Форум » Общий форум по Дюма » Биография Александра Дюма » Ответить

Биография Александра Дюма

LS: [more]Вчера исполнилось ровно пять лет с тех пор, как я являюсь участником форума Дюмания. Так как поляну накрыть не могу, отмечаю эту круглую дату вот таким способом. Если вы будете цитировать или использовать эту статью, пожалуйста, ссылайтесь на Дюманию.[/more] Александр Дюма 24.07.1802 - 5.12.1870 Александр Дюма родился 24 июля в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре. Генерал Дюма был сыном от внебрачной связи плантатора на Гаити (Сан-Доминго) и хорошенькой чернокожей рабыни, исполнявшей обязанности экономки в доме. Ее звали Мария из дома, La Marie du mas. Плантатор, маркиз де ла Пайетри, возвращаясь во Францию, продал новому хозяину вместе с остальными рабами всех четверых детей от этой связи, оставив за собой, в качестве отцовского знака, право выкупа первенца через пять лет. Стареющий одинокий маркиз через несколько лет выкупил первенца и выписал его во Францию. Об остальных детях ничего не известно. Судя по всему, дядя и две тетки Александра Дюма окончили свои дни обычными рабами на Гаити. Во Франции Тома-Александр был усыновлен отцом-маркизом и вел аристократическую жизнь, но после ссоры с отцом поступил в армию простым солдатом под именем матери - Дюма. Военный талант, отчаянная храбрость, необыкновенная сила и везение превратили его, как и многих других в эпоху наполеоновских войн, в генерала. В перерывах между сражениями и подвигами он познакомился и, позднее, в 1792 году, женился на дочери трактирщика Мари-Луизе Лабуре, жившей вместе с родителями в Вилле-Котре. Александр Дюма был третьим ребенком в семье и родился накануне отставки отца. Карьера генерала Дюма пошла на спад после египетского похода Наполеона. Обозначились противоречия с императором, сказались старые раны и взрывной прямолинейный характер генерала. Он вышел в отставку инвалидом и практически нищим и поселился вместе с семьей в Вилле-Котре. Генерал умер в 1806 году, когда сыну было три с половиной года. Мать постаралась сохранить память об отце, и его черты будут встречаться у многих героев Дюма. После смерти генерала его семья осталась без средств, так как пенсии добиться не удалось. Мать понемногу занималась табачной торговлей. Хорошего систематического образования Дюма не получил, от учебы в семинарии он наотрез отказался и не слишком прилежно посещал коллеж аббата Грегуара. Небольшой заработок приносила работа писцом у нотариуса, но при любой возможности Дюма старался сбежать в лес – он страстно увлекался охотой. Во время поездки с друзьями в соседний Суассон Дюма впервые попал в театр. Это был «Гамлет» в переложении, которые в те времена были распространены, гораздо больше, чем пьесы-первоисточники. С тех пор Дюма «заболевает» театром, играет крошечные роли в спектаклях бродячего театра, заехавшего в его родной город, и даже организовывает свой театр в Вилле-Котре вместе с одним из своих друзей Адольфом де Лёвеном, на пару с которым они начали сочинять собственные пьесы. В основном это патриотические водевили. В 1820 г. де Лёвен познакомил Дюма с «Айвенго» Вальтера Скотта. Роман произвел на него огромное впечатление, он переделал его в драму и отправился в Париж, чтоб пристроить ее в какой-нибудь театр. Деньги на это первое путешествие Дюма заработал, настреляв дичи и продав ее по дороге в трактирах. За три дня, проведенных в Париже, Дюма удалось увидеть несколько спектаклей и даже познакомиться с известным трагиком Тальма. В 1823 году Дюма окончательно перебрался в Париж, где благодаря старым соратникам его отца и великолепному почерку ему удалось получить место переписчика в канцелярии герцога Орлеанского, будущего короля Луи-Филиппа. Его начальник Лассань был большим любителем книг и он определил для Дюма, страдавшего от недостатка образования, круг чтения – драматургия, роман, поэзия, история. Постепенно Дюма завел знакомства в театральном и литературном мире, все свободные вечера он проводил в театрах. 27 июля 1824 года белошвейка Мари-Катрин-Лаура Лабе родила ему сына, которого назвали Александром и который известен как писатель и драматург Дюма-сын. Отец признал его только через 7 лет – он не собирался обременять себя семьей до тех пор, пока не достигнет успеха и богатства. 