Форум » Иллюстрации » Иллюстрации И. С. Кускова к мушкетерской трилогии » Ответить

Иллюстрации И. С. Кускова к мушкетерской трилогии

Евгения: Эти замечательные иллюстрации давно заслуживали отдельной темы. :) К сожалению, об их создателе - Иване Сергеевиче Кускове - известно крайне мало. Мне не удалось найти ни его биографии, ни даже даты создания иллюстраций к мушкетерской трилогии. Если у кого-то найдется информация - поделитесь, пожалуйста! Могу только сказать, что "Три мушкетера" были проиллюстрированы, скорее всего, в пятидесятых годах и во всяком случае не позже 1959 года: в этом году появилось первое из найденных мной изданий с этими рисунками, в то время как раньше, в 1949, 1954, 1955 годах выходили книги с иллюстрациями Мориса Лелуара. В дальнейшем "Три мушкетера" выходили в основном с иллюстрациями Кускова - в 1967, 1970, 1974, 1977 годах и т. д. В 1978 году в серии "Библиотека мировой литературы для детей" появилось издание, тоже проиллюстрированное Кусковым, однако картинки были не совсем те. Очень похожие в целом, в деталях они значительно отличались; к тому же их было больше. Я представлю вашему вниманию и тот, и другой вариант, и у вас будет возможность сравнить их самостоятельно.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

женя: Примечание модератора: этот и следующий пост перенесены из темы "Иллюстрации". Огромное спасибо, что вы есть:) И еще большее спасибо за сканы иллюстраций Кускова. Я его искала по всей сети:))) А теперь мне друзья еще картинок насканировали, я их потихоньку буду вывешивать, заходите по ссылке, пожалуйста:http://community.livejournal.com/first_books/ (я - гостья, зовут меня Женя:))Тезки мы)

Amiga: Женя, занятное совпадение - я только что выложила в ЖЖ вот это :)

Евгения: Иллюстрации к роману "Три мушкетера" наиболее известны. Я выложу их, а затем перенесу сюда иллюстрации к "Двадцать лет спустя" и "Виконту де Бражелону" (те, кому не терпится, могут отыскать их самостоятельно в темах "Иллюстрации" и "Иллюстрации-2" :) ). Начну, как полагается, сначала. То есть с обложки. Ранний вариант иллюстраций сканировался по изданиям: "Библиотека приключений", том 19. Москва, 1959: и "Библиотека приключений и научной фантастики". Москва, "Детская литература", 1967 и 1970 (издания практически идентичные): Поздний вариант - "Библиотека мировой литературы для детей", том 42. Москва, "Детская литература", 1978:


Евгения: На форзаце изданий 1967 и 1970 годов изображена дуэль: Форзац издания БМЛД просто оформлен узором "на тему": (Изображения, получаемые при увеличении превью, не слишком большие? Мне хотелось, чтобы были видны все детали - не перестаралась ли я?..)

R.K.M.: Господа! Обратили внимание, что на форзаце 1967 (являюсь счастливой обладательницей сего издания) года ВСЯ троица мушкетёров (очевидно, из солидарности с Атосом) дерётся ЛЕВОЙ рукой! :))

Лейтенант Чижик: R.K.M., вы мысли читаете? Я только хотела обратить на это внимание общественнсти :))) Ещё добавлю, что форзац издания 1959 года вообще лишён картинок... :(

Евгения: Начало первой и второй частей в разных изданиях оформлено следующим образом. 1959 год: 1967 (1970) год: 1978 год:

Евгения: Собственно иллюстрации. Въезд д'Артаньяна в Менг: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Встреча с Рошфором: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Дуэль у монастыря Дешо: ранний вариант: поздний вариант:

Марсель: Евгения Спасибо. Очень интересно. Папа Ивана Кускова был директором исторического музея на Красной площади. Может быть отсюда такая любовь к деталям. Он умер в 1997 году. После Кускова, многие не решались взяться за "Трех мушкетеров".

