Форум » Общий форум по Дюма » Вино в романах Дюма » Ответить

Вино в романах Дюма

LS: Предлагаю в этой теме собрать информацию и винах, упоминавшихся в романах Дюма. А также, по возможности, наши впечатления от этих напитков. Лицам до 18 лет не рекомендуется часто посещать данный топик. ;)

Ответов - 84, стр: 1 2 3 All

Ульрика: В Большой Советской энциклопедии, которая есть у нас дома, я нашла статью про Монтрёй-су-Буа (Montreuil-sous-Bois). Восточный пригород Парижа (6.6 км от столицы). Виноделие упоминается в качестве одной из основных сфер развития. Фернан Бродель в книге об истории Франции упоминает о том, что в Монртейле процветало садоводство. Фруктовые сады: персики, груши. Может быть, монтрейльское вино было сделано не из винограда? Бывает же сливовое вино, вишневое. Оно слабоалкогольное, вкусное, но для знатоков ("людей с тонким вкусом") недостаточно благородного происхождения.

LS: Ульрика пишет: Может быть, монтрейльское вино было сделано не из винограда? Вряд ли... Всё-таки вино в понимании французов (в отличии от нас) - это продукт переработки винограда. И когда речь идет о вине (как в книге у Мандру) подразумевается только напиток из отжатого винограда. В Париже прямо на Монмартре до сих пор есть виноградник, и там делают вино. Кстати, в главе, откуда были позимствованы сведения о рейтинге винных регионов много говорилось о потреблении вина населением разных регионов Франции, и только в одном - в Нормандии - вино могло замещаться яблочным сидром у простолюдинов.

LS: В списке вин, упоминавшихся в мушкетерской трилогии, было позабыто маконское вино, которое пил Оливен, пока Рауль писал отцу письмо во время первой остановки после Сен-Дени. Хорошее вино пил Оливен. :) Макон относится к Бургундскому винодельческому региону. В И-нете найдено вот что. Винодельческий район возле города Макон на Соне известен своими сочными белыми винами из винограда Шардоне. На рынок они поступают как Макон Блан или Макон Вийаж. В них нет ни тонкости, ни полноты вкуса белых бургундских вин Кот де Бон, зато они очень дешевы. Вина самого лучшего качества создаются на известковых склонах на юге Маконе у деревушки Пуильи-Фюис. Пуильи-Винзель и Сен-Веран также поставляют вина хорошего качества. Наряду с Шардоне здесь выращивают и Гаме. Вино Макон Руж относится к тем редким винам, в которых еще присутствует широко распространенный когда-то в Бургундии виноград Гаме. Обычно вина Макона красные и розовые производятся от виноградного сорта «Гаме», но используется также и сорт «Пино черный». Эти вина особенно приятны, когда они молодые. Они имеют фруктовый и терпкий вкус. «Пино черный», растущий в Маконе, имеет право на именование «Бургонь» (Бургундское). Если вино является смесью, на треть, состоящую из сорта «Пино черный» и на 2/3 из сорта «Гаме», оно получает наименование «Бургонь Пас-ту-грен». Белые вина Макона относятся к другому КНП, а именно «Сен-Веран». Это - сухое белое вино, обладающее хорошим букетом и тонким вкусом. Вина «Макон-Виляж» (то есть Макон с названием деревни) всегда белые. Они сухие и сохраняют запах фруктов, весьма приятны молодыми. Наиболее известное вино в области Маконе - это «Пуйи-Фюиссе». Это сухое белое вино золотого цвета с зеленоватым оттенком. Обладающее хорошим букетом и тонкостью, оно пьется обычно достаточно молодым, но 10 лет выдержки не исчерпывают его крепости.


Калантэ: А мне тут объяснили возможную причину "отвратительного привкуса" монтрейльского вина. Попробую своими словами. Для хорошего вина у винограда должны быть достаточная сахаристость (чтобы забродило) и достаточная кислотность (чтобы развивались вполне определенные дрожжевые культуры). Так вот, сорта винограда с недостаточной кислотностью нуждаются в очень сложных условиях выбраживания. Например, знаменитое "ледяное" вино - из очень сладкого винограда. И отбор ягод идет аж вручную. А если такой виноград по стандартной технологии поставить бродить, получится напиток с затхлым, гниловатым привкусом, потому что наравне с нужными культурами дрожжей там будут развиваться гнилостные бактерии - слишком слабокислая среда. "Ледяное" вино, как и другие вина со сложной технологией приготовления, очень дорого стоят, и вряд ли прокурор подал такое к столу. Тем более я даже не уверена, что тогда эти технологии были. А виноград был точно. Дешевые вина для экономных и непривередливых потребителей - градус есть, и достаточно...