22 сентября 1825 года в театре Амбигю-Комик состоялась премьера комедии «Любовь и охота», созданной Дюма в соавторстве с Адольфом де Лёвеном и Джемсом Руссо – популярным тогда автором. Дюма подписался именем Дави, так как его театральные пристрастия могли повредить на официальной службе, обеспечивающей его и мать. А в мае 1826 года отдельной книгой были изданы три новеллы – «Лоретта», «Мария» и «Бланш из Больё, или Вандеенка». В одном из персонажей последней угадывается его отец. А книгу он посвятил – матери. В это же время Дюма продолжал заниматься своим драматургическим образованием. Он тщательно изучал, «препарируя», по его собственному выражению, пьесы Шекспира, Мольера, Корнеля, Кальдерона, Гёте, Шиллера, чтоб постичь секреты великих. 10 февраля 1829 года в Комеди-Франсез с грандиозным успехом прошла премьера его исторической драмы «Генрих III и его двор». С начала 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании новой литературы, отвечавшей духовным запросам XIX века. Французский романтизм родился как отрицание предшествовавшего ему классицизма и как оппозиция передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации Бурбонов. 30-е годы называют апогеем французского романтизма, отчасти подготовившего Июльскую революцию 1830 года и перерабатывавшего потом ее итоги. В те годы завязалась дружба Дюма с писателями и поэтами-романтиками – с Виктором Гюго, Альфредом де Виньи, Жераром де Нервалем, Жорж Санд. К этому времени творческие принципы Дюма уже сложились. Он органично воспринял художественную систему романтизма с его культом природы, стихии, чувств и естественного в человеке. В центре этой художественной системы находится личность, а ее главный конфликт – личности и общества. Интерес к разным историческим эпохам и их своеобразию стал одной из характерных черт художественной системы романтизма, так как в XIX веке в Европе завершался процесс формирования национальных государств, и общество черпало идеологические основы новой реальности в своем прошлом, заново открывая и переосмысливая собственную историю. Это привело к возникновению жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт. Романтики подробно и точно воспроизводили исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но характеры романтических героев находились вне истории и были, как правило, выше обстоятельств и не зависели от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, Дюма разделял во многом взгляды известного французского историка Огюстена Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны. В июле 1830 года во Франции в результате Июльской революции Карла Х на престоле сменил герцог Орлеанский, ставший королем Луи-Филиппом. Александр Дюма принимал активное участие в революционных событиях, помогал генералу Лафайету и добыл в Суассоне полторы тысячи тонн пороха для восставших парижан и вступил в Национальную гвардию. 3 мая 1831 года на сцене была поставлена драма «Антони», и за ней еще несколько пьес: «Ричард Дарлингтон», «Карл VII», «Нельская башня», «Муж вдовы». Дюма разрабатывал сразу несколько жанров – исторические и современные драмы, комедии. Каждая новая постановка приносила успех, и довольно скоро он стал знаменит. В 1832 году в Париже снова неспокойно, республиканцы сталкиваются с роялистами. Дюма возглавлял траурную колонну во время похорон генерала Ламарка. Это шествие послужило началом революционного восстания, когда полиция стала разгонять толпу. Через несколько дней оно было жестоко подавлено, и Дюма отправился в Швейцарию. Там он прожил несколько месяцев, путешествуя по стране подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция», собирая материалы для новых рассказов, очерков, романов и пьес. Плодотворным оказалось и путешествие по югу Франции и Италии в 1834 году. Очерки «Юг Франции» регулярно печатались в парижских газетах. В 30-х годах у Дюма возник замысел создать цикл романов, отражающих историю Франции c XV века. Начало было положено романом «Изабелла Баварская» (1836 г.). Дюма отличался огромной работоспособностью. Он писал по 10-12 часов в день, был способен сочинять несколько произведений одновременно и обладал феноменальной памятью. Однажды за ночь он сумел полностью восстановить текст пьесы, потерянной накануне. Дюма дал вторую жизнь жанру путевых заметок, его называют изобретателем романа-фельетона (т.