Форум » Обсуждение остальных книг » Повести и рассказы Александра Дюма » Ответить

Повести и рассказы Александра Дюма

Папаша Бюва: При здравом рассуждении решил объединить в одну тему короткие произведения Дюма, чтобы не загромождать раздел отдельными темами многочисленных коротких рассказов, которым не грозит сколь нибудь серьёзное обсуждение.

Ответов - 18

Папаша Бюва: "Жанна Неаполитанская" "Жанна из тех королев, Что любят роскошь и ночь, Только царить на земле Ей долго не суждено. Ну а пока, как богиню, на руках Носят Жанну... Всё началось не со зла, Всё началось, как игра..." Кипелов. Бурный 14 век начался столетней войной между суровыми северными рыцарями Англии и Франции, порождённый династическими спорами и принципом "негоже лилиям прясть". В это время в южной Италии после тридцатилетнего правления, мудрый неаполитанский король Роберт, не разделяя французских предрассудков, ("негоже лилиям прясть") оставляет трон королевства своей любимой внучке Жанне. Новой королеве всего 15 лет, и пока нет опыта, но за то есть добрые советники, во главе главной придворной дамы Филиппы Кабанской, бывшей прачке, взятой ко двору кормилицей, и сделавшей стремительную карьеру, и статс-дамой, юной любимицей всего двора, доньей Кончей. Юную королеву старательно развращают, подсовывая ей фаворитов, и через них выбивая себе и родственникам новые титулы и должности. Королева счастлива в объятиях нового фаворита Бертрана дАртуа. Однако веселью и счастью молодёжи двора мешает муж Джованны, Андрей Венгерский. Он властью не наделён, супруги терпеть друг друга не могут, а его нелюдимость и холодность всех отталкивает. Поэтому принц Андрей, тихо ненавидя жену и её любовника, усиленно припивает со своими верными венгерцами. Но его наставник-монах не дремлет, и добивается через Папу наделения Андрея королевскими полномочиями. Булла приходит, Андрей торжествует и собирается расправиться с фаворитами. Кузены Жанны предлагают нанести упреждающий удар... В загородном дворце праздник, верные гвардейцы- венгерцы напоены ради такого события прямо на карауле, дворцовый заговор заработал... Дальнейшие драматические события при неаполитанском дворе породили в этом цветущем райском краю художников и поэтов, как отмечает Дюма, череду войн между этим южным королевством и Венгрией. Много испытаний пришлось преодолеть юной королеве и её сестре в борьбе за своё королевство. "Что посеешь, то и пожнёшь", говорит Дюма своей повестью, однако он не выносит Жанне своего окончательного приговора, оставляя это на размышление своим читателем. Не поспешим осуждать и мы. Во всяком случае итальянцы любили свою королеву, и многое ей прощали... Да и кто знает, как повёл бы себя на месте 15 летней девушки, получившей королевскую власть и доступ ко всем земным благам?... Королева Жанна с подругой слушают Бокаччо

Папаша Бюва: Дон Пэдро из Кастилии Продолжаем экскурсию по XIV веку вместе с Александром Дюма. На этот раз мы в Испании, в самом представительном тогда королевстве Кастилия, где правит король Педро. Весьма противоречивая оценка ему сказалась и на его прозвищах. Педро Жестокий и он же Педро Справедливый. В своей небольшой новелле Дюма предоставляет самому королю объяснить свои поступки, которые ставят ему в вину. Представьте себе обывателя, который лучше всех чиновников и придворных знает как нам обустроить королевство, и кто виноват в неурядицах. Каждый наверное знает таковых. Волею случая, и королю пришлось услышать подобные мнения простого фермера, который, не зная, что оказывает услугу самому королю, оказался весьма разговорчив и не сдержан... Раз ты лучше нас всё знаешь, решает дон Педро, давай наведи порядок, и назначает сельского жителя судьёй города Севилья. И вот нашему новому судье приходится участвовать в одной детективной истории, расследование которой приводит к весьма неожиданным результатам. На площади Хиральды состоялся необычный суд... В центре площади, у подножия колокольни, на возвышенном помосте расположился суд veinticuatros под председательством Хуана Паскуаля. Площадь Хиральды в Севилье.

