лет спустя", и к "Виконту". Где-то в "Иллюстрациях" или "Иллюстрациях-2". Обещаю в ближайшее время перетащить их сюда.

Евгения: Иллюстрации И. С. Кускова к роману "Двадцать лет спустя". Издание М."Правда", 1990 г. Мазарини и д'Артаньян собираются в ночной дозор: "Прогулка" д'Артаньяна со швейцарцем, который вздумал жениться на Мадлен:

Евгения: Встреча д'Артаньяна с Арамисом: ... с Портосом: ... и с Атосом:

Евгения: Побег герцога де Бофора: Стычка на Вандомской дороге: Мордаунт и лилльский палач: Бонасье-Майяр и коадъютор на башне св. Иакова: Отплытие из Булони: Мститель: "Господи Иисусе!"

Евгения: Казнь Карла I: Дуэль Мордаунта и д'Артаньяна: Примечание модератора: комментарий перенесен из старой темы "Иллюстрации". 28.11.05 г. Кассандра пишет: А у Дарта фигура за 20 лет не изменилась! В моих ТМ с иллюстрациями Кускова в рисунке к дуэли у монастыря Дешо он такой же и в той же позе почти. Только волосы длиннее и усов с бородой не видно. А ноги будто с того рисунка скопированы. Взрыв фелуки: Рюэй. Сила и ум. Мазарини подписывает бумаги в Пьерфоне: Примечание модератора: комментарий перенесен из старой темы "Иллюстрации". 26.11.05 г. LS пишет: Иллюстрации Кускова к "20 лет" меня разочаровали. Такого взлета, как в "Трех мушкетерах" (с очумевшей кошкой на кратинке первой встречи д`Артаньяна с Рошфором) нет и в помине. Рисунки тяжеловаты. Мне кажется, что нет ничего общего между д`Артаньяном в "Трех мушкетерах" и "20 лет спустя".

Джоанна: Евгения, спасибо)))

Евгения: Иллюстрации И. С. Кускова к роману "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя". Луиза, Ора и Рауль. Иллюстрация перед 1-ой частью. Карл II, рассматривающий кортеж Людовика из окон гостиницы. В поисках Портоса. Д`Артаньян и Мушкетон. Д`Артаньян и Планше планируют "торговое предприятие".

Евгения: Рекруты д`Артаньяна в деле. Гостиница "Великий монарх". Атос и Монк в подземелье Ньюкаслского замка. (Глаз графа - это, видимо, типографский брак). Карл II, Монк и д`Артаньян. Исповедь Мазарини.

Евгения: Иллюстрация перед началом второй части. Вероятно, Рауль и Гиш. Иллюстрация к главе "Урок д`Артаньяна". Д`Артаньян и отряд драгун, предводительствуемый Раулем. Гревская площадь. Казнь Лиодо и д`Эмери.

Евгения: Портос на строительстве Бель-Иля. Величие ваннского епископа. Маликорн и Маникан. Дуэль Рауля и де Варда.

Евгения: Иллюстрация перед началом третьей части. Арамис, г-н Безмо и Филипп, близнец короля. Дуэль Бекингэма и де Варда. Под королевским дубом. Умирающий генерал иезуитского ордена и его преемник.

Евгения: Иллюстрация перед 4-ой частью. Его величество спасает Луизу де Лавальер от грозы. Иллюстрация к главе "Малага". Д`Артаньян и Планше. Следующие две иллюстрации расположены на одном развороте, но, видимо, это всё же не одна иллюстрация, а две независимые. Д`Артаньян, Портос, Планше и Трюшен. Левая часть рисунка: Правая часть:

Евгения: Снова дуэль. На этот раз - на пистолетах, для разнообразия. Де Гиш и де Вард. Портрет Луизы де Лавальер: В Англии. Рауля отсылают ко французскому двору. Это всё. Третий том этого издания "Виконта" вышел с рисунками французских художников. Возможно, Кусков не успел проиллюстрировать последний том?..

