Форум » Общий форум по Дюма » Убеждения Дюма » Ответить

Убеждения Дюма

Иоганна: Все-таки Дюма — глубокий писатель. Это видно хотя бы из количества затронутых им тем: 1.Любовь (везде) 2.Дружба (наверное, тоже везде) 3.Власть: монархия и дворянство, республика (везде) 4.Церковь, монахи (Горанфло, Арамис, монах из Сан-Феличе), вера в Бога. Тайные общества (Лига, «Виконт», «Жозеф Бальзамо», «Учитель фехтования») 5.Благородство, честь, честь и любовь, честь и жизнь. 6.Политика, интриги. Маленькие причины и большие последствия (везде) 7.Изменение со временем (диахрония), молодость или опыт, старение, мельчание (о мушкетерах, «Монте-Кристо») 8.Колдовство, предсказания, символичность событий («Королева Марго» и её продолжения, «2 Дианы», «Жозеф Бальзамо», «Сан-Феличе») 9.Справедливость, месть («Монте-Кристо», «45», «20 лет спустя», Шико и Майенский) 10.Социальные слои (господа и слуги, наперсники, Андреа и Жильбер, кажется, «Изабелла Боварская») 11.Национальность (Франция (Гасконь , Пикардия), Англия, Россия, Восток) 12.Философия (о революции, «Монте-Кристо») 13.Искусство (Эжени Данглар, «Асканио») 14.Отцы и дети Дюма как всякий человек имел свои убеждения и как писатель каким-то образом излагал их в своих произведениях. Обычно писатели говорят устами своих персонажей. Но все-таки на всегда слова и поступки героев совпадают с мнением автора, хотя бы потому что противоречат друг другу. Понятнее всего, когда мысли излагаются от лица самого автора, но такое случается достаточно редко. Я, разумеется, читала далеко не все его произведения, надеюсь, вы дополните меня. Я еще хорошо бы использовать факты из его биографии и письма. В общем, давайте выясним, каких взглядов придерживался наш любимый писатель. P. S. А еще сюда можно выписывать интересные цитаты! P. P. S. Может, это много для 1 темы, но открывать 14…

Ответов - 66, стр: 1 2 3 All

Pauline: Иоганна Вы молодец! Отличная тема! А цитаты я сейчас выложу (не зря, значит, собирала) Итак, начнем с ТМ ))) Три мушкетера «Любовь из всех видов страсти – самая эгоистичная». «Первой любви сопутствует такая бурная радость, что ей нужен исход, иначе она задушит влюбленного». «Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какими плачет человек искренний. Всякая фальшь – это маска, и, как бы хорошо ни была сделана эта маска, всегда можно отличить ее от истинного лица, если внимательно присмотреться». «Ничто так не убивает время и не сокращает путь, как упорная, всепоглощающая мысль. Внешнее существование человека похоже тогда на дремоту, а эта мысль является как бы сновидением». «Все нити, привязывающие ее (жизнь) к счастью, ода за другой рвутся в руке человека, и прежде всего нити золотые». «Молчание – это последняя радость несчастных; не выдавайте никому своей скорби. Любопытные пьют наши слезы, как мухи пьют кровь раненой лани». «Случается, что мелкое препятствие может помешать достижению великой цели». «Обычно люди обращаются за советом только затем, чтобы не следовать ему, а если кто-нибудь и следует совету, то только для того, чтобы было кого упрекнуть впоследствии». «Нет более мучительной ярости и боли, чем ярость и боль, терзающие душу любовника, который, выдав себя за другого, принимает уверения в любви, обращенные к его счастливому сопернику». «В любви каждый старается для себя». «Сердце лучшей из женщин безжалостно к страданиям соперницы». «Для настоящей любви нет ничего невозможного». «Всякое доброе дело несет награду в себе самом». «Время доставит удобный случай, а случай даст человеку двойные шансы на выигрыш: чем больше поставили, тем больше выиграете, если только умеете ждать». «Воспоминания не так стесняют, как живое существо, хотя иной раз воспоминания терзают душу». «Попрекнуть благодеянием – значит оскорбить». «Надо принимать во внимание все случайности». «Жизнь – это четки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их». «Не надо неистовствовать: неистовство – признак слабости». «Бог отступается от того, кто сам от себя отступается!» «Бывают часы, которые длятся годы». «Большим преступникам предназначен в жизни определенный путь, на котором они преодолевают все препятствия и избавляются от всех опасностей вплоть до того часа, когда по воле провидения, уставшего от их злодеяний, наступает конец их беззаконному благополучию». «Верьте, надо надеяться на провидение. Всегда наступает такая минута, когда однажды сделанное нами добро становится нашим ходатаем перед Богом». «Иногда и то обстоятельство, что вы где-то получили воспитание, может на что-нибудь пригодиться».