Папаша Бюва: "Отон - лучник" Если читателю понравился роман Вальтера Скотта "Айвенго", и он хочет прочитать чего то в этом роде, то ему непременно стоит прочитать и эту повесть Александра Дюма. Всегда интересовало, как Дюма, мастер романа плаща и шпаги, напишет о рыцарских временах, про звон мечей и грохот доспехов. Эта повесть о временах XIV века несомненно подтверждает мастерство романиста и в этом роде. Повесть написана по свежим впечатлениям после путешествия по Германии, в 1839 году и в ней Дюма отходит от громоздких исторических хроник, значительно растянутых во времени, в ущерб живому действию. Сюжет повести занимает короткий промежуток времени, с динамичным действием, с живыми сценами и диалогами, за что и полюбят последующие его романы, и увековечат потомки. Дюма вводит нас в мир средневековых замков, феодалов, рыцарских поединков и турнира лучников. Художественные герои повести здесь действуют на фоне упоминаемых знакомых нам исторических лиц, таких как английский король Эдуард III, немецкий император Людовиг IV Баварский, дед Изабеллы Баварской, итальянский король Неаполя Роберто Астролог, дед Жанны Неаполитанской, император Алексей Комнин, Византийский, король Иерусалима Годфрид Бульонский... Ну и что за рыцарский роман о средневековье без мистических легенд? Сын ландграфа, оклеветанный и сбежавший, вынужден продолжить карьеру простым лучником и ему приходится помогать и товарищу, которого пытается женить на себе девушка - призрак в развалинах замка, а другая легенда о чётках с колокольчиком и Рыцаре Лебедя, подскажет ему , как выручить свою возлюбленную принцессу Клевскую... Очень хорошо переданы реалии феодальных отношений, герою - лучнику, иногда забывавшемуся всё время напоминают его место простолюдина, в быту, на службе сеньору, весьма чувствительные щелчки, по самолюбию... Замок Шваненнбург. Клевские герцоги назвали свой замок Schwanenburg (крепость лебедя). Своё происхождение они вели от легендарного Рыцаря Лебедя (Schwanenritter)


LS: Историю королевы Джованны Дюма привез из своих итальянских путешествий. К ней он возвращается в "Луизе Сан-Феличе", где развалины замка королевы Джованны в Неаполе эпохи наполеоновских войн - едва ли не самостоятельный персонаж

Папаша Бюва: Да, припоминаю. "Сан-Феличе" читал в девяностые, и тогда обратил внимание на упоминание о Джованне, и ещё подумал, вот бы поподробнее почитать ту историю...

LS: Антре ну, у меня дочитать не получилось :)

Папаша Бюва: Отчего же так, позвольте полюбопытствовать? ))

Папаша Бюва: "Монсеньер Гастон Феб или история о демоне на службе у сира де Караса" История XIV века о Гастоне Фебе, графе де Фуа, виконте Беарнском. События происходят на родине будущего короля Франции Генриха Наваррского. Замечательная личность, Гастон Феб успешно ведёт свои дела, приумножает и сохраняет свои владения, искусно лавируя между могущественными соседями, Испанией, Францией и Аквитанией, во главе которой стоит "Чёрный принц". Его сосед и шурин король Наварры это не любимец народа Генрих Бурбон, а жуликоватый и жлобоватый Карл Злой. Он умудрился зажать деньги Гастона, а что бы их не отдавать, замутил интригу, которая, приводит к трагедии в семье Гастона... Его невольным сообщником оказался сын Феба, бастард Ивен, в итоге всех перипетий, получивший герцогство (но это ему счастья не принесло, он сгорел заживо на известном "огненном балу" короля Карла Шестого). Начавшись как как повествование историческое, оно неожиданно переходит в мистическое. И мы вдруг узнаём, что самым оперативным средством информации в средневековье служили демоны. Главное суметь его себе приручить. О чём поведал Гастону Фебу его сосед, барон Коарасс. Он с помощью демона провёл репортаж о битве Кастилия - Португалия, под руководством старших тренеров королей Жуана и Хуана. Естественно Коаррас и граф де Фуа болели за Кастилию, так как за неё выступал его сын Ивен. В итоге Кастилия проиграла, так как за Португалию выступали и англичане, а в XIV веке за кого англичане, тот и побеждал), но Ивен в ней хорошо отличился и король присвоил ему звание мастера спорта рыцаря. Однако заигрывание с потусторонними силами всегда опасно, тем более Коаррас, вконец обнаглев, задолбал своего демона неприличными по мнению демона просьбами, и это ничем хорошим для Гастона Феба и его соседа не закончится...