Евгения: С 31 января по 18 февраля 2008г. в музейно-выставочном комплексе Московского академического художественного лицея РАХ проходила персональная выставка Ивана Сергеевича Кускова. http://www.art-lyceum.ru/2007/Kuskov/index.htm "Художник родился в 1927 году в семье детского врача в Москве, в Обыденском переулке близ Остоженки. "Родись, живи , умри все в том же старом доме", - эта цитата из Сен Бева, впоследствии написанная Кусковым на двери своей комнаты , фактически стала девизом художника, который действительно прожил в этом доме, в своей шестнадцатиметровой комнате коммуналки всю свою жизнь. После четвертого класса общеобразовательной школы он поступил в первый класс МСХШ, только что открытой в 1939 году. С 1941 по 1943 годы был с этой школой в эвакуации в Башкирии. Закончил школу в 1946 году. В 1947 году поступил в Суриковский институт и закончил его в 1952 году. С тех пор работал художником-иллюстратором в разных издательствах. Дар иллюстратора проявился у И.С. Кускова очень рано. В фонде музея есть работы, сделанные им в девятилетнем возрасте . Эти композиции на исторические темы поражают умением компоновать и знанием исторической эпохи. Товарищи по школе говорили о нем , что он природный феномен, и «уже в колыбели скреб перышком иллюстрации к "Трем мушкетерам"… За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал около ста книг. Персонажи литературной классики для Кускова как бы оживали, он был соучастником описываемого действия. Интерьеры, пейзажи, костюмы героев произведений поражают своей художественной правдой. У него было много почитателей, со многими он переписывался, получая во множестве отзывы из самых разных мест страны. Он очень ценил эти контакты с читателями. Именно в этом не официозно-советском, а подлинном смысле слова он был поистине народным художником." Все благодарности за эту информацию - Марселю. :)

Марсель: Евгения, спасибо. А это сам И.С. Кусков.

Luiza d'Erble: Спасибо огромнейшее! Давно искала такие картины!!!

Alex: Спасибо, смотрел иллюстарции часа два... с большим удовольствием. Иллюстрации из Трех Мушкетеров более-менее знакомы с детства, а остальные - вижу впервые.

Alex: To Евгения: ...выходили книги с иллюстрациями Мориса Лелуара... Знаю, что в России вышел дорогой "эксклюзивный" вариант "Три мушкетера", где собраны все, или почти все (около 250) иллюстрации Лелуара (он иллюстрировал роман во времена Дюма), но сканы книги, конечно, в инете не нашел. :-( http://fitomorfolog-t.livejournal.com/5554.html

david: Позволю себе уточнить: Лелуар создал иллюстрации к ТМ в начале 90-х годов 19 века к вышедшему в 1894 г. двухтомнику (изумительно оформленные тяжеленные книги). Пожалуй, первый раз в жизни я ощутимо понял, что такое культура иллюстрации: в двухтомнике - они не просто замечательные картинки - они часть текста, неотделимы от него (даже при условии незнания французского). Текст, шрифт, печать, вес, иллюстрации - единое целое .... В 1903 г. вышел двухтомник "Графиня де Монсоро" также с илл. Лелуара. Они (илл.) - не хуже, вес книг - не меньше, но дрожь в руках, почему-то, тодбко от Мушкетеров. http://www.liveinternet.ru/users/leonsija/post94739940/

david: А вот так выглядит подлинный рисунок Лелуара:

david: Надеюсь, теперь картинка появится. Настоящие размеры 30x16. click here

isartorius: Джоанна Я тоже совершенно безумец в части книг.. Хотите забежать ко мне на "огонек " в мой жж-? http://lactoriacornuta.livejournal.com/64394.html#cutid1

Сиринга: Евгения пишет: Супружеская сцена в "Красной голубятне". поздний вариант: В ЖЖ http://verbinina.livejournal.com/106613.html предложен третий вариант: М.:Правда, 1990

LS: Сиринга Спасибо И за картинку и за ссылки! *изучая отличия от БМЛД 1974* - у миледи другая прическа и совсем другое лицо, здесь оно больше похоже на иллюстрацию побега - немного изменена ее поза, поднята вверх кисть левой руки - на полу лежит ее шляпа - более подробно выписаны карнизы под потолком - у Атоса менее четкое лицо и чуть другой наклон головы.

Сиринга: Благодарю Вас,LS! Мне показалось, что в позднем варианте Миледи - самая испуганная. "Воплощение ужаса", и волосы дыбом. В варианте 1978 г. (БМЛдД) волосы Миледи вообще спокойно забраны

LS: Сиринга Мне тоже так показалось. :)

Евгения: http://borko.livejournal.com/506039.html Рассказ человека, встречавшегося с Иваном Кусковым.

LS: Евгения А Вы не пробовали связаться с автором этого ЖЖ? Вот бы перепостить фотографии Кускова к нам...

Евгения: LS Хорошая идея!

Вольер: Евгения, огромное спасибо за выложенные иллюстрации. Являюсь счастливым обладателем обоих изданий "Трёх мушкетёров" (на мой вкус ранний вариант предпочтительнее), а вот о том, что Кусков продолжил дело, не знал.

Стелла: Вы действительно совершенно правы. Первое издание с кусковскими иллюстрациями-это сделанное словно на одном дыхании. И образы впечатляют остаются в памяти. И романтизм и отличный рисунок. Я уж не говорю про миллион бытовых мелочей.Правда миледи немного ходульна. Зато вся четверка замечательная. А вот повтор-он просто действительно повторил не слишком себя утруждая поисками новых образов. И анатомически они все стали как Рыцарь Печального образа-длинные и нескладные.