Иоганна: Pauline Да ты просто молодец! Я пока что только стала подчеркивать хорошие циатты... Ну а сама начну по порядку. 1. Не знаю не одного произведения Дюма, в котором не б. бы любви. Может, в каких рассказах? 1) Есть любовь на всю жизнь (Диана + Бюсси, д’Артаньян + Констанция), когда 1 умирает, а другой потом мстит. Второй вариант, когда один изменяет, а другой умирает (само собой, «Виконт»). Другое дело — Монте-Кристо, который нашел-таки замену своей Мерседес. Кстати, неслучайно, что и Луиза, и Мерседес в конце концов остались одни. И еще вариант трагической любви, оканчивающейся казнью: Фельтон, «Шевалье де Мейзон-Руж», «Сан-Феличе». 2) Прямо противоположный вид — добродушная сиюминутная любовь без дальнейших обязательств, как у Людовика 14, Арамиса, Шеврез, Миледи, пассии Кретте в «Сильвандир». Если такого полюбит однолюб — трагедия обеспечена. Особый случай — Атос. Он 2 раза сталкивался с подобной любовью, но первая стала трагедией, а 2-я все-таки счастьем. Может, он к тому времени уже потерял веру в любовь до гроба? 3) И наконец, любовь, описание которой заканчивается либо свадьбой («Сильвандир», «Асканио», Максимилиан и Валентина), либо уходом возлюбленной в монастырь («45», «2 Дианы»). Брак, похоже, довольно редко является следствием любви. А «любви все возрасты покорны», и отеческая любовь может стать любовью. к возлюбленной («Монте-Кристо») и, может быть, наоборот («Асканио»). Что касается самого Дюма… то Моруа я еще недочитала. Похоже, он приверженец 2 типа любви.

Luis Offen: Иоганна пишет: цитатаПохоже, он приверженец 2 типа любви. А многие ли нет? Мда, снимаю шляпу, Pauline, Иоганна... Мне приходила в голову мысль выписывать цитаты из ТМ, но я подумал, что том цитат получился бы не намного тоньше, чем , собственно, оригинальный том. Зато очень тянет откомментировать буквально каждую фразу Дюма. Издать для самого себя «Мушкетёрская трилогия с комментариями».


Иоганна: Ну, с дружбой все ясно. Истинная дружба состоит, по словам Бюсси, из 3-х вещей: кошелька, шпаги и жизни. Осталось только перечислить: мушкетеры (само собой) и Рауль, Рауль и Гиш, Гиш и Маникан, Маникан и Маликорн, Филипп и Лоррен; Бюсси и Сен-Люк, Генрих III и миньоны, Генрих и Шико, Шико и Горанфло («задушевный друг»); д’Ангилем и Кретте («Сильвандир»), Челлини и Асканио (тут, скорее, отеческие чувства)… больше не вспоминается. Причем, часто друзья прямо противоположны друг другу. Особый разговор — женская дружба. Её у Дюма не так уж много, пожалуй, только Жанна — Диана. Остальные пары основаны на эгоизме: Анна Австрийская — Шеврез, Луиза и Ора (Атенаис с ними не связана). Если Луиза (и быть может, Анна) любят искренне, то их подружки строят свои расчеты только на эгоизме. И еще 1 тип — в «Сан Феличе»: королева и её фаворитка, играющая при ней скорее роль собачки, чем подружки.

