Форум » Общий форум по Дюма » Биография Александра Дюма » Ответить

Биография Александра Дюма

LS: [more]Вчера исполнилось ровно пять лет с тех пор, как я являюсь участником форума Дюмания. Так как поляну накрыть не могу, отмечаю эту круглую дату вот таким способом. Если вы будете цитировать или использовать эту статью, пожалуйста, ссылайтесь на Дюманию.[/more] Александр Дюма 24.07.1802 - 5.12.1870 Александр Дюма родился 24 июля в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре. Генерал Дюма был сыном от внебрачной связи плантатора на Гаити (Сан-Доминго) и хорошенькой чернокожей рабыни, исполнявшей обязанности экономки в доме. Ее звали Мария из дома, La Marie du mas. Плантатор, маркиз де ла Пайетри, возвращаясь во Францию, продал новому хозяину вместе с остальными рабами всех четверых детей от этой связи, оставив за собой, в качестве отцовского знака, право выкупа первенца через пять лет. Стареющий одинокий маркиз через несколько лет выкупил первенца и выписал его во Францию. Об остальных детях ничего не известно. Судя по всему, дядя и две тетки Александра Дюма окончили свои дни обычными рабами на Гаити. Во Франции Тома-Александр был усыновлен отцом-маркизом и вел аристократическую жизнь, но после ссоры с отцом поступил в армию простым солдатом под именем матери - Дюма. Военный талант, отчаянная храбрость, необыкновенная сила и везение превратили его, как и многих других в эпоху наполеоновских войн, в генерала. В перерывах между сражениями и подвигами он познакомился и, позднее, в 1792 году, женился на дочери трактирщика Мари-Луизе Лабуре, жившей вместе с родителями в Вилле-Котре. Александр Дюма был третьим ребенком в семье и родился накануне отставки отца. Карьера генерала Дюма пошла на спад после египетского похода Наполеона. Обозначились противоречия с императором, сказались старые раны и взрывной прямолинейный характер генерала. Он вышел в отставку инвалидом и практически нищим и поселился вместе с семьей в Вилле-Котре. Генерал умер в 1806 году, когда сыну было три с половиной года. Мать постаралась сохранить память об отце, и его черты будут встречаться у многих героев Дюма. После смерти генерала его семья осталась без средств, так как пенсии добиться не удалось. Мать понемногу занималась табачной торговлей. Хорошего систематического образования Дюма не получил, от учебы в семинарии он наотрез отказался и не слишком прилежно посещал коллеж аббата Грегуара. Небольшой заработок приносила работа писцом у нотариуса, но при любой возможности Дюма старался сбежать в лес – он страстно увлекался охотой. Во время поездки с друзьями в соседний Суассон Дюма впервые попал в театр. Это был «Гамлет» в переложении, которые в те времена были распространены, гораздо больше, чем пьесы-первоисточники. С тех пор Дюма «заболевает» театром, играет крошечные роли в спектаклях бродячего театра, заехавшего в его родной город, и даже организовывает свой театр в Вилле-Котре вместе с одним из своих друзей Адольфом де Лёвеном, на пару с которым они начали сочинять собственные пьесы. В основном это патриотические водевили. В 1820 г. де Лёвен познакомил Дюма с «Айвенго» Вальтера Скотта. Роман произвел на него огромное впечатление, он переделал его в драму и отправился в Париж, чтоб пристроить ее в какой-нибудь театр. Деньги на это первое путешествие Дюма заработал, настреляв дичи и продав ее по дороге в трактирах. За три дня, проведенных в Париже, Дюма удалось увидеть несколько спектаклей и даже познакомиться с известным трагиком Тальма. В 1823 году Дюма окончательно перебрался в Париж, где благодаря старым соратникам его отца и великолепному почерку ему удалось получить место переписчика в канцелярии герцога Орлеанского, будущего короля Луи-Филиппа. Его начальник Лассань был большим любителем книг и он определил для Дюма, страдавшего от недостатка образования, круг чтения – драматургия, роман, поэзия, история. Постепенно Дюма завел знакомства в театральном и литературном мире, все свободные вечера он проводил в театрах. 27 июля 1824 года белошвейка Мари-Катрин-Лаура Лабе родила ему сына, которого назвали Александром и который известен как писатель и драматург Дюма-сын. Отец признал его только через 7 лет – он не собирался обременять себя семьей до тех пор, пока не достигнет успеха и богатства. 22 сентября 1825 года в театре Амбигю-Комик состоялась премьера комедии «Любовь и охота», созданной Дюма в соавторстве с Адольфом де Лёвеном и Джемсом Руссо – популярным тогда автором. Дюма подписался именем Дави, так как его театральные пристрастия могли повредить на официальной службе, обеспечивающей его и мать. А в мае 1826 года отдельной книгой были изданы три новеллы – «Лоретта», «Мария» и «Бланш из Больё, или Вандеенка». В одном из персонажей последней угадывается его отец. А книгу он посвятил – матери. В это же время Дюма продолжал заниматься своим драматургическим образованием. Он тщательно изучал, «препарируя», по его собственному выражению, пьесы Шекспира, Мольера, Корнеля, Кальдерона, Гёте, Шиллера, чтоб постичь секреты великих. 10 февраля 1829 года в Комеди-Франсез с грандиозным успехом прошла премьера его исторической драмы «Генрих III и его двор». С начала 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании новой литературы, отвечавшей духовным запросам XIX века. Французский романтизм родился как отрицание предшествовавшего ему классицизма и как оппозиция передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации Бурбонов. 30-е годы называют апогеем французского романтизма, отчасти подготовившего Июльскую революцию 1830 года и перерабатывавшего потом ее итоги. В те годы завязалась дружба Дюма с писателями и поэтами-романтиками – с Виктором Гюго, Альфредом де Виньи, Жераром де Нервалем, Жорж Санд. К этому времени творческие принципы Дюма уже сложились. Он органично воспринял художественную систему романтизма с его культом природы, стихии, чувств и естественного в человеке. В центре этой художественной системы находится личность, а ее главный конфликт – личности и общества. Интерес к разным историческим эпохам и их своеобразию стал одной из характерных черт художественной системы романтизма, так как в XIX веке в Европе завершался процесс формирования национальных государств, и общество черпало идеологические основы новой реальности в своем прошлом, заново открывая и переосмысливая собственную историю. Это привело к возникновению жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт. Романтики подробно и точно воспроизводили исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но характеры романтических героев находились вне истории и были, как правило, выше обстоятельств и не зависели от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, Дюма разделял во многом взгляды известного французского историка Огюстена Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны. В июле 1830 года во Франции в результате Июльской революции Карла Х на престоле сменил герцог Орлеанский, ставший королем Луи-Филиппом. Александр Дюма принимал активное участие в революционных событиях, помогал генералу Лафайету и добыл в Суассоне полторы тысячи тонн пороха для восставших парижан и вступил в Национальную гвардию. 3 мая 1831 года на сцене была поставлена драма «Антони», и за ней еще несколько пьес: «Ричард Дарлингтон», «Карл VII», «Нельская башня», «Муж вдовы». Дюма разрабатывал сразу несколько жанров – исторические и современные драмы, комедии. Каждая новая постановка приносила успех, и довольно скоро он стал знаменит. В 1832 году в Париже снова неспокойно, республиканцы сталкиваются с роялистами. Дюма возглавлял траурную колонну во время похорон генерала Ламарка. Это шествие послужило началом революционного восстания, когда полиция стала разгонять толпу. Через несколько дней оно было жестоко подавлено, и Дюма отправился в Швейцарию. Там он прожил несколько месяцев, путешествуя по стране подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция», собирая материалы для новых рассказов, очерков, романов и пьес. Плодотворным оказалось и путешествие по югу Франции и Италии в 1834 году. Очерки «Юг Франции» регулярно печатались в парижских газетах. В 30-х годах у Дюма возник замысел создать цикл романов, отражающих историю Франции c XV века. Начало было положено романом «Изабелла Баварская» (1836 г.). Дюма отличался огромной работоспособностью. Он писал по 10-12 часов в день, был способен сочинять несколько произведений одновременно и обладал феноменальной памятью. Однажды за ночь он сумел полностью восстановить текст пьесы, потерянной накануне. Дюма дал вторую жизнь жанру путевых заметок, его называют изобретателем романа-фельетона (т.е. романа с продолжением) и родоначальником детективного жанра. Замыслы своих произведений он вынашивал подолгу и использовал в них все - свой собственный опыт и переживания, наблюдения, работы историков, мемуары, газетные статьи, рассказы случайных попутчиков, услышанные легенды и сказки. Часто Дюма работал с помощниками, но иногда и сам выступал в этой роли. Многие его произведения были созданы в соавторстве и имя автора, под которым печаталось произведение, обычно зависело от того, чье имя должно было принести наибольший гонорар. Известны случаи, когда Дюма отказывался ставить свою подпись под пьесами, которые считал слабыми. В 1840 году Дюма женился на актрисе Иде Ферье и подписал брачный контракт, который разорил его впоследствии при разводе в 1847 году. В 1842 году во время поездки в Италию он побывал на острове Пьяноза. Увидев красивую скалу в открытом море, Дюма пообещал спутникам написать роман с таким же, как у скалы, названием – Монте-Кристо. Середина 40-х годов – это расцвет гения Дюма. В течение 1844 года в нескольких газетах печатаются «Три мушкетера» («Le Siecle»), «Дочь регента» («Le Commerce»), «Граф Монте-Кристо» («Journal des Debats»), «Королева Марго» («La Presse»). В 1845 выходят «Графиня де Монсоро» («Constitutionnel»), «Габриэль Ламбер», «Братья-корсиканцы», «Двадцать лет спустя», «Война женщин», «Шевалье де Мезон Руж». Подавляющее большинство этих произведений и среди них главные романы Дюма созданы в соавторстве с Огюстом-Жюлем Маке, литератором и профессиональным историком. По взаимной договоренности имя Маке не упоминалось в качестве соавтора, однако Маке получал причитающуюся ему часть гонорара. Маке часто подбирал для Дюма исторические материалы к будущим произведениям, разрабатывал сюжетные линии и некоторые эпизоды. После нападок Мирекура в прессе Маке письменно подтвердил отказ от своих прав на авторство и выполнение обязательств Дюма перед ним. В последующие годы Дюма предпринимает несколько путешествий – по Испании и Северной Африке. Итогом этих поездок стали большие очерки о путевых впечатлениях с погружением в историю, традиции и современную жизнь увиденных им стран. Дюма считал одной из важнейших задач литературы – просвещение. В театре он видел прекрасное средство для решения этой задачи. Ему удалось получить государственную «привилегию» и создать театр, в котором планировалось знакомить зрителей с историей, играя только исторические пьесы, в том числе инсценировки его романов. В 1848 г. Исторический театр был открыт. В начале дело приносило хорошую прибыль, но в 1851 г. театр закрылся из-за финансовых проблем. Преследуемый кредиторами Дюма прожил несколько лет в Бельгии. Тогда же он начал писать свои мемуары, печатавшиеся в издаваемой им газете «Мушкетер». Два года (1858 и 1859) Дюма провел в России. Он побывал в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Царицине, в Калмыкии, на Кавказе, в Грузии. Со многими русскими писателями французы познакомились благодаря Дюма, который впервые перевел на французский язык (с подстрочника) Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Путевые впечатления и переводы выходили в газете «Монте-Кристо», издававшейся после закрытия газеты «Мушкетер». В начале 60-х годов Дюма активно участвовал в освободительном движении в Италии и помогал гарибальдийцам. В конце 60-х Дюма начинают одолевать болезни. Близко к сердцу он принимает поражения Франции в войне с Пруссией. После известий о капитуляции Наполеона III в Седане его поразил паралич. Совершенно больного Дюма привезли в местечко Пюи, на виллу сына. Умер Александр Дюма 5 декабря 1870 года, по всей видимости, от диабета. Его похоронили, как он и просил, в Вилле-Котре, рядом с могилами отца и матери. В 2002 году его прах торжественно перезахоронили в парижском Пантеоне. Современные исследователи относят к перу Дюма около 650 произведений. В них отражена история Франции на протяжении пяти с половиной столетий. Использованная литература: Д.Циммерман. «Александр Дюма Великий» Н. Яровикова «Романтизм»