ИКС: Евгения, большое спасибо за представленные иллюстрации к "Трем мушкетерам". В книге ТМ позднего издания (М.:Правда,1990) есть иллюстрация к главе "Супружеская сцена" не совпадающая с той, что есть на сайте. Не очень хорошо разбираюсь в компьютере и не заню, как ее можно Вам отправить.

LS: ИКС Было б очень любопытно взглянуть на нее. :) Могу предложить несколько способов копирования и отправки картинки на форум. 1. Осканировать страницу из книги. Для этого нужен сканер. Если он есть у Вас (или в зоне досягаемости), я расскажу, что делать дальше, но основная последовательность операций будет аналогичной п.2. 2. Сфотографировать страницу с помощью цифрового фотоаппарата или мобильного телефона с высоким разрешением снимка. Потом перенести снимок на компьютер. Нужно запомнить в какую папку вы сохранили снимок. Затем, зайти на сайтhttp://b.radikal.ru/ (нажать на ссылку), найти на открывшейся странице окошко "Выберите файл изображения на своем компьютере" и рядом с ним нажать на "Обзор". Обзор откроет "дерево" документов на Вашем компьютере, в нем найдите сохраненную фотографию и "кликнете" по ней правой клавишей мыши. Затем нажмите "Загрузить" под окошком "Выберите файл изображения на своем компьютере". Фотография загрузится на сайт Radikal и сгенерируется несколько кодов. Скопируйте с помощью мыши любой из трех первых. Вставьте скопированное в окошко "Ответ". Если что-то вдруг получится "не так" мы с Евгенией подправим. :)

david: Работы Д.Борко (из интернета) "Отец и сын Кусковы", "Художник И.Кусков в своей квартире"

Стелла: М-да особенно впечатлили меня бутылка и эмалированная кружка-необходимые элементы творческой атмосферы. Как обидно когда талант завязан на это!

valrosh: Евгения, Спасибо за выложенные иллюстрации. Иллюстрации Кускова к «Трем мушкетерам» поразили меня сразу-же, так сказать с первого прочтения. И, несмотря на то, что сейчас у меня дома эта книга с классическими иллюстрациями Лелуара, которые также прекрасны, хочу сказать, что Кусков – гений. Мне попадалось довольно много книг проиллюстрированных Кусковым, но, к сожалению, мне не удалось найти полный список его работ. Может можно создать тему, посвященную творчеству Кускова, а не только иллюстрациям к романам Дюма? Вот список книг, проиллюстрированных Кусковым, которые в разное время попадали ко мне в руки. Иллюстрации во всех книгах просто прекрасные (к сожалению, у меня нет их сканов): 1. Дюма. Мушкетерская трилогия. 2. Дюма А. Сорок пять. 3. Л.-В. Генрих. Харка, сын вождя. 4. Майн Рид. Оцеола, вождь семинолов. 5. Костер. Легенда об Уленшпигеле. 6. Вальтер Скотт. Айвенго. 7. Юрген. Георг – Синяя птица 8. Феличе. Морские нищие. 9. Хаггард. Копи царя Соломона. 10. Хаггард. Прекрасная Маргарет 11. Шишова З.К., Царевич С.А. Приключения Каспера Берната в Польше и других странах. 12. Свет. Последний инка. 13. Владимиров В. Повесть о школяре Иве. 14. Шишова З.К. Джек-соломинка. Историческая повесть 15. Яхнина Е.И. Жак Отважный из Сент-Антуанского предместья. Историческая повесть. 16. Скарбек И.Ю. За Тридевять Земель. Эти книги я не видел, но знаю, что Кусков иллюстрировал их: 17. Заречная С. Казачок графа Моркова. 18. Моисеева К. Караван идет в Пальмиру. Историческая повесть. 19. Яхнина Е., Алейников М. Семдесят два дня. Рассказы о Парижской коммуне 20. Рубинштейн Л. Музыка моего сердца. Исторические рассказы 21. Могилевский Б. Живи в опасности. 22. Томан Н. Говорит космос. 23. Вершинин Л.А. Отныне и навсегда 24. Изюмский Б.В. Тимофей с Холопьей улицы. Ханский ярлык. 25. Садкович М., Львов Е. Георгий Скорина. 26. Мищенко Д. Северяне. Историческая повесть. 27. Кальма Н. Заколдованная рубашка. 28. Рубинштейн Л.В. Черный ураган. Честный Эйб 29. В.Азерников 200 лет спустя. 30. Зубек, Л. Доктор Есениус. 31. Татаи Шандор. Витязь с двумя мечами. Повесть 32. Владимиров В. Повесть о школяре Иве. 33. Яхнина Е., Алейников М. Разгневанная земля. 34. Муратов М. Заморский гость. Историческая повесть. 35. Хинкис В. Жизнь и смерть Роджера Бэкона. 36. Царевич С. За отчизну. Исторический роман. 37. Владимиров В. Последний консул. 38. Давыдов З. С. Разоренный год. 39. Рич В. Виток спирали. 40. Бончковский И. Отцы-иезуиты. 41. Этлар К. Предводитель энгов. 42. Оливье Ж. Колен Лантье. 43. Диккенс Чарльз. Большие надежды. 44. Купер Д.Ф. Красный корсар. 45. Купер Ф. Последний из могикан. 46. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. Черная стрела. 47. Рид Майн. Всадник без головы. 48. Фидлер А. Белый Ягуар - вождь араваков. 49. Рид, Майн. Отважная охотница. Пропавшая Ленора. Голубой Дик. 50. Ян Василий. Батый. 51. Ян В. Г. Чингисхан. 52. Гюго В. Девяносто третий год. 53. Ян, Василий. `К ``последнему`` морю`. 54. Рубинштейн Лев. Дорога победы. Роман. 55. Ян Василий. Огни на курганах. 56. Загорчинов Стоян. Ивайло. 57. Вершинин Л.А. Рим или смерть. (Повесть). 58. Ройзман Матвей. Дело № 306. Список, к сожалению, неполный. Но все равно видно, что наследие огромное.