е. романа с продолжением) и родоначальником детективного жанра. Замыслы своих произведений он вынашивал подолгу и использовал в них все - свой собственный опыт и переживания, наблюдения, работы историков, мемуары, газетные статьи, рассказы случайных попутчиков, услышанные легенды и сказки. Часто Дюма работал с помощниками, но иногда и сам выступал в этой роли. Многие его произведения были созданы в соавторстве и имя автора, под которым печаталось произведение, обычно зависело от того, чье имя должно было принести наибольший гонорар. Известны случаи, когда Дюма отказывался ставить свою подпись под пьесами, которые считал слабыми. В 1840 году Дюма женился на актрисе Иде Ферье и подписал брачный контракт, который разорил его впоследствии при разводе в 1847 году. В 1842 году во время поездки в Италию он побывал на острове Пьяноза. Увидев красивую скалу в открытом море, Дюма пообещал спутникам написать роман с таким же, как у скалы, названием – Монте-Кристо. Середина 40-х годов – это расцвет гения Дюма. В течение 1844 года в нескольких газетах печатаются «Три мушкетера» («Le Siecle»), «Дочь регента» («Le Commerce»), «Граф Монте-Кристо» («Journal des Debats»), «Королева Марго» («La Presse»). В 1845 выходят «Графиня де Монсоро» («Constitutionnel»), «Габриэль Ламбер», «Братья-корсиканцы», «Двадцать лет спустя», «Война женщин», «Шевалье де Мезон Руж». Подавляющее большинство этих произведений и среди них главные романы Дюма созданы в соавторстве с Огюстом-Жюлем Маке, литератором и профессиональным историком. По взаимной договоренности имя Маке не упоминалось в качестве соавтора, однако Маке получал причитающуюся ему часть гонорара. Маке часто подбирал для Дюма исторические материалы к будущим произведениям, разрабатывал сюжетные линии и некоторые эпизоды. После нападок Мирекура в прессе Маке письменно подтвердил отказ от своих прав на авторство и выполнение обязательств Дюма перед ним. В последующие годы Дюма предпринимает несколько путешествий – по Испании и Северной Африке. Итогом этих поездок стали большие очерки о путевых впечатлениях с погружением в историю, традиции и современную жизнь увиденных им стран. Дюма считал одной из важнейших задач литературы – просвещение. В театре он видел прекрасное средство для решения этой задачи. Ему удалось получить государственную «привилегию» и создать театр, в котором планировалось знакомить зрителей с историей, играя только исторические пьесы, в том числе инсценировки его романов. В 1848 г. Исторический театр был открыт. В начале дело приносило хорошую прибыль, но в 1851 г. театр закрылся из-за финансовых проблем. Преследуемый кредиторами Дюма прожил несколько лет в Бельгии. Тогда же он начал писать свои мемуары, печатавшиеся в издаваемой им газете «Мушкетер». Два года (1858 и 1859) Дюма провел в России. Он побывал в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Царицине, в Калмыкии, на Кавказе, в Грузии. Со многими русскими писателями французы познакомились благодаря Дюма, который впервые перевел на французский язык (с подстрочника) Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Путевые впечатления и переводы выходили в газете «Монте-Кристо», издававшейся после закрытия газеты «Мушкетер». В начале 60-х годов Дюма активно участвовал в освободительном движении в Италии и помогал гарибальдийцам. В конце 60-х Дюма начинают одолевать болезни. Близко к сердцу он принимает поражения Франции в войне с Пруссией. После известий о капитуляции Наполеона III в Седане его поразил паралич. Совершенно больного Дюма привезли в местечко Пюи, на виллу сына. Умер Александр Дюма 5 декабря 1870 года, по всей видимости, от диабета. Его похоронили, как он и просил, в Вилле-Котре, рядом с могилами отца и матери. В 2002 году его прах торжественно перезахоронили в парижском Пантеоне. Современные исследователи относят к перу Дюма около 650 произведений. В них отражена история Франции на протяжении пяти с половиной столетий. Использованная литература: Д.Циммерман. «Александр Дюма Великий» Н. Яровикова «Романтизм»

