Форум » Обсуждение остальных книг » "Учитель фехтования" » Ответить

"Учитель фехтования"

Луиза Водемон: Кто-нибудь читал, надеюсь?))

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Луиза Водемон: Честно говоря, не ожидала, что мне так понравится. Да, преувеличенно на уровне "развесистой клюквы". Да, это скорее не роман, а сборник каких-то историй... Но, про чучело Зюдерланда меня просто убило, я в истерике от смеха была...Может этот исторический анекдот и был известен ранее, но в изложении Дюма...))) Вообще очень интересно было взглянуть на родную историю глазами любимого писателя.

Жан : Забавная вещь, но не луший роман Дюма.

Фаворитка: Роман особенно интересен тем, что был написан до того, как Дюма посетил Россию. Только позднее, во время путешествия по России, он познакомился с героями своего романа.


Луиза Водемон: Жан пишет: не луший роман Дюма. Так никто и не спорит)) Кстати, это , вроде, первое зарубежное произведение, где говорится о декабристах.

Max: Согласен,то скорее воспринимается не как цельный роман, а как отдельные истории учителя фехтования на фоне драматической любви француженки и русского декабриста. Однако, вот благодаря таким занимательным и смешныи историям,для меня трагизм любовной линии потерялся. В целом, неплохое произведение. Прочел, после того, как узнал, что оно было запрещено Николаем 1 в России, и честно говоря, немного разочаровался) Большего я ожидал от запрещенного романа)

М-ль Валуа: Роман очень понравился, хотя и не самый мой любимый

Juli: Действительно очень интересный роман , может и не самый лучший , но во всяком случае безусловно заслуживающий внимания . К тому же он еще и уникален , ведь в нем описывается история Росии...интересно увидеть эту историю глазами иностранца

Сашок: Интересная книга!

Джоанна: У меня с этой книгой вообще интересная история вышла. Дело было в конце 80-х, когда путеводители были редкими зверями. А мы с друзьями собирались в Питер, где я еще ни разу не была. И я взяла с собой "Учителя фехтования". Прекрасно по нему все нашла - и Исаакиевский собор, и Зимний, и Адмиралтейство)

Сиринга: Интересный взгляд на российскую историю. Чаще всего иностранные наблюдатели не жалуют декабристов, называют скорее путчистами и террористами Например, нобелевский лауреат Карл Шпиттеллер и его "Федор Карлович". Дюма, как сам сын революционного генерала, к декабристам относится более лояльно.

Луиза Водемон: Сиринга пишет: Чаще всего иностранные наблюдатели не жалуют декабристов, называют скорее путчистами и террористами Ну, вообще-то, с таким определением они недалеки от истины. Меня всегда удивляло, почему в школе , на уроках, декабристов провозглашали героями...