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

Луиза Водемон: LS , во-первых, поздравляю! Очень хорошо, что Вы с нами! А, во-вторых, статья отличная! И достаточно кратко, но, и в принципе очень точно и ясно. Спасибо)

anemonic: LS пишет: его называют изобретателем романа-фельетона (т.е. романа с продолжением) Андре Моруа в книге "Три Дюма" пишет: формула "продолжение следует", которую изобрел в 1829 году доктор Верон для "Ревю де Пари", стала могучей движущей силой журналистики. По мнению издателей, техникой этого жанра в совершенстве овладели Эжен Сю, Александр Дюма и Фредирик Сулье. Поздравляю вас с юбилием!

LS: anemonic Спасибо. :) Подбирая информацию по французскому романтизму, и, что еще более странно, по историческому роману, с удивлением обнаруживаешь, как наше литературоведение холодно игнорирует имя Дюма. :(

anemonic: Готов с вами согласиться. Лично мне нравится знакомится с Дюма из произведений, где он фигурирует лично, впервую очередь, это касается его "Путевых впечатлений". В некоторых своих произведениях, таких , как: "Анж Питу", "Катрин Блюм", "Предводитель волков", "Консьянс блаженный" он очень живописно описывает свою родину и ее окрестности. В предисловии к роману "Капитан Поль", он рассказывает, какие злоключения были с этим романом, откуда можно понять как он тщательно относился к своим произведениям. Да и к России он имеет довольно значительное отношение: помимо путевых заметок, которые составили книги "В России" и "Кавказ", он обработал сделанные специально для него переводы на французский язык сочинения русских писателей и поэтов, которые вскоре были напечатаны во Франции и Бельгии. В их числе были: роман И.И.Лажечникова "Ледяной дом" (1835) - "La Maison de glace" (08.07.1858-24.02.1859; газета "Le Monte-Cristo"; повести А.С.Пушкина "Выстрел" (1831) - Un coup de feu" (30.09.- 07.10.1858; "Le Monte-Cristo"), "Метель" (1831) - "Le Chasse-neige" (14.10.-21.10.1858; "Le Monte-Cristo), "Гробовщик" (1831) - "Le Faiseur de cercueil" (04.101858; "Le Monte-Cristo"); романтические повести А.А.Бестужева-Марлинского "Фрегат "Надежда" (1833) - под названием "La princessa Flora" ("Княгиня Флора"; 17.03-09.06.1859; "Le Monte-Cristo"), "Аммалат-Бек" (1832) -под названием "Sultanetta" ("Султанета"; 25.03-02.06.1859; газета "Moniteur universel"), "Мулла-Нур" (1839) - под названием "La boule de neige" ("Снежный ком"; 1859), "Лейтенант Белозор (1831) - под названием "Jane" ("Яна"; 05.08-14.08.1860; газета "Le Siecle"); повесть русского литератора и журналиста Н.М.Пановского "Могила двух братьев. Из записок старого ротмистра" (1858) - под названием "Marianna" ("Марианна"; 18.06.1859; газета "Journal pour tous"). Биографией Дюма можно интересоваться не только из работ его библиографов, но и из с самих его произведений. Его творчество безгранично, практически нет такой области литературы, какую бы он не затронул. В его огромном наследии все очень захватывающе и интригующе, что заставляет лихорадочно переворачивать страницы. Хочется, чтобы наша молодежь знакомилась с творчеством Дюма не только по романам мушкетерской серии и трилогии о Генрихе Наваррском, но и по тем прозведениям, где раскрывается многогранность творчества Дюма. В этих же произведениях можно многое почерпнуть как о биографии самого Дюма, так и о его становлении, как писателя. Удачи всем дюманам и поклонникам его творчества, привлекайте все больше народа в наши ряды.

Atenae: А не выпить ли нам, братие, за здоровье нашего Сан Саныча? Дата хоть и не круглая, но от этого не менее святая для каждого правоверного дюмана.

david: Atenae

LS: Atenae, david Ура!

argentum: в ознаменование очередной годовщины со дня рождения СанСАныча - проскакал на лошадке (деревянной) по квартире- три раза, подтянулся с оной лошадкой на турнике - два раза, выпил французского шардонэ - один раз. УРА !!!