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

ирина: 2 После освидетельсвования военной медицинской комиссией генерала Дюма и признанием его неспособным к военной службе по состоянию здоровья, вместо назначения ему пенсии положенной по закону, последовал хамский ответ Наполеона, что если генерал Дюма не может служить он легко заменит его любым капралом. 3 Моральные и социальный репрессии : демонстративное неуважение, пренебрежение, выражаемое Наполеоном к генералу Дюма и его семье привело к потере социального статуса и частичной социальной изоляции семьи. Часть прежних знакомых стали избегать общения с семьей. Репрессии по отношению к семье: 1 Отказ в пенсии вдове, положенной ей по закону. На её попечении остались несовершеннолетние дети и младшему только три года! 2 Хамски-пренебрежительное поведение по отношению к госпоже Дюма. На её неоднократные просьбы принять её, ответ Наполеона никогда при нем не произносить имя Дюма. 3 Социальные репрессии к осиротевшему сыну: отказ в обучении в лицее с выплатой государственной стипендии. Умирая , генерал Тома-Александр Дюма сожалел, что не умирает на поле Аустерлица.

Стелла: Никогда не понимала преклонения перед Наполеоном. Конечно, бунт Дюма он не простил.

ирина: В свой единственный визит в Париж Гитлер возложил цветы на могилу Наполеона. На другой день, поезжая мимо, кортеж Гитлера салютовал Наполеону. Наполеон приказал отравить опиумом больных чумой французских солдат в госпитале. Расстреливал картечью восставших портовых грузчиков в Лионе. Топил сотнями гражданское население Египта. Оствлял умирать раненых на поле боя в Турции и замерзать обмороженных в России. Он ввел в обиход слова: " пушечное мясо". Дюма открыто обвинил его в бесчеловечности. И авторитет Дюма в армии был так велик, солдаты и офицеры его боготворили, что он стал реально опасен для Наполеона. Он опасался, что Дюма может повернуть армию против него. Наполеон добивал, социально и морально Дюма, преследовал его семью, вытравливал память о нем. Вспомните, когда его сын обратился к его сослуживцам, через столько-то лет, они его как бы не узнавали, как бы сомневались сын ли он того самого Дюма. Не узнать при таком то сходстве! Слава богу, были такие, что с первого взгляда узнавали.

К.Б.: Тома-Александр, маркиз Дави де ля Пайетри

ирина: Я же говорила, он потрясающий!

ирина: После смены власти и реставрации Бурбонов социальные репресси семьи генерала Дюма продолжились. Дело в том, что на Гаити вновь была введена система рабства чернокожего и цветного населения. Законодательством рабы были признаны движимым имуществом. Все афро-французы гаитянского происхождения подверглись социальным репрессиям. Поддерживать с ними отношения считалось как то неловко... нереспектабельно. И имя генерала Дюма и его семья подверглись общественному остракизму. К счастью, у семьи были друзья и родственники, которые проявили ни много , ни мало, как подвиг, поддерживая семью опального генерала-гаитянина.А его сын, отказавшись сменить фамилию и оставшийся верным памяти отца совершил героический поступок, ведь опять вспомним, как в Париже в нем то не узнавали сына генерала Дюма, то прямо указывали на дверь. Дюма боролся за восстановление общественного уважения к памяти своего отца. Он добился установки памятника генералу Дюма. Деньги на памятник собирали по всему миру, все чернокожее население мира. " Франция при всей своей гордости, не смеет не помнить, что сделал для неё гаитянский генерал" Александр Дюма

LS: К.Б. Спасибо! А кто автор портрета?