LS: valrosh Могу добавить Ваш список еще одним романом Дюма - "Две Дианы" (М."Правда", 1990 г.). Одна из иллюстраций была выложена у нас на форуме. http://dumania.borda.ru/?1-15-0-00000005-000-0-0-1272610768 Надо будет добавить и остальные. valrosh пишет: Иллюстрации Кускова к «Трем мушкетерам» поразили меня сразу-же, так сказать с первого прочтения. Ага! :) Я до сих пор помню чувство "окаменения", охватившее меня в школьной библиотеке над желтым томом БМЛД.

Amiga: Ага! :) Я до сих пор помню чувство "окаменения", охватившее меня в школьной библиотеке над желтым томом БМЛД. Да, именно этот Атос до сих пор у меня в голове :)

Евгения: Amiga И у меня. :) Вылезающий из погреба. :)) В те доисторические времена, когда не было ксероксов, я пыталась даже перевести картинку на кальку, но увы... Надо быть Кусковым, чтобы это сделать подобающим образом. Пришлось бережно хранить Атоса в памяти. :)

valrosh: LS Спасибо за добавление и ссылку.

LS: valrosh Кстати получилось и иллюстрации в тему добавить: http://dumania.borda.ru/?1-15-0-00000005-000-30-0-1284229529 :) Раньше они присутствовали только в виде ссылки.

Amiga: Евгения Нет, у меня точно с другой картинки, где-то, может, ближе к началу. Найду - покажу :)

LS: valrosh valrosh пишет: Может можно создать тему, посвященную творчеству Кускова, а не только иллюстрациям к романам Дюма? Я - только за! :) У нас на форуме есть воспоминания о Кускове, можно было б скопировать их в эту тему.

Пётр Петрович: Добрый вечер, уважаемая Евгения! Большое Вам спасибо за то, что Вы открыли мне глаза на другие издания великих "Трёх мушкетёров", великого Дюма, в иллюстрациях великого Кускова! Благодаря Вам, я также познакомился и отыскал "Двадцать лет спустя". Большое Вам спасибо! Можно Вас поросить написать, здесь на форуме, более подробные выходные данные книги "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя"? Естественно с иллюстрациями Кускова Ивана Сергеевича. Никак не могу найти её в библиотеках и в Интернете. Ещё раз спасибо за Вашу просветительскую деятельность! С уважением, Рябичев П.П. г. Брянск.

Евгения: Здравствуйте, Петр Петрович! Сейчас, к сожалению, у меня нет под рукой этих книг. Но могу сказать, что "Виконт де Бражелон", как и "Двадцать лет спустя", были изданы в составе одного из собраний сочинений Дюма (в 15 томах, если не ошибаюсь) московским издательством "Правда". Когда у меня появится возможность, я уточню год издания - либо 1990, как "Двадцать лет спустя", либо 1991-1992.

david: Евгения 15-томник издательства "Правда" 1991 год (зеленые обложки). "Двадцать лет спустя" (т.2) и "Десять лет спустя" (тт. 3-5) - иллюстрации А.Остроменцкого. 15-томник (+8 дополнительных) также "Правда" 1991 год (черные обложки). "Двадцать лет спустя" (т.5) и "Десять лет спустя" (тт. 6-8) - художник -?

Евгения: david, спасибо большое! Вот как раз в том издании, которое черное, и были иллюстрации Кускова.