Кассандра: Характеристика романа “Учитель фехтования” Главные герои романа “Учитель фехтования” - Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая после замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на каторге в своей книге воспоминаний. (Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.) Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественного произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла. Узловыми эпизодами сюжета были: Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея (Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военное восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе. Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построен сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и его близкого друга. М.Н. Волконская в своих “Записках” образно рисует момент приезда будущей супруги декабриста: “Анненкова приехала к нам, нося еще имя м-ль Поль. Это была молодая француженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже получил повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову, заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни”. ( Записки княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.) Анненков, как представил его Дюма, особо значительной роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, он отдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как в неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову. Однако духовная сторона жизни И.А. Анненкова была в определенной степени обеднена автором. Анненков получил прекрасное для своего времени образование, он обучался в Московском университете, стал членом Северного общества. Он отлично знал лекции Дюбуа, швейцарского просветителя, которые прослушал во время своей учебы в университете, и на следствии указал на их особую важность. Как говорил сам Анненков: “Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он всегда выставлял свое правительство как единственное не унижающее человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было предметом его шуток”. В своем исследовании роста политического сознания декабристов, М.В. Нечкина пишет: “Поручик кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также (как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: “Тяжело, не честно доносить на своих товарищей”. В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: “ Вы не имеете понятия о чести!” Столкнулись два понятия о чести – реакционное и революционное”. (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.) Анненков, если верить словам Матвея Муравьева-Апостола, вместе с Рылеевым, Оболенским и Тургеневым был согласен с планом, по которому следовало убить царя и установить республику в стране. Александр Дюма заканчивает повествование о событиях романа “Учитель фехтования” 1826 годом. Это связано с тем, что согласно приговору Верховного уголовного суда, арестованный 19 декабря Анненков был направлен на каторжные работы сроком на 20 лет с последующей ссылкой на поселение. Поэтому о дальнейшей судьбе своего героя Александр Дюма не знал ничего, и был не в состоянии поведать о ней читателю. Сейчас стало известно, что Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили в Сибири тридцать лет. За это время их ухитрился повидать находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский. Случилось это в 1854 году, а какое-то время спустя в письме П.У. Анненковой Достоевский написал: “Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду”. ( Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.). Дальнейшая судьба И. А Анненкова была связана с Нижним Новгородом, куда в 1856 году он переехал вместе с супругой. В Новгороде Анненков поступает на службу в губернское управление. Однако службой дело не заканчивается, и он становится членом комитета по улучшению быта крестьян. В дальнейшем его избирают почетным мировым судьей. Помимо прочего, Анненков принимает активное участие в проведении крестьянской реформы, и одновременно заводит знакомство с литераторами. Позже, в своем дневнике от 16 октябре 1857 г. знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко сделает такую запись об этом человеке: “На квартире у Якобы встретился и благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым”. Стоит заметить, конечно, что Дюма при написании “Учителя фехтования” допустил ряд весьма серьезных ошибок. Но на самом деле их трудно было бы избежать при обращении к столь сложной и неоднозначной теме, как деятельность декабристов. Поэтому мы не будем заострять внимания на большинстве из них, отметив лишь самые очевидные. К моменту написания “Учителя фехтования”, который был одним из ранних творений Александра Дюма, на счету автора еще не было столь широко известных его произведений, как “Три мушкетера” или “Граф Монте-Кристо”. Поэтому Дюма еще не обладал и достаточным опытом, который мог бы позволить ему успешно написать столь масштабное произведение, в основе которого лежит эпохальное событие русской истории. Следует также отметить и то, что в распоряжении писателя не было достоверных сведений о движении декабристов. Единственный документ, который мог попасть к нему в руки – это “Доклад следственной комиссии”. Кроме этого доклада, в распоряжении у Дюма была только история “о нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции”, которая наверняка была не больше, чем очередной легендой. Естественно, это обстоятельство в значительной мере повлияло на художественное произведение. Тем не менее, значение романа “Учитель фехтования” очень хорошо, точно и объективно указал известный литературовед С. Дурылин: “Роман Дюма был повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а на исторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под пера популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и внимание широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых для Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти остальные героическими тенями проходят в романе”. (Дурылин С. Александр Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) На самом деле это так, ведь если внимательно вчитаться в текст романа, описывающий восстание 14 декабря на Сенатской площади, можно заметить, что сам автор поддерживает солдат и офицеров, принявших участие в этом событии и выступает всецело на их стороне. Взято отсюда: Александр Дюма. «Учитель фехтования». «Черный тюльпан». Новеллы. Москва. Издательство «Правда» 1981 г.