ирина: LS пишет: А кто автор портрета? Гильом Летьер . Его работы есть в Эрмитаже. С Дюма отцом, а затем сыном, если не ошибаюсь, связывала личная дружба.

david: ирина Автор приведенного портрета генерала А.Дюма ("Черный дьявол") - Olivier Pichat

ирина: Нашла информацию: Гильом Летьер, французский живописец эпохи классицизма. Мулат, сын свободной негритянки и королевского прокурора. Личный друг семьи Дюма. Автор портрета генерала Дюма. Этот портрет был в замке Монте Кристо принадлежавшем сыну генерала писателю Александру Дюма. Так кто автор портрета? В каталоге генералов наполеоновской армии есть портрет генрала Дюма более позднего периода. Там генерал... ещё лучше! Но там изображение крошечное, не удается увеличить.

david: http://www.culture.gouv.fr/public/mistral/joconde_fr?ACTION=CHERCHER&FIELD_98=REPR&VALUE_98=%20Dumas%20g%E9n%E9ral&DOM=All&REL_SPECIFIC=3 Domaine peinture DЁ¦nomination tableau Auteur/exЁ¦cutant PICHAT Olivier Titre Portrait du GЁ¦nЁ¦ral Dumas PЁ¦riode crЁ¦ation/exЁ¦cution 4e quart 18e siЁЁcle Lieu de conservation Villers-CotterЁєts ; musЁ¦e Alexandre Dumas NumЁ¦ro d'inventaire 91.2.1 N 4 (Официальный сайт министерства культуры Франции) http://entreetoblackparis.blogspot.co.il/2011/08/visit-to-hometown-of-alexandre-dumas.html https://www.google.co.il/search?sourceid=navclient&aq=0&oq=&ie=UTF-8&rlz=1T4ADFA_enIL454IL454&q=olivier+pichat+dumas&gs_upl=0l0l0l2156lllllllllll0&aqi=s154 http://www.artelista.com/en/great-masters/artwork/8182349143964046-portrait-equestre-du-general-alexandre-davy-dumas-1762-1806-pere-d-alexandre-dumas-19eme-siecle.html

ирина: Несколько слов в защиту маркиза Антуана-Александра Дави де Ла Пайетри. Был ли он жестоким отцом, продавшим своих детей в рабство. Изучая историю работорговли в Сан-Доминго, обратила внимание на такой факт. Закон от 1685 года. " Черный кодекс", регулирующий взаимотношения рабов и хозяев. Статья девятая:" Свободные люди, сожительствующие с рабами подвергаются штрафу две тысячи фунтов сахару. Хозяева, сожительствующие со своими рабынями, подвергаются штрафу, рабыня и дети у них отнимаются и помещаются в негритянский дом, без права когда-либо получить свободу" Вы представляете? У отца отнимали детей и жену и помещали в негритянский дом. Место, куда отдавали рабов, которых бросили сами хозяева, больных и калек подыхать... умирать. Место, гораздо более страшное, чем приют для бродячих собак. И нравы там были, страшней, чем в тюрьмах. Что делали плантаторы, чтобы спасти своих детей. Они совершали акт фиктивной купли-продажи, чтобы дети перестали считаться их собственностью и таким путем избегали помещения детей и жены-негритянки в негритянский дом и последующего их клеймения, кстати. Теперь о ситуации, в которой оказался маркиз де Ла Пайетри. В 1762 году умерла его гражданская жена Мария- Сесета , тайфун полностью уничтожил плантацию. Полностью. Он оказался вдовцом с четырмя детьми на руках, полностью разоренным и самое страшное, детям угрожал негритянский дом. Ну не мог он в этот моменот ни выплатить штраф, ни дать взятку властям.( Что обычно плантаторы и делали) Он принял разумное решение, фиктивная купля-продажа кому либо из близких знакомых и родственников, с тем, чтобы дети находились в хороших условиях. На острове оставался его брат, которых, возможно выполнял функции опекуна. Что говорит о том, что дети были в хороших условиях. Обратите внимание на молодого маркиза де Ла Пайетри. Он находился на острове без отца пять лет, ему восемнадцать. Он тут же принят в свете, он читает Плутарха в подлиннике. Его письма говорят мало о грамотности, о прекрасном образовании. Ребеночек явно не тростник рубил на плантациях. Отец восстановил свое финансовое благополучие и вероятно, планировал забрать остальных детей. Ну или обеспечить им финансово обеспеченную жизнь на острове. По мере роста финансового благополучия. А почему он этого не сделал? Гаити охватило пламя гражданской войны , до 1802 года непрерывные восстания рабов и военные действия. Связь Гаити с метрополией была прервана. Так что все не так однозначно. Семья оказалась разоренной и под угрозой ксенофобского закона. Одного сына маркизу удалось спасти, остальных, может, просто не успел.

