Форум » Обсуждение книг "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Сорок пять" » Преподобный Отче Модест Горанфло » Ответить

Преподобный Отче Модест Горанфло

Custard Pie: Святой Отец, но развратник, хороший товарищ, но интриган себе на уме, силен физически при слабом духе-все это парадоксы самого забавного персонажа гугенотской трилогии, брата сборщика милостыни Горанфло. В этой теме предлагаю обсудить этого весьма интересного героя.

Ответов - 64, стр: 1 2 3 All

Comte d'Armagnac: Наверное, лучший критерий того, считать ли людей друзьями или нет – это считают ли они сами себя таковыми. Потому что все внешние приметы будут неоднозначны. Сколько описано в литературе (и можно встретить в жизни) друзей, которые постоянно ругаются, ссорятся, даже дерутся – и остаются друзьями всю жизнь. Дружба сложнее, чем пламенные клятвы в преданности и совместные мечтания об общих победах. Как мне кажется, Шико считает Горанфло своим другом. Считает – прекрасно его зная, и принимая его таким, каков он есть. Для чего Шико ходит к Горанфло, когда тот становится приором?.. Не из-за монастырских трапез же (у него есть небольшое состояние, он вполне обеспечен)?.. Он считает Горанфло другом. И когда видит, что самовлюбленность и тщеславие Горанфло начинают ослаблять дружбу, он постепенно – без зла и сожалений – начинает уходить в сторону, но не перестает считать Горанфло другом. Дружба Горанфло и Шико не столь идеальна, как, например, дружба Атоса и д’Артаньяна. Но она гораздо ближе к жизненной правде. Ведь в жизни у дружбы тоже бывают свои приливы и отливы, ее ослабляют обстоятельства и свойства характера друзей, очень часто мы можем обижаться на наших друзей и считать, что они несправедливы к нам – но от этого они не перестают сразу быть друзьями (хотя постоянные обиды могут свести дружбу на нет). Бывает, друзья влияют друг на друга и вступают в тайные или явные противоборства – и это тоже совместимо с дружбой (вспомним сложные взаимоотношения Атоса и д’Артаньяна в начале ДЛС, когда им приходится хитрить друг с другом). Есть несколько вещей, с дружбой несовместимых и одна из них – предательство. Здесь еще никто, кажется не вспоминал сцену в кабачке, когда Николя Давид под страхом смерти требует у Горанфло сказать, кто его послал. И Горанфло – хотя и сдается в конце - сопротивляется все же до последнего, не желая выдавать Шико, то есть держится достаточно долго для такого действительно слабого волей и духом человека, как будущий дом Модест. Так что – на мой взгляд – эти двое были действительно парой – пусть и очень странных – но друзей.

Филифьонка: Как мне кажется, Шико считает Горанфло своим другом. Я не помню, чтобы Шико размышлял о Горанфло именно как о друге. Вот типичный пример довольно беспечного внутреннего монолога: "Теперь он очутился... между веревкой и доходным местечком. Повесят его? Аббатом сделают? Тут нужно быть о двух головах, чтобы угадать" Вот, например, отношение Арамиса к Портосу - тоже предмет для дискуссий на этом форуме. Но тем не менее: Вы можете себе представить, чтобы Арамис о Портосе в таком вот стиле размышлял? Для чего Шико ходит к Горанфло, когда тот становится приором? Так ведь ему больше и не к кому ходить. Горанфло - единственный человек, с которым он может в этот период нормально общаться. :)) Так что – на мой взгляд – эти двое были действительно парой – пусть и очень странных – но друзей. Парой они были точно). На мой взгляд, Горанфло - это человек, с которым Шико максимально комфортно и удобно. Во-первых, Горанфло достаточно интересный и занимательный персонаж, чтобы Шико не было с ним скучно. Да что там "нескучно" - периодически Горанфло его просто-напросто восхищает. Во-вторых, у Горанфло идеальный баланс хитрости и простодушия для того, чтобы Шико, манипулируя им, добивался именно того, что ему нужно. В-третьих, Горанфло недостаточно проницателен и достаточно привязан к Шико для того, чтобы последний мог в обществе монаха немного уменьшить самоконтроль, отдохнуть, короче. В-четвертых, Горанфло знает толк в еде и вине, а значит, они с Шико имеют хотя бы один общий интерес. И так далее. Лучшего компаньона Шико не подобрать.