Марсель: Статья о И.С. Кускове (приведу полностью) Ольга Шишко Надо ожидать чуда О художнике И.С. Кускове («Юный Художник». Сс 21-23) Когда я остаюсь один, то мысленно путешествую. Попадаю в разные страны, переношусь в другое время, в иную эпоху, живу жизнью различных народов,— рассказывает Иван Сергеевич Кусков.— Это возникло у меня еще в детстве... Великая и старая истина — художник начинается в детстве, когда человек более восприимчив, особенно чуток ко всему удивительному, когда его переполняет фантазия и он способен поверить в сказку, быль, легенду. Для посвятившего себя искусству очень важно не утратить эту способность с годами, оставаться немножко ребенком на протяжении всей жизни. Прибегая к морской терминологии, можно сказать, что берегом, от которого началось жизненное плавание Ивана Кускова, было чудесное воображение и жажда необычного. Его капитанский мостик — скромный рабочий стол мастера книжной графики, а маршруты многочисленных фантастических плаваний — путешествия с героями популярных литературных произведений. Если мы слегка приоткроем дверь мастерской художника, то увидим разнообразие непривычных вещей, у каждой из которых своя история. Вот шпага на стене, ожидающая своего хозяина храброго гасконца д'Артаньяна, вот копье рыцаря Печального Образа Дон Кихота. А чья же это прекрасная шаль? Наверное, ее случайно сбросила со своих плеч девушка ил далекой Фландрии Неле — верная спутница доброго и честного Уленшпигеля. Айвенго, Овод, Роб Рой, Спартак — далеко не все герои, чья благородная борьба за свободу, мужественная любовь к родному краю, стойкость перед ударами судьбы с большим вдохновением воплощены в иллюстрациях Кускова. В углу комнаты — слегка запылившийся шлем идальго, а рядом — иллюстрация к роману Сервантеса, названная «Дон Кихот испытывает шлем». На рисунке волшебно сливаются воедино реальность и фантазия — то, что автор иллюстрации почерпнул из книги, » то, что подсказало ему воображение. И вот корабль воображения, отплыв от берегов Испании, бросает якорь в шумной, многолюдной гавани, называемой Фландрия. В этой стране, по которой художник странствует с пытливым интересом и вниманием, живут Тиль и Неле. Все. что с ними случается на страницах замечательного романа Шарля де Костера, находит образное выражение в иллюстрациях мастера книжной графики, который смеется и страдает, любит и ненавидит вместе со своими героями. Подолгу можно рассматривать остросюжетные, населенные узнаваемыми персонажами иллюстрации Кускова. По духу он романтик. Рисовать начал рано. И с детских лет его особенно привлекали паровозы, аэропланы и, конечно же, шхуны, бригантины, пароходы. Он не уставал следить за всем или вдаль, движение оказалось символичным и для творчества художника, постоянно занятого поисками интересного и удивительного, любознательного ко всему новому в жизни, яркому и романтическому в литературе. А когда возникло впервые желание делать иллюстрации? С прочтения первой же книги четырехлетннй Ваня пытался перенести героев, место, время действия на лист бумаги. А как искренне было письмо мальчика, отправленное Тому Сойеру! Начинающий художник предлагал Тому приехать в Москву. Долгое ожидание... и разочарование. Сейчас Иван Сергеевич вспоминает об этом с улыбкой. А много лет назад действительно поверил в реальное существование американского подростка. Такова сила хорошей книги, так непосредственно волновала настоящая литература. Уже в школьные годы Ваня делал акварельные иллюстрации к полюбившимся книгам — Сказкам братьев Гримм, «Маленьким дикарям» Сетон-Томпсона, «Квентину