Amiga: Ничего не сделала в ознаменование годовщины, но за здравие - это обязательно! :)

ирина: У меня вопрос:что известно о дедушке Дюма по материнской линии.Интересуюсь потому что: когда его мама овдовела,заботы об осиротевших внуках и дочери-вдове полностью легли на плечи дедушке,тем более в пенсии маме,вдове ветерана армии,правительство отказало. По факту дедушка заменил Александру Александровичу отца,а это подвиг.Ещё:не поэтому ли в романах Дюма так много трактиров(кажется в "Графине де Монсоро" он прямо об этом говорит) и образов трактирщиков.Что я заметила:трактирщики либо очень отрицательные (Ла Юрьер),либо обаятельные и позитивные(мэтр Бономе),и практически никогда не бывают нейтральными.Так вот,не своего ли дедушку Дюма зашифровал в этих позитивных образах,а в негативных,скажем,его конкурентов.

ирина: Уважаемые единомышленники! Мы с вами пропустили одну очень значительную дату. Юбилейную! 25 марта 2012 года исполнилось ровно 250 лет со дня рождения генерала Тома-Александра Дюма, отца писателя. Человека, чьё имя высечено на Триумфальной арке, героя альпийского, итальянского и египетского походов. Человека, боготворимого и обожаемого армией. Ему был поставлен памятник ещё при жизни сына. Его прозвища: Черный дьявол, Ангел смерти, тирольский Гораций Коклес и Господин гуманист ( за человеколюбие, он в дрова изрубил гильотину). Александр Дюма боготворил своего отца и увековечил его в своих произведениях. Я стараюсь очень тщательно готовиться к темам, но мы уже упустили время, поэтому, то, что успела прочитать. Из книги Дюма " Волонтер девяносто второго года" . Эту историю поведал Дюма сослуживец его отца. Генерал Дюма единолично подавил восстание , вспыхнувшее в Каире, и спас армию. Во всяком случае ту часть армии, которая была расквартирована в Каире. Восстание вспыхнуло внезапно, резня и пожары охватили город почти мгновенно. Французы были застигнуты в расплох, отдыхающими в полуденный зной и многие из них тут же были убиты и зарублены. Был обезглавлен начальник штаба генерал Дюпуи, его голова надета на пику. В это время генерал Дюма ( ему в ту пору было лет 37), отдыхал совершенно голый в гамаке. Взглянув в окно, он увидел голову генерала Дюпуи, одетую на пику и беснующуюся толпу. Как был, обнаженный, он вскочил на коня и своей саблей ( а саблю выковали по спецзаказу, её поднять кроме него никто не мог), погнал толпу к мечети. При виде обнаженного смуглого гиганта на взмыленном коне, размахивающего саблей Голиафа, изрыгающего проклятья, египтян охватил священный ужас. Восстание было подавлено, армия спасена. Наполеон хотел увековечить этот подвиг, заказав художнику картину и поместив её в Лувр. Но генерал Дюма впал в немилость, на картине изображен высокий драгун-блондин, в операции не участвовавший. А жаль! Вот была бы картина!

К.Б.: Вот он, прототип Портоса! :) У Моруа была еще подлинная история о том, как генерал Дюма возле Бриксенского моста в одиночку перебил целый эскадрон.

ирина: Такой успех у женщин Портосу и не снился. Тома-Александр Дюма был невероятно красив. С могучим телосложением он от отца нормандского аристократа унаследовал изящество . Женщины по нем с ума сходили. Мужчины завидовали и за глаза называли " негром" и " ублюдком", за что и получали. Да как получали! Однажды Дюма был в театре с дамой. Какой-то мушкетер заговорил с ней. Дама сказала что он ей мешает и она не одна. " Ах, простите, я думал это ваш лакей" сказал мушкетер. Дюма выбросил его из ложи в партер, затем серьезно ранил шпагой. Фехтовал он прекрасно. Генерал Дюма лично отбил шесть знамен у превосходящего силами противника. Под Мантуей он остановил армию Вурмезера.С горсткой солдат он взял считавшуюся неприступной вершину Мон-Сени. На вершину французы поднялись, прикрепив к обуви железные крюки, а затем генерал просто перебросил всех солдат (кажется три тысячи) через крепостную стену, держа их за штаны и за ворот. Его подвиги кажутся невероятными, как подвиги античных героев, но это правда. Тяжелобольному, впавшему в нищету генералу Дюма Наполеон предложил ( не без сарказма) подавить восстание в Сан-Доминго. Смертельно больной, не имевший гроша за душой Дюма гневно ответил: " Вы мне предлагаете недеть кандалы на мой народ! Не забывайте что я сам негр. Никогда я не совершу преступления против человечества и против своей расы." Памятник генералу Дюма это огромные в пять метров кандалы. В память о его отказе, так я понимаю. Первый раз я испытала эмоциональный шок, читая "Трех мушкетеров" в четырнадцать лет. Второй раз- сейчас, читая о генерале Дюма.

ирина: В 2010 году французский историк Клод Риб (афро-француз по происхождению) обратился к президенту Франции Саркози с открытым письмом , в котором просит восстановить историческую справедливость в отношении франко- гаитянского генерал Александра Дюма и посмертно наградить его орденом Почетного легиона. Клод Риб составил петицию, под которой собрано десять тысяч подписей. Александр Дюма единственный в истории Франции генерал не удостоенный этой награды.Клод Риб объясняет это цветом кожи заслуженного генерала и тем, что он родился рабом и сыном рабыни. Орден Почетного легиона был учрежден 19 мая 1802 года, а на следующий день, 20 мая , приказом Наполеона было восстановлено рабство на Гаити. Вслед за этим последовали репрессии цветных и темнокожих военных. Они были изгнаны из армии, подверглись арестам и оскорблениям. Не избежал этой участи и генерал Дюма, несмотря на то, что за храбрость в битве под Александрией был награжден именным оружием. До Клода Риба с той же просьбой к президенту обратился французский комиссар по вопросам гражданского равенства Язид Сабег. Он мотивировал свою просьбу тем, что " генерал Дюма фигура героическая, символизирующая этническое и культурное разнообразие французского народа. Родившийся рабом и метисом, генерал Дюма благодаря своей смелости и таланту стал первым генералом-антильцем французской армии.Он был героем революции, он создал бригаду альпийских стрелков. В 1794 году он демобилизовался из армии, чтобы не стать палачом вандейских повстанцев. Он предпочел сломать свою шпагу, чем изменить своей совести. Вся его жизнь, его преданность национальной идее и его гордость быть французом заслуживают быть увенчанными, чтобы заглушить горечь ксенофобского декрета, принятого в 1802 году. Этот документ шел вразрез с правами человека и чувством достоинства этого человека"- так аргументировал Язид Сабег свою просьбу. До сегоднешнего дня генерал Дюма не награжден посмертно орденом Почетного легиона и историческая справедливость по отношению к этому храброму, благородному человеку, истинному патриоту и герою не восстановлена.

LS: ирина А во Франции кого-то уже награждали Орденом Почентного легиона посмертно, да еще и по прошествии стольких лет?

david: За некоторыми исключениями, в орден не принимают посмертно.По утверждению генерала Де Голля, «Почётный легион — это сообщество элиты живых» (Википедия) Из "исключений" пока нашел только почтового голубя...

ирина: посмертно награжденные орденом Почетного легиона: 1916 год-почтовый голубь. Смертельно отравленный ипритом пролетел с военной депешей из Во в Верден. маршал Ней как курьез в 1916 году Шарль де Голль- тяжело раненый попал в плен под Верденом. Находился в плену два года. На родине считался умершим. Награжден посмертно Мисак Манукян-этнический армянин, организатор французского сопротивления Вера Оболенская-княгиня, участница сопртивления Тамара Волконская-княгиня, участница сопротивления Василий Порик- бежавший из плена советский военнослужащий, участник сопротивления Дмитрий Амилахвари , этнический грузин, князь, подполковник, участник битвы под Эль-Аламейном Вахтанг Сехниашвили, участник французского сопротивления Список можно продолжить, там есть французские летчики полка Нормандия-Неман, партизаны и разведчики. Но дело не в этом. Разве генерал Дюма менее достоин посмертной награды, чем выше перечисленные? При всем уважении к ним. Меньше чем почтовый голубь, например?

LS: ирина пишет: маршал Ней Если есть прецеденты (посмертное награждение и через сотни лет), тогда - да, генерал Дюма должен быть в этом списке.

Стелла: Теперь социалисты у власти. Может, и пойдет дело. Очки -то надо зарабатывать у населения, тем более, что Дюма -дед - это гордость Франции.