Папаша Бюва: "Ловля сетями" (1845) Италия. Неаполитанское королевство. 1414 год. Король Владислав. Джованна II, его сестра, будущая королева. Наверно за исключением истории Франции, больше всего произведений Александр Дюма посвятил Италии и её истории. Италия - это всегда бурные события, привлекавшие Дюма. Итальянская история особая. Вот как видит её автор. ...Каждое утро, просыпаясь, я подходил к окну, облокачивался на подоконник, устремлял взгляд вдаль и, любуясь прозрачным сверкающим зеркалом вод Тирренского моря, спрашивал себя, откуда в этом краю, самом веселом, самом беспечном и самом счастливом из всех, какие только есть на свете, могла появиться такая горькая поговорка: «Увидеть Неаполь и умереть!» Размышляя о ней, я, однако, нашел объяснение такого странного и зловещего сопоставления: дело в том, что не было ни одного периода в неаполитанской истории, когда по жестокой иронии судьбы грозные бедствия не опустошали бы этот, казалось, такой счастливый город, когда его мирный и беззаботный народ не был бы ввергнут в пучину мятежей и гражданских войн, а чистые прозрачные неаполитанские воды не окрасились бы кровью... Воображение в ужасе отступает перед сценами борьбы Анжу и Дураццо, перед убийствами и злодеяниями обеих Джованн, этих мрачных созвездий, оставивших на прекрасном небе Италии длинную борозду кровавых воспоминаний о них... Здесь мы остановимся и извлечем на свет пару страниц этой страшной истории: то будет повесть, насколько нам известно, никем еще не рассказанная; то будет ничем не приукрашенная страшная драма, разыгравшаяся среди событий самых приятных и самых красочных; то будет мрачная картина с угрюмыми и безмолвными персонажами, действующими на радостном и сияющем фоне. Вот этот контраст сохранит Дюма во всех своих итальянских произведениях, начиная с "Жанны Неаполитанской", 14 века, до впечетляющих итальянских страниц века 19го в романе "Граф Монте-Кристо". В центре этой повести фаворит Жанны Второй, Пандольфелло, которого судьба и добрые люди из бедного голодного мальчика вознесла в первые лица во дворе и любовники принцессы Жанны. Но этого уже кажется ему мало, и он воспользовавшись отсутствием короля Владислава, замышляет переворот, мечтая самому стать королём. Заносчивый фаворит ради своих целей не щадит ради этого и своих бывших друзей-рыбаков из простого народа, и шагает по трупам к своей цели. Всякий кто знал о его заговоре должен умереть...Но в Неаполе и простолюдины горды и ничего не забывают... Название повести "Ловля сетями" относит нас к мирной рыболовецкой теме, но в Италии сети иногда приносят трупы... Таков зловещий контраст итальянской истории, заложенный уже в названии... "...Юный синьор внезапно повернулся в сторону амфитеатра домов, садов, вилл и церквей, растянувшихся от Портачи до Позиллипо, и воскликнул, охватив все алчным властолюбивым взглядом: — Мой Неаполь! Моя королева! Мое королевство! Потом, вспомнив, что ничего еще не свершилось и что есть еще один лишний человек среди живущих, он легонько тронул за плечо лодочника, о котором почти забыл. — Хватит спать, малый! — воскликнул молодой фаворит, и в голосе его прозвучала угроза. — Берись за весло, пора возвращаться на берег! Рыбак ни на секунду не сомкнул глаза. У него не осталось надежды на спасение. По тону своего странного пассажира он понял это. Хотя он сделал все возможное, чтобы слова этой страшной беседы не достигли его слуха, ему было ясно, что, с той минуты, как судьба избрала его в свидетели смертельной тайны, он обречен..."

Папаша Бюва: "ЖАННА Д’АРК" «Jeanne La Pucelle. 1429-1431» (1842) Хроники Франции. 1429-1431. Король Карл VII. Предыдущий: «Правая рука кавалера де Жиака» (1836) 1425. Король Карл VII. Следующий: "Карл Смелый" (Charles le Temeraire) (1857) 1435-1483. Король Людовик XI 1429 год. Французов продолжают бить англичане, дофин продолжает терять территории, сторонников; король, которого прозвали «Карл Гонесский» и «король Буржа»; который в один прекрасный день на глазах у всех вынужден был вернуть уже пошитый башмак, принесенный ему сапожником, ибо в королевской казне не хватило денег, чтобы оплатить пару башмаков; который обычно ездил верхом на плохонькой неторопливой лошадке, при звуке пушечного выстрела падавшей на спину,задрав копыта кверху... И тем не менее, при всем этом, Франция вступила в период выздоровления, а Англия, напротив, тяжело заболела. Несомненно, во время наших гражданских войн англичан покусали и бургиньоны, и арманьяки, ибо они вернулись к себе, охваченные бешенством гражданской войны. Итогом этого стала политическая эпилепсия, названная войной Алой и Белой Розы. Кто же излечил Францию? Следует признать, что ее врачевателями не были ни дворянство, ни священники: ими были те, кого называют простолюдинами. Кто такая Жанна д’Арк? Бедная крестьянка из Вокулёра, Жанна Дева. Ей понадобился всего год, чтобы спасти Францию: придя от Бога, она вернулась к Богу... Франции именно в тот момент нужна была Вера в победу, и французская девушка дала всем эту веру. Она стала во главе войска и повела его от победы к победе. Провидением она чувствовала и знала, что нужно было делать в том или ином случае. Когда вести осаду, когда уклониться от битвы, она настояла чтобы король как знамя Франции был срочно коронован, и провела победоносный поход в Реймс. Теперь у Франции был Свой король, а не английская администрация. И вот уже тысячи сторонников стекаются под знамёна короля, французы научились бить англичан. Англичане это чётко поняли, и потеряли уверенность. Недавно они побеждали втрое превосходящие их силы, а теперь их стали бить французы, порой вдвое меньшие по численности. Ближайшим союзником Жанны стал уже знакомый нам герцог де Ришмон Бретонский, коннетабль Франции, арестовавший вороватого де Жиака, и очень за то не любимого королём. И надо отдать должное Деве, она не пренебрегла его помощью вопреки недовольству короля. (А герцог потом опять его спасёт, когда после изгнания англичан взбунтовалась Лига феодалов) . Когда бургундцы захватили Жанну в плен, англичане выкупили её и судили церковным судом, хотя по правилам и обычаем той войны пленных не убивали, а назначали выкуп. Так её боялись и ненавидели. Но официальный приговор был конечно не за это. А за "колдовство", короткую стрижку и ношение мужской одежды. (пцц...) Очень драматичные страницы хроники в мастерском повествовании Дюма, рисуют нам порой испуганную инквизицией девушку, ударяющуюся в слёзы при осаде крепости, когда англичане кричат ей со стен обидные вещи, а порой несгибаемого бойца, с флагом впереди войска, под градом английских стрел. Следует всё же отдать должное и королю, который поверил в неё, в её способности, и всячески опекал и поддерживал на протяжении славного пути. Присвоил дворянство, дал свиту... Король завершил реабилитацию Орлеанской девы 7 июля 1456 года; это означало судебное осуждение тех, кто ее сжег, и, как следствие, тех, кто ее выдал.