Кассандра: Франция, 30-е гг. 19 века. Размышления о восстании на Сенатской площади и о сосланных в Сибирь дворянах были тогда постоянной темой разговоров. О декабристах писали многие европейские писатели - Шамиссо, Мицкевич, Стендаль. Конечно же, книгу популярнейшего французского писателя-романиста А. Дюма «Учитель фехтования» прочитала вся просвещенная Европа. Роман, основанный на рассказах бывшего учителя фехтования в московских домах француза Гризье, Дюма написал в 1839 году, а на следующий год издал его в Брюсселе. Чуть позднее книга вышла в Париже. Именно Гризье, который преподавал частные уроки А.С. Пушкину, рассказал А. Дюма о трагической судьбе декабристов, о преданности русских женщин своим мужьям, сосланным в Сибирь. Хотя были и другие исторические сочинения, которыми воспользовался автор для написания своего романа. Александр Дюма видел в лице русских революционеров истинных героев своего времени. Он искренне восхищался ими, и судьба одного из них легла в основу романа А. Дюма. Иван Александрович Анненков родился в 1802 году - в год рождения А. Дюма - в Москве. Его отец был советником Нижегородского губернского правления. Анненковы - издревле владельцы нижегородских земель, деревень Борцово, Анненково, Ногаево и др. Иван Анненков учился в Московском университете, а с 1819 года поступил на военную службу. Будучи поручиком кавалергардского полка, вошел в «Северное общество». Незадолго до восстания, летом 1825 года произошло событие, которое наложило на его судьбу отпечаток романтической истории: он познакомился с француженкой Полиной Гебль, дочерью наполеоновского офицера. В это время Полина служила при модном дворе Дюманси в Москве. 14 декабря 1825 года определило всю последующую судьбу блестящего кавалергарда. Анненкова допрашивал сам царь, который выступал в роли судьи, следователя и прокурора. Иван Александрович был причислен ко «второму разряду» - к пожизненной каторге. Сохранился портрет молодого Анненкова, созданный О. Кипренским: красивое лицо с оттенком свободной беспечности, раскованная, чуть небрежная поза...Образ этого внешне праздного человека остался за рубежом декабря... В конце 1836 года И. Анненков в оковах был отправлен в Сибирь. Каторга и поселение, уготованные Ивану Александровичу в Сибири, почти не оставляли надежд на будущее. Полина Гебль последовала за своим любимым. Венчание состоялось в Сибири, в небольшой сельской деревне. Все эти события и описал А. Дюма в своем романе «Учитель фехтования». Реальный Иван Анненков стал в романе Алексеем Анненковым, Полина Гебль - Луизой Дюпюн. Прототипы романа и литературоведы впоследствии нашли много несоответствий реальным событиям и судьбам. Но вряд ли это можно считать недостатком романа. Ведь зто художественное произведение, а не исторический трактат. Сам Дюма сказал : «История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину». О дальнейшей судьбе своих героев Дюма узнал от них самих на вечере у нижегородского губернатора А.Н. Муравьева. «Мои герои завладели мною на весь вечер, а, точнее, я завладел ими». Анненков рассказал писателю о тридцати годах сибирской каторги и жизни на поселениях. С июня 1957 года судьба прочно связала чету Анненковых с нижегородским краем. Сначала Иван Александрович служил в канцелярии нижегородского губернатора. С 1858 года был членом губернского комитета по улучшению быта крепостных крестьян. За эту деятельность был награжден серебряной медалъю. С 1863 по 1874 годы трижды избирался предводителем дворянства Нижегородского уезда. С 1865 по 1868 годы Анненков возглавлял Нижегородскую земскую управу. Под его руководством происходило учреждение земских училищ и школ, уездных и волостных фельдшерских участков. Анненковы оставили в Нижнем добрую память о себе. Два удивительных по судьбе человека покоятся под чугунным памятником на старом кладбище нашего города. Такая невероятная «декабристская» встреча состоялась в Нижнем Новгороде осенью 1858 года. Всемирно известный французский писатель А Дюма - -автор романа о декабристах «Учитель фехтования» встретился в доме бывшего декабриста, генерал -губернатора АН Муравьева, с героями своего романа - декабристом И.А. Анненковым и его женой Прасковьей Егоровной, урожденной Полиной Гебль. Взято отсюда: Смешенье языков французского с нижегородским» (Александр Дюма и Нижний): Библиографическое эссе / МУ ЦБС Канавинского района. Библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; Сост. О.А. Жаркова, Т.И. Хохленкова. – Н. Новгород, 2002.