ирина: Попыталась выяснить : к какому африканскому племени принадлежали предки Дюма по отцовской линии. Задача не из легких. Про его бабушку нам почти ничего не известно кроме имени. Ни портрета, ни биографии. Но есть портреты отца Дюма, генерала Тома-Александра Дюма и самого Дюма. Выяснив, из какого региона экспортировались рабы в колонию Сан-Доминго и вычислив по портретам этнотип можно что-то предположить. Приблизительно, конечно. Во-первых в Африке живет около 107 племен, во-вторых, рабы, конечно вступали в браки между собой и ассимилировались. Но попробуем. Итак, приступаем. " Ритмы в свете, Ритмы в цвете, Ритмы в звуке, Ритмы в шагах окровавленых ног, Ритмы в крови, текущей из-под ногтей. И все это ритмы, ритмы, О, голоса истерзанной Африки!" Агостинье Нето. Ангола Сан-Доминго. Южная часть острова Гаити. Испанская колония , основанная в 1645 году основана братом великого мореплавателя Христофора Колумба Бартоломео Колумбом. Вначале на юге острова селились французские охотники-буканьеры. Затем пиратская бухта французских пиратов-буканьеров. В 1695 году французы вытеснили испанцев. и с 1695 года Сан-Доминго французская колония. В первую очередь колонисты уничтожили местное население индейцев-таино.. Часть ушла в горы, большая часть погибла в неравной борьбе. С семнатцатого века в колониях налаживается плантаторское хозяйство: производство сахара, кофе, табака. Сан-Доминго становится основным поставщиком сахара в французскую метрополию. Возникает потребность в рабочей силе на плантациях. Оставшихся в живых и обращенных в рабство таино явно не хватает, как следствие возникает работорговля с Африкой. Работорговлей занимается Вест-Индийская торговая компания . Министр финансов Кольбер " Работорговля полезна для развития французского коммерческого флота"

ирина: На протяжении пятисот лет торговля осуществлялась по так называемому золотому треугольнику. Метрополия- Африка- Колония Товары Метрополия-Африка товары: порох, оружие, ткани, бисер, спиртное и прочая хрень Африка-Колония товары: живой товар, чернокожие рабы Колония- Метрополия товары: колониальные товары : кофе, сахар, какако, табак Теперь посмотрим, куда направляются корабли французских работорговцев. " Маленькие дети, Ни за что на свете Не ходите , дети В Африку гулять. В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие, злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать Не ходите дети, в Африку гулять. Там живет ужасный, страшный Бармалей, Он бегает по Африке и кушает детей" Корней Чуковский.

ирина: А корабли французских работорговцев направляются к западному побережью Африки. Регион: Гвинея, Конго, Дагомея. Пункт остановки Невольничий берег. (где-то в фантастически дурацкой статье сказано , что , дескать, Пушкин и Дюма чуть ли не родня, мол предки из соседних регионов. Ага, у Пушкина с восточного побережья, у Дюма с западного. Земляки, с одного материка) Теперь техника самой работорговли. К берегу корабли не подходят. Бросают якорь в нескольких километрах. А то их самих в рабство обратят и загонят по сходной цене где-нибудь в центральной Африке или на восточном побережье, на исторической родине Пушкина. А могут из-за кустов копьем или ножом-ассегаем с целью грабежа. Поэтому команда торговцев живым товаром причаливает на шлюпках, тихо, без шума, вечерком. Немного цифр и фактов. за пятсот лет работорговли из Африки вывезено от 100 до 150 миллионов человек. На одного доставленного в колонию 5 убитых, 5 погибших в пути. В Сан-Доминго вывезено с западного региона два миллиона человек. Стоимость одного раба у французских работорговцев. Один раб- один нижеуказанный предмет. Три фунта янтаря 100 патронов 9 унций кораллового ожерелья 4 метра ярко-красной ткани 4 ружья 30 фунтов красной пряжи 4 фунта гвоздей 6 пистолетов 50 фунтов пороха 12 пачек писчей бумаги За особо ценного раба возможна комбинация товаров

ирина: Охота на людей стала выгодным бизнесом. Она ведется на всем западном побережье и на 200 километров вглубь материка Поставщики живого товара: мулаты-работорговцы местные царьки объекты продажи : пленные похищенные собственно сами соплеменники Каким образом люди становятся товаром: 1 похищение. Работает целая законспирированная организация Эк-Пе , настоящая Коза Ностра. Людей попросту ждут в засаде как дичь 2 пленные. Ведутся межплеменные войны с единственной целью добыть живой товар 3 сами соплеменники. Вождю ничего не стоит продать своего подданного. Есть такая должность- продавец своих же соплеменников- марук. Третье по значимости лицо после вождя и жреца. Проданных людей клеймят на корабле, плотно утрамбовывают в трюме. Раб может только сидеть с раздвинутыми коленями, ими буквально набивают трюм как селедку в бочку. Ну чем больше натолкал трюм, тем больше выгода. В таком состоянии несчастные люди достигают берегов Сан-Доминго . Один из пяти.

ирина: " В моей строке отточенным копьем Пронзает сердце сахарный тростник" Гарольд Телемак . Тринидад Ух, наконец-то путем упорных исследований я вычислила племена, вывозимые В Сан-Доминго. Точнее, племенные группы. Потому что одна группа включает десятки племен с родственным языком. Это : йоруба, эве, конго. И важная информация. Продолжительность жизни раба на плантации Сан-Доминго семь лет. Рабы все время доставлялись из Африки, с западного побережья. Все рабы были рабами в первом поколении. Максимум во втором. Следовательно, прадед и прабабка Дюма были представителями африканских племен. Или одного племени, если Мария-Сесета Дюма была рабыней в первом поколении.

ирина: " Вы сын генерала Дюма? Вы похожи на него ростом и лицом, но он был смуглее" Александр Дюма. "Волонтер девяносто второго года" " Встаю во весь рост, обнаженный и сильный, Настоящий дикарь, настоящий потомок рабов" Филиппп Тоби-Марселен. Гаити Теперь постараемся определить этнический тип , к которому принадлежал генерал Дюма и его сын писатель Александр Дюма. Сразу, что обращает на себя внимание: они красивы. Я бы сказала, очень красивы. Словесный портрет генерала Дюма . "Черты лица у него были правильные, глаза великолепные, фигура стройная, а кисти рук и ступни- изящние, как у женщины". Ещё: высокий рост, роскошная африканская шевелюра и физическая сила. Его сын, писатель Дюма: белокожий и голубоглазый, с европейской внешностью. Следовательно его дед, марказ да Ла Паейтри , нормандский аристократ , был голубоглазым, согласно законам генетики . И его мама Мари-Луиза была голубоглазой или носительницей генов голубых глаз, кто-то из её родителей голубоглазый. От отца он унаследовал рост, физическую силу, темперамент, телосложение, шевелюру и маленькие, изящные ступни и кисти, предмет гордости Дюма, наследство нормандских аристократов. Вроде от отца немного, но все сослуживцы отца узнавали в нем генерала Дюма. Видимо, было то, что портрет до нас не доносит. Это мимика, жесты, улыбка, тембр голоса. Итак, пришлось искать из народов западного побережья, вывозимых в Сан- Доминго, высоких, пропорционально сложенных, с европейским лицевым углом и правильными чертами лица.

ирина: " Прекрасна ты не по канонам, Черна, стройна, неотразима. Ты вся-ответ глупцам, влюбленным, В наследье Греции и Рима, Твердящим, что из-за Елены Сто кораблей пришло под Трою, И губы кривящим надменно Над опаленной красотою" Воган о. Барбадос Красивый народ, верно? В наложницы плантаторы брали девушек красивых в европейскрм понимании красоты и Сесета Дюма была, по-видимому образцом такой красоты. Перед вами пара племени йоруба. Определить красивые лица среди многих этносов оказалось легче, чем я думала. Йоруба пришли из Египта. В древних египтянах есть капля их крови, и сходство видно. А ещё йоруба дали миру великий танец румбу, основу всех медленных танцев. http://yeyeolade.files.wordpress.com/2011/05/aso-oke-nigerian-wedding-dress.jpg

ирина: И хотелось бы завершить словами гаитянского поэта О сердце неотвязное мое! Они в тебя вонзаются как клочья, Мои привычки и житье-бытье, Моей французской речи благозвучье. Дары Европы, пусть я сросся с вами, Но самых горьких мук не избежал. Как укротить французским словами, То сердце, чья отчизна Сенегал? Леон Лало Гаити

Стелла: По настоящему европейские черты лица - у эфиопов. Но костяк у них высокий, тонкий, изящный. Гигантов среди них за 20 лет не видела, хотя высоких очень много.