Папаша Бюва: Роман-хроника "МЕДИЧИ" (1844) Италия. Флоренция. XV - XVII век. Герцоги Медичи. Предыдущий: "Ловля Сетями" (1845) Италия. Неаполитанское королевство. 1414 год. Король Владислав. Джованна II Следующий: "Семейство Борджа"(Les Borgia) Италия. 1492-1507 Медичи сделали больше для славы этого мира, чем кто-либо до них, и после их ухода никто еще не совершал подобного – ни принцы, ни короли, ни императоры. История флорентийской семьи XIV - XVII веков на фоне истории Италии. Действительно на фоне, ибо они и творили эту историю. В веке XV когда они пришли к власти во Флоренции и оказывали влияние на всю Италию, эта часть Европы была действительно передовой в то время. Пока Запад был занят столетней войной и феодальными разборками, Италия процветала. Пришла блестящая эра Флорентийской республики. Искусства рождались со всех сторон: Брунеллески возводит храмы; Донателло высекает статуи, Орканьа вырезает портики; Мазаччо расписывает капеллы; наконец, всеобщее благоденствие, предпринимательство рука об руку с прогрессом искусств делают из Тосканы, страну не только самую могущественную, но еще и самую счастливую в Италии. Аристократы были лишены гражданских прав. И это в махровое средневековье! Еще в 1291 году народ, уставший от ожесточенных междоусобиц благородного сословия, от его вечных отказов подчиняться демократическим трибуналам, от ежедневных насилий, подтачивавших устои государства, выпустил постановление, исключавшее навечно из приората тридцать семь самых благородных фамилий, самых почитаемых семейств во Флоренции. Им было запрещено требовать каких-либо городских прав, регистрировать какие-либо заведения, даже заниматься реально какой-либо деятельностью. Членов проклятых семейств назвали «магнатами». Почитаемый титул с тех пор сделался ругательным словом. Италия не была так благополучна, так богата, так спокойна, как к концу 1492 года. Мир почти всеобщий царил по всем уголкам земного рая: спускался ли путник по пьемонтским Альпам, направлялся ли в Венецию через Ломбардию или из Венеции шагал в Рим по берегам Адриатики, пусть, наконец, из Рима двигался по вершинам Апеннин до Калабрии – везде он видел зеленеющие равнины или склоны, покрытые виноградниками, а среди них либо под их сенью он встречал богатые города. Что до итальянских крестьян, то они наверняка в эту пору были самыми счастливыми землепашцами в мире. В то время когда крепостные Германии или смерды Франции были рассеяны по нищим лачугам или загнаны, как животные, в убогие деревеньки, эти жили в городках, укрытых стенами, защищавшими их урожай, их скот и сельский инструмент. То, что осталось от их домов, доказывает, что они были устроены лучше и с большим искусством, чем нынешние буржуа наших городов. Более того, у них было оружие, общественная казна, избираемые магистраты; и когда они дрались, то лишь для того, чтобы защитить свои очаги или родину. Буржуа были не менее счастливы. Это в их руках расцвела мелкая коммерция, и Италия из конца в конец стала обширным базаром. Хватало и рук, и работы... Повсеместно культивировался интерес к античной культуре, искусству. Художники, скульпторы, поэты были везде при дворах первыми людьми, Медичи посылали своих людей в Африку, Азию, в поисках и приобретении античных книг, ювелирных и скульптурных предметов... Со всей Европы в Италию по приглашению Медичи съезжаются учёные, на свои первые сипозиумы... Однако не за горами уже был век XVI. Трудно себе представить, что после такого пиршества Возрождения, наступит религиозная реакция и запылают костры инквизиции... Хроника "Медичи" в этом плане знаменательна. Она является ключом, отпирающим дорогу в XVI век, и содержит все узлы, раскрывающие и объясняющие начала сюжетов романов Дюма, о веке шестнадцатом. Отсюда берут начала и причины итальянских войн, за богатые земли, в которых участвовали Испания, Франция, Германия, Австрия... Здесь мы встречаем сына Людовика XI, французского короля Карла VIII (временам этого короля Дюма не посвятил романов, но зато здесь в Италии мы его встретим!). Ещё не давно Франция сама еле изгнала англичан, а Людовик усмирял и истреблял своих феодалов, но уже Карл прибыл в Италию как хозяин, обращается с Медичи, как своими холопами и диктует условия, на которых он готов пощадить Флоренцию... Здесь мы встречаем начало деятельности Карла V, будущего короля Испании, императора Запада, соперника французских королей, изображённого в романах "Эль Сальтеадор", "Асканио", "Две Дианы", "Паж герцога Савойского"... Здесь нам показана история родителей и рождение будущей вдохновительницы варфоломеевской ночи королевы Екатерины Медичи, героини "гугенотской трилогии" и "Герцога Савойского". Нам становится понятнее, её тяга к искусствам с одной стороны, и склонность к ядам, убийствам с другой. (Медичи сами искусные ботаники и химики). Отсюда как мы увидим, пришла Мария Медичи, вторая супруга Генриха Четвертого, мать Людовика XIII... Увлекательны и порой необычны сами сюжеты рассказов о различных Медичи в изложении Александра Дюма. Его история Италии - это яркие контрасты: любовь, интриги, убийства, яд и кинжал. Таковы и герои, семейства Медичи - типичные итальянцы, изобретатели, учёные, не медлящие взяться за кинжал, залезть между делом в постель к родной дочери, или угостить тортиком мужниного брата-кардинала, узнавшего тайну герцогини Медичи, а при подозрении, съесть его самой... Каких только историй мы не узнаем )) Пусть взявший эту книгу читатель не пугается кажущегося непонятным сплетения различных имен братьев, сестёр, отцов - детей, семейства Медичи, Дюма им всё подробно и понятно разъяснит, читать будет легко и интересно.