LS: И мои пять копеек. :) Иллюстрации Кускова к "Двадцать лет спустя" мне встречались как раз в собрании сочинений издательства "Правда" начала 90-х. Похоже "Виконт де Бражелон" с иллюстрациями Кускова вышел в этом же собрании сочинений.

Пётр Петрович: Добрый вечер, уважаемые товарищи! Евгения, Давид и ЛС! Спасибо Вам за помощь в идентификации издания романа "Виконт де Бражелон, ...". Позвольте, я внесу полную ясность в мой-же вопрос. Это дествительно чёрные обложки. Их данные: Дюма Александр. Собр. соч. в 15 тт. Т. 6. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. Роман. Части 1–2: Перев. с фр. / Под общей ред. М. Трескунова; Коммент. С. Шкунаева и Г. Ермаковой-Битнер; Иллюстрации И. Кускова.— М.: Правда, 1991.—592 с., ил. Формат 84×1081/32. Бумага типографская № 2. Тираж 200 000 экз. Цена 10 руб. ……………………………………………………………………………………………………………………….. Дюма Александр. Собр. соч. в 15 тт. Т. 7. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. Роман. Части 3—4: Перев. с фр. / Под общей ред. М. Трескунова; коммент. С. Шкунаева и Г. Ермаковой-Битнер; Иллюстрации И. Кускова.— М.: Правда, 1991.—640 с., ил. Формат 84×1081/32. Бумага типографская № 2. Тираж 200 000 экз. Цена 10 руб. ……………………………………………………………………………………………………………………… Какая жалость, что Иван Сергевич не закончил свою работу! Спасибо ему за то, что он сделал! Скажите, уважаемая Евгения, так сделала ли какая-нибудь творческая душа сайт, полностью посвящённый художественному наследию Кускова Ивана Сергеевича? С уважением, Рябичев П.П.

Евгения: Пётр Петрович, насколько мне известно, полноценного сайта, посвященного творчеству И.С.Кускова, пока нет. Немного информации здесь:http://art-critic-kuskov.com/ivan_kuskov.html Немного здесь:http://www.art-lyceum.ru/2007/Kuskov/ Здесь выложены иллюстрации из разных произведений: http://community.livejournal.com/first_books/tag/%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2 А отдельного сайта, увы, нет...

Александр: Здравствуйте. Очень понравилась Ваша тема. Столько любви к Ивану Сергеевичу Кускову... я потрясен!!! Я в детстве 1985набравшись наглости написал в журнал "Юнный Художник"(был такой) и видимо такой же как и я человек,искренее любящий творчество Кускова, дал мне его адрес.Я написал Художнику по детски наивное письмо, куда вложил написаное мною сочинение в школе. И Художник ответил. Он написал мне три письма.Прислал эскиз( в цвете) к иллюстрации к роману Аркадия Фидлера "Белый Ягуар вождь араваков" . Расказал о себе. Прислал свое фото и все время шутил. С тех пор я собираю все книги с илюстрациями Художника.Светлая ему ПАМЯТЬ!!!

LS: Александр Удивительная история! Спасибо за нее!

Ольга Чижина: Здравствуйте! Я,Ольга, создатель сайта. Посмотрите сайт art-critic-kuskov.com страница "Художник Иван Кусков ",и раздел "воспоминания"-Неволина Я, Кускова не знала лично, но зато знаю одного человека который учился с ним в художествннной школе. Сайта Ивана Кускова нет,но я с удовольствием взялась бы за его создание. Материала мало. В бывшей квартире Ивана не осталось ни одного рисунка.

Ольга Чижина: Здравствуйте! Не думала,что у Ивана Кускова столько почитателей. Художник умер 1997, он жил в это время на Рязанском проспекте. Кремирован в Николо-Архангельском крематории, наверно там и захоронен. Его сын Сергей Кусков пил здорово, и по всей видимости урну с прахом не забрал, но это надо уточнять

LS: Ольга! Здорово, что Вы занимаетесь творчеством И.С.Кускова и я от всей души желаю успеха Вашему проекту!

Ольга Чижина: Посмотрите мастерскую Ивана Кускова. Эти фотографии обнаружились несколько месяцев назад. На выставку, посвященную творчеству искусствоведа Сергея Кускова, пришла вдова фотографа и художника Валерия Безрядина. Она принесла альбом с фото,среди которых оказались эти уникальные кадры. Друзья Ивана Кускова называли Пиратом. click here

Ольга Чижина: Здравствуйте, Александр! А, сохранились у Вас эти письма, фотография,и иллюстрация. Если ,да то сканируйте их и пришлите на форум, или пришлите мне письмо через сайт Сергея КУскова. Ольга Чижина

Стелла: А кто-нибудь из москвичей знает, как назывался раньше этот художественный лицей РАХ? мне просто интересно, потому что я в конце 60-х училась в художественном училище Памяти 1905 года. Тогда оно помещалось на Сретенке. Потом его перевели куда-то в район Курского вокзала. Может быть лицей и создан на его основе?