Почти черный тюльпан: Количество раз произнесения слова "манипулировать" применительно к Шико и его отношениям с людьми бьет вообще все рекорды)) Касательно бесцеремонности. Некоторые люди могут быть весьма бесцеремонны с теми - и только с теми - кого любят. Относить или не относить Шико к этим людям другой вопрос, но такие люди есть. Касательно манипулирования. Он и Генрихом манипулировал. И, кажется, мы сошлись на том, что другом ему он был. Отсюда намечается логический тупик)) Правда, не смотря на эти оговорки, я бы назвала Горанфло скорее его приятелем, к которому он, правда, был в определенной степени привязан. Ибо дружба все-таки есть сбалансированные отношения людей...


Comte d'Armagnac: Человек, с которым нам комфортно и удобно, с которым и у нас общие интересы, в присутствии которого мы можем себе позволить быть самими собой, которым мы даже порой восхищаемся. Более того, единственный (долгое время) человек, с которым мы можем нормально общаться. Может быть, это все и есть дружба?.. «Дружба все-таки есть сбалансированные отношения людей»? Трудно с этим однозначно согласиться… Очень часто среди друзей один может быть ведущим, другой - ведомым, один – оказывать влияние, другой – подпадать под него. Вот, например, Бюсси считает Реми своим другом – но насколько их отношения сбалансированы?.. Дружба (как и любовь) бывает очень и очень разная… Хотя определенная сбалансированность есть и у Шико с Горанфло – шут манипулирует монахом, зато последний не стесняется пошарить у шута в карманах; Шико часто относится к Горанфло с иронией, а тот порой начинает вести себя высокомерно и т.д. Вот вам и баланс. Впрочем, любой спор – это спор о дефинициях. Можно такие отношения, в принципе, обозначить и приятельскими. Но добавлю еще одно6 эти приятельские отношения пережили много лет и событий, что бывает далеко не со всякой дружбой.

Почти черный тюльпан: Comte d'Armagnac пишет: Впрочем, любой спор – это спор о дефинициях. Золотые слова! *)) Очень интересно Вы написали про сбалансированность отношений Шико и Горанфло... Может, согласится полностью с этим не могу, но очень нравятся ваши аргументы))

Лолита: У меня такой вот вопрос, касаемо Горанфло. Как вы считаете, он для себя объективно понимал, что делает, когда учавствовал в заговоре на стороне Гизов против короля? Если да, то зачем ему это было нужно, он что так ненавидел Генриха, и за что тогда? Или его восхищала позиция Гизов, что они хотят узурпировать власть? в случае того, что он это сделал потому-что все-таки ненавидел короля, то как объяснить резкую перемену, произошедшую в отношении короля потом? или Горанфло просто тупой, и до него реально не совсем доходил смысл совершаемых им поступков?

Филифьонка: Лолита пишет: Как вы считаете, он для себя объективно понимал, что делает, когда учавствовал в заговоре на стороне Гизов против короля? Если да, то зачем ему это было нужно, он что так ненавидел Генриха, и за что тогда? Или его восхищала позиция Гизов, что они хотят узурпировать власть? А Вы допускаете, что Горанфло оперировал такими категориями как "политическая позиция", "благо для страны" и т. п. ? Думаете, его волновали личные качества Генриха или Гизов? Горанфло старался для себя, вот и объяснение. Что же касается тех характеристик, которые он порой дает политическим фигурам ("подлый Ирод" и т. д.), то, разумеется, это не его личные оценки, а заимствования из высказываний авторитетных для него лиц. Вы разве таких людей в наше время не встречали?