Папаша Бюва: "Семейство Борджа" /Les Borgia/ (1839) Время действия – 1492-1507 Италия. Рим. Папа Александр VI (Родриго Борха) Франция. Карл VIII, затем Людовик XII. История Италии. Предыдущий: "Медичи" (1845) История Италии. Следующий: "Ночь во Флоренции" (1861) Италия, 1537-1547 Эта беллетризированная историческая хроника раннего Дюма может понравиться любителям истории, да и почитателям историко-приключенческих романов Дюма XVI - XVII веков будет полезна, для понимания последующих событий, как время культурного Возрождения вылилось в фанатичную межрелигиозную резню шестнадцатого и семнадцатого века по всей западной Европе. Вместе с этой хроникой, мы наблюдая итальянские дела и не только, прощаемся с пятнадцатым веком и вступаем в век шестнадцатый. Начинается эта повесть с обстоятельного исторического обзора, кто в какой стране в это время правил, с краткой характеристикой правления. Очень удобно, для представления общей картины. Так даётся подробная характеристика королю Франции Карлу VIII, сына Людовика XI и в дальнейшем про историю его итальянского похода, а затем и Людовика XII и его походов. Специальных романов по истории этих королей Дюма нам не оставил, а здесь любитель истории Франции может открыть для себя интересные подробности того периода. Италия богата, но в военном плане откровенно слаба, и это привлекает многие сильные державы. Дюма пишет, что итальянцы за предыдущий век разучились серьёзно воевать, их войны больше похожи на рыцарские турниры, с пленением проигравшего и последующим выкупом. Итальянская коммерция. И когда пришло войско французов и гасконцев Карла VII, при малейшем сопротивлении вырезавших противников, итальянцев это здорово напугало. Они собрали войско объединённой Италии, превосходящее соперника в 4 раза, и дали сражение. Однако конница итальянцев, из лени таскать за собой тяжелые копья, использовала тнкие облегчённые древки, сломавшиеся при первой сшибке. Да и французам, прошедшим столетнюю войну с англичанами на выживание, итальяшки были так, за развлечение. Конницей арьергарда короля Карла, что любопытно, командовал де Гиз. Хорошо ещё Карл уже уходил из Италии, выполнив свою задачу, сместить короля Неаполя и посадить свою администрацию. В центре же повествования испанское семейство Родриго Борхи, который был приглашён в Италию родственником - земляком предыдущим Папой Римским. Борха стал Борджей, и прочно обосновался со своим семейством, любовницей и её детьми на богатой итальянской земле. Семейка что называется дорвалась, и пустилась во все тяжкие. Родриго стал римским Папой, его доча и по совместительству любовница Лукреция удачно выдана замуж (и так несколько раз), сынок Чезаре (Цезарьблин!), и по совместительству любовник сестры, стал кардиналом. Для своей популярности Борджи сорят деньгами, устраивают бесчисленные празднества, но для роскоши нужны деньги, они иногда кончаются, а где их взять? Выход найден в отбирании под разными предлогами земель у многочисленных мелких итальянских феодалов, торговлей должностями кардиналов, при устранении предыдущих. Яд льётся чуть ли не рекой. Но папа щедр, снова и снова праздники, да ещё обязательно с перчинкой. На очередную свадьбу Лукреции к восторгу публики устроены "весёлые старты" с преодолением препятствий среди голых девушек, на призы предметов из одежды, и далее в тому подобном духе. Ужасно весело, но не забываем, что это всё проводит глава католической церкви. Многие христиане скажем мягко в недоумении. Зреет недовольство, которое первым громогласно высказал флорентийский церковник Савонарола со своими сторонниками. Да, они впадают в другую крайность, когда по их призыву флорентийцы яростно жгут собранные книги деятелей Возрождения, их картины, и другие предметы. По их мнению распущенность нравов и отход от средневековых догматов, это результат интереса к античности и её культуре, язычеству, поэтому их ненависть персонифицирована, и церковь нужно реформировать и "очистить" от "скверны"... Савонарола-то устранён, но его дело подхватил Лютер в Германии, Кальвин в Швейцарии... Неумеренность и безнаказанность семейства Борджа во многом способствовали причинам к разжиганию последующих религиозных войн... Но это будет в последствии, а пока мы встречаем новый, шестнадцатый век, и с учёными, поэтами, художниками, а с ними встретим здесь и представителей фамилий будущих активных участников событий в "гугенотской трилогии" Александра Дюма. Так в армии Карла VIII мы видим храброго военачальника де Гиза, а в Наварре - короля Жана III д’Альбре, деда королевы Жанны д’Альбре, матери знаменитого короля Генриха Наваррского. У короля Жана родная сестра - супруга Чезаре Борджа, сюда к шурину и прибежал Чезаре после побега из испанского заточения, после падения власти его семейки в Италии, тут ему и свернули башку местные наваррские дворяне. Чуть ранее папа Родриго стал жертвой собственной хитрости и выпил винцо, приготовленное им для гостей - кардиналов. А слуги недоглядели, перепутали бутылочки... Бывает... Осталась в Италии лишь их возлюбленная дочь и сестра герцогиня Лукреция, ставшая вдруг добродетельной, обожаемая очередным мужем и придворными, воспеваемая поэтами, (пока многочисленные роды не подорвали её здоровье), ибо красота - великая вещь, ничего не попишешь... Впрочем сам Дюма её особо ни в чём и не обвиняет, разве что в излишней уступчивости... А может и вправду наговаривают на неё завистники? Как вы думаете?