Та что под маской: жаль что нельзя попробовать старые французские вина

Та что под маской: Вот что я нашла вообще винах. «Ода винной бочке. Его называют во Франции “кровью земли” и “даром солнца”. Для потомков галлов вино - живое существо. Так же, как старый москвич или коренной киевлянин гордится своей библиотекой, исконный парижанин или лионец впадает в восторг от погребка с коллекцией вин. От нескольких ростков винограда, завезенных пять тысячелетий назад древнегреческими торговцами в Массилию - античный Марсель, - взяла начало целая цивилизация. И какая! Ведь именно на территории “нежной Франции” сработана первая винная бочка, создана первая винная бутылка, изобретен винтовой пресс. И нигде лучше, чем на родине Вийона и Гюго, нельзя так глубоко понять душу вина. Французы не набожны, но они благодарны Господу Богу хотя бы за то, что от щедрот своих он одарил их радостью виноделия. Только в их стране собрались в идеальном сочетании все четыре компонента, требуемых для получения пьянящего сока земли: высококлассный виноград, плодородная земля, солнечное небо и трудолюбивые люди. Французское вино - не рутинный хмельной напиток, а мощный сколок культуры. Не зря же сказал великий ученый Луи Пастер: “На дне бочки с вином хранится больше высокого духа, чем во всех философских книгах мира”. В зависимости от сорта винограда и способов его обработки образуется целая цветовая гамма вин. Утонченные знатоки предпочитают вина красные. Они - итог длительной ферментации черного или красного винограда. Классические красные вина делают на юго-западе Франции - в районах Медок, Грав, Сент-Эмильон, Помероль... Короче, в окрестностях Бордо. Его по праву считают лидером мирового производства вина: 10% высококачественных вин на Земле выпускаются именно в регионе Аквитании. И три четверти бордоских вин - красные. Они - результат купажа, смешения в разных пропорциях винограда таких сортов, как “мерло”, “каберне фран”, “пти-вердо”, “каберне совиньон”. Каждое винодельческое хозяйство называется шато, что означает замок. Впрочем, в Бордо под шато подразумеваются участок земли с его уникальной, неповторимой почвой и микроклимат, позволяющий наливаться соками винограду. В более чем 3.500 шато изготовляют вина, классифицируемые начиная с середины прошлого века по сложной иерархии марок, по-бордоски - крю. Если же упрощенно, то существуют три уровня крю: “буржуа”, “ремесленническое” и “крестьянское”. Самые дорогие вина - “буржуазные”. Это и понятно: для француза “буржуазное” - синоним высокого качества, надежности и изящного вкуса. Не менее престижные красные вина производятся и в другой винной заповедной зоне - в Бургундии. Она разделена на 1.200 клима - местных аналогов бордоским шато. Только масштабы бургундских винных наделов - не чета аквитанским: если на юго-западе виноградники измеряются десятками гектаров, то в Бургундии - квадратными метрами. Скажем, территория клима Романе-Конти, одного из наиболее именитых в крае, равняется 18.050 метрам в квадрате - не более парижской площади Согласия. И при том, что все бургундские красные вина делают из винограда лишь одного сорта - “пино нуар”, - вино из урожая с одного клима совершенно отлично от вина с соседнего участка. Секрет кроется в почве, которая в Бургундии необычайно разнообразна и богата по своему составу. Первыми ее достоинства научились использовать монахи в средние века, которые к тому же стали выдерживать вино в дубовых бочках, придающих напитку особую вкусовую глубину. Вот почему бордоские вина называют замковыми, а бургундские - монастырскими. И неслучайно, если верить французским братьям во Христе: “Самая короткая дорога в рай - это лестница в винный подвал”. Другой винный заповедник Франции - это долина Луары. Летописцы утверждают, что специальным королевским эдиктом от 1199 года анжуйским винам была назначена цена в 24 стерлинга за бочку, тогда как бордоским - всего 20 стерлингов. Как и Аквитания, этот регион Франции был в ту далекую эпоху доменом английского короля. Вина долины Луары предоставляют потрясающий выбор для сомелье - так называют во Франции специалистов по винам. Красные шампиньи из-под Сомюра и шинон из Турени, родины Франсуа Рабле, розовые анжуйские из винограда “гроло”, “каберне” и “гамэ”, белые монлуи, столь любимые Леонардо да Винчи, и кото дю Лэйон, порой не уступающие по аромату и изысканности букета даже знаменитым бордоским сотернам... Кстати, о сотернах. Существует легенда о том, что