Лолита: Филифьонка пишет: А Вы допускаете, что Горанфло оперировал такими категориями как "политическая позиция", "благо для страны" и т. п. Если честно, то мне не кажется, что Горанфло задумывался о благе страны. Ну, по-крайней мере, он точно не понимал истинного положения вещей, происходящих во Франции. Просто, я думаю, что если бы монах был так уверен в том, что Гизы для Франции-лучшее, а правление Генриха-зло, то почему всё же, он, уже в письме, адресованном Шико , уже проявляет беспокойство о короле, обещает молиться за его друзей и т.п. Он, что, резко поменял свое мнение , относительно блага страны? Филифьонка пишет: Горанфло старался для себя а что ему такого выгодного было бы в смене власти?

Филифьонка: Лолита пишет: а что ему такого выгодного было бы в смене власти? Ну, вероятно, он наделся, что придя к власти Гизы вспомнят о том, что Горанфло был им полезен. всё же, он, уже в письме, адресованном Шико , уже проявляет беспокойство о короле, обещает молиться за его друзей и т.п. А в результате вышло так, что благодетелем Горанфло стал король (читай: Шико). Ну, и разумный Горанфло не забывает проявить заботу о своем благодетеле. Горанфло человек маленький, и я бы сказала, что благо страны Горанфло склонен оценивать по собственному благу (что хорошо для меня, то, наверное, и для страны неплохо). :))

Chicot: ИМХО: Горанфло - антипод Шико, его "тень", точно так же, как шут - "тень" короля. Шут шута:) Горанфло развлекает Шико, как сам Шико развлекает Генриха. Не намеренно, разумеется, но Шико нравится общество толстяка-монаха, кроме того, шут извлекает всевозможные выгоды из общения с ним. Кроме того, в образе Горанфло Дюма ярко показал внутренний кризис католицизма, который разразился в ту эпоху. По моему скромному мнению, этому кризису способствовало то, что в ряды духовенства хлынула масса необразованных и недалеких людей, каким и был Дом Модест, в прошлом - такой же солдат, как и Шико. И еще, Дюма наверняка намеренно ввел в роман в лице Горанфло собирательный образ монаха, поскольку он так же архетипичен, как образ шута. Эта пара таким образом представляет своего рода краевые точки аркана Таро - жрец и трикстер. :) Чем и держит вторую, политическую линию романов ГМ и 45.

Женевьева: Chicot интересные наблюдения, я даже готова с ними согласиться. Но мне не слишком ясно, как вы характеризуете отношения шута и монаха. Что это: дружба, приятельство, альянс, симбиоз, покровительство, использование? С вашей точки зрения, разумеется.

Chicot: Женевьева Я уже писал об этом где-то в теме "Умеет ли Шико дружить", но охотно повторюсь. По моему скромному мнению, для Горанфло Шико является в первую очередь покровителем и другом (в том смысле, который монах сам вкладывает в понятие дружбы) - "Вы - мой бог, господин Шико!". Для Шико монах - объект покровительственной заботы, приятель, собутыльник, с которым хорошо вместе попировать, нужный человек в аббатстве Сент-Женевьев, но... не друг. Шико дружит с королем Франции, ему этого достаточно.

Женевьева: Chicot Благодарю за подробный ответ

Max: Мне никогда не было понятно о чём им с Шико говорить. Ну, помимо того, что Шико пытался выведать у Горанфло про Гизов, и т.п. Ну, вообще, о чем-то еще они должны были беседовать? Например, хоть, мне всегда казалось, что IQ Генриха все же ниже, чем у Шико, представить какие-либо тему между шутом и королем, я могу.А вот между Шико и Горанфло-нет. Разве что, просто пили вместе?

Филифьонка: Max пишет: Ну, вообще, о чем-то еще они должны были беседовать? О чем угодно, я думаю, что Шико восхищали рассуждения Горанфло на любые темы :).