Папаша Бюва: "Ночь во Флоренции" /Une Nuit a Florence sous Alexandre de Medicis/ (1861) Италия, 1537. Флоренция. Герцог Алессандро Медичи. Предыдущий: "Семейство Борджа" (1839) Италия. 1492-1507 Следующий: "Паж герцога Савойского"(1852) Италия. 1555 Загадочны и таинственны ночи в средневековой Флоренции. Вы думаете все спят? Только на одной площади Пьяцца Санта-Кроче, если внимательно приглядеться, кто то поднимается по верёвочной лестнице на стену, кто-то прячется в нише монастыря, кто-то стучится в чей то дом, условным сигналом. А это что за шум во дворе, и кажется слышен звон шпаг? А это, объясняет нам Дюма, герцог Алессандро Медичи залез к маркизе Чибо, на романтическое свидание, но им помешал некстати вернувшийся муж. А так как он и его спутник принадлежат к республиканской партии, то они без разговоров вынули шпаги и вступили в схватку, которую на сей раз выиграл герцог со своим спутником... Что же это за герцог Флоренции такой? Алессандро был щедро наделен почти всеми пороками его эпохи, зато унаследовал совсем немного добродетелей его рода. Матерью его была мавританка, очевидно, она и передала ему в наследство собственные пылкие страсти. Упорный в ненависти, непостоянный в любви... За шесть лет правления Алессандро один за другим вызревали опасные заговоры, направленные против него. А.Дюма, "Медичи". Но у герцога есть верный фаворит, родственник, Лоренцино Медичи, который "со своим умением и вкрадчивостью, сделался не просто одним из его друзей, но, пожалуй, единственным его другом." Правда, имея Лоренцино, Алессандро легко мог обойтись без всех прочих. Лоренцино годился ему на все случаи жизни, – это был его шут, его товарищ по развлечениям, его лакей, его шпион, его любовник и его любовница. Подольщаясь ко всем, не уважая никого, обожая все красивое, не признавая никаких половых границ, он принадлежал к тем тварям – гермафродитам, какими капризная природа отмечает эпохи разложения. Время от времени эти разнородные элементы взрывались в нем безумным стремлением к славе и бессмертию, тем более неожиданным, что оно исходило из такого хрупкого и женственного тела. Его не называли иначе, чем Лоренцино. Лучшие друзья никогда не видели его ни смеющимся, ни плачущим; он всегда лишь насмехался и проклинал. Тогда лицо его, скорее изящное, чем красивое, принимало столь дьявольское выражение, что устрашало и самых храбрых. Дюма "Медичи". Вот про какую парочку нам рассказывает Александр Дюма. Во Флоренции их многие ненавидят, зреет заговор республикански настроенных граждан. Ведь ещё недавно она была республикой, а герцогством её сделал Карл Пятый, король Испанский, император Римский. Заговорщики приглашают Лоренцино примкнуть к заговору, но тот их посылает подальше со своей республикой, резонно замечая, что республики всегда неблагодарны к своим пламенным деятелям, и часто безжалостно жертвуют ими, чему мы видим множество примеров в истории. Но этот тщедушный фаворит ведёт свою дьявольскую игру, ему самому хочется стать герцогом, он готов переиграть всех своих соперников, которые так ничего и не поймут до последнего момента, используя их как пешек в шахматной комбинации, а поможет ему в этом бывший герцогский шут Скоронконколо, который затаил смертельную обиду на герцога... Как и насколько удались заговоры всех этих заговорщиков и рассказывает нам в этой таинственно-заговорщицкой приключенческой повести мэтр Дюма. Повесть XVI века, и как всегда у Дюма со своими сквозными персонажами. Так стать герцогом Флоренции Александру Медичи помогает император Карл Пятый, которого мы видели недавно в романе "Сальтеадор" , в роли молодого испанского короля. Он же выдал за Медичи свою дочь, Маргариту Австрийскую, (правда внебрачную, но для мелкого новоиспечённого герцога-итальяшки, пойдёт). А дамский острый кинжальчик, для Лоренцино, так пригодившийся впоследствии, сделал и подарил Бенвенуто Челлини, герой следующего по хронологии романа Дюма, "Асканио"...