в наполеоновскую эпоху один из военачальников “маленького капрала”, отправляясь на завоевание Москвы, обещал своим крестьянам вернуться к сбору винограда. Но вышло иначе: война оказалась затяжной, возвратился в родные пенаты вояка лишь под Рождество. Соседи урожай свой давно уже собрали, а преданные люди генерала не решились ослушаться его приказа и оставили подмороженные, сморщенные гроздья висеть на кустах. Тогда упрямый командир все равно снял виноград и отжал сок. О чудо: вышло сахаристое, ароматное вино! Настоящий нектар, слеза Господня!.. Мне кажется, это лишь очередная байка из разряда тех, которых в любом винном подвале вам расскажут сполна и от души. Ведь поздний сбор винограда давно известен виноделам “нежной Франции”. Взять, к примеру, эльзасский гевюрцтраминер зимнего сбора или “желтые вина” гор Юра, где виноградники не боятся серьезных морозов... Что же касается эльзасских вин - в абсолютном большинстве своем белых, - то лично я предпочитаю их всем остальным. Отдавая должное знатности красных вин Бордо и Бургундии - “Лафит-Ротшильд”, “Латур”, “Марго”, “Шамбертен”, “Кортон”, - тем не менее, покоряю сердце свое винами белыми. Особенно - с четко обозначенным сладковато-фруктовым послевкусием. Таково, наверное, наше пристрастие: что и говорить, сладенькое мы любим!.. Славные вина с отрогов Вогезов отнюдь не десертные, в них нет добавленного свекольного сахара, но в них живет естественный аромат клубники и ванили, корицы и спелой груши... И безусловный король вин Эльзаса - великолепный напиток из винограда “траминер”. Добавка “гевюрц”, прибавляемая к названию этой старинной марки, говорит сама за себя: “гевюрц” на местном диалекте - патуа, близком к баварскому, означает “пряный”. Гевюрцем эльзасцы обычно заканчивают трапезу: если это вино подать на стол раньше остальных, дегустацию других вин можно отложить. Корсика и Овернь, долина Роны и Савойя, Нижняя Бретань и Лазурный Берег... Не говоря уже о Шампани и Божоле! Восемьдесят процентов территории Франции покрыты виноградниками. Даже в Париже на склонах Монмартра собирают осенью кисловатые ягоды, из которых вот уже более тысячи лет делают неплохой кларет. Вино бывает не только красное и белое, но и розовое, желтое и даже серое: гри-де-Туль и шатомейян. А теперь о главном: как хранят французские вина, как подают их на стол и как пьют? Абсолютное большинство вин хранится плохо. С годами вино может приобрести букет, но при этом теряет фруктовый вкус и свежесть. Как говорят специалисты - деревенеет. Прежде всего это касается розовых вин и девяноста процентов белых. Хорошо стареют красные бордоские крю, бургундский поммар, провансальский шатонеф-де-пап, а также некоторые белые вина из Анжу, Турени и Прованса. И не надо думать, будто хорошие вина - только старые. У каждого вина в зависимости от года сбора винограда свой характер, своя натура. Алкогольный градус? На бутылках с лучшими винами его зачастую даже и не пишут. Во Франции любому ясно: доброе вино должно быть не слабее 11 градусов и не крепче 14. Белые и розовые вина, если они молодые, должны подаваться охлажденными в пределах от 6 до 12 градусов тепла. Красные - от 11 до 15. Чем выше класс вина, тем меньше оно должно быть охлаждено. Так, “буржуазные” вина Медока или Сент-Эмильона могут подаваться при 19 градусах. Лучше всего охлаждать вино в ведерке с ледяной водой. Если же вино кладется в холодильник, то нельзя оставлять его там более двух часов. И ни в коем случае непозволительно засовывать бутылку с французским вином в морозильник - это святотатство! Нелишним будет дать вину подышать перед тем, как разливать его по бокалам. От такого, как говорят французы, шамбрирования (от “шамбр” - “комната”) вино только улучшит свой вкус и аромат. Не забудьте во время трапезы поставить на стол и воду: она поможет лучше оттенить достоинства вина, как бы сделает “прокладку” в том случае, если на стол подаются разные вина. Начинать винопитие лучше всего с легких белых или розовых вин, а потом можно переходить на красные, более плотные. Бокал с вином никогда не наполняется до краев - это моветон. Каждому вину соответствует свое блюдо. Например, в знаменитом Гиде вин Луи Жэя предлагаются следующие сочетания: копчености сопровождаются божоле или розовым из Турени, куриный бульон - красным кот-дю-рон, гусиная печень запивается сотерном или гевюрцтраминером... Лучшее вино - верят французы - то, что пьется в подходящий момент и в хорошей компании...