Nataly: Луиза Водемон пишет: Ну, вообще-то, с таким определением они недалеки от истины. Меня всегда удивляло, почему в школе , на уроках, декабристов провозглашали героями... Меня сейчас отсюда попрут за офф-топ, но я таки защищу любимых героев. Многие историки считают, что декабристы готовили не много не мало, а буржуазно-демократическую революцию - ту самую, которая запоздало и уродливо произошла много позднее. Осуществи декабристы свой замысел и истории России пошла бы совсем иной и скорее всего более демократической дорогой. Более того, восстание 14 декабря по сути своей не было восстанием - среди жертв декабристов числился один человек - генерал Каховский. Это был акт гражданского неповиновения - вещь в России той поры небывалая. Царь же приказал стрелять по площади из пушек и в результате погибли десятки. Так что декабристы вполне заслуживают звания если не героев, то граждан.

Blackbird22: Nataly пишет: Более того, восстание 14 декабря по сути своей не было восстанием - среди жертв декабристов числился один человек - генерал Каховский. Это был акт гражданского неповиновения - вещь в России той поры небывалая. + Только не Каховский) А наоборот, Милорадович

Nataly: Blackbird22, david Прощу прощения - конечно Милорадович. Причем то, что Милорадович выехал на площадь с увещеванием, я помнила:))) Нельзя писать посты поздним ночером:)

Сиринга: А разве декабристы готовили не диктатуру, где диктатором был бы князь Трубецкой, который почему-то вообще не пришел в день восстания на Сенатскую площадь?

Blackbird22: Не понял почему тема декабристов офф??? Роман разве не про одного из них

Nataly: Blackbird22 Да, но мы-то про историю, а не про литературу:)

Blackbird22: Nataly они же неразрывно связаны. Как и всегда у Дюма. А здесь особо и подгонять ничего не пришлось. Кстати - не знаю есть на форуме тема "Дюма и Россия"?

Nataly: Blackbird22 Blackbird22 пишет: Кстати - не знаю есть на форуме тема "Дюма и Россия"? Именно такой темы нет. Но если Вы хотите, что бы она была, можете открыть ее в разделе Общий форум по Дюма

david: Сиринга пишет: А разве декабристы готовили не диктатуру Многие боялись, что Пестель "метит в Наполеоны", но, в основном, сходились на правительстве "уважаемых людей" (Сперанский, Мордвинов, Киселев, ...). Споры о форме правления продолжались... Трубецкой был назначен диктатором восстания, т.е. единоначальником и не более того...

Луиза Водемон: Ой, как же я это пропустила:))) Вы меня, простите, но кроме ореола "героического падения" и смерти некоторых из них, возводить декабристов в ранг героев абсолютно не за что. Nataly пишет: Царь же приказал стрелять Ну, во-первых,он был император:) Во-вторых, приказ стрелять был отдан после многочасового стояния на Сенатской площади. Николай до последнего не отдавал приказ "открывать огонь"(их уговаривало куча народа, но безуспешно), и только когда понял, что:" всё, финиш, миром дело не решишь", он дал приказ о стрельбе..( и,кстати, сначала стреляли холостыми). ( Немного отвлекаясь от самого обсуждения декабристов, я могу сказать, что именно им Россия должна быть "благодарна" за порой немного параноидальные настроения Николая I в политике. Именно декабристы заставили его подозревать всюду и везде революционный настрой, и предпринимать меры о подавлении таких настроений.) Nataly пишет: Осуществи декабристы свой замысел и истории России пошла бы совсем иной и скорее всего более демократической дорогой. Мне, правда интересно, каким образом декабристы могли осуществить замысел? На что они надеялись? На то, что войска, присягнувшие императору, вдруг проникнуться бредовой мыслью, что Николай типа, вор, а на самом деле императором должен быть Константин, которого даже в Петербурге -то не было на тот момент? Короче, во мне это происшествие не вызывает ни капли сочувствия. Люди, которые не соизволили даже подумать о том, каковы последствия их действий вышли на "митинг". Их пытались успокоить -они не отреагировали. За что и заплатили. Да, я понимаю, вышли герои войны, просто уважаемые люди и т.п. Но что это меняет?! И последнее: много позже некоторые из декабристов признавались сами, что готовили вооруженный мятеж, с убийством царя и установлением собственной диктатуры. Что я могу сказать? Во-первых-подло, во-вторых-не умно.