Папаша Бюва: "Мартен Герр" /Martin Guerre/. (1839-40) Прочитав роман "Две Дианы", почитателям Дюма нужно непременно прочитать и подлинную историю Мартена Герра и Арно дю Тиля, которую автор рассказывает в своём сборнике "Знаменитые преступления". Итак, тема двойничества. Обычно нас удивляет поразительное сходство, существующее иногда между двумя совершенно незнакомыми людьми, хотя удивляться следовало бы обратному. Действительно, как не восхищаться бесконечной в своём разнообразии силой творения, которая из одних и тех же элементов не перестаёт создавать всегда новые комбинации. Чем больше задумываешься над изобилием форм, тем больше изумляешься. Прежде всего, каждый народ имеет свои, только ему присущие черты, отличающие его от других человеческих рас... Какое многообразие лиц! Какое множество оттисков в несметных пробах человеческого облика! Миллионы образцов и никаких копий. Что же поражает сильнее всего, когда наблюдаешь это всегда новое зрелище, - вечное разнообразие или случайное сходство нескольких индивидов? Разве нельзя найти в противоположных частях света двух человек, чьи лица словно вылеплены по единой модели? Без сомнения, да; но удивительно даже не то, что эти люди вообще существуют на земле, а то, что они однажды встречаются и предстают перед нашими глазами, так не привыкшими к подобному сходству. 10 августа 1557 года , в сражении под Сент-Кантеном, как мы уже знаем из романа "Две Дианы" бездарный интриган, коннетабль Монморанси потерпел сокрушительное поражение от герцога Савойского (о котором роман Дюма ещё будет впереди)и попал в плен. После битвы встретились два солдата, воевавшие по разным сторонам, как две капли воды похожие друг на друга, Мартен Герр и Арно дю Тиль. Один из них ранен, и похоже смертельно. И вот у второго, голодранца по жизни, возникает мысль, забрать документы раненого, и выдавая себя за Мартена Герра, продолжить свою жизнь зажиточным сельским жителем. Жить чужой жизнью - занятие не из простых, как же справится с этим наш прохвост? А в какую сложнейшую ситуацию становится жена Мартена, Бертранда, после долгих лет отсутствия, признавшая "мужа", успевшая забеременеть, и тут заподозрившая истину? Как поступить? Продолжать жить ложным браком, или пойти на разоблачение, а значит и на собственное унижение? Вот такую интригующую и психологически напряжённую историю рассказывает нам Дюма, показывая своих героев в нелёгком выборе перед обществом и своей совестью. Место действия: селение Артига, Пиринеи.

Вольер: Фильм по этой истории есть, весьма неплохой: https://www.kinopoisk.ru/film/vozvrashchenie-martina-gerra-1982-20906/

Папаша Бюва: С супругой короля Франции Франциска Второго, королевой Марией Стюарт, мы познакомились ещё в романах "Две Дианы" и "Предсказание", и с тех пор как то потеряли из виду. Что с ней было дальше, после смерти царственного супруга нам расскажет Александр Дюма, с которым мы вместе отправимся вслед за изгнанной королевой на Британские острова. Побыть вдовствующей королевой в Париже Марии не удалось, ибо тут рулит другая вдовствующая Екатерина Медичи, которая соперниц не потерпит. И вот мы переносимся в холодную Шотландию к суровым кельтам, которым неплохо жилось и без королевы. Многие достаточно нервно восприняли развесёлые французские порядки нового двора, и стали потихоньку избавляться от её спутников, прибывших из Франции. А галантного француза забравшегося в спальню к королеве даже казнили. Так началась череда взаимной жестокости, роковых ошибок и смертей. Когда встал вопрос о новом муже для королевы, рассматривались кандидаты из Испании, Франции, Дон Карлос или Генрих III. Но тогда ей пришлось бы отказаться от права наследования королевства Англии, после бездетной Елизаветы. И она предпочла выйти замуж за англичанина Дарнлея, подсунутого Елизаветой. Так она встала на свой гибельный путь. Жизнь супругов не задалась, Мария заводит любовника - итальянца Риччо, но то что можно королям, не простили женщине-королеве, и король-консорт с заговорщиками убивают итальяшку прямо на глазах королевы. Но Мария Стюарт не игрушка в руках феодалов и Дарнлей обречён... И какая же история Шотландии без Вальтера Скотта! Его романы предшествовали даже научным работам по истории, воспользовался этими романами и Дюма. История заключения Марии Стюарт в замке Дугласов, это добросовестный пересказ второй части дилогии Вальтера Скотта, романа "Аббат". Необходимо отметить, что изложено превосходно, а красочная история побега держала в напряжении до последнего момента. Сцены печального пребывания Марии Стюарт в подлом заключении в Англии живописуют правосудие и политику Елизаветы Тюдор, ставшими постепенно со временем типичными английскими. Не даром по сей день королева Елизавета всячески превозносится... Могло ли сложиться по другому, выйдя королева замуж за Дона Карлоса или Генриха Третьего? Счастливыми браки бы не были, вспоминая судьбу этих женихов... Или же когда королева покидала Шотландию, отправилась не в Англию, а к католикам в Испанию, или Францию, ведь Генрих Третий до последнего боролся и переживал за её судьбу... Размышления на эту тему, про прочтении постоянно возникали... Хотя Дюма сразу же предупреждает: её судьба - это РОК... Поистине, есть имена роковые для королей; во Франции это имя Генрих. Генриха I отравили, Генрих II погиб на турнире, Генрих III и Генрих IV были убиты. Что же касается Генриха V, к которому судьба была так жестока в прошлом, то один Бог знает, что она ему сулит в будущем. В Шотландии же это фамилия Стюарт...

