Форум » Общий форум по Дюма » Биография Александра Дюма » Ответить

Биография Александра Дюма

LS: [more]Вчера исполнилось ровно пять лет с тех пор, как я являюсь участником форума Дюмания. Так как поляну накрыть не могу, отмечаю эту круглую дату вот таким способом. Если вы будете цитировать или использовать эту статью, пожалуйста, ссылайтесь на Дюманию.[/more] Александр Дюма 24.07.1802 - 5.12.1870 Александр Дюма родился 24 июля в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре. Генерал Дюма был сыном от внебрачной связи плантатора на Гаити (Сан-Доминго) и хорошенькой чернокожей рабыни, исполнявшей обязанности экономки в доме. Ее звали Мария из дома, La Marie du mas. Плантатор, маркиз де ла Пайетри, возвращаясь во Францию, продал новому хозяину вместе с остальными рабами всех четверых детей от этой связи, оставив за собой, в качестве отцовского знака, право выкупа первенца через пять лет. Стареющий одинокий маркиз через несколько лет выкупил первенца и выписал его во Францию. Об остальных детях ничего не известно. Судя по всему, дядя и две тетки Александра Дюма окончили свои дни обычными рабами на Гаити. Во Франции Тома-Александр был усыновлен отцом-маркизом и вел аристократическую жизнь, но после ссоры с отцом поступил в армию простым солдатом под именем матери - Дюма. Военный талант, отчаянная храбрость, необыкновенная сила и везение превратили его, как и многих других в эпоху наполеоновских войн, в генерала. В перерывах между сражениями и подвигами он познакомился и, позднее, в 1792 году, женился на дочери трактирщика Мари-Луизе Лабуре, жившей вместе с родителями в Вилле-Котре. Александр Дюма был третьим ребенком в семье и родился накануне отставки отца. Карьера генерала Дюма пошла на спад после египетского похода Наполеона. Обозначились противоречия с императором, сказались старые раны и взрывной прямолинейный характер генерала. Он вышел в отставку инвалидом и практически нищим и поселился вместе с семьей в Вилле-Котре. Генерал умер в 1806 году, когда сыну было три с половиной года. Мать постаралась сохранить память об отце, и его черты будут встречаться у многих героев Дюма. После смерти генерала его семья осталась без средств, так как пенсии добиться не удалось. Мать понемногу занималась табачной торговлей. Хорошего систематического образования Дюма не получил, от учебы в семинарии он наотрез отказался и не слишком прилежно посещал коллеж аббата Грегуара. Небольшой заработок приносила работа писцом у нотариуса, но при любой возможности Дюма старался сбежать в лес – он страстно увлекался охотой. Во время поездки с друзьями в соседний Суассон Дюма впервые попал в театр. Это был «Гамлет» в переложении, которые в те времена были распространены, гораздо больше, чем пьесы-первоисточники. С тех пор Дюма «заболевает» театром, играет крошечные роли в спектаклях бродячего театра, заехавшего в его родной город, и даже организовывает свой театр в Вилле-Котре вместе с одним из своих друзей Адольфом де Лёвеном, на пару с которым они начали сочинять собственные пьесы. В основном это патриотические водевили. В 1820 г. де Лёвен познакомил Дюма с «Айвенго» Вальтера Скотта. Роман произвел на него огромное впечатление, он переделал его в драму и отправился в Париж, чтоб пристроить ее в какой-нибудь театр. Деньги на это первое путешествие Дюма заработал, настреляв дичи и продав ее по дороге в трактирах. За три дня, проведенных в Париже, Дюма удалось увидеть несколько спектаклей и даже познакомиться с известным трагиком Тальма. В 1823 году Дюма окончательно перебрался в Париж, где благодаря старым соратникам его отца и великолепному почерку ему удалось получить место переписчика в канцелярии герцога Орлеанского, будущего короля Луи-Филиппа. Его начальник Лассань был большим любителем книг и он определил для Дюма, страдавшего от недостатка образования, круг чтения – драматургия, роман, поэзия, история. Постепенно Дюма завел знакомства в театральном и литературном мире, все свободные вечера он проводил в театрах. 27 июля 1824 года белошвейка Мари-Катрин-Лаура Лабе родила ему сына, которого назвали Александром и который известен как писатель и драматург Дюма-сын. Отец признал его только через 7 лет – он не собирался обременять себя семьей до тех пор, пока не достигнет успеха и богатства. 