Blackbird22: Луиза Водемон пишет: И последнее: много позже некоторые из декабристов признавались сами, что готовили вооруженный мятеж, с убийством царя и установлением собственной диктатуры. Что я могу сказать? Во-первых-подло, во-вторых-не умно. Если бы готовили, то осуществили бы. Всё осталось на уровне предложений. Насчёт "подло"... хмм) По хорошему, надо было брать Николая за горло ( без убийств) и вводить парламент по английскому образцу.

Луиза Водемон: Blackbird22 пишет: Если бы готовили, то осуществили бы. Каким же образом? Стоит на Сенатской площади кучка декабристов, против них-императорское войско. Расскажите мне, как в этом случае вообще умный человек может подумать, что ему нечто подобное удастся? Blackbird22 пишет: Насчёт "подло"... хмм) Да, я считаю поступок декабристов государственной изменой.Изменой,которая впоследствии обернулась России огромным злом, в лице настроений Николая 1, которого начинало трясти от любого вольнодумца. Blackbird22 пишет: По хорошему, надо было брать Николая за горло ( без убийств) и вводить парламент по английскому образцу. Может, поделитесь планом как именно это надо было сделать? В стране, где идеология:"Православие, Самодержавие, Народность" была гораздо раньше теории официальной народности. Где войска, присягнувшие императору будут императору до конца верны, где монарх чуть ли не идол? А тут 30 человек вообразили, что они могут разом переломить ситуацию в стране. Это же смешно. И не умно, как я уже сказала.

LS: Луиза Водемон пишет: Стоит на Сенатской площади кучка декабристов, против них-императорское войско. Расскажите мне, как в этом случае вообще умный человек может подумать, что ему нечто подобное удастся? Перворот-с. :) Бывало и шарфом душили.

david: Луиза Водемон пишет: 30 человек вообразили, что они могут разом переломить ситуацию в стране. Весь 18 век (да и не только. Вспомните 25 октября) в истории России изобилует подобными примерами. Недаром говорили, что декабрьское восстание - единственный неудавшийся переворот в России.

Луиза Водемон: david пишет: Весь 18 век (да и не только. Вспомните 25 октября) в истории России изобилует подобными примерами Дворцовые перевороты происходили из-за отсутствия четких правил наследования престола, и кучи непонятных наследников, когда одна группировка за одного, вторая за другого, треться0индиффирентна, но если ей что-то пообещать... К моменту восстания декабристов, беднягой Павлом уже были прописаны все правила о том, как и кто наследует трон. Сенат признал Николая наследником, отречение Константина все видели. Даже, если бы декабристам, вдруг, удалось бы осуществить задуманное, перебив весь Сенат, знающий о правах Николая на трон, в лучшем случае это закончилось бы появлением Константина и восстановлением всего на круги своя, в худшем гражданской войной. LS пишет: Перворот-с. :) Бывало и шарфом душили. Ну так, если бы за них реально был Константин, и у них был бы доступ к императору, то, да, я могу понять эти действия с т. зрения логики. Но ведь ничего этого не было.

LS: Луиза Водемон Мне приходилось сталкиваться с мнением, что "восстание декабристов", вернее, его результат, это было, в своем роде, тоже следствие противостояния двух группировок: Милорадович и иже с ним "вели" Николая и победили.

Луиза Водемон: LS , а расскажите? Интересно. Только вот я думаю, что это всё надо куда-нибудь в раздел "История" перетащить всё же лучше?

david: Луиза Водемон пишет: Сенат признал Николая наследником, Да, 14-го утром. Луиза Водемон пишет: отречение Константина все видели Кто видел???? А из-за чего, собственно, все и началось? Луиза Водемон пишет: появлением Константина Ну, никак Константин не мог появиться на престоле, разве что развестись (что - тоже проблема и волынка. А главное - это ему надо было? Ему и любимой Польши хватало). Луиза Водемон пишет: в худшем гражданской войной Да, это неприятно. Это уже проходили. (Да и само восстание и его последствия были сродни гражданской войне). Луиза Водемон пишет: Но ведь ничего этого не было И Якубович пару раз не подходил к Николаю с заряженным пистолетом, и Сутгоф, и Панов с лейб-гренадерами мимо Николая не пробегали, и ...........?