Папаша Бюва: Одним преступным итальянским семейством - Борджа, Дюма начинал историю XVI века, другим заканчивает. Эта криминальная история явилась прямым порождением времени Ренессанса, как это ни странно звучит. После снятия или ослабления ограничений в общественной и личной жизни христианских регламентов, житейских вековых правил, объявленными "устаревшими", неизбежно породилась распущенность и вседозволенность, в том числе и половая. Подобный период мы наблюдаем и ныне в Европе, но так же неизбежно наступает и эпоха реакции, ограничений, ужесточения порядка и норм, тогда: с одной стороны в виде реформации, обвиняющей в падении нравов католицизм, и с другой стороны католической реакции, инквизиции... Жертвами такой "свободы" и эротических фантазий и стали дочь богатого аристократа Франческо Ченчи и её мачеха, вынужденные принимать совместное участие в его похотливых утехах. Правосудия они не добились, и решили покончить с его " свободой без комплексов и предрассудков", а заодно и с ним. Интересно было наблюдать за реализацией их плана, и сопереживать. Жаль что план оказался не идеален и с изъянами. С другой стороны убийство - есть убийство, и счастья обладанием большого состояния это им не принесло... Ватикан закрывший глаза на жалобы женщин, по поводу убийства проявил решительность и не примиримость, "всех казнить, а имущество отписать в казну Ватикана." Этим, верно и объяснялась такая ватиканская принципиальная непримиримость...

Папаша Бюва: "Бонтеку". Историю семнадцатого века Дюма начинает с повести о морских приключениях голландского капитана Бонтеку в Индийском океане в 1618 году. Профессионально подходя к теме, Дюма в первой главе даёт общий обзор освоения европейцами этого океана. Первыми конечно были португальцы, которые открыли проход в Индию вокруг Африки, и основали сеть колоний. Однако в конце XVI века королевство Португалии потеряло независимость, и на историческую сцену вышли "европейские финикийцы", по выражению Дюма, голландцы. Ещё в 1583 году они лишь боролись за свою независимость от испанцев и громили, на суше и на море, предпринявших военную авантюру адмирала Жуайеза и герцога Франсуа Анжуйского, и открыв шлюзы затопили их армию (о чем Александр Дюма нам рассказал в прекрасном романе «Сорок пять» ), а уже в начале века XVII они хозяйничали по всем морям и океанам, и в своем чванстве назвали себя «подметальщиками морей» и укрепили на гафеле своих судов метлу вместо флага История о капитане голландской Ост-Индской компании Бонтеку живописует нам, за счёт каких качеств храбрые голландцы добивались таких успехов. Во время морской катастрофы, опустившие руки погибали, а настоящие моряки включали у себя лучшие качества. "Я как будто-то стал другим человеком", говорит о себе капитан. Жажда жизни мобилизовала внутренние резервы организма моряков, в экстремальных условиях даже никто не заболел. Морякам чтобы добраться до берега, а затем спастись от дикарей на острове Суматра приходилось проявлять чудеса находчивости: сделать парус из рубашек в шлюпке, из деревяшки изготовить навигационный прибор, да ещё с помощью него вычислить в какой стороне суша, чтобы запастись водой, без ёмкостей, вынуть мякоть из стебля бамбука и налить туда воду, затем заткнуть отверстие, и так получилось фляжка. Когда капитан ездивший за провизией в деревню дикарей, по возвращении, оказался один с другими туземцами в пироге, и по их общению почувствовал, что его хотят убить. Тогда он, к растерянности дикарей стал петь весёлую голландскую песню. Нестандартное поведение в минуту смертельной опасности в очередной раз спасло ему жизнь... Завершив работу в компании, и хорошо заработав, на родину в Нидерланды капитан Бонтеку отплыл в январе 1625 года, а через три месяца, в первое воскресенье апреля во французский город Менг въехал молодой дворянин на коне оранжевой масти...



полная версия страницы