22 сентября 1825 года в театре Амбигю-Комик состоялась премьера комедии «Любовь и охота», созданной Дюма в соавторстве с Адольфом де Лёвеном и Джемсом Руссо – популярным тогда автором. Дюма подписался именем Дави, так как его театральные пристрастия могли повредить на официальной службе, обеспечивающей его и мать. А в мае 1826 года отдельной книгой были изданы три новеллы – «Лоретта», «Мария» и «Бланш из Больё, или Вандеенка». В одном из персонажей последней угадывается его отец. А книгу он посвятил – матери. В это же время Дюма продолжал заниматься своим драматургическим образованием. Он тщательно изучал, «препарируя», по его собственному выражению, пьесы Шекспира, Мольера, Корнеля, Кальдерона, Гёте, Шиллера, чтоб постичь секреты великих. 10 февраля 1829 года в Комеди-Франсез с грандиозным успехом прошла премьера его исторической драмы «Генрих III и его двор». С начала 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании новой литературы, отвечавшей духовным запросам XIX века. Французский романтизм родился как отрицание предшествовавшего ему классицизма и как оппозиция передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации Бурбонов. 30-е годы называют апогеем французского романтизма, отчасти подготовившего Июльскую революцию 1830 года и перерабатывавшего потом ее итоги. В те годы завязалась дружба Дюма с писателями и поэтами-романтиками – с Виктором Гюго, Альфредом де Виньи, Жераром де Нервалем, Жорж Санд. К этому времени творческие принципы Дюма уже сложились. Он органично воспринял художественную систему романтизма с его культом природы, стихии, чувств и естественного в человеке. В центре этой художественной системы находится личность, а ее главный конфликт – личности и общества. Интерес к разным историческим эпохам и их своеобразию стал одной из характерных черт художественной системы романтизма, так как в XIX веке в Европе завершался процесс формирования национальных государств, и общество черпало идеологические основы новой реальности в своем прошлом, заново открывая и переосмысливая собственную историю. Это привело к возникновению жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт. Романтики подробно и точно воспроизводили исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но характеры романтических героев находились вне истории и были, как правило, выше обстоятельств и не зависели от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, Дюма разделял во многом взгляды известного французского историка Огюстена Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны. В июле 1830 года во Франции в результате Июльской революции Карла Х на престоле сменил герцог Орлеанский, ставший королем Луи-Филиппом. Александр Дюма принимал активное участие в революционных событиях, помогал генералу Лафайету и добыл в Суассоне полторы тысячи тонн пороха для восставших парижан и вступил в Национальную гвардию. 3 мая 1831 года на сцене была поставлена драма «Антони», и за ней еще несколько пьес: «Ричард Дарлингтон», «Карл VII», «Нельская башня», «Муж вдовы». Дюма разрабатывал сразу несколько жанров – исторические и современные драмы, комедии. Каждая новая постановка приносила успех, и довольно скоро он стал знаменит. В 1832 году в Париже снова неспокойно, республиканцы сталкиваются с роялистами. Дюма возглавлял траурную колонну во время похорон генерала Ламарка. Это шествие послужило началом революционного восстания, когда полиция стала разгонять толпу. Через несколько дней оно было жестоко подавлено, и Дюма отправился в Швейцарию. Там он прожил несколько месяцев, путешествуя по стране подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция», собирая материалы для новых рассказов, очерков, романов и пьес. Плодотворным оказалось и путешествие по югу Франции и Италии в 1834 году. Очерки «Юг Франции» регулярно печатались в парижских газетах. В 30-х годах у Дюма возник замысел создать цикл романов, отражающих историю Франции c XV века. Начало было положено романом «Изабелла Баварская» (1836 г.). Дюма отличался огромной работоспособностью. Он писал по 10-12 часов в день, был способен сочинять несколько произведений одновременно и обладал феноменальной памятью. Однажды за ночь он сумел полностью восстановить текст пьесы, потерянной накануне. Дюма дал вторую жизнь жанру путевых заметок, его называют изобретателем романа-фельетона (т.