ирина: Эфиопия- это восточная Африка, туда европейцы нос не совали. Полагаю, из-за алжирских пиратов. Там они сами становились пленными рабами. Рабы в Сан-Доминго завозились с побережья Западной Африки. Государства Конго, Дагомея. Поэтому пришлось искать из этих народов. Наиболее близким типом из этих народов оказались йоруба. Они часто очень красивые в европейском восприятии. Что касается роста и вобще могучего телосложения. Генерал Дюма одним видом вызывал религиозный страх у египтян, возможно, тут явление гетерезиса. Яркое проявление дремлющих генов. Происходит при смешивании рас. Вполне возможно, его предки по материнской линии не такие уж гиганты. Но если со стороны нормандских аристократов тоже был ген высокого роста и могучего телосложения, то он проявляется в первом поколении при смешивании рас.

ирина: " Уничтожить всех чернокожих гаитян старше двенадцати лет" Наполеон. " Вы предлагаете надеть мне оковы на свой народ! Не забывайте, что я сам негр. Никогда я не совершу преступления против человечества и своей расы!" Генерал Тома-Александр Дюма Нашла интересные факты. До сегодняшнего дня считала, что конфликт генерала Дюма с Наполеоном это сугубо личный конфликт . Дюма был противником египетского похода и осуждал Наполеона за личный деспотизм. Так примерно у Моруа. Прочитав заметку французского историка, академика Клода Рибба, я узнала много нового. Моруа деликатно обходит острый вопрос- геноцид гаитян учиненый Наполеоном в 1802 году. На Гаити вспыхнуло восстание рабов под руководством Туссена Лувертюра. Восстание охватило весь остров, все чернокожее население. Условия жизни рабов были ужасны. Продолжительность жизни семь лет. Наполеон принимает людоедское решение: уничтожить все чернокожее население Гаити старше 12 лет. Всех! Больше 600 000 человек! И предлагает это... генералу Дюма! Гаитянину! Я думала это сарказм. Нет , это была проверка на лояльность . Вполне серьезное предложение. Во-первых гаитянин наиболее адаптирован к сложным условия острова. Весь корпус генерал Леклерка погиб от малярии, а местному населению пофиг. Во-вторых колоссальный авторитет генерала Дюма в армии . Он стал неудобен для Наполеона как фельдмаршал Роммель для Гитлера. А после четко обозначенной Дюма позиции так же опасен. И так же как Гитлер Роммеля он уничтожил генерала Дюма. Травить его подобно Роммелю было не надо, уже отравлен. Наполеон подверг его моральной и социальной травле. И дело тут не в египетском походе. В конце-концов его нерациональность была очевидна в 1802 году самому Наполеону. На Гаити 10тысячный корпус Леклерка учинил геноцид. В вулканах на острове добывали серу и двуокисью серы душили людей в трюмах. Сотнями. Рубили головы, топили, затравливали собаками. За год 600 000-ное чернокожее население Гаити было практически полностью уничтожено и заменено вновь привезенными рабами из Африки, не адаптированными к новым условия и не способными бунтовать. До этого генерал Дюма отказался поднять оружие против гражданского населения и стрелять в повстанцев Вандеи, переломив свою шпагу. У Наполеона была цепкая память . Он преследовал не только умирающего генерала Дюма, но и затем его семью, его вдову, его осиротевших детей. Младшему на момент сиротства было только три года! Вот список социальных и моральных репрессий которому был подвегнут сам генерал и его семья: 1 Невыплата жалования за три года плена. заметка: При подавлении мятежа в Каире, когда Дюма, одетый в одну саблю спас армию от десяти тысяч повстанцев, он захватил трофеи стоимостью в два миллиона франков. Он сдал все в государственную казну до гроша.

ирина: 2 После освидетельсвования военной медицинской комиссией генерала Дюма и признанием его неспособным к военной службе по состоянию здоровья, вместо назначения ему пенсии положенной по закону, последовал хамский ответ Наполеона, что если генерал Дюма не может служить он легко заменит его любым капралом. 3 Моральные и социальный репрессии : демонстративное неуважение, пренебрежение, выражаемое Наполеоном к генералу Дюма и его семье привело к потере социального статуса и частичной социальной изоляции семьи. Часть прежних знакомых стали избегать общения с семьей. Репрессии по отношению к семье: 1 Отказ в пенсии вдове, положенной ей по закону. На её попечении остались несовершеннолетние дети и младшему только три года! 2 Хамски-пренебрежительное поведение по отношению к госпоже Дюма. На её неоднократные просьбы принять её, ответ Наполеона никогда при нем не произносить имя Дюма. 3 Социальные репрессии к осиротевшему сыну: отказ в обучении в лицее с выплатой государственной стипендии. Умирая , генерал Тома-Александр Дюма сожалел, что не умирает на поле Аустерлица.

Стелла: Никогда не понимала преклонения перед Наполеоном. Конечно, бунт Дюма он не простил.

ирина: В свой единственный визит в Париж Гитлер возложил цветы на могилу Наполеона. На другой день, поезжая мимо, кортеж Гитлера салютовал Наполеону. Наполеон приказал отравить опиумом больных чумой французских солдат в госпитале. Расстреливал картечью восставших портовых грузчиков в Лионе. Топил сотнями гражданское население Египта. Оствлял умирать раненых на поле боя в Турции и замерзать обмороженных в России. Он ввел в обиход слова: " пушечное мясо". Дюма открыто обвинил его в бесчеловечности. И авторитет Дюма в армии был так велик, солдаты и офицеры его боготворили, что он стал реально опасен для Наполеона. Он опасался, что Дюма может повернуть армию против него. Наполеон добивал, социально и морально Дюма, преследовал его семью, вытравливал память о нем. Вспомните, когда его сын обратился к его сослуживцам, через столько-то лет, они его как бы не узнавали, как бы сомневались сын ли он того самого Дюма. Не узнать при таком то сходстве! Слава богу, были такие, что с первого взгляда узнавали.

К.Б.: Тома-Александр, маркиз Дави де ля Пайетри

ирина: Я же говорила, он потрясающий!

ирина: После смены власти и реставрации Бурбонов социальные репресси семьи генерала Дюма продолжились. Дело в том, что на Гаити вновь была введена система рабства чернокожего и цветного населения. Законодательством рабы были признаны движимым имуществом. Все афро-французы гаитянского происхождения подверглись социальным репрессиям. Поддерживать с ними отношения считалось как то неловко... нереспектабельно. И имя генерала Дюма и его семья подверглись общественному остракизму. К счастью, у семьи были друзья и родственники, которые проявили ни много , ни мало, как подвиг, поддерживая семью опального генерала-гаитянина.А его сын, отказавшись сменить фамилию и оставшийся верным памяти отца совершил героический поступок, ведь опять вспомним, как в Париже в нем то не узнавали сына генерала Дюма, то прямо указывали на дверь. Дюма боролся за восстановление общественного уважения к памяти своего отца. Он добился установки памятника генералу Дюма. Деньги на памятник собирали по всему миру, все чернокожее население мира. " Франция при всей своей гордости, не смеет не помнить, что сделал для неё гаитянский генерал" Александр Дюма

LS: К.Б. Спасибо! А кто автор портрета?