Евгения: Из "Большого кулинарного словаря" Дюма: Владельцы ресторанов — прямые потомки хозяев кабачков и трактирщиков. Во все времена существовали лавочки, в которых подавали напитки, и другие, в которых подавали еду. Те заведения, где можно было выпить, назывались кабачками, а те, где вы могли поесть, называли трактирами или тавернами. Профессия продавца вина — одна из старейших в нашей столице. Буало предоставил им статус с 1264 г., но они объединились в гильдию лишь 300 лет спустя. Тогда их разделили на четыре категории: хозяева гостиниц, кабатчики, трактирщики и продавцы вина в розлив. Торговцы вином в розлив могли продавать вино в розницу, но не имели права держать таверну. В их лавках нельзя было выпить купленные напитки, их следовало уносить с собой. В наружной решетке такой лавки делали окошко, через которое покупатель протягивал пустую посуду и получал ее наполненной. От этого обычая лишь кое-где еще сохранились решетки при входе к торговцам вином. Владельцы кабачков имели право подавать у себя в заведении и напитки, и еду, но им строго-настрого запрещалось наливать вино в бутылки. (В другом переводе данного произведения уточняется: вино следовало наливать в стандартную пинту [стандартная пинта в те времена во Франции равнялась 0, 39 л.] http://supercook.ru/zz350-05.html ).

Стелла: Я не сильна в математике,но ,конечно ,сразу же попыталась перевести на количество стаканов ,выпитых Атосом в Амьене.Что-то у меня получилось подозрительно мало.

LS: Стелла Дык эти "стаканы" добавились к тому, что было употреблено в погребе в течение двух недель. ;)

Стелла: Нет , вы меня не поняли. На его долю пришлось около 50 бутылок.Не разбитых-выпитых. Пусть бутылка -3 стакана. Итого-150 стаканов за 2 недели: это стаканов 10 в день. И вино -не крепленное. Это что-много? Для меня -да. А для такого любителя -это не порция. Или я чего-то не так посчитала?

LS: Стелла David писал, что бутылка тогда была меньше современных. Но даже если и так, 10 стаканов в день, всё равно не мало, учитывая, что организм не успевал очиститься от предыдущей порции алкоголя. И потом, у меня нет уверенности, что Атос позволил бы своему слуге пить вино, в качестве которого хозяин не убедился лично. :))))

Та что под маской: Вспомнилось сразу сцена из французского сериала "Графиня де Монсоро" ,когда Шико подливает Горанфло из бутылок О величине коих мне сразу вспомнились наши отечественные "чебурашки"0,5 , но присмотревшись я поняла что те будут побольше в размере ,

LS: От модератора. Эта тема была продолжена замечательным исследованием Вольера мушкетерской трилогии и трилогии о последних Валуа, которое было выделено в самостоятельную ветку и перенесено в раздел "Диссертации догматические и умозрительные": "Вино в произведениях А.Дюма". Если кому-то захочется заняться разбором других произведений Дюма или поделиться своими соображениями о винах, упоминаемых писателем, можно развивать эту тему. :)