LS: Стелла Насколько я понимаю, речь идет об училище на Крымском валу, м.Октябрьская.

марко: Здравствуйте, Евгения. Спасибо за Дюма. А за Кускова - отдельно хочется поблагодарить. Лет в пять в книжном шкафе обнаружил книгу с красивыми рисунками, вот так познакомился с тремя мушкетерами. Это была "рамка", как ее принято называть сегодня - БПИФ. То есть ранний вариант Кускова. Книга перечитывалась неймоверное количество раз, она и сегодня у меня стоит на полке. Правда потрепанная немного. Недавно нашел и поздний вариант и очень обрадовался, потому что рисунки немного отличаются и их больше. Вот оно - поразительное воздействие иллюстраций!!! Рисунки Кускова действуют магически. Романтически. Вторая книга была Майна Рида "Отважная охотница". Тоже очень мощно. Рисунки немного стилистически похожи, но относятся к другой эпохе, другому миру - Купера. С уваж. Алексей

Гиллуин: Как ни смешно, но с этими иллюстрациями я познакомилась совсем недавно, буквально в этом году. Хотя другие работы Кускова мне где-то встречались. И я даже не могу сказать, что они мне нравятся. Наверное, я их недостаточно хорошо рассмотрела. И я не могу понять, почему у него все такие худые? :)

Стелла: Гиллуин - вот в том-то и дело! У Кускова меньше всего это заметно в самой первой версии Трех мушкетеров. В последующих нарушение пропорций просто карикатурно. А в самой первой ему удалось передать дух книги. Но это то, что касается четверки. Женские образы у него мне напоминают кукол, каких рисуют в школе девочки. Хотя и у меня началось знакомство именно с этих иллюстраций. И в 8-ом классе я была потрясена. теперь же, насмотревшись других, могу сказать только, что лучше Лелуара нет для меня иллюстратора, хотя и есть еще пара-тройка тех, кто нравится. Но компания на бастионе Сен- Жерве у Кускова нравится очень по-прежнему.

Гиллуин: Хотя и у меня началось знакомство именно с этих иллюстраций. И в 8-ом классе я была потрясена Понимаю. Те, которые я видела в детстве, мне тоже очень нравились.

марко: Здравствуйте, не знаю обращал ли кто внимание, но в 1990 году в издательстве Правда было випущено две книги, причем издание не плохие, качественные. Три мушкетера и Двадцать лет спустя. Книги в одинаковом оформлении и илюстрированы Кусковым. Рисунки Трех мушкетеров, судя по всему, из поздних иллюстраций художника, ( у меня есть все книги), но надо присмотреться , кажется некоторые из старого. К сожалению рисунков на вставках нет, но послесловие Трескунова отличается от обоих изданий

LS: марко Я подозреваю, что "Правда" специально готовило это издание из-за Кускова. А в чем отличия послесловия?

марко: Если сравнивать Правду и Рамку 1974 то прежде всего годами рождения Александра Дюма - в первом Трескунов пишет о 1802 во втором о 1803 году В рамке послесловие называется - Три мушкетера Александра Дюма, в Правде просто - Александр Дюма. Ну, суть одна и таже, но в разной форме, чуть отличается композиция и в Правде кажется все таки чуть урезаное, но складывается впечатление, что все же это написано специально для Правды, а не списано с издания 1974 года. Кроме того в этом издании есть еще коментарии, чего нет в рамке

Евгения: Если это действительно автограф И.С.Кускова (на что я очень надеюсь), то, получается, день рождения Ивана Сергеевича - завтра.

david: Евгения Кусков Иван Сергеевич (31 марта, 1927, Москва — 1997, Москва) — российский художник, книжный график, автор иллюстраций к книгам Лизелотты Вельскопф-Генрих, Чарльза Диккенса, Александра Дюма, Шарля Костера, Фенимора Купера, Майн Рида, Джонатана Свифта, Мигеля Сервантеса, Вальтера Скотта, Аркадия Фидлера, Райнера Хаггарда, Зинаиды Шишовой, Василия Яна. Родился в семье детского врача в Москве, в Обыденском переулке близ Остоженки. Художественный дар проявился в раннем детстве. В 1939 году, после изостудии, поступил в первый класс МСХШ. Закончил школу в 1946 году. В 1947 году поступил в Суриковский институт, на графический факультет, попал к прекрасным преподавателям Б.А.Дехтерёву и Матвею Александровичу Доброву. Закончил институт в 1952 году. С тех пор работал художником-иллюстратором в разных издательствах. За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал около ста книг. Иллюстрации И. Кускова к «Пиквикскому клубу» Диккенса отмечены Международной премией. В основном И.С.Кусков работал в технике тушь, перо. Рисунки Кускова характеризует внимание к мельчайшей детали и густой штрих. Обращаясь к определённой исторической эпохе, Кусков использует любую деталь, чтобы чётко передать приметы времени, особенности страны, людей, о которых идёт речь. Интерес к судьбам героев, постижение культуры и психологии того или иного класса, социальной группы, умение воссоздать зримый облик старинного замка, бытовой среды прошлых веков говорят о значительной исторической эрудиции художника. Жизнь Ивана Кускова закончилась трагически. Во времена перестройки, когда в продаже не было спиртного, купил и выпил контрафактный спирт. На девять лет, до самой смерти, ослепший Иван Кусков был прикован к постели.