ирина: LS пишет: А кто автор портрета? Гильом Летьер . Его работы есть в Эрмитаже. С Дюма отцом, а затем сыном, если не ошибаюсь, связывала личная дружба.

david: ирина Автор приведенного портрета генерала А.Дюма ("Черный дьявол") - Olivier Pichat

ирина: Нашла информацию: Гильом Летьер, французский живописец эпохи классицизма. Мулат, сын свободной негритянки и королевского прокурора. Личный друг семьи Дюма. Автор портрета генерала Дюма. Этот портрет был в замке Монте Кристо принадлежавшем сыну генерала писателю Александру Дюма. Так кто автор портрета? В каталоге генералов наполеоновской армии есть портрет генрала Дюма более позднего периода. Там генерал... ещё лучше! Но там изображение крошечное, не удается увеличить.

david: http://www.culture.gouv.fr/public/mistral/joconde_fr?ACTION=CHERCHER&FIELD_98=REPR&VALUE_98=%20Dumas%20g%E9n%E9ral&DOM=All&REL_SPECIFIC=3 Domaine peinture DЁ¦nomination tableau Auteur/exЁ¦cutant PICHAT Olivier Titre Portrait du GЁ¦nЁ¦ral Dumas PЁ¦riode crЁ¦ation/exЁ¦cution 4e quart 18e siЁЁcle Lieu de conservation Villers-CotterЁєts ; musЁ¦e Alexandre Dumas NumЁ¦ro d'inventaire 91.2.1 N 4 (Официальный сайт министерства культуры Франции) http://entreetoblackparis.blogspot.co.il/2011/08/visit-to-hometown-of-alexandre-dumas.html https://www.google.co.il/search?sourceid=navclient&aq=0&oq=&ie=UTF-8&rlz=1T4ADFA_enIL454IL454&q=olivier+pichat+dumas&gs_upl=0l0l0l2156lllllllllll0&aqi=s154 http://www.artelista.com/en/great-masters/artwork/8182349143964046-portrait-equestre-du-general-alexandre-davy-dumas-1762-1806-pere-d-alexandre-dumas-19eme-siecle.html

ирина: Несколько слов в защиту маркиза Антуана-Александра Дави де Ла Пайетри. Был ли он жестоким отцом, продавшим своих детей в рабство. Изучая историю работорговли в Сан-Доминго, обратила внимание на такой факт. Закон от 1685 года. " Черный кодекс", регулирующий взаимотношения рабов и хозяев. Статья девятая:" Свободные люди, сожительствующие с рабами подвергаются штрафу две тысячи фунтов сахару. Хозяева, сожительствующие со своими рабынями, подвергаются штрафу, рабыня и дети у них отнимаются и помещаются в негритянский дом, без права когда-либо получить свободу" Вы представляете? У отца отнимали детей и жену и помещали в негритянский дом. Место, куда отдавали рабов, которых бросили сами хозяева, больных и калек подыхать... умирать. Место, гораздо более страшное, чем приют для бродячих собак. И нравы там были, страшней, чем в тюрьмах. Что делали плантаторы, чтобы спасти своих детей. Они совершали акт фиктивной купли-продажи, чтобы дети перестали считаться их собственностью и таким путем избегали помещения детей и жены-негритянки в негритянский дом и последующего их клеймения, кстати. Теперь о ситуации, в которой оказался маркиз де Ла Пайетри. В 1762 году умерла его гражданская жена Мария- Сесета , тайфун полностью уничтожил плантацию. Полностью. Он оказался вдовцом с четырмя детьми на руках, полностью разоренным и самое страшное, детям угрожал негритянский дом. Ну не мог он в этот моменот ни выплатить штраф, ни дать взятку властям.( Что обычно плантаторы и делали) Он принял разумное решение, фиктивная купля-продажа кому либо из близких знакомых и родственников, с тем, чтобы дети находились в хороших условиях. На острове оставался его брат, которых, возможно выполнял функции опекуна. Что говорит о том, что дети были в хороших условиях. Обратите внимание на молодого маркиза де Ла Пайетри. Он находился на острове без отца пять лет, ему восемнадцать. Он тут же принят в свете, он читает Плутарха в подлиннике. Его письма говорят мало о грамотности, о прекрасном образовании. Ребеночек явно не тростник рубил на плантациях. Отец восстановил свое финансовое благополучие и вероятно, планировал забрать остальных детей. Ну или обеспечить им финансово обеспеченную жизнь на острове. По мере роста финансового благополучия. А почему он этого не сделал? Гаити охватило пламя гражданской войны , до 1802 года непрерывные восстания рабов и военные действия. Связь Гаити с метрополией была прервана. Так что все не так однозначно. Семья оказалась разоренной и под угрозой ксенофобского закона. Одного сына маркизу удалось спасти, остальных, может, просто не успел.

К.Б.: Нашла целый сайт :) http://www.general-dumas.com/index.php а еще здесь http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=109 откопались вот такие раритееты Генерал Тома-Александр Дюма Письмо Александра Дюма Александр Дюма в 26 лет. Какой красавец!!!

ирина: К.Б. пишет: Какой красавец!!! И папа тоже.

ирина: Давайте уж будем справедливы до конца: мама тоже была очень хорошенькой.

david: Кстати, о раритетах: Письмо Дюма (деда, генерала) и приказ по армии, подписанный (завизированный) генералом Дюма. Александром, а не Матье.

ирина: david, К.Б. , спасибо за интересные материалы о генерале Дюма. Во Франции за посмертную реабилитацию памяти генерала Дюма борется ученый-историк Клод Рибб. Им написана книга "Черный дьявол" в 2010 году, у нас, к сожалению пока не изданная . С памятью о генерале Дюма упорно боролся то Наполеон, то Гитлер, то вобще всех мастей ксенофобия и зависть. Памятник в его честь сносился дважды. Первый раз в 1913 году, второй раз в 1943 году по личному распоряжению Гитлера ( а цветочки-то он Наполеону лично на надгробие возлагал, почувствуйте разницу). Сейчас памятник установлен аж в 2009 году. Куприн назвал писателя Александра Дюма " великим и славным сыном великого и славного отца".

К.Б.: ирина пишет: И папа тоже. Давайте уж будем справедливы до конца: мама тоже была очень хорошенько и сынуля (или внучек) не подкачал Писатель Александр Дюма-сын Это фотографии Феликса Надара http://www.liveinternet.ru/users/3101475/post146779469/ Писатель Александр Дюма с дочерью Мари а также марки для дюманов http://www.bochkavpechatleniy.com/social/blog/23142/8385

ирина: К.Б. пишет: и сынуля (или внучек) не подкачал Красивые, талантливые люди. Династия. И порода. Александр Дюма-сын баск по матери. Сколько разных рас и народов в этой династии. Нормандские аристократы, африканцы племени йоруба, баски, французы.

ирина: Всегда стремлюсь докопаться до истины. Из биографии Дюма, написанной Моруа образ генерала Дюма предстает перед нами этаким воякой-рубакой, " слишком честным, чтобы быть умным", храбрым, но простодушно-недалеким. Так ли это? Попыталась разобрать те военные операции, которые непосредственно планировал и осуществлял дивизионный генерал Дюма, командарм, между прочим. Командующий Австрийской армией, кстати. Было трудненько. Отовсюду имя генерала Дюма вычеркнуто. Везде: Наполеон осадил Мантую, Наполеон разбил армию такого-то, доходит до абсурда: Наполеон одновременно одерживает победу на двумя армиями, дислоцированными в двух разных местах. Но сопоставляя факты и биографию, удается установить, что одну из армий разбивает Дюма, ну да он всего-навсего камандарм Австрийской армией, так, несущественная деталь. Культ личности Наполеона и сейчас незаслуженно оттесняет Дюма. К его памяти относятся не с должным уважением. Не забыли ( и то, благодаря сыну), но и не помнят. Итак, что я выяснила. С большим трудом. 1 Заслуга генерала Дюма в создании бригады альпийских стрелков. Создание горных войск вклад генерал Дюма в французскую армию. 2 Формирование, организация Австрийской армии, буквально на ходу, в условиях похода. Армия была не организована, должным образом не обмундирована, не дисциплинирована. Дюма за считаные дни превратил её в мобильную, организованную боевую единицу. Теперь про победу Дюма и взятие Мантуи. Мантуя-ключ к Германии. Оборона- генерал Болье. К Мантуе австрийцами направлены две армии: 25-тысячная генерала Кваждановича и 35-тысячная под командованием генерала Вурмезера. К Болье направлен шпион из Милана с информацией. Шпион перехвачен ночным дозором и представлен Дюма. Бумаг при нем не обнаружено. Дюма догадывается о том, что бумаги проглочены ( допрос с побоями, но без увечий). После рвотного у Дюма восковой шарик с бумагами, в которых информация о планах врага. Армия Кваждановича разбита Наполеоном под Брешитом, армия Вурмезера, выдающегося полководца, кстати, разбита генералом Дюма. В бою под ним дважды убиты кони. Дюма лично отбил шесть знамен. Вурмезер скрывается в Мантуе с остатками армии и после талантливо организованной генералом Дюма осады ,Мантуя, ворота Северной Италии взята. А теперь ответьте: талантливый ли полководец дивизионный генерал Дюма, или честный, но неумный? Но это же Наполеон говорит, который всячески старался унизить Дюма из зависти. Талантливый военноначальник генерал Дюма! Очень талантливый! И храбрый.