Дорварду» Вальтера Скотта. Произведения Пушкина, Лермонтова, Сервантеса, Дюма — все жадно прочитывалось в детстве. О дальнейшем пути к цели художник рассказывает немногословно: — После изостудии в 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу. Затем — война... Мы, дети 14 —15 лет. оказались в эвакуации, в Башкирии. Всем было тяжело, но и тут мне помогала книга, увлекала, будила мысль, учила. Поступив в 1947 году в институт имени Сурикова, конечно же, на графический факультет, попал к прекрасным преподавателям Борису Александровичу Дехтереву и Матвею Александровичу Доброву. Здесь постоянно рисовал, овладел техникой офорта, узнал много нового. Большинство работ художника выполнено пером и тушью, но он успешно применяет и другие техники — акварель, гуашь, цветные карандаши, почти все, кроме угля. Разнообразны и творческие привязанности художника — Сирано де Бержерак, Атос, Гамлет.. Кто же из героев, какая книга, работа над какой темой наиболее дороги мастеру? Ответ на этот вопрос не представляет трудности: образ д'Артаньяна. томик Дюма с «Тремя мушкетерами» — вечные спутники Кускова, снова и снова он возвращается к иллюстрированию этого шедевра приключенческой литературы, не повторяя старого, уже найденного. Обращаясь к определенной исторической эпохе, Кусков использует любую деталь, чтобы четко передать своеобразие времени, той страны, людей конкретной национальности, о которых идет речь. Интерес к судьбам героев, постижение культуры и психологии того или иного класса, социальной группы, умение воссоздать зримый облик старинного замка, бытовой среды прошлых веков позволяют говорить о значительной исторической эрудиции художника. Его иллюстрации отличает филигранная передача деталей. Он словно любуется окружающим миром.Тщательно рисует каждую фигуру, украшение одежды, своеобразие ландшафта. «Читаю книги разных эпох — художественные, даже научные. Много черпаю из них. А раньше просто срисовывал костюмы...» Прервем рассказ художника, чтобы заглянуть в удивительный альбом. Он оформлен Иваном Сергеевичем в стиле средневековых атласов. Ему отдавалось все свободное время автора, заносившего в альбом примечательные художественные идеи, удачные наблюдения. Рисуя, фантазируя, создавая иллюстрационные циклы. Кусков всегда учится у мастеров прошлого. Он восторгается рисунками великого Леонардо, считает идеалом искусства книжной графики творчество Постава Доре. Есть еще один источник вдохновения мастера - это музыка. Он собрал целую коллекцию пластинок. Часто слушает то, что в данный момент созвучно его мыслям, теме очередных рисунков. С радостью откликнулся Кусков на предложение издательства «Правда» проиллюстрировать книги о великих музыкантах Листе и Паганини. Образы композиторов и тема самой музыки решены художником выразительно, с редким эмоциональным богатством. Раздумья о любимой работе, жизненные наблюдения художник имеет обыкновение заносить в дневник. Он неизменно размышляет о пути, которым идет, о трудностях, ошибках, замыслах, что сопутствуют в каждодневном труде. Вот одна из таких записей: «Принимаясь за работу, непременно надо ожидать чуда, надеяться на открытие, на что-то неожиданно хорошее. В детстве что ни картинка — то открытие. А сейчас я точно знаю, что получится. Но чудо для меня в другом — в тонкости исполнения, в поисках характерной детали, в создании изобразительного сюжета книги». На этом пути Иван Сергеевич Кусков уже многого достиг. Книги с его иллюстрациями любимы читателями, особенно юными, для которых зримый образ литературного произведения так важен и дорог.