Pauline: Иоганна пишет: цитатаЧто касается самого Дюма… то Моруа я еще недочитала. Похоже, он приверженец 2 типа любви. Он же француз! ))) Один из лучших). Но у Дюма была другая «вечная» любовь - его произведения. Вот это точно любовь до конца жизни. В тех рассказах, которые я читала (на русском и французском), любовь так или иначе все равно присутствует. Причем чаще всего, это именно трагическая любовь.

Иоганна: Luis Offen пишет: цитатаМне приходила в голову мысль выписывать цитаты из ТМ, но я подумал, что том цитат получился бы не намного тоньше, чем , собственно, оригинальный том. Да... Pauline пишет: цитатаОн же француз! ))) Один из лучших). Да-да-да!!! Вопрос только в том, существет ли такая идеальная любовь, если она несвойственна даже тому, кто её так хорошо описывал? Pauline пишет: цитатаНо у Дюма была другая «вечная» любовь - его произведения. Вот это точно любовь до конца жизни. Прекрасно сказано!

Иоганна: Продолжаю Каково отношение самого Дюма к монархии как форме власти и к королю, я так и не разобралась. По словам Атоса, короли — первые дворяне, а значит, самые достойные (т. е. лучшие) люди. Король должен быть выше обычного человека и никогда не опускаться на его уровень, как это произошло с Людовиком XIV. Но как же тогда такое: «король XVI в…. в те времена король был человеком. Только цивилизации удалось превратить его в такую копию господа бога, как Людовик XIV, или такой безответственный миф, как конституционный король.» («Монсоро», ч.2, гл. XXXV)? В общем, Дюма приветствует обожествление короля или он заставил говорить Атоса и д’Артаньяна, прямо противоположное его мнению? О монархии и демократии я пока что прочитала только «Монте-Кристо», где никаких оценок не дается, и «Шевалье де Мейзон-Руж», где, как мне показалось, Дюма все-таки за благородных дворян, а не «граждан». А в «Сан-Феличе» он уже за французскую республику, и уж точно против неополитанской монархии. В жизни Дюма, как и его отец, вроде бы выступал за демократию.

Antoinette: Как пример женской «дружбы» у Дюма мне вспоминается Мария-Антуанетта и графиня де Шарни. Ревность и эгоизм со стороны королевы и холодная преданность Андреа.

Luis Offen: Иоганна пишет: цитатаДюма все-таки за благородных дворян Я тоже считаю, что Дюма «за дворян». В конце концов, он художник знати, балов, пышных кринолинов и дворцов, а не «маленьких людей» ( ) и «оборваной черни». И правильно. Нужна чернь - читайте русскую литературу. Насчёт монархии не скажу, но Дюма, бесспорно, импонировали сильные люди.

Иоганна: Antoinette пишет: цитатаМария-Антуанетта и графиня де Шарни. Я сейчас, к сожелению, только на втором томе «Бальзамо». А, кстати, Вы мне напомнили еще о Констанции и Анны Австрийской (как я могла такое забыть? ) Констанция предана настолько, что забывает даже о своих личных делах, а Анна... у таких королев плохая память на друзей...