Chicot: Филифьонка пишет: я думаю, что Шико восхищали рассуждения Горанфло на любые темы :). Ага, этакая "восхитительная глупость" вкупе с чудовищно раздутым самомнением. Очень хорошее зеркало, в котором отражаются пороки Лень, Чревоугодие и Сладострастие:)

La Louvre: Max пишет: Мне никогда не было понятно о чём им с Шико говорить. Анекдоты травили

Comte d'Armagnac: Max пишет: Мне никогда не было понятно о чём им с Шико говорить. Ну, помимо того, что Шико пытался выведать у Горанфло про Гизов, и т.п. 1. Политика (и не только "Шико пытался выведать у Горанфло про Гизов". Когда Шико был при дворе, думаю, и Горанфло было любопытно повыведывать у Шико разные дворцовые сплетни). 2. Гастрономия (включая и кулинарию, и энологию). 3. Воспоминания об общих похождениях. Думаю, этих трех тем может хватить на очень большое количество долгих дружеских бесед. Вот на этом форму на ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ тему - творчество Дюма - сколько люди наговорили:))

La Louvre: Друзья, помните, мы обсуждали насколько правдива биография Горанфло, которую озвучил Шико на собрании Лиги? Да и я сам, братие... носил мушкет в Шампани и сжег там гугенотов в их молельне. Возраст Горанфло 35-38 лет. Первое знакомство: Итак, брат Горанфло был мужчиной лет тридцати восьми и около пяти футов росту Шико пытается отмзать Горанфло перед королем: Сын мой, возблагодари всевышнего за то, что лет тридцать пять тому назад он позволил этому святому человеку появиться на свет... При этом, когда Шико наставляет Горанфло как лучше исповедать Николя Давида, Горанфло отвечает: Я уже 20 лет монашествую и уж наверное знаю свои обязанности. Получается Горанфло принял постриг лет в 15-18. Мог ли он служить в армии?

Navarre: La Louvre пишет: Получается Горанфло принял постриг лет в 15-18. Мог ли он служить в армии? Хм... теоретически - да, наверно: Рауль ведь служил в армии в 15 лет (правда, у него были сооовсем другие обстоятельства). А вот был ли он в 15 лет способен на такое зверство - сжечь гугенотов в молельне? Как-то сомнительно. А может, Шико вообще эту историю на ходу придумал для большей убедительности?

Калантэ: Увы, как раз пятнадцатилетний подросток, да того века, да по религиозным убеждениям - вполне был способен... Кстати, если сказано "носил мушкет" - можно и предположить, что не служил, а прислуживал. То есть носил мушкет за кем-нибудь еще. Потому как самостоятельно управиться с дурой, каковой тогда был мушкет, мальчишка вряд ли смог бы - силенки не те.

Konstancia: Люди разные бывают. Зачем Рауля с Горанфло сравнивать?

La Louvre: Я в общем-то не о моральной стороне хотела поговорить. Просто когда обсуждали эту тему, некоторые участники дискуссии склонялись к мнению, что биография правдивая и что ему было поручено произнести речь именно на том основании, что он пользовался уважением среди монастырской братии, как ветеран ВОВ гугенотских войн. Собственно меня интересует вопрос мог ли он в войне участвовать в 15-18 лет? Или может он уже после пострига воевал? Мог ли в таком случае монах воевать? Калантэ пишет: Кстати, если сказано "носил мушкет" - можно и предположить, что не служил, а прислуживал. Не думаю. Как по мне, такое выражение явно указывает на то, что он был солдатом и участвовал в боевых действиях.

Мадам Натали: А еще у меня почему-то такое ощущение, что они с Шико знакомы как раз с тех времен. Земляки же все-таки (ну почти) - помните? "Шико родился на берегах Соны, а монах - на Гаронне". Но тем не менее, он же тоже гасконец. А как справедливо сказано в "45", гасконцы все друг другу не только земляки, а иной раз и дальние родственники:) Правда, Шико там говорил о родстве с Луаньяком, и не думаю, чтобы Горанфло до монашества принадлежал к дворянскому сословию - он скорее похож на крестьянина. Но они же вполне могли пересекаться, когда оба были людьми военными?