LS: david david пишет: Александром, а не Матье. А кто такой Матье?

david: Гийом Матье Дюма (1753-1837) - французский генерал, граф http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%BC%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5 Часто происходит путаница: обычно, когда говорят о генерале Дюма - имеют в виду Матье, а Александра обычно или обозначают именем, или как "отца писателя". В документах же наполеоновского времени приходится или проверять почерк и подпись, или проверять должность вышеуказанных генералов... Например, А.Дюма командовал альпийской армией с 22 декабря 1793 по октябрь 1794, так что С.Бернар, например, брал именно он (22 апреля 1794).

ирина: Спрячусь за диван от летящих в меня тапок и оттуда задам вопрос: я о детских воспоминаниях Дюма, о его визите с отцом в замок Монгобар к сестре Наполеона имперской Венере Полине Боргезе в 1805 году. Там сцена как генерал Дюма подносит её на руках к окну и затем его сын говорит, что он никогда не узнает, что было у него за спиной, он смотрел в окно на охоту. Так я спрашиваю (прячусь ещё дальше за диван). А что там за спиной было? У генерала Дюма был роман с имперской Венерой? Замок-то был по соседству, там под предлогом верховой прогулки доехать... В конце-концов она была самой красивой женщиной эпохи, а он самым прекрасным мужчиной эпохи. А то, что он был смертельно болен, так я знаю такие романы умирающих.Они живут свой короткий срок, зная что он короткий , на всю катушку. Это я как врач говорю.

LS: Циммерман, пересказывая этот эпизод, намекает про шалости на диване сестры Бонапарта и генерала Дюма за спиной ег омаленького сына. Обычно Циммерман не слишком доверял мемуарам в той части, где они противоречили здравому смыслу или общей картине мира. Но в этом эпизоде его скептицизм куда-то исчез. Видимо, и образ жизни дамы и характер генерала не делали такой поворот событий невозможным.

ирина: Ну вряд ли так уж шалости, ведь сынуля в любой момент мог обернуться , скорее они целовались. Да и Циммерман под диваном не сидел, так что не очевидец. Я думаю, что мальчик, глядящий в окно, не был занят сценой охоты, а навострил ушки. Дети понимают гораздо больше, чем думают родители. Молодец сынок, умница, папу не сдал. Если у них был роман, то рисковали оба. Наполеон, который в это время глубоко лично ненавидел Дюма надавал бы сестре люлей, да и генералу не поздоровилось бы. Меня удивиляло, как в день смерти, чувствуя, что умирает, генерал Дюма поехал кататься верхом. Или он ездил в замок Монгобар проститься?

LS: Циммерман излагает события так: Генерал приехал в замок к Полине с сыном. Принцесса усадила генерала у своих ног, положила ноги к нему на колени и кончиком своей туфли играла пуговицами на его сюртуке. Она что-то шептала генералу на ухо, оба хохотали, щека принцессы касалась щеки генерала. Принцесса попросила генерала отнести ее к окну, откуда они наблюдали за охотой. Потом генерал отнес принцессу обратно на канапе (она что, хромая была?) Дальше Циммерман цитирует "Мемуары": "Не знаю, что происходило за моей спиной. Всем моим существом я был вместе с оленем, который только что промчался по аллее, с собаками, с охотниками; всё это было мне гораздо интересней, чем принцесса". Эта сцена относится к ноябрю 1805 года, (а генерал умер в феврале 1806 г.), значит Дюма тогда было 3,5 года, и у меня нет уверенности, что мальчик что-либо понимал настолько, чтоб сдать или "не сдать папу". :) Кстати, Циммерман пишет, что в последние месяцы жизни анемия не позволяла генералу кататься верхом, и поездка к Боргезе была едва ли не последней.

ирина: Интерес ситуации в том, что Полина Боргезе не только сестра Наполеона, ненавидевшего и преследовавшего Дюма, она в первом браке мадам Леклерк, вдова того самого генерела Леклерка, учинившего геноцид на Гаити, первого автора душегубки. После отказа Дюма от гаитянской миссии ( последняя фраза его отказа: "Я никогда не принесу смерть и позор моей родине Гаити") После гневного отказа Дюма Наполеон поручил эту миссию новоиспеченному зятю, мужу своей сестры Полины генералу Леклерку. Счастливый этим почетным родством Леклерк взялся за поручение с энтузиазмом. Новобрачная и слышать не хотела о поездке на остров. По приказу Наполеона Полину несли на корабль офицеры на руках. Принцесса брыкалась, отбивалась и орала. Пока супруг геройствовал, уничтожая женщин, стариков и детей, генеральша вела светскую жизнь. Развлечением аристократок было зрелище, как негров и цветное население травят собаками. Ну дрессировали так собак для розыска беглых рабов, на живых объектах. Леклерк и весь 10 000-ный корпус погибли от малярии. Но и уничтожили пркактически все черное и цветное население Гаити. Так что, если роман действительно был, это своего рода для Дюма моральный реванш. Так сказать, и её, и Наполеона, да заодно и покойного генерала Леклерка, царствие ему небесное.

ирина: Придумав вас, великий скульптор бог-отец Тряхнув кудрями отложил для мрамора резец. Из смуглой бронзы он героя отливал. Смеялся и бурлил, сиял и плавился металл. Из пены волн морских подобно Афродите, Ступили смуглым полубогом вы на берега Гаити. В борьбе и муках вы прожили свой короткий век, Вы смертны-вы не бог, вы совершенны- вы не человек. Мой генерал, вас создал вдохновенный бог, Но черт лукавый в том создателю помог. " Он больше чем святой-он полубог!" Александр Дюма.

ирина: Вопрос из серии " Вопрос ужасного ребенка". Генерал Дюма умер ровно в полночь. Его маленького сына забрала к себе двоюродная сестра жены, чтобы не травмировать ребенка картиной смерти отца. Ровно в полночь , то есть в момент смерти отца , в дверь двоюродной тетки громко постучали. Ребенок, нисколько не испугавшись, бросился к двери. На вопрос тёти, он сказал, что пришел папа проститься. Женщина открыла дверь, и мальчик кричал в открытую дверь, протягивая руки : "Прощай, папа!" Так я спрашиваю, а что это было? Правда он видел на пустой улице отца? Ведь минута в минуту. В правдивость рассказа я верю абсолютно. Во-первых смертью близких не шутят. Во-вторых дети действительно видят и чувствуют то, что не дано взрослым. В день своей смерти к моему семилетнему сыну во сне пришел его дедушка, которого он очень любил. Потом, когда Дюма пришел в Париж, что у него было? Только имя отца. И ведь помог отец! " Вы сын того самого генерала Дюма..." Как сказала моя мама : " Помог ему отец. Потому что настоящий человек он и на том свете человек, а дрянь, она и на этом свете дрянь".

LS: ирина Ответ на этот вопрос можно поискать у самого Дюма. Вернее, у самого Дюма однозначный ответ не нашелся. Помните разговор мушкетеров о призраках?

ирина: LS пишет: Помните разговор мушкетеров о призраках? Не помню. Но что отец во всех его благородных героях, это я, разбирая биографию отца, поняла. Там не только Портос, это очень прямолинейно. Ну физическая сила, ну честность. Но ведь все гораздо глубже. И сложней. Сам отец очень сложный, интеллектуальный и трагичный. Например, тема клейма. Клеймо было. У бабушки. Всех рабов в первом поколении клеймили. Даже если она рабыня во втором поколении, так его отцу клеймо угрожало. При помещении в негритянский дом после смерти матери и разорении отца. А это навсегда закрыло бы дорогу в социальное общество. Ну и вобще аристократ с клеймом рабского происхождения. Или сломаная шпага. Была. Отказавшись стрелять в повстанцев Вандеи, гражданское население, его отец сломал перед Наполеоном шпагу. Или о бунте против Наполеона, " отец ,возможно, совершил ошибку". Это бездна, в которую чем пристальней смотришь, тем пристальней она в тебя смотрит. Так что это было? Неужели правда он в момент смерти отца его увидел? И отец правда незримо присутствовал в его жизни?

Nataly: LS пишет: Вернее, у самого Дюма однозначный ответ не нашелся. Помните разговор мушкетеров о призраках? А помните видение Атоса?

Стелла: А помните видение Атоса?- пишет Nataly . Такой силы видение - это , скорее всего редкость. Но у нас в семье предание, которое сбывается уже три поколения: если кому -то из нас снится умерший родитель, который зовет с собой- пора подводить итог и готовиться. Видение Атоса, это, по- сути, сеанс телепатии. Дюма увлекался такими вещами: у него полно таких эпизодов; одни видения Андрэ чего стоят!