е. романа с продолжением) и родоначальником детективного жанра. Замыслы своих произведений он вынашивал подолгу и использовал в них все - свой собственный опыт и переживания, наблюдения, работы историков, мемуары, газетные статьи, рассказы случайных попутчиков, услышанные легенды и сказки. Часто Дюма работал с помощниками, но иногда и сам выступал в этой роли. Многие его произведения были созданы в соавторстве и имя автора, под которым печаталось произведение, обычно зависело от того, чье имя должно было принести наибольший гонорар. Известны случаи, когда Дюма отказывался ставить свою подпись под пьесами, которые считал слабыми. В 1840 году Дюма женился на актрисе Иде Ферье и подписал брачный контракт, который разорил его впоследствии при разводе в 1847 году. В 1842 году во время поездки в Италию он побывал на острове Пьяноза. Увидев красивую скалу в открытом море, Дюма пообещал спутникам написать роман с таким же, как у скалы, названием – Монте-Кристо. Середина 40-х годов – это расцвет гения Дюма. В течение 1844 года в нескольких газетах печатаются «Три мушкетера» («Le Siecle»), «Дочь регента» («Le Commerce»), «Граф Монте-Кристо» («Journal des Debats»), «Королева Марго» («La Presse»). В 1845 выходят «Графиня де Монсоро» («Constitutionnel»), «Габриэль Ламбер», «Братья-корсиканцы», «Двадцать лет спустя», «Война женщин», «Шевалье де Мезон Руж». Подавляющее большинство этих произведений и среди них главные романы Дюма созданы в соавторстве с Огюстом-Жюлем Маке, литератором и профессиональным историком. По взаимной договоренности имя Маке не упоминалось в качестве соавтора, однако Маке получал причитающуюся ему часть гонорара. Маке часто подбирал для Дюма исторические материалы к будущим произведениям, разрабатывал сюжетные линии и некоторые эпизоды. После нападок Мирекура в прессе Маке письменно подтвердил отказ от своих прав на авторство и выполнение обязательств Дюма перед ним. В последующие годы Дюма предпринимает несколько путешествий – по Испании и Северной Африке. Итогом этих поездок стали большие очерки о путевых впечатлениях с погружением в историю, традиции и современную жизнь увиденных им стран. Дюма считал одной из важнейших задач литературы – просвещение. В театре он видел прекрасное средство для решения этой задачи. Ему удалось получить государственную «привилегию» и создать театр, в котором планировалось знакомить зрителей с историей, играя только исторические пьесы, в том числе инсценировки его романов. В 1848 г. Исторический театр был открыт. В начале дело приносило хорошую прибыль, но в 1851 г. театр закрылся из-за финансовых проблем. Преследуемый кредиторами Дюма прожил несколько лет в Бельгии. Тогда же он начал писать свои мемуары, печатавшиеся в издаваемой им газете «Мушкетер». Два года (1858 и 1859) Дюма провел в России. Он побывал в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Царицине, в Калмыкии, на Кавказе, в Грузии. Со многими русскими писателями французы познакомились благодаря Дюма, который впервые перевел на французский язык (с подстрочника) Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Путевые впечатления и переводы выходили в газете «Монте-Кристо», издававшейся после закрытия газеты «Мушкетер». В начале 60-х годов Дюма активно участвовал в освободительном движении в Италии и помогал гарибальдийцам. В конце 60-х Дюма начинают одолевать болезни. Близко к сердцу он принимает поражения Франции в войне с Пруссией. После известий о капитуляции Наполеона III в Седане его поразил паралич. Совершенно больного Дюма привезли в местечко Пюи, на виллу сына. Умер Александр Дюма 5 декабря 1870 года, по всей видимости, от диабета. Его похоронили, как он и просил, в Вилле-Котре, рядом с могилами отца и матери. В 2002 году его прах торжественно перезахоронили в парижском Пантеоне. Современные исследователи относят к перу Дюма около 650 произведений. В них отражена история Франции на протяжении пяти с половиной столетий. Использованная литература: Д.Циммерман. «Александр Дюма Великий» Н. Яровикова «Романтизм»