Keller: Где бы приобрести издание со ВСЕМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ КУСКОВА??? Нигде не могу нарыть... Даже на развале в Олимпийском дядиньки пасуют... Я имею в виду вариант 1978 года, мне он ближе по детству )))

Евгения: Keller, буквально на днях видела на Молотке две штуки. http://molotok.ru/dyuma-a-tri-mushketera-b-ka-mirovoj-literatury-1978g-i3167603404.html http://molotok.ru/biblioteka-dlya-detej-dyuma-tri-mushketera-i3146314697.html Только там нужно предварительно зарегистрироваться, если Вы раньше не покупали/продавали.

Keller: Спасибо.

Евгения: Мне посчастливилось побыть временной владелицей гравюр, которые, если верить надписям на оборотной стороне, были сделаны издательством "Правда" специально для Кускова. Вот оборотные стороны:

Евгения: Ну и собственно гравюры: Для желающих рассмотреть каждую подробность - у меня есть эти картинки большого размера (первая - 3441х4960 пикселей, 10,7 МБ; вторая с третьей в одном файле - 6938х4951 пикселей, 20,5 МБ; четвертая с пятой - 6918х4861 пикселей, 22,1 МБ). Кого не пугают эти цифры и кто готов принять на почту - могу попробовать выслать.

nadia1976@ukr.net: Как хороши иллюстрации Кускова, просто чудо! В них есть какое-то волшебство, как у Дюма. ДАртаньян очень красив, напоминает Боярского.

nadia1976@ukr.net: [url=http://pixs.ru/showimage/76985892la_9897695_18754393.jpg][img=http://i11.pixs.ru/storage/3/9/3/76985892la_9897695_18754393.jpg][/url]

nadia1976@ukr.net: *PRIVAT*

nadia1976@ukr.net:

nadia1976@ukr.net: О! Получилось, это одна из моих любимых иллюстраций. Встреча Атоса с Лильским палачом. Атос такой настоящий, мужественный и красивый

nadia1976@ukr.net:

nadia1976@ukr.net: Признаюсь дюманам, это одна из моих любимейших иллюстраций. Тут много от Дюма. И интимность обстановки, и агрессия, и эротика - все, что есть у Дюма!

nadia1976@ukr.net:

nadia1976@ukr.net: Знаменитая сцена, очень удачно сделано. Если сейчас удастся найтм, я Лелуара хотела бы выложить для сравнения. Но тут очень хорошо, просто замечательно! Внимание сосредоточено на Мушкетерах, а у Лелуара мне Миледи жаль как-то...

Стелла: Я обещала рисунки первого издания

Стелла: Я обещала рисунки первого издания

Стелла:

Стелла: [url=http://shot.qip.ru/00Mu3c-3oZhWgpUe/][/url

Стелла:

Стелла: В этих рисунках под одеждой еще ощущается человеческая плоть, руки и ноги не лишены мышц, локти торчат в меру, а грудная клетка похожа на человеческую, а не на головогрудь какого-то насекомого. И композиционно все держится. Видно, что человек работал, вкладывая самого себя, свою душу, представления о героях и очень тщательно продумывал каждый ход и каждую позу. То, что было сделано впоследствии, было сделано( как у нас в среде говаривали - левой задней ногой). По готовой кальке. Знаете, так работали тоже- кальку со снятой фигурой возят по листу, прикидывая, где ее лучше посадить.

Atenae: Мои любимые - вот именно эти. Издание 1977 года, "Золотая рамка". После них никакие больше не воспринимаю.Сколько эмоций, экспрессии!

nadia1976@ukr.net: Да, это то, что надо. Я тоже их очень люблю.