Луиза Водемон: david пишет: Да, 14-го утром. Насколько я знаю, решение было принято в ночь, с 13 на 14, но это не меняет дела, конечно. david пишет: Кто видел???? Сенат. david пишет: А из-за чего, собственно, все и началось? То, есть декабристы реально думали, что Николай-узурпатор? И это после того, как 27 ноября он сам присягнул Константину, а Константин не стал принимать престол? К тому же 13 числа, уже было известно о письме Константина -Александру об отказе на права на Российский престол. david пишет: , никак Константин не мог появиться на престоле, разве что развестись (что - тоже проблема и волынка. А главное - это ему надо было? Ему и любимой Польши хватало). Так ведь о том и речь:) Декабристы призывали присягнуть Константину. Появление самого Константина многое бы объяснило людям, которые повелись на утку, что Николай-узурпатор, и как логическое завершение, всё это привело бы либо к возвращению прав законным наследникам, в случае, если бы Николай погиб-его сыну, либо к гражданской войне. david пишет: И Якубович пару раз не подходил к Николаю с заряженным пистолетом, и Сутгоф, и Панов с лейб-гренадерами мимо Николая не пробегали Ну так ведь главное-победа, а не попытки:) Якубович, кстати, как и Каховский заранее, для себя, отказались от варианта убийства Николая. кстати, интересно, как вам версия о том, что конституция была женой Константина:))) Было такое или нет?

david: Луиза Водемон пишет: Было такое или нет? Конечно, да!

Луиза Водемон: david пишет: Конечно, да! То есть было то, что декабристы заставляли кричать солдат :" Константин и конституция", объясняя это тем, что конституция- жена Константина? Я просто встречала разные версии на этот счет, например, в школе нам объясняли так, а в институте, говорили, что это-байка.

david: Луиза Водемон Конечно, никто никого не заставлял. Просто одним из требований декабристов была Конституция, и что-то такое они пытались объяснить солдатам. Плюс к этому, "отмена" присяги Константину и переприсяга. Для солдата же (по крайней мере, в начале XIX в.), Конституция=жена Константина....

Луиза Водемон: david пишет: Конечно, никто никого не заставлял. Ну это понятно, наверно, я слово просто неправильное выбрала:) david пишет: Конституция=жена Константина... Логично

Сиринга: david пишет: никак Константин не мог появиться на престоле, ... А главное - это ему надо было? Ему и любимой Польши хватало). По-моему, его в Польше не любили, мягко говоря . А потом - просто из Польши выгнали В "Учителе фехтования" есть отрывок про Жанетту Лович и Константина, и про польскую народную "любовь" к этой паре.

david: Сиринга Не-е-е, выгнать не успели - умер от холеры (а то, что от восстания удрал, так восставали не против него, а против России. Да и удрал не в Питер, а в Витебск). А любовь не обязательно взаимная.... . В России ему похуже было бы (а это ему надо?)

Вильгельмина: Мне книга эта очень понравилась. Написано легко и интересно, захватывающе. Потрясает мужество Луизы Дюпюи. Луиза Водемон пишет: Константина многое бы объяснило людям, которые повелись на утку, что Николай-узурпатор, и как логическое завершение, всё это привело бы либо к возвращению прав законным наследникам, в случае, если бы Николай погиб-его сыну, либо к гражданской войне. За что я терпеть не могу декабристов, так это за то, что они обманом подняли народ на восстание. И кстати, николай отнюдь не сразу отдал приказ стрелять картечью, сначала он много раз пытался урезонить восставших. И только после того, как они решительно отказались, он вынужден был отдать этот приказ И еще: главная героиня мне понравилась, а главный герой не совсем. То, что он из-за молчания Луизы вступил в тайное общество - это какая-то детсткая месть у него получилась: "Я знаю, что наше провалится, но зачем мне без нее жить". Потом он об этом же ей сказал, как будто обвинив ее в этом. Нет, это не поведение умного человека