К.Б.: Нашла целый сайт :) http://www.general-dumas.com/index.php а еще здесь http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=109 откопались вот такие раритееты Генерал Тома-Александр Дюма Письмо Александра Дюма Александр Дюма в 26 лет. Какой красавец!!!

ирина: К.Б. пишет: Какой красавец!!! И папа тоже.

ирина: Давайте уж будем справедливы до конца: мама тоже была очень хорошенькой.

david: Кстати, о раритетах: Письмо Дюма (деда, генерала) и приказ по армии, подписанный (завизированный) генералом Дюма. Александром, а не Матье.

ирина: david, К.Б. , спасибо за интересные материалы о генерале Дюма. Во Франции за посмертную реабилитацию памяти генерала Дюма борется ученый-историк Клод Рибб. Им написана книга "Черный дьявол" в 2010 году, у нас, к сожалению пока не изданная . С памятью о генерале Дюма упорно боролся то Наполеон, то Гитлер, то вобще всех мастей ксенофобия и зависть. Памятник в его честь сносился дважды. Первый раз в 1913 году, второй раз в 1943 году по личному распоряжению Гитлера ( а цветочки-то он Наполеону лично на надгробие возлагал, почувствуйте разницу). Сейчас памятник установлен аж в 2009 году. Куприн назвал писателя Александра Дюма " великим и славным сыном великого и славного отца".

К.Б.: ирина пишет: И папа тоже. Давайте уж будем справедливы до конца: мама тоже была очень хорошенько и сынуля (или внучек) не подкачал Писатель Александр Дюма-сын Это фотографии Феликса Надара http://www.liveinternet.ru/users/3101475/post146779469/ Писатель Александр Дюма с дочерью Мари а также марки для дюманов http://www.bochkavpechatleniy.com/social/blog/23142/8385

ирина: К.Б. пишет: и сынуля (или внучек) не подкачал Красивые, талантливые люди. Династия. И порода. Александр Дюма-сын баск по матери. Сколько разных рас и народов в этой династии. Нормандские аристократы, африканцы племени йоруба, баски, французы.

ирина: Всегда стремлюсь докопаться до истины. Из биографии Дюма, написанной Моруа образ генерала Дюма предстает перед нами этаким воякой-рубакой, " слишком честным, чтобы быть умным", храбрым, но простодушно-недалеким. Так ли это? Попыталась разобрать те военные операции, которые непосредственно планировал и осуществлял дивизионный генерал Дюма, командарм, между прочим. Командующий Австрийской армией, кстати. Было трудненько. Отовсюду имя генерала Дюма вычеркнуто. Везде: Наполеон осадил Мантую, Наполеон разбил армию такого-то, доходит до абсурда: Наполеон одновременно одерживает победу на двумя армиями, дислоцированными в двух разных местах. Но сопоставляя факты и биографию, удается установить, что одну из армий разбивает Дюма, ну да он всего-навсего камандарм Австрийской армией, так, несущественная деталь. Культ личности Наполеона и сейчас незаслуженно оттесняет Дюма. К его памяти относятся не с должным уважением. Не забыли ( и то, благодаря сыну), но и не помнят. Итак, что я выяснила. С большим трудом. 1 Заслуга генерала Дюма в создании бригады альпийских стрелков. Создание горных войск вклад генерал Дюма в французскую армию. 2 Формирование, организация Австрийской армии, буквально на ходу, в условиях похода. Армия была не организована, должным образом не обмундирована, не дисциплинирована. Дюма за считаные дни превратил её в мобильную, организованную боевую единицу. Теперь про победу Дюма и взятие Мантуи. Мантуя-ключ к Германии. Оборона- генерал Болье. К Мантуе австрийцами направлены две армии: 25-тысячная генерала Кваждановича и 35-тысячная под командованием генерала Вурмезера. К Болье направлен шпион из Милана с информацией. Шпион перехвачен ночным дозором и представлен Дюма. Бумаг при нем не обнаружено. Дюма догадывается о том, что бумаги проглочены ( допрос с побоями, но без увечий). После рвотного у Дюма восковой шарик с бумагами, в которых информация о планах врага. Армия Кваждановича разбита Наполеоном под Брешитом, армия Вурмезера, выдающегося полководца, кстати, разбита генералом Дюма. В бою под ним дважды убиты кони. Дюма лично отбил шесть знамен. Вурмезер скрывается в Мантуе с остатками армии и после талантливо организованной генералом Дюма осады ,Мантуя, ворота Северной Италии взята. А теперь ответьте: талантливый ли полководец дивизионный генерал Дюма, или честный, но неумный? Но это же Наполеон говорит, который всячески старался унизить Дюма из зависти. Талантливый военноначальник генерал Дюма! Очень талантливый! И храбрый.