Стелла: Вы видели, в каком состоянии у меня книга? )))) Она ко мне попала в середине шестидесятых, а издание 59 года! И была она изрядно читана и до меня, и кроме меня ее потом сколько людей читало! И такая же мною была прочитана в самые первые дни 63 года. С теми же иллюстрациями! Сейчас опять их пересмотрела. Конечно, и здесь есть некая угловатость, жесткость, но фигуры не деревянные. И лица четверки и слуг не приняли карикатурных черт. И Арамис в Креквере манерен, но это милый мальчик, играющий в священника, а Базен и оба представителя церкви так типичны)))) Я вот все время пытаюсь объяснить, почему не воспринимаю Кускова в других изданиях и понять, почему он там так нравится многим. Потому что он был первым... потому что его герои совпадают с вашим представлением... Я, скажете вы, беру на себя многое: сама так не нарисую, а критикую знаменитого художника..... но весь фокус в том, что мне никто не предлагал поработать над изданием Мушкетеров, потому что тогда я бы дала не поспешные зарисовки с головы, а работала бы с натуры. Но, смогла не смогла- это не причина не видеть ошибки, которые кричат для того, кто в жизни достаточно поработал с натуры и видит все погрешности. Сегодня, рассказывая о форуме человеку, далекому от Дюма, не умеющему рисовать совершенно, показала рисунки Кускова. Она нашла сходу огрехи даже здесь. И правильно нашла. В старших классах всегда находятся девочки, про которых подружки говорят, что они здорово рисуют. Кукол, которые их мечтательным подругам представляются именно воплощением книжных героев. Кусковские образы кажутся именно такими.

Констанс1: Я тоже впервые прочла «»Три мушкетера«» именно в этом издании и именно с этими иллюстрациями.

Стелла: Констанс1 , так мы с тобой из одного поколения)))). Тогда не было других, доступных нам.

LS: Стелла Спасибо! Но - еще раз повторюсь - на мой взгляд, более поздние рисунки лучше. Видно, как художник менял композицию (дуэль у монастыря Карме Дешо или дебют в Менге), добавлял детали (выход из погреба), и точнее выражал характеры (посморите, как со временем изменились выражения лиц участников сцены диспута в Кревкере или открылось лицо Атоса в Красной голубятне). Ну и ,кроме того, он подарил нам рисунки, которых не было в ранних изданиях - посмотрите тему с самого начала: не все иллюстрации сохранились, но анализ Евгении никуда не делся.

Стелла: LS , проштудировала тему. И... обилие новых деталей только ухудшило композицию: она стала путанной. Нужно обладать тактом и умением не перенасыщать рисунок, а у поздних иллюстраций этот грех уже давлеет. К тому же, то ли доски отвратные, то ли грех в авторе, но все смотрится первым планом . То, что В " Красной голубятне открылось лицо Атоса, не добавило ему очарования, и в таком ракурсе каждый смотрит вообще в свою сторону. В поздних рисунках это вообще просто убивает: ради этого художник дает такие ракурсы, которые делают людей похожими на Дантовских грешников со свернутыми шеями. Единственная иллюстрация, которая мне как-то понравилась, это ДАртаньян и Планше в " Малаге" Иллюстрации на цветной бумаге славные композиционно: гасконада, с дАртом на первом плане, хотя его не сразу и заметишь( но это мне и понравилось) и ДАртаньян на дереве - это отлично! Но " Двадцать лет спустя" и особенно " Виконт"! По знакомству получил заказ,из уважения к былым заслугам... или худредактор был его собутыльником и ничего не видел... Это просто чудовищно для человека с таким опытом и с такой школой, какую он получил. Это просто злые карикатуры. Это рисовал человек в приступе белой горячки, потому что это просто страшно. Страшно и зло по отношению к героям книги. Да взгляните хотя бы на рисунок к дуэли де Варда и де Гиша... На лошадь, наконец, взгляните! И на лошадей на первом издании на Пикардийской дороге. Теперь я знаю, как работает " зеленый змий" в голове рисовальщика. И еще раз говорю: Да здравствует Лелуар, даже если он неаудачный))))

nadia1976@ukr.net: Никто не преуменьшает достоинств Лелуара, это классика, это Франция, это то, что надо. Но Кусков... Это наше. И это первые иллюстрации, тут Вы правы, которые я увидела в детстве еще. Кускову удалось найти свой стиль, и еще... он не просто изображает мушкетеров, он показывает в рисунке свое отношение к ним. Хорошая иллюстрация - это как хорошая экранизация, это очень непростая работа.

Стелла: nadia1976@ukr.net , рисуя героев художник, как и писатель, физически не может быть равнодушен к героям. Просто не может Его рукой водят талант, умение, такт и чувство юмора. Последнее у Кускова имеется и это спасает задние планы. ( но самое НЕ ТО, это когда рукой водит зеленый змий. как у Кускова во многих случаях) Ваше счастье, что вы этого не замечаете. Мне это портит все впечатление. Не знаю, пили ли Густавино и Иткин, но я вижу талант, не омраченный белочкой.



полная версия страницы