Соня: Мне этот роман понравился , скажу что не лучший роман Дюма , но читать его стоит , очень интересно , захватывающий сюжет !!! Да что тут говорить , Дюма -гений

nadia : Роман очень хорош. Дюма пишет о нашей истории, это приятно. Тема интересная, до сих пор мало художественных произведений о декабристах.

david: Как и многие, читал в детстве, потом - сравнивал с действительностью, потом - узнал, что Анненкова (П. де Гебль) была оxень недовольна, что (и как) Дюма сделал ее героиней романа.... Как известно, роман написан от лица учителя фехтования, А. Гризье, француза, попавшего в Россию именно во времена декабристов.... И только недавно, к своему стыду, обнаружил, что такой "учитель"-то действительно существовал, и действительно был в России в это время! И был он учителем (помимо других интересных людей) Пушкина! И действительно, Гризье - приятель Дюма, и действительно ........ Позволю себе привести часть статьи Л.И.Тарасюка ( http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v70/v70-103-.htm): "Огюстен Гризье (Augustin-Edme-François Grisier) родился 26 ноября 1791 г. в семье коммерсантов. В двадцатилетнем возрасте он настолько увлекся фехтованием, что решил, оставив профессию родителей, посвятить себя изучению искусства боя на холодном оружии. Своим первым учителем на этом поприще Гризье называет фехтовальщика Гомара; впоследствии он совершенствовал свое мастерство, осваивая опыт лучших фехтовальных школ Европы и тренируясь с одним из сильнейших фехтовальщиков Франции — Казелли. В 1814 — 1815 гг. Гризье служил в Национальной гвардии, в период Ста дней сражался под Парижем и был ранен в правую руку, однако поправился и сумел вернуться к прежним занятиям. Достигнув в них значительных успехов, он вместе с известным фехтовальщиком Бертраном предпринял путешествие по Франции и Бельгии, популяризируя фехтование и завоевывая известность в многочисленных показательных боях. Несмотря на то что Гризье быстро снискал репутацию блестящего мастера и стал успешно преподавать в Париже, через некоторое время он решил уехать за границу. Причины этого решения не ясны, однако можно предполагать, что в какой-то мере оно было вызвано крайне реакционной атмосферой, воцарившейся во Франции после вторичной реставрации Бурбонов. Гризье же, судя по ряду замечаний в его книге, явно питал симпатии к Наполеону и его сподвижникам. В своем труде Гризье неоднократно отмечает, что он пробыл в России десять лет, и то же самое сообщают обе заметки в энциклопедиях Лярусс. Относительно же времени приезда Гризье в Россию назывались две даты. Современный исследователь писал недавно, что вероятной датой прибытия Гризье в Петербург является 1822 г. По-видимому, эта дата была выведена чисто арифметическим путем на основании лишь того факта, что с 1832 по 1834 г. в Париже, на улице Тиволи, существовал фехтовальный зал Гризье. С другой стороны, энциклопедия, изданная в третьей четверти XIX в., определенно относит приезд Гризье в Россию к 1819 г., из чего следует, что в 1829 г. он должен был уже вернуться во Францию. Неоспоримым подтверждением правильности именно этих дат служит следующее обстоятельство. 30 ноября 1829 г. в Париже был застрелен на дуэли двадцатидвухлетний поэт и журналист Шарль Доваль, а в номере «Парижской газеты» («Journal de Paris») от 2 декабря, т. е. через день, была уже напечатана статья Гризье, написанная под влиянием этой драмы и направленная против дуэлей. Таким образом, можно с уверенностью принять указанный в энциклопедии 1819 г. как дату приезда Гризье в Россию, а 1829 г. — как время его возвращения на родину. В Петербурге Гризье начал свою деятельность с организации невиданного еще здесь зрелища — открытого показательного выступления, подготовленного при содействии французского посла графа Лаферроне. Это выступление, в котором в качестве партнеров Гризье испробовали свои силы местные любители фехтования, с огромным успехом прошло в присутствии столичной знати, сразу