Иоганна: Luis Offen пишет: цитатаВ конце концов, он художник знати, балов, пышных кринолинов и дворцов, а не «маленьких людей» и «оборваной черни». И правильно. Нужна чернь - читайте русскую литературу. Вообще-то это еще вопрос, что труднее: описать внешний блеск или найти красоту у простых людей... А Дюма опускался в описаниях максимум до слуг. Ну и до Жильбера

Иоганна: Ну и последнее из готового 4. Церковь, монахи. Тайные общества. Церковь — организация, социальная структура. И относящиеся к ней почти никогда не верят в Бога. У Дюма я не встречала еще ни одного искренне верующего монаха. Горанфло так и спрашивает: «А разве религия существует?» (Гл. «Шико Первый» ) Единственный, кто по-настоящему верит в Бога — Атос, но и его жизнь далека от совершенства по церковным меркам. Также далеки от веры и тайные общества, созданные на основе религии. Их движущая сила — отньдь не поддержание веры и даже не создание царства Божьего на земле. Цель тайных обществ — удовлетворение своих собственных вопросов, подстраиванием мир под себя. И они успешно с этим справляются, т. к. обладают гигантской силой. Только декабристы стоят особняком. Про их организацию Дюма почти ничего не говорит (по крайней мере в «Учителе фехтования»), т. к. занят любовью.

Luis Offen: Иоганна пишет: цитатаВообще-то это еще вопрос, что труднее: описать внешний блеск или найти красоту у простых людей... Вернее, тогда уж: описать внешний блеск высшего общества и то, что он скрывает, и красоту у простых людей... Только вот «простые люди» - это одно, а «маленькие» - совсем другое. Это не по теме, но всё же недоумеваю, как может прийти в голову описывать всяких там Акакиев Акакиевичей и прочих Платонов Каратаевых (вот пришлось в книгу лезть, чтобы вспомнить, как зовут )? Иоганна пишет: цитатаТолько декабристы стоят особняком. Ну почему же?

Иоганна: Luis Offen пишет: цитатаНу почему же?Потому что в «Учителе фехтования» у этого общества далеко не такой размах, как у тайных обществ в «Виконте» и «Жозефе бальзамо». По крайней мере Дюма это не описывает, просто он занят другим. Может быть, это из-за отсутствия матерьяла. И кроме того, декабристы потерпели поражение. P.S. Luis Offen Я имела в виду, что вообще легче описывать внутреннее чем внешнее. Например, когда речь идет о красоте, благородстве и т. п. Кто лучше, богатые или бедные, «чернь» или «благородные» и что за чем скрывается просто так не ответишь. Тем более, что это действительно не по теме. Luis Offen пишет: цитатаТолько вот «простые люди» - это одно, а «маленькие» - совсем другое. Ну да... «простые» это », а «меленькие» - это те, у кого нет прав Напр, Маликорн - «простой», т. к. не «благородный дворянин», но далеко не «маленький» по характеру, амбициям, поведению. Я Вас правильно поняла? Может быть, обсудим все это где-нибудь в другом месте?

Luis Offen: Иоганна пишет: цитатаматерьяла Материала, вообще-то Иоганна пишет: цитата«простые» это », а «меленькие» - это те, у кого нет прав «Простые» для меня - это «без претензий», просто живут себе и живут, и иногда даже делают что-нибудь интересное. Тот же Планше. Вообще, я поостерёгся бы термина «простые», с ним сложно. А пример «малельких» я уже называл. Всевозможные «сирые и убогие», от которых меня лично воротит. Иоганна пишет: цитатаНапр, Маликорн - «простой», т. к. не «благородный дворянин», но далеко не «маленький» по характеру, амбициям, поведению. Я Вас правильно поняла? Ну, Маликорн+Монтале=Фигаро, как я уже писал. А Фигаро «маленьким» назвать уж никак нельзя, что бы он сам о себе не говорил . Иоганна пишет: цитатаМожет быть, обсудим все это где-нибудь в другом месте? Вы думаете?