Вольер: Мадам Натали, Сона — это Бургундия. Горанфло — бургундец. Я уже писал в винной теме: ...мы подходим к главе XVIII. ГДЕ ЧИТАТЕЛЬ БУДЕТ ИМЕТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С БРАТОМ ГОРАНФЛО, О КОТОРОМ УЖЕ ДВАЖДЫ ГОВОРИЛОСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ НАШЕЙ ИСТОРИИ. Отличное название! Поначалу вино в этой прекрасной главе лишь стыдливо показывается в чаше «до краев полной водой, чуть подкрашенной несколькими каплями вина». Но потом идёт занимательный диалог: « - Помните, как мы с вами прекрасно посидели последний раз, - обратился он к Горанфло, - там, в кабачке у Монмартрских ворот? Пока ваш славный король Генрих Третий бичевал себя и других, мы уничтожили чирка из болот Гранж-Бательер и раковый суп, а все это запили превосходным бургундским; как бишь оно называется? Не то ли это вино, которое открыли вы? - Это романейское вино, вино моей родины, - сказал Горанфло. - Да, да припоминаю; это то самое молочко, которое вы сосали в младенчестве, достойный сын Ноя. Горанфло с грустной улыбкой облизал губы. - Ну и что вы скажете о тех бутылках, которые мы распили? - спросил Шико. - Хорошее было вино, однако не из самых лучших сортов. - Это же говорил как-то вечером и наш хозяин, Клод Бономе. Он утверждал, что в его погребе найдется с полсотни бутылок, перед которыми вино у его собрата с Монмартрских ворот просто выжимки. - Чистая правда, - засвидетельствовал Горанфло.» Так-так. Романейское пряное-тёрпкое вино, оно же бургундское. Подозреваемое найдено. Интересный момент: в допетровской руси романейским (или просто романеей) называли красное (чаще всего сладкое) вино, ввозимое из Франции. Словарь Даля говорит ещё конкретнее: «сладкая настойка на фряжском вине». Романейское – дословно означает «римское». Сверился по французскому тексту романа – действительно романейское. Каким же образом слово «римское» ассоциируется с французским вином не только в дремучей в винном плане Руси, но и во французской литературе? Разгадка нашлась в специализированных статьях «для сомелье и продвинутых любителей». Слово Romanée действительно связано с римлянами и ассоциируется с бургундскими виноградниками с I века (тогда это была территория Римской империи). Фактически это всего лишь второе название бургундского вина в раннем средневековье. Некоторые винодельческие хозяйства до сих пор сохранили слово Romanée в своём названии: Vosne-Romanée, Romanée Conti. Последним владел в своё время принц Конти, кузен Людовика XV – отсюда и название. Дюма также называет Романэ-Конти лучшим из красных бургундских вин в своём «Кулинарном словаре» и ставит ему пять баллов из пяти возможных (на минуточку, в списке оно идёт выше даже шамбертена). Тёрпкость, упомянутая в романе, является их непременным атрибутом (как и большинства других бургундских вин). Не могу сказать того же о термине «пряность», которое также фигурировало, но я не сомелье и, наверное, чего-то не понимаю. Эти вина относятся к региону Кот д’Ор. Во времена Шико и Горанфло землями Кот д’Ор владело цистерианское аббатство Cîteaux, и, поскольку брат Горанфло оттуда родом, то, вполне вероятно, что он является представителем некоей церковной династии. )

Мадам Натали: Вольер , прекрасное исследование о вине, спасибо большое! Однако следуя началу главы XIX, бургундцем оказывается... Шико! Это он родился на берегах Соны! О чем я писала выше. А вот монах Горанфло - как раз на Гаронне. Кстати, меня еще в школьные годы удивило это обстоятельство, ибо я тогда обследовала всю карту Франции, пытаясь отыскать, где же это Сона протекает по территории Гаскони. Не нашла...