давшей французскому преподавателю ряд учеников. Впоследствии такие открытые вольные бои устраивались им неоднократно. Вероятно, желание сделать свое материальное положение менее зависимым от частных уроков побудило Гризье спустя какое-то время искать также государственной службы. Поданное им Александру I соответствующее прошение было удовлетворено, и Гризье получил должность преподавателя фехтования, с чином капитана, в Главном военно-инженерном училище. Узнав, что Гризье хороший пловец, герцог Вюртембергский, ведавший с 1822 г. общественными зданиями, поручил ему организовать армейскую школу плавания. Такая школа была устроена по планам Гризье в здании на Невской набережной, причем ее основатель руководил и подготовкой первых пловцов. Гризье был очевидцем двух трагических событий — наводнения в ноябре 1824 г. и восстания декабристов. В промежутке между ними он посетил Москву, где благодаря разрешению генерал-губернатора князя Д. В. Голицына провел в императорском Кремлевском театре открытые спортивные бои. Это выступление имело не меньший успех, чем в Петербурге. Возвратившись в Париж, Гризье открыл свою школу — знаменитый «Фехтовальный зал Гризье», неоспоримо пользовавшийся в столице наибольшей популярностью вплоть до 1850 г., когда шестидесятилетний преподаватель удалился от дел. В этот период он преподавал также в ряде учебных заведений и в семье короля, участвовал во многих театральных постановках в качестве фехтмейстера. Дом Гризье был не только первоклассной школой фехтовального искусства, но и светским салоном, куда приходили потренироваться и побеседовать выдающиеся представители литературно-художественных и политических кругов. Среди постоянных посетителей зала Гризье можно было встретить, например, писателя Эжена Сю, художника Ораса Верпе, актера и скульптора Этьена Меленга, актрис Дезире и Дежазе, генералов Фуа и Бришамбо. Еще находясь в русской столице, Гризье начал свой большой труд, который был завершен, в основном, в 1830-х годах в Париже. Выражая благодарность гостеприимной России, автор посвятил книгу Николаю I и в 1837 г. направил ему рукопись на формальную апробацию. Свое удовлетворение по этому поводу царь выразил брильянтовым перстнем, врученным Гризье через русское посольство в Париже в 1842 г. В литературном и художественном оформлении издания труда Гризье приняли участие ближайшие друзья и ученики автора: уже упоминавшиеся писатели А. Дюма и Р. де Бовуар, художник-график Эдуар де Бомон, литограф Эмиль Лассаль, поэт-романтик Эмиль Дешан, драматург и поэт Жозеф Мери. Теплые слова воспоминаний о России и русские имена часто встречаются на страницах книги Гризье. В числе своих учеников он называет Шарля де Лаферроне (сына посла), герцога Вюртембергского и его сыновей, графов Бобринского, Самойлова, Чернышева и Орлова, князей Салтыкова и Куракина, Горголи, Нарышкина, Людова, Яковлева и, самое для нас главное, поэта Пушкина. Обращает на себя внимание то, что биограф Гризье, очевидно следуя рассказам своего друга, особо выделяет трех «благородных вельмож» из общего круга петербургских учеников Гризье. После перечня некоторых из них де Бовуар пишет: «Е. и. в. герцог Вюртембергский — брат императрицы-матери, поэт Пушкин, граф Орлов приглашали его [Гризье] к себе, чтобы поупражняться с ним в этом искусстве, которое они любили»." Книга Гризье "Les Armes Et Le Duel" вышла в Париже в 1847 г.. При этом, являясь прекрасным фехтовальщиком и пропагандистом фехтования, Гризье весьма отрицательно относился к дуэлям! А вот фрагмент письма О.Гризье 1846г. издателю Гарнье по поводу издания вышеуказанного труда ("Оружие и дуэль")

david: И теперь: письмо О.Гризье в "натуральном" виде

LS: david Т.е., в отличии от Полины Гебль Гризье не возражал против того, что стал литературным персонажем?

david: LS Мне нигде не попадалось, что он сильно протестовал... По крайней мере, с Дюма они остались в прекрасных отношениях после выхода романа.



полная версия страницы