mazarin: Та что под маской пишет: И не надо думать, будто хорошие вина - только старые. У каждого вина в зависимости от года сбора винограда свой характер, своя натура. Алкогольный градус? Н Да уж... Все это конечно, интересно. Недавно вот, по TV-5 показали интересный сюжет из Швейцарии. Собрали несколько известных сомелье и начали дегустацию вин. Как они глазки закатывали, как носиками водили, какие профессиональные движения губками и язычками делали... Ну просто заглядение! А как они потом оценку каждому вину давали... Это просто песня. Тут тебе и нюансы аромата и привкус с послевкусием и как одно вино имеет ярковыраженный клубнично-малиново-вишневый, другое - терпкий абрикосово-ванильный, третье - еще черт знает какой букет. И какое дурацкое выражение лица было у всех этих знатоков, когда им сказали, что это было одно и то-же вино из одной емкости Мне так давно уже сдается, что все это - показушная игра эстетствующих субьектов, которым деньги девать некуда. Вот и изголяются в "нюансах" чтоб пыль в глаза пустить публике и подчеркнуть свою "избранность". Выбор вина - все это дешевый ритуал. Признанное правило игры, в которую просто принято играть в дорогом ресторане. Ну признайтесь, видел ли кто-нибудь из Вас в фильмах или в реальной жизни, чтобы клиент, попробовав предложенного вина, вдруг сказал бы официанту что оно слишком сладкое или кислое для выбранного блюда и просит заменить его другим? Лично я такое наблюдал только в одной из серий про лейтенанта Коломбо (пусть земля ему будет...) и то, только потому что заказчик знал об отравленной бутылке. Лично я ничерта не понимаю во всех этих сухих марочный винах. Кислятина. У меня от них всегда изжога. Из вин я предпочитаю хорошие портвейны.

Та что под маской: Вернусь таки к бутылкам .оказывается изначально они были круглыми как шар=) не уже ли киношники дали маху

Чайна: LS сухой испанский херес - выдающаяся вещь. Но не путать с шерри, который тоже испанского происхождения, но крепче и грубее. Херес – белое испанское вино, вызревающее под пленкой из собственной плесени. Портос (в «Двадцать лет спустя») держал его в своих погребах в Пьерфоне и называл любимым вином Атоса. Известное нам «Шерри» обычно крепленое, но не сладкое, мне кажется, что речь в романе шла не о нем. Херес - жесткий, с отчетливой горечью, светло-соломенного цвета. Что могу сказать? Губа у графа была не дура. Отдаленно почувствовать вкус испанского хереса можно через Массандровский «Херес», не сочтите за рекламу. Всегда думала, что "шерри" это просто английское название хереса. Википедия: "Хéрес, или шéрри (исп. Jerez, фр. Xérès, англ. Sherry) — креплёное вино, производимое в Испании из белого винограда". И статья на русском "Херес" соответствует статье на английском "Sherry".

Вольер: Чайна, в целом Вы правы, спасибо за внимательное чтение. ) У хереса достаточно много разновидностей (даже если судить по "дереву" из вики, хотя есть и другие классификации) и некоторые из них содержат слово "sherry", например "Pedro Ximénez Sherry". Некоторые специалисты (я не специалист!) считают, что "шерри" - это только хересы региона Jerez-Xeres-Sherry, а хересы региона Manzanilla к ним отнести нельзя. Всё это привело к тому, что иногда шерри выделяют как бы в "подвид" хереса, что и вносит некоторую путаницу. Наверное, правильнее действительно считать "шерри" английским названием хереса на данный момент. Как было во времена Дюма – точно неизвестно, каких либо сведений об этом в "Кулинарном словаре" я не нашёл.

Armande: Херес действительно связан названием с городом Херес-де-ла-Фронтера. Там это вино - основа экономики. Огромные склады винодельческих компаний буквально на каждом шагу. У многих английские названия, например ОСБОРН. В зависимости от количества сахара в вине херес различается по вкусу и цвету ( фино - сухой, олоросо - сладкий ). Херес - название чисто региональное, как портвейн, мадейра или арманьяк - общее наименования производимого по определенной технологии вина. Шерри - это на английский манер, производное от Хереса. Есть еще Шерри Бренди - это не вино, а сродни коньяку. Градус соответствующий. Производят в том же регионе.

Стелла: А как вам такое? "Говоря о крепких винах, о хересе никак забыть нельзя.Это вино обидчивое, невнимательности оно не терпит. Если портвейн - это шумный, веселый Портос; мадера - сладенький дамский угодник Арамис; то херес, несомненно - утонченный Атос, с противоречивым характером и запутонной, порой драматической историей. Неудивительно, что именно этот напиток больше остальных любил легендарный граф де Ла Фер." А д'Артаньян - это пахнущее оружейным кремнем анжуйское?