LS: david david пишет: Александром, а не Матье. А кто такой Матье?

david: Гийом Матье Дюма (1753-1837) - французский генерал, граф http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%BC%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5 Часто происходит путаница: обычно, когда говорят о генерале Дюма - имеют в виду Матье, а Александра обычно или обозначают именем, или как "отца писателя". В документах же наполеоновского времени приходится или проверять почерк и подпись, или проверять должность вышеуказанных генералов... Например, А.Дюма командовал альпийской армией с 22 декабря 1793 по октябрь 1794, так что С.Бернар, например, брал именно он (22 апреля 1794).

ирина: Спрячусь за диван от летящих в меня тапок и оттуда задам вопрос: я о детских воспоминаниях Дюма, о его визите с отцом в замок Монгобар к сестре Наполеона имперской Венере Полине Боргезе в 1805 году. Там сцена как генерал Дюма подносит её на руках к окну и затем его сын говорит, что он никогда не узнает, что было у него за спиной, он смотрел в окно на охоту. Так я спрашиваю (прячусь ещё дальше за диван). А что там за спиной было? У генерала Дюма был роман с имперской Венерой? Замок-то был по соседству, там под предлогом верховой прогулки доехать... В конце-концов она была самой красивой женщиной эпохи, а он самым прекрасным мужчиной эпохи. А то, что он был смертельно болен, так я знаю такие романы умирающих.Они живут свой короткий срок, зная что он короткий , на всю катушку. Это я как врач говорю.

LS: Циммерман, пересказывая этот эпизод, намекает про шалости на диване сестры Бонапарта и генерала Дюма за спиной ег омаленького сына. Обычно Циммерман не слишком доверял мемуарам в той части, где они противоречили здравому смыслу или общей картине мира. Но в этом эпизоде его скептицизм куда-то исчез. Видимо, и образ жизни дамы и характер генерала не делали такой поворот событий невозможным.

ирина: Ну вряд ли так уж шалости, ведь сынуля в любой момент мог обернуться , скорее они целовались. Да и Циммерман под диваном не сидел, так что не очевидец. Я думаю, что мальчик, глядящий в окно, не был занят сценой охоты, а навострил ушки. Дети понимают гораздо больше, чем думают родители. Молодец сынок, умница, папу не сдал. Если у них был роман, то рисковали оба. Наполеон, который в это время глубоко лично ненавидел Дюма надавал бы сестре люлей, да и генералу не поздоровилось бы. Меня удивиляло, как в день смерти, чувствуя, что умирает, генерал Дюма поехал кататься верхом. Или он ездил в замок Монгобар проститься?