Кассандра: Стелла пишет: сеанс телепатии Скорее, проявление дара ясновидения. (М-да... Каких только даров у Атоса не было). Ведь он же не мысли эмоции сына воспринял, а увидел, что произошло. Жаль, граф раньше этой способностью не пользовался, может, не дошло бы дело до Африки-то.

Стелла: Кассандра , так никто ему такого потрясения , связанного с сыном и друзьями раньше не устроил. Один сынуля любящий и сподобился, как дорос.

ирина: Но ведь Атосу к моменту смерти сына лет 58-61 , у него могут быть эмоциональные образы, воображение. Ведь он знал о намерениях сына, так что его предчувствия и видения основаны на информированности. Но ведь Дюма к моменту смерти отца всего три с половиной года! Он крошка. Информации о том, что папа умирает у него нет, взрослые старались скрыть, чтобы не травмировать ребенка. Вспомните, тетя его именно поэтому к себе забрала. А он чувствовал. И в момент смерти стук слышала тетя, взрослый человек. Конечно близкая родственница, конечно сочувствовала, но не могло у неё быть такой эмоциональной подсознательной связи как у отца с сыном. Да ведь дитятко и не поняло, что папа умер. Ведь спрашивал у мамы : " Мама, а где мой папа?". И потом помните, как он с ружьем поднимался на чердак. " Убью бога! Зачем он моего папу забрал!" Это какой же силы горе. ( Моя мама плачет: " Да моя ты деточка!") И потом, ну в конце концов, Атос это литературный образ. А Дюма живой человек и это биографический факт. Тем более удивительный, что видел трехлетний ребенок, у которого нет ни информации, ни воображаемых образов. А слышала взрослая родственница, человек, надо полагать, в трезвом уме и памяти. Это какой же силы была эмоциональная связь с отцом, как он его любил.

Стелла: Атосу на момент смерти было 62- Дюма это пишет и это совпадает со всеми расчетами. А все эти случаи только и держатся на эмоциональной связи. У детей она, видимо, особенно сильна. А что происходит на стыке миров- телесного и духовного, мы можем только строить предположения. Лет 20-25 назад привелось мне по телевизору , в какой-то научно- популярной передаче услышать историю, невероятно похожую на историю с видением Атоса. Я тогда не была в курсе медицинских познаний Дюма, но меня это потрясло то, что Дюма это не выдумал: такое реально. Моруа я читала один раз до того и за много лет до передачи. Так что : было и мне откровение.

ирина: Да бог с ним, с Атосом. Я о Дюма. Ну так , эмоциональная связь. Ребенок любил отца, отец сына. Мог ребенок почувствовать, что отец умирает. Тем более умирал в сознании, о маленьком сыне, понятно, думал. Так. А как тетя стук в дверь услышала? Не услышала, не открыла бы. Ей какая телепатия и эмоциональная связь? Ведь стук в дверь явление физическое. Нет , тут что-то сложное. " Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Ну вот с точки зрения логики. Допустим, телепатическая связь. Но стучать то зачем? Что стоит привидению или образу пройти через стену. Нет стук, открытая дверь, " Папа, прощай!". Чтобы у явления был взрослая и трезвая свидетельница. Чтобы точно знали, дитя с горя не бредит. Приходил папа прощаться.

LS: Помните разговор мушкетеров о призраках? " - Этот человек, должно быть, сущий дьявол. Он исчез, как тень, как призрак, как привидение! - Вы верите в привидения? - спросил Атос Портоса. - Я верю только тому, что видел, и так как я никогда не видел привидений, то не верю в них, - ответил Портос. - Библия, - произнес Арамис, - велит нам верить в них: тень Самуила являлась Саулу, и это догмат веры." ("Три мушкетера", ч. I, гл."Характер д'Артаньяна вырисовывается.") ирина пишет: Информации о том, что папа умирает у него нет, взрослые старались скрыть, чтобы не травмировать ребенка. Поведение отца менялось и это мог понять даже такой малыш: прежде всего, генерал становился всё более резок и раздражителен с окружающими. Циммерман пишет, что только маленький сын не вызывал у него негативных реакций. Откуда Циммерман это узнал? Я думаю, из мемуаров самого писателя. Значит, малыш это запомнил. Еще одно изменение, которое не могло пройти незамеченным: генерал постепенно слабел (анемия, ведь?) И ребенок тоже не мог этого не заметить. А главное, он не мог не заметить, что взрослые члены семьи к чему-то готовились, как обычно готовятся в семье к смерти близкого человека, который постепенно угасает. И когда начались нечто необычное - тетка забрала к себе - пошли соответственные реакции. Нет? Атос это литературный образ. А Дюма живой человек и это биографический факт. Любой литературный образ - это отражение внутреннего мира его создателя. Тем более - Атос, с его орденами... с орденами, не полученными генералом Дюма. Хотя лично я не разделяю мнение, что призрак отца приходил РЕАЛЬНО (а не в воображении мальчика, ставшего позднее гениальным писателем).

ирина: LS пишет: Любой литературный образ - это отражение внутреннего мира его создателя. Тем более - Атос, с его орденами... с орденами, не полученными генералом Дюма. Так Атос литературная проекция образа отца? Значит " полубог" это отец? По поводу приходил ли призрак отца реально, или в воображении мальчика. Да, смерть отца была ожидаема. Ребенок вполне мог чувствовать, что в семье что-то происходит. И вполне возможно, что в дверь стучал зимний ветер. Но вот совпал по времени момент смерти отца и чувство сына, что папа пришел прощаться. Во всяком случае это сильная подсознательная связь. Или телепатическая связь.

david: Сегодня - годовщина смерти Дюма... 142 года.... Четыре поколения.... И все читают Дюма!

Стелла: И - экранизируют!

david: Благодаря любезности дирекции Музея Дюма в Вилле-Коттре мы имеем копию генеалогического дерева А.Дюма

Меланхолия: Атос, вот что я нашел сегодня в комнате на столе. Как оно туда попало, черт его знает! А вот что я нашла сегодня на Ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=an1T_e9xXEI http://www.youtube.com/watch?v=XuNvgjm-FdE http://www.youtube.com/watch?v=BFT6IIac5oc Никаких пояснений писать не буду. Для усиления эффекта такое лучше смотреть неподготовленным.

Стелла: Очередной бред. Без комментариев.

Марго: Вот это фантазия у людей! Я просто поражаюсь!

Konstancia: Да уж, напридумывали...

Keller: Идиотов богато...

Вольер: Фамилия генерала Дюма Дави де Ла Пайетри на Триумфальной арке в Париже (шестой сверху во втором столбце слева): Прошу прощения за пятнышки, снег шёл. )

Armande: Небольшой материал под названием Династия Дюма на сайте Дилетант-медиа.

Стелла: Armande , а где искать конкретно. У меня ссылка не открылась, я ее в поисковик загнала, а он выдал массу ссылок.

Armande: Стелла, попробуйте так. http://diletant.media/articles/32312712/. Или ссылка на сам сайт http://diletant.media/. У меня все ссылки работают - проверяла.

Стелла: Вот теперь - получилось. Спасибо.

Стелла: Armande , а знаете, статья эта мне показалась больше похожей на аннотации, которыми теперь снабжают книжки в твердых переплетах. Это, действительно, для тех , кто впервые взялся читать Дюма. И - очень как-то в духе соцреализма. А вот портрет молодого Дюма великолепен. И я впервые подумала - добавить ему усы и эспаньолку, длинные волосы, широкополую шляпу с плюмажем и кружева воротника - и эта румяная физиономия станет лицом Портоса!

Armande: статья эта мне показалась больше похожей на аннотации, которыми теперь снабжают книжки в твердых переплетах. Это, действительно, для тех , кто впервые взялся читать Дюма. Да, совершенно согласна. Дилетант он и есть дилетант. Ссылку эту дала больше для коллекции. И фотографии любопытные.

LS: Сегодня - день смерти Дюма. Спасибо, что он был!

Констанс1: Да будет светла его память! Спасибо папаша Дюма!

Armande: Нам в почтовый ящик бросают районную газету. В сегодняшнем номере обнаружила вот такую заметку По Марьиной роще плыли гондолы: Александра Дюма с помпой чествовали в садах на Новосущёвской



полная версия страницы