Вольер: Стелла пишет: А д'Артаньян - это пахнущее оружейным кремнем анжуйское? Это не крепкое вино. Если искать д'Артаньяну аналог среди крепких, то это скорее мистель – смесь виноградного сусла и винного спирта, изобретение богатых крестьян и обедневших провинциальных дворян. Им как раз нужно было "покрепше да послащще". Например мистель "Флок де Гасконь", история которого прослеживается аж с XVI века. Это сейчас из него сделали модное дорогое ликерное вино, а раньше такое делали в каждой деревушке.

Стелла: Вольер, вы побуждаете к поискам по винным магазинам. Ликеры мы любим!

Констанс1: Бутылочка ,которая у меня храниться из Региона Высокий Арманьяк,неподалеку о т города Ош в Гаскони,там где стоит памятник Д Артаньяну Имение до сих пор принадлежит потомкам графа де Роклор, помните, который по пьесе, которую я имела честь переводить ,получил этот титул от короля, за то что его супруга родила двойню через 5 месяцев после свадьбы, спешно устроенной королем Луи14. Это и есть арманьяк, один из самых дорогих и известных в регионе.Имением владеет семья графов де Роклор. Экскурсию по нему вела внучка тогда еще здравствующей около 90-летней графини де Роклор.Мы видели и плантации винограда и бочки из лимузенского дуба, в которых зреет арманьяк,разница с коньячными бочками только в том, что бочки изготавливаются из более молодых дубов. Ездила я летом 2015 года.

Стелла: Констанс1 , так Арманьяки продали свои виноградники пару лет назад. Видимо, у тебя уже реликвия - одна из последних бутылок, им принадлежавших. Мы года полтора назад заказали бутылочку Арманьяка тоже, только я не глянула, из какой области она поступила. Кстати, предыдущая бутылка была лучше.

anemonic: Попалась небольшая заметка. Забавные факты о вине. Александр Дюма, вполне заслуженно, является классиком французской кухни. Его “Большой кулинарный словарь” до сих пор является энциклопедией самой знаменитой кухни мира. Именно поэтому, вдвойне интересны его высказывания о самом пафосном французском продукте - вине. Современные ценители и виноделы эти высказывания восприняли, скорее, как кощунство, так как они совсем идут вразрез с современными понятиями о вине. В наше время, понятие вина обросло огромным количеством условностей, а само вино стало настолько разрекламированным, что складывается впечатление, что в бутылку наливают небесную амброзию, а не продукт брожения виноградного сока. Описания вина страдают такой высокопарностью, что иногда кажется, что эти тексты пишет больной поэт-шизофреник. Гомер отдыхает. А в каком-нибудь мишленовском ресторане, простая процедура открытия бутылки хорошего вина уже похожа на ритуальные шаманские танцы. Даже изобретен и активно рекламируется электронный декантер, который в короткие сроки насыщает вино кислородом . Не ждать же клиентам два часа, чтобы насладится отдохнувшим вином? Понятно, что большинство этих ритуалов придумали и популяризируют продавцы вина. Им просто надо поднять продукт на недосягаемые высоты, и тогда спокойно продавать его за необоснованные и немыслимые цены. Продавцы специально раздувают восторженное отношение к вину, как к продукту супер элитному. Как же относился классик к этому благородному напитку? Довольно цинично, на взгляд современных ценителей вина. Например, при возникновении проблем с вином, таких как прокисание, прогорклость, затхлость, он рекомендует просто добавлять в вино несколько бутылок водки. И вообще, в то время довольно часто вино подвергалось множеству процедур, которые были больше похожи на производство какого-нибудь клея, чем благородного напитка. И добавление водки это самый безобидный способ исправления проблем с вином. Современного ценителя вина от таких советов сразу хватит удар. Но Дюма поддерживал вполне практичное отношение к производству и хранению вина. Главное результат! Не выливать же хороший продукт в Сену? Сначала стоит попробовать его исправить! Но, тем не менее, он очень любил вино, и как истинный гурман, хорошо разбирался в нем. В своем словаре Дюма приводит обширный список различных вин, которые, на его взгляд должны стоять в погребе приличного человека. “Хорошо есть и хорошо пить - это два искусства, которыми овладевают не сразу”. Эта фраза великого писателя отлично объясняет его отношение к вину и еде.



полная версия страницы