LS: Циммерман излагает события так: Генерал приехал в замок к Полине с сыном. Принцесса усадила генерала у своих ног, положила ноги к нему на колени и кончиком своей туфли играла пуговицами на его сюртуке. Она что-то шептала генералу на ухо, оба хохотали, щека принцессы касалась щеки генерала. Принцесса попросила генерала отнести ее к окну, откуда они наблюдали за охотой. Потом генерал отнес принцессу обратно на канапе (она что, хромая была?) Дальше Циммерман цитирует "Мемуары": "Не знаю, что происходило за моей спиной. Всем моим существом я был вместе с оленем, который только что промчался по аллее, с собаками, с охотниками; всё это было мне гораздо интересней, чем принцесса". Эта сцена относится к ноябрю 1805 года, (а генерал умер в феврале 1806 г.), значит Дюма тогда было 3,5 года, и у меня нет уверенности, что мальчик что-либо понимал настолько, чтоб сдать или "не сдать папу". :) Кстати, Циммерман пишет, что в последние месяцы жизни анемия не позволяла генералу кататься верхом, и поездка к Боргезе была едва ли не последней.

ирина: Интерес ситуации в том, что Полина Боргезе не только сестра Наполеона, ненавидевшего и преследовавшего Дюма, она в первом браке мадам Леклерк, вдова того самого генерела Леклерка, учинившего геноцид на Гаити, первого автора душегубки. После отказа Дюма от гаитянской миссии ( последняя фраза его отказа: "Я никогда не принесу смерть и позор моей родине Гаити") После гневного отказа Дюма Наполеон поручил эту миссию новоиспеченному зятю, мужу своей сестры Полины генералу Леклерку. Счастливый этим почетным родством Леклерк взялся за поручение с энтузиазмом. Новобрачная и слышать не хотела о поездке на остров. По приказу Наполеона Полину несли на корабль офицеры на руках. Принцесса брыкалась, отбивалась и орала. Пока супруг геройствовал, уничтожая женщин, стариков и детей, генеральша вела светскую жизнь. Развлечением аристократок было зрелище, как негров и цветное население травят собаками. Ну дрессировали так собак для розыска беглых рабов, на живых объектах. Леклерк и весь 10 000-ный корпус погибли от малярии. Но и уничтожили пркактически все черное и цветное население Гаити. Так что, если роман действительно был, это своего рода для Дюма моральный реванш. Так сказать, и её, и Наполеона, да заодно и покойного генерала Леклерка, царствие ему небесное.

ирина: Придумав вас, великий скульптор бог-отец Тряхнув кудрями отложил для мрамора резец. Из смуглой бронзы он героя отливал. Смеялся и бурлил, сиял и плавился металл. Из пены волн морских подобно Афродите, Ступили смуглым полубогом вы на берега Гаити. В борьбе и муках вы прожили свой короткий век, Вы смертны-вы не бог, вы совершенны- вы не человек. Мой генерал, вас создал вдохновенный бог, Но черт лукавый в том создателю помог. " Он больше чем святой-он полубог!" Александр Дюма.

ирина: Вопрос из серии " Вопрос ужасного ребенка". Генерал Дюма умер ровно в полночь. Его маленького сына забрала к себе двоюродная сестра жены, чтобы не травмировать ребенка картиной смерти отца. Ровно в полночь , то есть в момент смерти отца , в дверь двоюродной тетки громко постучали. Ребенок, нисколько не испугавшись, бросился к двери. На вопрос тёти, он сказал, что пришел папа проститься. Женщина открыла дверь, и мальчик кричал в открытую дверь, протягивая руки : "Прощай, папа!" Так я спрашиваю, а что это было? Правда он видел на пустой улице отца? Ведь минута в минуту. В правдивость рассказа я верю абсолютно. Во-первых смертью близких не шутят. Во-вторых дети действительно видят и чувствуют то, что не дано взрослым. В день своей смерти к моему семилетнему сыну во сне пришел его дедушка, которого он очень любил. Потом, когда Дюма пришел в Париж, что у него было? Только имя отца. И ведь помог отец! " Вы сын того самого генерала Дюма..." Как сказала моя мама : " Помог ему отец. Потому что настоящий человек он и на том свете человек, а дрянь, она и на этом свете дрянь".

LS: ирина Ответ на этот вопрос можно поискать у самого Дюма. Вернее, у самого Дюма однозначный ответ не нашелся. Помните разговор мушкетеров о призраках?



полная версия страницы