ирина: Вольер пишет: владело цистерианское аббатство Cîteaux, и, поскольку брат Горанфло оттуда родом, то, вполне вероятно, что он является представителем некоей церковной династии. А какая церковная династия может быть при католическом целибате? Доктор пациенту: А как у вас с интимной жизнью? Пациент: Да раза два-три в неделю получается. Доктор: Ну с вашем здоровьем , батенька, можно и чаще. Пациент: Доктор, я сам не против чаще, но католическому священнику в маленькой деревне это затруднительно. И ещё: рукоположен в священники может быть в католицизме только законнорожденный ( во всяком случае до кодификации 1918 года, кодификация 1582 года). Аббатом и выше может быть только законнорожденный. ( Церковное право. Цыпин, Учебник церрковного права. Суворов.) Исходя из того, что Горанфло сделал духовную карьеру- он законнорожденный. Как следствие- не внебрачный сын какого нить аббата. Значит никакой церковной династии. Он законный сын мирянина.

Вольер: Мадам Натали, в начале главы XIX, полагаю, ошибка переводчика (поскольку, как мы знаем, Дюма очень редко ошибался). В оригинале читаем: ...il avait même couleur de barbe que Gorenflot, et, quoique l’un fût né sur les bords de la Saône et l’autre sur ceux de la Garonne, il s’était amusé à contrefaire tant de fois la voix de son ami, qu’il en était arrivé à l’imiter à s’y m’éprendre. Если грубо и топорно переводить со словарем, то получается что-то вроде: "...один родился на берегах Соны, а другой - на тех, которые относятся к Гаронне..." А наши переводчики, не особо вдаваясь в детали, "добавили" конкретики: ...и хотя он родился на берегах Соны, а монах – на Гаронне... Слова "монах" в оригинале вроде бы нет в этом тексте. Просьба к знатокам французского перевести поточнее и подтвердить или опровергнуть мою догадку. ирина, спасибо за правку, да, как-то про целибат я забыл в тот момент, каюсь. Уж очень соблазнительная представала глазам картина: разные по размеру и возрасту Горанфло, в разной степени опьянения, но как матрёшки выстроились у родного монастыря. )) Конечно, прямой династии быть не может. Не знаю насчёт французских традиций, но в далматинском (хорватском) католичестве вплоть до XIX-XX веков существовала практика, согласно которой каждый фра после рукоположения в сан и достижения необходимого веса в общине брал на воспитание в монастырь одного из своих родных племянников. Тот, в своё время, опять брал племянника и т.д. Таким образом, образовывались такие своеобразные непрямые династии по линии "дядя - племянник". Хотя, конечно, когда я писал винное исследование, я этого в виду не имел, просто не задумывался.

ирина: Вольер пишет: далматинском (хорватском) католичестве вплоть до XIX-XX веков существовала практика, согласно которой каждый фра после рукоположения в сан и достижения необходимого веса в общине брал на воспитание в монастырь одного из своих родных племянников. Тот, в своё время, опять брал племянника и т.д. Таким образом, образовывались такие своеобразные непрямые династии по линии "дядя - племянник". Хотя, конечно, когда я писал винное исследование, я этого в виду не имел, просто не задумывался Спасибо за интересную информацию! Очень даже может быть! Но тогда военное прошлое не висывается. Или племянник не обязательно принимал постриг после воспитания в монастыре?

Мадам Натали: Вольер пишет: Если грубо и топорно переводить со словарем, то получается что-то вроде: "...один родился на берегах Соны, а другой - на тех, которые относятся к Гаронне..." То есть, сам Дюма не уточняет, у него просто - один родился там, а другой сям? Грубо и топорно, но слова quoique l’un и l’autre даже я понимаю!:) Наконец-то загадка для меня разрешилась. Вот только почему переводчики решили "перепутать" двух приятелей? Что дало В.Столбову, чьим переводом я пользуюсь, основания поселить Шико в Бургундии? Хотя далее по тексту везде подчеркивается, что он гасконец. Новая загадка... А ведь какой интересный персонаж вырисовывается из преподобного дома Модеста. В общем-то я думаю, что 15 лет - достаточный возраст в то время, чтобы не только носить мушкет за кем-то, но и самому пользоваться им.



полная версия страницы