Иоганна: Luis Offen пишет: цитатаИоганна пишет: цитата Может быть, обсудим все это где-нибудь в другом месте? Вы думаете? Вообще-то я здесь затрагивала тему социалных слоев. Но именно так как её понимает Дюма, а не мы. Только я не знаю, куда идти еще... Новую чтоли тему открыть... Ладно, отвечу здесь. Luis Offen пишет: цитатаИоганна пишет: цитата матерьяла Материала, вообще-то Это обычный фонетический процесс устной речи, которая впоследствии становится письменной. Luis Offen пишет: цитатаИоганна пишет: цитата «простые» это », а «меленькие» - это те, у кого нет прав «Простые» для меня - это «без претензий», просто живут себе и живут, и иногда даже делают что-нибудь интересное. Тот же Планше. Вообще, я поостерёгся бы термина «простые», с ним сложно. Простите, это я забыла удалить. Т.е. по-Вашему, »маленький» - это социальное определение, а »простой» - определение характера персонажа? Я однажды присутствовала на защите одной исследовательской работы по «маленьким» и «меленьким» людям. Там »меленький»=пошлый, приземленный, вроде Акакия Акакиевича. А вот »маленький» - именно низкий по соц. положению в обществе. Термина «простой» там, кажется, не было . А у нас есть! Luis Offen пишет: цитатаВсевозможные «сирые и убогие», от которых меня лично воротит. Тогда Вам не нравится Достоевский, как Бунину?

Luis Offen: Иоганна пишет: цитатаТогда Вам не нравится Достоевский, как Бунину? , забавно, мы с Полин буквально только что беседовали на эту тему. Нет, господин Достоевский мне очень даже нравится... Если так может говорить человек, читавший из него только «Преступление и наказание» и «Идиота». От «Идиота» особенно был в восторге. Иоганна пишет: цитатапо-Вашему, »маленький» - это социальное определение, а »простой» - определение характера персонажа? Я вообще не считаю, что можно так вот категорично об этом судить. Тот, кто защищал иссл.раб. был прав - можно по-разному понимать оба эти термина. Если говорить в целом (а не применительно к нашему разговору), «простой человек» для меня - именно что простой, понятный окружающим, открытый, что ли... «А я - человек простой: Как только солнце взойдёт, Ем свой утренний рис.» Так, кажется, Басё писал. Но вот «маленький человек» - это уже не соц.положение, это уже литературный термин. Что-то навроде людей из низов, свыкшихся и смирившихся со своей судьбой. «Твари дрожащие», так сказать. Вообще, очень понимаю Родю Раскольникова. (хотя старушек пока не резал )

jennie: Иоганна пишет: цитатаКаково отношение самого Дюма к монархии как форме власти и к королю, я так и не разобралась. Отношение резко отрицательное. Так же, как и его отец, он был республиканцем, принимал активное участие в двух революциях (1830 и 1848 года).

jennie: Antoinette пишет: цитатаКак пример женской «дружбы» у Дюма мне вспоминается Мария-Антуанетта и графиня де Шарни. Ревность и эгоизм со стороны королевы и холодная преданность Андреа. А ещё есть пример чистой женской дружбы и преданности, без кавычек: Мария-Антуанетта и принцесса де Ламбаль.

jennie: Luis Offen пишет: цитатаЯ тоже считаю, что Дюма «за дворян». В конце концов, он художник знати, балов, пышных кринолинов и дворцов, а не «маленьких людей» ( ) и «оборваной черни». Не согласна. Как раз так называемые «маленькие люди» больше всего импонировали Дюма. Примеры: «Анж Питу» и «Графиня де Шарни», «Сан-Феличе», «Парижские могикане» и «Сальватор», «Габриэль Ламбер», «Соратники Иегу», «Чёрный тюльпан», «Учитель Фехтования», «Драма 93 года» и многие другие произведения, где симпатии Дюма - целиком на стороне простых, не всегда образованных, добрых людей.

jennie: Luis Offen пишет: цитатаДюма, бесспорно, импонировали сильные люди. Это не подлежит сомнению. Меня всегда поражало, как показаны в его романах такие личности, как Наполеон и Робеспьер. Наполеон убил его отца, и у Дюма были все причины его ненавидеть, но во всех романах, в которых он фигурирует («Граф Монте-Кристо», «Сальватор» и «Наполеон») он всегда изображается в позитивном свете. Тоже самое можно сказать о Робеспьере, описывая которого Дюма всегда опирается на его человечность и гений.