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

ирина: LS пишет: Помните разговор мушкетеров о призраках? Не помню. Но что отец во всех его благородных героях, это я, разбирая биографию отца, поняла. Там не только Портос, это очень прямолинейно. Ну физическая сила, ну честность. Но ведь все гораздо глубже. И сложней. Сам отец очень сложный, интеллектуальный и трагичный. Например, тема клейма. Клеймо было. У бабушки. Всех рабов в первом поколении клеймили. Даже если она рабыня во втором поколении, так его отцу клеймо угрожало. При помещении в негритянский дом после смерти матери и разорении отца. А это навсегда закрыло бы дорогу в социальное общество. Ну и вобще аристократ с клеймом рабского происхождения. Или сломаная шпага. Была. Отказавшись стрелять в повстанцев Вандеи, гражданское население, его отец сломал перед Наполеоном шпагу. Или о бунте против Наполеона, " отец ,возможно, совершил ошибку". Это бездна, в которую чем пристальней смотришь, тем пристальней она в тебя смотрит. Так что это было? Неужели правда он в момент смерти отца его увидел? И отец правда незримо присутствовал в его жизни?

Nataly: LS пишет: Вернее, у самого Дюма однозначный ответ не нашелся. Помните разговор мушкетеров о призраках? А помните видение Атоса?

Стелла: А помните видение Атоса?- пишет Nataly . Такой силы видение - это , скорее всего редкость. Но у нас в семье предание, которое сбывается уже три поколения: если кому -то из нас снится умерший родитель, который зовет с собой- пора подводить итог и готовиться. Видение Атоса, это, по- сути, сеанс телепатии. Дюма увлекался такими вещами: у него полно таких эпизодов; одни видения Андрэ чего стоят!


Кассандра: Стелла пишет: сеанс телепатии Скорее, проявление дара ясновидения. (М-да... Каких только даров у Атоса не было). Ведь он же не мысли эмоции сына воспринял, а увидел, что произошло. Жаль, граф раньше этой способностью не пользовался, может, не дошло бы дело до Африки-то.

Стелла: Кассандра , так никто ему такого потрясения , связанного с сыном и друзьями раньше не устроил. Один сынуля любящий и сподобился, как дорос.

ирина: Но ведь Атосу к моменту смерти сына лет 58-61 , у него могут быть эмоциональные образы, воображение. Ведь он знал о намерениях сына, так что его предчувствия и видения основаны на информированности. Но ведь Дюма к моменту смерти отца всего три с половиной года! Он крошка. Информации о том, что папа умирает у него нет, взрослые старались скрыть, чтобы не травмировать ребенка. Вспомните, тетя его именно поэтому к себе забрала. А он чувствовал. И в момент смерти стук слышала тетя, взрослый человек. Конечно близкая родственница, конечно сочувствовала, но не могло у неё быть такой эмоциональной подсознательной связи как у отца с сыном. Да ведь дитятко и не поняло, что папа умер. Ведь спрашивал у мамы : " Мама, а где мой папа?". И потом помните, как он с ружьем поднимался на чердак. " Убью бога! Зачем он моего папу забрал!" Это какой же силы горе. ( Моя мама плачет: " Да моя ты деточка!") И потом, ну в конце концов, Атос это литературный образ. А Дюма живой человек и это биографический факт. Тем более удивительный, что видел трехлетний ребенок, у которого нет ни информации, ни воображаемых образов. А слышала взрослая родственница, человек, надо полагать, в трезвом уме и памяти. Это какой же силы была эмоциональная связь с отцом, как он его любил.

Стелла: Атосу на момент смерти было 62- Дюма это пишет и это совпадает со всеми расчетами. А все эти случаи только и держатся на эмоциональной связи. У детей она, видимо, особенно сильна. А что происходит на стыке миров- телесного и духовного, мы можем только строить предположения. Лет 20-25 назад привелось мне по телевизору , в какой-то научно- популярной передаче услышать историю, невероятно похожую на историю с видением Атоса. Я тогда не была в курсе медицинских познаний Дюма, но меня это потрясло то, что Дюма это не выдумал: такое реально. Моруа я читала один раз до того и за много лет до передачи. Так что : было и мне откровение.

ирина: Да бог с ним, с Атосом. Я о Дюма. Ну так , эмоциональная связь. Ребенок любил отца, отец сына. Мог ребенок почувствовать, что отец умирает. Тем более умирал в сознании, о маленьком сыне, понятно, думал. Так. А как тетя стук в дверь услышала? Не услышала, не открыла бы. Ей какая телепатия и эмоциональная связь? Ведь стук в дверь явление физическое. Нет , тут что-то сложное. " Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Ну вот с точки зрения логики. Допустим, телепатическая связь. Но стучать то зачем? Что стоит привидению или образу пройти через стену. Нет стук, открытая дверь, " Папа, прощай!". Чтобы у явления был взрослая и трезвая свидетельница. Чтобы точно знали, дитя с горя не бредит. Приходил папа прощаться.