Евгения: Марсель Спасибо большое! Марсель пишет: Затем — война... Мы, дети 14 —15 лет. оказались в эвакуации, в Башкирии. Значит, И.С. Кусков родился приблизительно в 1926-1928 гг.?.. Д'Артаньян спасает г-жу Бонасье: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Эта иллюстрация присутствует только в издании БМЛД 1978 года: Стычка д'Артаньяна с герцогом Бекингэмом:

Евгения: Путешествие в Англию: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Диссертация Арамиса и ставшая крылатой фраза "Д'Артаньян чувствовал, что тупеет". :) Ранний вариант: поздний вариант: Волшебное действие письма герцогини де Шеврез (картинка есть только в издании БМЛД, 1978 г.):

Евгения: Снова благодарю Марселя за найденную информацию: Была такая троица - И. Ильинский, И. Кусков, Н. Кривов - три мушкетера их называли. Игорь Ильинский учился в одном классе ДХШ при суриковском институте вместе с Никой Гольц и Анатолием Иткиным. Затем они все вместе учились в суриковском институте в мастерской Бориса Дехтерева. Там же учились Кусков, Бунин и Кривов. Cын И. Кускова - крупный искусствовед. Он собрал все, что сделал его отец, и подарил музею худ. школы при институте им. Сурикова. Вот так и собираем сведения по крупицам. :))

Евгения: Моя любимая иллюстрация (думаю, не только моя :)). Атос, вылезающий из погреба. Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Перед дуэлью с англичанами: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Миледи и Кэтти: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Обед у прокурора: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Мне удалось связаться с художником Вячеславом Люлько, который является штатным иллюстратором издательства ОЛМА. *очередной поклон в сторону Марселя, который нашел форум художников, где упоминался И.С.Кусков и через который я вышла на В.Люлько* :) Я попросила его рассказать о Иване Сергеевиче, и вот что он ответил: Евгения, добрый вечер! Замечательный у Вас сайт! О Иване Кускове знаю, только со слов редакторов, работавших с ним, и от его коллег-иллюстраторов: Г. Калиновского (покойного), В. Чижикова, Н. Гольц, А. Иткина и его ближайшего друга - Никиты Кривова (у него есть сайт). Отец Ивана Кускова был директором исторического музея. Очевидно, отсюда у него пристрастие рисовать исторически точно. Родился он до Отечественной войны, т.к. во время ее учился в худ. школе при институте им. Сурикова. Затем закончил и сам институт, мастерскую Б. Дехтерева. Однокашников: И. Ильинского, И. Кускова и Н. Кривова называли тремя мушкетерами, из-за их склонности иллюстрировать историко-приключенческую литературу. Вообще среди его ровесников очень много известных иллюстраторов и живописцев. В 1953 году ему принесли славу иллюстрации к роману "Айвенго" В. Скотта. В 2000 году Никита Кривов при мне отказался иллюстрировать "Трех мушкетеров" А. Дюма в издательстве ЭКСМО, потому что этот роман иллюстрировал И. Кусков. Сказал, что лучше он не сможет сделать. Кусков умер в 1997 году. Все, кто его знал, с улыбкой рассказывают, какие спиртные коктейли делал И. Кусков. Русское горюшко. Хотя, 90-е годы для русских иллюстраторов были сплошной черной полосой. В разных издательствах я наталкивался на иллюстрации Кускова в подлиннике. В 1995 в ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ нашли две папки с иллюстрациями И. Кускова. Сын И. Кускова - известный искусствовед. Он собрал все иллюстрации отца, классифицировал и подарил музею худ. школы при институте им. Сурикова. В здании этой школы (возле ЦДХ) часто проходят интересные выставки.

Евгения: Иллюстрация, которая есть только в БМЛД: д'Артаньян, спасшийся в женском платье после обнаружения клейма. Чуть дальше - тоже иллюстрация, не имеющая аналогов в раннем варианте: д'Артаньян и подосланные миледи убийцы (на осаде Ла-Рошели).

Евгения: Аудиенция д'Артаньяна у Ришелье: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Супружеская сцена в "Красной голубятне". Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Бастион Сен-Жерве: ранний вариант: поздний вариант:

Марсель: Спасибо! Сижу, смотрю, восхищаюсь. (и твоим трудом тоже)

Евгения: Всегда пожалуйста! :)) Иллюстрация, которой нет в ранних изданиях - Фельтон встречает миледи на английском берегу. Побег Фельтона и миледи: ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Атос у лилльского палача (иллюстрация есть только в позднем варианте): Казнь миледи. Ранний вариант: поздний вариант:

Евгения: Эпилог - Атос и д'Артаньян (картинки чрезвычайно похожи): ранний вариант: поздний вариант:



полная версия страницы