jennie: Иоганна пишет: цитатаВообще-то это еще вопрос, что труднее: описать внешний блеск или найти красоту у простых людей... Дюма делал и то, и другое. Обратите внимание на роман «Анж Питу», и вы увидите, что я права.

jennie: Иоганна пишет: цитатаУ Дюма я не встречала еще ни одного искренне верующего монаха. Навскидку: Фра Пачифико (Сан Феличе). Есть и другие.

jennie: Иоганна пишет: цитатаЦерковь — организация, социальная структура. И относящиеся к ней почти никогда не верят в Бога. Иоганна пишет: цитатаТакже далеки от веры и тайные общества, созданные на основе религии. Их движущая сила — отньдь не поддержание веры и даже не создание царства Божьего на земле. Цель тайных обществ — удовлетворение своих собственных вопросов, подстраиванием мир под себя. И они успешно с этим справляются, т. к. обладают гигантской силой. Здесь Дюма выступает как историк, изображая реальность такой, какой она была на самом деле. О самом Дюма это ничего не говорит.

Сесилия: Сколько всего интересного, я как обычно пропустила, ну ладно будем наверстывать. Пока навскидку про отношение к дворянам. Мне кажется. что он вовсе не обожествлял дворян, как и королевскую власть. быть может Дюма больший реалист чем нам кажется. Там например в трилогии о мушкетерах, он показал как уходит старое дворянство. Ведь в сущности за что выступает Атос с его взглядами, за прежню дворянсукю вольницу, это удобно для него как феодала, но это неприемлимо для страны, которая должна на данном этапе исторического развития объединиться под одной властью, властью короля. И воообщем-то благородные Атос, дАртаньян и Портос объективно являются представительями совсем не прогресивного течения, они тянут Францию в прошлое, желая и дальше видеть короля лишь первого среди равных, не желают терять свои привилегии, с точки зрения исторического развития они обречены. именно поэтому они умирают, так же как рауль, потому что их эпоха безвозвратна ушла, поэтому остается жив Арамис, он человек другого склада, за такими как Арамис будущее, за остальными лишь прошлое. И на их примере Дюма показывает неизбежность историчекого процесса, когда устанавляивалась эпоха абсолтизма и Франция, объединенная под влатью одного человека становилась величайшей империей. Кроме того мне у него очень интересна решение проблемы мести и в мушкетерском цикле и в Монте-Кристо, где Дантес все-таки останавливается, понимая, что возможно он не имел права на столь ужасную месть

Plessis: Цитата из Дюма: «Бог имеет право быть несправедливым, ведь Он держит в Своих руках вечность и располагает будущим, чтобы исправить Свою несправедливость. Притом, если бы у нас была возможность проникнуть в Его тайны, мы увидели бы: то, что кажется нам несправедливостью, лишь средство вернее достигнуть Его цели».

Pauline: Plessis «Красный сфинкс»? ;)

Plessis: Pauline Oui!

Pauline: Plessis Надо проверить, выписывала ли я эту цитату :)) А вот еще парочка оттуда же: «Радость, как и печаль, долго не дает уснуть». «Обычно именно в постскриптуме содержится самая важная часть письма».

Luis Offen: Pauline пишет: цитата«Радость, как и печаль, долго не дает уснуть». В «20 лет» это тоже было. Pauline пишет: цитата«Обычно именно в постскриптуме содержится самая важная часть письма». Хм, я слышал эту цитату довольно часто, но в виде: «Обычно именно в примечании (мелким шрифтом) содержится самая важная часть правила». Так вот, оказывается, моя бывшая «русичка» цитату скоммунидзила). Pauline пишет: цитатаДюманьячество не проходит, или проходит, но не до конца. А их «дюманьячество» выражалось именно в стремлении прочитать как можно больше книг Дюма, а не в чём-то ещё. Прочитали всё, что имели, и успокоились. Перешли к Ремаркам, Золям, Гюгам и иже с ними).



полная версия страницы