LS: Помните разговор мушкетеров о призраках? " - Этот человек, должно быть, сущий дьявол. Он исчез, как тень, как призрак, как привидение! - Вы верите в привидения? - спросил Атос Портоса. - Я верю только тому, что видел, и так как я никогда не видел привидений, то не верю в них, - ответил Портос. - Библия, - произнес Арамис, - велит нам верить в них: тень Самуила являлась Саулу, и это догмат веры." ("Три мушкетера", ч. I, гл."Характер д'Артаньяна вырисовывается.") ирина пишет: Информации о том, что папа умирает у него нет, взрослые старались скрыть, чтобы не травмировать ребенка. Поведение отца менялось и это мог понять даже такой малыш: прежде всего, генерал становился всё более резок и раздражителен с окружающими. Циммерман пишет, что только маленький сын не вызывал у него негативных реакций. Откуда Циммерман это узнал? Я думаю, из мемуаров самого писателя. Значит, малыш это запомнил. Еще одно изменение, которое не могло пройти незамеченным: генерал постепенно слабел (анемия, ведь?) И ребенок тоже не мог этого не заметить. А главное, он не мог не заметить, что взрослые члены семьи к чему-то готовились, как обычно готовятся в семье к смерти близкого человека, который постепенно угасает. И когда начались нечто необычное - тетка забрала к себе - пошли соответственные реакции. Нет? Атос это литературный образ. А Дюма живой человек и это биографический факт. Любой литературный образ - это отражение внутреннего мира его создателя. Тем более - Атос, с его орденами... с орденами, не полученными генералом Дюма. Хотя лично я не разделяю мнение, что призрак отца приходил РЕАЛЬНО (а не в воображении мальчика, ставшего позднее гениальным писателем).

ирина: LS пишет: Любой литературный образ - это отражение внутреннего мира его создателя. Тем более - Атос, с его орденами... с орденами, не полученными генералом Дюма. Так Атос литературная проекция образа отца? Значит " полубог" это отец? По поводу приходил ли призрак отца реально, или в воображении мальчика. Да, смерть отца была ожидаема. Ребенок вполне мог чувствовать, что в семье что-то происходит. И вполне возможно, что в дверь стучал зимний ветер. Но вот совпал по времени момент смерти отца и чувство сына, что папа пришел прощаться. Во всяком случае это сильная подсознательная связь. Или телепатическая связь.

david: Сегодня - годовщина смерти Дюма... 142 года.... Четыре поколения.... И все читают Дюма!

Стелла: И - экранизируют!

david: Благодаря любезности дирекции Музея Дюма в Вилле-Коттре мы имеем копию генеалогического дерева А.Дюма

Меланхолия: Атос, вот что я нашел сегодня в комнате на столе. Как оно туда попало, черт его знает! А вот что я нашла сегодня на Ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=an1T_e9xXEI http://www.youtube.com/watch?v=XuNvgjm-FdE http://www.youtube.com/watch?v=BFT6IIac5oc Никаких пояснений писать не буду. Для усиления эффекта такое лучше смотреть неподготовленным.

Стелла: Очередной бред. Без комментариев.

Марго: Вот это фантазия у людей! Я просто поражаюсь!

Konstancia: Да уж, напридумывали...

Keller: Идиотов богато...

Вольер: Фамилия генерала Дюма Дави де Ла Пайетри на Триумфальной арке в Париже (шестой сверху во втором столбце слева): Прошу прощения за пятнышки, снег шёл. )

Armande: Небольшой материал под названием Династия Дюма на сайте Дилетант-медиа.

Стелла: Armande , а где искать конкретно. У меня ссылка не открылась, я ее в поисковик загнала, а он выдал массу ссылок.

Armande: Стелла, попробуйте так. http://diletant.media/articles/32312712/. Или ссылка на сам сайт http://diletant.media/. У меня все ссылки работают - проверяла.

Стелла: Вот теперь - получилось. Спасибо.

Стелла: Armande , а знаете, статья эта мне показалась больше похожей на аннотации, которыми теперь снабжают книжки в твердых переплетах. Это, действительно, для тех , кто впервые взялся читать Дюма. И - очень как-то в духе соцреализма. А вот портрет молодого Дюма великолепен. И я впервые подумала - добавить ему усы и эспаньолку, длинные волосы, широкополую шляпу с плюмажем и кружева воротника - и эта румяная физиономия станет лицом Портоса!

Armande: статья эта мне показалась больше похожей на аннотации, которыми теперь снабжают книжки в твердых переплетах. Это, действительно, для тех , кто впервые взялся читать Дюма. Да, совершенно согласна. Дилетант он и есть дилетант. Ссылку эту дала больше для коллекции. И фотографии любопытные.

LS: Сегодня - день смерти Дюма. Спасибо, что он был!

Констанс1: Да будет светла его память! Спасибо папаша Дюма!

Armande: Нам в почтовый ящик бросают районную газету. В сегодняшнем номере обнаружила вот такую заметку По Марьиной роще плыли гондолы: Александра Дюма с помпой чествовали в садах на Новосущёвской



полная версия страницы